Такие ограничения говорят о том, что в аппарате управленческие служащие будут составлять 820 человек, а гражданские сотрудники — только тридцать тысяч. Многим работающим в центрах МЧС России будет предоставлена возможность перейти на другую должность. То есть они полностью работы не лишатся, а просто из военной части будут переведены в гражданскую. Правда, они потеряют некоторые льготы. Именно поэтому и не слишком воодушевлённо принимают последние новости о преобразованиях многие работники МЧС. Не вселяют они оптимизма. В регионах Отдельно обсуждается сокращение центров МЧС в регионах России в 2018 году. Сейчас их одиннадцать, а останется только семь, потому что планируется объединение (слияние) нескольких центров друг с другом, что и лежит в основе всей реорганизации. Этот шаг направлен на улучшение качества работы ведомства в целом. И началось всё не сегодня, а несколько лет назад.

Военные пенсионеры за россию и её вооруженные силы

  • Поощрительные выплаты за особые достижения в службе
  • Надбавка сотрудникам, имеющим высшее юридическое образование и замещающим штатные должности юридической специальности (1 раз в месяц)
  • Денежные компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни
  • Подъемное пособие и суточные при переезде сотрудников на новое место службы в другой населенный пункт
  • Материальная помощь в размере одного оклада денежного содержания 1 раз в год при уходе сотрудника в очередной отпуск
  • Основными выплатами, за которыми необходимо следить и от которых зависят все другие, является оклад денежного содержания, состоящий из должностного оклада и оклада по специальному званию.

Реформа мчс к 2018 году: реорганизация

Система пожарно-спасательной службы Дело в том, что это опять всё то же «новое», которое является даже не вполне забытым старым. В пожарных частях сотрудники считают, что окончательно разваливает и без того бьющуюся в лихорадке систему эта новая реформа МЧС России.

Снятие погон с пожарных (перевод пожарных служб из МВД в МЧС) уже стало шагом к провалу. Подобная «развоенизация» пожарной службы в стране уже была.

Ветераны-пожарные даже помнят, как это было, когда в конце пятидесятых годов с них сняли погоны. После этого СССР просто захлестнула волна ужасающих пожаров.

Внимание

Государство быстро опомнилось и возвратило пожарным и льготы, и погоны. Но переломилась ситуация только более чем через десять лет, к началу семидесятых.


Сейчас правительство наступило на те же грабли.

Реформа мчс россии в 2018 году. структура мчс

Пока данный вопрос госорганы практически не комментируют, но действовать в сторону перемен уже начали. Следующий год может скорректировать многое, сокращение штатов в МЧС в 2018 году затронет, первоочередно, персонал управления и непрофильные для структуры вакансии.

Читайте так же: Неизбежность краха экономики России Планируется, что сотрудники потеряют в численности примерно 10 – 15 процентов существующего штата, это при том, что начало таких действий положено было еще в прошедшем году. Страдают надзорные и гражданские подразделения МЧС. Власти считают, что данные меры не снизят рабочую эффективность Министерства ЧС.
По крайней мере, представители Правительства будут стараться сделать все для действительной оптимизации службы.

Что ожидает мчс в 2018 году?

Инфо

Отметим, что реальных подтверждений таких радикальных изменений на сегодняшний день нет, и пока они выглядят просто как слухи, которые тиражирует ряд СМИ для поднятия своих собственных рейтингов. Предпосылки реформы МЧС к 2018 году Как уже было сказано, никаких официальных заявлений о реформах МЧС к 2018 году пока не последовало, но уже сейчас существует ряд реальных шагов в этом направлении, которые указывают на характер будущих изменений.

Повышение зарплаты пожарным и работникам мчс в 2018 году

Реорганизационные мероприятия ведомства имеют свои преимущества, например, ни к чему количественно разросшееся Министерство, это лишь дополнительные траты на содержание должностных лиц, а всех, кто необходим и важен, непременно сокращения не коснутся. Сокращение в МЧС в стране произойдет по двум направлениям, об этом вещают все последние новости:

  1. Плановое сокращение лиц, находящихся на руководящих постах.

    Это должно сказаться положительным образом на власти ведомства.

  2. При других сокращениях последует замена военных должностей на гражданские. Подвергнутся этому технические и медподразделения, которые далее будут финансироваться из иных источников, нежели сейчас.

Читайте так же: Будет ли повышение зарплаты учителям в 2016 году в России Почему произойдет реорганизация МЧС В обсуждении насущной темы участвуют многие, неравнодушные к судьбам людей и страны.

Реорганизация мчс россии в 2018 году

Второй этап Всероссийского командно-штабного учения МЧС проходит в регионах страны Огнеборцы России отмечают 100-летие советской пожарной охраны Предварительные итоги проверок пожарной безопасности ТЦ подвели в МЧС Спасатели контролируют развитие паводковой обстановки в Центральном региональном центре Глава МЧС Владимир Пучков обратился к пожарным и высказал свое мнение по вопросу Сергея Генина Мне сверху видно всё В России отмечают День космонавтики Спасатели оказывают адресную помощь пострадавшим от паводков Сахалинские спасатели сняли со льдины более 50 рыбаков Сотрудники МЧС России обеспечили безопасность Пасхальных богослужений Глава МЧС потребовал усилить меры безопасности в период сезонных рисков Глава МЧС осмотрел с воздуха территории, попавшие в зону подтопления 17:11 09 Ноября 2015 Ключевые слова: государственная противопожарная служба, МВД, МЧС Версия для печати МЧС-112.
После принятия Федерального Бюджета на 2018 и плановые 2019-2020 годы вступили важные изменения в систему денежного содержания сотрудников МЧС и Государственной противопожарной службы. О том, будет ли повышение зарплаты пожарным в 2018 году, последние новости индексации, размер окладов и другую важную информацию вы узнаете из этого обзора журнала ПрофиКоммент.
Содержание статьи:

  • 1. Зарплаты пожарных в 2018 году
  • 2. Будет ли повышение зарплаты работникам МЧС и пожарным в 2018 году?
  • 3.
    Повышение зарплаты МЧС в 2018 году в России: последние новости

Зарплаты пожарных в 2018 году Как известно, работа у пожарных самая тяжелая и крайне опасная – это доблестные граждане спасают каждый день десятки, сотни, а иногда и тысячи жизней.
Источник в аппарате правительства говорит, что последний год в Кремле согласовывается схема, при которой полномочия МЧС будут поделены между Минобороны и Росгвардией. «Аппаратного веса Пучкова оказалось недостаточно для того, чтобы сохранить министерство», - поясняет собеседник агентства. По его словам, за время работы Пучкова ведомство демонстрировало системные проблемы в работе: президенту много раз лично приходилось вмешиваться в ситуацию с тушением лесных пожаров, наводнениями, паводками.

При сменщике Шойгу участились трагедии с участием сотрудников МЧС: гибель спасательного отряда на шахте «Северная» в республике Коми, катастрофа борта Ил-76, вылетевшего на тушение пожара под Иркутском, гибель главы МЧС по Приморскому краю во время недавнего наводнения. Все это ставит вопрос о целесообразности работы министерства в таком формате, говорят источники издания.

Пожарная охрана переходит из мчс в мвд 2018

Основой для вновь созданной структуры послужит ФСБ, которому передадут в подчинение ФСО (на данный момент охраняет ключевые лица в системе государственного управления) и СВР (деятельность которой по логике вещей гораздо больше согласуется с задачами Министерства обороны). В этом же контексте упоминается и реформирование МЧС как раз к 2018 году.

К счастью, полное расформирование МЧС России к 2018 году проведено не будет, но, скорее всего, функциональные подразделения ведомства поделят между армией и полицией. В частности, те же высокие государственные чины, пожелавшие остаться анонимными, сообщают, что пожаротушение в будущем будет находиться в сфере ответственности МВД, а Минобороны возьмёт на себя более «полевые» задачи, такие как борьба с чрезвычайными ситуациями и спасательные работы.

Продолжается переход на трёхуровневую систему управления: от министерства на федеральном уровне через субъекты в регионах до местного пожарно-спасательного гарнизона. Региональные центры МЧС России исключены из управленческого звена. Продолжается укрупнение. Центральный район теперь с приволжскими регионами, а Сибирь, Дальний Восток и Урал объединены в одну территорию. К Южному центру МЧС присоединился Северный Кавказ. Высвободилось большое количество сотрудников ФПС, военнослужащих, гражданских служащих и персонала, многие из которых направляются на усиление отдельных подразделений.
При этом МЧС обещает выполнить все социальные обязательства перед личным составом.

В МЧС России всерьез взялись за глобальную переработку законодательных и нормативно-правовых актов, касающихся сферы пожарной безопасности. Причиной этому стал масштабный анализ крупных пожаров на объектах с массовым пребыванием людей, проведенный после трагедии в Кемеровском торгово-развлекательном центре «Зимняя вишня». Грядущие изменения затронут законы «О государственном контроле», «О пожарной безопасности», Постановление Правительства «О федеральном государственном пожарном надзоре», а также ряд других тематических актов.

По мнению министерства, основная проблема, приведшая к столь трагическим последствиям, заключается в разрозненности системы государственного контроля в области пожарной безопасности на всех этапах существования объекта – проектировании, строительстве и эксплуатации.

Поэтому внесения важных поправок ожидает непосредственно порядок осуществления пожарного надзора. Само определение объекта, подлежащего проверке изменится, - теперь это будут не организации, а здания, находящиеся в эксплуатации. В связи с этим планируется вообще не уведомлять владельцев зданий и всех юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, обитающих на его территории, о внеплановой проверке. Каждый квартал станут проводиться противопожарные тренировки при участии органов МЧС. При осуществлении мероприятий по экспертизе проектов, выдаче разрешений на строительство и вводе в эксплуатацию зданий с массовым пребыванием людей неукоснительным требованием станет участие органов Госпожнадзора. Контроль за противопожарными системами будет осуществляться как на этапе проектирования (лицензию на этот вид деятельности получит право выдавать и отзывать МЧС России), так и в ходе текущей эксплуатации (видеонаблюдение надзорных органов в онлайн-режиме за их состоянием в организациях).

Конечно же, сразу же последуют изменения и подзаконных актов, в том числе многочисленных технических регламентов в области пожарной безопасности. К тому же, для исполнения новых требований понадобится привлечение значительного кадрового и финансового резерва.

Стоит отметить, что в систему риск-ориентированного подхода в сфере пожарной безопасности также будут внесены поправки, касающиеся добавления категории «чрезвычайно высокого риска» с периодичностью проверок 1 раз в год. К объектам такого уровня категорирования отнесут детские сады, школы, детские лагери, школы-интернаты, детские дома. Пока они относятся к категории высокого риска, соответственно плановые проверки проводятся с периодичностью раз в 3 года. Хотя перед началом каждого учебного года школы и детские сады проходят так называемую «приемку». Комиссия, назначенная распоряжением главы муниципального района, в состав которой обязательно вхоят и представители МЧС, проверяет готовность учреждений к началу занятий.

Для ознакомления с необходимыми требованиями такого мероприятия в области пожарной безопасности, мы отыскали свежий акт проверки готовности общеобразовательного учреждения, находящийся в свободном доступе на официальном сайте управления образования одного из регионов страны. Надзору подлежат проверка сопротивления изоляции электросети и заземления электрооборудования; наличие и состояние противопожарного оборудования (пожарные краны, рукава, огнетушители и другие средства борьбы с огнем), а также выполнение правил противопожарной безопасности. Таким образом, круг поднадзорных вопросов очень мал по сравнению с программой стандартной проверки Госпожнадзора.

Силовые структуры РФ в последнее десятилетие переживают многие перемены, и ещё будет продолжаться реформа МЧС, что на сегодняшний день является главной из новостей. Представители власти уведомляют, что эта модель должна получиться наиболее успешной, а её воплощение даст некий шаблон для того, чтобы оптимизировать деятельность других силовых государственных структур. Известно, что реформа МЧС включила в себя подход риск-ориентации, то есть метод предупреждения при развитии разнообразных Также запланирован отказ от штрафов, а деятельность сотрудников данной организации будет стимулироваться поощрениями и предупреждениями.

Особенности реформы

Реформа МЧС получила основную предпосылку к реорганизации с преобразованием военизированных ведомств, состоялась ликвидация ФСКН с передачей её функций полиции. Это было проделано с целью оптимизации работы данной структуры, поскольку вокруг неё постоянно возникали различные недопонимания и даже скандалы, бросающие тень на правительство страны. По этому же сценарию прошёл и роспуск ФМС, несмотря на то что ее деятельность и не была подвержена особым сомнениям.

Всё это происходило в настолько плотном графике, что нет удивлений, что общество живо интересуется, как далее будет проходить реформа МЧС. Последние новости о больших волнуют особенно. Эта реорганизация вполне может затронуть и МВД со всеми подразделениями. Создана Нацгвардия, и перемены, судя по всему, ждут значительные. Главное управление время от времени извещает о произошедших изменениях. Специальные подразделения прошли всевозможные комбинирования с переменой командования, но это, конечно же, далеко не всё. Структура МЧС и в следующем году будет видоизменяться.

Экономия

Все понимают, что существующий экономический кризис действует на все отрасли, предприятия и организации, и силовые структуры здесь тоже не исключение. Именно кризисом и спровоцировано сокращение штатов в МЧС России. Вся реорганизация ведомства в 2018 году будет направлена именно на экономию.

Более того, уже несколько лет большая часть силовых ведомств проводит такую политику, экономя бюджетные средства. Удивительного в этом ничего нет. Бюджет финансово не слишком стабилен, и необходимо эту проблему решать, чем Главное управление МЧС России в данный момент и занято.

Сокращения

Финансовая политика сегодня является невероятно важной, даже самой неотложной деятельностью государства. Любое нарушение законом установленных правил влечёт штрафы должностным лицам, привлечение к ответственности. Это же касается и дисциплинарных проступков.

Именно поэтому структура МЧС сегодня значительно сокращает число сотрудников в основном составе. Многие представители администрации в управлении ведомства свою работу уже потеряли. И реформа МЧС России в 2018 году будет продолжаться в этом же направлении: планируется уволить до десяти процентов состава в надзорных подразделениях, до пятнадцати процентов гражданских служащих МЧС.

Законопроект

Официальных заявлений органы МЧС России по поводу реформы пока не давали, но правительственные действия подсказывают, какого плана будут происходить изменения в этой силовой структуре. Более всего обсуждается законопроект, регулирующий увольнения сотрудников, поскольку согласно законопроекту количество работающих в этой организации превышать число 288 тысяч не должно.

Такие ограничения говорят о том, что в аппарате управленческие служащие будут составлять 820 человек, а гражданские сотрудники - только тридцать тысяч. Многим работающим в центрах МЧС России будет предоставлена возможность перейти на другую должность. То есть они полностью работы не лишатся, а просто из военной части будут переведены в гражданскую. Правда, они потеряют некоторые льготы. Именно поэтому и не слишком воодушевлённо принимают последние новости о преобразованиях многие работники МЧС. Не вселяют они оптимизма.

В регионах

Отдельно обсуждается сокращение центров МЧС в регионах России в 2018 году. Сейчас их одиннадцать, а останется только семь, потому что планируется объединение (слияние) нескольких центров друг с другом, что и лежит в основе всей реорганизации. Этот шаг направлен на улучшение качества работы ведомства в целом. И началось всё не сегодня, а несколько лет назад. И отзывы работающих рядовых сотрудников МЧС об этом начинании совсем не радужные. На самом деле нововведения, появившиеся не так давно, имели предпосылкой опять же нехватку средств даже для выплаты зарплаты ведомственным работникам.

Самое обидное было то, что задержка произошла именно перед новогодним праздником, и это чрезвычайно расстроило сотрудников. Но главное расстройство было у них впереди. Пресса массированно начала вбрасывать информацию о премиях, которые выписали себе представители власти ведомства, и размер их был впечатляющ - до трёх миллиардов рублей в общей сложности. Можно было по нескольку раз выдать заработную плату всем рядовым сотрудникам ведомства. Сегодня ситуация прояснилась и виновные наказаны, однако региональные центры пришлось объединять на волне недовольства служащих.

Автономность

При обсуждении появляющейся информации о реформировании МЧС акцент делается и на том, что многие отделы будут работать в автономном режиме. Что это значит? Заключается автономность в том, что каждое ведомство будет само себя обеспечивать в плане финансирования, то есть добывать заработок рыночными отношениями, предоставляя населению обширный пакет платных услуг. То есть эти центры списаны с довольствия полностью. Не будут построены новые помещения, намечен лишь ремонт имеющихся, причём силами и за счёт опять же заработанного платными услугами.

Это то, что касается пессимистических новостей. Положительные новости тоже присутствуют, но их, естественно, гораздо меньше. Вернее сказать, пока такая новость только одна, и та, прямо скажем, несколько однобока. Планируется увеличивать финансовую поддержку сотрудников при обзаведении новой недвижимостью, руководящим составом обещаны средства на помощь в оплате ипотечных кредитов. Но такая поддержка не будет оказываться всем подряд, только наиболее нуждающимся. Как будут проводиться поиски критерия особо сильной нужды, по каким принципам - не уточняется.

Первые выводы

Всё вышеописанное позволяет сделать весьма неутешительные выводы о реформе МЧС России. Повод для волнения есть и у каждого человека, не относящегося к данным структурам, поскольку именно МЧС помогает населению в случае стихийных и прочих бедствий. Теперь у этой помощи гораздо меньше средств, гораздо больше расстояний (как долго будут лететь вертолёты из самого центра Сибири, случись что на Урале?), и почти совсем нет никаких стимулов для честного выполнения спасательных работ.

Направленность реформ, конечно, ясна: планируется уменьшение расходных статей бюджета данного ведомства. Эксперты говорят, что ничего плохого ожидать не стоит, но отзывы рядовых сотрудников МЧС в интернете говорят об обратном. Все необратимые изменения уже начались. Практически всем написавшим эти отзывы больно от того, что образцово-показательное ведомство разрушается прямо на глазах. Конечно, на все процессы, протекающие в стране, влияют социально-экономические условия, но лучше бы эти преобразования не были столь масштабны.

Система управления

Однако из Главного управления МЧС России информация приходит другого плана. Говорят о том, что сокращение количества сотрудников одновременно усиливает возможности реагирующих подразделений. Продолжается переход на трёхуровневую систему управления: от министерства на федеральном уровне через субъекты в регионах до местного пожарно-спасательного гарнизона.

Региональные центры МЧС России исключены из управленческого звена. Продолжается укрупнение. Центральный район теперь с приволжскими регионами, а Сибирь, Дальний Восток и Урал объединены в одну территорию. К Южному центру МЧС присоединился Северный Кавказ. Высвободилось большое количество сотрудников ФПС, военнослужащих, гражданских служащих и персонала, многие из которых направляются на усиление отдельных подразделений. При этом МЧС обещает выполнить все социальные обязательства перед личным составом.

О чём беспокоится население

Безопасности в жизнедеятельности населения ничто не угрожает, как говорят в Главном управлении, поскольку реагирующие подразделения остаются на своих местах и в Приволжье, и на Урале, и на Дальнем Востоке, и на Северном Кавказе. Однако всё, что летает, с Урала, например, переведено глубоко в Сибирь.

Отсюда вопрос: каким образом пожарная часть МЧС будет нести службу по предназначению в случаях, например, лесного пожара в Уральских горах, поисков на местности, которые нужны почти постоянно, и тому подобного? Да и до Уссурийска из Красноярска тоже так быстро не долететь.

Подробности

В Красноярске завершается создание авиационно-спасательного центра, комплексного - на базе регионального. Его положение будет, можно сказать, завидным. В планах дооснащение центра вертолётными эскадрильями Ми-8 и Ми-26, самолётами для тушения пожаров Бе-200ЧС и Ил-76. В задачах укрупнённого центра и реализация программы "Глобальный радиус" под эгидой ООН, которая относится к прикрытию всего Азиатско-Тихоокеанского региона. Сибирский поисково-спасательный отряд, аттестованный по международному методу INSARAG, станет примером для создания таких же точно подразделений и в других округах.

Также в планах сокращение численности центров управления по кризисным ситуациям в том же Красноярске, Хабаровске, Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге, Севастополе, Пятигорске и в остальных регионах. Часть их функций будет передана межрегиональным центрам. Реорганизовались и шестьдесят пять региональных подразделений противопожарной службы. Сотрудники пишут петиции правительству и собирают подписи в интернете по поводу создавшегося в этих службах бедственного положения.

Система пожарно-спасательной службы

Дело в том, что это опять всё то же "новое", которое является даже не вполне забытым старым. В пожарных частях сотрудники считают, что окончательно разваливает и без того бьющуюся в лихорадке систему эта новая реформа МЧС России. Снятие погон с пожарных (перевод пожарных служб из МВД в МЧС) уже стало шагом к провалу. Подобная "развоенизация" пожарной службы в стране уже была. Ветераны-пожарные даже помнят, как это было, когда в конце пятидесятых годов с них сняли погоны.

После этого СССР просто захлестнула волна ужасающих пожаров. Государство быстро опомнилось и возвратило пожарным и льготы, и погоны. Но переломилась ситуация только более чем через десять лет, к началу семидесятых. Сейчас правительство наступило на те же грабли. Пожарная часть МЧС не может иметь гражданских, работающих по контракту, там должна быть дисциплина более чем военная, как всегда и было. Так считают специалисты, которые выезжают и вылетают по первому зову и постоянно рискуют своей жизнью.

Оперативность под вопросом

Не понизит ли в результате реформы эффективность аварийно-спасательная служба, не станет ли она ниже уровня сегодняшнего дня? Даже если "боевая" часть под сокращение не попадёт, реорганизация руководства вполне в состоянии снизить организованность этой службы, что приведёт к более долгому времени реагирования на вызовы и понижению всей оперативности в целом. А это человеческие жизни! (Вспомним Крымск.) Ведомство обязательно должно оставаться единым, как считают эксперты.

Также абсолютно необходимо увеличение заработной платы рядовым сотрудникам МЧС. Молодые специалисты уже довольно продолжительное время либо не приходят на эту работу, либо быстро покидают её. Опытные же сотрудники уходят куда угодно, во вневедомственную охрану например. И причина ясна. не только требует многих знаний и умений, она не только очень сложна. Она по-настоящему опасна. И это несправедливо, когда человек, каждый день спасающий чужие жизни, в своей жизни едва концы с концами сводит. А государственное обеспечение работников МЧС весьма слабое.

Структура

В Центральном аппарате МЧС: министр и четыре его заместителя (включая статс-секретаря), главные военный эксперт и инспектор по пожарному надзору. Среди одиннадцати департаментов МЧС следующие:

  1. Капитального строительства и инвестиций.
  2. Финансово-экономический.
  3. Международной деятельности.
  4. Кадровой политики.
  5. Организационно-мобилизационный.
  6. Надзорной деятельности.
  7. Административный.
  8. Тыла и вооружения.
  9. Гражданской защиты.
  10. Территориальной политики.
  11. Пожарно-спасательных сил, пожарной охраны, гражданской обороны.

Кроме того, функционируют одиннадцать управлений:

  1. Военизированных горноспасательных частей.
  2. Правовое.
  3. Информации.
  4. Защиты информации, обеспечения безопасности.
  5. Контрольно-ревизионное.
  6. Медицинского и психологического обеспечения.
  7. Федеральной поддержки регионов.
  8. Авиационно-спасательных технологий и авиации.
  9. Преодоления последствий радиационных катастроф и аварий.
  10. Инспекции маломерных судов.
  11. Научно-техническое.

В центральном аппарате МЧС - девять департаментов, девять управлений и один отдел (информационный).

МЧС России разработан пакет законопроектов, принятие которых позволит повысить уровень пожарной безопасности объектов с массовым пребыванием людей. Об этом сообщил сегодня главный государственный инспектор РФ по пожарному надзору – директор Департамента надзорной деятельности и профилактической работы Ринат Еникеев на пресс-конференции, которая состоялась накануне 91-й годовщины со дня образования Государственного пожарного надзора.

МЧС России предлагает вернуть Госпожнадзор на все этапы процесса строительства зданий, начиная с контроля при выборе площадок для строительства, проектно-сметной документации и заканчивая вводом объекта в эксплуатацию. Кроме того, в случае принятия законопроекта пожарные инспекторы смогут проверять здания целиком, а не отдельные в них помещения, принадлежащие разным юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, как это предусмотрено действующим законодательством. Планируется, что устанавливать требования пожарной безопасности должно исключительно МЧС России, а не другие министерства и ведомства. Подготовленные МЧС России законопроекты проходят согласование с заинтересованными федеральными органами власти.

В настоящий момент особенно остро стоит вопрос о пожарной безопасности объектов с массовым пребыванием людей.

«Всего предстоит проверить около 90 тысяч таких объектов, из них почти на 70 тысячах объектов проверки уже прошли, – сказал Ринат Еникеев. – Практически на каждом втором выявлены нарушения – всего почти 280 тысяч нарушений. При этом на 700 объектах установлены нарушения противопожарных требований, устранение которых требует значительных материальных затрат и возможно лишь в ходе их реконструкции».

Судами приняты решения о приостановке эксплуатации 458 объектов. Деятельность 294 зданий, детских игровых зон и кинозалов уже приостановлена.

Основными задачами Госпожнадзора сегодня являются: снижение риска возникновения пожаров и их количества, минимизация ущерба, а также снижение количества погибших. За пять лет количество пожаров снижено на 33 %, количество погибших на них людей – на 18 %, число травмированных – на 23%.

Сегодня почти 70% пожаров и 90% случаев гибели людей на них происходят в жилом секторе. Это требует более активной профилактической работы с населением, в системе образования и здравоохранения, в социальной сфере.

Кроме того, более пристального внимания инспекторов требуют подконтрольные МЧС России объекты, отнесенные к высокой степени риска. Их насчитывается свыше 125 тысяч. В связи с этим планируется увеличить штат инспекторов государственного пожарного надзора.

«Инспекторы работают с учетом риск-ориентированного подхода. Их основная задача не наказать, а дать рекомендации и разъяснить, как обеспечить пожарную безопасность. Увеличить численность сотрудников планируется для того, чтобы система профилактики и предупреждения работала эффективно», - подчеркнул Ринат Еникеев.

Перед МЧС России поставлена серьезная задача обеспечить до 2018 года снижение количества погибших, травмированных и пострадавших в результате ЧС и пожаров людей на 10 процентов, а к 2025 году - на 30 процентов. О том, как этого собираются достичь, а также о новых подходах в работе с бизнесом и населением в интервью "Российской газете" рассказал директор департамента надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России Сергей Кададов.

В этом году службе Государственного пожарного надзора исполняется 90 лет. За это время решено немало задач. Но, пожалуй, сейчас впервые надзор начинает меняться кардинально, переключаясь с репрессивного характера работы на партнерский и профилактический. Как продвигается эта реформа?

Сергей Кададов: Да, 90-летие - это солидный и зрелый возраст. Хотя по большому счету пожарная безопасность и надзор за ней начали развиваться еще в средние века вместе со строительством городов.

Если брать современную историю, то в 2015 году мы вошли в перечень пилотных надзорных органов, которые стали площадкой для Открытого правительства по реформе и реорганизации контрольно-надзорной деятельности.

С 2016 года у нас начался новый этап развития, который был нацелен на смену приоритетов. Руководством министерства была поставлена задача поменять репрессивный метод сути надзорных органов на метод партнерских отношений. В 2016 году мы выпустили постановление совместно с Открытым правительством и минэкономразвития, в котором классифицировали все наши поднадзорные объекты по пяти классам риска.

То есть по сути ввели риск-ориентированный подход?

Сергей Кададов: Совершенно верно. Благодаря ему уже в 2017 году мы вывели из-под надзора более семисот тысяч объектов, которые попали в слабую степень риска.

То есть это объекты, которые не несут никакой угрозы ни для тех, кто там бывает, ни для окружающих. И в то же время выбрали для пристального надзора две самые сложные категории - высокого и значительного риска, которые мы должны проверять раз в три и в четыре года. По всем остальным объектам мы определили сроки посещения инспекторами в 7 и 10 лет.

Кроме того, мы ушли от палочной системы, когда инспектор должен был составить большое количество протоколов. Теперь мы поменяли оценку эффективности деятельности органов надзора.

Основными критериями стали показатели, которые характеризуют в целом защищенность населения. Это и снижение количества пожаров, и снижение числа погибших, снижение материального ущерба от пожаров и ряд других показателей. Более того, в новом Административном регламенте по надзору за выполнением требований пожарной безопасности основной формой деятельности инспектора определена профилактика. Причем инспектор должен объяснить, показать, рассказать, как проще и, может быть, даже экономичнее объект, здание или помещение защитить.

Проверок и давления на бизнес при этом стало меньше или больше?

Сергей Кададов: На порядок меньше.

Мы, в принципе, сегодня запретили в приказном порядке проверять малый и средний бизнес. Наш второй приоритет в работе - это как раз активное снижение административной нагрузки на бизнес. При этом высвободившееся от проверок время мы теперь стараемся тратить на профилактические меры.

Сегодня для каждого субъекта России разработана своя программа профилактики, где прописаны все возможные риски и порядок профилактических рейдов на весь год, начиная с весенних паводков и заканчивая зимними каникулами. Кроме того, мы стараемся привлекать к профилактической работе, особенно летом, представителей общественных организаций и органов исполнительной власти.

Как итог - по сравнению с 2015-2016 годами, мы имеем положительную динамику и по снижению количества пожаров - почти на пять процентов, и по снижению погибших - около шести процентов.

Как вы думаете, насколько еще удастся увеличить эту положительную тенденцию?

Сергей Кададов: Если говорить на далекую перспективу, то еще в 2016 году мы в рамках стратегического планирования разработали совместно с Открытым правительством паспорт стратегического развития органов надзорной деятельности до 2025 года. Например, мы планируем, что количество пожаров и погибших к 2025 году должно сократиться на 30 процентов. Кроме того, согласно паспорту, мы постепенно заменяем надзорные функции на профилактические. И хотим, чтобы к концу 25-го года этот блок кратно преобладал над надзорными мероприятиями в соотношении 70 к 30.

Ваши поднадзорные, в частности бизнесмены, уже поняли, что профилактика для них гораздо интересней, чем тотальный контроль и штрафы? Или им проще по старинке - заплатить штраф и жить спокойно до следующей проверки?

Сергей Кададов: Когда мы только начали эту работу, все воспринималось с опаской, особенно со стороны представителей малого и среднего бизнеса. Боялись, что придут к инспектору на консультацию, расскажут о своих проблемах и недостатках, а он им в ответ - штрафы и административные санкции.

Но мы постепенно доказали, что у нас нет никаких репрессивных задач. Сегодня работа выстраивается двусторонняя, обоюдная, и мы не всегда успеваем полностью охватить всех желающих, кто хотел бы получить консультации сотрудника ГПН. У нас на сайте не так давно заработал онлайн сервис, который сопровождает реформу контрольно-надзорной деятельности. На него поступает, например, много вопросов от начинающих предпринимателей, которые взяли в аренду здание или помещение, и не всегда знают, где права и обязанности собственника, а где арендатора.

Мы стараемся разъяснить все вопросы, даже вплоть до того, как правильно составить договор аренды.

Поставлена задача поменять репрессивный метод работы надзорных органов на метод партнерских отношений

В последние годы МЧС России очень активно выходит на международный уровень, сотрудничая с зарубежными службами. Органы пожарного надзора наверняка тоже принимают в этом участие?

Сергей Кададов: Действительно, у нас взаимодействие всегда тесное. Именно на уровне служб экстренного реагирования по разного рода видам опасности и угроз. В июне в рамках Евразийского экономического союза мы приняли технический регламент, который определяет требования к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения. Он будет распространяться на все государства, которые входят в Евразийскую экономическую зону.

И в следующие полтора года мы должны совместно с нашими коллегами принять единые нормы, стандарты и требования к продукции, которая будет перемещаться не только у нас в Российской Федерации, но и по всей Евразийской зоне.

В год юбилея государственного пожарного надзора что бы вы пожелали коллегам?

Сергей Кададов: Хочется пожелать крепкого здоровья и терпения. У нас очень непростая, сложная миссия. С одной стороны, она не всегда заметна, как работа наших оперативных экстренных служб, которые тушат пожары и ликвидируют последствия ЧС. Наша работа связана с тем, чтобы этого не происходило. Второе, что хочется пожелать, - чтобы в семьях наших сотрудников всегда царили благополучие и уют.

И, приходя домой, они испытывали комфорт и самые теплые добрые чувства. И вообще, чтобы нашему инспектору было проще работать с населением, которое воспринимало бы его как друга, помощника, консультанта.

Актуально

Сергей Кададов: работа инспектора часто не видна, но именно это говорит о ее отличном исполнении. Фото: Константин Завражин / РГ

С 2016 года в рамках совершенствования контрольно-надзорной деятельности Государственного пожарного надзора МЧС исключены надзорные мероприятия в отношении всех субъектов малого предпринимательства.

Система риск-ориентированного подхода при осуществлении надзора позволила сократить количество проверок за два последних года на 40 процентов. В два раза сокращено количество принимаемых административных мер. Эти тенденции сохранились и в первом полугодии 2017 года. Количество плановых проверок снижено на 34,4 процента, внеплановых - уменьшено на 34,6 процента.

В рамках повышения правовой грамотности населения и бизнеса введена практика ежеквартальных публичных обсуждений правоприменительной практики органов надзорной деятельности на федеральном и региональном уровне.

Проводимая системная работа обеспечила в среднем ежегодное снижение количества чрезвычайных ситуаций и пожаров на 4 процента, число погибших людей - на 7 процентов, травмированных - на 5 процентов.