Машиностроение - одна из ведущих отраслей тяжелой индустрии Российской Федерации. Создавая наиболее активную часть основных производственных фондов - орудия труда, машиностроительная промышленность в значительной степени оказывает влияние на темпы и направления научно - технического прогресса в различных отраслях народного хозяйства, на рост производительности труда и другие экономические показатели, определяющие эффективность развития общественного производства.

На долю машиностроения приходится около 1/5 объемов производства товарной продукции промышленности России, более 1/4 стоимости основных промышленно-производственных фондов. Ассортимент выпускаемой продукции российского машиностроения отличается большим разнообразием, что обуславливает глубокую дифференциацию его отраслей и существенно влияет на размещение отдельных видов продукции.

В структуре машиностроения насчитывается 19 крупных комплексных отраслей, более 100 специализированных подотраслей и производств.

К комплексным отраслям, сходным по технологическим процессам и используемому сырью, относят: тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение; электротехническую промышленность; химическое и нефтяное машиностроение; станкостроительную и инструментальную промышленность; тракторное и сельскохозяйственное машиностроение; машиностроение для легкой и пищевой промышленности.

Машиностроение занимает важное место в экономике крупных экономических районов.

Машиностроительный комплекс отличается широким развитием межотраслевых и внутриотраслевых связей, основанных в значительной мере на производственном кооперировании. Его связи с другими межотраслевыми комплексами служат одним из важнейших условий функционирования единого народнохозяйственного комплекса РФ. Выпуская орудия труда для различных отраслей народного хозяйства, он реализует достижения научно-технического прогресса, обеспечивая комплексную модернизацию и автоматизацию производства.

Количественный рост машиностроительного комплекса сопровождался значительными качественными сдвигами, особенно в структуре и территориальной организации производства. Борисов, В., Балагурова, Е. Машиностроительный комплекс: посткризисное развитие. // Экономист, 2001. - №12. - с. 30-35

Машиностроительному комплексу принадлежит ключевая роль в осуществлении научно-технической революции. Массовое изготовление техники новых поколений, способной дать многократное повышение производительности труда, открыть путь к автоматизации всех стадий производства.

Среди отраслей машиностроения, как уже отмечалось ранее, выделяют тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение. Рассмотрим продукцию, которую они выпускают.

Тяжелое машиностроение относится к материалоемким отраслям с большим потреблением металла и относительно малой трудоемкостью. К тяжелому машиностроению относят производство металлургического, горношахтного, крупноэнергетического, подъемнотранспортного оборудования, кузнечно-прессовых машин, тяжелых станков, крупных морских и речных судов, локомотивов и вагонов. Тяжелое машиностроение ориентируется на сырьевую базу и районы потребления. Например, производство металлургического и горношахтного оборудования размещается, как правило, вблизи мталлургических баз и в районах потребления готовой продукции. Так, центры тяжелого машиностроения сформировались на Урале («Уралмаш» в Екатеринбурге), в Сибири («Сибтяжмаш» в Красноярске).

Тяжелое машиностроение производит 60% товарной продукции отрасли. Для этой отрасли характерны как предприятия законченного производственного цикла, самостоятельно осуществляющие заготовку, обработку и сборку деталей и узлов, так и заводы, сочетающие эти операции с монтажом поступающих в порядке кооперированных связей деталей, агрегатов и секций. В составе отрасли наряду с узкоспециализированными заводами действуют и универсальные, выпускающие разные виды продукции.

Среди отраслей тяжелого машиностроения важную роль играет энергетическое машиностроение, представленное производством мощных паровых турбин и генераторов, гидротурбин и паровых котлов. Оно размещается в основном в крупных центрах развитого машиностроения, где работают высококвалифицированные кадры.

Энергетическое машиностроение также производит: реакторы для атомных электростанций, мощные дизели для судов, дизели для тепловозов и электростанций и т.д.

Российское энергетическое машиностроение является одной из наиболее благополучных отраслей отечественного машиностроения, что подтверждается отсутствием спада производства уже в 1996-1997 гг. на ведущих предприятиях - производителях энергетического оборудования, а также стабильной прибыльностью. Орлов, В.П. Сырьевая база машиностроения в условиях глобализации экономики. // Экономист, 2002. - №2.- с.28

Оценивая современное состояние отечественного энергетического машиностроения, а в первую очередь следует отметить изменение статуса российских производителей на отечественном рынке по сравнению с началом 90-х гг. В то время большинство предприятий отрасли находилось в кризисном состоянии, что создало транснациональным компаниям, выпускающим энергооборудование благоприятные условия для закрепления на рынке России. Такие мировые гиганты, как Siemens, ABB, General Electric практически полностью захватили рынок энергетического оборудования, поставляя свою продукцию для строительства новых и реконструкции существующих ТЭЦ, ГЭС, АЭС. В подобных условиях российскому энергетическому машиностроению отводилась роль вспомогательного производства. Среди основных причин такой ситуации можно назвать отсутствие у предприятий достаточных инвестиционных ресурсов для модернизации технологического оборудования, а также разрыв традиционных связей с партнерами.

В последние годы наблюдается перелом ситуации в пользу отечественных предприятий. Активность западных производителей энергооборудования в России снижается в результате роста конкурентоспособности отечественных предприятий, и такие западные концерны, как Siemens, ABB, уже рассматривают российские компании в качестве партнеров и инвестируют в их развитие значительные средства.

Главную роль в оздоровлении ситуации в отрасли сыграло объединение в середине 90-х гг. ведущих производителей энергооборудования в единую организационную структуру - финансово-промышленную группу «Энергомашкорпорация». (ЭМК), которая сегодня полностью контролирует отечественное энергомашиностроение и борется за получение заказов не только на территории России и стран СНГ, но и на мировом рынке. В результате у предприятий, обедненных в ЭМК стабильными технологическими связями, появились возможности для получения крупных комплексных заказов на энергетическое оборудование как со стороны отечественных, так и зарубежных заказчиков. Кроме того, участие инвестиционных программ, финансируемых ЭМК, позволяет компаниям - участникам модернизировать производственное оборудование, что существенно расширяет их экспортный потенциал увеличивая шансы на победу в международных тендерах на поставку энергооборудования. Функционирование в рамках ФПГ также позволяет получать более выгодные условия, что особенно важно при конкуренции с мощными европейскими промышленными корпорациями.

Несмотря на определенные успехи, за последние 10 лет наша доля мирового рынка энергетического оборудования сократилась с 12% до 3-4%. Вернуться на ранее достигнутый уровень - вполне возможная задача.

Среди транспортного машиностроения можно выделить следующие подотрасли: судостроение, производство тепловозов, электровозов, вагонов.

Тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение отличается большой капиталоемкостью и трудоемкостью продукции. Сложная продукция требует разнообразной по профессиям и квалифицированной рабочей силы. Можно сделать вывод о том, что данная отрасль во многом зависит от трудовых и финансовых ресурсов. Лишь тяжелое машиностроение отличается меньшей трудоемкостью. Региональная экономика: Учебник для вузов / Т.Г. Морозова, М.П. Победина, Г.Б. Поляк и др. / Под ред. проф. Т.Г. Морозовой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. - 472 с.

Говоря о машиностроительной отрасли, в частности о тяжелом, энергетическом и транспортном машиностроении, нельзя не сказать о ее значении для обеспечения безопасности и обороноспособности страны. И в первую очередь, это связано с тем, что эти отрасли создают конкурентоспособную военную продукцию, продукцию оборонного значения.

    Оценивая современное состояние отечественного энергетического машиностроения, в первую очередь следует отметить изменение статуса российских производителей на отечественном рынке по сравнению с началом 90-х годов. В то время большинство предприятий отрасли находилось в кризисном состоянии, что создало транснациональным компаниям, выпускающим энергооборудование, благоприятные условия для закрепления на рынке России. Такие мировые гиганты, как Siemens, ABB, General Electric, Westinghouse Electric, практически полностью захватили рынок энергетического оборудования, поставляя свою продукцию для строительства новых и реконструкции действующих ТЭЦ, ГЭС, АЭС. В подобных условиях российскому энергомашино-строению отводилась роль вспомогательного производства. Среди основных причин этого можно назвать отсутствие у предприятий достаточных инвестиционных ресурсов для модернизации технологического оборудования и повышения качества продукции, а также разрыв традиционных связей с партнерами.
    В последние годы наблюдается перелом создавшейся ситуации в пользу отечественных предприятий: иностранные концерны все чаще признают российские компании достойными конкурентами и вступают с ними в партнерские отношения. При этом им приходится инвестировать в российское энергетическое машиностроение. Так, в рамках инвестиционной программы Ленинградский металлический завод (ЛМЗ) получил от фирмы Siemens, участвовавшей в его приватизации, 20 млн долл., а - 12 млн долл. Более того, в последнее время связка ЛМЗ - Siemens уже пытается работать не только на российском рынке, но и в Китае, странах Восточной Европы и в Финляндии.
    Главную роль в оздоровлении ситуации в отрасли сыграло объединение ведущих производителей энергооборудования в единую организационную структуру - финансово-промышленную группу (ЭМК), которая сегодня полностью контролирует отечественное энергомашиностроение и борется за получение заказов не только на территории России и стран СНГ, но и на мировом рынке.

СОСТАВ И СТРУКТУРА ОТРАСЛИ

    Энергетическое машиностроение России в целом насчитывает более 50 предприятий (из них около 30 - участники ЭМК). Однако, на наш взгляд, реальный интерес для оценки картины в отрасли представляют в основном стабильно функционирующие крупные компании (рис. 1). К ним в первую очередь относятся предприятия - лидеры ЭМК, расположенные в Санкт-Петербурге:

  • АО (ЗТЛ).
        Вторую группу образуют менее известные участники ЭМК (их около 27):
  • АО, Белгород;
  • АО, г. Подольск Московской обл.;
  • АО, г. Чехов Московской обл.;
  • АО, Екатеринбург;
  • АО, Ростовская обл.;
  • АО, Барнаул, и др.
        Третью группу составляют предприятия, не входящие в ЭМК, но стабильно работающие и представляющие интерес:
  • АО, Ростовская обл.;
  • АО, Новосибирск;
  • АО, г. Калуга;
  • АО, Санкт-Петербург;
  • АО, Санкт-Петербург, и др.
        В структуре энергетического машиностроения можно выделить следующие виды производственной деятельности:
  • производство турбинного оборудования (ЛМЗ, Завод турбинных лопаток, Калужский турбинный завод);
  • выпуск электрических машин и электротехнического оборудования (, Уралэлектротяжмаш, Элсиб);
  • производство котельного оборудования (Подольский машиностроительный завод, Белэнергомаш, Сибэнергомаш);
  • производство трубопроводов, арматуры, труб и их элементов для энергетики и других отраслей промышленности (Чеховэнергомаш, Белэнергомаш, Сибэнергомаш, Завод турбинных лопаток, Невский завод);
  • производство уникального насосного оборудования, тягодутьевых машин (ЛМЗ, Невский завод, Сибэнергомаш, Уралгидромаш);
  • металлургическое производство (ЛМЗ, Завод турбинных лопаток, Пролетарский завод и др.);
  • выпуск специального оборудования для АЭС (ЭМК-Атоммаш, Петрозаводскмаш, Подольский машиностроительный завод);
  • комплексное проектирование электроэнергетических объектов (ЭМК в целом).

    ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОИЗВОДСТВА

        На состояние производственной сферы большинства российских предприятий энергетического машиностроения негативное влияние оказывают следующие факторы:

  • высокая степень износа технологического оборудования, не позволяющая удерживать качество выпускаемой продукции на уровне мировых стандартов;
  • отсутствие достаточных собственных средств для модернизации производственной базы;
  • нестабильность технологических связей в рамках некогда единого производства.
        В последние годы наметились серьезные предпосылки к коренному изменению состояния отраслевого производства в сторону улучшения. Определяющим фактором здесь стало объединение в середине 90-х годов ведущих российских производителей энергооборудования в финансово-промышленную группу. Последнее обусловлено главным образом необходимостью создания единой технологической цепочки, в рамках которой эффективность деятельности ее участников значительно возрастает.
        В результате у компаний, объединенных в ЭМК стабильными технологическими связями, появились возможности для получения крупных комплексных заказов на энергетическое оборудование со стороны как отечественных, так и зарубежных предприятий. Кроме того, участие в инвестиционных программах, финансируемых ЭМК, позволяет компаниям-участникам модернизировать производственное оборудование, что существенно расширяет их экспортный потенциал, увеличивая шансы на победу в международных тендерах на поставку энергооборудования. Функционирование в рамках ФПГ также позволяет получать более выгодные условия финансирования, что особенно важно при конкуренции с мощными европейскими промышленными корпорациями, имеющими высокий международный кредитный рейтинг.
        Динамика объемов выпуска продукции ведущих предприятий энергетического машиностроения характеризуется прежде всего прекращением спада производства, что на фоне общего кризиса промышленности положительно характеризует состояние отрасли. Общей тенденцией 1997 г. стало стабильное увеличение объемов производства. В частности, производственная программа предприятий ЭМК в целом выросла на 21%. При этом потенциал реального роста в будущем далеко не исчерпан. Среди лидеров по темпам прироста объемов товарного выпуска в 1997 г. следует выделить АО, увеличившее производство до 612 млрд неденоминир. руб. (53,4%), а также АО, объем его выпуска возрос на 30,2% - с 430,2 млрд руб. в 1996 г. до 560,3 млрд в 1997 г.
        Перспективы развития производства российского энергомашиностроения, на наш взгляд, - в специализации производственной базы каждого отдельного предприятия на определенной группе продукции. Подобная политика активно разрабатывается и начинает применяться Энергомашкорпорацией для своих компаний.
        В настоящее время производственные программы большинства отечественных производителей энергетического оборудования относительно высоко диверсифицированы (рис. 2). Такие крупнейшие предприятия, как ЛМЗ, Уралэлектротяжмаш, выпускают оборудование практически для всех типов энергопроизводств.
        Планы 1998 г. предусматривают реорганизацию производственных сфер деятельности основных компаний - участников ЭМК с целью их узкой специализации. Это позволит отечественным предприятиям конкурировать не между собой, а, ориентируясь на комплексные заказы, оказать достойную конкуренцию мировым лидерам машиностроения - Siemens, ABB, Inexa, General Electric и др. Вместе с тем подобная специализация делает необходимым жесткий контроль за целостностью и согласованностью единой технологической цепочки, что довольно трудноосуществимо в современных экономических условиях.
        Ликвидация дублирующих производств путем обмена производственными участками также позволит предприятиям энергомашиностроения в 1998 г. существенно снизить постоянные расходы и увеличить объем продукции на 1 кв. м производственных площадей. В частности, АО станет производственным подразделением ЭМК по выпуску турбо- и гидрогенераторов, передав остальные виды производств на Подольский машиностроительный завод, Петрозаводскмаш, и Завод турбинных лопаток. В то же время производство генераторов будет прекращено на Уралэлектротяжмаше. Литейное производство ЭМК планируется сконцентрировать на Петрозаводскмаше.

    СБЫТ И КОНКУРЕНЦИЯ

        Спрос на продукцию отрасли формируется отечественными и зарубежными предприятиями как электроэнергетики, так и нефтегазодобывающей, нефтеперерабатывающей, нефтехимической, металлургической и других отраслей.
        Оценивая величину внутреннего спроса, прежде всего необходимо отметить значительный износ основных фондов российского энергетического комплекса, а следовательно, огромные потребности в реконструкции оборудования большей части ТЭК, высокий уровень отечественного спроса на продукцию энергомашиностроения.
        На территории России расположено более 300 тепловых, 40 гидравлических и 9 атомных электростанций, ежегодная выработка проектного ресурса которых значительно опережает темпы ввода новых мощностей. Монополия на их производство и обслуживание принадлежит Энергомашкорпорации. Об устойчивости положения ЭМК на внутреннем рынке свидетельствует структура оборудования, установленного на электростанциях России (рис. 3).
        Главным партнером российских энергомашиностроителей выступает РАО. В РАО разработана перспективная программа строительства новых энергомощностей на ближайшее десятилетие, предусматривающая строительство до 2005 г. около 44 электростанций и сооружение примерно 10 тыс. км новых линий электропередач. Однако в результате неплатежей и прекращения бюджетного финансирования ежегодный ввод в эксплуатацию новых и замещающих энергомощностей сократился за последние несколько лет в 2-3 раза, что отрицательно сказывается на величине внутреннего спроса.
        Принимая во внимание низкую платежеспособность российских заказчиков, все более важным стратегическим направлением в развитии сбытовой деятельности энергомашиностроительных компаний становится увеличение объемов экспорта в страны дальнего зарубежья. Среди предприятий отрасли наибольшую долю экспорта в структуре реализации имеют ЛМЗ, Завод турбинных лопаток и - она превышает 40% товарного выпуска. Политика сбыта АО в меньшей степени ориентирована на экспорт: на долю зарубежных заказчиков приходится около 36% от общей суммы заказов (табл. 1). В целом по ЭМК доля экспортируемой продукции составляет около 29% от совокупного выпуска при географии экспорта в более чем 68 стран мира.

    Объем продаж, млрд руб.

    Объем экспорта в 1997 г.

    Объем про-даж/численность персонала, млн руб.

    1997 г. 1998 г. % млрд руб. 1997 г. 1998 г.
    723,31 821,28 47 580 94,55 149,32

    "Электросила"

    640 831,17 36 230,4 123,08 184,7

    Завод турбин-ных лопаток

    183 524 45 82,35 129 374
    641 1500 19,6 126 93,95 375

    Уралэлектро-тяжмаш

    327 360 7,8 25 71,57 120

    ЭМК-Атоммаш

    184,7 500 19,9 36,9 29,62 100

    Белэнергомаш

    727 1100 11 80 88,43 157,14

    Чеховэнерго-маш

    255 500 7 18 86,56 250

    "Красный котельщик"

    546 н. д. 43 235,04 42,05 н. д.

    Калужский тур-бинный завод

    220,06 н. д. н. д. н. д. 35,78 н. д.

        Наиболее перспективны азиатские рынки сбыта, особенно Китай, традиционно размещающий заказы на производство энергооборудования на российских предприятиях. В декабре 1997 г. между правительствами РФ и Китая было подписано соглашение о строительстве атомной электростанции в провинции Дзянсу, оценочная стоимость проекта составляет 3 млрд долл. Российские энергомашиностроительные предприятия - участники ЭМК - планируют освоить заказов более чем на половину этой суммы.
        Анализ динамики объемов реализации продукции отрасли в 1997 г. позволяет говорить об общей тенденции к их росту. Абсолютным лидером по темпам прироста объема продаж является АО, увеличившее реализацию на 87,4% в основном за счет резкого расширения экспорта. На втором месте - АО, у него гораздо более низкое значение прироста - 14,2%. У лидера 1996 г. - АО - реализация в 1997 г. возросла лишь на 6,3% (в 1996 г. - на 124,2%). Совокупный портфель заказов ЭМК увеличился на 23,1% - с 16 трлн до 19,7 трлн руб. Важную роль здесь сыграл рост заказов, поступающих на.
        Проблема конкуренции в отрасли касается прежде всего соперничества с иностранными производителями энергомашиностроительного оборудования, так как отечественные предприятия производят в основном смежную продукцию и участвуют в крупных производственных проектах не как конкуренты, а в качестве партнеров.
        Отрицательным фактором, существенно снижающим шансы российских производителей на победу в международных тендерах, выступают сравнительно высокие расценки, устанавливаемые из-за невозможности получить выгодное финансирование со стороны коммерческих банков, в то время как основные конкуренты - мощные европейские промышленные корпорации - имеют высокий международный кредитный рейтинг.
        В результате в последние годы крупнейшие мировые энергетические компании (ABB, Siemens, General Electric), предлагая более низкие цены, стали активно осваивать новые рынки, вытесняя с них российских производителей. В первую очередь это страны Азии (Иран, Ирак, Индия и Китай), на которых предприятия России традиционно занимали ведущие позиции и фактически являлись монополистами. Причина, заставившая западные фирмы искать новые рынки сбыта, - мировой спад в потреблении новых энергетических мощностей, наступивший вследствие внедрения энергосберегающих технологий.
        В подобных условиях для поддержания внутреннего спроса именно на отечественное энергооборудование необходима мощная государственная поддержка, обязывающая российские предприятия электроэнергетики при техническом перевооружении делать выбор в пользу отечественной продукции. Эта поддержка предусматривается промышленной политикой правительства РФ, направленной на развитие отраслей второй группы, включающей энергетическое машиностроение.
        Перспективы увеличения объемов продаж российских предприятий энергомашиностроения обусловлены существенным износом основных фондов российской энергетики, а также ростом энергопотребления в будущем, сопровождающим ожидаемый подъем промышленного производства (рис. 4). При этом можно прогнозировать рост использования гидроресурсов для производства электроэнергии, что создаст благоприятные условия для увеличения производства и сбыта соответствующего типа энергооборудования. В настоящее время гидравлические турбины и оборудование к ним выпускаются только на ЛМЗ, Уралэлектротяжмаше и Уралгидромаше.

    РАЗВИТИЕ И МОДЕРНИЗАЦИЯ

        Модернизация оборудования и освоение новых технологий, ввиду необходимости вести конкурентную борьбу с ведущими мировыми производителями, играют ключевую роль в развитии предприятий энергомашиностроительного комплекса.
        Среди основных направлений развития, характерных для всей отрасли, можно выделить:

  • обновление ассортимента выпускаемой продукции;
  • техническое перевооружение путем запуска инвестиционных программ;
  • освоение принципиально новых видов продукции как результат сотрудничества с предприятиями других отраслей;
  • введение современных систем контроля за качеством продукции. Система ISO 9000, отвечающая самым жестким международным стандартам качества, действует на, Заводе турбинных лопаток и ряде других предприятий;
  • рост удельного веса сервисного обслуживания уже поставленного энергооборудования.
        Наиболее значимым из названных направлений в настоящее время является осуществление инвестиционных проектов, направленных на обновление основных фондов и освоение новейших технологий. В начале 1998 г. Энергомашкорпорация объявила о новой программе развития до 2001 г., предусматривающей привлечение инвестиций на свои предприятия в размере 2 млрд долл. Ее главная цель - путем модернизации технологического оборудования добиться повышения конкурентоспособности продукции.
        В качестве источников финансирования предполагается использовать:
  • Прямые кредиты отечественных и зарубежных банков. Подписано соглашение о долгосрочном сотрудничестве ЭМК с ОАО. Осенью 1997 г. Завод турбинных лопаток получил от Инкомбанка кредит в размере 8 млрд руб. на пополнение оборотных средств сроком на три месяца. Ведутся переговоры об участии в инвестиционной программе с ОАО. В 1998 г. под гарантии Инкомбанка ЭМК планирует получить 210-220 млн долл., в 1999 г. - 500-700 млн долл.
  • Закупку оборудования в лизинг. Первым из предприятий ЭМК, где был применен данный способ, стал Завод турбинных лопаток - поставку оборудования осуществила швейцарская фирма Starr AG.
  • Часть прибыли Энергомашкорпорации.
        Кроме того, привлечению инвестиций будет способствовать перевод предприятий, входящих в ЭМК, на единую акцию при сохранении их юридической самостоятельности. Ожидаемая сумма дополнительной эмиссии - 850 млрд неденоминир. руб. по номинальной стоимости.
        В 1998 г. предприятиями ЭМК планируется привлечь около 220 млн долл. инвестиций. Большую их часть предполагается направить в Северо-Западный регион на модернизацию технологической базы компаний - лидеров ЭМК: ЛМЗ, Завода турбинных лопаток.
        Долгосрочной стратегией ведущих энергомашиностроительных предприятий предусматривается активное расширение сферы деятельности, в частности, освоение принципиально новых видов продукции в результате сотрудничества с предприятиями других отраслей. Здесь можно отметить производство АО совместно с авиационными предприятиями Пермской области газоперекачивающих агрегатов нового поколения (по заказу РАО) и энергетических газотурбинных установок для электростанций (по заказу РАО). Кроме того, созданы инжиниринговые центры, специализирующиеся на подготовке технической документации по строительству электростанций с последующим их комплексным сервисным обслуживанием. Сегодня в условиях, когда действующие энергетические мощности перекрывают потребности основных потребителей, сервисное обслуживание становится определяющим в портфеле заказов предприятия. Среди ближайших проектов строительства, готовящихся ЭМК, - строительство электростанции в Архангельске и Щекинской парогазовой ТЭЦ.

    ФИНАНСОВОЕ СОСТОЯНИЕ

        Оценка финансового состояния предприятий российского энергомашиностроения (табл. 2) позволяет указать на ряд общих особенностей:

    Объем выручки от реализации, млрд руб.

    Прирост выручки от реали-зации, %

    Балансовая прибыль, млрд руб.

    Прирост балан-совой прибыли,%

    Чистая при-быль, млрд руб.

    Прирост чистой прибыли, %

    1996 г. 1997 г. - 1996 г. 1997 г. - 1996 г. 1997 г. -
    680,6 723,3 6,28 79,64 185,5 132,99 79,4 185,5 133,77

    "Электро-сила"

    372,5 640 71,82 101 66,53 -34,11 20,4 49,75 143,86

    Завод турбинных лопаток

    176,1 183 3,94 19,94 н. д. н. д. 19,19 н. д. н. д.

    "Красный котельщик"

    467,5 546 16,92 74,5 84 12,75 56,8 н. д. н. д.
    136,8 158 15,46 31,69 27,33 -13,75 25,8 18,95 -26,49

    Калужский турбинный завод

    162,4 220,1 35,55 30,12 21,88 -27,36 22,2 14,11 -36,51
  • ведущие предприятия отрасли по годовым итогам являются стабильно прибыльными. Промежуточные убытки в большинстве случаев запланированы ввиду реализации наиболее рентабельных видов продукции во второй половине года;
  • тенденция к увеличению дебиторской задолженности вытекает из низкой платежеспособности заказчиков, характерной для всей отечественной промышленности. Необходимо учитывать, что полный цикл выполнения обязательств по контрактам составляет 1,5-5 лет. В ряде случаев предприятия, производящие стратегически важную для страны продукцию, вынуждены предоставлять заказчикам отсрочки в платежах, что увеличивает цикл исполнения контрактов до 10 лет;
  • рост долгов перед кредиторами, а также перед бюджетом обусловлен прежде всего крайне низкой долей денежных платежей в структуре расчетов. При этом проведение оплаты путем взаимозачетов имело в 1997 г. тенденцию к увеличению в среднем до 70-80%. Основная масса средств поступает от экспорта в страны дальнего зарубежья.
  • общей тенденцией является также сокращение численности персонала по всем крупнейшим предприятиям отрасли (в среднем на 30%), позволяющее снижать расходы и несколько повышать уровень заработной платы.
        Анализируя финансовые результаты отрасли в 1997 г., прежде всего необходимо отметить рост объемов средств, поступающих от реализации продукции. По темпам прироста объемов выручки лидером было АО. Предприятию удалось увеличить объем реализации более чем на 71,82% при запланированном уровне прироста в 74,5%. Значительного роста размеров выручки добилось также АО (35,55%).
        Все крупнейшие предприятия отечественного энергомашиностроения являются стабильно прибыльными.
        В 1996 г. лидерство по величине балансовой прибыли принадлежало АО. В 1997 г. как в абсолютном выражении, так и по темпам прироста первое место, бесспорно, заняло АО, балансовая прибыль которого увеличилась более чем на 132,99%, при том, что финансовые результаты ряда крупнейших предприятий проявили тенденцию к снижению.

    РЫНОК АКЦИЙ

        Рынок акций энергомашиностроительных предприятий России находится в стадии первоначального развития. Бумаги абсолютного большинства эмитентов, за исключением ЛМЗ и, являются низколиквидными.
        Интересно отметить сходство динамики котировок акций крупнейших предприятий отрасли (, ЛМЗ, Завода турбинных лопаток). Это вызвано тем, что данные предприятия связаны кооперацией в области производства энергетического оборудования и входят в ФПГ. Соответственно рынки их акций подвержены влиянию одних и тех же фундаментальных факторов развития.
        В 1997 г. среди предприятий Санкт-Петербурга акции ЛМЗ и были одними из лидеров по росту курсовой стоимости. В середине августа котировки достигли своего пикового значения - свыше 20 долл. (в начале года находились на уровне менее 1 долл.). Бурный рост рынка акций энергомашиностроительных компаний наблюдался в середине августа: менее чем за две недели бумаги подорожали в несколько раз при ежедневных высоких объемах торгов.
        На рост котировок акций энергомашиностроения повлияли в основном общий подъем рынка во второй половине июля 1997 г. и высокая вероятность победы российского консорциума, включающего, ЛМЗ, ЗТЛ и других отечественных производителей энергооборудования, в китайском тендере, общая сумма заказов которого оценивалась в 740 млн долл. Повышенная чувствительность рынка акций эмитентов отрасли к подобного рода известиям свидетельствует о его достаточно высокой прозрачности.
        Поражение российской стороны в тендере привело к снижению курсовой стоимости акций, однако оно не было столь стремительным, как подъем. Новый курс оказался существенно выше предшествующего росту, в результате чего инвесторы практически не понесли убытков.
        Общая кризисная ситуация на российском фондовом рынке в конце 1997 г. оказала незначительное по сравнению с blue chips влияние на рынок акций энергомашиностроительных компаний. Однако вся последующая динамика котировок характеризовалась понижательным трендом при одновременном снижении ликвидности бумаг.
        Среди определяющих факторов воздействия на протяжении всего периода падения курсовой стоимости можно выделить только общее состояние рынка. Вместе с тем отсутствие специфического интереса инвесторов к бумагам предприятия неудивительно в условиях финансового кризиса, учитывая принадлежность акций к категории.
        Оценивая инвестиционную привлекательность российского энергомашиностроения, следует отметить сильную недооцененность отечественных предприятий по сравнению с западными компаниями (табл. 3). Наиболее значительна она по показателю P/E, что свидетельствует о наличии у российских производителей энергооборудования существенного потенциала роста рыночной стоимости.

    Предприятие

    Торговая площадка

    МСАР, млн долл.

    ЛМЗ РТС-2 67,2 0,5 2,1 2,1 2,7

    "Электросила"

    РТС-1 50,6 0,5 5,8 4,3 1

    Завод турбинных лопаток

    Внебиржевая 28,6 0,9 н. д. н. д. н. д.

    "Красный котельщик"

    РТС-2 35,2 0,4 н. д. 2,4 н. д.
    РТС-2 19 0,7 5,7 4 2,4

    Калужский турбинный завод

    Внебиржевая 15,7 0,4 6,3 4,1 5,2

    Чеховэнергомаш

    " 11,2 0,2 н. д. н. д. н. д.

    В среднем по российcким компаниям

    - - 0,5 5 3,4 2,8
    - 33,9 0,6 23,2 2,5 н. д.

    General Electric

    - 240,3 2,8 29,4 7,1 н. д.

    Westinghouse Electric Corp.

    - 21,3 2,1 - 3 н. д.
    - 24,7 0,7 61,3 1,9 н. д.

    В среднем по западным компаниям

    - - 1,6 38 3,6 -

    Среднее по Западу/среднее по России

    - - 3,1 7,6 1,1 н. д.

        К наиболее высоко оцененным рынком энергомашиностроительным предприятиям в первую очередь относятся, Элсиб, ЛМЗ, Калужский турбинный завод.
        Перспективы развития рынка акций крупнейших эмитентов российского энергетического машиностроения главным образом связаны с их развитием в рамках Энергомашкорпорации, предоставляющей своим участникам необходимые для успешной деятельности условия. В первую очередь это касается программ по модернизации технологического оборудования, финансируемых ЭМК. Для закрепления технологических связей и привлечения инвестиций Энергомашкорпорация планирует в ближайшие годы добиться по меньшей мере 75%-го участия в уставном капитале своих компаний.
        Принимая во внимание планы ЭМК по масштабному развитию отрасли, а также сильную недооцененность отечественных эмитентов - производителей энергооборудования по сравнению с западными компаниями, можно делать выводы о высокой привлекательности энергетического машиностроения России как объекта для долгосрочного инвестирования.

  • Машиностроение - «кит», на котором стоит по большей части вся промышленность практически любой страны, в этом числе и России. Для такого крупного государства как наше машиностроение является отраслью, определяющей уровень и пути развития всей экономики.

    Специальность машиностроение делится на авиастроение, судостроение, автомобилестроение, энергетическое машиностроение, станкостроение и даже производство сельскохозяйственной техники.

    Прежде чем окончательно остановить свой выбор на профиле машиностроения или технологии машиностроения следует проанализировать свои желания и возможности.

    Необходимо оценить умения в математике и физике, необходимо осознать, насколько интересно будет посвятить большую часть времени процессу черчения.

    Поступив на первый курс института или техникума, первым делом начинающий машиностроитель приступит в изучению начертательной геометрии, сопромата, теормеха, теплотехники, физики.

    После первого курса отчисляются студенты, не выдержавшие испытание линейки и карандаша, поэтому чтобы не потерять впустую год своей жизни стоит уделить внимание особенностям выбранной специальности, сделав выводы.

    Если сопромат, черчение и физика – не являются словами, вызывающими страх и трепет, можно смело подавать документы в машиностроительный вуз.

    Технология машиностроения специальность

    Специальность технология машиностроения в общероссийском классификаторе специальностей обозначена под кодом 151901, по окончанию вуза дает право носить статус инженера, открывает перспективы по различным направлениям.

    Технология машиностроения специальность техник, техник-технолог машиностроения – специалист, который контролирует качество производимой предприятием продукции и отвечает за выполнение всех связанных с этим необходимых расчетов. А вот станочник стоит за станком и вручную вытачивает детали.

    Существует должность оператора станка ЧПУ, где сотрудник только задает команду программе, а уже она делает всю работу автоматически.

    Инженер по наладке и испытаниям следит за исправностью оборудования на предприятии, несет ответственность за планировку и проведение ремонта, осуществляет помощь станочникам в настройке станков, а также ведет расчет рекомендуемых настроек станков. Кроме того, за инженером закреплена обязанность, заключающаяся в оформлении технической и нормативной документации по оборудованию, которое попадает в его зону ответственности.

    Специальность "Технология машиностроения" помимо прочего изучает методы усовершенствования деталей и оборудования. Все это обязанности инженера-конструктора. Многие промышленные предприятия имеют свое конструкторское бюро, в котором инженеры-конструкторы отвечают за изобретение новых видов конструкций для машиностроения.

    Технология машиностроения специальность СПО

    Закончив специальность 15.02.08 технология машиностроения, кстати, это можно сделать как после средней школы, так и после основной, на руках останется диплом среднего профессионального образования. Специальность технология машиностроения – колледж или машиностроительный или металлургический техникум – учебные заведения, которые позволяют получить желаемое образование.

    Учебная практика по специальности технология машиностроения

    Во время практики учебное заведение предоставит возможность ознакомиться с будущей профессией вплотную. Лицом к лицу студент на втором курсе столкнется со слесарным делом, а на третьем курсе пройдет механическую практику, где впервые станет за станок, попробует то, с чем придется иметь дело всю жизнь.

    Машиностроение специальность - ВУЗы

    Известно, что существует общероссийская классификация специальностей, согласно которой код специальности машиностроение – 150700. Окончить обучение по профилю можно в любом технологическом вузе. Пятерку самых престижных вузов в машиностроении открывает Московский технологический университет (МИРЭА , МГУПИ , МИТХТ ). Следующую позицию в рейтинге занимают Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ ) и Московский государственный технологический университет «СТАНКИН ». На этом варианты для поступления по специальности машиностроение не ограничиваются. Почти каждый город может похвастаться наличием технического вуза.

    Особенность состоит в специфике каждого региона. Так, в Сибири в машиностроительных вузах делают упор на сферу добывающей и обрабатывающей промышленности, а, например, Центральный федеральный округ ориентирован на конструирование и эксплуатацию машин в авиастроении, создании космической техники, двигателестроении, автомобилестроении, станкостроении. Одним словом, в каждом регионе - собственная специфика.

    По окончании четырех курсов обучения, сдачи госэкзаменов и, традиционно, защиты выпускной работы студент получает диплом о присвоении ему квалификации бакалавра. При желании возможно продолжать повышать уровень своего образования в магистратуре.

    Работа по специальности машиностроение

    Освоив специальность машиностроение, «кем работать?» возникает правомерный вопрос у каждого выпускника. Преимущество образования в сфере машиностроения в наличии огромного количества вакансий в любом городе, лишь бы были знания и желание работать по специальности. Кроме того, особенностью такого технического образования является то, что выпускник машиностроительного вуза без преувеличений сможет работать в совершенно разных сферах и направлениях из-за огромной базы полученных знаний и широкого круга изученных дисциплин.

    Выпускники бакалавриата найдут себе работу в должности технолога, техника или младшего инженера на предприятиях машиностроительного комплекса. По большей части отвечают они за безопасность на предприятии, контролируют соблюдение технологий, руководят работой младших сотрудников, отвечают за соблюдение всех норм и регламентов на предприятии, ответственны за ремонт оборудования.

    Специальность машиностроение довольно общее понятие, поэтому вопрос о зарплате довольно неоднозначен. Как известно, отрасли промышленности в России находятся на разных этапах развития, в соответствии с этим и заработные платы на предприятиях кардинально разные.

    В России сегодня наиболее оплачиваемым трудом является сфера добывающей промышленности (нефтяная и газовая). Надежду на успешную карьеру и достойную оплату труда дают автоконцерны, где выпускники могут занимать должность механика или наладчика оборудования.

    Работа по специальности технология машиностроения

    Специальность достаточно перспективна, предлагает массу возможностей для реализации, так как связана с изобретением новых методик, внедрением новейших технологий на предприятии и с разработкой усовершенствованных деталей и оборудования.

    Основными профессиями для выпускника, окончившего машиностроительный институт по специальности технология машиностроения, являются профессии инженера-технолога, инженера-конструктора, мастера, начальника цеха или производства, менеджера по продаже инструмента и оборудования, и многие другие.

    И др.), являющихся рабочими телами тепловых двигателей. Основная продукция . м.: паровые, гидравлические и газовые турбины, оборудование для атомных и геотермальных электростанций, парогазотурбинные установки, двигатели внутреннего сгорания (кроме автомобильных, самолетных, тракторных, локомотивных, которые выпускаются соответствующими отраслями промышленности), локомобили, газотурбинные компрессоры и нагнетатели, парогенераторы, паровые котлы, оборудование промышленной и коммунальной энергетики, тягодутьевые машины и др. Э. . также производит автоматические устройства, регулирующие процессы горения топлива и питание котлов, подачу газа в газовые турбины, давление в паровых магистралях, температуру перегретого пара, число оборотов турбоагрегатов и т. . Экономическое значение Э. м. характеризуется его ролью в создании технической основы энергетики. С точки зрения конструктивных особенностей энергооборудования Э. м. состоит из производства машин и теплообменной аппаратуры. Производство машин, в свою очередь, подразделяется на изготовление двигателей лопаточного (паровые, гидравлические и газовые турбины) и поршневого типа (двигатели внутреннего сгорания, локомобили). Промышленное производство энергетического оборудования отдельных видов возникло в конце 18 . Паровые машины и котлы выпускались с 1780-х гг. в Великобритании, гидротурбины - с 1830-х гг. во Франции, двигатели внутреннего сгорания - с 1880-х гг. во Франции, Германии, паровые турбины - с конца 19 - начала 20 вв. в Великобритании. С начала 19 в. в России стали выпускаться паровые машины и котлы. В конце 19 - начале 20 вв. освоено промышленное производство двигателей внутреннего сгорания. Петербургский металлический завод в 1907 изготовил первую паровую турбину мощностью 200 квт. Однако специализированных предприятий Э. м. не было. Потребности в энергооборудовании в значительной степени удовлетворялись за счет импорта, в частности 92% паровых турбин для электростанций ввозилось из-за границы (1916). Развитие Э. м. в СССР связано с осуществлением плана ГОЭЛРО . В годы индустриализации машиностроительные заводы, производящие энергооборудование, были реконструированы, расширены и специализированы; построены новые. Наиболее крупные специализированные предприятия турбостроения: производственного объединения «Ленинградский металлический завод», «Невский завод», «Турбомоторный завод» (Свердловск), «Харьковский турбинный завод», Калужский турбинный завод. Энергооборудование для атомных электростанций выпускают производственное объединение «Ижорский завод», Волгодонский завод атомного энергетического машиностроения, Подольский машиностроительный; котельное оборудование - производственное объединение «Красный котельщик» (Таганрог), Барнаульский и Бийские котельные заводы, Белгородский энергетического машиностроения и др.; дизели - горьковский завод «Двигатель революции», ленинградский «Русский дизель» и др. Среди достижений советского Э. м. - создание энергетического оборудования со сверхкритическими параметрами пара - давлением 24 Мн/м2 и температурой 560°С, энергоблоков мощностью 300, 500, 800 и 1200 Мвт в одном агрегате; изготовлена одновальная паровая турбина мощностью 800 Мвт, рассчитанная на параметры пара 24 Мн/м2 и 545 °С для Славянской ГРЭС (1970); создана (1964) крупнейшая в мире радиально-осевая гидротурбина мощностью 508 Мвт (Красноярская ГЭС); сконструирована (1977) гидротурбина мощностью 640 Мвт (Саяно-Шушенская ГЭС); выпущена газотурбинная установка мощностью 100 Мвт (1968); освоено производство (1951) теплофикационных турбин мощностью 100, 215, 300 Мвт; созданы турбины для Костромской ГРЭС мощностью 1200 и 500 Мвт для высокоманевренного энергоблока, рассчитанная на давление пара 13 Мн/м2 и температуру 510°С. Динамика производства основных видов энергетического оборудования отражена в табл. 1. Табл. 1. - Выпуск основных видов энергооборудования в СССР Виды оборудования19401965197019751977 Турбины, тыс. шт.0,10,30,30,40,5 Турбины, Гвт1,214,616,218,919,0 Паровые котлы производительностью свыше 10 т пара/ч, тыс. т пара/ч4,453,248,355,653,2 Дизели (без автотракторных), млн. . с.0,313,616,518,618,9 В зарубежных социалистических странах Э. м. развивается высокими темпами. Энергетическое оборудование для ТЭС производится в ГДР , Чехословакии, Польше, Болгарии, Югославии. Одно из крупнейших предприятий Э. м. по выпуску энергетического оборудования - Магдебургский завод им. . Маркса (ГДР). В Чехословакии освоено производство паровых котлов и турбин мощностью 60-500 Мвт. С 70-х гг. между странами - членами СЭВ расширяется сотрудничество в области производства оборудования для атомных электростанций. В капиталистических странах Э. м. наиболее развито в США, Японии, странах Западной Европы (см. табл. 2). Табл. 2. - Выпуск основных видов энергетического оборудования в ряде капиталистических стран. СШАЯпонияСтраны «общего рынка» 197019751970197519701975 Паровые турбины, Гвт25,9533,012,1712,022,8837,0 Гидравлические турбины, Гвт1,112,22,55,35,3611,1 Паровые котлы, тыс. т пара/ч96,580,040,122,068,9664,0 В США выпускаются энергоблоки для ТЭС мощностью 660, 800, 880, 900, 950, 1205, 1220, 1300 Мвт, в которых используется пар со сверхкритическими параметрами (давление 24,7 Мн/м2 и температурой 538°С-552°С), в Великобритании энергоблоки мощностью 500, 550 и 660 Мвт, в

    Тяжелое машиностроение относится к материалоемким отраслям с большим потреблением металла и относительно малой трудоемкостью. К тяжелому машиностроению относят производство металлургического, горно-шахтного, крупноэнергетического, подъемно- транспортного оборудования, тяжелых станков, крупных морских и речных судов, локомотивов и вагонов. тяжелого машиностроения в первую очередь зависит от сырьевой базы и районов потребления.

    Например, производство металлургического и горно-шахтного оборудования размещается, как правило, вблизи металлургических баз и в районах потребления готовой продукции.

    Одной из важнейших отраслей тяжелого машиностроения является производство оборудования для металлургической промышленности. Большая металлоемкость продукции этих производств, сложность транспортировки обусловили размещение этих предприятий вблизи центров развития металлургии и потребления этой продукции: Екатеринбург, Орск, Красноярск, Иркутск, Комсомольск-на-Амуре.

    Крупные центры производства горно-шахтного оборудования созданы в Западной Сибири — Новокузнецк, Прокопьевск, Кемерово. В Красноярске построен один из крупнейших заводов по производству тяжелых экскаваторов, которые используются при освоении буроугольных месторождений Канско-Ачинского бассейна.

    Производство оборудования для нефтяной и сложилось в нефтедобывающих и газодобывающих районах — Урал, Поволжье, Северный Кавказ, в Западной Сибири.

    Энергетическое машиностроение представлено производством мощных паровых турбин и генераторов, гидротурбин и паровых котлов. Оно располагается преимущественно в крупных центрах развитого машиностроения при наличии высококвалифицированных кадров. Крупнейшими центрами по производству турбин для гидроэлектростанций являются Санкт-Петербург и Таганрог (завод «Красный котельщик», который выпускает половину всех паровых котлов страны). Высокопроизводительные котлы выпускаются в Подольске и Белгороде. Санкт-Петербург и Екатеринбург специализируются на выпуске газовых турбин. Развитие атомной энергетики определило производство оборудования для атомных электростанций. В Санкт- Петербурге выпускаются атомные реакторы; крупный центр атомного энергетического машиностроения сформировался в Волгодонске.

    Предприятия по производству тяжелых станков и кузнечно-прессового оборудования работают в Коломне, Воронеже, Новосибирске.

    Основные центры морского судостроения сформировались на побережьях Балтийского моря (Санкт-Петербург, Выборг), которые специализируются на производстве пассажирских, грузопассажирских, ледоколов-атомоходов. На Белом море главный центр судостроения — Архангельск, на Баренцевом — Мурманск. В этих центрах производятся лесовозы.

    Речное судостроение представлено верфями на крупнейших речных магистралях: Волге, Оби, Енисее, Амуре. Одним из крупнейших центров судостроения является Нижний Новгород, где на АО «Красное Сормово» выпускают суда различного класса: современные пассажирские лайнеры, теплоходы типа «река — море» и т.д. Речные суда производятся в Волгограде, Тюмени, Тобольске, Благовещенске.

    Железнодорожное машиностроение: Коломна, Новочеркасск (Северо-Кавказский район), Муром (Нижегородская область), Меди ново (Калужская область), Демидово.

    Вагоностроение (для производства вагонов необходимо также древесное сырье): Нижний Тагил, Калининград, Новоалтайск, Брянск, Тверь, Мытищи, Абаканский вагоностроительный завод (Хакасия).

    Общее машиностроение

    Включает группу отраслей, характеризующихся средними нормами потребления металла, энергии, невысокой трудоемкостью. Предприятия общего машиностроения производят технологическое оборудование для нефтеперерабатывающей, лесной, целлюлозно-бумажной, строительной, легкой и пищевой отраслей промышленности.

    Как правило, предприятия этих отраслей размешаются в районах потребления продукции. Однако учитываются и такие факторы, как наличие квалифицированных кадров и близость сырьевой базы. Предприятия этой группы широко размещены по территории России.

    Среднее машиностроение

    Среднее машиностроение объединяет предприятия малой металлоемкости, но повышенной трудоемкости и энергоемкости — это приборостроение, производство средств вычислительной техники, электротехническая промышленность. Оно размещается там, где имеются квалифицированные кадры. Включает группу машиностроительных предприятий, отличающихся узкой специализацией, широкими связями по кооперированным поставкам: автомобилестроение, самолетостроение, станкостроение (производство небольших и средних металлорежущих станков), производство технологического оборудования для пищевой, легкой и полиграфической промышленности.

    Одной из главных отраслей среднего машиностроения является автомобилестроение , где наиболее ярко выражена специализация и прослеживаются обширные связи по кооперации. Предприятия автомобильной промышленности построены во многих регионах России. Грузовые автомобили средней грузоподъемности (3-6 т) выпускают Московский (ЗИЛ) и Нижегородский заводы, малой грузоподъемности — Ульяновский завод (УАЗ). Центр по производству большегрузных автомобилей создан в Татарстане: КаМАЗ — Набережные Челны.

    Высококлассные легковые автомобили производят в Москве, среднего класса — в Нижнем Новгороде; малолитражные автомобили-в Москве, Тольятти, Ижевске; микролитражные автомобили — в Серпухове. Создана широкая сеть автобусных заводов (Ликино, Павлово, Курган).

    Автомобильная промышленность включает также производство моторов, электрооборудования, подшипников и т.д.

    Среди факторов, влияющих на размещение предприятий станкостроения, главным образом выступает обеспеченность отрасли квалифицированными трудовыми ресурсами, инженерно-техническим персоналом. Большое развитие станкостроение получило во многих районах. Наряду со старыми, сложившимися районами станкостроения Центра, Москвы и Северо-Запада (Санкт-Петербург), станкостроение получило развитие в Поволжском и Уральском районах.

    Продукция приборостроения отличается небольшой материалоемкостью и энергоемкостью, но для ее производства требуется высококвалифицированная рабочая сила и научно-исследовательские кадры. Поэтому около 80% выпуска товарной продукции сосредоточено в европейской части России, в крупных городах (Москве и Московской области, Санкт-Петербурге).