Главный приоритет при любых чрезвычайных ситуациях – это здоровье и безопасность людей. Катастрофы, природные катаклизмы, техногенные факторы, военные действия нельзя полностью исключить как фактор влияния, не принимая во внимание их возможную опасность для персонала и других людей, проживающих в окрестностях предприятия, а также близлежащих территорий. Именно по этой причине на любом экономическом объекте необходима организация комплекса мер, которые нужно будет незамедлительно принять в случае подобных обстоятельств.

Рассмотрим, как организовать гражданскую оборону на экономическом объекте, каким навыкам необходимо обучить сотрудников и как их контролировать, какие документы для этого необходимы, отметим степень ответственности работодателя за порядок обучения ГО своего персонала.

Суть гражданской обороны

Экстраординарных ситуаций лучше не допускать, для чего на любом предприятии действуют специально принятые правила внутреннего распорядка и безопасности. Но иногда избежать их не представляется возможным: порой случаются техногенные или природные катаклизмы, не исключены и военные действия, несущие непосредственную угрозу для гражданского населения. Поэтому каждый гражданин должен знать, что ему предпринять в случае наступления таких чрезвычайных ситуациях, какие меры принять. Поскольку эти меры, прежде всего, направлены на защиту и минимизацию негативных последствий для всех людей, их называют гражданской обороной .

Любые должностные лица, в чьем подчинении находятся люди, особенно это касается работодателей, должны обеспечить знание своими подчиненными этих мер и поддерживать их знания, умения и навыки на должном уровне.

Обязанности работодателя по организации ГО

Федеральные законы, а также другие правовые законодательные акты РФ вменяют работодателю в обязанность:

  • планирование и организацию штатных действий по ГО;
  • составление программы образования сотрудников в области ГО;
  • обеспечение проведения инструктажей и/или тренингов по гражданской обороне для персонала согласно составленной программе;
  • разработку плана эвакуации людей и материально-культурных ценных фондов;
  • установку и поддержание в функционирующем состоянии систем экстренного оповещения;
  • наличие запаса основных средств, необходимых для ГО (медицинских, технических, защитных и др.).

К СВЕДЕНИЮ! Если предприятие относится к разряду потенциально небезопасных, то, помимо приведенных задач, необходимо решить вопрос о создании спасательного формирования экстренного реагирования в случае чрезвычайных ситуаций.

С чего начать организацию ГО на экономическом объекте

Все вопросы, касающиеся ГО, ложатся непосредственно на плечи руководителя, так как по закону именно он или его заместитель является в случае возникновения опасной внештатной ситуации начальником штаба гражданской обороны. Именно он и будет ответствен за должную организацию и слаженные действия персонала, его прерогатива – принимать управленческие решения и издавать приказы относительно людей и ценных активов, а также организации всех видов действий и мероприятий, посвященных ГО.

Необходимая документация

  1. В любой организации должен функционировать внутренний локальный акт, заверенный руководством – Положение о ГО. В нем необходимо отразить:
    • главные задачи ГО для данного экономического объекта;
    • меры по защите персонала в случае чрезвычайных ситуаций;
    • действия, направленные на решения задач ГО отдельно в мирное и в военное время;
    • формирования ГО, которые будут действовать в данном объединении;
    • регламент аварийных и спасательных работ;
    • контролирование устройств связи и экстренного оповещения;
    • согласование действий со штабами ГО более крупных структурных подразделений (района, города, области);
    • материальное обеспечение персонала медицинскими, защитными и другими средствами, необходимыми для ГО;
    • другие важные моменты, касающиеся сферы гражданской обороны на данном объекте (строительство или поддержание в функционирующем состоянии убежищ, контроль над биологической обстановкой и др.)
  2. ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Выписка из данного Положения является обязательной составляющей должностной инструкции каждого сотрудника, ознакомление с ней должно быть зафиксировано собственноручной подписью.

  3. План мероприятий по ГО – главный рабочий документ штаба. В нем прописан комплекс мер поддержания безопасности и действий в чрезвычайных ситуациях для мирного времени и отдельно – для военного, с учетом конкретных характеристик предприятия, на котором он будет применяться. Приложениями к этому плану могут быть:
    • отдельные комплексы мер при ЧС для каждого структурного подразделения предприятия;
    • план территории организации с указаниями касательно эвакуации;
    • инструкции по остановке основных узлов предприятия;
    • схемы расположения систем оповещения, пожарных гидрантов и т.п.;
    • ведомость по средствам индивидуальной защиты и медицинскому обеспечению персонала;
    • бланки для расчетов ущерба при чрезвычайных ситуациях;
    • перечисление ближайших медицинских учреждений, готовых оказать экстренную помощь;
    • порядок извещения вышестоящих штабов ГО и др.
  4. Законодательные основы обучения персонала

    Знания и навыки в области ГО персонал должен получить в обязательном порядке, как гласят Федеральные законы № 28-ФЗ «О гражданской обороне» и № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Постановление Правительства РФ от 04.09.2003 г. № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

    Чему нужно обучить персонал касательно ГО

    Проходить такое обучение обязаны все работающие лица, трудоустроенные в сфере обслуживания и производства. Для этого существуют специально разработанные МЧС России программы, на основе которых организации составляют и принимают приказом руководителей собственные образовательные планы. Согласно последней версии основной программы, принятой в 2013 году, работников необходимо научить:

  • что предпринимать при оповещающем сигнале;
  • какими способами можно защититься от разных видов опасностей при ЧС;
  • оказывать первичную медпомощь;
  • правильно использовать средства защиты, как индивидуальные, так и коллективные;
  • адекватно применять меры противопожарной безопасности;
  • исполнять основные приемы аварийно-спасательных работ;
  • предпринимать предусмотренные меры для защиты населения и сбережения материальных ценностей в обстоятельствах ЧС.

Как часто нужно обновлять знания по ГО

Любые навыки со временем утрачиваются, а знания, если они не применяются и не обновляются, становятся неактуальными. Поэтому нормативная государственная документация предусматривает определенную периодичность прохождения обучения по ГО, различную для тех или иных категорий сотрудников:

  • персонал, являющийся уполномоченным в сфере ГО (начальник штаба, его заместитель, работники, непосредственно отвечающие за ГО, личный состав специальных формирований) должен проходить обязательную переподготовку не менее чем 1 раз в пятилетку;
  • остальное трудящееся население должно совершенствовать знания и умения в сфере гражданской обороны каждый год.

ВНИМАНИЕ! Организацию обучения можно осуществлять непосредственно по месту работы, в специальных учреждениях МЧС или учебно-методических центрах (рекомендуется для уполномоченных ГО).

Законодательная ответственность за неисполнение требований по организации гражданской обороны

Если работодатель пренебрегает обучением сотрудников действиям в случае ЧС, не организовал должным образом службу ГО на вверенном ему предприятии, не выполняет задачи в этой области, которые диктует действующее законодательство, это чревато не только возможными тяжелыми последствиями, но и личной ответственностью.

Согласно ст. 20.7. КоАП, неготовность руководства и невыполнение должных мер по подготовке к действиям при опасностях военного времени обойдется должностным лицам в сумму штрафа от 10 до 20 тыс. руб. Юридическим лицам придется уплатить сумму, большую в 10 раз. Такие же штрафы предусматриваются за несоблюдение готовности отразить неблагоприятные последствия чрезвычайных ситуаций.

Организация и ведение гражданской обороны (далее по тексту ГО) в организациях, учреждениях и на предприятиях (далее по тексту - организации) осуществляется на основе действующих законодательных и нормативно-правовых актов в области ГО. Основными из них являются Федеральный закон от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне», Постановление Правительства РФ от 26.11.2007 N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации", приказ МЧС России от 14.11.2008 N 687 "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях". На их основе разрабатывается локальное «Положение об организации и ведении ГО в организации», утверждаемое руководителем организации, являющимся по должности начальником ГО в своей организации.

Положение должно содержать основы организации ГО, а также порядок подготовки к ведению и ведения ГО в организации и взаимодействия с вышестоящим органом управления ГО. Документ конкретизируется в зависимости от категории организации по ГО и поставленных перед ней задач в области ГО.

Положение согласовывается с вышестоящим органом управления, т.к. система ГО организации является частью территориальной и (или) ведомственной системы ГО. Распоряжения (приказы) вышестоящего органа управления ГО обязательны для исполнения в организации (на объекте ГО).

Организация в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации:

Подготовка к ведению ГО заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по ГО и защите от чрезвычайных ситуаций (далее по тексту - ЧС) и осуществляется на основании годового плана мероприятий по вопросам ГО и защиты от ЧС. Виды и объемы мероприятий по ГО и защиты от ЧС зависят от категории организации по ГО .

Планы основных мероприятий по ГО на год разрабатывается структурным подразделением (работниками) организации, уполномоченным на решение задач в области ГО, и согласовывается с органом местного самоуправления, а организацией, находящейся в ведении федерального органа исполнительной власти, дополнительно согласовывается с соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

Планирование основных мероприятий по подготовке к ведению и ведению ГО производится с учетом всесторонней оценки обстановки, которая может сложиться в результате применения современных средств поражения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также в результате возможных террористических актов и ЧС.

Таким образом, подготовка к ведению ГО в организациях определяется локальным «Положением об организации и ведении ГО в организации» и заключается в планировании мероприятий по защите работников и других категорий населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера. Ведение ГО в организациях на основе планов ГО организаций и заключается в выполнении мероприятий по защите населения (работников), материальных и культурных ценностей от возникающих опасностей.

Планы ГО определяют объем, организацию, порядок обеспечения, способы и сроки выполнения мероприятий по ГО и ликвидации ЧС.

Организации в соответствии с полномочиями в области ГО создают и содержат силы, средства, объекты ГО, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по ГО.

По решению органов местного самоуправления и самих организаций могут создаваться спасательные службы (медицинская, инженерная, коммунально-техническая, противопожарная, охраны общественного порядка, защиты животных и растений, оповещения и связи, защиты культурных ценностей, автотранспортная, торговли и питания и другие), организация и порядок деятельности которых определяются создающими их органами и организациями в соответствующих положениях о спасательных службах.

В состав спасательной службы организации входят органы управления, силы и средства ГО, предназначенные для проведения мероприятий по ГО, всестороннего обеспечения действий аварийно-спасательных формирований и выполнения других неотложных работ при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера.

Вид и количество спасательных служб, создаваемых органами местного самоуправления и организациями, определяются на основании расчета объема и характера выполняемых в соответствии с планами ГО и защиты населения (планами ГО) задач.

Методическое руководство созданием и обеспечением готовности сил и средств ГО в организациях, а также контроль в этой области осуществляются органами МЧС России.

Для планирования, подготовки и проведения эвакуационных мероприятий руководителями организаций заблаговременно в мирное время создаются эвакуационные комиссии. Эвакуационные комиссии возглавляются руководителями или заместителями руководителей организаций. Деятельность эвакуационных комиссий регламентируется положениями об эвакуационных комиссиях, утверждаемыми соответствующими руководителями ГО.

Силы ГО в мирное время могут привлекаться для участия в мероприятиях по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера. Решение о привлечении в мирное время сил и средств ГО для ликвидации последствий ЧС принимают руководители ГО органов местного самоуправления и организаций в отношении созданных ими сил ГО.

Руководство ГО в организациях осуществляют их руководители, которые несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по ГО и защите населения (статья 11 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ).

Органами, осуществляющими управление ГО в организациях, являются структурные подразделения (работники), уполномоченные на решение задач в области ГО (далее структурные подразделения (работники) по ГО). Организации осуществляют комплектование (назначение) структурных подразделений (работников) по ГО, разрабатывают и утверждают их функциональные обязанности и штатное расписание. Кандидатуры на должности уполномоченных по ГО согласовываются с вышестоящим органом управления в установленном порядке и утверждаются руководителем организации.

Уполномоченные ГО в организациях подчиняются непосредственно руководителю организации, который (повторим) по должности является начальником ГО в организации.

Организации в целях решения задач в области ГО планируют и осуществляют следующие основные мероприятия:

1. По подготовке населения в области ГО:

  • разработка с учетом особенностей деятельности организаций и на основе примерных программ, утвержденных МЧС России, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления, соответственно, рабочих программ подготовки личного состава формирований и служб организаций, а также рабочих программ подготовки работников организаций в области ГО;
  • осуществление подготовки личного состава формирований и служб организаций, а также работников организаций в области ГО;
  • создание и поддержание в рабочем состоянии учебной материально-технической базы для подготовки работников организаций в области ГО;
  • пропаганда знаний в области ГО.

2. По оповещению населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера:

  • создание и совершенствование системы оповещения работников;
  • создание и поддержание в состоянии постоянной готовности локальных систем оповещения в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности, на особо радиационно опасных и ядерно опасных производствах и объектах, гидротехнических сооружениях чрезвычайно высокой опасности и гидротехнических сооружениях высокой опасности;
  • установка специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей;
  • комплексное использование средств единой сети электросвязи РФ, сетей и средств радио-, проводного и телевизионного вещания и других технических средств передачи информации;
  • сбор информации в области ГО и обмен ею.

3. По эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы:

  • организация планирования, подготовки и проведения мероприятий по эвакуации работников и членов их семей, материальных и культурных ценностей в безопасные районы из зон возможных опасностей, а также рассредоточение работников организаций, продолжающих свою деятельность в военное время, и работников организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по ГО в зонах возможных опасностей;
  • подготовка безопасных районов для размещения работников и членов их семей, материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации;
  • разработка согласованных с органами местного самоуправления планов размещения работников и членов их семей в безопасном районе, получение ордеров на занятие жилых и нежилых зданий (помещений);
  • создание и организация деятельности эвакуационных органов организаций, а также подготовка их личного состава.

4. По предоставлению населению средств индивидуальной и коллективной защиты:

  • поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений ГО, находящихся в ведении организаций;
  • разработка планов наращивания инженерной защиты организаций, продолжающих и переносящих в безопасные районы производственную деятельность в военное время;
  • строительство защитных сооружений ГО для работников организаций в соответствии с Порядком создания убежищ и иных объектов ГО, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов ГО;
  • накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты для обеспечения ими работников организаций;
  • разработка планов выдачи и распределения средств индивидуальной защиты работникам организаций в установленные сроки.

5. По световой и другим видам маскировки:

  • определение перечня зданий и сооружений, подлежащих маскировке;
  • разработка планов осуществления комплексной маскировки организаций, являющихся вероятными целями при использовании современных средств поражения;
  • создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических средств, необходимых для проведения мероприятий по маскировке;
  • проведение инженерно-технических мероприятий по уменьшению демаскирующих признаков организаций, отнесенных в установленном порядке к категориям по ГО.

6. По проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера:

  • создание, оснащение и подготовка нештатных аварийно-спасательных формирований организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, а также организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты III класса опасности, отнесенными в установленном порядке к категориям по ГО;
  • создание, оснащение и подготовка организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по ГО и (или) продолжающими или переносящими в безопасный район производственную деятельность в военное время, спасательных служб;
  • создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для всестороннего обеспечения действий сил ГО;
  • создание, оснащение и подготовка нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по ГО организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по ГО, в целях участия в обеспечении выполнения мероприятий по ГО и проведения не связанных с угрозой жизни и здоровью людей неотложных аварийно-восстановительных работ.

7. По борьбе с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов:

  • создание организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности, а также организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты III класса опасности, отнесенными в установленном порядке к категориям по ГО противопожарных формирований, планирование их действий и организация взаимодействия с другими видами пожарной охраны.

8. По обнаружению и обозначению районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению (загрязнению):

  • организация наблюдения и лабораторного контроля организациями, имеющими специальное оборудование (технические средства) и подготовленных работников для решения задач по обнаружению и идентификации различных типов (видов) заражения (загрязнения);
  • введение режимов радиационной защиты организаций;
  • создание организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по ГО, в составе сил ГО постов радиационного и химического наблюдения;
  • обеспечение сил ГО средствами радиационной, химической и биологической разведки и контроля;
  • создание организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности, а также организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по ГО, и организациями, обеспечивающими выполнение мероприятий по ГО, постов радиационного и химического наблюдения подвижных (стационарных).

9. По санитарной обработке населения, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники и территорий:

  • создание сил ГО для проведения санитарной обработки работников, обеззараживания зданий и сооружений, специальной обработки техники и территорий организаций, отнесенных в установленном порядке к категориям по ГО и (или) продолжающими производственную деятельность в военное время, подготовка их в области ГО;
  • организация проведения мероприятий по санитарной обработке работников, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники и территорий организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по ГО и (или) продолжающими производственную деятельность в военное время;
  • заблаговременное создание запасов дезактивирующих, дегазирующих веществ и растворов.

10. По восстановлению и поддержанию порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также вследствие ЧС природного и техногенного характера и террористических акций:

  • создание и оснащение сил охраны общественного порядка, подготовка их в области ГО;
  • осуществление пропускного режима и поддержание общественного порядка на границах зон возможных сильных разрушений, радиоактивного и химического заражения (загрязнения), возможного катастрофического затопления и в очагах поражения;
  • усиление охраны организаций, подлежащих обязательной охране органами внутренних дел, имущества юридических и физических лиц по договорам, принятие мер по охране имущества, оставшегося без присмотра.

11. По вопросам срочного восстановления функционирования необходимых коммунальных служб в военное время:

  • обеспечение готовности коммунальных служб (аварийных, ремонтно-восстановительных формирований) к работе в условиях военного времени, разработка планов их действий;
  • создание запасов оборудования и запасных частей для ремонта поврежденных систем газо-, энергои водоснабжения и канализации;
  • создание и подготовка резерва мобильных средств для очистки, опреснения и транспортировки воды;
  • создание на водопроводных станциях необходимых запасов реагентов, реактивов, консервантов и дезинфицирующих средств;
  • создание запасов резервуаров и емкостей, сборно-разборных трубопроводов, мобильных резервных и автономных источников энергии, оборудования и технических средств в организациях, предоставляющих населению коммунальные услуги.

12. По срочному захоронению трупов в военное время:

  • создание, подготовка и обеспечение готовности сил и средств ГО для обеспечения мероприятий по захоронению трупов специализированными ритуальными организациями.

13. По обеспечению устойчивого функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера:

  • создание и организация работы в мирное и военное время комиссий по вопросам повышения устойчивости функционирования организаций в военное время;
  • разработка и реализация в мирное и военное время инженерно-технических мероприятий ГО, в том числе в проектах строительства;
  • планирование, подготовка и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на объектах экономики, продолжающих работу в военное время;
  • заблаговременное создание запасов материально-технических средств, продовольственных, медицинских и иных средств, необходимых для восстановления производственного процесса;
  • создание страхового фонда документации;
  • повышение эффективности защиты производственных фондов при воздействии на них современных средств поражения.

14. По вопросам обеспечения постоянной готовности сил и средств ГО:

  • создание и оснащение сил ГО современными техникой и оборудованием;
  • проведение занятий по месту работы с личным составом аварийно-спасательных формирований, нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по ГО и спасательных служб, проведение учений и тренировок по ГО;
  • определение порядка взаимодействия и привлечения сил и средств ГО в составе группировки сил ГО, создаваемой муниципальным образованием.

Нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне (НФГО) создаются организациями, отнесенными к категориям по гражданской обороне, в целях участия в обеспечении выполнения мероприятий по гражданской обороне и проведения не связанных с угрозой жизни и здоровью людей неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Правила отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения утверждены постановлением Правительства РФ от 16.08.2016 № 804. Отнесению к категориям по гражданской обороне подлежат организации, имеющие важное оборонное и экономическое значение; организации, имеющие мобилизационные задания (заказы); организации, представляющие высокую степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, а также организации, имеющие уникальные в историко-культурном отношении объекты. Установлены следующие категории по гражданской обороне: категория особой важности, первая категория и вторая категория. Отнесение организаций к категориям по гражданской обороне производится федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, государственными компаниями, органами исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с показателями для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне.

Ведение гражданской обороны на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Порядок разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны) утвержден приказом МЧС России от 16.02.2012 N 70 ДСП.

1. ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

1. Положение об организации и ведении гражданской обороны в федеральном органе исполнительной власти.

2. План гражданской обороны и защиты населения федерального органа исполнительной власти согласованный и утвержденный установленным порядком.

4. Приказ о создании эвакуационной комиссии (положение об эвакуационной комиссии; план работы эвакуационной комиссии; состав и план работы эвакуационной комиссии).

В Приказе:

К приказу прилагаются:

Расписание занятий

6. Приказ о создании НАСФ (утвержденные руководителем рабочие программы по обучению л/с НАСФ; утвержденное руководителем расписание занятий по обучению л/с НАСФ; распечатанный и утвержденный руководителем лекционный материал; план учений и тренировок с л/с НАСФ с отметками выполнения и номерами актов по данным тренировкам и учениям; функциональные обязанности командиров и л/с НАСФ; ведомости учета НАСФ; ведомость учета оснащения техникой и имуществом;

7. Документ (накладная, выписка из инвентарной книги и т.д.), подтверждающий обеспечение работников средствами индивидуальной защиты; акт, подтверждающий качественное состояние СИЗ.

8. Приказ, определяющий должностное лицо, в обязанности которого входит учет, надлежащее хранение, обеспечение сохранности, готовности СИЗ к применению.

9. План выдачи и распределения средств индивидуальной защиты.

10. Приказ о создании содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств с номенклатурой.

11. Приказ, о назначении сотрудника, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций)

12. Наличие убежища гражданской обороны (при продолжении деятельности в военное время) и соответствующей документации.

13. План осуществления комплексной маскировки (при продолжении деятельности в военное время).

1. План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального органа исполнительной власти согласованный и утвержденный установленным порядком.

2. Приказ о создании функциональной подсистемы РСЧС.

3. Приказ о создании, составе координационного органа функциональной подсистемы РСЧС (КЧС) (функциональные обязанности членов КЧС и ОПБ; план работы КЧС и ОПБ на текущий год).

5. Документы по вопросам обучения в области защиты от ЧС:

1) Приказ руководителя ГО об итогах подготовки по ГО и защите от ЧС за прошедший учебный год и задачах на новый учебный год;

В Приказе:

Отражаются общие результаты подготовки, выполнение планов, состояние подготовки по учебным группам, оценки и выводы по учениям и практической работе, состояние учебной материальной базы, основные нерешенные вопросы и недостатки, анализ их причин, а также другие данные о положении дел и отмечаются отличившиеся;

Указывается главное в подготовке по вопросам ГОЧС на следующий год, темы и цели планируемых учений, тренировок и других мероприятий и ставятся конкретные задачи исполнителям;

Утверждается порядок организации подготовки (состав учебных групп, руководители занятий) и список лиц, планируемых для обучения в Камчатском УМЦ ГОЧС (план подготовки руководящего и командно-начальствующего состава);

Указываются сроки начала и окончания учебного года;

Указываются лица, до которых доводится приказ, и порядок контроля за его исполнением.

К приказу прилагаются:

Список должностных лиц и работников ГОЧС, планируемых для обучения в Камчатском УМЦ ГОЧС;

Перечень учебных групп и руководителей занятий по ГОЧС.

2) План основных мероприятий по вопросам ГО, предупреждению и ликвидации ЧС на новый учебный год (тематика занятий, учений и тренировок на текущий год).

Расписание занятий (приложение к плану) разрабатывается для каждой учебной группы рабочих и служащих (личного состава формирований) на учебный год с учетом наличия учебных мест занятий.

3) Свидетельства о прохождении обучения в области ГО и ЧС руководителя, начальствующего состава и должностного лица, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (не реже одного раза в пять лет)

6. Приказ об итогах обучения сотрудников в предыдущем году и задачах обучения на текущий год (тематика учений и тренировок на текущий год; перечень учебных групп и руководителей занятий на год; план подготовки руководящего и командно-начальствующего состава; расписание занятий по ГО и ЧС с персоналом; свидетельства о прохождении обучения в области ГО и ЧС руководителя, начальствующего состава и должностного лица, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций).

Проведение командно-штабных учений или тренировок по совершенствованию знаний, умений и навыков в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

7. Приказ о создании резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

8. Приказ о создании резервов финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

9. Проведение командно-штабных учений или штабных тренировок по совершенствованию знаний, умений и навыков в области защиты от чрезвычайных ситуаций

10. Создание постоянно действующего органа управления (приказ, о назначении сотрудника, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций)

2. ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

- проверка выполнения требований и мероприятий в области гражданской обороны

1. Постановление об утверждении Порядка подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в муниципальном образовании.

2. План гражданской обороны и защиты населения муниципального образования согласованный с ГУ МЧС России по Камчатскому краю и утвержденный главой муниципального образования.

3. План основных мероприятий по вопросам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям согласованный с ГУ МЧС России по Камчатскому краю и утвержденный главой муниципального образования.

4. Распоряжение о создании комиссии по повышению устойчивого функционирования (ПУФ) (положение о комиссии по ПУФ; план работы комиссии по ПУФ).

5. Распоряжение о создании эвакуационной комиссии (положение об эвакуационной комиссии; состав эвакуационной комиссии; план работы эвакуационной комиссии). План эвакуации.

6. Документы по вопросам обучения населения в области ГО:

В постановлении:

3) Решения КЧС по вопросам подготовки населения муниципального образования и ход их выполнения (вопросы обучения населения в области ГО должны рассматриваться ежегодно);

4) Программы обучения должностных лиц и специалистов ГО и РСЧС, личного состава НАСФ, работающего и неработающего населения (разрабатываются и утверждаются в соответствии с примерной программой обучения должностных лиц и специалистов РСЧС Камчатского края);

5) План подготовки должностных лиц и работников ГО в области гражданской обороны;

6) План основных мероприятий муниципального образования по вопросам ГО, предупреждения и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности, в котором определены темы и сроки проведения учений и тренировок на объектах экономики (тематика учений и тренировок на текущий год);

7) Регистры (списки) подготовки и повышения квалификации должностных лиц и работников ГО соответствующего уровня;

10) План пропагандистской работы в области ГО;

11) Положение о проведении соревнований «Школа безопасности» или полевых лагерей «Юный спасатель» муниципального уровня.

12) Планирующие и отчетные документы по деятельности учебно-консультационных пунктов (Приказ о создании УКП, План работы на текущий год, расписание, журналы, регистры и т.д.)

13) Свидетельства о прохождении обучения в области ГО и ЧС руководителя, начальствующего состава и должностного лица, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (не реже одного раза в пять лет)

7. Постановление о создании, содержании и организации деятельности нештатных аварийно-спасательных формирований на территории муниципального образования (функциональные обязанности командиров и л/с НАСФ; реестр организаций, создающих НАСФ; ведомость учета (регистр) по обучению должностных лиц и работников ГО и РСЧС в организации (с указанием номеров удостоверений обучившихся; Утвержденные руководителем рабочие программы по обучению л/с НАСФ и работающего населения, не входящего в состав НАСФ).

8. Документ (накладная, выписка из инвентарной книги и т.д.), подтверждающий обеспечение сотрудников и необходимых категории населения средствами индивидуальной защиты и акт качественного состояния СИЗ.

9. Распоряжение, определяющее должностное лицо, в обязанности которого входит учет, надлежащее хранение, обеспечение сохранности, готовности СИЗ к применению.

10. Постановление о создании и содержании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств на территории муниципального образования и перечень созданных запасов.

11. Распоряжение о создании постоянно действующего органа управления о назначении сотрудника, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

12. Постановление о своевременном оповещении и информировании населения муниципального образования (наличие записей о выполнении работ технического обслуживания с требуемой периодичностью в формуляре и книге учета технического состояния; правильность ведения эксплуатационной документации (состав документации, ее состояние и условия хранения; наличие и правильность записей в формулярах (паспортах); книга учета технического состояния; соблюдение сроков калибровки средств измерений и электрических испытаний защитных средств).

14. Мероприятия по гражданской обороне, осуществляемые в целях решения задачи, связанной с оповещением населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Оборудование МО системой оповещения населения, наличие схемы размещения звукоизлучающих средств оповещения с нанесенными на карте зон звукопокрытия населенных пунктов.

15. Мероприятия по гражданской обороне, осуществляемые в целях решения задачи, связанной с первоочередным обеспечением населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе с медицинским обслуживанием, включая оказание первой медицинской помощи, со срочным предоставлением жилья и принятием других необходимых мер

16. Мероприятия по гражданской обороне, осуществляемые в целях решения задачи, связанной с борьбой с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий

17. Мероприятия по гражданской обороне, осуществляемые в целях решения задачи, связанной с санитарной обработкой населения, обеззараживанием зданий и сооружений, со специальной обработкой техники и территорий

18. Мероприятия по гражданской обороне, осуществляемые в целях решения задачи, связанной с восстановлением и поддержанием порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий

19. Мероприятия по гражданской обороне, осуществляемые в целях решения задачи, связанной со срочным восстановлением функционирования необходимых коммунальных служб в военное время

20. Мероприятия по гражданской обороне, осуществляемые в целях решения задачи, связанной со срочным захоронением трупов в военное время

21. Мероприятия по гражданской обороне, осуществляемые в целях решения задачи, связанной с разработкой и осуществлением мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время

22. Мероприятия по гражданской обороне, осуществляемые в целях решения задачи, связанной с обнаружением и обозначением районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению

23. Мероприятия по гражданской обороне, осуществляемые в целях решения задачи, связанной с проведением аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера,

24. Мероприятия по гражданской обороне, осуществляемые в целях решения задачи, связанной с обеспечением световой и других видов маскировки, являются:

25. Мероприятия по гражданской обороне, осуществляемые в целях решения задачи, связанной с предоставлением населению убежищ и средств индивидуальной защиты (Документация защитных сооружений гражданской обороны, план выдачи и распределения средств индивидуальной защиты)

26. Мероприятия по гражданской обороне, осуществляемые в целях решения задачи, связанной с эвакуацией населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы

- проверка выполнения требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

1. План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального образования согласованный с ГУ МЧС России по Камчатскому краю и утвержденный главой муниципального образования.

2. Постановление о муниципальном звене территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

3. Распоряжение о создании, составе координационного органа районного звена РСЧС (КЧС) (функциональные обязанности членов КЧС и ОПБ; план работы КЧС и ОПБ на текущий год).

4. Распоряжение о создании эвакуационной комиссии (положение об эвакуационной комиссии; состав эвакуационной комиссии; план работы эвакуационной комиссии).

5. Планирующая и отчетная документация по проведению командно-штабных учений или штабных тренировок по совершенствованию знаний, умений и навыков в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

6. Перечень потенциально опасных объектов на территории муниципального образования.

7. Постановление о порядке создания, хранения, использования и восполнения резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций и перечень созданных ресурсов.

8. Оборудование МО системой оповещения населения, наличие схемы размещения звукоизлучающих средств оповещения с нанесенными на карте зон звукопокрытия населенных пунктов..

9. Распоряжение о создании резервов финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

10. Распоряжение о создании постоянно действующего органа управления о назначении сотрудника, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

11. Паспорт безопасности муниципального образования.

12. Постановление о создании дежурно-диспетчерской службы территориального звена муниципального образования; свидетельства о прохождении обучения (повышение квалификации) руководителя и специалистов дежурно-диспетчерской службы.

13. План по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов муниципального образования, согласованный и утвержденный установленным порядком.

14. Документы по вопросам обучения населения в области защиты от ЧС, разрабатываемые в муниципальных образованиях:

1) нормативные правовые акты муниципального образования по организации обучения населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций (постановления главы администрации);

2) постановление (приказ) главы администрации по итогам обучения населения в прошедшем году и задачах на новый учебный год;

В постановлении:

Отражаются общие результаты подготовки, выполнение планов, состояние обучения по категориям, оценки и выводы по учениям и практической работе, состояние учебно-материальной базы, основные нерешенные вопросы и недостатки, анализ их причин, а также другие данные о положении дел и отмечаются отличившиеся;

Ставятся задачи на следующий год (главная задача, конкретные указания руководителям различных категорий, а при необходимости и некоторым руководителям лично, указываются темы учений и другие вопросы);

Устанавливаются сроки издания руководителями организаций приказов об итогах подготовки по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций за прошедший год и задачах на следующий;

Утверждается план основных мероприятий подготовки (командно-штабных, тактико-специальных, комплексных учений, тренировок) по всем органам управления и организациям;

Указываются сроки начала и окончания учебного года;

Поощряются организации и лица, добившиеся наилучших результатов.

3) Решения КЧС по вопросам подготовки населения муниципального образования и ход их выполнения (вопросы обучения населения должны рассматриваться ежегодно);

4) Программы обучения должностных лиц и специалистов РСЧС, личного состава НАСФ, работающего и неработающего населения (разрабатываются и утверждаются в соответствии с примерной программой обучения должностных лиц и специалистов РСЧС Камчатского края);

5) План подготовки должностных лиц и работников в области защиты от чрезвычайных ситуаций;

6) План основных мероприятий муниципального образования по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС, в котором определены темы и сроки проведения учений и тренировок на объектах экономики (тематика учений и тренировок на текущий год);

7) Регистры (списки) подготовки и повышения квалификации должностных лиц и работников в области ЧС соответствующего уровня;

8) Комплексный план мероприятий по обучению неработающего населения в области безопасности жизнедеятельности;

9) Перспективный план совершенствования учебно-материальной базы по обучению всех категорий населения в области безопасности жизнедеятельности;

10) Положение о проведении соревнований «Школа безопасности» или полевых лагерей «Юный спасатель» муниципального уровня.

11) Планирующие и отчетные документы по деятельности учебно-консультационных пунктов (Приказ о создании УКП, План работы на текущий год, расписание, журналы, регистры и т.д.)

12) Свидетельства о прохождении обучения в области ЧС руководителя, начальствующего состава и должностного лица, уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (не реже одного раза в пять лет)

3. ОРГАНИЗАЦИИ

- проверка выполнения требований и мероприятий в области гражданской обороны

1. Положение об организации и ведении гражданской обороны в организации.

2. План гражданской обороны и защиты населения организации согласованный и утвержденный установленным порядком. План основных мероприятий по вопросам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности организации согласованный и утвержденный установленным порядком.

3. Приказ о создании комиссии по повышению устойчивого функционирования (ПУФ) (положение о комиссии по ПУФ; план работы комиссии по ПУФ).

4. Приказ о создании эвакуационной комиссии (положение об эвакуационной комиссии; план работы эвакуационной комиссии; состав эвакуационной комиссии).

5. Документы по вопросам обучения в области ГО:

В Приказе:

Отражаются общие результаты подготовки, выполнение планов, состояние подготовки по учебным группам, оценки и выводы по учениям и практической работе, состояние учебной материальной базы, основные нерешенные вопросы и недостатки, анализ их причин, а также другие данные о положении дел и отмечаются отличившиеся;

Указывается главное в подготовке по вопросам ГОЧС на следующий год, темы и цели планируемых учений, тренировок и других мероприятий и ставятся конкретные задачи исполнителям;

Указываются сроки начала и окончания учебного года;

Указываются лица, до которых доводится приказ, и порядок контроля за его исполнением.

К приказу прилагаются:

Список должностных лиц и работников ГОЧС, планируемых для обучения в Камчатском УМЦ ГОЧС;

Перечень учебных групп и руководителей занятий по ГОЧС.

2) План основных мероприятий по вопросам ГО, предупреждению и ликвидации ЧС на новый учебный год (тематика занятий, учений и тренировок на текущий год).

Расписание занятий

6. Приказ о создании НАСФ в организации (утвержденные руководителем предприятия (организации) рабочие программы по обучению л/с НАСФ; утвержденное руководителем предприятия (организации) расписание занятий по обучению л/с НАСФ; распечатанный и утвержденный руководителем предприятия (организации) лекционный материал; план учений и тренировок с л/с НАСФ с отметками выполнения и номерами актов по данным тренировкам и учениям; функциональные обязанности командиров и л/с НАСФ; ведомости учета НАСФ; ведомость учета оснащения техникой и имуществом;

7. Документ (накладная, выписка из инвентарной книги и т.д.), подтверждающий обеспечение работников средствами индивидуальной защиты; акт, подтверждающий качественное состояние СИЗ; Приказ, определяющий должностное лицо, в обязанности которого входит учет, надлежащее хранение, обеспечение сохранности, готовности СИЗ к применению.

8. Приказ о создании содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств с номенклатурой.

9. Приказ, о назначении сотрудника, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций)

10. Разработка документов страхового фонда документации (в соответствии с Перечнем объектов повышенного риска).

11. Наличие убежища гражданской обороны (или договора) (для учреждений и организаций продолжающих свою деятельность в военное время для набольшей работающей смены) и соответствующей документации.

- проверка выполнения требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

1. План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций организации согласованный и утвержденный установленным порядком.

2. Приказ о создании объектового звена РСЧС.

3. Приказ о создании, составе координационного органа объектового звена РСЧС (КЧС) (функциональные обязанности членов КЧС и ОПБ; план работы КЧС и ОПБ на текущий год).

4. План основных мероприятий по вопросам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям согласованный и утвержденный установленным порядком.

5. Приказ о создании эвакуационной комиссии (положение об эвакуационной комиссии; план работы эвакуационной комиссии; состав эвакуационной комиссии).

6. Приказ о создании комиссии по повышению устойчивого функционирования (ПУФ) (положение о комиссии по ПУФ; план работы комиссии по ПУФ).

7. Документы по вопросам обучения в области защиты от ЧС, разрабатываемые на ПОО:

1) Приказ руководителя ГО организации об итогах подготовки по ГО и защите от ЧС за прошедший учебный год и задачах на новый учебный год;

В Приказе:

Отражаются общие результаты подготовки, выполнение планов, состояние подготовки по учебным группам, оценки и выводы по учениям и практической работе, состояние учебной материальной базы, основные нерешенные вопросы и недостатки, анализ их причин, а также другие данные о положении дел и отмечаются отличившиеся;

Указывается главное в подготовке по вопросам ГОЧС на следующий год, темы и цели планируемых учений, тренировок и других мероприятий и ставятся конкретные задачи исполнителям;

Утверждается порядок организации подготовки (состав учебных групп, руководители занятий) и список лиц, планируемых для обучения в Камчатском УМЦ ГОЧС;

Указываются сроки начала и окончания учебного года;

Поощряются работники, добившиеся лучших результатов по ГОЧС в прошедшем учебном году;

Указываются лица, до которых доводится приказ, и порядок контроля за его исполнением.

К приказу прилагаются:

Список должностных лиц и работников ГОЧС, планируемых для обучения в Камчатском УМЦ ГОЧС;

Перечень учебных групп и руководителей занятий по ГОЧС.

2) План основных мероприятий по вопросам ГО, предупреждению и ликвидации ЧС на новый учебный год (тематика занятий, учений и тренировок на текущий год).

План согласовывается с вышестоящим начальником. Подписывается руководителем структурного подразделения (работником), уполномоченным на решение задач в области ГО, и утверждается руководителем ГО объекта. Выполнение плана контролируется лично руководителем структурного подразделения (работником), уполномоченным на решение задач в области ГО объекта.

Расписание занятий (приложение к плану) разрабатывается для каждой учебной группы рабочих и служащих (личного состава формирований) на учебный год с учетом наличия учебных мест занятий. Расписание занятий подписывается руководителем структурного подразделения (работником), уполномоченным на решение задач в области ГО объекта.

3) В организации постоянно ведется учёт подготовки и обучения по ГО и ЧС. Он должен отражать все проводимые учебные мероприятия.

Для этого на объекте ведутся:

журнал учета занятий по ГОЧС на каждую учебную группу;

регистр подготовки и повышения квалификации должностных лиц и работников ГОЧС в Камчатском УМЦ ГОЧС. В этом регистре учитываются все должностные лица ГО и РСЧС объекта, которые в соответствии с установленной периодичностью должны проходить подготовку в Камчатском УМЦ ГОЧС.

4) Свидетельства о прохождении обучения в области ГО и ЧС руководителя, начальствующего состава и должностного лица, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (не реже одного раза в пять лет)

8. Приказ об итогах обучения сотрудников предприятия (организации) в предыдущем году и задачах обучения на текущий год (тематика учений и тренировок на текущий год; перечень учебных групп и руководителей занятий на год; план подготовки руководящего и командно-начальствующего состава; расписание занятий по ГО и ЧС с персоналом; свидетельства о прохождении обучения в области ГО и ЧС руководителя, начальствующего состава и должностного лица, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций).

9. Приказ о создании НАСФ в организации (утвержденные руководителем предприятия (организации) рабочие программы по обучению л/с НАСФ; утвержденное руководителем предприятия (организации) расписание занятий по обучению л/с НАСФ; распечатанный и утвержденный руководителем предприятия (организации) лекционный материал; план учений и тренировок с л/с НАСФ с отметками выполнения и номерами актов по данным тренировкам и учениям; функциональные обязанности командиров и л/с НАСФ; ведомости учета НАСФ; ведомость учета оснащения техникой и имуществом;

10. Документ (накладная, выписка из инвентарной книги и т.д.), подтверждающий обеспечение работников средствами индивидуальной защиты; акт, подтверждающий качественное состояние СИЗ.

11. Приказ о создании резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

12. Приказ о создании резервов финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

13. Проведение командно-штабных учений или штабных тренировок по совершенствованию знаний, умений и навыков в области защиты от чрезвычайных ситуаций

14. Планирование и организация аттестации НАСФ на право ведения определенных видов аварийно-спасательных работ

15. Журнал учёта (карточка) технического состояния здания или объекта (для объектов здравоохранения и образования);

16. Создание постоянно действующего органа управления (приказ, о назначении сотрудника, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций)

17. План повышения защищенности критически важного объекта (для предприятий входящих в Перечень)

18. Наличие резервного источника питания (для объектов с круглосуточным пребыванием людей)

19. Создание органа повседневного управления (дежурно-диспетчерской службы) и организация его работы

20. Прохождение обучения (повышение квалификации) руководителя и специалистов дежурно-диспетчерской службы.

21. Наличие договора с профессиональным аварийно-спасательным формированием на обслуживание потенциально опасного объекта (или наличие собственного аттестованного аварийно-спасательного формирования).

22. Разработка Паспорта безопасности потенциально-опасного объекта.

23. Создание локальной системы оповещения.

24. Наличие Плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов согласованного и утвержденного установленным порядком.

25. Наличие Договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте

Приветствую, уважаемые друзья! Всё никак мои руки не дотягивались до того, чтобы опубликовать готовый комплект документов по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям (ГО и ЧС), который лежит у меня в закромах с 2013 года. Актуализацию проводить времени нет, поэтому, когда будите адаптировать документы под себя, смотрите в оба глаза, и не по диагонали, а слева-направо, слева-направо 😉

Документы по ГО и ЧС разрабатывались для организации, владеющей крупной торговой сетью (гипермаркеты, супермаркеты, универсамы).

Итак, комплект содержит следующие документы по ГО и ЧС:

Преамбула: Согласно «Положению о назначении в организациях уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны», утверждённого Постановлением Правительства РФ от 02.12.2004 года №724

Преамбула: Согласно требованиям ФЗ №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994г.; ФЗ №28-ФЗ «О гражданской обороне» от 12.02.1998г.; ФЗ №130 «О борьбе с терроризмом» от 25.07.1998г. № 122-ФЗ, от 21.11.2002г.; №144-ФЗ; ФЗ №35 «О противодействии терроризму» от 06.03.2006г. №153-ФЗ; Указ Президента РФ от 13.09.2004г. №1167 «О неотложных мерах по повышению эффективности борьбы с терроризмом»; Постановление губернатора Новосибирской области от 02.12.2004г. №703 «Об организации системы антитеррористической деятельности на территории Новосибирской области»; на основании Приказа МЧС РФ от 23.12.2005г. №999 «Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований» и Постановлений Правительства РФ от 4.09.2003г. «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», от 2.11.2000г. №841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области ГО»

Преамбула: В 2012 году подготовка по ГОЧС руководящего и командно-начальствующего состава (РиКНС), состава нештатных формирований и персонала, проводилась в соответствии с требованиями федеральных законов «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ и "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 12 декабря 1994 г. № 68-ФЗ, постановлений Правительства Российской Федерации «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 4 сентября 2003 г. № 547, «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны» от 2 ноября 2000 г. № 841 и требований «Организационно-методических указаний по подготовке населения РФ в области гражданской обороны на 2011- 2015 годы», по плану подготовки и на основе организационно-методических указаний Управлений МЧС области и города.

На этом с документам по ГО и ЧС пока всё. Надеюсь данные документы помогут вам организовать работу по ГО и ЧС.

Заранее благодарен спецам по ГО и ЧС, которые в теме, что и как в данной области, и которые в случае чего оставят дельные комментарии по опубликованным документам.

Российская система предупреждений и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС) призвана решать большой круг задач, охватывающий все сферы деятельности экономики страны. РСЧС занимается проблемами экологии, оказания гуманитарной помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, аварий, катастроф, вооруженных конфликтов в России и за ее пределами, информационным обеспечением в зонах ЧС, созданием сил быстрого развертывания на все ЧС, где бы они ни происходили.

Структура РСЧС

Руководство ГО в республиках, краях, областях, автономных образованиях, районах и городах, министерствах и ведомствах, в учреждениях, в организациях и на предприятиях, независимо от форм собственности, возлагается на соответствующих руководителей органов исполнительной власти, министерств, ведомств, учреждений, организаций, предприятий.

Установлено, что указанные руководители являются по должности начальниками гражданской обороны. Они несут персональную ответственность за организацию и осуществление мероприятий ГО, создание и обеспечение сохранностинакопленных фондов индивидуальных и коллективных средств защиты и имущества, а также за подготовку сил и средств ликвидации ЧС, обучение населения и персонала предприятий к действиям в чрезвычайных ситуациях на подведомственных территориях и объектах.

Бывшие штабы ГО преобразованы в управления по делам ГО и ЧС.

Создана структура РСЧС, которая включает территориальные, функциональные и ведомственные подсистемы.

Территориальные подсистемы (республик в составе Российской Федерации, краев и областей) подразделяются на звенья, соответствующие принятому административно-территориальному делению. Их руководящие органы на местах - комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС) или органы, выполняющие родственные функции. Они планируют, разрабатывают и осуществляют мероприятия по предотвращению ЧС, создают, оснащают и готовят силы для ликвидации последствий возможных чрезвычайных ситуаций. Кроме того, занимаются вопросами финансового и материально-технического обеспечения. Как правило, они действуют самостоятельно, если масштабы аварий, катастроф и стихийных бедствий не выходят за пределы подведомственных территорий. Рабочими органами КЧС всех уровней являются управления по делам ГО и ЧС.

Функциональные подсистемы состоят из органов управления, сил и средств министерств и ведомств РФ, непосредственно решающих задачи по наблюдению и контролю за состоянием природной среды и потенциально опасных объектов, созданию чрезвычайных резервных фондов, защите населения, а также по локализации и ликвидации ЧС. Следует обратить внимание на то, что в состав отдельных функциональных подсистем могут входить органы управления, силы и средства нескольких министерств и ведомств России, перед которыми поставлены схожие задачи или задачи, дополняющие друг друга.

Ведомственные подсистемы создаются в министерствах и ведомствах в целях предупреждения и ликвидации ЧС на подведомственных им объектах.

РСЧС имеет три уровня управления: федеральный, региональный и местный (территориальный). Региональный появился в результате деления России на девять крупных регионов. Этот уровень необходим для управления войсками гражданской обороны, организации и координации взаимодействия территориальных органов исполнительной власти и управления сопредельными республиками, краями, областями в случае возникновения не только местных, но и региональных или глобальных ЧС.

У начальников ГО объектов рабочим аппаратом являются штабы, комплектуемые штатными работниками и должностными лицами, не освобожденными от своих основных обязанностей.

Штаб является органом управления начальника ГО объекта, на который возлагаются:

·  организация и обеспечение непрерывного управления ГО при любых авариях, катастрофах и стихийных бедствиях;

·  своевременное оповещение служб, формирований, рабочих, служащих и населения прилегающих населенных пунктов о возникновении ЧС;

·  разработка плана ГО;

·  осуществление мероприятий по защите трудового коллектива;

·  обучение личного состава формирований ГО, рабочих и служащих;

·  поддержание постоянной готовности сил и средств для действий в чрезвычайных ситуациях.

Для организации и проведения специальных мероприятий ГО и ЧС, подготовки сил и средств, управления ими при проведении спасательных и других неотложных работ создаются службы:

·  связи и оповещения;

·  охраны общественного порядка;

·  противопожарная;

·  аварийно-техническая;

·  убежищ и укрытий;

·  медицинская;

·  противорадиационной и противохимической защиты;

·  автотранспортная;

·  материально-технического снабжения и др.

Количество служб определяется начальником ГО объекта в зависимости от специфики предприятий и наличия структурных подразделений для их организации.

Основные задачи, силы и средства РСЧС

·  организация оповещения и информирование населения;

·  проведение мероприятий по защите населения и территорий;

·  ликвидация чрезвычайных ситуаций;

·  оказание гуманитарной помощи;

·  подготовка руководящего состава, специалистов и обучение населения;

·  пропаганда среди населения роли РСЧС в общей системе безопасности страны.

Федеральные органы исполнительной власти располагают специально подготовленными и аттестованными силами и средствами, предназначенными для предупреждения и ликвидации ЧС. Используя их в рамках единой государственной системы, можно до минимума свести людские и материальные потери.

Силы и средства РСЧС подразделяются:

·  на силы и средства наблюдения и контроля;

·  силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Силы и средства наблюдения и контроля включают:

·  подразделения органов надзора (за состоянием котлов, мостов, АЭС, газовыми и электрическими сетями и др.);

·  контрольно-инспекционную службу (Минэкологии);

·  службы и учреждения ведомств, осуществляющих наблюдение за состоянием природной среды, за потенциально опасными объектами;

·  ветеринарную службу;

·  сеть наблюдения и лабораторного контроля ГО;

·  лабораторный контроль за качеством продуктов питания и пищевого сырья;

·  службу предупреждения о стихийных бедствиях.

В силы и средства ликвидации ЧС входят в первую очередь соединения, части и подразделения МЧС, МО, МВД, невоенизированные формирования ГО, а также силы и средства, принадлежащие другим министерствам и ведомствам, государственным и иным органам, расположенным на территории России.

Основу этих сил составляют войска ГО, подразделения поисково-спасательной службы и формирования постоянной готовности МЧС. В настоящее время намечен ряд мероприятий, направленных на их укрепление. Так, в составе спасательных бригад создаются воздушно-десантные отряды. Они более мобильны и эффективны в работе, поскольку их можно быстро перебрасывать в любой регион страны. Появилась необходимость сформировать в войсках ГО подразделения переправочно-десантных средств и спасательных взводов.

Особого внимания в силах МЧС заслуживает Государственный Центральный аэромобильный спасательный отряд. Это первое в нашей стране спасательное формирование, целиком состоящее из профессионалов высокого класса. Они не раз убедительно доказывали, что хорошо знают свое дело и умеют отлично работать в самых сложных условиях. Отряд призван оперативно реагировать на природные и техногенные катастрофы. И не только на территории России, но и за ее пределами.

При необходимости в отряде можно скомплектовать сразу несколько групп спасателей, готовых одновременно и эффективно действовать в различных регионах России, в странах ближнего и дальнего зарубежья.

Значительными силами для быстрого реагирования на ЧС располагают и другие министерства и ведомства. Например, Министерство путей сообщений имеет восстановительные и пожарные поезда.

Личный состав Министерства внутренних дел в экстремальных ситуациях обеспечивает правопорядок, сохраняетматериальные ценности, осуществляет охрану важных объектов, организует оцепление, а когда надо - и пропускной режим. В ведении МЧС находится и вся противопожарная служба. Ее подразделения способны не только тушить пожары, но и проводить первоочередные работы при авариях на химически опасных объектах, спасать людей и материальные ценности.

Федеральная служба безопасности осуществляет мероприятия по обеспечению государственной безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций, в том числе на режимных объектах, а также при оказании содействия в ликвидации ЧС другим странам.

Министерство здравоохранения - это одна из подсистем РСЧС, имеющая службу оказания экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях.

Минтопэнерго, Минатом имеют свои специализированные подразделения, которые ведут наблюдение и контроль за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, осуществляют мероприятия по предотвращению и ликвидации последствий аварий и катастроф.

Министерство сельского хозяйства располагает лабораториями, лечебницами, учреждениями, занимающимися обеззараживанием сельскохозяйственных угодий. На них возложена организация и координация работ по контролю за загрязнением сельскохозяйственных угодий радиоактивными веществами и тяжелыми металлами, они следят за ситуациями природного и экологического характера.

Российская оборонная спортивно-техническая организация (РОСТО), став правоприемником ДОСААФ на территории России, учредила ассоциацию спасательных формирований. В нее входят отряды, группы добровольных спасателей (аэромобильные, парашютно-десантные, автотранспортные, подводно-технических работ, радистов).

Кроме перечисленных сил создают, готовят и оснащают формирования все субъекты Федерации (республики, края, области). В городах, районах и на объектах должны быть свои подразделения. Это значит, что везде, где бы ни произошли авария, катастрофа или стихийное бедствие, в распоряжениисоответствующего начальника ГО есть силы и средства, которыми он может распорядиться по своему усмотрению.

В случае необходимости в район бедствия будет направлена в срочном порядке такая помощь, которая позволит свести потери к минимуму.

Гражданская оборона (ГО) – система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного и техногенного характера.

Штаб по делам ГО и ЧС – основной организующий и координирующий орган по вопросам гражданской обороны и защиты персонала. Начальник штаба – уполномоченный по решению вопросов по ГО и ЧС подчиняется руководителю ГО.

Штаб по делам ГО и ЧС в своей работе руководствуется Федеральными законами «О гражданской обороне» (№ 28-ФЗ от 12.02.1998 г.), «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (№ 68-ФЗ от 21.12.1994 г.). Постановлениями Правительства РФ «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций» (№ 547 от 4.09.2003 г.), «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (№ 794 от 30.12.2003 г.), нормативными документами МЧС РФ, положениями городского (районного) звена РСЧС, объектового звена предупреждения и ликвидации ЧС.

Основные задачи штаба ГО и ЧС

·  Планирование и контроль выполнения мероприятий по переводу ГО предприятия с мирного на военное положение и мероприятий по защите рабочих, служащих и производства от возможных ЧС природного и техногенного характера.

·  Участие в разработке и осуществлении мероприятий, направленных на повышение устойчивости функционирования производства в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.

·  Организация работы по прогнозированию возможных ЧС, сбору, обработке, анализу информации о ЧС, радиационной, химической, биологической (бактериологической) обстановке, по подготовке предложений комиссии по чрезвычайным ситуациям в ходе ликвидации ЧС.

·  Подготовка документов по созданию нештатных аварийно-спасательных формирований, их численности, структуре, оснащению табельным имуществом, поддержанию в постоянной готовности.

·  Планирование, организация подготовки и обучения руководящего состава, формирований, рабочих и служащих действиям в ЧС мирного и военного времени.

·  Контроль за постоянной готовностью органов управления, средств связи и оповещения.

·  Разработка плана гражданской обороны и плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС, нормативных документов объектового звена РСЧС, их своевременная корректировка и контроль за выполнением.