Административные нарушения представляют собой противоправные антиобщественные действия, либо бездействие в какой-либо сфере деятельности, за которое по закону установлена административная ответственность и для ИП (физического), и для ООО (юридического лица).

Основанием для привлечения к административной ответственности служит, прежде всего, фактическое нарушение правовых стандартов и норм. Виды административных правонарушений различаются в зависимости от того, в какой сфере они совершены, но при этом имеют и одно сходство. Любое правонарушение может быть осуществлено виновно или противоправно. Так, все граждане страны подлежат административной ответственности только на основании выявленной вины. Организации же могут быть наказаны по отдельным на основании объективного вменения правонарушения. То есть за нарушенные законные правила. Освободить организации от мер административной ответственности могут только форс-мажорные обстоятельства (катастрофы, мировые бедствия и природные катаклизмы и т.п.). Причем бремя доказывания этого факта лежит на самой компании.

Объект административного правонарушения - этоправовые отношения в сфере общественного управления государством. Они регулируются при помощи законодательных норм защищаются различными мерами ответственности.

Все виды административных правонарушений рассмотрены в Административном Кодексе РФ, причем они объединены в отдельные классификационные группы. Их достаточно много. Рассмотрим некоторые из них:

Административные нарушения, связанные с нарушением прав граждан.

Нарушения, связанные со здоровьем граждан страны.

Административные нарушения в области охраны и использования собственности (частной или государственной).

Правонарушения, связанные с окружающей средой и проблемами природопользования.

Административные нарушения в сфере промышленности, строительства и в энергетике.

Правонарушения административного плана в сельском хозяйстве, в животноводстве и обработке земель.

Административные правонарушения на транспорте.

Правонарушения в сфере управления транспортными средствами.

Противоправные действия в области развития связи и информации.

Нарушения в предпринимательской деятельности.

Финансовые махинации и нарушения при операциях с ценными бумагами на рынке.

Правонарушения административной направленности в таможенной области.

Административного характера, посягающие на деятельность институтов государственного управления.

Нарушения режима временного пребывания и проживания иностранных граждан и ЛБГ.

Правонарушения, направленные против порядка государственного управления.

Посягающие на общественные нормы жизни общества в целом.

Правонарушения в области призывников и военнообязанных.

Все виды административных правонарушенийсоединены воедино в три основные группы. Это преступления в экономической, социальной сфере и административно-политической.

Виды административных правонарушенийтакже различаются в зависимости от характера противоправного деяния и применяемых санкций. За нарушения административного характера применяется карательная, правовосстановительная ответственность. Такого рода деяние может быть умышленным или по неосторожности. Но и в том, и в другом случае виновность обязательно есть. Административное же наказание преследует, прежде всего, воспитательные и предупредительные меры. К административным взысканиям относятся следующие: конфискация, предупреждение, изъятие, исправительные общественные работы, арест и удаление за пределы страны.


Введение

Понятие административного правонарушения

Понятие и юридическая характеристика состава административного правонарушения

Виды административных правонарушений

Заключение

Список использованной литературы


Введение


Актуальность темы курсовой работы. Проблема правонарушений была и остается одной из самых значимых для общества на протяжении всего времени существования человечества. Актуальность данной работы в том, что, проблема правонарушений и ответственности за них, на сегодняшний день, является одной из острейших проблем, как в юридической науке, так и в юридической практике, а так же с каждым годом число правонарушений в России увеличивается. Актуальность данной темы заключается еще и в том, что административные правонарушения - явление, затрагивающее практически каждого, явление повседневности. И прояснение вопросов, связанных с административными правонарушениями и ответственностью за их совершение представляется весьма своевременным.

декабря 2001 г. Государственной Думой Российской Федерации был принят Кодекс об административных правонарушениях. Данный кодекс, как и все российское административное законодательство в целом, базируются на Конституции России и призваны защищать основы конституционного строя, права и свободы граждан. Новый кодекс толкует многие значимые для нас понятия и вопросы. Вот почему эта тема так актуальна.

Основную массу поступков людей в сфере права составляют правомерные деяния, в виде положительного действия или бездействия, выступающие основой нормального функционирования любого общества. Именно норма права выступает основным нормативным регулятором поведения личности, коллектива. Она отражает интересы народа, отдельных социальных групп, задает (предписывает, разрешает) определенные формы поведения, характер отношений, а также цели и способы.

Если же лица нарушают предписания норм административного права, то это считается административным правонарушением, которое влечет за собой наступление и применение к нарушителю норм административного права мер административной ответственности.

В любом обществе правонарушение - это социальный и юридический антипод правомерного поведения. Нарушения требований норм права в обществе имеют массовый характер и наносят весьма ощутимый вред, как моральный, так и материальный, что позволяет считать правонарушение явлением социальным.

Каждый год в России совершаются десятки тысяч административных правонарушений, и именно поэтому необходимо еще раз обратиться к рассмотрению понятия и признаков административного правонарушения. Согласно закону административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Актуальность темы настоящего исследования не вызывает сомнений. Это объясняется и тем, что наше государство, провозгласившее себя правовым, одной из основных своих задач ставит предупреждение правонарушений, в том числе и административных правонарушений. И именно правонарушение указывает на момент возникновения юридической ответственности, порождает определенные правоотношения и соответствующую ответственность лица, совершившего правонарушение.

В данной работе я попытаюсь определить, как законодатель на современном этапе развития науки административного права дает определение понятию административного правонарушения, разобрать какими признаками обладает административное правонарушение и разобрать виды классификаций административных правонарушений.

Целью курсовой работы является изучение административных правонарушений и административной ответственности за эти нарушения.

Задачи курсовой работы:

дать определение административного правонарушения и административной ответственности;

изучить состав правонарушения, его субъекты и объекты;

изучить виды административных правонарушений и виды административной ответственности.


1. Понятие административного правонарушения


Возможность нарушений норм права заложена в существе самой человеческой жизни, поэтому государство своей принудительной силой вынуждено обеспечивать охрану и безусловную реализацию правовых норм. В арсенале государства имеются нормы, предусматривающие юридическую ответственность в отношении лиц, поведение которых не сообразуется с его обязательными предписаниями. Нарушение предписаний правовых норм в любом обществе носит массовый характер и создает ему весьма ощутимый моральный и материальный вред. Несмотря на разнообразие причин, условий, субъектов и характера совершаемых противоправных деяний, все они имеют общие признаки, позволяющие отнести их к одному социальному явлению - правонарушению.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ либо законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Противоправное действие и противоправное бездействие являются двумя возможными вариантами противоправного деяния, т. е. противоправного поведения физического или юридического лица. Действие - это активное невыполнение обязанности, законного требования, нарушение установленного запрета. Бездействие - это пассивное невыполнение обязанности, возложенной на физическое или юридическое лицо.

Право, регулируя общественные отношения, воздействует на поведение конкретного человека или коллектива людей. С позиций соответствия этого поведения требованиям правовых предписаний можно говорить о правомерном или неправомерном поведении.

Правомерным следует считать такое поведение, которое осуществляется в рамках правовых норм, не нарушает их, не наносит ущерб обществу, организациям и гражданам. Подавляющее большинство субъектов права действуют в правовой сфере именно таким образом. Правомерное, законопослушное поведение характеризуется сознательным подчинением субъектов требованиям норм права. Оно представляет собой тот конечный результат, к которому стремится государство, выражая свою волю в соответствующих нормативных правовых актах. Через правомерное поведение обеспечивается устойчивый правопорядок, необходимый для нормального функционирования и развития общества.

Антиподом правомерному поведению является поведение неправомерное. Оно выражается в несоблюдении норм права, неисполнении или ненадлежащем исполнении возложенных на субъект обязанностей, в действиях, предпринимаемых вопреки установленным правовым предписаниям.

Термин "правонарушение" имеет определенный юридический смысл и по своему содержанию отличается от термина "нарушение права". Нарушение права, закона вовсе не тождественно термину "правонарушение". О правонарушении можно говорить только в том случае, когда есть виновное противоправное деяние, совершенное деликтоспособным лицом. Например, закон могут нарушить лица, не достигшие определенного возраста, предусмотренного законодательством, которые не могут быть привлечены к юридической ответственности. Также не могут привлекаться к юридической ответственности невменяемые лица, то есть признанные судом в установленном порядке недееспособными.

Противоправность имеет два варианта, которые предусматриваются нормативными актами:

) устанавливается запрет совершения определенного действия (в этом случае противоправность действия возникает из-за нарушения запрещающей нормы);

) закрепляется обязанность совершить определенное действие (в этом случае противоправность действия возникает из-за невыполнения юридической обязанности).

Сущность правонарушения состоит в общественно опасном, противоправном и виновном поведении лица, которое нарушает нормы объективного права. Правонарушение - это такое нарушение права, за которое предусмотрена юридическая ответственность. Для того чтобы привлечь лицо к юридической ответственности, необходимо наличие в каждом конкретном случае определенного состава правонарушения, то есть основанием юридической ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава правонарушения, предусмотренного законодательством.

Любое правонарушение характеризуется следующими признаками:

правонарушение по своему характеру является общественно опасным, поскольку наносит вред либо создает опасность такого вреда для личности, государства или общества в целом;

правонарушение противоречит нормам права и совершается вопреки им, то есть обладает противоправностью;

правонарушение выражается в совершении запрещенных законом действий либо в бездействии, то есть в несовершении предписанных законом действий;

правонарушением признается только виновное поведение субъекта права, когда у него была возможность выбрать должное поведение: совершать или не совершать правонарушение. Следовательно, лицо должно осознавать, что оно действует противоправно;

правонарушение - это деяние деликтоспособного лица, то есть способного нести юридическую ответственность;

последствием совершенного правонарушения является применение к правонарушителю мер общественного воздействия либо государственного принуждения.

Общественная вредность заключается в том, что все правонарушения наносят вред общественным отношениям, охраняемым правом, мешают их развитию и совершенствованию в соответствии с их социальным назначением. Общественная вредность и опасность преступления, и административного правонарушения является объективным свойством в том смысле, что деяние причиняет вред обществу, отдельным гражданам или создает угрозу причинения вреда независимо от осознания данного обстоятельства законодателем.

Противоправность означает, что совершением данного деяния (действия или бездействия) обязательно нарушены нормы права. Никакое деяние не может быть признано административным правонарушением и за его совершение не может наступить административная ответственность, если при этом не были нарушены нормы права.

Виновность деяния подразумевает, что оно совершено при наличии вины. Отсутствие вины ни в коем случае не позволяет считать данное деяние (пусть даже и противоправное) административным правонарушением. Вина физического лица бывает в двух формах: в форме умысла и в форме неосторожности. Виновность деяния свидетельствует, что оно совершено либо умышленно, либо по неосторожности.

Наказуемость деяния означает, что за совершение данного действия (бездействия) физического или юридического лица либо КоАП РФ, либо законами субъектов РФ об административных правонарушениях обязательно должна быть установлена именно административная ответственность.

За многие умышленные или неосторожные противоправные деяния предусмотрена не административная, а иная ответственность, например дисциплинарная. Имеется достаточно примеров, когда за совершение противоправного деяния законодательством не предусмотрена никакая ответственность. В подобных случаях деяние, несмотря на его противоправность и виновность, не может быть признано административным правонарушением.

Административное правонарушение, с одной стороны - основание административной ответственности, с другой, такая ответственность - признак административного правонарушения, определяющий его юридическую природу. В установленных законодательством случаях для признания деяния административным правонарушением необходимо наличие причинной связи между деянием и его неблагоприятными противоправными последствиями в виде причинения вреда здоровью, имуществу, экологии и т. д.

Деяние, которое не нарушает каких-либо норм права, может быть аморальным, нарушением норм общественных организаций, но не правонарушением. Другими словами, если деяние не запрещено нормой права или договором, оно не может считаться правонарушением. В Конституции закреплен принцип, согласно которому никто не может нести ответственность за деяние, не признававшееся правонарушением в момент его совершения.

Вопрос об общественной вредности административного правонарушения в административном праве является одним из наиболее важных и, в то же время, менее разработанным, а потому "не объединяющий единого мнения ученых-административистов".

Каждое правонарушение наносит ущерб личным, общественным, государственным интересам.

Вред, причиненный правонарушением, может быть:

физическим и духовным;

восстановимым и невосстановимым;

измеримым и неизмеримым;

значительным и незначительным;

явным и скрытым.

Административное правонарушение - результат взаимодействия не только психики, наследственности и социальных условий, но и общественно детерминируемых бессознательных образований, передающихся из поколения в поколение в качестве реакций на определенные явления.


2. Понятие и юридическая характеристика состава административного правонарушения

административный правонарушение ответственность

Под юридическим составом административного правонарушения понимается совокупность закрепленных нормативно-правовыми актами объективных и субъективных признаков, наличие которых дает основание признать совершенное деяние административным правонарушением.

Состав административного правонарушения включает в себя:

Объективную сторону,

Субъективную сторону.

Юридический состав решает задачу, связанную с правовой квалификацией противоправного действия или бездействия и привлечением к административной ответственности. При отсутствии состава административного правонарушения дело об административном правонарушении не может быть начато, а начатое - подлежит прекращению.

Объект административного правонарушения - это общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности. Например, объектом административного правонарушения, связанного с нарушением законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях (ст.5.26 КоАП РФ), являются права граждан.

Общим объектом административных правонарушений является общественные отношения, возникающие в сфере государственного управления и регулируемые нормами административного права, а в ряде случаев - конституционного, экологического, таможенного, финансового, налогового и других отраслей права.

Каждое правонарушение имеет конкретный объект, на который оно посягает и причиняет ему вред. Это видовой, или, иначе, непосредственный, объект административного правонарушения. Конкретный объект правонарушения определяется в норме права, содержащей его описание. Применительно к мелкому хулиганству видовым объектом является общественная нравственность, честь и достоинство.

В ряде случаев административное правонарушение причиняет непосредственный материальный или иной ущерб.

Объективная сторона административного правонарушения сводится к содержанию нормы права - к «описанию методами законодательной техники противоправного действия либо бездействия физического или юридического лица», следствием которых явилось причинение морального, материального или физического (телесного) вреда интересам граждан, корпоративным образованиям, государству.

Объективная сторона заключается в действии или бездействии, запрещённом административным правом. При этом действие или бездействие может посягать как на конкретные общественные отношения, урегулированные многими отраслями права (гражданского, трудового, финансового и др.). Наличие объективной стороны административного правонарушения во многих случаях ставится в зависимость от времени, места, способа, характера совершения деяния, наступивших его вредных последствий, совершения противоправного деяния в прошлом, его систематичности. Содержание объективной стороны может включать характер действия или бездействия - неоднократность, повторность, длящееся нарушение.

Законодательство об административных правонарушениях в прямой форме фиксирует именно эти элементы содержания объективной стороны административного правонарушения.

Неоднократность однородного действия или бездействия служит непременным условием для признания его объективной стороной административного правонарушения. Отсутствие однородности исключает возможность его такой характеристики.

Повторность по законодательству об административных правонарушениях означает совершение одним и тем же лицом в течение года однородного правонарушения, за которое оно уже подвергалось административному взысканию. Повторность необходимо отличать от неоднократного правонарушения, квалифицируемого как единое целое, а не несколько правонарушений.

Длящимся является действие или бездействие, сопряжённое с последующим длительным невыполнением обязанностей, возложенных на виновного законом под угрозой административной ответственности. Длящееся административное правонарушение является единым, независимо от продолжительности действия или бездействия.

Длящееся административное правонарушение необходимо отличать от продолжаемого, под которым понимается совершение одним и тем же лицом нескольких тождественных правонарушений, за каждое из которых он подлежит административной ответственности. Например, им может быть нарушение правил содержания и ремонта жилых домов, если оно совершено неоднократно.

В отдельных редких случаях противоправное действие может быть следствием не мотивированной акции, а состояния аффекта. «Очень часто вредоносность правонарушений, а особенно преступлений, совершённых в состоянии сильного душевного волнения (аффекта), многократно превышает вред мотивированного поступка».

В отличие от действия бездействие физического лица представляет собой лишённую волевых признаков акцию. Правонарушитель не проявляет должной реакции на нарушение норм права, т. е. игнорирует юридические предписания либо не принимает должного действия для их осуществления. Бездействие правонарушителя не может быть связано с аффектацией, поскольку не обусловлена проявлением волевых свойств.

Субъектами административного правонарушения являются физические и юридические лица.

Общим субъектом административного правонарушения признаются вменяемые, достигшие 16 лет граждане России.

Специальным субъектом административного проступка выступают должностные лица, родители несовершеннолетних детей, находящиеся на территории нашей страны иностранные граждане, не пользующиеся дипломатическим иммунитетом, и лица без гражданства.

К числу первой группы относятся должностные лица, водители транспортных средств и др. Так, должностные лица подлежат административной ответственности в случае совершения ими административных правонарушений в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. При этом должностные лица подлежат административной ответственности не только за собственные действия или бездействия, но и подчинённых работников, нарушающих соответствующие правила. За другие административные правонарушения они несут ответственность на общих основаниях.

Кодекс РФ об административных правонарушениях второй группе относятся лица, которые за административные правонарушения несут ответственность в основном в соответствии с дисциплинарными уставами, специальными положениями о дисциплине, правовыми актами, регламентирующими прохождение государственной службы в определённых органах, а в прямо предусмотренных КоАП РФ случаях - административную ответственность на общих основаниях (военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел и др.). К указанным лицам не могут быть применены административные наказания в виде применения административного ареста, а к военнослужащим, проходящим службу по призыву, также в виде административного штрафа.

В Общей части Кодекса РФ об административных правонарушениях нет упоминания, если гражданах как субъектах административной ответственности, но они со всей очевидностью выделяются в статьях его Особенной части.

По КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных КоАП и законами субъектов РФ.

В случаях, если в статьях КоАП РФ не указано, что установленные данными статьями нормы применяются только к физическому лицу, или только к юридическому лицу, за исключением случаев, если по смыслу данные нормы относятся или могут быть применены только к физическому лицу (например, самовольное оставление места отбывания административного ареста и т. п.).

Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица подлежат административной ответственности на общих основаниях за совершённые административные правонарушения: а) на территории РФ, б) континентальном шельфе, исключительной экономической зоне РФ в случаях, предусмотренных частью 2 ст. 8.16, ст. 8.17-8-20, частью 2 ст. XIX.4 КоАП РФ.

Таким образом, при определении субъекта административного правонарушения необходимо учитывать наличие специальных признаков, которые могут существенно повлиять на квалификацию проступка.

Субъективная сторона административного правонарушения - это психическое отношение субъекта (физического лица) к противоправному действию или бездействию и его последствиям. Оно может быть выражено в форме умысла или неосторожности. Лицо, совершившее противоправное действие или бездействие, в указанных формах, при наличии других признаков состава правонарушения, признаётся виновным в его совершении.

Умышленное действие или бездействие означает, что лицо, совершившее его, предвидело возможность наступления вредных последствий и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало, либо относилось к ним безразлично.

Неосторожное административное правонарушение имеет место в случае, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия или бездействия, но без достаточных на то оснований самонадеянно рассчитывало на их предотвращение, либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

В Особенной части КоАП форма вины чаще всего не обозначается. Обычно большинство из них могут быть совершены в любой её форме. Формулировка ряда правонарушений предполагает, что оно может быть совершено только в форме умысла (мелкое хулиганство, мелкое хищение и т. д.); в редких случаях форма вины указывается в текстах статей Кодекс РФ об административных правонарушениях, законах субъектов РФ, устанавливающих ответственность за те или иные правонарушения.

Наряду с обязательными признаками субъективной стороны, каковыми является умысел и неосторожность, могут быть факультативные. Последними признаются мотив и цель, ибо они в одних составах указаны, а в других нет. В первом случае они являются квалифицирующими признаками правонарушения, то есть действие или бездействие признаётся административным правонарушением, если они совершены по мотивам и в целях, прямо указанных в законе. Характеристика вины физического лица как субъекта административного правонарушения не может быть применена к юридическому лицу как особому субъекту права. Поскольку правоспособность юридического лица реализуется его уполномоченными должностными лицами (иногда - участниками), а фактическая деятельность реализуется его работниками, то, в конечном счете, о вине юридического лица можно говорить применительно к ним. Во-первых, вина юридического лица может выражаться в деяниях должностного лица (участника), чьи действия признаются законом действиями самого юридического лица, во-вторых, в деятельности других лиц, ведущей к противоправному для юридического лица результату фактического характера.

Согласно Кодекс РФ об административных правонарушениях 2001 г. юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ и законами субъектов РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Только при наличии состава административного правонарушения лицо, его совершившее, может быть привлечено к административной ответственности.


3. Виды административных правонарушений


Несмотря на общность признаков, совершаемые правонарушения разнообразны. Это предопределяется различным содержанием общественных отношений, подвергающихся посягательству со стороны правонарушителей, многообразием субъектов, характером мотивов и целей поведения, особенностями жизненных ситуаций и т.п. Все это позволяет классифицировать их по самым различным основаниям.

В зависимости от сферы общественной жизни, где они совершаются, различают: а) правонарушения в экономике; б) правонарушения в управленческой деятельности; в) правонарушений в семейно-бытовой сфере и др.

Профессор Л.Л. Попов использует комплексный критерий классификации видов административных правонарушений, который включает родовой объект посягательства и отраслевую направленность правонарушения.

Комплексный критерий классификации видов административных правонарушений включает родовой объект посягательства (например, общественный порядок, собственность, порядок управления) и отраслевую направленность проступка, т.е. конкретную область государственного управления (например, промышленность, строительство, энергетику, сельское хозяйство, транспорт, торговлю, экологию и т.д.).

На основе данного критерия все виды административных правонарушений могут быть объединены в следующие классификационные группы:

Административные правонарушения, посягающие на права граждан.

Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность.

Административные правонарушения в области охраны собственности.

Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования.

Административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике.

Административные правонарушения в сельском хозяйстве, |ветеринарии и мелиорации земель.

Административные правонарушения на транспорте.

Административные правонарушения в области дорожного движения.

Административные правонарушения в области связи и информации.

Административные правонарушения в области коммерческой деятельности.

Административные правонарушения в области финансов и налогообложения.

Административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти.

Административные правонарушения, посягающие на установленный режим Государственной границы РФ и порядок пребывания на территории РФ.

Административные правонарушения против порядка управления.

Административные правонарушения в области воинского учета.

Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность.

В заключение рассматриваемого вопроса отмечу, что критериев классификации административных правонарушений много. Мнения авторов по данному вопросу различные и не сходятся в едином целом. В действующем КоАП РФ с целью улучшения эффективности работы правоприменителей законодатель объединил деяния, имеющие общий родовой объект в главы.


Заключение


В данной работе были рассмотрены такие понятия как: административное правонарушение, юридический состав административного правонарушения, виды административных правонарушений. Подведу итоги.

Административным правонарушением признается противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, которое влечет за собой административную ответственность, предусмотренную КоАП РФ или законами субъектов РФ.

На мой взгляд, одним из основополагающих признаков административного правонарушения, прямо не закрепленным в КоАП РФ, является общественная вредность и общественная опасность. С учетом данного признака можно уточнить законодательное определение сформулировав его следующим образом: административным правонарушением признается посягающее на права, свободы и безопасность граждан, собственность, установленный порядок управления в государстве общественно вредное (опасное), противоправное, виновное деяние за которое федеральным законодательством и законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность.

Итак, правонарушение можно определить как виновное, противоправное действие (бездействие) лица, причиняющее вред обществу, государству или отдельным лицам. Систему наиболее общих, типичных и существенных признаков отдельных разновидностей правонарушений отражает состав правонарушения. К числу обязательных элементов любого состава правонарушений относятся: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона правонарушения.

Объектом правонарушения являются общественные отношения, регулируемые и охраняемые правом.

Объективная сторона показывает его выражение вовне. Содержание объективной стороны составляют: противоправные деяния, его общественно вредные последствия и причинная связь между деянием и наступившими последствиями.

Субъектом правонарушения признается достигшее определенного возраста деликтоспособное, вменяемое лицо, а также социальные организации.

С субъективной стороны всякое правонарушение характеризуется наличием вины, то есть психическим отношением лица к содеянному.

По моему мнению наше государство должно отводить большую роль правовоспитательной работе. Граждане должны быть информированы о правовых требованиях, предъявляемых к ним государством. Ведь иногда нарушение правовых предписаний связано не с антисоциальной установкой личности, а с незнанием содержания правовых актов (оформление некоторых документов, соблюдение последовательности действий и т.п.

Административное правонарушение, как деяние, имеет признаки, закрепленные в КоАП РФ, которые в совокупности образуют сложный юридический состав, являющийся единственным основанием административной ответственности правонарушителя. С помощью признаков административного правонарушения мы получаем общую социально-психологическую и юридическую характеристику того или иного деяния.

Наказание за совершенное противоправное деяние должно быть как неотвратимым, так и справедливым, т.е. соответствовать тяжести содеянного и степени вины правонарушителя. В нашей стране в борьбе с различными видами правонарушений применяются многочисленные средства: экономические, социально-политические, правовые, а регулирует все общественные отношения юридическая ответственность.

Критериев классификации административных правонарушений много. Мнения авторов по данному вопросу не сходятся в едином целом. В действующем КоАП РФ с целью улучшения эффективности работы правоприменителей законодатель объединил деяния, имеющие общий родовой объект в главы.

Последствиями административных правонарушений являются предусмотренные правом меры принудительного воздействия на правонарушителя, имеющие своей целью либо восстановление нарушенных им прав и исполнение нереализованных обязанностей, либо карательное воздействие на правонарушителя в целях его исправления и предупреждения повторных правонарушений.


Список использованной литературы


1.Конституция РФ

КоАП РФ

.Агапов А. Б. Административная ответственность. Москва, 2000

.Административная ответственность: учеб. пособие. / под ред. И. Ш. Килясханова, А. И. Стахова. М.: Изд-во ЮНИТИ, 2009

.Административное право России: учебник / Н. М. Конин. М.: ТК Велби, Проспект, 2008

.Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2005

.Административное право России: учебник / Н. М. Конин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2013

.Административное право РФ: учебник / Ю. И. Мигачев, Л. Л. Попов, С. В. Тихомиров; Под ред. Л. Л. Попова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2013

.Административное право Российской Федерации: учебник/ Алёхин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. Москва, 2002

.. Административное правонарушение в области финансов: понятие и признаки // Административное и муниципальное право. Зацепина Е.М.,-№1, 2009

.Борисов А.Н. Понятие и признаки правонарушения // Справочно-правовая система «Гарант», 2011

.Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений. Абдулаев М.И. - М.: Магистр-Пресс, 2011


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Административное правонарушение - противоправное, виновное действие или бездействие физического или юридического лица, за которое КоАПом РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. (ст.2.1 КоАП РФ)

Признаки:

1.Антиобщественность

2.Противоправность

3.Виновность

4.Наказуемость

Антиобщественност ь предполагает наличие законодательно установленного перечня социальных ценностей, которые охраняются КоАПом (в ст.1.2. КоАП перечислены).

Противоправност ь - вторичный признак. В объективном смысле прямой законодательный запрет под угрозой административного наказания. Противоправность означает, что совершением данного деяния обязательно нарушены нормы права.

Виновность деяния подразумевает, что оно совершено при наличии вины. Недопустимость привлечения к административной ответственности пока не доказана вина лица, совершившего административное правонарушение.

Формы вины – умысел и неосторожность (ст.2.2 КоАП).

Вина физического лица. Формы вины:

1.Умысел - лицо, совершившее административное правонарушение, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

2.Неосторожность - лицо, совершившее административное правонарушение, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Вина юридического лица. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАПом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Наказуемость если лицо совершило деяние, обладающее ранее названными признаками, оно должно понести наказание. За совершение административного правонарушения должна быть установлена административная ответственность.

Состав административного правонарушения совокупность юридически значимых признаков, необходимых и достаточных для квалификации содеянного по соответствующей статье или части статьи КоАПа РФ или закона субъекта РФ об административных правонарушениях.

Состав административного правонарушения является основанием административной ответственности.

Признаки состава:

Обязательные: вина

Факультативные: цель (но бывают и обязательными в конструкции какого-либо состава)

Элементы состава (4):

2) объективная сторона

3) субъект

4) субъективная сторона.

Только при наличии всех признаков состава административного правонарушения лицо, его совершившее, может быть привлечено к административной ответсвенности .

Объект это общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности.

Виды объектов административного правонарушения: 1) общий объект (совокупность всех общественных отношений, возникающих в сфере государственного управления, регулируемых нормами административного права и охраняемых нормами административной ответственности); 2) родовой объект (определенный круг односторонних общественных отношений (благ, ценностей), охраняемых единым комплексом административно-правовых мер, составляющих неотъемлемую и самостоятельную часть общего объекта); 3) видовой объект (определенная группа общественных отношений, которые охраняются административно-правовыми нормами, общих для ряда правонарушений одного рода); 4) непосредственный объект (конкретные общественные отношения, охраняемые административно-правовыми нормами, которым причиняется ущерб данным правонарушением); 5) дополнительный объект (общественные отношения, которым причиняется ущерб правонарушением, но они не выступают в качестве основного объекта правоохраны, а дополняют его); 6) факультативный объект (общественные отношения, которым в зависимости от складывающихся условий может быть причинен ущерб, а может быть и не причинен). Объективная сторона – система предусмотренных нормами права признаков, характеризующих внешнее проявление административного правонарушения.

Объективная сторона включает следующие обязательные признаки:

1.противоправное деяние (в форме действия или бездействия)

2.наступившие вредные последствия

3.причинно-следственная связь между деянием и наступившими последствиями.

Противоправное деяние - это сознательное, волевое действие или бездействие, причинившее вред охраняемым общественным отношениям.

Противоправное действие - это общественно опасное, активное, осознанное, волевое поведение субъекта, причинившее вред охраняемым общественным отношениям.

Противоправное бездействие - противоправное пассивное поведение субъекта, обязанного действовать определенным образом.

Общественно вредные последствия - негативные изменения, происходящие (наступившие) в общественных отношениях в результате противоправного деяния.

Состав:1. формальный 2.материальный

Формальный состав не предусматривает наступления вредных последствий, ответственность наступает лишь за совершение противоправного деяния вне зависимости от наступления вредных последствий. Встречается наиболее чаще.

Материальный состав включает обязательное наступление вредных последствий.

Причинно-следственная связь - это объективная связь между общественно опасным деянием и наступившими вредными последствиями, при которой данное деяние определяет появление данного последствия.

Объективная сторона включает следующие факультативные признаки (присуще не всем составам административных правонарушений): время, место, способ, характер совершения деяния, его повторность, злостность и др.

Субъект физическое или юридическое лицо, совершившие административное правонарушение. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет. Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики. Субъекты, совершившие административное правонарушение делятся на:

1.общие – любые вменяемые лица, достигшие возраста 16 дет

2.специальные – субъекты, обладающие специальными признаками (должностные лица, несовершеннолетние, иностранные граждане и др.

3.особые – военнослужащие, лица, имеющие специальные звания, и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о службе.

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Субъективная сторона - это психическое отношение субъекта (физического лица), совершившего административное правонарушение, к противоправному деянию и его последствиям.

Обязательный признак субъективной стороны – вина. Вина - это сознательное, волевое отношение субъекта к совершенному им общественно опасному деянию и к наступившим последствиям, выраженное в форме умысла или неосторожности.

Факультативные признаки субъективной стороны – цель, мотив (могут быть и обязательными в конструкции какого-либо состава).

Цель - предполагаемый результат, к которому стремится правонарушитель; желаемые последствия, которые должны наступить в результате совершения административного правонарушения. Мотив - то побуждение, которое толкает правонарушителя к совершению правонарушения.

Крайняя необходимость

Не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

Возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения

При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Виды административных правонарушений

Квалификация видов административных правонарушений представляет собой научную основу для кодификации законодательства об административной ответственности.

В связи с огромным многообразием и большой распространенностью административных проступков единого критерия классификации административных правонарушений в научной литературе не существует. В связи с этим применяется комплексный критерий классификации, который объединяет совокупность признаков, характеризующихся единством правового регулирования, относительной устойчивостью и повторяемостью возникших при этом административных правонарушений .

Комплексный критерий квалификации видов административных правонарушений включает родовой объект посягательства (например, собственность, порядок управления и т.д.) и отраслевую направленность проступка, т.е. конкретную область государственного управления (например, промышленность, сельское хозяйство, энергетика, транспорт, связи и др.) .

Административные правонарушения различают по многим признакам: по характеру правонарушения, по форме вины, по родовому и непосредственному объекту и др. .

Конкретные виды правонарушений содержаться в особенной части КоАП, где они сгруппированы в определенные классификационные группы (главы). Административные правонарушения по родовому объекту посягательства разделены на 17 видов. Все эти правонарушения закреплены в названиях глав КоАП .

Правонарушения против здоровья, чести и достоинства человека, прав и свобод человека и гражданина (ст. ст. 9.1 - 9.28);

Против собственности (ст. ст. 10.1 -10.9);

В области финансов, рынка ценных бумаг и банковской деятельности (ст. ст. 11.1 - 11.78);

В области предпринимательской деятельности (ст. ст. 12.1 - 12.48);

Против порядка налогообложения (ст. ст. 13.1 - 13.14);

Против порядка таможенного регулирования (административные таможенные правонарушения) (ст. ст. 14.1 - 14.16);

Против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования (ст. ст. 15.1 - 15.64);

Против здоровья населения (ст. ст. 16.1 16.9);

Против общественного порядка и нравственности (ст. ст. 17.1 - 17.14);

Против безопасности движения и эксплуатации транспорта (ст. ст. 18.1. - 18.43);

В области охраны историко-культурного наследия (ст. ст. 19.1 - 19.7);

Против порядка использования топливно-энергетических ресурсов (ст. ст. 20.1 - 20.13);

Против порядка архитектурной и градостроительной деятельности, строительства и благоустройства (ст. ст. 21.1 - 21.19);

В области связи и информации (ст. ст. 22.1 - 22.16);

Против порядка управления (ст. ст. 23.1 - 23.85);

Против правосудия и деятельности органов уголовной и административной юрисдикции (ст. ст. 24.1 - 24.12);

Против порядка приписки граждан к призывным участкам, призыва на военную службу и воинского учета (ст. ст. 25.1 - 25.8).

Такая классификация административных правонарушений позволяет органам ведущим административный процесс четко и предметно ориентироваться во всем многообразии правовых запретов и обязанностей в сфере реализации исполнительной власти, нарушение или неисполнение которых влечет административную ответственность.

В свою очередь, административные правонарушения любой из глав КоАП можно разделить на определенные виды по непосредственному объекту посягательства. Так, правонарушения в главе 15 делятся на правонарушения: против экологической безопасности (ст. 15.2); против окружающей среды (ст. 15.1.) и против порядка природопользования (ст. 15.27). В главе 9 - на правонарушения против здоровья человека (ст. 9.1); против достоинства человека (ст. 9.3); против прав и свобод человека и гражданина (ст. ст. 9.4 - 26). В главе 10 - на правонарушения против собственности на природные богатства (ст. ст. 10.1 - 10.4) и против иной собственности (ст. ст. 10.5 - 10.9).

По своему характеру административные правонарушения делятся на три вида:

1) собственно административные правонарушения - это такие, которые ни при каких обстоятельствах не могут относятся к другим видам правонарушений (дисциплинарным, уголовным и т.д.). Это всегда только административные правонарушения. Например, безбилетный проезд (ст. 18.30 КоАП), распитие алкогольных напитков в общественном месте или появление в пьяном виде (ст. 17.3), уничтожение либо повреждение межевых знаков (ст. 15.13) и др. .

Общественная вредность таких правонарушений слишком мала, чтобы считать их преступлениями. Они не могут быть дисциплинарными правонарушениями (совершаться по службе), так как совершаются гражданами, лицами без гражданства и иностранными гражданами.

2) правонарушения двойственного характера (административно-дисциплинарные) - это такие правонарушения, которые одновременно относятся и административными и дисциплинарными. Так как они совершаются по службе, то их можно назвать служебными административными правонарушениями. В основном такие правонарушения совершаются лицами в сфере служебных (трудовых) отношений путем осуществления своих служебных (трудовых) обязанностей вопреки правовым нормам.

Эти правонарушения могут совершаться только должностными лицами, а также должностными лицами и другими работниками. К примеру, только должностным лицом могут быть совершены такие правонарушения, как необоснованный отказ в приеме на работу лица, направленного службой занятости в счет брони (ст. 9.16 КоАП), невозвращение из-за границы иностранной валюты, подлежащей в соответствии с законодательством Республики Беларусь, обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк Республики Беларусь, если в этих действиях нет состава преступления (ст. 11.6 КоАП). .

Должностные лица и иные работники организации могут совершать административные правонарушения в виде нарушения установленного порядка формирования и применения цен (тарифов) должностным или физическим лицом, ответственным за соблюдение указанного порядка (ст. 12.4 КоАП), нарушения законодательных актов об аренде торговых мест (ст. 12.37 КоАП), внесение должностным или уполномоченным лицом в племенное свидетельство заведомо ложных сведений о племенном животном, а также нарушение правил учета и нумерации племенных животных или определения их ценности и продуктивности (ст. 15.40 КоАП) и др.

3) смешенные правонарушения - содержат признаки первого и второго вида, т.е. они могут быть совершены и простыми гражданами, и работниками организаций (юридических лиц) по службе. Например, повреждение историко-культурных ценностей (ст. 19.4 КоАП), нарушение правил ведения рыболовного хозяйства и рыболовства (ст. 15.35КоАП), нарушение законодательства о семенах (ст. 15.56 КоАП) и др.

Разделяются административные правонарушения и по форме вины. По этому критерию они делятся на умышленные, неосторожные и совмещенные (смешенные).

Львиная доля административных правонарушений совершается умышленно. Это правонарушения против здоровья, чести и достоинства человека и гражданина, его прав и свобод (ст. 9.1-9.22 КоАП), мелкое хищение (ст. 10.5 КоАП), нарушение правил государственной собственности на недра (ст. 10.1 КоАП) и др. В некоторых статьях КоАП совершение правонарушения умышленно специально подчеркнуто в их диспозициях (умышленное причинение телесного повреждения, ст. 9.1. КоАП; отказ в предоставлении гражданину информации, ст. 9.6 КоАП, и др.) .

В действующем КоАП имеется лишь одно правонарушение, которое может быть совершено по неосторожности - это повреждение линий связи, телевидения и радиовещания, повлекшее перерыв связи, теле и радиовещания (ст. 22.4 ч. 2 КоАП).

Немалая часть административных правонарушений являются совмещенными, или соединяющими в себе обе формы вины - умышленную и неосторожную. Это значит, что такие правонарушения могут быть совершены и умышленно и по неосторожности. К ним можно отнести такие, как нарушение правил техники безопасности, промышленной санитарии и иных правил по охране труда нанимателем, лицом, ответственным за их соблюдение (ст. 9.17 КоАП), открытие дверей транспортного средства во время движения (ч. 3 ст. 18.9 КоАП) и др.

Любая социальная система нуждается в управлении. Государственные служащие, осуществляющие управленческую деятельность, должны оказывать упорядочивающее воздействие на людей, обеспечивать согласованность их действий, оберегая общество от нежелательных последствий. Представьте себе следующую ситуацию: вы едете на работу в автобусе, одевшись специально для проведения деловых переговоров. На одной из остановок в автобус входит гражданин с собакой. Даже если это собака не агрессивна, возникает угроза того, что ваша одежда будет выглядеть совсем не так, как вы рассчитывали. Возможно, кто-то скажет, что это мелочь и на это не стоит обращать внимания, однако иногда именно мелочь может существенно сказаться на репутации человека.

Чтобы люди чувствовали себя в обществе комфортно, в Кодексе РФ об административных правонарушениях устанавливаются запреты на совершение определенных действий в различных сферах нашей жизни (всего их около четырехсот). Нарушение запрета рассматривается как административное правонарушение, за которое налагается административная ответственность.

В Общей части Кодекса РФ об административных правонарушениях перечисляются виды административных наказаний, порядок привлечения к административной ответственности и исполнения санкций.

В его Особенной части предусмотрен перечень составов административных правонарушений, за которые устанавливается определенное административное наказание. В отличие от Кодекса РФ об административных правонарушениях в Уголовном кодексе РФ перечисляются наиболее опасные и вредные антиобщественные деяния, за которые устанавливаются очень жесткие санкции.

Понятие административного правонарушения

Укажем на основные признаки административного правонарушения.

  • 1. Прежде всего это деяние, которое во вне может выражаться в виде действия (активное поведение) или бездействия (пассивное поведение). Мысли, убеждения не составляют правонарушения. За желание ехать со скоростью больше допустимой нельзя наказать до тех пор, пока вы не претворите его реально. Кроме того, у лица должен быть хоть какой-то выбор между антисоциальным и правомерным поведением, иначе говорить о наличии деяния нельзя. Например, если вы сами не можете пройти через турникет в автобусе из-за крупногабаритной коробки, то вполне можно попросить сделать это кого-либо другого за вас.
  • 2. Это антисоциальное деяние. Лнтисоциальность административных проступков проявляется в том, что они наносят вред общественным отношениям. Характер и степень антисоциальности деяний определяется объектом посягательства, величиной ущерба, особенностями способа посягательства, формой и степенью вины, местом, временем совершения правонарушения и др. Личность правонарушителя также влияет па степень общественной опасности правонарушения.
  • 3. Это противоправное деяние. Это означает, что данное деяние нарушает нормы права, которые в основном сосредоточены в Кодексе РФ об административных правонарушениях.
  • 4. Это виновное (умышленное или неосторожное) деяние, т.е. деяние, совершенное при достаточном контроле своего поведения со стороны сознания.
  • 5. Субъектом административного правонарушения могут быть граждане (иностранцы, лица без гражданства), достигшие 16-летнего возраста.

Рис. 3.2.

Рис. 3.3.

Рис. 3.4.

Административное правонарушение (проступок) – это антисоциальное, виновное (умышленное или неосторожное), противоправное действие или бездействие, посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, нрава и свободы граждан, а также на установленный порядок управления.

Виды административных правонарушений

Достаточно большое количество составов административных правонарушений содержит Особенная часть Кодекса РФ об административных правонарушениях. Одиако этот перечень нс является исчерпывающим (субъекты РФ и муниципальные образования также обладают правом нормотворчества в этой сфере). Система административных правонарушений включает административные правонарушения против:

  • – личности (рис. 3.2);
  • – общественной жизни (рис. 3.3);
  • – государства (рис. 3.4).

Это надо запомнить

  • 1. Кодекс РФ об административных правонарушениях устанавливает запреты на совершение определенных действий в различных сферах нашей жизни.
  • 2. Административная ответственность налагается с 16 лет.
  • 3. Административное правонарушение (проступок) – это антисоциальное, виновное (умышленное или неосторожное), противоправное действие или бездействие, посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, а также на установленный порядок управления.
  • 4. Административные правонарушения делятся на три группы:
    • – против личности;
    • – против общественной жизни;
    • – против государства.