А.В. ЗУБОВ,

заместитель руководителя УФССП России по Мурманской области - заместитель главного судебного пристава Мурманской области

Статья 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» (далее - Закон) определяет три основные задачи, возлагаемые на судебных приставов. Первые две не вызывают вопросов, но вот третья в контексте рассматриваемого Закона, на наш взгляд, не совсем ясна.

Напомним ее формулировку: на судебных приставов возлагаются задачи по «исполнению законодательства об уголовном судопроизводстве по делам, отнесенным уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к подследственности федерального органа исполнительной власти по обеспечению установленного порядка деятельности судов и исполнению судебных актов и актов других органов (далее - Федеральная служба судебных приставов)».

Нет никаких сомнений, что речь здесь идет о такой форме предварительного расследования, как дознание. На кого же, исходя из поставленных Законом задач, возлагается дознание в Федеральной службе судебных приставов? В п. 1 ст. 4 Закона указано: «Судебные приставы в зависимости от исполняемых ими обязанностей подразделяются на судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов-исполнителей».

Однако в статьях, регламентирующих обязанности и права судебных приставов по ОУПДС (ст. 11 Закона) и судебных приставов-исполнителей (ст. 12 Закона), о расследовании ими уголовных дел ничего не сказано. При этом п. 4 ч. 3 ст. 151 УПК РФ определено, что дознание проводится «дознавателями органов Федеральной службы судебных приставов - по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 157 и 177, частью первой статьи 294, статьей 297, частью первой статьи 311, статьями 312 и 315 Уголовного кодекса Российской Федерации».

Имеющееся на первый взгляд противоречие легко объяснимо. Понятие «дознаватель» определяется в п. 7 ст. 5 УПК РФ как «должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом». Таким образом, имеется два вида дознавателей, один из которых стал дознавателем (в контексте уголовно-процессуального законодательства) после того, как его на это уполномочил начальник органа дознания.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 40 УПК РФ к органам дознания относятся «органы Федеральной службы судебных приставов». Начальником органа дознания является «должностное лицо органа дознания, в том числе заместитель начальника органа дознания, уполномоченное давать поручения о производстве дознания и неотложных следственных действий, осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом».

В территориальных органах ФССП России этими должностными лицами являются главные судебные приставы субъектов Российской Федерации и их заместители, курирующие дознание, а в структурных подразделениях территориальных органов ФССП России - «начальники отделов судебных приставов - старшие судебные приставы, их заместители, координирующие организацию работы по производству дознания, либо лица, исполняющие их обязанности» (приказ ФССП России от 06.12.2010 № 677).

Исходя из этого, судебный пристав (судебный пристав-исполнитель или судебный пристав по ОУПДС), который является работником службы судебных приставов, становится полноправным (по уголовно-процессуальному законодательству) дознавателем после возложения на него обязанностей о производстве дознания соответствующим правовым документом (приказ или распоряжение - в зависимости от того, кто из начальников органа дознания подписывает данный документ).

В любом случае получается, что для пристава дознание- не основная обязанность, а обязанность, возлагаемая на него по мере необходимости.

Теперь вернемся к дознавателям, являющимся ими по должности (или, как сказано в п. 7 ч. 5 УПК РФ, лицам, правомочным осуществлять дознание). Должность дознавателя введена в службе судебных приставов в 2006 году (ранее приказами главных судебных приставов обязанности дознавателей возлагались на конкретных судебных приставов-исполнителей). Было введено три вида должностей дознавателя:

1) главный специалист-эксперт (дознаватель);

2) ведущий специалист-эксперт (дознаватель);

3) судебный пристав (дознаватель).

Должность судебного пристава (дознавателя) имеется только в штатных расписаниях отделов организации дознания некоторых территориальных органов ФССП России, поэтому далее рассматриваться не будет (хотя не ясно, откуда взялась эта должность: в ч. 1 ст. 4 Закона она не упоминается).

В структурных подразделениях (отделах судебных приставов) территориальных органов ФССП России предусмотрено два первых вида должностей дознавателей.

В настоящее время в структуре службы судебных приставов главный специалист-эксперт (дознаватель) и ведущий специалист-эксперт (дознаватель) находятся в неравном положении по отношению к судебному приставу, и это несправедливо. Дознавателю не реже, чем судебному приставу-исполнителю, приходится выходить по месту жительства, например, должников по алиментным обязательствам. Не секрет, что большинство таких лиц ведет асоциальный образ жизни, многие ранее судимы. В результате служебной деятельности дознавателя в отношении этих лиц может быть возбуждено уголовное дело по ст. 157 УК РФ («Злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей»), а привлечение должника к уголовной ответственности может повлечь за собой такую меру наказания, как лишение свободы.

Увеличивается ли вероятность совершения таким должником противоправных деяний в отношении дознавателя по сравнению с судебным приставом-исполнителем? Ответ на этот вопрос напрашивается один: да.

Дознаватели вынуждены с целью скорейшего окончания расследования уголовных дел лично развозить большое количество различных запросов и получать на руки необходимые для этого документы. Однако обеспечение их проездными документами на все виды общественного транспорта не предусмотрено.

В этой связи, на наш взгляд, норма п. 1 ст. 4 Закона нуждается в дополнении. Предлагаем изложить ее в следующей редакции:

«Судебные приставы в зависимости от исполняемых ими обязанностей подразделяются на судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов, судебных приставов-исполнителей и судебных приставов-дознавателей».

Предлагаем также дополнить Закон статьей 12.1 «Обязанности и права судебных приставов-дознавателей» следующего содержания:

«Права и обязанности судебных приставов-дознавателей определены уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации».

Внесение этих изменений в Закон, во-первых, даст возможность усилить гарантии правовой и социальной защиты дознавателей ФССП России; во-вторых, позволит при необходимости создать в территориальных органах ФССП России полноценные межрайонные отделы дознания, поскольку вводить в каждом структурном подразделении ряда территориальных органов должность дознавателя нецелесообразно.

Межрайонные отделы дознания могли бы обслуживать территории нескольких структурных подразделений. Для четкого функционирования межрайонного отдела дознания необходимо, чтобы его возглавлял начальник отдела судебных приставов - старший судебный пристав. Это должностное лицо, являясь начальником органа дознания (см. приказ ФССП России от 06.12.2010 № 677), будет обладать всеми процессуальными правами, вплоть до утверждения обвинительного акта, составленного дознавателем. Однако в настоящее время при имеющихся в штатном расписании должностях дознавателей структурных подразделений это будет только должность начальника отдела, так как в структуре межрайонного отдела дознания не будет ни одного судебного пристава. Права подобного руководителя будут существенно ограничены, т. е. сведены к правам начальника подразделения дознания, что явно недостаточно. Таким образом, смысл создания межрайонного отдела теряется. Но если все же есть необходимость в такой структуре, нужно тщательно продумать, как ее рационально организовать.

И конечно, нельзя обойти вниманием то, что внесение предложенных изменений в Закон позволит уравнять денежное содержание дознавателей, т. е. главного специалиста-эксперта и ведущего специалиста-эксперта. При имеющейся в настоящее время градации должностей дознавателей структурных подразделений территориального органа ФССП России разница в их окладах составляет 319 руб. Между тем служебная нагрузка распределяется между ними равномерно, оба исполняют совершенно одинаковые обязанности. Кроме того, оклад судебного пристава-исполнителя равен окладу главного специалиста-эксперта (дознавателя). При наличии в отделе судебных приставов только одного дознавателя в должности ведущего специалиста-эксперта (дознавателя) получение им денежного содержания ниже, чем у судебного пристава-исполнителя, необоснованно. Дознаватель обязан проверять исполнительные производства, находящиеся у судебного пристава-исполнителя на исполнении, готовить по ним заключения, указания, имея при этом, судя по окладу, более низкий статус.

В заключение хочется добавить, что, поскольку дознавателей в ФССП России не так много (чуть более 3,5 тыс. штатных единиц, из которых только половина - ведущие специалисты-эксперты (дознаватели)), предлагаемые изменения не потребуют больших финансовых затрат, но в то же время поднимут статус столь важной для службы судебных приставов должности, а значит, и позволят проще решать вопрос с более качественным подбором кадров для укомплектования структурных подразделений квалифицированными работниками.

Исполняющее решение либо суда, либо иных полномочных органов, причем делать это ему приходится в принудительном порядке. Например, взыскивать долг, выселять и т. п. Это случается тогда, когда в установленный срок должник своих обязанностей не исполняет.

История профессии

Должность «судебный пристав» появилась на Руси еще в глубокой древности. Однако в те далекие времена представители данной профессии были наделены разными полномочиями. Например, в Новгороде приставы должны были мирить тяжущихся на суде. А в Москве на этих исполнительных чиновников возлагались особые поручения. Это, например, могло быть сопровождение зарубежных послов. Для этого подбирали выходцев из самых знатных фамилий.

Но в целом на Руси работа пристава сводилась к вызову в суд свидетелей и ответчика, а также производству взысканий.

Начиная с конца 15 в. и вплоть до 17 в. людей данной профессии называли недельщиками, так как они исполняли свои обязанности целыми неделями. Они оповещали стороны о вызове их в суд, а также о поимке преступников.

В 18 в. такую должность, как пристав, упразднили. Все исполнительные функции взяла на себя полиция. Однако такое решение не оправдало себя. Ведь у полицейских не было материальной заинтересованности в обеспечении явки приглашенных лиц в суд. В результате известны случаи, когда такие тяжбы длились годами, так как на заседаниях поочередно отсутствовали либо свидетели, либо ответчики, либо истцы.

Новая эра службы судебных приставов

Времена политических перемен, развития предпринимательства и изменения форм пользования, распоряжения и владения имуществом внесли свои коррективы в систему В 1997 г. году в России возродилась служба судебных приставов. Она вошла в систему Министерства юстиции РФ. Создание специальной службы было отражено в двух федеральных законах. Первый из них - «О судебных приставах» - вступил в силу 6.11.1997 г. С этого же дня начал действовать и закон «Об исполнительном производстве».

Однако в 2004 г. произошла очередная реорганизация органов Министерства юстиции России. В результате была образована Федеральная служба судебных приставов РФ. Положение о ней утвердил Указ президента № 316 от 13.10.2004 г.

На сегодняшний день служба судебных приставов служит одним из звеньев системы Минюста РФ. При этом она представляет собой структурированное и организованное ведомство, имеющее определенный штат сотрудников. Подразделениями данной службы охвачены все субъекты России.

Востребованность профессии

На сегодняшний день работа судебным приставом предлагается нередко. Вакансии на эту должность всегда можно найти на рынке труда. Конечно, специалисты данной профессиональной области выпускаются вузами в большом количестве. Однако квалифицированные судебные приставы на сегодняшний день - профессия востебованная. Это связано с достаточно большим объемом долгов в самых разных регионах нашей страны. Где же предлагается работа судебным приставом? Отзывы специалистов отмечают возможность трудоустройства только в ФССП РФ, ее структурных подразделениях и т. п.

Образование

Какой уровень обучения требует работа судебным приставом? Отзывы сотрудников данной службы указывают на то, что им необходимо иметь диплом о получении высшего юридического или экономического образования.

Виды деятельности

Судебные приставы работают в двух направлениях. В первом из них они обеспечивают порядок деятельности суда. Такие приставы сопровождают документы из канцелярии к залу заседаний и обеспечивают присутствие на слушании всех свидетелей. Люди данной профессии следят за порядком и произносят фразу: «Встать! Суд идет!» Какие еще требования предъявляет такая работа судебным приставом? Отзывы представителей данной специальности говорят о том, что им важно вовремя распознавать опасность и криминальный оттенок всего происходящего в зале суда.

Вторым направлением деятельности судебных приставов является исполнение решений, вступивших в законную силу. Это могут быть постановления налоговых и судебных органов, а также организаций системы МВД. Полномочия такого пристава закреплены законом РФ. В них входят действия, необходимые для должника и его дальнейшей продаже с целью погашения задолженности.

В чем заключается эта работа? Судебный пристав-исполнитель порой находится в кабинете. Здесь он принимает граждан, желающих взыскать или заплатить долг. Однако в основном он трудится вне кабинета. Пристав-исполнитель ходит по домам должников для выявления их незаявленных доходов, скрытого имущества и определения материального положения. А если граждане не отдают денежные суммы по штрафам за нарушение ПДД или по транспортному налогу, то представителю данной профессии приходится участвовать в совместных рейдах с ГИБДД.

Судебный пристав-дознаватель

Сегодня большинство неплательщиков идет на разные хитрости, чтобы уклониться от уплаты долга. Кто-то заранее реализует свое имущество, кто-то выезжает из квартиры, забирая с собой вещи и т. д. Эти действия не позволяют приставу взыскать долговые обязательства. В таких случаях за дело берутся дознаватели. Они разыскивают должников и изучают их финансовые возможности. Только после этого и появляется возможность взыскания законно истребованных средств.

Какие судебный пристав-дознаватель? Отзывы о работе этих сотрудников подтверждают то, что они, действуя в рамках законодательства РФ, осуществляют процесс дознания по вопросам взыскания. Причем, как правило, приставы-дознаватели ведут дела только по злостным неплательщикам. Среди полномочий такого специалиста находится возможность возбуждения уголовных дел по вопросам уклонения от исполнений решений судебных органов.

Психологические качества

Судебный пристав - это прежде всего должностное лицо, которое состоит на государственной службе. Данное обстоятельство и определяет те психологические характеристики, которые должен иметь сотрудник ФССП.

Совсем не легкой считается работа судебным приставом. Отзывы сотрудников говорят о том, что наиболее важны для них внимание и наблюдательность. Данные характеристики имеют особое значение в профессиональной деятельности приставов, охраняющих помещения судов и совещательных комнат. Нужны они и при наблюдении за сложившейся во время заседания обстановкой, так как способствуют обеспечению безопасности защищаемых людей. К этим качествам можно отнести и способность пристава сохранять устойчивое внимание в течение длительного времени. Причем оно должно поддерживаться, несмотря на сторонние раздражители и усталость. Важно для пристава и уметь распределять свое внимание для выполнения сразу нескольких функций, задач и действий.

Люди данной профессии должны обладать способностью к проведению наблюдения не только за одним, но и одновременно за несколькими объектами, подмечая даже незначительные перемены в их поведении. Какие еще качества характера требует работа в службе судебных приставов? Отзывы сотрудников ФССП говорят о важности эмоциональных и волевых качеств. Они необходимы приставам в тех ситуациях, когда осуществляется привод лиц, не желающих являться в суд или для погашения долга.

Эмоциональные и волевые качества необходимы сотрудникам ФССП и при удалении нарушителей из зала суда, пресечении и предупреждении преступлений и т. д. К данным характеристикам можно отнести также:

Самообладание и уравновешенность при конфликтах;

Эмоциональную устойчивость в процессе принятия того или иного ответственного решения;

Упорство при преодолении возникших трудностей;

Низкую внушаемость;

Сохранение высокой активности;

Способность к объективной оценке своих действий и т. д.

Есть еще одно важное качество, которого требует работа судебным приставом. Отзывы сотрудников подчеркивают важность способности принятия адекватного решения в самой сложной рабочей ситуации. Для этого судебный пристав должен обладать высокими интеллектуальными характеристиками. Представителю данной профессии нередко приходится быстро ориентироваться и принимать решение в конфликтных ситуациях.

Для этого ему необходимы такие качества, как:

Способность, позволяющая воссоздать зрительный образ по словесному описанию;

Умение увидеть сразу не один вариант развития событий и выбрать наиболее эффективный выход из создавшейся ситуации;

Способность к определению характера информации и принятия правильного решения даже при невозможности ее полного осмысления в условиях недостатка времени.

Какие еще выдвигает требования работа судебным приставом? Представители данной профессии должны обладать высокими коммуникативными способностями. Сотрудникам ФССП важны знания о характеристиках невербального общения. Они помогут по внешним поведенческим признакам собеседника (в первую очередь эмоциональным) выявить возможные намерения гражданина и вовремя пресечь его незаконные действия.

Важны для судебного пристава и высокие личностные коммуникативные характеристики. Они имеют большое значение в конфликтных ситуациях. К таким характеристикам можно отнести:

Способность найти нужную форму общения и необходимый тон;

Умение оказать убеждающее психологическое воздействие на собеседника и нейтрализовать его агрессивность;

Способность играть главную роль во время конфликта;

Умение к согласованию своих действий с действиями иных лиц.

Какими еще характеристиками должен обладать судебный пристав-исполнитель? Отзывы о работе сотрудников ФССП указывают на необходимость наличия хорошей профессиональной памяти. Ведь человеку данной специальности нужно уметь при необходимости вспомнить внешность человека и оперировать большим количеством информации.

Не секрет, что часто конфликтной является работа в службе судебных приставов. Отзывы сотрудников указывают, что в таких ситуациях им помогает хорошо развитая реакция. Такое качество даст возможность быстро действовать в различных экстремальных ситуациях.

Как указывает 151 статья УПК, дознаватели Федеральной службы судебных приставов работают с делами о преступлениях, предусмотренных статьями 177, 157, 315, 297, 312, частями первыми ст. 294 и 311 УК. Руководит их деятельностью начальник - лицо, имеющее право давать поручения о выполнении следственных действий, неотложных в том числе. Рассмотрим далее, .

Общие сведения

Как указывает 40 статья УПК, органы дознания занимаются делами, по которым предварительное следствие не является обязательным. Кроме этого, в функции указанных структур входит осуществление неотложных действий. Служба судебных приставов является одним из звеньев исполнительной системы. Она занимается не только реализацией решений суда. Существует ошибочное мнение, что в ФССП работают только судебные приставы. Дознаватель, полномочия которого регламентирует УПК, также состоит в штате этого органа.

Важный момент

Как указывает ст. 40.1 УПК (ч. 4), указания начальника отдела дознания оформляются письменно. Они передаются подчиненному. Дознаватель судебных приставов должен неукоснительно выполнять их. При этом служащий может обжаловать распоряжение вышестоящим структурам, а также прокурору. Однако подача соответствующего заявления не приостанавливает исполнения указания. Сотрудник может предоставить начальнику либо прокурору материалы дела, а также письменные возражения на полученные распоряжения.

Полномочия дознавателя в службе судебных приставов

Они возлагаются на сотрудника начальником подразделения. Задания, которые выполняет работник, отличаются от тех, которые реализует которого прописываются в его должностной инструкции, может самостоятельно осуществлять следственные и прочие процессуальные мероприятия, принимать решения. Исключение составляют случаи, когда для этого, согласно УПК, необходимо согласие начальника, прокурора или инстанции, рассматривающей дела по существу. Кроме этого, может реализовывать иные функции, закрепленные законодательством.

Нормативные предписания

Служба судебных приставов считается одной из важнейших инстанций в исполнительной системе. В этой связи структура стремится к совершенствованию своей деятельности и повышению результативности работы. В 2010 г. был издан Приказ ФССП, согласно которому определены общие ограничения для сфер, к которым может быть привлечен судебный пристав. Дознаватель, обязанности которого, в свою очередь, не связаны с реализацией решений, выполняет задачи, не свойственные рядовым сотрудникам ФССП.

Основания для начала производства

В обязанности дознавателя в службе судебных приставов входит принятие и проверка сообщений о совершенных либо готовящихся преступлениях. При наличии достаточных оснований сотрудник возбуждает производство. Уголовное дело также открывается при:

  1. Поступлении материалов, направленных налоговыми органами.
  2. Явке с повинной.
  3. Получении постановления прокурора об отправке материалов в орган предварительного следствия для разрешения вопроса о преследовании.

Для возбуждения производства должен также располагать достаточными сведениями, указывающими на наличие в деянии лица признаков преступления.

Проверка сообщений

Дознаватель отдела судебных приставов должен принять заявление о любом уже совершенном либо только готовящемся деянии. При этом полученные сведения подвергаются проверке. По заявлению выносится процессуальное решение не позже трех суток с момента принятия сообщения. В рамках проверки может требовать проведения исследований трупов, предметов, документации, ревизии. Кроме этого, он вправе ходатайствовать о привлечении к процедурам специалистов. Например, это может быть эксперт. Дознаватель судебных приставов , как выше было сказано, принимает по сообщению решение. Сотрудник, в частности, вправе отказать в возбуждении дела, начать производство, передать принятое сообщение о преступлении в соответствии с подследственностью. Принятое решение доводится до заявителя и суда. При этом первому должно быть разъяснено его право оспорить постановление.

Документальное оформление

Дознаватель, возбудив производство, выносит постановление. Оно должно быть оформлено, согласно требованиям законодательства. В постановлении необходимо указать:

  1. Дату, время, место составления.
  2. Ф.И.О. и должность сотрудника, вынесшего постановление.
  3. Основание и повод для открытия уголовного дела.
  4. Статью УК, ее часть, пункт, в соответствии с которым возбуждено производство.

Если материалы направляются прокурору для установления подследственности, в документе должна присутствовать отметка об этом.

Правила выполнения процессуальных действий

Дознание осуществляется в порядке, предусмотренном главами 21, 24-29, 22 УПК с изъятиями, предусматриваемыми гл. 32. В ходе осуществления действий сотрудник предпринимает исчерпывающие меры, направленные на организацию предварительного следствия и своевременное принятие процессуальных решений. Для реализации данных задач, работник в 2-дневный период должен сформировать подробный план с указанием сроков выполнения мероприятий.

Сроки

В соответствии с общими правилами, дознание осуществляется в течение месяца с момента открытия дела. В случае необходимости по решению прокурора этот срок может быть увеличен вдвое. В отдельных ситуациях, в том числе, связанных с необходимостью проведения экспертного исследования, указанный период может продлеваться до полугода. Соответствующее решение принимает прокурор города, района, а также приравненные к нему военные прокуроры и их заместители.

В исключительных случаях срок увеличивается до 12 мес.

Обеспечение безопасности

На основании Методических рекомендаций, к проведению следственных действий может быть привлечен судебный пристав. В его задачи входит обеспечение безопасности. В качестве основания для привлечения сотрудника выступает поручение. Оно подается старшему приставу не позже трех дней до выполнения следственного мероприятия. В ряде случаев требуется проведение неотложного действия. В этих ситуациях поручение подается в день его осуществления и рассматривается старшим приставом незамедлительно. В рамках обеспечения безопасности сотрудники:

  1. Пресекают вмешательство посторонних субъектов в процесс.
  2. Находятся на местах, установленных старшим.
  3. Осуществляют постоянное наблюдение за участниками мероприятия.

При нарушении порядка составляется протокол. Его оформляет судебный пристав.

Дознаватель: допрос свидетеля

Правила, по которому осуществляется данное следственное действие, закреплены 189 статьей УПК. В ходе допроса дознаватель строго в соответствии с законодательством заслушивает устные показания субъекта. Результаты фиксируются в протоколе. В качестве фактического основания для проведения процедуры выступает информация о том, что гражданину может быть известно что-либо о фактах, относящихся к уголовному делу. Свидетель может быть вызван повесткой. Беседа с гражданином может проводиться только после возбуждения производства. Перед допросом лицу разъясняются его права и ответственность за предоставление ложных сведений.

Привод граждан

К проведению следственных действий могут привлекаться разные граждане, если в этом есть необходимость. О вызове лица извещаются повесткой. В некоторых случаях субъекты могут уклоняться от явки. В таких ситуациях законодательство предусматривает возможность их принудительного привода. Эта мера может применяться в отношении свидетеля, потерпевшего, подозреваемого/обвиняемого. Как и любое следственное действие, привод может осуществляться только после возбуждения производства. Основание для него - постановление дознавателя, согласованное со старшим приставом. Законодательство запрещает привод по устному распоряжению сотрудника, по копиям постановлений, не заверенных надлежащим образом или переданных по факсу. Нормами устанавливается временное ограничение для совершения данного следственного действия. Привод может осуществляться в период с 6 утра до 10 вечера. Исключение могут составлять безотлагательные случаи. Закон запрещает подвергать принудительному доставлению несовершеннолетних до 14 л., беременных, а также больных людей, не способных по состоянию здоровья оставить место своего нахождения. Последнее должно быть подтверждено врачом.

Уведомление о подозрении в преступлении

Его составление регулируется ст. 223.1 (ч. 1) УПК. В извещении о подозрении дознаватель указывает:

Если у дознавателя есть основания полагать, что гражданин может быть причастен к нескольким деяниям, в уведомлении должны указываться соответствующие статьи.

Вручение извещения

Копия уведомления должна быть передана подозреваемому. При этом дознаватель обязан разъяснить гражданину его права, закрепленные 46 статьей УПК. После вручения уведомления сотрудник составляет протокол, в котором проставляет соответствующую отметку. В трехдневный срок с момента передачи извещения дознаватель должен провести допрос лица. Если подозреваемых несколько, уведомление вручается каждому. Копия направляется также и прокурору.

Заключение под стражу

Эта мера пресечения применяется по ходатайству дознавателя, направленного суду. Обвинительный акт должен быть составлен не позже 10 сут. с момента заключения. В случае невозможности соблюсти данное правило, подозреваемому должно быть предъявлено обвинение в порядке, закрепленном 23 главой Кодекса. После этого дознание должно быть продолжено или мера пресечения отменена.

Запрос о юридическом содействии

В ряде случаев дознавателю может требоваться правовая помощь. Для ее получения он формирует запрос. В нем указываются:

  1. Название органа, от которого направляется просьба.
  2. Наименование и адрес структуры, в которую посылается запрос.
  3. Сведения об уголовном деле. В частности, указывается его наименование, номер.
  4. Характер запроса.
  5. Информация о субъектах, которым направлена просьба. В частности, указываются, кроме Ф.И.О., место и дата рождения, гражданство, род деятельности, адрес проживания/пребывания.
  6. Описание обстоятельств, подлежащих выяснению, перечень запрашиваемых бумаг, вещественных и прочих доказательств.
  7. Информация о фактах, относящихся к совершенному деянию, квалификации преступления.
  8. Текст соответствующей нормы УК, данные о величине вреда (при необходимости).

Завершение мероприятий

По окончании дознания сотрудник, его проводивший, должен составить обвинительный акт. В этом документе следует указать:


Дополнительные правила

Дознаватель, как и следователь, обязан приложить к обвинительному акту справку. В ней отражаются сроки проведения мероприятий, меры пресечения, примененные в отношении виновных, с указанием продолжительности их пребывания под стражей/домашним арестом. В справке также приводятся данные о гражданском иске и его обеспечении, вещественных доказательствах, предполагаемой конфискации имущества, возможных процессуальных издержках. В случае если у обвиняемого либо потерпевшего есть иждивенцы, приводится информация о мерах, предпринятых для реализации их прав.

Согласование и направление прокурору

Обвинительный акт должен быть утвержден руководителем органа дознания. Начальник исследует дело, проверяет соответствие описательно-мотивировочного и резолютивного разделов представленным в нем материалам, а также требованиям законодательства. Руководитель оценивает полноту проведенных мероприятий, устанавливает, были ли соблюдены интересы их участников, приняты ли меры, направленные на ликвидацию условий, способствовавших совершению деяния. Обвинительный акт прилагается к материалам производства и направляется прокурору. Последний рассматривает документы и в двухдневный срок принимает одно из 2-х решений. Прокурор может утвердить обвинительный акт или вернуть дело для осуществления дополнительного дознания, переоформления постановления, если оно не соответствует требованиям. Должностное лицо в последнем случае вправе установить сроки. Для проведения дополнительного дознания период не может превышать 10 сут., а для переоформления акта - 3-х.

Заключение

Как следует из информации, приведенной выше, достаточно много задач реализует дознаватель судебных приставов. Зарплата сотрудника, однако, не такая и высокая. Меньше всего везет, конечно, молодым специалистам. Их средний заработок редко превышает 15 тыс. р. В эту сумму включены должностной оклад, а также надбавки за специфические условия деятельности. Их величина составляет около 60% от ставки. Более опытные специалисты, руководство ФССП имеют больший доход. Надбавки к их окладу достигают 150%. Также при расчете во внимание принимается выслуга. Повышение зарплаты производится при присвоении очередного чина. Дополнением к з/п выступают премиальные выплаты. Их величина устанавливается в соответствии с действующей в конкретном регионе системой поощрения. Кроме этого, размер премиальных выплат зависит и от количества дел, успешно разрешенных сотрудником. В целом средний заработок дознавателей по стране находится в пределах 12-22 тыс. р. В настоящее время на государственном уровне разрабатываются программы по повышению престижа работы в ФССП. Для этого устанавливаются дополнительные выплаты, льготы и пр. При этом повышаются и требования к кандидатам на должность дознавателя. В первую очередь граждане, желающие работать в ФССП, должны иметь соответствующее образование. Немаловажное значение имеет и физическое, а также психическое состояние человека.

Как указывает 151 статья УПК, дознаватели Федеральной службы судебных приставов работают с делами о преступлениях, предусмотренных статьями 177, 157, 315, 297, 312, частями первыми ст. 294 и 311 УК. Руководит их деятельностью начальник – лицо, имеющее право давать поручения о выполнении следственных действий, неотложных в том числе. Рассмотрим далее, чем занимается дознаватель судебных приставов.

Как указывает 40 статья УПК, органы дознания занимаются делами, по которым предварительное следствие не является обязательным. Кроме этого, в функции указанных структур входит осуществление неотложных действий. Служба судебных приставов является одним из звеньев исполнительной системы. Она занимается не только реализацией решений суда. Существует ошибочное мнение, что в ФССП работают только судебные приставы. Дознаватель, полномочия которого регламентирует УПК, также состоит в штате этого органа.

Как указывает ст. 40.1 УПК (ч. 4), указания начальника отдела дознания оформляются письменно. Они передаются подчиненному. Дознаватель судебных приставов должен неукоснительно выполнять их. При этом служащий может обжаловать распоряжение вышестоящим структурам, а также прокурору. Однако подача соответствующего заявления не приостанавливает исполнения указания. Сотрудник может предоставить начальнику либо прокурору материалы дела, а также письменные возражения на полученные распоряжения.

Полномочия дознавателя в службе судебных приставов

Они возлагаются на сотрудника начальником подразделения. Задания, которые выполняет работник, отличаются от тех, которые реализует судебный пристав. Дознаватель, обязанности которого прописываются в его должностной инструкции, может самостоятельно осуществлять следственные и прочие процессуальные мероприятия, принимать решения. Исключение составляют случаи, когда для этого, согласно УПК, необходимо согласие начальника, прокурора или инстанции, рассматривающей дела по существу. Кроме этого, дознаватель судебных приставов может реализовывать иные функции, закрепленные законодательством.

Служба судебных приставов считается одной из важнейших инстанций в исполнительной системе. В этой связи структура стремится к совершенствованию своей деятельности и повышению результативности работы. В 2010 г. был издан Приказ ФССП, согласно которому определены общие ограничения для сфер, к которым может быть привлечен судебный пристав. Дознаватель, обязанности которого, в свою очередь, не связаны с реализацией решений, выполняет задачи, не свойственные рядовым сотрудникам ФССП.

В обязанности дознавателя в службе судебных приставов входит принятие и проверка сообщений о совершенных либо готовящихся преступлениях. При наличии достаточных оснований сотрудник возбуждает производство. Уголовное дело также открывается при:

  1. Поступлении материалов, направленных налоговыми органами.
  2. Явке с повинной.
  3. Получении постановления прокурора об отправке материалов в орган предварительного следствия для разрешения вопроса о преследовании.

Для возбуждения производства дознаватель судебных приставов должен также располагать достаточными сведениями, указывающими на наличие в деянии лица признаков преступления.

Дознаватель отдела судебных приставов должен принять заявление о любом уже совершенном либо только готовящемся деянии. При этом полученные сведения подвергаются проверке. По заявлению выносится процессуальное решение не позже трех суток с момента принятия сообщения. В рамках проверки дознаватель судебных приставов может требовать проведения исследований трупов, предметов, документации, ревизии. Кроме этого, он вправе ходатайствовать о привлечении к процедурам специалистов. Например, это может быть эксперт. Дознаватель судебных приставов, как выше было сказано, принимает по сообщению решение. Сотрудник, в частности, вправе отказать в возбуждении дела, начать производство, передать принятое сообщение о преступлении в соответствии с подследственностью. Принятое решение доводится до заявителя и суда. При этом первому должно быть разъяснено его право оспорить постановление.

Дознаватель, возбудив производство, выносит постановление. Оно должно быть оформлено, согласно требованиям законодательства. В постановлении необходимо указать:

  1. Дату, время, место составления.
  2. Ф.И.О. и должность сотрудника, вынесшего постановление.
  3. Основание и повод для открытия уголовного дела.
  4. Статью УК, ее часть, пункт, в соответствии с которым возбуждено производство.

Если материалы направляются прокурору для установления подследственности, в документе должна присутствовать отметка об этом.

Дознание осуществляется в порядке, предусмотренном главами 21, 24-29, 22 УПК с изъятиями, предусматриваемыми гл. 32. В ходе осуществления действий сотрудник предпринимает исчерпывающие меры, направленные на организацию предварительного следствия и своевременное принятие процессуальных решений. Для реализации данных задач, работник в 2-дневный период должен сформировать подробный план с указанием сроков выполнения мероприятий.

В соответствии с общими правилами, дознание осуществляется в течение месяца с момента открытия дела. В случае необходимости по решению прокурора этот срок может быть увеличен вдвое. В отдельных ситуациях, в том числе, связанных с необходимостью проведения экспертного исследования, указанный период может продлеваться до полугода. Соответствующее решение принимает прокурор города, района, а также приравненные к нему военные прокуроры и их заместители.

В исключительных случаях срок увеличивается до 12 мес.

На основании Методических рекомендаций, к проведению следственных действий может быть привлечен судебный пристав. В его задачи входит обеспечение безопасности. В качестве основания для привлечения сотрудника выступает поручение. Оно подается старшему приставу не позже трех дней до выполнения следственного мероприятия. В ряде случаев требуется проведение неотложного действия. В этих ситуациях поручение подается в день его осуществления и рассматривается старшим приставом незамедлительно. В рамках обеспечения безопасности сотрудники:

  1. Пресекают вмешательство посторонних субъектов в процесс.
  2. Находятся на местах, установленных старшим.
  3. Осуществляют постоянное наблюдение за участниками мероприятия.

При нарушении порядка составляется протокол. Его оформляет судебный пристав.

Правила, по которому осуществляется данное следственное действие, закреплены 189 статьей УПК. В ходе допроса дознаватель строго в соответствии с законодательством заслушивает устные показания субъекта. Результаты фиксируются в протоколе. В качестве фактического основания для проведения процедуры выступает информация о том, что гражданину может быть известно что-либо о фактах, относящихся к уголовному делу. Свидетель может быть вызван повесткой. Беседа с гражданином может проводиться только после возбуждения производства. Перед допросом лицу разъясняются его права и ответственность за предоставление ложных сведений.

К проведению следственных действий могут привлекаться разные граждане, если в этом есть необходимость. О вызове лица извещаются повесткой. В некоторых случаях субъекты могут уклоняться от явки. В таких ситуациях законодательство предусматривает возможность их принудительного привода. Эта мера может применяться в отношении свидетеля, потерпевшего, подозреваемого/обвиняемого. Как и любое следственное действие, привод может осуществляться только после возбуждения производства. Основание для него – постановление дознавателя, согласованное со старшим приставом. Законодательство запрещает привод по устному распоряжению сотрудника, по копиям постановлений, не заверенных надлежащим образом или переданных по факсу. Нормами устанавливается временное ограничение для совершения данного следственного действия. Привод может осуществляться в период с 6 утра до 10 вечера. Исключение могут составлять безотлагательные случаи. Закон запрещает подвергать принудительному доставлению несовершеннолетних до 14 л., беременных, а также больных людей, не способных по состоянию здоровья оставить место своего нахождения. Последнее должно быть подтверждено врачом.

Его составление регулируется ст. 223.1 (ч. 1) УПК. В извещении о подозрении дознаватель указывает:

Если у дознавателя есть основания полагать, что гражданин может быть причастен к нескольким деяниям, в уведомлении должны указываться соответствующие статьи.

Копия уведомления должна быть передана подозреваемому. При этом дознаватель обязан разъяснить гражданину его права, закрепленные 46 статьей УПК. После вручения уведомления сотрудник составляет протокол, в котором проставляет соответствующую отметку. В трехдневный срок с момента передачи извещения дознаватель должен провести допрос лица. Если подозреваемых несколько, уведомление вручается каждому. Копия направляется также и прокурору.

Эта мера пресечения применяется по ходатайству дознавателя, направленного суду. Обвинительный акт должен быть составлен не позже 10 сут. с момента заключения. В случае невозможности соблюсти данное правило, подозреваемому должно быть предъявлено обвинение в порядке, закрепленном 23 главой Кодекса. После этого дознание должно быть продолжено или мера пресечения отменена.

В ряде случаев дознавателю может требоваться правовая помощь. Для ее получения он формирует запрос. В нем указываются:

  1. Название органа, от которого направляется просьба.
  2. Наименование и адрес структуры, в которую посылается запрос.
  3. Сведения об уголовном деле. В частности, указывается его наименование, номер.
  4. Характер запроса.
  5. Информация о субъектах, которым направлена просьба. В частности, указываются, кроме Ф.И.О., место и дата рождения, гражданство, род деятельности, адрес проживания/пребывания.
  6. Описание обстоятельств, подлежащих выяснению, перечень запрашиваемых бумаг, вещественных и прочих доказательств.
  7. Информация о фактах, относящихся к совершенному деянию, квалификации преступления.
  8. Текст соответствующей нормы УК, данные о величине вреда (при необходимости).

По окончании дознания сотрудник, его проводивший, должен составить обвинительный акт. В этом документе следует указать:


Дознаватель, как и следователь, обязан приложить к обвинительному акту справку. В ней отражаются сроки проведения мероприятий, меры пресечения, примененные в отношении виновных, с указанием продолжительности их пребывания под стражей/домашним арестом. В справке также приводятся данные о гражданском иске и его обеспечении, вещественных доказательствах, предполагаемой конфискации имущества, возможных процессуальных издержках. В случае если у обвиняемого либо потерпевшего есть иждивенцы, приводится информация о мерах, предпринятых для реализации их прав.

Обвинительный акт должен быть утвержден руководителем органа дознания. Начальник исследует дело, проверяет соответствие описательно-мотивировочного и резолютивного разделов представленным в нем материалам, а также требованиям законодательства. Руководитель оценивает полноту проведенных мероприятий, устанавливает, были ли соблюдены интересы их участников, приняты ли меры, направленные на ликвидацию условий, способствовавших совершению деяния. Обвинительный акт прилагается к материалам производства и направляется прокурору. Последний рассматривает документы и в двухдневный срок принимает одно из 2-х решений. Прокурор может утвердить обвинительный акт или вернуть дело для осуществления дополнительного дознания, переоформления постановления, если оно не соответствует требованиям. Должностное лицо в последнем случае вправе установить сроки. Для проведения дополнительного дознания период не может превышать 10 сут., а для переоформления акта – 3-х.

Как следует из информации, приведенной выше, достаточно много задач реализует дознаватель судебных приставов. Зарплата сотрудника, однако, не такая и высокая. Меньше всего везет, конечно, молодым специалистам. Их средний заработок редко превышает 15 тыс. р. В эту сумму включены должностной оклад, а также надбавки за специфические условия деятельности. Их величина составляет около 60% от ставки. Более опытные специалисты, руководство ФССП имеют больший доход. Надбавки к их окладу достигают 150%. Также при расчете во внимание принимается выслуга. Повышение зарплаты производится при присвоении очередного чина. Дополнением к з/п выступают премиальные выплаты. Их величина устанавливается в соответствии с действующей в конкретном регионе системой поощрения. Кроме этого, размер премиальных выплат зависит и от количества дел, успешно разрешенных сотрудником. В целом средний заработок дознавателей по стране находится в пределах 12-22 тыс. р. В настоящее время на государственном уровне разрабатываются программы по повышению престижа работы в ФССП. Для этого устанавливаются дополнительные выплаты, льготы и пр. При этом повышаются и требования к кандидатам на должность дознавателя. В первую очередь граждане, желающие работать в ФССП, должны иметь соответствующее образование. Немаловажное значение имеет и физическое, а также психическое состояние человека.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Отчет по практике

Дознание в службе судебных приставов

преступление доследственный проверка уголовный

Введение

Заключение

Библиографический список

Приложение

Введение

В период с 19 мая 2014 года по 20 июня 2014 года я проходил производственную практику в Нововятском межрайонном отделе судебных приставов УФССП России по Кировской области.

Целью данной практики для себя я выбрал изучение организации и осуществления дознания в службе судебных приставов, изучение уголовно-правовой характеристики составов преступлений, отнесенных к подследственности дознавателей Федеральной службы судебных приставов, изучение судебно-следственной практики по уголовным делам, подследственным службе судебных приставов, получение практических навыков по оформлению процессуальных документов при осуществлении функций дознания.

За время прохождения практики мной был выполнен достаточно большой объем работ:

1. мной был изучен должностной регламент ведущего специалиста-эксперта (дознавателя) отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Кировской области (изучены квалификационные требования, предъявляемы для замещения должности дознавателя, должностные обязанности дознавателя, права, ответственность и т.д.)

2. мной были изучены номенклатурные и неноменклатурные дела, которые ведутся дознавателями отдела. Например, были изучены номенклатурные дела: "Документы по линии дознания (копии приказов, методические материалы, письма и др.)", "Поручения органов дознания Кировской области и субъектов Российской Федерации о производстве отдельных следственных действий и проведении проверочных мероприятий в порядке статей 144-145 УПК РФ", "Единый журнал учета преступлений, лиц, их совершивших, и движения уголовных дел", "Документы о результатах рассмотрения сообщений о преступлениях (постановления о возбуждении уголовных дел, постановления об отказе в возбуждении уголовных дел, копии постановлений о передаче сообщения по подследственности с копией сообщения)" и т.д.; неноменклатурные дела "Статистические карточки и сопроводительные письма к ним", "Справочные материалы" и другие.

3. я изучал конкретные уголовные дела, находящиеся в производстве у дознавателей отдела, на момент прохождения практики; изучал контрольно-наблюдательные производства по уголовным делам, которые находились в производстве у дознавателей отдела в 2011-2014 гг.

4. участвовал в процессе дознания: от момента поступления сообщения о преступлении дознавателю до принятия решения (вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, передачи сообщения о преступлении по подследственности), возбуждения уголовного дела) и до окончания уголовного дела.

Мной была также изучена такая новелла в уголовном законодательстве как дознание в сокращенной форме, в том числе применение данных положений на практике.

5. я участвовал совместно с дознавателями в межведомственных совещаниях с взаимодействующими органами (с филиалом по Нововятскому району г.Кирова ФКУ УИИ России по Кировской области, с заместителем прокурора Нововятского района г.Кирова). параллельно с сотрудником, ведущим протокол совещания, вел протоколы данных совещаний.

6. ознакомился с аналитической и статистической работой по линии дознания, подготавливал проекты служебных писем, статистических отчетов, ознакомился с программным комплексом АИС ФССП.

7. я изучил составы преступлений, подследственных дознавателям органов дознания службы судебных приставов: ст. ст.157, 177, ч.1 ст.294, ст.297, ч.1 ст.311, ст.312, ст.315 УК РФ.

Также при прохождении практики мной был изучен такой аспект деятельности службы судебных приставов как выявление и документирование признаков составов преступлений, предусмотренных ст.ст. 157, 177, 312, 315 УК РФ, в связи с тем, что темой своей производственной практики я выбрал дознание в службе судебных приставов, а специфика выявления и расследования данных статей требует правильных и квалифицированных действий судебного пристава-исполнителя на стадии исполнительного производства и организация взаимодействия пристава и дознавателя.

В связи с тем, что основную категорию уголовных дел, находящихся в производстве дознавателей службы судебных приставов, составляют дела по ч.1 ст.157 УК РФ за злостное уклонение от уплаты алиментов на содержание несовершеннолетних детей, в процессе практики данной категории дел я уделил наибольшее внимание.

1. Выявление и документирование преступления, предусмотренного ч.1 ст. 157 УК РФ

Для того, чтобы уяснить все детали конкретных уголовных дел по ч.1 ст.157 УК РФ, вначале я изучил работу судебных приставов по ведению исполнительных производств о взыскании алиментов. Я находился совместно с приставом при совершении исполнительных действий, видел как должникам вручаются предупреждения об уголовной ответственности, отбираются объяснения по поводу неуплаты алиментов, проверяется имущественное положение должников, составляются рапорта об обнаружении признаков состава преступления.

При проверке сообщения о преступлении дознаватель должен полностью оценить состав преступления, то есть установить является ли лицо, в отношении которого имеется заявление о преступлении, субъектом преступления, установить объективную и субъективную сторону преступления, объект преступления. Состав преступления отсутствует в случае, когда не установлено наличие хотя бы одного из обязательных элементов состава преступления: объекта, объективной стороны, субъективной стороны или субъекта преступления.

Общественная опасность преступления, предусмотренного ч.1 ст. 157 УК, состоит в том, что в результате отказа или уклонения родителей от содержания своих несовершеннолетних детей ухудшаются условия их жизни, состояние здоровья, нарушается нормальное развитие несовершеннолетних детей.

Потерпевшими от данного преступления признаются:

несовершеннолетние дети и усыновленные, достигшие 18-летнего возраста, имеющие по решению суда право на получение средств от своих (своего) родителей;

нетрудоспособные дети и усыновленные, достигшие 18-летнего возраста, имеющие по решению суда право на получение средств от своих (своего) родителей.

Объективная сторона преступления, предусмотренного статьей 157 УК РФ, может быть выражена как в действии, так и в бездействии, при этом объективная сторона, преступления, предусмотренного частью 1 статьи 157 УК РФ содержит два вида преступного нарушения родителями своих обязанностей перед детьми, а именно злостное уклонение от уплаты средств, установленных судом на содержание несовершеннолетних детей и злостное уклонение от уплаты установленных судом средств на содержание нетрудоспособных детей, достигших 18-летия. Объективная сторона преступления, как правило, выражается в бездействии, поскольку виновный не выполняет возложенных на него обязанностей по содержанию несовершеннолетних детей или нетрудоспособных родителей. В то же время в некоторых случаях объективная сторона преступления может выражаться в определенных активных действиях (ложное сообщение судебному приставу-исполнителю о месте своей работы, частая смена мест работы (места жительства), сокрытие дохода или его части и т.п. с целью избежания удержаний по исполнительному листу.

Данное преступление является длящимся, т.е. совершается непрерывно в течение всего периода уклонения.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

Субъектами преступления по ч.1 ст.157 УК Российской Федерации являются родители и усыновители. Родителями признаются как лица, записанные отцом и матерью в книге записей рождения, так и те, чье отцовство установлено в соответствии со ст. 49 СК РФ. Опекуны и попечители субъектами данного преступления не являются.

Судебным приставом-исполнителем в ходе исполнения исполнительного документа о взыскании алиментов принимаются меры по выявлению и документированию в действиях должников признаков состава преступления, предусмотренного ч.1 ст.157 УК Российской Федерации.

Под выявлением и документированием в данном случае понимается собирание и приобщение к материалам исполнительного производства исчерпывающих письменных данных о должнике. А именно: его фактическом месте жительства, месте работы, источнике получения им доходов. Данную информацию могут содержать справки органов внутренних дел с мест проживания должника, из адресных бюро, военных комиссариатов, органов социального обеспечения, в органах полиции, по-прежнему месту жительства должника, в адресных бюро, военных комиссариатах, в органах социального обеспечения.

При принудительном исполнении исполнительных документов данной категории судебный пристав-исполнитель также обязан провести работу по установлению имущественного положения должника.

Действенной мерой принудительного взыскания алиментов является применение судебным приставом-исполнителем полномочий административного воздействия как на должников, так и на работодателей.

В соответствии со сложившейся в Нововятском отделе судебно-следственной практикой, под злостностью уклонения от уплаты по решению суда алиментов считается период неуплаты алиментов более 6 месяцев.

Судебный пристав-исполнитель за это время должен вынести должнику не менее 2 письменных предупреждения об уголовной ответственности по ст.157 УК Российской Федерации. Данные предупреждения должны быть вручены должнику лично, под роспись с одновременным взятием с него письменных объяснений, которые должные содержать сведения о:

знает ли о том, что по решению суда он обязан выплачивать алименты, в чью пользу и в каком размере;

уведомлялся ли он судебным приставом-исполнителем о возбуждении исполнительного производства о взыскании с него алиментов;

обращался ли в центр занятости населения по вопросам трудоустройства, и каковы были результаты обращения; если не имеет работы и не обращался в центр занятости, то необходимо изложить причины;

оказывал ли (оказывает) материальную помощь бывшей супруге на содержание детей;

знает ли об образовавшейся задолженности по алиментам (с указанием количества месяцев и суммы);

предпринимал ли (предпринимает) какие-либо меры для погашения задолженности по алиментам, если нет, то почему;

на какие средства проживает сам, если не работает;

предупреждался ли судебным приставом-исполнителем об уголовной ответственности по ст. 157 УК РФ (когда, сколько раз).

При наличии достаточных данных, указывающих на злостное уклонение должника от уплаты алиментов, а именно при наличии ранее перечисленных документов, собранных в рамках исполнительного производства, подтверждающих признаки состава преступления, предусмотренного ч.1 ст.157 УК Российской Федерации, судебный пристав-исполнитель в соответствии со ст.143 УПК Российской Федерации составляет рапорт на имя начальника отдела - старшего судебного пристава. К рапорту об обнаружении признаков состава преступления, предусмотренного ст.157 УК Российской Федерации, судебным приставом-исполнителем должны быть приобщены копии материалов исполнительного производства.

Действующим законодательством не регламентирован период в течение которого, если лицо уклонялось от уплаты алиментов после сделанных официальных предупреждений об уголовной ответственности, его деяние расценивается как злостное. Также действующим законодательством не регламентируется количество предупреждений, которые необходимо вручить должнику.

При этом изучение методических рекомендаций ФССП России, беседы с дознавателями отдела выявили такую проблему как отсутствие единообразного подхода к определению критерия злостности в разных субъектах Российской Федерации и даже в районах Кировской области. Так в некоторых районах для возбуждения уголовного дела достаточно одного предупреждения должнику об уголовной ответственности в период уклонения от уплаты алиментов, надзирающим прокурором в Нововятском районе г.Кирова для возбуждения уголовного дела требуется не менее 2 предупреждений об уголовной ответственности, период между предупреждениями должен составлять не менее 1,5 месяцев.

По настоящее время нет единообразного подхода при определении признаков злостности уклонения от уплаты средств на содержание несовершеннолетних детей в случае наличия незначительных, несоразмерных с суммой задолженности по алиментам проплат. Так в Нововятском отделе судебных приставов в 2013-2014 гг. возбуждались уголовные дела по исполнительным производствам о взыскании алиментов, где должниками производились незначительные выплаты по алиментам (выплаты составляли от 300 до 1500 рублей в рассматриваемый период).Анализируя материалы данных уголовных дел, показания участников дела, можно прийти к выводу, что данные проплаты производились должниками с целью дальнейшего уклонения от уплаты алиментов. По мнению должников они предпринимали действенные меры для погашения задолженности по алиментам.

При определении признаков состава преступления в каждом конкретном случае необходимо учитывать, что не может быть привлечено к уголовной ответственности лицо за несвоевременную уплату, если задолженность по алиментам образовалась по уважительным причинам или по вине других лиц.

К уважительным причинам образования задолженности по алиментам, в частности, относятся: несвоевременная выплата заработной платы, задержка или неправильное перечисление алиментных сумм банками. В судебной практике об отсутствии злостности уклонения может свидетельствовать тяжелое заболевание лица, обязанного уплачивать алименты, оказание лицом, обязанным уплачивать алименты иной материальной помощи в пользу лица, на содержание которого должны уплачиваться алименты и др.

Проблемы квалификации злостного уклонения от уплаты алиментов по его объективной стороне не исчерпываются только понятием "злостности". На практике дознаватели встречаются и с иными, не менее спорными ситуациями, возникающими в ходе расследования уголовных дел данной категории.

Одной из данных проблем является наличие вступившего в законную силу судебного акта о взыскании средств на содержание детей либо их родителей.

Как известно, рассмотрение дел в суде о взыскании алиментов происходит в соответствии с гражданским процессуальным законодательством.

В соответствии с главой 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, дела по требованиям о взыскании алиментов на содержание несовершеннолетних детей, в случае, если данные требования не связанны с установлением отцовства, оспариванием отцовства (материнства) или необходимостью привлечения других заинтересованных лиц рассматриваются в приказном производстве. . Судебный приказ выносится без судебного разбирательства и вызова сторон для заслушивания их объяснений. Порядок извещения должника о принятии судебного приказа и порядок обжалования данного судебного акта предусмотрены соответственно статьями 128, 129 ГПК РФ.

Судебный приказ в данном случае является одновременно и судебным решением и исполнительным документом, необходимым для предъявления для принудительного взыскания.

Согласно статье 211 ГПК РФ решения судов о взыскании алиментов подлежат немедленному исполнению, то есть взыскатель может предъявить судебный приказ о взыскании алиментов непосредственно в день его вынесения.

Проблема приказного производства в случае привлечения должников по алиментам к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 157 УК РФ состоит в том, что на стадии проверки сообщения о преступлении, а в некоторых случаях уже и в ходе расследования уголовного дела становится известно, о том, что в суде, выдавшем судебный приказ о взыскании алиментов зачастую не имеется сведений о получении судебного приказа должником, в связи с тем, что данные документы не направляются судами заказной корреспонденцией с уведомлением о вручении.

Факт отсутствия уведомления о получении судебного приказа должником, злостно уклоняющимся от уплаты алиментов, используется последним в качестве своей защиты, путем отмены судебного приказа о взыскании алиментов даже спустя несколько лет после его вынесения. Так как процесс отмены судебного приказа, также как и процесс его вынесения осуществляется в упрощенной форме, то данный факт может существенно повлиять на процесс привлечения к уголовной ответственности за злостное уклонение от уплаты алиментов, поскольку отмена решения суда, отменяет соответственно порожденные им права и обязанности сторон.

Отмена судебного приказа о взыскании алиментов, ставит под сомнение факт злостного уклонения от уплаты алиментов, даже при наличии всех остальных признаков данного деяния, поскольку отсутствие решения означает отсутствие состава преступления.

Случаи отмены судебных приказов в ходе досудебного судопроизводства по уголовным делам имелись в практике дознавателей Кировской области. Судьба данных уголовных дел по настоящее время не решена, они находятся в производстве.

Для недопущения данных ситуаций дознавателями отдела в обязательном порядке выясняется вопрос о наличии уведомления должника по алиментам о вынесении в отношении него судебного решения о взыскании алиментов на стадии проведения проверки сообщения о преступлении. При наличии признаков состава преступления, предусмотренного статьей 157 УК РФ привлекать данных лиц к уголовной ответственности необходимо. Для предотвращения же фактов отмены судебных приказов о взыскании алиментов в ходе уголовного судопроизводства в суд, вынесший соответствующий судебных приказ дознавателю необходимо направлять сведения о привлечении данного лица к уголовной ответственности за злостное уклонение от уплаты алиментов с материалами, подтверждающими, факт того, что о наличии судебного приказа должнику известно было в течение длительного времени. Эти факты обычно подтверждаются следующими документами: почтовым уведомлением о получении постановления о возбуждении исполнительного производства о взыскании алиментов; предупреждениями о привлечении к уголовной ответственности за злостное уклонение от уплаты алиментов, врученные должнику лично под роспись; объяснениями должника по факту осведомленности им о наличии судебного решения, имеющимися в рамках исполнительного производства.

При наличии достаточных данных, указывающих на злостное уклонение должника от уплаты алиментов, а именно при наличии ранее перечисленных документов, собранных в рамках исполнительного производства, подтверждающих признаки состава преступления, предусмотренного ст. 157 УК РФ, судебный пристав-исполнитель в соответствии со ст. 143 УПК РФ составляет рапорт на имя начальника отдела - старшего судебного пристава. Рапорт об обнаружении признаков преступления является сообщением о преступлении. Его форма прямо предусмотрена законом.

Начальник отдела - старший судебный пристав при регистрации рапорта судебного пристава-исполнителя руководствуется требованиями приказа Минюста России от 02.05.2006 №139 "Об утверждении Инструкции о едином порядке организации приема, регистрации и проверки в Федеральной службе судебных приставов сообщений о преступлениях", совместным приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков от 29.12.2005 №39/1070/1021/253/780/353/399 "О едином учете преступлений".

В соответствии со ст. 140 УПК РФ поводами для возбуждения уголовного дела помимо рапорта судебного пристава-исполнителя служат:

заявление о преступлении;

явка с повинной;

сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников.

Порядок приема, регистрации и учета данных видов информации о преступлении осуществляется аналогично порядку приема, регистрации и учета рапортов.

К рапорту об обнаружении признаков состава преступления, предусмотренного ст. 157 УК РФ, судебным приставом-исполнителем должны быть приобщены следующие документы:

копия решения суда о взыскании алиментов;

копия исполнительного документа;

копии предупреждений об уголовной ответственности по ст. 157 УК РФ;

копии имеющихся объяснений;

копии административных протоколов;

копии решений о рассмотрении административных протоколов;

расчет задолженности по алиментам на дату составления рапорта;

копии других документов, подтверждающих вину должника (об имущественном положении, ответы из банков о состоянии счета, информация ГИБДД, акт проверки наличия имущества по месту проживания и т.д.).

2. Проведение доследственных проверок, расследование уголовных дел по заявлениям, сообщениям, иной информации о преступлениях, предусмотренных ч.1ст. 157 УК РФ

В дальнейшем материалы находятся на исполнении у дознавателей службы судебных приставов, которые проводят проверку в порядке ст.ст. 144, 145 УПК РФ.

В ходе проверки берутся по возможности подробные объяснения с должника, в которых выясняется наличие злостности в уклонении от уплаты алиментов, потерпевшего или его представителя несовершеннолетнего, на содержание которого удерживаются алименты, лиц, имеющих сведения о доходах виновного лица или совместно с ним проживающих, судебного пристава-исполнителя. В ходе проверки устанавливаются возможные места работы должника, запрашиваются дополнительные документы: копия свидетельства о рождении ребенка, копия трудовой книжки должника, справка из ЦЗН о его постановке на учет, материалы, характеризующие личность. По результатам проведенной проверки при наличии злостности в действиях должника дознаватели принимают решение о возбуждении уголовного дела.

Предварительное расследование в форме дознания производится в порядке, установленном главами 21, 22 и 24 - 29 УПК РФ, с изъятиями, предусмотренными главой 32 УПК РФ.

Дознание производится в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела. При необходимости этот срок может быть продлен прокурором до 30 суток (ч. 3 ст. .223 УПК РФ). При наличии повода и основания, предусмотренных ст. 140 УПК РФ, дознаватель возбуждает уголовное дело, о чем выносится соответствующее постановление (ч. 1 ст. 146 УПК РФ). Срок дознания исчисляется с этого момента. Первые сутки дознания истекают в 24 часа тех суток, в которые было возбуждено уголовное дело. Согласно ч. 4 ст. 146 УПК РФ копия постановления о возбуждении уголовного дела незамедлительно направляется прокурору. В случае, если прокурор признает постановление о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, он вправе в срок не позднее 24 часов с момента получения материалов отменить постановление о возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 40.1 УПК РФ изъятие уголовного дела от одного дознавателя другому производится по постановлению начальника подразделения дознания с обязательным указанием оснований такой передачи.

Дознаватель, которому поручается производство по уже возбужденному уголовному делу, выносит постановление о принятии его к своему производству.

Без письменного поручения начальника подразделения дознания, оформляемого в виде постановления, уголовное дело дознавателем к своему производству принято быть не может.

В соответствии со ст. 73 УПК РФ при производстве по уголовному делу подлежит доказыванию:

событие преступления (время, место, способ и другие обстоятельства совершения преступления);

виновность лица в совершении преступления, форма его вины и мотивы;

обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого;

характер и размер вреда, причиненного преступлением;

обстоятельства, исключающие преступность и наказуемость деяния;

обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание;

обстоятельства, которые могут повлечь за собой освобождение от уголовной ответственности и наказания.

В результате установления всех перечисленных обстоятельств с помощью предусмотренных уголовно-процессуальным законом доказательств будет всесторонне, полно и объективно проверено наличие или отсутствие элементов состава преступления: объекта, объективной стороны, субъективной стороны и субъекта.

Дознавателем к материалам уголовного дела должны быть приобщены следующие документы:

копия свидетельства о браке и о расторжении брака;

копия свидетельства о рождении детей, на содержание которых взысканы алименты;

выписка из трудовой книжки, другие документы, свидетельствующие о месте и продолжительности работы;

справки о размере заработной паты в период уклонения от уплаты алиментов;

справки из центра занятости населения о том, состоит ли должник на учете и получает ли денежное содержание;

материалы, характеризующие подозреваемого (сведения о судимостях, характеристики, справки из медицинских учреждений, диспансеров) и т.д.

Вопрос о наличии злостности в действиях виновного решается в каждом конкретном случае с учетом не только продолжительности неуплаты алиментов и наличия предупреждений, но и причин таких невыплат, а также иных обстоятельств (розыск лица, сокрытие виновным своего места работы, наличия доходов и т.д.), свидетельствующих об умысле лица на уклонение от уплаты алиментов, в том числе и при наличии фактов, когда лицо периодически дает детям деньги на карманные расходы в размере явно неэквивалентном сумме задолженности.

Большое значение имеют показания взыскателя (заявителя).

Несовершеннолетние дети, на содержание которых взысканы алименты, признаются потерпевшими по уголовным делам по ч.1 ст.157 УК РФ. Взыскатель же должен быть допрошен в качестве свидетеля по следующим вопросам:

когда, каким судом, какой и о чем вынесен судебный акт;

какие причины послужили поводом для обращения в суд;

что послужило причиной предъявления исполнительного документа в службу судебных приставов;

какое отношение высказывал должник по поводу судебного акта;

обращался ли он лично к должнику по поводу исполнения судебного акта, какой ответ получил, в какой форме, кто или какие документы могут подтвердить это обстоятельство;

что ему известно о месте жительства, месте работы должника, источниках дохода;

известно ли о наличии расчетных или иных счетов должника;

как он оценивает возможность должника исполнить судебный акт, на чем основана такая оценка.

Иные лица, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для расследования и разрешения уголовного дела, подлежат допросу в качестве свидетелей с составлением соответствующего протокола.

К таким лицам относятся, например, судебные приставы-исполнители, которые должны быть допрошены обо всех им известных обстоятельствах исполнения судебного акта, а также обо всем, что им известно о должнике в части наличия или отсутствия возможности исполнения судебного акта.

Потерпевшие по уголовным делам, возбужденным по признакам состава преступления, предусмотренного ст. 157 УК РФ, не могут быть гражданскими истцами, поскольку взыскание задолженности по алиментам производится в порядке исполнения исполнительного документа, выданного на основании судебного постановления по рассмотренному гражданскому делу.

Заключение

За период нахождения на производственной практике в Нововятском МРО судебных приставов я получил много новых теоретических знаний (по процессуальным формам предупреждения преступления, проведения дознания в сокращенной форме, рассмотрения обращений граждан и т.д.) и практических знаний (в оформлении процессуальных документов, изучил на практике специфику допроса несовершеннолетних потерпевших, выполнял отдельные поручения дознавателей и.д.)

Мной всесторонне был изучен вопрос взыскания алиментов на содержание несовершеннолетних детей: от момента передачи исполнительного документа взыскателем в отдел судебных приставов до принятия решения по возбужденному исполнительному производству (направления копии исполнительного документа для исполнения по месту работы должника, объявления должника в розыск и т.д.)

В случае уклонения должника от возложенной на него обязанности по выплате алиментов я изучил процесс документирования и выявления признаков состава преступления, предусмотренного ч.1 ст.157 УК РФ, изучил процесс принятия процессуального решения дознавателем по поступившему сообщению о преступлении, принимал участие в расследовании уголовного дела и т.д.

Проведя анализ изученных на практике материалов, я пришел к выводу, что неуплата алиментов - довольно распространенное явление в нашем обществе. В службе судебных приставов наблюдается устойчивая тенденция к росту выявляемых преступлений указанной категории. Привлечение к уголовной ответственности является довольно мощным рычагом к побуждению должников вспомнить о своих несовершеннолетних детях и заплатить алименты. В то же время многие граждане, ведущие асоциальный образ жизни, неоднократно привлеченные к уголовной ответственности по ч.1 ст.157 УК РФ, абсолютно никаких выводов для себя не делают и продолжают уклоняться от уплаты алиментов, не боясь даже наказания в виде лишения свободы (санкция статьи 157 УК РФ предусматривает помимо исправительных работ и ареста и лишение свободы на срок до 1 года).

Несомненно, что основной проблемой при применении ст.157 УК РФ является отсутствие единообразной практики применения данной статьи, разобщенность мнений надзирающих прокуроров по аналогичным делам. Я считаю, что необходимо законодательно закрепить критерии злостности (количество необходимых предупреждений, период уклонения и т.д.)

Также я считаю, что необходимо улучшить информационную обеспеченность сотрудников органов дознания службы судебных приставов (на сегодняшний день дознаватели не обеспечены даже информационной системой "Консультант-Плюс" (либо аналогичной), нет доступа к сети Интернет, что существенно затрудняет поиск лиц, уклоняющихся от уплаты алиментов, также иногда необходимо срочно найти взыскателей, проживающих в других регионах; в службе судебных приставов нет оперативно-розыскных работников, поэтому зачастую дознаватели сами осуществляют розыск лиц, сведения от которых необходимы для рассмотрения сообщения о преступлении и расследовании уголовных дел).

Список использованных источников

1. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 17.06.1996. N 25

2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г, № 223-ФЗ (ред. от 05.05.2014) // СЗ РФ. 1996, N 1

3. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 N 174-ФЗ (в ред. 05.05.2014) // Собрание законодательства Российской Федерации от 24.12.2001, N 52 (ч. I)

4. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14.11.2002 N 138-ФЗ (в ред.05.05.2014) // Собрание законодательства Российской Федерации от 18.11.2002, N 46

5. ФЗ РФ "Об исполнительном производстве" от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ, в ред. 05.05.2014 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 8 октября 2007г. - N 41

6. ФЗ РФ "О судебных приставах" 21.07.1997 N 118-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 30

7. Методические рекомендации по выявлению и расследованию преступлений, предусмотренных статьей 157 Уголовного кодекса Российской Федерации (злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей) // http://fssprus.ru/metodicheskie_rekomendacii_po_vyjavleniju_i_rassledovaniju_prestuplenijj_predusmotrennykh_statejj_157_ugolovnogo_kodeksa

8. Методические рекомендации по выявлению и документированию признаков состава преступления, предусмотренного ст. 157 Уголовного кодекса Российской Федерации, расследованию уголовных дел, ФССП по Кировской области, согласованные с отделом по надзору за процессуальной деятельностью органов внутренних дел и юстиции прокуратуры Кировской области. 2008 г.

9. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.01.2007 N 2 (ред. от 03.12.2013) "О практике назначения Судами Российской Федерации уголовного наказания" // Бюллетень Верховного Суда РФ, 2007. N 4

10 http://base.garant.ru/10180003/

11 http://r43.fssprus.ru/oficial_soob/

Приложени я

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Правовая характеристика преступления, предусмотренного статьей 106 уголовным Кодексом Российской Федерации. Проблемы квалификации убийства матерью новорожденного, совершенного в соучастии. Обеспечение государством гарантии права ребенка на рождение.

    курсовая работа , добавлен 15.09.2014

    Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних, основанием которой является совершение преступления, предусмотренного Уголовным кодексом. Предварительное расследование и судебное разбирательство по делам о преступлениях несовершеннолетних.

    контрольная работа , добавлен 11.11.2010

    Теоретические и правовые основы института судебных приставов в России. Основные принципы и функции управления деятельностью службы судебных приставов, ее организационно-правовые приоритеты. Проблемы в службе судебных приставов и пути их разрешения.

    дипломная работа , добавлен 13.03.2011

    Место Федеральной службы судебных приставов в системе права Российской Федерации. Полномочия судебных приставов, правовой статус и направления деятельности службы. Организация документооборота в отделе судебных приставов. Виды исполнительных документов.

    отчет по практике , добавлен 30.04.2014

    История службы судебных приставов. Исполнение судебных решений. Исполнение законодательства об уголовном судопроизводстве. Осуществление принудительного исполнения судебных решений. Инструкция по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов.

    отчет по практике , добавлен 01.10.2012

    Уголовные дела о преступлениях: формы предварительного расследования и их соотношение. Сущность и значение ускоренного производства в расследовании преступлений и проведении судебных разбирательств. Проведение дознания по уголовному законодательству.

    контрольная работа , добавлен 02.08.2008

    Функции, задачи и полномочия Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации. Анализ основных показателей, статистических и информационных материалов, характеризующих результаты деятельности судебных приставов и их структурных подразделений.

    отчет по практике , добавлен 04.04.2015

    Дознание в системе стадий уголовного процесса Российской Федерации. Дознание как форма предварительного расследования. Органы дознания: виды и процессуальные полномочия. Особенности производства дознания. Деятельность дознавателя по сбору доказательств.

    дипломная работа , добавлен 27.07.2010

    Уголовно-правовая защита сотрудников органов внутренних дел (ОВД) при совершении ими деяний, предусмотренных Уголовным кодексом. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание. Уголовно-правовые запреты на действия в отношении сотрудников ОВД.

    курсовая работа , добавлен 08.04.2011

    Правовое регулирование деятельности судебных приставов в Российской Федерации. Организация деятельности Федеральной службы приставов. Правовые основы исполнительного производства. Взаимодействие судебных приставов с органами власти и организациями.