Написал adminОбщество, Политика

Tags: свобода мысли, свобода слова, свобода слова в России, стихи, стихи о России, экстремизм, экстремизм в России | добавить комментарий

Кто же такие экстремисты в современной России?

Генпрокуратура признала троекратный рост преступлений «экстремистской» направленности в России за минувшие пять лет.

Что же такое экстремизм в России , почему он становится популярен среди всех слоёв и возрастов населения? Почему вдруг так всё население потянулось к экстремистским взглядам, да и можно ли называть в России экстремизмом то, что у нас называют этим словом. Давайте попытаемся вместе понять, что значит в современной России быть экстремистом .

Википедия даёт такое объяснение росту экстремизма: «Росту экстремизма обычно способствуют: социально-экономические кризисы, резкое падение жизненного уровня основной массы населения, тоталитарный политический режим с подавлением властями оппозиции, преследованием инакомыслия. В таких ситуациях крайние меры могут стать для некоторых лиц и организаций единственной возможностью реально повлиять на ситуацию, особенно если складывается революционная ситуация или государство охвачено длительной гражданской войной - можно говорить о «вынужденном экстремизме».» (http://ru.wikipedia.org/wiki/%DD%EA%F1%F2%F0%E5%EC%E8%E7%EC)

Так вот, раз генпрокуратура признаёт трёхкратный рост преступлений экстремистской направленности, значит она признаёт -

· резкое падение жизненного уровня основной массы населения

· тоталитарный политический режим с подавлением властями оппозиции

Так уж получается, растёт экстремизм именно благодаря этим составляющим. Да и вообще, что у нас в России понимают под экстремизмом?

Власти понимают под экстремизмом буквально следующее:

· Если человек публично говорит, что он против существующей власти, то он экстремист.

· Если человек говорит, что нужно убрать депутатскую и президентскую неприкосновенность и посадить половину представителей власти -он экстремист.

· Если человек ни чего в общем не имеет против ислама, но говорит, что нельзя баранов резать на улице – он экстремист

· Если человек говорит, что все представители власти заворовались – он экстремист.

· Если человек просто говорит, что он русский и гордится этим, то он – экстремист, националист и даже фашист.

· Если человек говорит, что «Единая Россия» узурпировала власть и стала на порядок хуже КПСС – он экстремист.

· и т. д. до бесконечности этот список можно продолжать

То есть, что мы имеем? Любое свободное высказывание, любая правда о власти, любое осуждение воровства властных структур, любое порицание противоправных действий лиц нерусской национальности называют экстремизмом, любая критика президента и законодателей называется в России экстремизмом. Конечно – это абсурд, нам говорят, что у нас демократическое общество и вместе с тем все демократические свободы называют экстремизмом. Любое проявление свободомыслия и стремление высказать своё мнение – это тоже экстремизм. Фактически в России сложилась ситуация, когда любой честный человек, говорящий о проблемах страны, критикующий существующую систему подпадает под понятие власти об экстремизме.



Получается всё с точностью до наоборот – демократические свободы – это экстремизм, а честные люди, не боящиеся пользоваться своими демократическими правами – экстремисты.

Ну и в заключении столь невесёлой статьи и размышлений, чтобы немного поднять настроение, читающим это экстремистам приведу несколько примеров исторически известных экстремистов. Эх, да не оскудеет Земля Русская экстремистами – то бишь людьми честными и принципиальными.

По камням струится Терек,

Плещет мутный вал;

Злой чечен ползет на берег,

Точит свой кинжал;

строки М.Ю. Лермонтова – великого русского поэта «экстремиста», разжигающего национальную рознь и даже состоявшего в бандформировании, царской армией называвшемся, и воевавшем против чечен.

Капитал есть накопленный труд: еврей любит торговать чужим трудом! Но все же это пока ничего не изменяет; зато верхушка евреев воцаряется над человечеством все сильнее и тверже и стремится дать миру свой облик и свою суть.

Вот и великий русский философ и писатель, а как теперь становится ясно и пророк Ф.М. Достоевский в своём эссе «Еврейский вопрос» позволял себе экстремистские высказывания.

Пускай ты верен назначенью, Но легче ль родине твоей, Где каждый предан поклоненью Единой личности своей? Наперечет сердца благие, Которым родина свята. Бог помочь им!.. а остальные? Их цель мелка, их жизнь пуста.Одни - стяжатели и воры, Другие - сладкие певцы, А третьи… третьи - мудрецы …….

А вот так о гражданском сознании говорит великий русский поэт Н. А. Некрасов, ну сплошной экстремизм.

Так что корни русского экстремизма глубоки и по «понятиям» правящей ныне ЕР все эти люди, живи они в наше время, сели бы по 282 статье. Да и в своё время этим поэтам и писателям не сладко приходилось. Говорить правду во все времена отваживались единицы, за что часто платили жизнью, но какие это были люди.

Вот кратко, что хотелось сказать об экстремистах в современной России. В общем, если убрать всякую бездумную радикальщину и горлопанов и балбесов со свастикой, то те, кого сейчас называют экстремистами – это патриоты России и наиболее честная и достойная часть нашего общества, которая ничего не нарушает, наоборот их лишают прав и свобод, а они протестуют против этого.

В энциклопедическом словаре экстремизм (от лат. extremus – «крайний») определяется как «приверженность к крайним взглядам, мерам (обычно в политике)». Однако данное определение расплывчато и не отражает все особенности этого сложного явления. Не совсем ясно, какие взгляды следует признавать «крайними», а какие - нет, и кто будет это определять. Под «взглядами» можно понимать идеологию, идейные убеждения, не всегда связанные с какими-либо практическими, тем более противоправными действиями. А меры, в свою очередь, предусматривают совершение каких-либо конкретных действий, в том числе насильственных, направленных на свержение конституционного строя или дестабилизацию ситуации в стране.

В современной научной литературе экстремизм в его широком значении определяется как идеология, предусматривающая принудительное распространение ее принципов, нетерпимость к оппонентам и насильственное их подавление.

В отечественной политической и научной литературе термин «экстремизм» раскрывается в различных аспектах, но комплексного междисциплинарного подхода к определению этого многогранного явления не существует, что затрудняет понимание его сущности, не дает возможности выработать не только направления совершенствования общественных отношений, но и исследовать тот методологический инструментарий, который способен цивилизованно анализировать данные отношения. В настоящее время существуют различные мнения ученых о понятии и сущности экстремизма, его проявлениях, видах и формах. Например, экстремизм связывают с фундаментализмом и радикализмом.

Неразрывная связь теории (идеологии) и практики экстремизма нашла выражение в определении экстремизма, данном В.А. Пономаренковым и М.А. Яворским: это «насильственные и (или) противоправные деяния, совершаемые по мотивам религиозной, расовой, половой и иной социальной неприязни, а также призывы к таковым деяниям».

Важным событием в формулировании понятия «экстремизм» стало принятие 27 июня 2002 г. Государственной Думой РФ Федерального закона N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». Следует отметить, что данный Закон уже был изменен Федеральными законами от 27 июля 2006 г. N 148-ФЗ и N 153-ФЗ, от 10 мая 2007 г. N 71-ФЗ, от 24 июля 2007 г. N 211-ФЗ, от 29 апреля 2008 г. N 54-ФЗ. Причем эти изменения коснулись в основном понятия экстремизма, и в настоящее время оно выглядит следующим образом:

«экстремистская деятельность (экстремизм):


1. Насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации. Уголовная ответственность за действия, направленные на насильственное изменение основ конституционного строя, предусмотрена статьями 278 и 279 УК.

2. Публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность. Публичное оправдание терроризма является альтернативным признаком состава преступления, указанного в ч. 1 ст. 205 2 УК. Согласно примечанию к данной статье, это деяние выражается в публичном заявлении о признании идеологии и практики терроризма правильными, нуждающимися в поддержке и подражании.

3. Возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни. Данное деяние охватывается ст. 282 УК, предусматривающей ответственность за действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации.

4. Пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии. Рассматриваемое деяние значилось в качестве признака состава преступления, предусмотренного ст. 282 УК в ее первоначальной редакции. Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 162–ФЗ оно было исключено из ст. 282 УК, поскольку указанная пропаганда является одним из способов совершения действий, обозначенных в этой статье, и в ее выделении не было необходимости.

5. Нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии – это преступление, сформулированное в ст. 136 УК.

6. Воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения. Указанное деяние образует квалифицированный вид преступления, предусмотренного п. «а» ч. 2 ст. 141 УК.

7. Воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения. Этот вид экстремистской деятельности подпадает под признаки составов преступлений, расположенных в различных главах УК. Воспрепятствование работе избирательных комиссий, комиссий референдума, соединенное с подкупом, обманом, принуждением, применением насилия либо с угрозой его применения, влечет ответственность по п. «а» ч. 2. ст. 141 УК. Незаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций является самостоятельным преступлением, указанным в ст. 148 УК. Если должностное лицо незаконно препятствует проведению общественной организацией собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, то его действия квалифицируются по ст. 149 УК. Применение насилия в отношении представителя власти – это преступление, предусмотренное ст. 318 УК.

8. Совершение преступлений по мотивам, указанным в п. «е» ч. 1 ст. 63 УК. К ним относятся все преступные деяния, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.

9. Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходной с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения. Названные деяния полностью подпадают под признаки административного проступка, указанного в ч. 1 ст. 20.3 КоАП РФ.

10. Публичные призывы к осуществлению экстремистских деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения. Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности квалифицируются по ст. 205² УК, а публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности – по ст. 280 УК.

11. Публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в ст. 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» и являющихся преступлением. Указанное деяние является клеветой и квалифицировалось вплоть до 07.12.2011 года по ст. 129 УК. Если же осуществлена клевета в отношении судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя, дознавателя, судебного пристава, судебного исполнителя, то содеянное рассматривалось как преступление против правосудия и квалифицировалось по ст. 298 УК. Однако данные деяния были декриминализированы согласно ФЗ-420 от 07.12.2011 года.

12. Организация и подготовка указанных (вышеперечисленных) деяний, а также подстрекательство к их осуществлению. В тех случаях, когда организация экстремистских деяний образует самостоятельный состав преступления, она квалифицируется соответственно по ст. 208, 210, 282¹, 282² УК. В остальных случаях применяются ч. 3 ст. 33 и статья Особенной части УК.

13. Финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг. Законодатель установил уголовную ответственность только за финансирование терроризма (ст. 205¹ УК), а ответственность за финансирование экстремизма уголовным законом специально не предусмотрена. Поэтому для восполнения этого пробела необходима криминализация финансирования экстремизма путем включения в УК отдельной статьи либо внесения изменений (дополнений) в ст. 205¹ УК, например, замены слова «терроризма» словом «экстремизма». Содействие в организации, подготовке и осуществлении экстремистских преступлений должно рассматриваться как пособничество их совершению и квалифицироваться с применением ч. 5 ст. 33 УК.

Важно заметить, что каждое отдельно взятое понятие экстремистской деятельности можно рассматривать и как разновидность данного опасного явления.

Экстремизм при этом наделяется следующими признаками:

Отрицание инакомыслия и нетерпимость к сторонникам иных взглядов (политических, экономических, конфессиональных и др.);

Попытки идеологического обоснования применения насилия по отношению не только к активным противникам, но и к любым лицам, не разделяющим убеждения экстремистов;

Апелляция к каким-либо известным идеологическим или религиозным учениям, претензии на их «истинное» толкование или «углубление» и в то же время фактическое отрицание многих основных положений этих учений;

Доминирование эмоциональных способов воздействия в процессе пропаганды экстремистских идей, обращение к чувствам и предрассудкам людей, а не к их разуму;

Создание харизматического образа лидеров экстремистских движений, стремление представить их непогрешимыми, а все их распоряжения - не подлежащими обсуждению.

Экстремизм очень близок терроризму, и оба эти явления крайне опасны и для общества и для государства. Но хотя некоторые авторы рассматривают терроризм как крайнее проявление экстремизма, отождествлять эти понятия было бы неправильно.

Они различаются по объекту посягательства, по своей субъективной стороне, по формам объективной стороны соответствующих составов.

В отечественной научно-исследовательской литературе обычно выделяют три основные формы проявления экстремизма : политический, национальный и религиозный. Также можно выделить еще одну разновидность экстремизма – молодежный.

Под политическим экстремизмом специалисты понимают деятельность общественных объединений, иных организаций, должностных лиц и граждан, направленную на насильственное изменение конституционного строя и нарушение целостности России, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, возбуждение (разжигание) социальной, национальной, расовой или религиозной вражды (розни), а также публичные призывы к совершению противоправных действий в политических целях.

Религиозный экстремизм определяют как социальное явление, существующее в четырех формах: 1) религиозное сознание, которому свойственны признаки тоталитаризации, преувеличения ценности своих религиозных идей, нигилизма, религиозного фанатизма; 2) экстремистская религиозная идеология (доктрина); 3) деятельность по реализации религиозной доктрины, провозглашенной единственно верной; 4) организационные формы осуществления религиозной доктрины, в частности, религиозные экстремистские организации.

Религиозный экстремизм представляет серьезную угрозу для безопасности страны.

В Российской Федерации деятельность религиозных организаций четко регламентирована законом и может осуществляться только в рамках закона. Основополагающим нормативным правовым актом, определяющим статус религиозных общественных объединений, является Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». Религиозные объединения могут создаваться только в целях, определенных указанным Федеральным законом, а именно совместного исповедания и распространения веры.

Важно заметить, что религиозный экстремизм, специфика и различные проявления его не получили еще сколько-нибудь удовлетворительного отражения в законодательстве.

Национальный экстремизм предусматривает защиту «своего народа», его экономических и иных интересов, национального языка, культурных и иных ценностей в ущерб людям других национальностей.

Также можно сказать о существовании экономического экстремизма, направленного на ликвидацию многообразия и установление какой-либо одной формы собственности, единых методов ведения хозяйства, отказ от государственного регулирования экономики, устранение конкуренции в предпринимательской деятельности, резкое сокращение социальных расходов.

Помимо перечисленных видов экстремизма можно выделить еще и молодежный экстремизм. В настоящее время при некоторых внешне на первый взгляд благоприятных статистических тенденциях криминальная активность подростков гораздо выше, чем у взрослых, а совершаемые ими общественно опасные деяния все чаще принимают форму жестоких и корыстных посягательств.

Экстремизм в России «молодеет», наиболее часто совершают преступления молодые люди в возрасте 15 - 25 лет. Молодежь также чаще совершает преступления агрессивного характера. По статистике, основная масса таких тяжких преступлений на политической почве, как убийство, нанесение тяжких телесных повреждений, разбой, терроризм, совершается лицами до 25 лет. Важно учитывать, что в настоящее время молодежный экстремизм растет более высокими темпами, чем преступность взрослых.

Также можно классифицировать экстремизм на внутригосударственный, международный, которые, в свою очередь, подразделяются на политический, расистский, религиозный, идеологический экстремизм.

Существует деление экстремизма на насильственный (например, убийство, причинение вреда здоровью, геноцид по экстремистским мотивам) и ненасильственный (например, нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина, возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства из экстремистских побуждений), криминальный и некриминальный (например, в случае совершения деяний, указанных в статьях 20.3 и 20.29 КоАП РФ). Различным видам криминального экстремизма соответствуют преступления политического, идеологического, этнического, религиозного или иного вида экстремизма.

Проблема экстремизма затронула многие страны. Феномен дискриминационного насилия имеет давнюю и трагическую историю. Колониальное прошлое многих государств обусловило возникновение смешанных обществ, в которых цвет кожи человека, национальная, религиозная или этническая принадлежность определяли его правовой статус. Но даже сегодня среди факторов, которые вызывают особую тревогу, - постоянный рост преступлений, связанных с насилием на почве расовой, религиозной, а также национальной нетерпимости. Борьба с экстремизмом очень важна. Потому что ксенофобия и расизм в отношении иностранцев нередко приобретают масштабы социальных явлений, а ряд убийств и случаев жестокого обращения вызывает большую обеспокоенность ростом деструктивной агрессии в социуме. Противодействие экстремизму - одна из главных задач любого государства. Это залог его безопасности.

Понятие "экстремизм"

Данное понятие тесно связано с крайностями. Экстремизм - в идеологии и политике к крайним позициям во взглядах и выбор таких же средств для достижения определенных целей. Термин означает в переводе "предельный", "критический", "невероятный", "крайний". Экстремизм - это течение, которое выступает против существующих общин, структур и институтов, пытаясь нарушить их стабильность, ликвидировать для достижения своих целей. Делается это преимущественно силовыми способами. Экстремизм - это не только пренебрежение общепринятыми правилами, нормами, законами, но и негативное социальное явление.

Характеристика экстремизма

Одновременная приверженность к крайним действиям и взглядам возможна в любой сфере общественной жизни. Каждое преступление - это также крайняя степень антисоциального поведения, острая форма социального конфликта, выход за нормы, но мы же не называем всю преступность экстремизмом. Потому что эти понятия разные. Под экстремизмом следует понимать четко определенное явление. Некоторые исследователи определяют экстремизм как привязанность, преданность крайним мерам и взглядам (как правило, в политике). Они отмечают, что экстремизм проявляется в различных сферах человеческой жизнедеятельности: политике, межнациональных и межэтнических отношениях, религиозной жизни, экологической сфере, искусстве, музыке, литературе и др.

Кто такой экстремист?

Понятие "экстремист" часто ассоциируется с лицом, которое использует и защищает насилие в противовес общепринятым нормам общества. Иногда так называют людей, которые пытаются навязать свою волю социуму с помощью силы, но не так, как правительство или конституционное большинство. Существует и другое мнение, согласно которому экстремизм - это не просто и не всегда течение, которое отождествляется с насильственным фактором. Например, английский исследователь в своей работе замечает, что политика ненасильственной борьбы (сатьяграха) Махатмы Ганди в Индии является примером нового типа экстремизма. Итак, экстремизм можно рассматривать как способ радикального возражения против не только законодательных правил, но и общественных норм - установленных правил поведения.

Молодежный экстремизм

Юношеский экстремизм в России - явление относительно новое, в отличие от Британии, в которой оно появилось еще в 50-60-х годах XX в. Это предопределяет недостаточный уровень разработанности данной темы в юридической литературе. На наш взгляд, существует ряд нерешенных проблем, связанных с исследованиями и предотвращением преступлений экстремистского характера, совершаемых молодежью в составе группы. Экстремизм в молодежной среде постоянно набирает обороты. Это, например, такие движения, как скинхеды, антифа.

Преступность и экстремизм

Преступный экстремизм - это противоправное, общественно опасное деяние лица или группы лиц, направленное на достижение своих целей (цели), основанное на базе крайних идеологических, политических и других взглядов. Следуя такому пониманию, вполне обоснованным будет утверждение о том, что практически каждое преступление и является проявлением экстремизма. Преступность, связанную с проявлением различных его форм, невозможно рассмотреть в полной мере без исследования экстремизма как негативного социального фактора и его соотношения с механизмом государственной власти и социального управления.

Расово-националистический экстремизм

Как подтверждают исследования социальной действительности, одним из распространенных типов является национальный экстремизм. Как правило, это проявление крайних взглядов в сфере и по поводу взаимного сосуществования различных этносов и рас. Одним из составляющих объекта указанных посягательств являются именно этносы во всем их разнообразии, а не нации, как часто отмечается в публицистических, научных и других источниках. Экстремизм известен человечеству с давних времен, с тех пор, когда власть над окружающими людьми начала приносить материальные выгоды и поэтому превратилась в предмет стремлений отдельных индивидов. Они пытались достичь вожделенной цели любыми средствами. При этом их не смущали моральные принципы и барьеры, общепринятые правила, традиции, интересы других людей. Цель всегда и во все времена оправдывала средства, а персоны, которые стремились к вершинам власти, не останавливались даже перед использованием самых жестоких и варварских мер, включая уничтожение, открытое насилие, терроризм.

Историческая справка

Экстремизм существовал со времен появления организованного общества. В разные периоды он представал в разных формах. В частности, в Античной Греции экстремизм был представлен в форме нетерпимости к другим народам. Так, в произведениях известных древнегреческих философов Аристотеля и Платона наблюдается употребление названия "барбара" (barbarus) или "варвары" относительно соседних народов. Этим они проявляли к ним неуважение. Римляне употребляли это название ко всем народам негреческого или неримского происхождения, но в конце существования Римской империи слово "варвар" начали употреблять в контексте различных Такая же тенденция наблюдалась и в древнем Китае, когда соседи Поднебесной воспринимались как дикие и жестокие племена иностранцев. Последние назывались "еде" ("карлики" и "собаки") или "сии" ("четверка варваров").

Специалисты в сферах социологии и юриспруденции считают, что причины экстремизма кроются в человеческой психологии. Он возник в момент образования государственности. Однако современный экстремизм в России обусловлен многими социальными, правовыми, политическими, религиозными, административными, экономическими и другими процессами, происходящими на определенном географическом пространстве в течение последнего столетия. Анализ специальной литературы по данной проблематике свидетельствует о том, что в любом государстве экстремизм имеет разные социальные и криминологические характеристики. Кроме этого, экстремизм, как и каждое общественное явление, характеризуется исторической изменчивостью.

Фактически все заговоры и мятежи, которыми богата как отечественная, так и мировая история, представляли собой, с точки зрения действующего в то время законодательства и существующего общественного устройства, не что иное, как своеобразные типы преступных группировок, которые стремились к достижению политических целей. Но одновременно были случаи групповых стихийно-импульсивных вспышек произвола, вандализма и насилия над личностью, а также существовали объединения преступной направленности. Мнение о том, что в двадцатые годы прошлого века организованная преступность (по крайней мере в современном ее понимании) не состоялась, вряд ли может быть признано правильным. Ведь исторические исследования свидетельствуют о наличии разветвленной структуры преступных группировок, например в дореволюционной и времен гражданской войны Одессе, причем указывается, что деятельность этих преступных экстремистских группировок имела характер и все признаки власти (наряду с губернаторской и французской оккупационной). Экстремизм и преступность - явления родственные. Только преступники стремятся к материальной выгоде или власти, а экстремисты отстаивают политические, религиозные или расовые убеждения, что тоже не исключает стремления к материальному.

Преступность в Советском Союзе как прародитель экстремистских движений в России

В течение двадцатых годов прошлого века во время реализации руководством Советского Союза так называемой новой экономической политики (НЭП) организованные преступные группировки действовали главным образом в сфере экономики. Прикрытие своей деятельности они осуществляли под видом псевдокооперативов и других подобных экономических структур. Общеуголовная преступность только восстанавливала свое влияние после жестких мер, принятых властями с целью вышеупомянутого прекращения грабежей и убийств.

Свертывание экономических преобразований в конце 20-х и в течение 30-х годов прошлого века возобновило доминирование общеуголовной организованной преступности. Этот же период характеризуется возникновением преступного сообщества "воров в законе", причем в науке и публицистике выражают различные предположения относительно его формирования - от стихийного возникновения до преднамеренного создания органами государственной безопасности в местах лишения свободы с целью обеспечения противовеса возможным объединениям политических заключенных и контроля за ними. Во времена Второй мировой войны и в послевоенные годы произошел второй всплеск организованной преступности в форме бандитизма. В научных исследованиях, в которых указано, что организованная преступность не является новым феноменом для общества, говорится о ее появлении в 50-х годах... Для борьбы с бандами привлекались воинские части, в органах внутренних дел были созданы специальные подразделения по борьбе с бандитизмом, которые успешно действовали до середины 50-х, когда уровень бандитизма в результате принятых властью жестких мер существенно снизился, и подразделения были ликвидированы.

Вскоре появились тезисы о вымирании преступности при социализме и ликвидации профессиональных уголовников и бандитизма в СССР. Последние постулаты, доминирующие в криминологии советских времен, фактически скрывали реальную постепенную латентизацию организованной преступности общеуголовной направленности, зарождение на фоне деформации экономических отношений организованной преступности экономической или, как ее долгое время называли ученые, "хозяйственно-корыстной" направленности.

Молодежные движения в США и СССР

В 60- х годах ХХ ст. в США возникло новое молодежное течение, которое тесно связано с музыкальными группами. Экстремизм в молодежной среде берет начало именно с этих пор. Члены нового движения получили название хиппи, или "дети цветов". В конце 70-х - начале 80-х подобное явление возникает и в СССР. Хиппи в США проявили себя довольно жизнеспособной силой во время борьбы с ретроградами и консерваторами. В отличие от американских "детей цветов", которые протестовали, боролись с войной, продолжавшейся во Вьетнаме, советские хиппи боролись против коммунистической репрессивной системы. В противовес властной системе советская молодежь создавала свою. С середины 70-х годов в Штатах приходит в упадок.

Движение молодежи в СССР, по сути, стало родоначальником всех последующих молодежных трендов, в том числе и экстремистских.

Следующая волна экстремистской организованной преступности наметилась на территории уже в конце ХХ в. вследствие известных социальных потрясений и общественных преобразований. Этому в значительной степени способствовали такие факторы, как выход на волю значительного количества заключенных, разрушение старых полицейских структур, малая численность и низкая новых, упадок экономической сферы, девальвация устоявшихся социальных ценностей, дезориентация общества. Рэкет и бандитизм захлестнули общество. Наряду с этим начали появляться различные молодежные движения: анархисты, металлисты, рэперы и т.п. В национальных субъектах федерации махровым цветом расцвел религиозно-политический экстремизм. Войны в Чечне ещё более усугубили ситуацию. стали представлять множество исламистских террористических группировок. Как реакция общества на это начали возникать различные националистические экстремистские движения славянского толка: скинхеды, нацболы, националисты и т.п. Ко всему этому в дополнение примешивалась бандитская и тюремная романтика. Спустя некоторое время в обществе начинает набирать обороты борьба с экстремизмом фашистского толка. Появляется движение «Антифа». Также происходит трансформация фанатских организаций футбольных клубов в группировки «ультрас». Идеология и принципы данного движения были позаимствованы в Британии (как и болельщиками практически всех футбольных клубов в мире). С середины 90-х экспансия бандитских общественных структур стала приобретать дерзкий характер. Организованные преступные группировки вступили в период бурного развития. Хорошее техническое оснащение и вооружение, налаживание международных связей ОПС и ОПГ сделали милицию фактически неконкурентоспособной с ними. Причины экстремизма и бандитизма 90-х годов связаны с социально-экономическими, политическими и военными потрясениями. Такое масштабное проявление экстремизма и бандитизма на просторах страны вынудило государственный аппарат принимать какие-то меры.

Двухтысячные годы

В XXI в. ситуация меняется с началом кризиса идеологий. Старые формы идеологической политики потеряли свою значимость. Прежде всего, это означает их перестройку, развитие и переход на новые формы. Власть смогла обуздать бандитизм и стала предпринимать мероприятия по профилактике экстремизма, особенно исламских течений. В новое десятилетие смело шагнули скинхеды, их оппоненты - «Антифа», националисты. Движение «ультрас» набрало ещё большие обороты. Противодействие экстремизму со стороны государства больше касалось исламских террористических организаций и организованной преступности. Это и понятно, так как они представляли наибольшую опасность. Поэтому профилактика экстремизма мало затронула славянские молодежные движения. В то же время идеологии приводит к образованию протестных движений. Он мобилизует разнообразные оппозиционные структуры, а именно активных меньшинств, целью которых является привлечение внимания общественности к определенным идеям и социальным проблемам. Здесь ведущую роль играет протест, а не контридеология. В ответ на это появляются провластные организации. Существует также потребительский экстремизм.

Мировые тенденции

В мире радикальные движения протеста направлены на изменение сознания человека. Итак, сейчас выделяют три основных вида таких движений: антиглобалисты, неоанархисты и энвайронменталисты. Антиглобалисты - сепаратистское движение за национальное освобождение и сохранение этнической уникальности. Неоанархисты выступают за сопротивление централизованному государственному аппарату снизу вверх и доминирование общества над государством. Энвайронменталисты, как отмечает английский исследователь Джон Шварцмантель, - это движение, направленное на решение одной из проблем - выживание. Оно направлено на критику просвещения и антропоцентризма, получивших высший уровень развития в индустриальном обществе, в котором человек постулируется как высшее существо в природе. Данные движения могут выступать в двух формах: как суперидеология будущего или узконаправленное экологическое движение. Борьба с экстремизмом отнимает много сил и времени у всех мировых спецслужб и органов правопорядка.

Типы экстремистских движений

Разграничивать экстремистские сообщества и преступные объединения, посягающие на личность и права граждан, следует по следующим признакам.

1) Экстремистское движение, созданное с целью осуществления преступлений, а также разрабатывающее планы и/или условия для их совершения.

Целью создания преступного объединения выступает само насилие над гражданами, причинение вреда их здоровью, побуждение к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению других противоправных действий.

2) Экстремистское сообщество, созданное для совершения преступлений малой или средней тяжести.

Деятельность преступного объединения соединена с совершением преступлений всех степеней тяжести.

3) Экстремистское движение, созданное с целью подготовки к совершению преступлений экстремистского толка на основе идеологической, расовой, политической, религиозной или национальной ненависти.

Наличие этих мотивов является обязательным, конструктивным признаком экстремистского сообщества. Чисто преступное объединение может быть образовано по различным мотивам, которые не являются определяющими.

Итоги

Итак, подводя итог, можно сделать вывод, что современный экстремизм - одно из самых разрушительных явлений. Оно влияет не только на правосознание, но и вообще на образ мыслей и жизни людей. Для необходимых многочисленных реформ, проводимых сегодня практически во всех сегментах государства, экстремизм выступает весомой угрозой на пути достижения успеха. В связи с этим любые исследования в данном направлении не что иное, как просто попытка оценить ситуацию и разобраться в данном феномене, а с другой стороны - выработка эффективных мероприятий по нейтрализации наиболее опасных проявлений негативного течения. Профилактика экстремизма всех толков (в том числе провластного) является залогом успеха развития любого общества. Любые движения подобного рода начинаются с протеста. Когда в обществе сильно увеличивается масса протестного электората, атмосфера в нем накаляется. Появление экстремистских организаций - это уже следующий этап. По сути, в социуме срабатывает некий клапан. То есть таким способом сбрасывается напряженность. Однако существует определенный порог, за которым следует социальный взрыв. Борьба с экстремизмом не должна опираться только на силовые методы. Они, как правило, дают лишь временный эффект.

* Данный материал старше двух лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.


Во всех цивилизованных странах экстремистские проявления взглядов запрещены законом. Однако мало кто знает, что еще совсем недавно в США существовал запрет на пропаганду расового равенства: «Всякий, кто печатает, издает или распространяет материал, призывающий к расовому равенству между белыми и неграми, подлежит тюремному заключению».

Экстремизм (от фр. extremisme, от лат. extremus — крайний) - буквально: приверженность к крайним взглядам, использование крайних мер (террористических актов, похищений людей и т.д.) в достижении своих целях. В теории различают экстремизм политический, экономический, религиозный, социальный и даже бытовой.

Согласно ст.1 Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (2001), это деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в вышеуказанных целях незаконных вооруженных формирований или участие в них, и преследуемые в уголовном порядке в соответствии с национальным законодательством Сторон.

Ст.3 Конвенции предусматривает, что государства-участники принимают все необходимые меры, чтобы экстремизм ни при каких обстоятельствах не подлежал оправданию по соображениям исключительно политического, философского, идеологического, расового, этнического, религиозного или иного аналогичного характера.

Во всех цивилизованных странах экстремистские проявления взглядов запрещены законом . Однако к единодушному понимаю социальной опасности экстремизма человечество пришло не сразу. Напротив, история знает примеры того, когда, например, пропаганда равенства считалась преступлением. Так, в США до 1960-х гг. существовал запрет на пропаганду расового равенства как необходимый механизм законов о сегрегации. Первый «закон Джима Кроу» был принят в 1875г. в Теннесси.

Постепенно в большинстве южных штатов вводится расовая сегрегация, требующая - при равенстве прав - чтобы белые и чернокожие держались раздельно. В 1896г. Верховный суд США установил формулу «раздельное, но равное». Свод законов штата Миссисипи гласил: «Всякий, кто печатает, издает или распространяет материал, призывающий к расовому равенству между белыми и неграми, подлежит тюремному заключению» (The Laws Governing the Conduct of Nonwhites and other Minorities).

Сегодня в основе уголовно-правового запрета экстремистских действий лежат нормы международного права. Ст.20 Международного пакта о гражданских и политических правах провозглашает: «Всякая пропаганда войны должна быть запрещена законом. Всякое выступление в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию, должно быть запрещено законом».

Согласно ст.29 Конституции РФ, не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. При этом российское законодательство не дает правового определения экстремизма.

Следует признать перспективной попытку А.Г. Хлебушкина в правовом ключе раскрыть понятие экстремизма, в ней ученый опирался на теорию деятельности: «это противоправная деятельность, осуществление которой причиняет или может причинить существенный вред основам конституционного строя или конституционным основам межличностных отношений» (Хлебушкин А.Г. Экстремизм: уголовно-правовой и уголовно-политический анализ. Саратов, 2007. С.27). Данный подход позволяет сформулировать перечень экстремистских действий, в том числе речевых.

Экстремистские речевые действия - это публичные действия, направленные на распространение и пропаганду идей терроризма, т.е. идеологии насилия и практики воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий, а также идей экстремистское деятельности (экстремизма) (в значении термина, раскрытого в ст.1 ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»).

Таковыми являются :
. пропаганда нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения (ст.20.3 КоАП РФ);
. призывы к осуществлению террористической деятельности или оправдание терроризма (ст.205.2 УК РФ);
. призывы к осуществлению экстремистской деятельности (ст.280 УК РФ);
. призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности РФ (ст.280.1 УК РФ);
. действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства (ст.282 УК РФ).

По смыслу близкой к перечисленным деликтам является ст.354 УК РФ, устанавливающая ответственность за призывы к развязыванию агрессивной войны.
Целью указанных статей является защита конституционных прав и свобод человека и гражданина, нравственности, общественного порядка и целостности государства. В целом экстремистские действия направлены против основ конституционного строя и безопасности государства.