Глава 1. Общие положения Статья 1. Сфера применения настоящего Закона Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и Уставом города Москвы регулирует отношения, возникающие по поводу подготовки, заключения, выполнения, приостановления и прекращения действия договоров и соглашений города Москвы, заключаемых органами вне пределов ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Не являются предметом настоящего Закона договоры и соглашения города Москвы по городским государственным заказам, регулируемые нормами гражданского законодательства и законом города Москвы. К договорам и соглашениям города Москвы не относятся договоры, заключаемые главами районных Управ по вопросам местного значения. Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе Для целей настоящего Закона используются следующие понятия: Договоры города Москвы - соглашения, независимо от их наименования, заключаемые в письменной форме Мэром Москвы (далее - Мэр) от имени города Москвы с субъектами договорных отношений, определенных настоящим Законом, в рамках компетенции, установленной Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом и законами города Москвы. Соглашения - правовая форма закрепления договоренностей, достигнутых Московской городской Думой (далее - Дума), Мэром в осуществлении международных и внешнеэкономических связей и в иных установленных настоящим Законом случаях; (далее - Правительство), уполномоченными отраслевыми и территориальными органами исполнительной власти города с субъектами договорных отношений, определенных настоящим Законом. Переговоры - стадия заключения договора или соглашения, направленная на уяснение содержания текста договора или соглашения, определение его условий и взаимных обязательств сторон. Подписание - стадия заключения договора или соглашения либо форма признания участниками переговоров достигнутых договоренностей и обязательности исполнения содержащихся в договоре или соглашении условий. Договор или соглашение считаются принятыми с момента их подписания. Присоединение - форма выражения согласия органа государственной в пределах его компетенции с условиями заключенного другими сторонами вступившего в силу договора или соглашения. Утверждение - стадия заключения договора или соглашения, выражающаяся в согласии Думы с положениями заключенного договора или соглашения путем принятия закона в случаях, установленных федеральным законодательством, Уставом города Москвы, настоящим Законом или самим договором или соглашением. Поправка - внесение в установленном законом или сторонами порядке изменений и (или) дополнений, изменяющих действие отдельных положений договора или соглашения. Оговорка - одностороннее заявление, сделанное при подписании, утверждении договора или соглашения или присоединении к ним, посредством которого выражается желание изменить юридическое действие отдельных положений договора или соглашения применительно к одной из подписавших их сторон (участников). Толкование - уяснение и разъяснение действительного смысла и содержания договора или соглашения в целях их правильного применения. Приостановление действия договора или соглашения - временное прекращение установленного федеральными законами, законом города Москвы либо самим договором или соглашением порядка их действия одним из участников договора или соглашения, в течение которого он освобождается от выполнения условий договора или соглашения. Прекращение действия договора или соглашения - утрата их юридической силы или выход из договора или соглашения одной из сторон в соответствии с положениями договора или соглашения или с согласия сторон. Статья 3. Стороны договоров и соглашений Сторонами договоров и соглашений города Москвы, субъектами договорных отношений могут выступать: - органы государственной (Мэр, Правительство, Дума), территориальные и отраслевые органы исполнительной ; - федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, межрегиональные объединения, органы местного самоуправления муниципальных образований в составе Российской Федерации; - законодательные (представительные) и исполнительные органы власти субъектов иностранных федераций, административно- территориальных образований иностранных государств; - юридические лица и международные организации, иные иностранные партнеры в соответствии с федеральным законодательством. Статья 4. Принципы заключения договоров и соглашений При заключении договоров и соглашений города Москвы органы государственной власти города руководствуются следующими принципами: а) конституционности; б) верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных за-конов; в) равноправия субъектов Российской Федерации при разграничении предметов ведения и полномочий; г) недопустимости ущемления прав и интересов субъектов Российской Федерации; д) согласования интересов Российской Федерации и интересов субъектов Российской Федерации; е) добровольности; ж) обеспеченности ресурсами; з) гласности; и) самостоятельного осуществления принадлежащих им полномочий. Договоры и соглашения города Москвы наряду с законами и иными нормативными правовыми актами являются составной частью правовой системы города Москвы и не могут противоречить федеральным законам и законам города Москвы, общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-Ф3 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" заключение и расторжение договоров города Москвы утверждается законом города Москвы. Статья 5. Язык договоров и соглашений Языком договора, соглашения является русский язык. В случае необходимости договор, соглашение могут быть составлены и подписаны на русском языке и на государственном языке республики, органы государственной власти которой являются стороной договора, соглашения. Соглашения, заключаемые в сфере международных и внешнеэкономических связей, оформляются на русском языке и на языке другой договаривающейся стороны. В последнем случае делается перевод на русский язык. Официальный перевод текста документа с иностранного языка на русский язык осуществляется специально уполномоченным органом по распоряжению Мэра. Тексты договоров и соглашений, аутентичность которых установлена на разных языках, имеют одинаковую юридическую силу, а термины имеют одинаковое значение в каждом аутентичном тексте. В переговорах от имени города Москвы, органов с представителями других государств, международных организаций, иностранных юридических лиц, республик в составе Российской Федерации используется русский язык и иные языки по взаимной договоренности сторон. Глава 2. Договоры и соглашения города Москвы Статья 6. Договоры и соглашения, заключаемые Мэром К договорам, заключаемым Мэром от имени города Москвы, относятся договоры: - о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти города федерального значения Москвы; - об основах отношений с субъектами Российской Федерации, органами власти их муниципальных образований, межрегиональными объединениями. Мэр подписывает соглашения об изменении границ города Москвы. Соглашения от имени города Москвы об осуществлении международных и внешнеэкономических связей с международными организациями, субъектами федераций, городами и иными административно- территориальными образованиями иностранных государств заключаются в соответствии с Федеральным законом от 4 января 1999 года № 4-Ф3 "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации". Договоры от имени города Москвы подписываются и представляются на утверждение Думы Мэром. Договоры от имени города Москвы, подлежащие утверждению Думой, рассматриваются Думой в течение двух месяцев с момента их представления в Думу в порядке, установленном Регламентом Думы для законов города Москвы. Если в течение этого срока договор не рассмотрен Думой, он считается утвержденным. В случае, если Думой не утвержден договор города Москвы, Мэр может в течение года внести договор на повторное рассмотрение Думы. При утверждении договора Думой его текст изменению не подлежит. Соглашение об изменении границ города Москвы утверждается постановлением Думы в сроки, установленные Регламентом Думы. Договор и закон о его утверждении подлежат опубликованию в официальном издании Думы - "Ведомости Московской городской Думы" и официальных изданиях мэрии Москвы - "Вестник мэрии Москвы" и газете "Тверская, 13". Свои полномочия по ведению переговоров и подписанию договоров Мэр может распоряжением передавать Вице-мэру и иным должностным лицам органов исполнительной власти города. Мэр ежегодно информирует Думу о заключаемых от имени города Москвы договорах и соглашениях. Статья 7. Соглашения, заключаемые Думой В соответствии с федеральными законами, Уставом города Москвы и настоящим Законом Дума может заключать соглашения о межпарламентском сотрудничестве с палатами Федерального Собрания Российской Федерации, законодательными (представительными) органами государственной власти иностранных государств, административно-территориальными образованиями субъектов иностранных федеративных государств, законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, представительными органами власти их муниципальных образований, межпарламентскими объединениями. Порядок представления предложений о заключении соглашений по межпарламентскому сотрудничеству, определение необходимости заключения таких соглашений, а также процедура их подготовки и заключения определяется Регламентом Думы. Соглашения о межпарламентском сотрудничестве подписываются Председателем Думы и вступают в силу после их утверждения Думой. Соглашение утверждается Думой путем принятия постановления. Статья 8. Договоры и соглашения, заключаемые Правительством В соответствии с федеральными законами Правительство может заключать договоры с федеральными органами исполнительной власти по предметам совместного ведения, о разграничении предметов ведения и полномочий, а также соглашения: - с федеральными органами исполнительной власти о передаче им осуществления части своих полномочий; - с федеральными органами исполнительной власти о передаче Правительству осуществления части их полномочий; - с исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления их муниципальных образований; - с участниками внешнеэкономических связей, зарегистрированными в городе Москве, о предоставлении им гарантий; - с иностранными партнерами о получении иностранных кредитов и займов, в том числе на условиях поручительства Правительства, обеспеченных доходами бюджета города, а также объектами городской собственности, оборот которых не ограничен законодательством (здания, строения, земельные участки), ценными бумагами, имущественными правами города Москвы и иными активами; - другие соглашения в рамках установленной федеральными законами, законами города Москвы компетенции. Договоры и соглашения Правительства подписываются Мэром как главой исполнительной власти города либо Премьером Правительства. Соглашения могут подписываться также по поручению Премьера Правительства или Мэра членами Правительства - руководителями делегаций. Дума постановлениями утверждает соглашения Правительства: а) выполнение которых предусматривает принятие новых законов и внесение изменений в действующие законы города Москвы; б) иные соглашения Правительства, предусматривающие их утверждение в соответствии с условиями самих соглашений. Соглашения Правительства, подлежащие утверждению Думой, представляются Мэром как главой исполнительной власти города. При осуществлении международных и внешнеэкономических связей Правительство определяет процедуру заключения соглашений с учетом необходимости согласования их проектов с федеральными органами исполнительной власти. Статья 9. Соглашения отраслевых и территориальных органов исполнительной Отраслевые и территориальные органы исполнительной власти города в развитие ранее заключенных договоров и соглашений города Москвы могут по конкретным вопросам правового регулирования, установленного этими договорами и соглашениями, заключать с соответствующими субъектами договорных отношений соглашения. Проекты соответствующих соглашений подлежат обязательному согласованию с Премьером Правительства либо, по его поручению, с уполномоченными органами исполнительной власти города, которые представляют по ним свои заключения. Соглашение отраслевого или территориального органа исполнительной власти города подписывается руководителем соответствующего органа при наличии согласования Премьера Правительства, положительного заключения органа исполнительной власти города, проводившего экспертизу по его поручению. Порядок подготовки, заключения и выполнения соглашений отраслевых и территориальных органов исполнительной в пределах их компетенции устанавливается Правительством. Глава 3. Подготовка и заключение договоров и соглашений города Москвы Статья 10. Предложения о заключении договоров и соглашений Предложения о заключении договоров и соглашений города Москвы представляются на рассмотрение органа власти, правомочного заключать договоры и соглашения, участниками договорных правоотношений, перечисленными в статье 3 настоящего Закона. Предложения о заключении договоров и соглашений должны содержать проекты необходимых документов или основные положения, обоснование целесообразности их заключения, а также при необходимости оценку финансово-экономических и социально-правовых последствий для города Москвы. Мэр, Премьер Правительства рассматривают поступившие предложения, при необходимости привлекают руководителей департаментов, комитетов, управлений, экспертов и принимают решение о целесообразности заключения договора или соглашения. Преддоговорные отношения в отдельных случаях могут оформляться протоколами о намерениях, подписываемыми уполномоченными лицами и содержащими стремление сторон к установлению сотрудничества в конкретной области (сфере деятельности). Статья 11. Ведение переговоров о заключении договоров и соглашений Решение о проведении переговоров и о подписании договоров и соглашений города Москвы принимается в отношении договоров и соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей Мэром; в отношении соглашений от имени Правительства, отраслевых и территориальных органов исполнительной власти города - Мэром или Премьером Правительства; в отношении соглашений, относящихся к компетенции Думы, - Председателем Думы. Мэр ведет переговоры и подписывает договоры и соглашения города Москвы без предъявления полномочий. Премьер Правительства ведет переговоры и подписывает соглашения Правительства без предъявления полномочий. Вице-мэр, первые заместители, заместители Премьера, члены Правительства в ранге министров в пределах своей компетенции по поручению Мэра или Премьера Правительства ведут переговоры и подписывают соглашения Правительства с предъявлением необходимых полномочий. Ведение переговоров о заключении соглашений Правительством может быть поручено Мэром или Премьером Правительства также другим должностным лицам органов исполнительной власти города. Статья 12. Полномочия на ведение переговоров и подписание договоров и соглашений Полномочия на ведение переговоров и на подписание договоров и соглашений города Москвы предъявляются в начале переговоров. Такие полномочия предоставляются в отношении договоров и соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей Мэром; в отношении соглашений, заключаемых Правительством, отраслевыми и территориальными органами исполнительной власти города, - Премьером Правительства; в отношении соглашений, заключаемых Думой, - Председателем Думы или постановлением Думы. Полномочия на ведение переговоров и на подписание договоров и соглашений, заключаемых Правительством или Думой, оформляются соответственно распоряжением Мэра, постановлением Правительства, распоряжением Премьера Правительства или постановлением Думы и подтверждаются доверенностью. Статус делегации устанавливается на основании распоряжения Мэра, Премьера Правительства, первых заместителей, заместителя Премьера Правительства, к компетенции которых относится решение вопросов, связанных с подписанием договора или соглашения, а также на основании постановления Думы. Стороны, подписавшие договор или соглашение, обмениваются подлинниками текстов, передают текст документа на хранение органам, выступающим в качестве депозитариев, а договор или соглашение, требующие утверждения законодательным (представительным) органом власти города, направляются в Думу вместе с проектом закона или постановления в месячный срок со дня их подписания Мэром. Статья 13. Основные требования к оформлению договоров и соглашений Договоры и соглашения должны соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным федеральными законами, законами города Москвы и иными правовыми актами, действующими в момент их заключения. Органы при выработке текста договора или соглашения должны стремиться к тому, чтобы заключаемые договоры и соглашения содержали: а) наименование; б) преамбулу (вводную часть), в которой могут указываться основные цели; в) дату, место подписания, наименование сторон; г) предмет правового регулирования; д) раскрытие используемых терминов и понятий; е) права и обязанности сторон; ж) ответственность сторон; з) способы и порядок обеспечения обязательств сторон; и) основания прекращения и приостановления действия договора (соглашения); к) порядок разрешения споров; л) срок и условия вступления в силу; м) срок действия; н) сведения о регистрации и месте хранения текста документа; о) указание должности, фамилии, имени, отчества уполномоченного лица, подписывающего договор (соглашение); п) подписи сторон. Подписи представителей сторон под двухсторонним договором или соглашением располагаются друг против друга или одна под другой. В текстах первое место (левое или верхнее) занимает подпись представителя той стороны, у которой будет храниться данный экземпляр договора или соглашения. В наименовании договора или соглашения на первом месте также ставится наименование той стороны, у которой будет храниться данный экземпляр подлинника документа. При оформлении договора или соглашения стороны не должны включать положения, содержащиеся в Конституции Российской Федерации, федеральных законах, вследствие этого являющиеся обязательными к исполнению. При подписании, утверждении или присоединении к договору или соглашению одна из сторон может внести в текст договора или соглашения одностороннее заявление (оговорку), посредством которого выражается желание изменить юридическое действие отдельных положений договора или соглашения применительно к одной из подписавших их сторон (участников). Приложения к договорам и соглашениям составляют их неотъемлемую часть и обладают одинаковой юридической силой с основным текстом документа. Статья 14. Регистрация договоров и соглашений Регистрация договоров и соглашений, заключенных органами и подписанных Мэром, Премьером Правительства, Председателем Думы, уполномоченными ими лицами, руководителями отраслевых и территориальных органов исполнительной власти города, осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти города и Думы. Уполномоченные органы, осуществляющие регистрацию договоров (соглашений), ведут их реестр, выполняют одновременно и функции депозитария. Соглашения города Москвы об осуществлении международных и внешнеэкономических связей подлежат государственной регистрации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Статья 15. Вступление в силу договоров и соглашений Договоры и соглашения от имени города Москвы вступают в силу со дня их регистрации, если иное не установлено законом или не предусмотрено самими договорами и соглашениями. При заключении договоров и соглашений города Москвы может быть оговорено, что они подлежат опубликованию в официальных изданиях подписавших их сторон. Межпарламентские соглашения вступают в силу после их утверждения Думой и публикуются в официальных изданиях Думы. Статья 16. Присоединение к договорам и соглашениям Решение о присоединении к договорам и соглашениям оформляется правовым актом Мэра или Правительства, а к соглашениям межпарламентского характера - постановлением Думы. Решение о присоединении к договорам или соглашениям, вступившим в силу и заключенным другими участниками, представляющим интерес для города Москвы, открытым для участия третьих лиц, принимается Мэром, Премьером Правительства, Думой, отраслевыми и территориальными органами исполнительной власти города в соответствии с их полномочиями, установленными Уставом и законами города Москвы, и оформляется правовым актом соответствующего органа . В случаях присоединения к договорам и соглашениям, требующим в соответствии с требованиями настоящего Закона обязательного утверждения Думой, акт присоединения оформляется законом города Москвы, а в отношении соглашений - постановлением Думы. Глава 4. Выполнение договоров и соглашений города Москвы Статья 17. Обеспечение выполнения договоров и соглашений Органы власти города принимают все необходимые меры, направленные на обеспечение добросовестного исполнения договоров и соглашений города Москвы. Общий контроль за выполнением условий договоров города осуществляет Мэр. Текущий контроль за исполнением договоров и соглашений осуществляют: - в отношении договоров и соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей города - Мэр; - в отношении соглашений, заключаемых Правительством, - Мэр, Премьер Правительства, а также Дума в отношении утвержденных ею соглашений, в том числе в отношении соглашений, требующих финансирования из бюджета города Москвы; - в отношении межпарламентских соглашений - Председатель Думы; - в отношении соглашений отраслевых и территориальных органов исполнительной власти города - Премьер Правительства и уполномоченные им органы. Статья 18. Изменения и дополнения к договорам и соглашениям Изменения и дополнения к договорам и соглашениям вносятся в виде поправок по взаимному согласию сторон путем заключения дополнительных к ним соглашений. Дополнительные соглашения к ранее заключенным договорам и соглашениям являются их неотъемлемой частью и обладают одинаковой юридической силой с текстом основного документа. Их принятие и подписание осуществляются в том же порядке, что и принятие и подписание самого договора или соглашения. Статья 19. Толкование и разъяснение договоров и соглашений Толкование договоров и соглашений относится к совместной компетенции заключивших их сторон. Порядок толкования договоров и соглашений подписавшими их сторонами устанавливается ими по взаимному соглашению путем обмена письмами и протоколами. Разъяснения, касающиеся применения договоров и соглашений города Москвы, даются подписавшими их органами или уполномоченными должностными лицами. Глава 5. Прекращение и приостановление действия договоров и соглашений города Москвы Статья 20. Предложения о прекращении или приостановлении действия договоров и соглашений Решение о приостановлении действия договоров города Москвы и соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей принимается Мэром. Решение о прекращении действия договоров города Москвы, утверждаемых Думой, принимается Думой по представлению Мэра. Решение о приостановлении действия межправительственного соглашения принимает Премьер Правительства. Дума принимает постановление о прекращении действия утвержденных ею соглашений Правительства по представлению Мэра. Правительство принимает решение о прекращении действия остальных соглашений Правительства. Решение о приостановлении действия межпарламентского соглашения принимает Председатель Думы. Дума принимает решение о прекращении действия межпарламентского соглашения. Решение о приостановлении действия соглашений, заключенных отраслевыми и территориальными органами исполнительной власти города, принимается руководителем соответствующего органа. Мэр решает вопрос о прекращении действия соответствующего соглашения. Предложения о прекращении или приостановлении действия договоров и соглашений города Москвы представляются органами власти, юридическими лицами и общественными объединениями сторон на рассмотрение того органа, который в соответствии с настоящей статьей правомочен принять решение, в порядке, установленном настоящим Законом, и в соответствии с положениями самих договоров или соглашений, если договорами или соглашениями не установлено иное. Статья 21. Основания прекращения действия договоров и соглашений Основаниями прекращения действия договоров и соглашений города Москвы могут быть: а) истечение срока их действия; б) исполнение принятых на себя сторонами обязательств; в) наступление определенных договором или соглашением условий; г) взаимное согласие сторон; д) замена другим вновь заключенным договором или соглашением; е) односторонний отказ от исполнения обязательств, полностью или частично, принятых на себя одной из сторон; ж) отсутствие объекта правового регулирования или субъекта договорных отношений, если нет правопреемства; з) принятие федерального закона, которому противоречат положения договора (соглашения); и) признание договора или соглашения недействительным по решению суда. Статья 22. Последствия прекращения действия договоров и соглашений Прекращение действия договора или соглашения, заключенного органами , если договором или соглашением не предусматривается иное, освобождает их от всяких обязательств выполнять договор или соглашение в дальнейшем и не влияет на права, обязательства или юридическое положение города Москвы, возникшие в результате выполнения договора или соглашения до прекращения их действия. Статья 23. Основания приостановления действия договоров и соглашений Договоры и соглашения могут быть приостановлены в связи с: а) заключением нового договора или соглашения по тому же вопросу; б) существенным изменением обстоятельств; в) нарушением одним из участников условий договора или соглашения, делающим невозможным дальнейшее их исполнение; г) положениями самого договора или соглашения; д) выявившимся несоответствием федеральным законам, международным договорам Российской Федерации, законам города Москвы. Статья 24. Последствия приостановления действия договоров и соглашений Приостановление действия договоров или соглашений, заключаемых органами власти города, освобождает их от обязательств временно выполнять условия договоров или соглашений в отношении тех участников, применительно к которым приостанавливается их действие, и не влияет на установленные договорами или соглашениями правовые отношения с другими сторонами. В период приостановления действия договоров или соглашений города Москвы органы власти города не предпринимают мер, которые могут помешать возобновлению действия договоров или соглашений. Решение о возобновлении действия приостановленного договора или соглашения города Москвы принимает орган власти города, приостановивший его действие, после устранения всех возникших препятствий, послуживших основанием для приостановления. Статья 25. Разрешение споров в связи с исполнением договоров и соглашений Споры и разногласия, возникающие в ходе реализации договоров и соглашений города Москвы с иными участниками, разрешаются путем согласительных процедур. В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" органы могут обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации по вопросам применения договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Разрешение споров по вопросам применения договоров и соглашений, носящих административно-правовой и гражданско-правовой характер, осуществляется в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданского процессуального и арбитражно-процессуального законодательства, положениями самих договоров и соглашений. Статья 26. Меры, принимаемые в случае нарушения договоров и соглашений В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договорам и соглашениям города Москвы другими его участниками органы власти города в зависимости от того, в чьей компетенции находятся вопросы, регулируемые договорами или соглашениями, представляют Мэру, Премьеру Правительства или Председателю Думы предложения о принятии необходимых мер в соответствии с правом международных договоров, национальным законодательством и условиями самих договоров и соглашений. Должностные лица города Москвы, виновные в нарушении настоящего Закона, привлекаются к ответственности в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы. Глава 6. Заключительные положения Статья 27. Депозитарий Функции депозитария, хранящего подлинники договоров и соглашений города Москвы и прилагаемых к ним документов, осуществляют по распоряжению Мэра уполномоченные по видам договоров и соглашений органы исполнительной власти города, а по соглашениям, заключенным Думой, - Дума. Депозитарий ведет реестр договоров и соглашений города Москвы в порядке, установленном Мэром, а в отношении соглашений, заключенных Думой, - постановлением Думы. При подписании многостороннего договора или соглашения депозитарий может быть определен по соглашению сторон, подписавших договор или соглашение. Статья 28. Функции депозитариев Если договором или соглашением не предусмотрено иное, функции депозитариев состоят в следующем: а) в регистрации договоров и соглашений; б) в хранении подлинных текстов договоров и соглашений и прилагаемых к ним документов; в) в предоставлении текстов договоров и соглашений по запросам органов власти города, а также организаций, имеющих на то разрешение; г) в подготовке заверенных копий с подлинных текстов договоров и соглашений и подготовке любых иных текстов на других языках, которые могут быть предусмотрены договорами и соглашениями, а также в передаче их субъектам международных и внутригосударственных договорных правоотношений, изъявившим желание присоединиться к открытым для подписания договорам или соглашениям города Москвы; д) в изучении состояния переданных на хранение документов, их полноты, правильности оформления и, в случае необходимости, в доведении информации до сведения подписавших договор или соглашение сторон. Статья 29. Информирование жителей о заключаемых договорах и соглашениях Жители Москвы имеют право на получение информации о заключаемых органами власти города наиболее важных договорах и соглашениях, затрагивающих их интересы и интересы города Москвы в целом. Мэр, Правительство, Дума доводят до сведения населения города через средства массовой информации (печать, радио и телевидение) сообщения о заключаемых такого рода договорах и соглашениях. Статья 30. Введение в действие настоящего Закона Настоящий Закон вводится в действие (вступает в силу) через десять дней после его официального опубликования. Договоры и соглашения города Москвы, заключенные до вступления в силу настоящего Закона, сохраняют свое действие, если стороны не придут к соглашению о необходимости внесения в них изменений. Правовые акты органов государственной , противоречащие настоящему Закону, приводятся в соответствие с ним в трехмесячный срок. П.п. Мэр Москвы Ю.М.Лужков Москва, Московская городская Дума 28 марта 2001 года № 11

Коллективные трудовые соглашения, хотя они и являются нормативными актами, не могут быть выданы в соответствии с законодательной компетенцией. Они определяют на договорной основе содержание правовых отношений между сторонами и выражают реализацию свободы экономической деятельности.

В принципе, содержание положений соглашения совместно объясняется его сторонами. О необходимости использования права разъяснять содержание коллективного договора, стороны принимают решение о своей собственной заслуге, которая не обязательно совпадает с профессиональной юридической оценкой. Стороны соглашения о его применении также разъясняют содержание положений соглашения. Если стороны ранее не интерпретировали положения, содержащиеся в системе, и их позиция в отношении содержания этих положений различна, тогда суд вправе определить на основе собранных доказательств цель, намерение и намерения сторон такого соглашения.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Положения коллективного коллективного договора подлежат судебному толкованию всеми его правилами, а историческое толкование положений коллективного договора не должно ограничиваться его более ранней формулировкой, за исключением поздней формулировки. Никакая часть коллективного договора, независимо от его названия, не может быть исключена из его толкования. В этом заявлении также следует упомянуть многочисленные замечания, содержащиеся в некоторых коллективных соглашениях, которые являются его неотъемлемой частью.

Таким образом, он имеет право регулировать ту часть системы, которая упоминается как примечание или приложение, и ее содержание имеет одинаковую силу для участников и организаций, участвующих в договоренности, в качестве содержания статей, пунктов и пунктов или пунктов коллективного договора.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Дальневосточный юридический институт

Кафедра гражданского права и предпринимательской деятельности

Соглашение устанавливает условия, которые должны соблюдаться содержанием трудовых отношений и обязательствами сторон, включая применение соглашения и соблюдение его положений. Данное соглашение не может нарушать права третьих лиц. Он может указывать другие вопросы, кроме вышеуказанного, не регулируемые трудовым законодательством в обязательном порядке. Более благоприятные положения соглашения о дате его вступления в силу заменяются законом, вытекающим из существующих положений трудового законодательства трудового договора или другого акта, составляющего основу для установления трудовых отношений.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Трудовое право»

Тема: Коллективные договоры и соглашения

Введение

1. Коллективный договор

1.1. Понятие коллективного договора

1.2. Стороны коллективного договора

1.4. Срок и сфера действия коллективного договора

2. Соглашения

2.1. Понятие соглашения

2.2. Регистрация коллективного договора, соглашения

С другой стороны, менее благоприятные условия для работников вводятся путем увольнения работников на условиях трудового договора или другого акта, составляющего основу для трудоустройства. Изменение условий трудового договора по коллективному соглашению производится при условии, что работник принимает его по соглашению и не делает этого при подаче заявления об отказе принять новые условия найма или заработной платы, предложенные ему или ей.

Коллективный договор - это соглашение между работодателем и работниками, представленное профсоюзным профсоюзом. Это соглашение устанавливает взаимные права и обязанности, вытекающие из трудовых отношений, условий труда и оплаты труда, других связанных с работой услуг, процедур урегулирования споров, возникающих в результате трудовых отношений, процедур урегулирования споров в результате применения данной системы и т.д. проводит различие между двумя типами коллективных договоров.

2.3. Контроль за выполнением коллективного договора, соглашения

Заключение

Введение

Уровень активности трудового коллектива в разработке, обсуждении и выполнении коллективного договора влияет и на его эффективность в решении вопросов труда, быта, социального развития трудового коллектива.

Коллективные договоры впервые появились в Англии, где также впервые возникли и профсоюзы, в конце XVIII в., - в стране с наиболее тогда развитой промышленностью. Коллективные договоры во многих странах Запада с самого их появления и поныне остаются основным регулятором условий труда. На каждом этапе исторического развития они отражают соотношение результатов борьбы труда и капитала. Чем активнее профсоюзы борются за лучшие условия труда и быта трудящихся, тем больший результат этого закрепляется в коллективных договорах.

Коллективные соглашения на рабочем месте, выходящие за рамки одного работодателя - например, работники той же отрасли. Разумеется, это разделение не охватывает все возможные коллективные соглашения, которые также могут быть заключены только для конкретных профессиональных групп, например, для художников или кровельщиков.

Коллективные соглашения в системе источников трудового права

Основной акт, регулирующий права и обязанности, вытекающие из трудовых отношений, является. Коллективные соглашения представляют собой определенную правовую основу, посредством которой права и обязанности работников и работодателей могут быть сформированы несколько иным образом. Однако следует иметь в виду, что коллективные соглашения могут быть не менее благоприятными, чем положения Трудового кодекса. С другой стороны, любые другие соглашения с работодателем, такие как правила, регулирующие выплату заработной платы и работы, выданные в учреждениях, в которых применяются коллективные трудовые соглашения, могут быть не менее благоприятными.

Подобный акт в России впервые был заключен в 1904 году в результате стачки нефтяников на бакинских промыслах.

В СССР коллективные договоры заключались на всех предприятиях (государственных и существовавших до 1925 года частных) с 1918 по 1932 г. Они регулировали в основном оплату труда. С введением в 1932 году централизованной тарифной системы оплаты труда коллективные договоры потеряли свое значение как регуляторы оплаты труда, поэтому постепенно перестали заключаться и к началу Великой Отечественной войны уже не заключались. Практика заключения коллективных договоров возобновилась в 1947 году.

В этом отношении коллективный договор, который не менее благоприятен, чем положения Трудового кодекса, устанавливает минимум для других соглашений с работодателем. Взаимоотношения между фабричным и надводным коллективным трудом таковы, что коллективное трудовое соглашение, заключенное в учреждении, охватываемом организацией с несколькими работодателями, не может быть менее благоприятным для внебиржевой системы.

Когда можно исключить коллективный договор?

Однако в Трудовом кодексе указаны исключения из этого правила. Сотрудники местных органов власти, нанятые по назначению и назначению, сотрудники самоуправления, работающие на основе выборов, назначения и назначения в отделениях маршала, районных старостатах, отделениях коммун, отделениях местных органов власти, отделениях местных органов власти. Поэтому для этих работников исключение коллективного договора исключено.

Коллективный договор ныне является важнейшим правовым актом, приспособленным к конкретным условиям данного производства и трудовому коллективу. Он имеет смешанную юридическую природу как правовой акт, устанавливающий согласие работодателя (администрации) и работников (трудового коллектива), - социальных партнеров на конкретном производстве, закрепляющий локальные нормы, повышающие социальные гарантии.

С другой стороны, порядок найма сотрудников бюджетных единиц, бюджетных учреждений и вспомогательных подразделений бюджетных единиц может быть заключен только в пределах имеющихся у них финансовых средств, включая вознаграждение. В заявлении о регистрации такого соглашения должно содержаться заявление от органа, создавшего субъект, или предполагаемого функции такого органа для удовлетворения вышеуказанного требования.

Кто является участником коллективного договора?

Определение страниц, содержащих коллективный договор, зависит от характера соглашения. В случае коллективного договора стороны являются профсоюзной организацией и работодателем. Любая сторона может взять на себя инициативу по созданию компании. Если, однако, в данном работодателе существует более одной профсоюзной организации, переговоры, проводимые с целью соглашения, предусматривают совместное представительство профсоюзов или совместно действующих профсоюзных организаций.

1. Коллективный договор

1.1. Понятие коллективного договора

Коллективный договор -- правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей (ч. 1 ст. 40 ТК РФ).

Коллективный договор может заключаться в организации в целом, в филиале, представительстве и иных обособленных структурных подразделениях.

Влияние коллективного трудового договора

Как трудовой кодекс, ст. 236, а также закон коллективного трудового договора ст. 7 предусматривается, что все коллективные трудовые соглашения, заключенные в соответствии с правовыми положениями, составляют закон сторон. Трудовой кодекс иерархизирует действие коллективных договоров, заключенных на разных уровнях деятельности, устанавливая, что коллективные трудовые соглашения не могут устанавливать права на уровне, уступающем установленным коллективными трудовыми договорами, заключенными на более высоком уровне, а также что в индивидуальных трудовых договорах не могут включать положения, устанавливающие права на уровень, меньший установленный коллективными трудовыми договорами.

Роль и значение коллективного договора в регулировании труда неоднократно менялись в зависимости от изменений экономической и социальной жизни общества. Становление и развитие рынка в современной России и новых по своему характеру общественных связей в кооперации труда обусловили очередное изменение содержания и сущности коллективного договора. Он становится основной разновидностью социально-партнерского регулирования трудовых отношений непосредственно в организациях.

Оговорки, содержащиеся в коллективных договорах, заключенных с нарушением положений закона или коллективных договоров, заключенных на более высоком уровне, являются недействительными. Недействительность определяется судом по просьбе заинтересованной стороны.

В этом случае заинтересованная сторона может потребовать пересмотра этих прав. До тех пор, пока права не будут пересмотрены, положения, чья недействительность была найдена, заменяются более благоприятными положениями, содержащимися в законе или в коллективном трудовом соглашении, заключенным на более высоком уровне, в зависимости от обстоятельств.

Современный коллективный договор все более явственно приобретает черты локального правового нормативного акта, призванного служить своеобразным трудовым кодексом для наемных работников и работодателя в конкретной организации. Нормативные положения по сравнению с обязательственно-правовыми становятся доминирующими в его содержании. Будучи одной из форм реализации правотворчества, эти положения нацелены на организацию автономной системы определения условий труда, действующей в рамках данной организации независимо от вида собственности, ведомственной принадлежности и численности работников.

Заключая коллективные трудовые соглашения и соглашения об обслуживании, он призван содействовать профессиональным, экономическим и социальным интересам работников, обеспечивать их социальную защиту, предотвращать или ограничивать коллективные трудовые споры или избегать случаев забастовок.

В то же время любое вмешательство государственных органов в любой форме и манере в переговоры, заключение, исполнение, изменение и прекращение коллективных трудовых соглашений и соглашений об обслуживании запрещается. По закону установлено, что отдельные трудовые договоры или акты о назначении не могут содержать положения, устанавливающие права на уровне, уступающем установленным коллективными трудовыми договорами или соглашениями об обслуживании.

В условиях рыночных экономических отношений правовая сущность коллективного договора неоднозначна. Она построена на двух началах: на идее автономии (управленческой суверенности) организации в сфере труда, осуществляемой ее главой (работодателем-собственником, предпринимателем) и на участии профсоюзов или иного представителя профессиональных и социальных интересов наемных работников в урегулировании трудовых, социально-экономических и профессиональных отношений между работодателем и работниками.

По заключению коллективного трудового договора правовые положения, касающиеся прав работников, имеют минимальный характер, стороны могут договориться об объеме этих прав. Коллективное трудовое соглашение является исключением из принципа условности. Таким образом, положения коллективного трудового договора производят последствия для всех сотрудников независимо от даты найма или их принадлежности к профсоюзной организации.

Коллективные трудовые договоры могут заключаться на уровне работодателей, отраслей деятельности, на национальном уровне и на уровне групп работодателей. На каждом уровне заключен единый коллективный трудовой договор. Если на уровне работодателя, группы работодателей или филиала нет коллективного трудового договора, применяется коллективный трудовой договор, заключенный на более высоком уровне.

При этом важно подчеркнуть, что коллективный договор как нормативное соглашение, посредством которого достигается сочетание указанных двух идей, не может рассматриваться в качестве обыкновенной гражданско-правовой сделки, ибо преследует другие цели и имеет другую, более обширную социальную сферу действия. Если обычная гражданско-правовая сделка порождает обязательства для ее сторон, коллективный договор в силу его нормативности распространяет свое действие не только на его непосредственных участников, но и на тех работников организации, которые не имели прямого отношения к его разработке и одобрению.

В случае одновременного применения нескольких коллективных трудовых договоров они производят следующие эффекты. Оговорки, содержащиеся в коллективных трудовых соглашениях, соответственно, в соглашениях об услугах, которые обсуждаются с нарушением положений ст. 7 закона являются недействительными.

Недействительность договорных положений устанавливается судами, специализирующимися на разрешении трудовых споров по просьбе заинтересованной стороны или представителей рабочих для ведения переговоров о коллективном трудовом соглашении или соглашении об обслуживании, в зависимости от обстоятельств.

Идея рассмотрения коллективного договора в качестве соглашения в пользу третьих лиц, позаимствованная из частного права, также не решает существа вопроса, ибо такое понимание игнорирует социально-партнерскую направленность этого договора, предполагающего удовлетворение взаимных, а не посторонних интересов. Требует большой осмотрительности и объяснение юридической природы коллективного договора при помощи понятий и категорий публичного права, ибо профсоюз и иной орган, заключающий договор от имени работников, не располагает авторитетом публичной власти по отношению к тем, кому он адресован. Не обладает такой властью и работодатель (собственник, предприниматель) по отношению к коллективу работников. Его полномочия касаются распоряжения имуществом предприятия, но не трудовым коллективом. Таким образом, есть все основания признать этот договор договором особого рода См: Трудовое право: Учебник / Под ред. О. В. Смирнова. М.: Проспект, 1997. С. 121-122. .

В случае, если суд признает недействительным судом, соответствующая сторона может потребовать пересмотра дела. Оговорки, недействительность которых установлена ​​судом, заменяются ретроактивно более благоприятными положениями, содержащимися в законе или в коллективном трудовом соглашении, заключенным на более высоком уровне, в зависимости от обстоятельств, до пересмотра.

Выполнение коллективного трудового договора является обязательным для сторон, а невыполнение обязательств, принятых в рамках коллективного трудового договора, привлекает ответственность виновных в этом лиц. Коллективное трудовое соглашение на национальном уровне.

Будучи разновидностью социально-партнерского регулирования социально-трудовых отношений на уровне организации, выражает интересы двух социальных групп: наемных работников и работодателей. Такая разновидность партнерства поэтому получила наименование бипартизма. Другие разновидности социально-партнерского регулирования имеют место на более высоком уровне и, как правило, на трехсторонней основе (трипартизма). Содержащиеся в законодательстве нормы о коллективном договоре вместе с нормами о соглашениях составляют субинститут трудового права, который входит составной частью в институт социального партнерства. Субинститут коллективного договора и соглашений состоит из норм ТК РФ, других законов, подзаконных актов (в том числе отраслевых), а также норм, самостоятельно принятых сторонами социального партнерства.

Как нормативный акт коллективный договор занимает свое место в иерархии источников трудового права. Условия, нормы коллективного договора обязательны для организации, где он заключен. Однако если условия и нормы коллективного договора ухудшают положение работников по сравнению с действующим законодательством, они признаются недействительными. Запрещается включать в трудовые договоры (контракты) условия, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством, коллективными договорами и соглашениями.

Современная концепция коллективного договора, таким образом, исходит из необходимости широкого развития партнерской формы регулирования социально-трудовых отношений, установленной на допускаемой государством внезаконодательной основе (т. е. без участия законодателя). Но такое регулирование, однако, возможно лишь постольку, поскольку оно не идет вразрез с интересами государства и общества, работников и работодателей.

Следовательно, коллективный договор -- это не только правовой акт, но и акт социального партнерства на уровне организации между работниками и работодателем. Он является также морально-политическим актом, так как определяет условия поведения сторон морально-политического свойства (например, привлекать трудящихся к большему участию в управлении организацией, развивать производственную демократию или, например, не бастовать во время действия коллективного договора, если все его условия выполняются и это оговорено в его содержании).

В литературе отмечается, что коллективный договор, исторически возникнув ранее соглашений, в современной российской системе социального партнерства как двусторонний акт занимает подчиненное положение, так как определяющими ныне являются трехстороннее сотрудничество и социально-партнерские соглашения См.: Чуча С. Ю. Становление и перспективы развития социального партнерства в Российской Федерации. М., Вердикт, 2001. С. 92. .

1.2. Стороны коллективного договора. Порядок его разработки, за ключения и изменения

Сторонами коллективного договора выступают: стороны социального партнерства - работники в лице их представителей, работодатель, представляемый руководителем организации или другим полномочным в соответствии с уставом организации (иным локальным актом) лицом.

При заключении коллективного договора в филиале, представительстве, ином обособленном структурном подразделении организации представителем работодателя является руководитель соответствующего подразделения, уполномоченный на это руководителем организации.

Порядок разработки проекта коллективного договора и его заключения определяется сторонами в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами (ст. 42 ТК РФ).

В соответствии с ТК РФ разработку проекта коллективного договора ведет комиссия, состоящая из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон.

Комиссия, как свидетельствует практика, готовит первоначальный вариант коллективного договора, направляет его на обсуждение в подразделения организации, анализирует предложения и замечания к нему, дорабатывает проект и выносит его на рассмотрение общего собрания (конференции) работников.

Результатом рассмотрения проекта коллективного договора на общем собрании (конференции) работников может быть:

его принятие (одобрение, утверждение);

его отклонение;

внесение в его текст изменений и дополнений, высказанных при обсуждении на собрании (конференции), и принятие (одобрение, утверждение) с внесенными поправками;

его принятие (одобрение, утверждение) в определенной собранием (конференцией) части с выделением положений, не нашедших поддержки на собрании (конференции) или не принятых работодателем, для последующих переговоров между сторонами.

1.3. Содержание и стр уктура коллективного договора

Статья 41 ТК РФ предусматривает, что содержание и структура коллективного договора определяются сторонами. В той же статье даны рекомендации сторонам коллективного договора по кругу вопросов, которые могут решаться в коллективном договоре, и определено основное его содержание.

В коллективный договор могут включаться взаимные обязательства работников и работодателей по следующим вопросам:

формы, системы и размеры оплаты труда;

выплата пособий, компенсаций;

механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором;

занятость, переобучение, условия высвобождения работников;

рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления дополнительных отпусков;

улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи;

соблюдение интересов работников при приватизации организации, ведомственного жилья;

экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве;

гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением;

оздоровление и отдых работников и членов их семей;

контроль за выполнением коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений;

ответственность сторон, обеспечение нормальной деятельности представителей работников;

отказ от забастовок при выполнении соответствующих условий коллективного договора;

другие вопросы, определенные сторонами.

В коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями.

Более льготные трудовые и социально-экономические условия, по сравнению с нормами и положениями установленными законодательством и соглашениями, касаются продолжительности дополнительных оплачиваемых отпусков и отпусков без сохранения заработанной платы; надбавок к пенсиям, досрочного ухода на пенсию и производимых при этом выплатах за счет работодателя; компенсации транспортных расходов; бесплатного или частично оплачиваемого питания работников на производстве; иных дополнительных льгот и компенсаций. Помимо названных к числу наиболее часто встречающихся положений коллективного договора относятся нормы, устанавливающие перечень работников с ненормированным рабочим днем и продолжительность для них дополнительных отпусков; порядок выдачи заработной платы; выдачу нарядов на сделанные работы до начала работы; выплату межразрядной разницы рабочим, выполняющим работы, тарифицированные ниже присвоенных им разрядов; порядок выплаты внеплановых авансов; распределение жилой площади, выделение земельных участков для дачно-кооперативного строительства и т. п.

С правовой точки зрения положения, включаемые в коллективный договор, подразделяются на:

обязательственные (обязательства сторон);

информационные (информирующие работников, руководителей подразделений, других должностных лиц организации об основных нормах трудового законодательства);

нормативные (содержащие нормы, регулирующие трудовые отношения в организации, устанавливающие коллективные условия труда ее работников).

Нормативные положения должны обязательно включаться в коллективный договор, если в законах и иных нормативных правовых актах содержится прямое предписание об обязательном закреплении в нем этих положений.

Нормативные условия (положения) коллективного договора -- локальные нормы права, установленные сторонами в пределах их компетенции, которые распространяются на работников данной организации либо ее структурной единицы. Нормативные положения призваны решать 3 группы правовых вопросов: а) когда законодательство прямо предусмотрело колдоговорный порядок их решения; б) когда существует явный пробел в законодательстве, но его решение колдоговорным путем не противоречит общим принципам права и законодательства; в) когда общие положения законодательства уточняются (конкретизируются) применительно к особенностям данной организации (структурного подразделения).

С переходом экономики России на рыночные отношения число нормативных положений коллективных договоров резко возрастает. И это естественно, ибо акцент правового регулирования социально-трудовых отношений в ходе проводимых реформ перемещается с централизованного (государственного) на локальное (колдоговорное) регулирование. Если государственное регулирование сосредоточено главным образом на установлении общих обязательных гарантий для работников (минимальная оплата труда, продолжительность отпуска; максимальная продолжительность рабочей недели, норма сверхурочных работ и т. п.), то колдоговорное регулирование охватывает более широкий круг конкретных вопросов, связанных со спецификой труда и профессиональных отношений в организации и ее структурных подразделениях.

По юридической природе нормы, содержащиеся в коллективных договорах, - это нормы-соглашения. В них проявляется взаимная воля сторон договора и воля государства (законодателя), предоставившего сторонам права по локальному правотворчеству.

Воспроизведенные из ТК, иных актов трудового законодательства нормы (информационные положения) в сущности также являются нормативными положениями и своим источником имеют те акты, из которых они перенесены в коллективный договор. Они действуют как нормы именно этих актов, а не в силу их включения в коллективный договор. Соглашение сторон имеет место не по их содержанию (оно не может быть в таком порядке изменено), а только по вопросу о том, какие нормы трудового законодательства целесообразно включать в коллективный договор. Чтобы не перегружать коллективный договор, в него отбираются общие нормы по вопросам регулирования труда, социально-экономических и профессиональных отношений, актуальные для работников данной организации, ее подразделений.

В отличие от нормативных условий (положений) коллективного договора его обязательственные условия не предполагают наличия правил поведения общего характера, рассчитанных на неоднократное применение. Они всегда конкретны и касаются взаимных обязательств сторон, исполнение которых погашает сами обязательства.

Изменения и дополнения коллективного договора производятся в порядке, установленном ТК РФ для его заключения. Это означает, что должны быть проведены переговоры сторон, их представителей в созданной для этого комиссии, обсуждение и принятие изменений и дополнений по правилам, принятым сторонами для заключения коллективного договора.

1.4. Срок и сфера действия коллективного договора

Срок действия коллективного договора установлен ТК РФ и не может быть более 3 лет. Начальный момент действия договора связывается с подписанием его сторонами либо с днем, установленным в самом коллективном договоре. По истечении указанного срока действие коллективного договора может быть продлено не более чем на 3 года.

На практике нередко возникают вопросы, сохраняется ли действие договора в случаях реорганизации и ликвидации организации, смены собственника имущества организации, расторжения трудового договора с руководителем организации.

Коллективный договор сохраняет свое действие в случае изменения наименования организации, расторжения трудового договора с руководителем организации.

При реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение срока реорганизации.

При смене формы собственности организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение 3 месяцев со дня перехода права собственности.

При реорганизации и смене формы собственности организации любая из сторон имеет право направить другой стороне предложение о заключении нового коллективного договора или продлении действия прежнего на срок до 3 лет.

При ликвидации организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение всего срока проведения ликвидации.

Действие коллективного договора распространяется на всех работников данной организации, ее филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения, т. е. на всех тех, кто состоит с данным работодателем в трудовых отношениях независимо о того, является ли работник членом профсоюза, подписавшего коллективный договор, или не является, относится ли он к штатным или внештатным работникам, надомникам и т. д.

2. Соглашения

2.1. Понятие соглашения

Соглашение -- правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях в пределах их компетенции.

Как и коллективный договор, соглашение является формой социально-партнерского регулирования трудовых отношений.

Виды соглашений определяются в зависимости от сферы регулирования социально-трудовых отношений. Ими являются: генеральное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения.

Генеральное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на уровне субъектов РФ.

Отраслевое (межотраслевое) соглашение определяет общие условия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работникам отрасли (отраслей). Оно заключается на федеральном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.

Территориальное соглашение устанавливает общие условия труда, трудовые гарантии и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования.

Иные соглашения - соглашения, которые могут заключаться сторонами на любом уровне социального партнерства по отдельным направлениям регулирований социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Необходимо отметить, что практика заключения соглашений в регионах свидетельствует о более широком и более конкретном их содержании по сравнению с тем, что предусмотрено ТК РФ. Они, как правило, предусматривают не только общие принципы, но и общие условия регулирования социально-трудовых отношений работающих на территории региона, дополнительные гарантии и льготы для них (для организаций, финансируемых из бюджета субъекта РФ за счет средств этого бюджета).

В соглашение могут включаться взаимные обязательства сторон по следующим вопросам:

оплата труда;

условия и охрана труда;

режим труда и отдыха;

развитие социального партнерства;

иные вопросы, определенные сторонами.

Необходимо обратить внимание на то, что сторонами соглашений выступают полномочные представители сторон социального партнерства, а не сами социальные партнеры. Тогда как сторонами коллективного договора являются стороны социального партнерства - работники и работодатели.

Соглашения по договоренности сторон могут быть двух- и трехсторонними. Отраслевые (межотраслевые) соглашения чаще заключаются между двумя сторонами -- представителями работников и работодателей отрасли (отраслей). Генеральное, региональное, территориальное соглашения заключаются на трехсторонней основе между представителями работников, работодателей и государственных или муниципальных органов.

Порядок разработки проекта соглашения и его заключения предусмотрен ТК РФ (ст. 47). Проект соглашения разрабатывается в ходе коллективных переговоров, которые ведут стороны в комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Порядок и сроки разработки проекта соглашения и его заключения определяются комиссией.

Соглашения подписывают представители сторон. Подписание полномочными представителями сторон означает его заключение.

Изменения и дополнения соглашения должны производиться, ТК РФ в том же порядке.

ТК РФ устанавливает правила, имеющие весьма существенное значение не только для практики финансирования расходов, предусматриваемых соглашениями, но и для формирования бюджетов соответствующего уровня:

1) заключение и изменение соглашений, требующих бюджетного финансирования, по общему правилу, осуществляется сторонами до подготовки проекта соответствующего бюджета на финансовый год, относящийся к сроку действия соглашения;

2) генеральное соглашение, отраслевые тарифные соглашения по отраслям, организации которых финансируются из федерального бюджета, должны заключаться, по общему правилу, до внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации;

3) региональные и территориальные соглашения должны заключаться, по общему правилу, до внесения проектов соответствующих бюджетов в представительные органы субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Очевидно, что этот порядок следует соблюдать при заключении региональных и территориальных отраслевых (межотраслевых) соглашений.

Срок и сфера действия соглашений также определены ТК РФ.

Срок действия соглашения в пределах 3 лет определяют его стороны. Они же вправе продлить действие соглашения на срок не более 3 лет.

Действие соглашения распространяется:

на работников и работодателей, уполномочивших своих представителей на проведение коллективных переговоров, разработку и заключение соглашений от их имени;

на органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах взятых на себя обязательств.

Действие соглашения распространяется также на работников и работодателей, присоединившихся к нему после его заключения.

Распространение действия соглашения на работодателей зависит от их членства в объединении работодателей, заключившем это соглашение. Действие соглашения распространяется на всех работодателей, являющихся членами такого объединения, поскольку объединение заключает его от имени своих членов. Однако прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением.

Другой вариант распространения на работодателя действия соглашения состоит в следующем.

Когда на федеральном уровне заключено отраслевое соглашение, руководитель федерального органа исполнительной власти по труду (Минтруд РФ) имеет право предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к нему.

Если работодатели в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в названный федеральный орган письменный мотивированный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей и, естественно, на лиц, работающих у них по трудовому договору, со дня официального опубликования этого предложения.

Таким образом, ТК РФ предусматривает 2 правовых основания распространения действия соглашения на работодателей (и, следовательно, на лиц, работающих у них по трудовому договору): во-первых, членство в объединении работодателей, заключившем соглашение, и, во-вторых, присоединение к соглашению по инициативе федерального органа исполнительной власти по труду.

Законодательством ряда субъектов РФ предусмотрена возможность распространения действия региональных соглашений на работодателей по инициативе органа исполнительной власти по труду соответствующего субъекта РФ с соблюдением процедуры и сроков, установленных ТК РФ.

На практике существует и третий вариант распространения действия соглашения на работодателя, не состоящего членом объединения, его заключившего, - добровольное присоединение к соглашению по собственной инициативе.

Поскольку соглашения предусматривают условия труда, повышающие уровень, закрепленный законодательством, наиболее широкая сфера их действия отвечает интересам работников.

Интересам работников отвечает также положение ТК РФ (ст. 48) о том, что в случаях, когда на работников в установленном порядке одновременно распространяется действие нескольких соглашений, применяются наиболее благоприятные для работников положения.

2.2 . Регистрация коллективного договора, соглаш е ния

Регистрация коллективного договора, соглашения ТК РФ (ст. 49) предусматривает процедуру уведомительной регистрации коллективного договора, соглашения, которая осуществляется в соответствующих органах исполнительной власти по труду. Обязанность направить в семидневный срок в указанные органы подписанные сторонами коллективный договор, соглашение возлагается на представителя работодателя (работодателей).

С уведомительной регистрацией, однако, не связывается вступление коллективного договора в юридическую силу. Такое значение имеет не уведомительная регистрация, а акт подписания коллективного договора, соглашения его сторонами.

При осуществлении регистрации коллективного договора ^оглашения) соответствующий орган по труду выявляет условия, ухудшающие положение работников по сравнению с ТК РФ, иными нормативными правовыми актами, и сообщает об этом представителям сторон, подписавшим коллективный договор, соглашение, а также в соответствующую государственную инспекцию труда.

Условия коллективного договора, соглашения, ухудшающие положение работников, недействительны и не подлежат применению. Их недействительность и неправомерность применения вытекает из самого факта противоречия таких норм коллективного договора, соглашения нормам трудового законодательства. Они незаконны изначально, а не в связи с констатацией факта их противодействия трудовому законодательству регистрирующим органом.

2.3 . Контроль за выполнением коллективного договора, соглашения

Успешной реализации коллективных договоров, соглашений способствует, контроль за исполнением содержащихся в них обязательств и норм. Он осуществляется по двум направлениям:

на основе принципов социального партнерства;

уполномоченными государственными органами.

Принципы социального партнерства проявляются при осуществлении контроля за выполнением коллективных договоров, соглашений сторонами социального партнерства, их представителями.

В частности, первичным профсоюзным организациям, профессиональным союзам, их объединениям (ассоциациям) как представителям работников предоставлено право осуществлять профсоюзный контроль за выполнением коллективных договоров, соглашений См п. 3 ст. 13 Федерального закона от 12 января 1996 г «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» // СЗ РФ 1996 № 3 Ст. 148 . Такой контроль имеет общественный характер.

Государственный контроль за выполнением коллективных договоров, соглашений поручен соответствующим органам по труду.

На практике зачастую проводятся совместные проверки выполнения коллективных договоров, соглашений, в которых участвуют представители сторон, их заключивших, а также профсоюзов, государственной инспекции труда, прокуратуры. Выявление противоречий действующему законодательству фиксируется в совместном документе, на основе которого коллективный договор, соглашение приводится в соответствие с законодательством либо путем непосредственного признания в силу закона противоречащих ему норм недействительными и недействующими, либо путем внесения в коллективный договор, соглашение необходимых изменений в установленном порядке. Эффективный контроль невозможен без полной информации о ходе и итогах выполнения коллективного договора, соглашения. Поэтому ТК РФ предусматривает обязанность представителей сторон предоставлять друг другу необходимую информацию. Такая информация должна быть предоставлена при осуществлении общественного (профсоюзного) и государственного контроля, при проведении совместных проверок органами, контролирующими выполнение коллективных договоров, соглашений.

Заключение

Трудовой кодекс и Закон «О коллективных договорах и соглашениях» установили ответственность представителей сторон за уклонение от участия в переговорах или неправомерный отказ от подписания согласованного коллективного договора, соглашения или невыполнение коллективного договора, соглашения, за непредоставление необходимой информации для ведения коллективных переговоров, осуществления контроля за выполнением коллективного договора, соглашения. Лица, виновные в этом, несут материальную ответственность за причинение материального ущерба, дисциплинарную ответственность или подвергаются по решению суда штрафу до 50 МРОТ. В постановлении Исполкома генерального Совета Федерации независимых профсоюзов Российской Федерации «О мерах по усилению защиты социально-трудовых прав работников» от 17 сентября 1997 г. См.: Трудовое законодательство. Сборник нормативных актов/Сост.КН. Гусов. 7-е изд.М.,2002. С. 526-529. отмечаются беспрецедентный рост ныне массовых нарушений социально-трудовых прав работников, массовые увольнения работников вопреки действующему законодательству, попытки законодательно закрепить снижение уровня правовой защиты и правовых гарантий труда, отменить или понизить существующие нормативы социального обеспечения работников. Это постановление признало необходимым внесение в действующее законодательство норм, обеспечивающих усиление защиты социально-трудовых прав работников и предусматривающих для этого ряд мер, в том числе повышение правовых требований к содержанию, заключению и выполнению трудовых и коллективных договоров и соглашений (п. 1). Оно рекомендовало членским организациям ФНРП активнее использовать для защиты интересов работников трудовые и коллективные договоры и соглашения, а также внесение в коллективные договоры и соглашения норм, обеспечивающих необходимую компенсацию за несвоевременную выплату заработной платы и социальных пособий.

Задача 1

Петров был принят на работу с месячным испытательным сроком. За день до истечения срока администрация предложила продлить испытание до двух месяцев. Бухгалтер согласился. Через 11 дней он был уволен как не выдержавший испытания. Петров обратился в суд с иском об изменении формулировки увольнения на ст. 78 Трудового кодекса РФ и выплате ему выходного пособия.

Составьте решение суда по данному делу.

В соответствие со ст. 70 Трудового кодекса РФ при заключении трудового договора в нем по соглашению сторон может быть предусмотрено условие об испытании работника в целях проверки его соответствия поручаемой работе.

В период испытания на работника распространяются положения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашений, локальных нормативных актов.

Срок испытания не может превышать трех месяцев, а для руководителей организаций и их заместителей, главных бухгалтеров и их заместителей, руководителей филиалов, представительств или иных обособленных структурных подразделений организаций - шести месяцев, если иное не установлено федеральным законом.

По ст.71 Трудового кодекса РФ при неудовлетворительном результате испытания работодатель имеет право до истечения срока испытания расторгнуть трудовой договор с работником, предупредив его об этом в письменной форме не позднее чем за три дня с указанием причин, послуживших основанием для признания этого работника не выдержавшим испытание. Решение работодателя работник имеет право обжаловать в суд.

При неудовлетворительном результате испытания расторжение трудового договора производится без учета мнения соответствующего профсоюзного органа и без выплаты выходного пособия.

В соответствие со ст. 178 Трудового кодекса РФ выходное пособие выплачивается при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (п.1 ч.1 ст.81 Трудового кодекса РФ) либо сокращением численности или штата работников организации (п.2 ч.1 ст.81 Трудового кодекса РФ).

Петров обратился в суд с иском об изменении формулировки увольнения на ст. 78 Трудового кодекса РФ, т.е. расторжение трудового договора по соглашению сторон, что является одним из оснований прекращения трудового договора (п.1 ст.77 Трудового кодекса РФ). Данная формулировка не может быть использована при увольнении Петрова, т.к. он был уволен во время испытательного срока. Также, руководствуясь ст. 71 Трудового кодекса РФ, ему не выплачивается выходное пособие.

Задача 2

Токарь Бирюков был принят на работу с месячным испытательным сроком. Через 2 недели он подал заявление об увольнении по собственному желанию, требуя немедленного издания приказа, поскольку срок еще не истек. Администрация, в свою очередь, потребовала от Бирюкова отработать 2 недели после подачи заявления.

Кто прав? Составьте заявление об увольнении по собственному желанию. Каков порядок такого увольнения при трудовом договоре, заключенном на определенный срок?

В данной ситуации правых нет. Бирюков не прав в том, чтобы администрация издала приказ о его увольнении немедленно, потому что в соответствие с ч.5 ст. 71 Трудового кодекса РФ, если в период испытания работник придет к выводу, что предложенная ему работа не является для него подходящей, то он имеет право расторгнуть трудовой договор по собственному желанию, предупредив об этом работодателя в письменной форме за три дня. Администрация же не права в том, что требует Бирюкова отработать 2 недели после подачи заявления (ч.1 ст.80 Трудового кодекса РФ), т.к. данное положение не применимо к работникам, которые проходят испытательный срок.

Трудовой договор, заключенный для выполнения сезонных работ в течение определенного периода (сезона), прекращается по окончании этого периода (сезона).

Трудовой договор, заключенный на время выполнения определенной работы, прекращается по завершении этой работы.

Трудовой договор, заключенный на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, прекращается с выходом этого работника на работу.

Срочный трудовой договор прекращается с истечением срока его действия. О прекращении трудового договора в связи с истечением срока его действия работник должен быть предупрежден в письменной форме не менее чем за три календарных дня до увольнения, за исключением случаев, когда истекает срок действия срочного трудового договора, заключенного на время исполнения обязанностей отсутствующего работника.

Список использованной литературы

1. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001г. № 197-ФЗ (в ред. ФЗ от 30.12.2006 № 271-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 15.03.2005 № 3-П, Определением Конституционного Суда РФ от 11.07.2006 № 213-О)

2. ФЗ от 12.01.1996г «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» // СЗ РФ 1996 № 3

3. Трудовое законодательство. Сборник нормативных актов / Сост. К. Н. Гусов. 7-е изд. М., 2002.

4. Трудовое право: Учебник / Под ред. О. В. Смирнова. М.: Проспект, 1997.

5. Чуча С. Ю. Становление и перспективы развития социального партнерства в Российской Федерации. М., Вердикт, 2001. С. 92.

6. Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России: Учеб.- М: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003.

7. Трудовое право: учеб. / Н. А. Бриллиантова, И. Я. Киселев [и др.]; под ред. О. В. Смирнова. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.

8. Миронов В.И. Трудовое право России. Учебник. - ООО «Журнал «Управление персоналом», 2004 г.

Подобные документы

    контрольная работа , добавлен 17.02.2016

    Понятие социального партнерства в трудовых отношениях, его основные принципы, уровни и формы. Понятие коллективного договора. Заключение, структура и содержание коллективного договора. Порядок разработки проекта и заключения коллективного договора.

    курсовая работа , добавлен 23.07.2012

    История трудовых и коллективных договоров. Участие коллективного договора в регулировании трудовых отношений. Соглашения, цели коллективного соглашения, виды соглашений. Характерные особенности, возникающие при заключении коллективного договора.

    контрольная работа , добавлен 21.09.2012

    Понятие, значение и функции коллективного договора. Механизм заключения коллективного договора, его стороны, структура и содержание. Особенности практики действия коллективного договора: регистрация, признание недействительности, контроль за выполнением.

    дипломная работа , добавлен 26.12.2010

    Понятие, структура и содержание коллективных договоров. Разработка, порядок заключения и регистрация коллективного договора. Действие коллективного договора. Решение о необходимости заключения коллективного договора с работодателем, место его заключения.

    реферат , добавлен 28.07.2010

    Предпосылки формирования коллективных договоров и тарифных соглашений. Стороны, содержание и порядок заключения коллективного договора, его соотношение с тарифными соглашениями. Коллективно-договорное регулирование трудовых отношений на предприятии.

    курсовая работа , добавлен 13.02.2014

    курсовая работа , добавлен 03.12.2013

    Коллективный договор как разновидность нормативного соглашения, его сущность и содержание, функции и особенности применения на современном этапе, направления нормативно-правового регулирования. Стороны коллективного договора, их права и обязанности.

    контрольная работа , добавлен 21.12.2012

    Регулирование трудовых отношений на основе коллективных соглашений. Процедура выработки и заключения коллективного договора. Коллективный договор в вузе как одна из форм участия работающих в управлении. Структура и содержание коллективного договора.

    реферат , добавлен 10.02.2013

    Понятие коллективного договора, его содержание, структура и реализация. Представители работников согласно Трудовому Кодексу РФ. Работодатель как собственник производства. Истечение срока действия коллективного договора, ответственность за его нарушение.