4 апреля 1754 года указом императрицы Елизаветы Петровны в России отменена смертная казнь. До этого вид узаконенного убийства применялся очень широко. На виселицу, плаху или колесо можно было попасть за малейшую провинность.

Смертная казнь известна человечеству с незапамятных времен. В России в различные периоды истории отношение к высшей мере наказания было разным. Известно, что уже в XI веке казнили разбойников, о чем упоминается в «Краткой русской правде». Но кого попало не умертвляли. По указу Владимира Мономаха в 1119 году смерть полагалась лишь за кражу, совершенную в третий раз.

В Псковской судной грамоте 1467 года было предусмотрено пять случаев, за которые полагалась смерть. Это воровство в церкви, конокрадство, государственная измена, поджоги, совершенная в третий раз кража, убийство.

Дальше больше. С годами количество преступлений, за которые полагалось умерщвление, увеличилось. В 1497 году царь Иван III указал следующие нарушения закона: разбой, повторная кража, клевета, убийство своего господина, измена, святотатство, кража холопов, поджог, государственные и религиозные преступления.

К 1550 году законы еще больше ужесточаются. На виселицу можно было попасть уже за одну-единственную кражу. Главное, чтобы вор был пойман с поличным или в процессе пытки признался в содеянном. В XVI веке публичные казни приобрели массовый характер. Причем умерщвляли разбойников, душегубов и воров очень разными способами. Казни подразделялись на две категории: обыкновенную и квалифицированную. К первой относились отсечение головы, повешение и утопление. Да, да, в те времена если рядом отсутствовала виселица или палач, могли запросто привязать к ногам камень и сбросить в воду. Благо водоемов на Руси в избытке.

Под квалифицированной казнью подразумевалось умерщвление с особой жестокостью. Это сожжение на костре, четвертование, колесование, закапывание в землю по плечи. Четвертование – это когда осужденного за преступление привязывали за руки и за ноги к четырем лошадям, которые двигались в разные стороны и отрывали несчастному конечности. Так казнили во Франции и других европейских странах.

На Руси делали по-другому: осужденному отрубали топором ноги, руки, а затем голову. Так были умерщвлены многие известные личности, например, Степан Разин и фаворит императора Петра II Иван Долгоруков. Емельяна Пугачева тоже должны были казнить таким способом, но почему-то сначала отрубили голову, а затем руки и ноги. Пятеро декабристов также были приговорены к четвертованию. Однако в последний момент их казнь заменили повешением.

Колесование считалось самой мучительной и позорной казнью. Приговоренному к такой участи железным ломом ломали все крупные кости, затем привязывали к большому колесу и устанавливали его на шест. Человеку также переламывали хребет и привязывали так, чтобы его пятки сходились с затылком. Приговоренный умирал от шока и обезвоживания.

Надо отметить, что в средние века в России смертные казни чаще всего были публичными, проходили на городских площадях при огромном стечении народа. При Иване Грозном наступил самый расцвет жестоких убийств. В моду вошла казнь «кипячение в масле, воде или вине». Такую кару легко можно было получить за государственную измену. В России ХVI-ХVII столетий высшая мера наказания угрожала за такие преступления, как ловля селедки, торговля целебным корнем ревеня, покупка беспошлинно мехов, неверное показание веса соли при взимании пошлин.

Но легче всего потерять жизнь было при царе-реформаторе Петре I. В годы его правления смертная казнь применялась за 123 вида преступлений! Не будет преувеличением утверждение, что смерти предавались почти все нарушители закона. Применялось три вида узаконенного умерщвления: расстрел, повешение, и отсечение головы. С первыми двумя понятно, а вот третье применялось в основном к военнослужащим. Особенность этой казни в том, что голову несчастному отрубали не топором, как раньше, а мечом.

Во времена правления Анны Иоанновны казнили всеми вышеперечисленными способами. Применялась казнь к преступникам, начиная с 12-летнего возраста.

В царствование императрицы Елизаветы Петровны была предпринята первая серьезная попытка устранить смертную казнь. В 1754 году она отменила этот вид наказания. Высшая мера была заменена ссылкой в Сибирь, лишением гражданских и политических прав.

При Екатерине II отношение к смертной казни было неоднозначным. Императрица негативно относилась к такому наказанию, утверждала, что смертная казнь не полезна и не нужна. Во время ее правления известно всего три случая применения высшей меры, одно из самых известных – умерщвление Емельяна Пугачева в 1775 году. Вождь крестьянской войны, самозванец, был обезглавлен в Москве на Болотной площади с несколькими своими сподвижниками.

При Александре I смертная казнь была восстановлена, в период его царствования было уничтожено 84 человека.

Николай I начал свое правление с казни пяти декабристов.

На протяжении 26 лет правления Александра II не было приведено в исполнение ни одного смертного приговора – они заменялись ссылкой, каторгой, пожизненным заключением. В 1883 и 1885 годах казнено было по одному человеку. В 1889 году – 3, в 1890 году – 2 человека.

В начале XX века общество ожесточилось, грянуло несколько революций. Уже в 1905-1906 годах было расстреляно более 4 тысяч преступников. К счастью для них, мучительные и извращенные казни, такие как утопление, четвертование не применялись, смерть наступала от пуль.

В 1917 году, когда большевики пришли к власти, они заявили о своем неприятии смертной казни. Однако начался «красный террор», когда десятки тысяч человек ставили к стенке за иные политические взгляды без суда и следствия. Расстреливали белогвардейцев, заговорщиков, мятежников.

В регионы страны направлялись карательные отряды, которые без особых разбирательств расстреливали недовольных новой властью. Революционное правосудие вершили так называемые «чрезвычайки» - революционные трибуналы. Белогвардейцы также не жалели рабочих и крестьян, вставших на сторону большевиков.

В 1920 году смертная казнь на территории Российской Федерации запрещается, но продолжает активно использоваться. Через 2 года в силу вступил Уголовный кодекс РСФСР, куда была введена печально известная 58-я статья. Она предусматривала ответственность за контрреволюционные преступления. По ней были осуждены и уничтожены сотни тысяч ни в чем не повинных людей. Расстрелу подлежали все, кто был заподозрен в контрреволюционной деятельности, шпионаже и диверсиях, разбойных нападениях, за экономические преступления.

В страшные 1937-1938 годы было вынесено почти 682 тысячи смертных приговоров. Казнили и во время Великой Отечественной войны, причем кроме расстрела активно применялось и повешение. Так были убиты в 1946 году пленные немцы в Ленинграде, генерал-предатель Власов и его сподвижники.

Через 2 года после окончания войны Сталин отменил смертную казнь, но в начале 50-х сам же ее и восстановил. С 1962 по 1990 год было расстреляно 24 тысячи человек. Почти все приговоренные – мужчины. Известно лишь три случая казни женщин. К высшей мере наказания были приговорены мародерша времен ВОВ Антонина Макарова, спекулянтка и расхитительница госимущества Берта Бородкина и отравительница Тамара Иванютина.

В новой России применение смертной казни было резко сокращено: с 1991 по 1996 год исполнены 163 приговора. В мае 1996 года президент Борис Ельцин издал указ «О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы». 2 сентября 1996 года был расстрелян последний смертник в РФ. По некоторым данным, это был серийный убийца, педофил, садист и каннибал Сергей Головкин.

2 сентября 1996 года был расстрелян последний смертник в РФ. По некоторым данным, это был серийный убийца, педофил, садист и каннибал Сергей Головкин.

Сегодня, по данным фонда «Общественное мнение», 62% россиян желают вернуть смертную казнь за тяжкие преступления.

Московская городская педагогическая гимназия-лаборотория №1505

Pro и contra смертной казни

Сюняева Камила 9 «Б»

Руководитель: Полетаева Марина Андреевна

Москва 2009.

Введение……………………………………………………………………………………3

Глава 1. История и виды смертной казни……………………………………………......6

1.1. Исторические виды смертной казни………………………………………………...6

1.2. История смертной казни в XIX – XXI вв……………………..................................12

Глава 2. Pro и Contra смертной казни…………………………………………………...17

2.1. Contra смертной казни………………………………………………………………17

2.2. Pro смертной казни…………………………………………………………………..22

Заключение……………………………………………………………………………….25

Список литературы………………………………………………………………………27

Приложение………………………………………………………………………………29

Введение.

Актуальность.

На сегодняшний день в мире существует множество споров относительно смертной казни: одни держатся позиции «pro», другие - «contra». В связи с этим в мире каждая страна принимает самостоятельное решение: отменить или утвердить этот вид наказания.

С точки зрения науки и практического применения тема реферата никогда не перестанет быть актуальной.

Во-первых, современному человеку для самостоятельной оценки смертной казни (быть её сторонником или противником) необходимо знать все «за» и «против» данного вида наказания. Естественно, что без этого не появилось бы столь многочисленных и жёстких споров на эту тему не только на телевидении, но и во многих других источниках СМИ. Ведь каждая позиция, которая рассматривается в жизненном обиходе, т.е. по человеческим критериям, как «pro» смертной казни, с точки зрения, предположим, «Конвенции прав человека» имеет позицию «contra», и наоборот.

Во–вторых, для самостоятельной оценки смертной казни каждому человеку необходимо изучить историю её возникновения, применения, также следует сравнить разные отрезки времени и места, в связи с которыми смертная казнь принимала ту или иную степень жестокости наказания. Реферат раскрывает все эти особенности для изучения.

В данном реферате описывается краткая история смертной казни, виды, страны, в которых применялись те или иные наказания, в свою очередь, отличающиеся друг от друга по степени жестокости и извращенности.

В связи с вышесказанным, я попыталась рассмотреть, проаргументировать и проанализировать основные позиции «за» и «против» смертной казни. Но главное это, конечно, каждое «pro» или «contra» рассмотреть, если это возможно, с разных точек зрения, в подробностях с аргументациями различных источников своих позиций относительно этого вопроса. Исходя из этого, передо мной была поставлена цель выработать собственную позицию относительно заданного вопроса: быть сторонницей или же противницей смертной казни.

Задачи.

Для реализации поставленной цели данный реферат включает в себя следующие задачи: во-первых, кратко описать историю смертной казни и её виды. Однако речь идёт не только об исторических видах смертной казни, но и современных. И в данном реферате, изначально повествуется об исторических видах, странах, в которых они осуществлялись, соответственно о периоде, в течение которого применялась та или иная казнь. И далее речь идет об идее отмены смертной казни, которую развивает международная ассамблея ООН.

Во-вторых, исходя из этого, еще одной задачей является основание позиций «за» и «против» смертной казни. Для начала раскрываются основные «pro», в связи с которыми смертная казнь так долго имела применение во всём мире, после чего перечисляются позиции «contra», идеи которых развивает ассамблея ООН.

Литература.

Первым литературным источником была использована Интернет страница сайта ru.wikipedia.org. Сильной стороной этого сайта является наиболее полное содержание истории смертной казни, по сравнению со многими другими сайтами.

Однако в качестве вспомогательной литературы я также использовала и книгу Мушинского В. О. «Основы правоведения», поскольку многие понятия и логические объяснения отсутствовали в вышеуказанном сайте.

Но открытым оставался вопрос о видах смертной казни. За ответом я обратилась в «Музей Средневековых пыток». Благодаря этому источнику полностью был написан параграф о видах смертной казни. Немногие дополнения были взяты из книги Н. В. Александровой и И. А. Ладынина «Древний Восток» и журнала «100 человек, которые изменили ход истории: Адольф Гитлер», рассказывающего о видах смертной казни в Германии и нескольких других странах Европы.

На мой взгляд, самыми ценными литературными материалами о позициях смертной казни обладали сайты www.washprofile.org/ru/node/2760 и www.allpravo.ru. Их сильной стороной я считаю четкую аргументацию позиций и «за», и «против». Это было очень важно для написания реферата, так как, изначально не имея никакого представления об аргументах «за» и «против», благодаря этим сайтам, далее я смогла самостоятельно сравнивать идеи оппозиционных сторон. Каждый из этих сайтов даёт абсолютно разное обоснование аргументов, что позволяет рассмотреть одну и ту же позицию с различных точек зрения. Вторая часть реферата была написана в основном с помощью Интернет сайтов, так как во многих книгах приводились старые данные, не дополненные современными, или же неаргументированные позиции сторон «Pro» и «Contra».

Глава 1. История и виды смертной казни.

1.1. Исторические виды смертной казни.

Смертная казнь - одно из древнейших наказаний, из­вестных человечеству. Согласно самой распространенной в юридической литературе версии, это наказание возникло из обычая кровной мести, в той или иной мере присущей в древности практически всем народам. С возникновением частной собственности, классов и государства кровная месть приобретает публично-правовой характер, преобразуется в уголовное наказание и становиться орудием в руках господствующих классов. На протяжении веков право на жизнь, свободу и равенство были привилегией лишь части населения. Человечество проделало долгий путь к признанию всеобщности и бесспорности права человека на жизнь. Первым шагом на этом пути стал запрет людоедства. Далее последовал отказ от человеческих жертвоприношений. Однако появился обычай кровавой мести по принципу талиона (право на равное возмездие): око за око, зуб за зуб, якобы направленным на защиту жизни человека.1

Наряду с этим, на протяжении многих веков во всех государствах мира закон предусматривал смертную казнь за особо тяжкие преступления (такие, как убийство человека), так как считалось, что именно смертная казнь за убийство является наиболее эффективным способом защиты человека. Законодательство буквально изощрялось в изобретении наиболее мучительных или эффективных видов умерщвления преступников (следует отметить, что не только убийц).2

Чтобы иметь хоть какое - то представление о том, как государства наказывали разного рода преступников, стоит рассмотреть некоторые виды смертной казни.

Одним из распространённых наказаний являлось гильотинирование (обезглавливание с помощью гильотины – машины для обезглавливания, введённой во Франции во время буржуазной революции в 1792г. по предложению доктора Гильотена). Однако, согласно некоторым другим источникам, эта машина не была изобретением ни доктора Гильотена, предложившего ввести её в качестве орудия смертной казни, ни его учителя, д-ра Луи; известно, что нечто подобное употреблялась до того в Шотландии, где называлось «Шотландской девой». Известно также, что похожая машина, описанная А.Дюма в романе «Граф Монте-Кристо», применялась в Италии и называлась «mandaia», что также похоже на «maiden», хотя сходство, вероятно, случайное. Тем не менее, во Франции её также называли «Девой» или даже «Лесом Правосудия».1

Наряду с гильотированием самым распространённым видом казни являлся смертный приговор через повешение. В Англии повешение за воровство было отменено в начале царствования королевы Виктории, однако эта смертная казнь по-прежнему применялась к совершившим убийство, если только убийце не удавалось доказать свою невменяемость. В США же часто вешали негров и индейцев, по крайней мере, на Юге, их часто казнили каратели, мстившие, за вырезание белого населения.2

Во Франции же при старом режиме цареубийц казнили через четвертование: вид смертной казни, при котором преступнику отрезали руки, ноги и голову. В Германии же четвертование происходило за супружескую измену.3

В Германии для женщин, совершивших супружескую измену, а также для матерей, убивших своего ребёнка, была предусмотрена особая высшая мера: утопление.4

А фальшивомонетчиков во всей Европе варили в кипятке или в масле (вплоть до XVII века).5

Также во всей Европе относительно большой популярностью пользовалось распятие. Данный вид казни предполагал распятие преступника, при этом руки и ноги прибивались к кресту, и в таком положении он пребывал, до тех пор пока не наступала смерть.6

Для истребления ведьм, еретиков, например, в Германии, использовалось сожжение заживо. В других странах казнь через сожжение применялась также за фальшивомонетчество и поджог.1

Стоит вспомнить и о Древнем мире, где наиболее часто можно было встретить такой вид казни как погребение заживо. Использовалось у ассирийских народов в Древнем Египте. В случае смерти фараона вместе с ним в пирамидах оставляли не только его украшения, одежду, бытовые вещи, но и заживо погребали его семью.2

На мой взгляд, наиболее зверским видом смертной казни являлось бросание преступника на съедение к хищникам. Данный вид казни был распространён в различных своих видах по всей Европе. Например, В Средневековой Англии преступника помещали в тюремную камеру, в которой находилось множество змей, жаб и пиявок. В одном случае человек умирал от шока, в противном же случае змеи впрыскивали в него свой яд, и через некоторое время преступник умирал, или же пиявки высасывали всю его кровь. Данный вид казни не давал никаких шансов выжить.3

Разрезание на мелкие кусочки использовалось преимущественно в Китае. При старых императорах разрезали на куски, иногда на 1000 кусков. В средневековом Китае были распространены и более экзотические и мучительные виды казней, как, например, казнь с использованием бамбука, гнилой лодки, котла с известью и др.

Изучая виды смертной казни в Испании, можно часто встретить словосочетание «испанская гаррота» – обруч, стягиваемый винтом – орудие варварской пытки, смертной казни путём удушения, применявшееся в средние века в Испании и Португалии, просуществовавший до второй половины XX века: эта разновидность удавки прошла путь от простой верёвочной петли до металлического обруча, затягиваемого на шее жертвы.4

В России же, например, наиболее распространённым видом казни было повешение за ребро (в эпоху Петра I и Екатерины II). Подвешивали провинившегося всегда за левое ребро на виселице типа «глаголь». При этом виде наказания человек умирал не сразу, а мучился несколько суток. В России при Екатерине II, императрицей было велено вешать за ребро недовольных, участвовавших в Пугачёвском восстании, по пять человек на одной виселице и отправлять её по течению реки на встречу другим бунтарям, дабы устрашить их.1 Но особо рьяно повешение за ребро употреблялось во Франции против гугенотов и бунтарей в царствование Людовика XIV.2

Особой «популярностью» в России пользовалось посажение на кол, которое было распространено во времена Османской империи (неизвестно, собственно ли это турецкая казнь или унаследованная от Византии), перешедшее к соседним православным народам, в том числе в Россию. На Западе «посажение на кол» происходило через задний проход, а выходил кол изо рта человека, вследствие чего наступала мгновенная смерть. На Руси же Пётр I изменил этот тип наказания, и теперь на кол сажали же опять через задний проход, а кол выходил уже через правое плечо.3 Естественно, что это вызывало невыносимую боль у мученика, который сидел так на коле в течение нескольких дней, и умирал в страшных мучениях.

Стоит отметить также и, так называемую, жаровню. Виновного привязывали к решётке, после чего его начинали жарить над костром. Разновидностью этого вида казни являлась клеть, широко используемая на Западе, которую использовали в борьбе с ведьмами. В клети топили или вешали над жаровней. На Руси же клеть использовали в борьбе с неверными жёнами. Муж привязывал неверную жену к избе, супруга находилась в таком положении несколько дней, после чего он либо отдавал ее обратно родителям, либо в монастырь.4

Моё внимание привлекли еще несколько видов смертной казни, используемые не только в Европе, но и в России, среди которых и «воровской трон», который был изобретён при Екатерине II. На «воровской трон» первоначально сажали только простолюдинов, однако после Пугачёвского восстания, в котором участвовала знать, трон несколько видоизменили: на сидении и подлокотниках установили острые зубцы.1 Вследствие такой небольшой реформы палач мог выполнять свою работу, не прикасаясь к «знатному» преступнику.

Также меня заинтересовала, так называемая, дыба - деревянная рама с барабаном с одного или двух концов. Ноги прикреплялись к одному барабану, руки – к другому. Барабан вращали, вследствие чего выворачивались суставы, а потом и ломались кости. В конце концов, преступник либо признавался во всем, в чем только мог, либо умирал от болевого шока или многочисленных увечий.2

Наиболее жестоким, на мой взгляд, также является «пила». Преступника вешали вверх ногами к двум столбам, так чтобы и ноги, и руки были раздвинуты. Потом палач с помощью пилы разрезал человека пополам, т.к. все важные органы задевались в последнюю очередь, человек испытывал жуткие мучения.3

В борьбе с насильниками детей в Средневековье использовали «утробную кошку». Палач в задний проход преступника просовывал своего рода небольшую палку с металлическими зубцами, затем прокручивал её и вытаскивал прямую кишку на обзор публике.4

Самым ужасающим также является «худой кувшин», еще один вид смертной казни. На стул, сзади которого находился высокий столб, сажали преступника. На голову ему надевали маску, привинчивающуюся к столбу, с верхушки которого в одну и ту же точку темени виновного капала вода. В конце концов, человек либо сходил с ума, либо вода проделывала дырку в голове преступника.5

При следующем виде смертной казни преступник также испытывал ужасные мучения. «Маска фальшивомонетчика», одевавшаяся на голову преступника, имела такую форму, что рот преступника постоянно был открыт. Палач расплавлял золотые монеты и заливал их через маску в горло фальшивомонетчику.6

Как мы видим, Древние и Средневековые государства во многом изощрялись в изобретении всё новых и новых видов казни. Во многом, всё это следствие жестокого общества того времени: хотя бы взять за пример Средневековье, когда простые горожане толпились на главной площади для того, чтобы посмотреть, как очередного преступника повесят или, чтобы самому кинуть в виновного камень. Стоит отметить, что повешение или побиение камнями еще не самые ужасные виды наказания. Однако и в современном мире смертная казнь не отменена еще во многих странах. Однако нынешние виды наказаний явно отличаются от средневековых.

1.2. История смертной казни в XIX – XXI вв. и их отмена ООН.

О применении или отмене смертной казни – это вопрос о том, как относиться к совершившему тяжкое преступление – как к человеку или как к существу не рода человеческого. Общественная мораль во многих странах не сможет смириться с тем, что остаётся жить преступник, совершивший чудовищное по жестокости преступление, такое как убийство, например. Именно поэтому многие страны всё ещё используют на практике смертную казнь.1

Итак, в современном мире её делят на квалифицированную и неквалифицированную.2 При квалифицированной смертной казни за разные преступления могут назначаться разные её виды, при неквалифицированной - законодательство предусматривает один вид смертной казни для всех преступлений, за которые может быть вынесен смертный приговор.

Следует, конечно, рассказать о практикуемых в современном мире видах смертной казни.

Итак, самым распространённым с начала прошлого века видом смертной казни является расстрел. Во Франции на протяжении всего XIX – и до начала XX века изменников родины расстреливали. В Германии, этот вид смертной казни получил особое распространение во времена правления Гитлера.3 Также расстрел был распространён в Латвии, Польше, где расстрел использовался как казнь за политические преступления. В СССР же расстрел являлся высшей степенью наказания, он утверждался за государственную измену, умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах, хищение государственного или общественного имущества в особо крупных размерах и некоторые особо тяжкие преступления - постоянно; и за дезертирство, уклонение от воинской службы, отказ от исполнения приказа начальника, насилие - в военное время.4 В Китае наших дней широко употребляется расстрел, которому подвергаются содержатели публичных домов, нечистые на руку чиновники, диссиденты и пр.1 Сегодня же последняя страна в Европе, где применяется смертная казнь, в основном путём расстрела, является Белоруссия.2

На Ближнем Востоке имеют место средства казни, использующиеся с древних времён: такие как побивание камнями.3

Сравнительно недавно введённым видом смертной казни является смертная инъекция. Инъекция, которую вводят человеку, действует сразу же, не вызывая никаких мучений. Однако на сегодняшний день этот вид смертной казни не так распространён как следующий.

Электрический стул - метод смертной казни, при котором преступника сажают на стул, пропускающий через тело человека сильный электрический заряд. Человек не испытывает практически никаких мучений, т.к. ток проходит по телу мгновенно и сознание выключается сразу же. Этот вид смертной казни в прошлом веке широко был распространён в США.4 До 8 февраля 2008 года Небраска являлась единственным штатом, где единственным методом смертной казни являлся электрический стул.5

Обезглавливание было широко распространёно в прошлом веке в Германии и Франции. Последняя казнь через отсечение головы гильотиной была в Марселе 10 сентября 1977 года. Это была последняя казнь во всей Западной Европе.6

Самое знаменитое средство массового уничтожения – газовая камера. В прошлом веке газовая камера использовалась в Германии, применялась в основном в концентрационных лагерях (имеются в виду не только лагеря для других народов, но и лагеря для немцев - противников существующего режима).7

Самым древним среди всех современных видов смертной казни является повешение. Оно было распространено в Польше в прошлом веке, и в Японии - в наши дни. Так как расстрел давали за политические преступления, то за остальные утверждалось повешение. В конце 1940-х - начале 1950-х годах в Венгрии, Чехословакии, Болгарии и проч. проводились процессы по делам «врагов народа», которые обычно завершались казнями через повешение или расстрел. В республиканской Турции (то есть в Турции наших дней) до отмены смертной казни в 2002 существовало только повешение, причём эта мера наказания перестала действовать сразу после запрета. В государствах Юго-Восточной Азии вешают за хранение наркотиков, в том числе и иностранных граждан.1

На сегодняшний день смертная казнь сохранилась лишь в немногих регионах мира. Однако и те государства, которые еще не отказались от применения на своей практике смертной казни, ограничиваются так сказать «мгновенной» казнью преступника, т.е. казнью без применения каких-либо пыток. Во многом это является заслугой ООН, которая в середине декабря сделала серьезный шаг в пользу окончательной отмены смертной казни, призвав к введению повсеместно моратория на этот вид наказания и укрепив, таким образом, защиту прав человека и неприкосновенность личности.2 ООН всегда выступала за отмену смертной казни или – как минимум и как временный шаг – установление ограничений на ее использование, включая мораторий. Эта принципиальная позиция также нашла свое отражение в практике ООН.

Таким образом, к середине 2007г. 89 стран отменили смертную казнь за все преступления. Еще 10 стран сохранили ее только для отдельных, особо тяжких преступлений, совершенных в военное время, исключив возможность назначения смертной казни за, так называемые, общеуголовные преступления. На практике смертную казнь отменили 30 стран, то есть не приводили смертные приговоры в исполнение последние 10 лет и собираются и в дальнейшем придерживаться моратория, либо официально объявили о введении моратория на исполнение смертных приговоров.3

Таким образом, к настоящему времени в мире насчитывается 130 стран, отменивших смертную казнь в законе или на практике, и 68 стран, которые сохраняют и продолжают применять эту меру. По данным «Международной Амнистии», в 2006г. по меньшей мере, 1591 человек были казнены в 25 странах и как минимум 3861 человек были приговорены к смерти в 55 странах.

В 1978 году смертная казнь отменена в Испании.

В 1981 году - во Франции.

С 1990 года смертную казнь отменили полностью около 40 стран и территорий, в том числе Азербайджан, Албания, Ангола, Армения, Болгария, Великобритания, Венгрия, Гонконг, Греция, Грузия, Ирландия, Италия, Канада, Кипр, Кот д’Ивуар, Литва, Маврикий, Мальта, Мексика, Мозамбик, Молдова, Непал, Парагвай, Польша, Румыния, Сербия, Словакия, Словения, Туркменистан, Украина, Хорватия, Черногория, Чехия, Швейцария, Эстония, ЮАР.1

Однако в странах, не отменивших смертную казнь или допускающих смертную казнь в особых случаях, смертной казни всегда должно предшествовать длительное судебное разбирательство на разных уровнях, подсудимому должны предоставляться возможности для подачи апелляций. Казнь должен производить только уполномоченный представитель государства, иначе это действие считается убийством и карается законом.2

В большинстве современных государств смертная казнь приводится в исполнение непублично, то есть на ней имеют право присутствовать лишь определённые законом лица (например, согласно уголовно-исполнительному кодексу России - прокурор, представитель тюрьмы, в которой проводится казнь, и врач).3

В ряде случаев смертная казнь может быть заменена пожизненным заключением или длительным сроком лишения свободы по решению суда. Приговорённый судом к смертной казни также может быть помилован высшим должностным лицом государства или штата (президентом, монархом, премьер-министром, губернатором и т. д.).4

Согласно вышесказанному, я пришла к выводу о том, что на сегодняшний день общество стало более либеральным. На мой взгляд, отмена во многих странах смертной казни означает, что цена человеческой жизни стала цениться, несмотря на то преступник ли ты или законопослушный гражданин. Эту позицию можно оспаривать, соглашаться с ней или нет, но факт того, что общество шагнуло далеко вперёд от Средневековых обычаев, остаётся очевидным. Тот яркий контраст, который наблюдается между Средневековыми видами казни и современными, тому подтверждение: многие страны выносят смертный приговор только особо опасным преступникам, но он, в отличие от былых казней, производится быстро и практически безболезненно для человека.

Глава 2. Pro и Contra смертной казни.

2.1. Contra смертной казни.

На сегодняшний день большинство развитых государств отказались от применения в своей системе смертной казни. Однако осталось и немало стран, которые не собираются её отменять.

Всё это объясняется многочисленными спорами вокруг этого вопроса. Существует множество аргументов «pro»смертной казни, и также много позиций «contra».

Противники смертной казни приводят огромное количество аргументов о том, что в современном обществе необходима отмена применения на практике смертной казни. Наиболее аргументированные, обоснованные и распространённые из них следует рассмотреть.

Противники смертной казни утверждают, что смертная казнь – это, в первую очередь, нарушение права человека на жизнь. Смертная казнь - это, безусловно, продукт варварского общества и как мера наказания попирает основные права человека, которые закреплены в многочисленных международно-правовых актах.1 Происхождение смертной казни связывается с кровной местью по принципу талиона (право на равное возмездие) - распространенным обычаем у древних народов, который санкционировался государствами.2 Однако стоит заметить, что этот обычай защищал жизнь человека и успешно выполнял историческую миссию обеспечения жизнедеятельности членов рода. Кстати сказать, цивилизованные государства, в отличие от варварских обществ, отошли от природного предназначения высшей меры наказания - защиты жизни человека и использовали смертную казнь за самые различные преступления. Не излишне будет напомнить, что защита жизни человека с помощью разрешения свободной продажи оружия в этих целях (например, в США) дает значительно больше жертв, чем все войны.3 Ни один человек не может и не должен быть лишён права на жизнь: преступник имеет такое же право жить, как и любой другой законопослушный гражданин. Противники смертной казни утверждают, что альтернативой смертной казни является пожизненное заключение.1 Отмена смертной казни связана во многом с решением вопроса о ее замене пожизненным заключением, поскольку превенция этого наказания практически столь же высока, как и высшей меры наказания, и почти полностью исключает совершение повторного преступления особо опасных преступников. Однако на вопрос о том, что лучше - смертная казнь или пожизненное тюремное заключение, невозможно ответить утвердительно ни в одном случае. Это зависит исключительно от личности подсудимого. В отечественной судебной практике были случаи, когда приговоренные к длительным срокам заключения преступники обращались с просьбой о замене приговора на высшую меру наказания. Причины подобного обращения к правосудию не только в неудовлетворительности условий содержания заключенных, приговоренных к пожизненному заключению (они у нас отсутствуют), но, прежде всего, в потере свободы на всю жизнь. Также, согласно их позиции, преступник, приговорённый к смерти за какое-либо тяжкое и умышленное преступление, сам желает применения к нему смертного приговора, а пожизненное заключение является для него наиболее высокой степенью наказания. Таким образом, не следует удовлетворять желания преступника, тем более что общество в любом случае не даст преступнику вести обыденный образ жизни на свободе. Таким образом, противники смертной казни не двусмысленно говорят, что в таком случае для преступника необходимо пожизненное заключение. Но ведь смертная казнь во многих странах даётся не только за тяжкие умышленные, но и за многие другие виды преступления. В этом случае противники смертной казни утверждают, что государство не имеет право лишать человека жизни. Ещё одной из аргументаций является позиция о том, что если государство в праве лишать своих граждан жизни, то любой преступник мыслит также.

Смертная казнь не имеет превентивного эффекта – еще одна позиция contra. Однако разные исследователи приводят полностью противоположные результаты относительно влияния смертной казни на количество убийств. Американские учёные признали, что смертная казнь все-таки является сдерживающим фактором, но буквально через пару лет после этого заявления специальная государственная комиссия, организованная в Нью-Джерси, заявила, что применение смертной казни не сдерживает число убийств.1 Столь разная статистика не давала возможности точно установить: смертная казнь сдерживает количество преступлений или же нет. Вокруг этого вопроса возникли многочисленные споры. Согласно еще одним исследованиям, было установлено, что в странах, где смертная казнь отменена и заменена длительными сроками заключения вплоть до пожизненного, количество убийств на 100 тысяч населения меньше, чем в странах, где она предусмотрена за эти преступления.2 Таким образом, многократные исследования доказали либо отсутствие какой - либо зависимости между уровнем преступности и наличием смертной казни в системе уголовных наказаний, либо в точности противоположные итоги исследований. По большому счету, наличие или отсутствие смертной казни в законодательстве государства - только один из признаков благополучия общественных отношений. Применение смертной казни ради «очищения» общества вряд ли приведет к полному уничтожению преступности. Также стоит отметить, что там, где смертная казнь предусматривается за многие составы преступлений, не связанных с защитой жизни человека, превенция высшей меры не только ослабевает, но и провоцирует на совершение опасных преступлений.3 Например, профессор И. Я. Фойницкий отмечал, что «в то время, когда во Франции наиболее деятельно работала гильотина, этот инструмент в виде игрушки был в каждом семействе; дети для забавы гильотинировали птиц, собак, кошек и т. п.».4 Противники смертной казни, приведенный И. Я. Фойницким, используют в качестве аргумента о пагубности и неэффективности смертной казни на современном этапе. Смертная казнь – высшая мера наказания в защиту жизни человека и фактор ограничения преступности. И если эту функцию смертная казнь не выполняет, то ее надо отменить.

Еще одним аргументом противников смертной казни является тот факт, что смертная казнь не наказывает преступника, а лишь удовлетворяет жажду мести общества. Это утверждение тесно взаимосвязано с первым аргументом о том, что общество в некоторых случаях требует освобождения заключённого для мести родственников пострадавших или самих пострадавших преступнику. Хотя бы из этого можно уже сделать выводы, что общество в любом случае жаждет мести либо через смертную казнь, либо через наказание преступника собственными руками (его полное угнетение, уничтожение как личности и т.д.). Например, сторонник смертной казни, И. И. Карпец, пишет, что «естественный отбор оставляет в природе полезных особей» или «когда общество применяет к преступникам всякое наказание, и смертную казнь в особенности, оно тоже как бы исправляет само себя и тем самым очищается».1 Соразмерность преступления и наказания в основе своей базируется на древнейшем принципе талиона - око за око, зуб за зуб. С тех пор общество стало цивилизованнее. И единственная мера наказания (во многих государствах), которая по способу нанесения ущерба преступнику сродни талиону, - смертная казнь.

Противники смертной казни указывают и на то, что судебные ошибки неминуемо приводят к казням невиновных. Смертная казнь не дает права на судебную ошибку, совершение которой может стать лишением жизни невиновных людей и которую в силу необратимости этого наказания невозможно исправить. Действительно, судебная практика, и мировая и отечественная, изобилует непоправимыми судебными ошибками, в результате которых к смертной казни осуждались невиновные лица. На современном этапе, как нам кажется, созданы необходимые предпосылки к исключению возможных судебных ошибок в отношении лиц, осуждаемых к смертной казни. Во - первых, сужен круг лиц, которых за совершение особо опасных преступлений возможно осудить к высшей мере наказания. В частности, исключаются несовершеннолетние, престарелые, женщины, страдающие психическими отклонениями от нормы. Во - вторых, смертная казнь может быть назначена не ниже, чем республиканским, областным, краевым и вышестоящим судом, что должно сказаться на качестве судебного разбирательства. В - третьих, приговор к высшей мере наказания может быть приведен в исполнение только после тщательной проверки в различных инстанциях: в кассационном порядке и в порядке надзора Верховным Судом, Комиссией по помилованию при Президенте и лишь только после отклонения жалобы осужденного и его ходатайства о помиловании Президентом. В - четвертых, например, согласно ст. 36 Закона РФ «О чрезвычайном положении» от 17 марта 1991 года, приговоры о смертной казни, вынесенные в период чрезвычайного положения, могут быть приведены в исполнение не ранее чем по истечении 30 суток после отмены чрезвычайного положения. Но и в этом случае противники смертной казни утверждают, что все эти факторы не сдерживают судебных ошибок.

Также и с точки зрения психологических данных, убийства чаще всего совершаются в состоянии волнения, когда крайние эмоции берут верх над разумом. Убийство также может быть совершено под воздействием алкоголя или наркотика или в состоянии паники, например, когда преступник застигнут в момент совершения кражи. Некоторые из тех, кто совершает насильственные преступления, - люди чрезвычайно неуравновешенные или психически больные.1 Ни в одном из таких случаев страх перед смертной казнью не может выступать как сдерживающий фактор.

Итак, из всех вышеперечисленных аргументаций, противники смертной казни однозначно делают вывод о том, что смертная казнь – это пережиток прошлого. Для современного общества она должно остаться в прошлом, а на нынешнем этапе общество должно руководствоваться не идеями древних народов, а задачами защищать не только себя, но и общество, граждан своей страны, также пытаться предотвратить или прекратить применение смертной казни в других государствах.

2.2. Pro смертной казни.

Однако с точки зрения цивилизованной защиты общества от преступности активно обсуждается вопрос об эффективности применения смертной казни.

Сторонники смертной казни говорят о её сдерживающей роли от совершения преступлений. Мы уже отмечали, что превентивное свойство смертной казни, как другого наказания, является ее объективным свойством, хотя единой точки зрения в этом вопросе у исследователей нет. Так, например, З. М. Черниловский считает, что смертная казнь не эффективна как устрашающее действие и вредна. И. И. Карпец придерживается другой точки зрения, согласно которой «прямого влияния на состояние преступности смертная казнь не оказывает, но средством защиты общества от тяжких преступлений служит». На этом основании И. И. Карпец выступает как последовательный сторонник применения смертной казни за наиболее опасные виды преступлений.1 Согласно его размышлениям, прямая «увязка» необходимости наказаний и состояния общей преступности является глубокой ошибкой. Следует отдавать отчет в том, что наказание - не главное, а вспомогательное средство борьбы с преступностью, которое выполняет свою роль в системе мер борьбы с преступностью настолько, насколько оно может. Оно, конечно, играет предупредительную роль, но оно еще, как говорил К. Маркс, есть способ защиты общества от преступлений.2 Смертная казнь в числе других наказаний играет эту роль. И большего от уголовного наказания (смертной казни) требовать нельзя. Нельзя напрямую связывать наличие любых наказаний, в том числе смертной казни, с состоянием преступности. Предполагать, что введение смертной казни по всей стране за действительные умышленные преступления приведет к уменьшению преступл

Текущая страница: 1 (всего у книги 21 страниц) [доступный отрывок для чтения: 12 страниц]

Мартен Монестье
СМЕРТНАЯ КАЗНЬ
История и виды высшей меры наказания от начала времен до наших дней

Посвящается Мэтру Мишелю Ассуну в знак дружбы и уважения.

Моей сестре Виктории и ее сыну Джонатану

Вступление

Если взглянуть на список трудов Мартена Монестье, на ум приходит одно слово – «энциклопедист». В неуемном желании охватить самый обширный круг тем писатель проникает в тайны чудовищного мира, который волнует и завораживает его. Нет пределов его ненасытной жажде познания, неразрывно связанной со стремлением отражать только факты, не давая воли чувствам, дабы разделить знания с умеющими сопереживать.

Историческое исследование видов смертной казни, применяемой от начала времен для наказания и умерщвления злодеев, похоже на вызов. Ведь мы привыкли рассматривать этот вопрос скорее с принципиальной точки зрения. Мы «за» или «против». Однако обзор используемых методов с описанием страданий приговоренного и его возможностей искупления вины приводит к выводу, что на земле царит зло, а упования на прогресс тщетны. Зачем же рассказывать об этом?

Согласившись написать предисловие к данному труду по социальной антропологии, я надеюсь, что ясное понимание усилий, цитирую автора, «человеческого гения на службе у зла и порока» утешит повергнутых в ужас читателей. Ведь за списком из тридцати шести способов лишения человека жизни, представленных столь объективно и беспристрастно, что не придрался бы и сам Макиавелли, угадывается негодование защитника человеческого достоинства, говорящего от имени бесчисленных жертв. Негодование гуманиста, который верит в эволюцию человеческого сознания, а не общества, всеми правдами и неправдами присваивающего себе право решать, кому жить, а кому умирать.

Как адвокат, который вот уже сорок лет стоит на страже законности, вправе ли я говорить о ценности этой концептуально новой научной работы, ведь мои заслуги не столь велики, как у признанных «криминалистов» Мориса Гарсона или моего бывшего однокашника Робера Бадинте, которые так блестяще и пылко разоблачили кровавый приговор? В данном случае ко мне обратились скорее как к «политику» с набережной д’Орсе, участвовавшему в ратификации Францией акта о праве на обжалование приговора в рамках Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (октябрь 1981 года), а позже, уже после отмены смертной казни, – в ратификации дополнительного протокола.

Помнится, никогда раньше в правительстве не было единодушия по данному вопросу. Все, что затрагивает национальную безопасность, не дает покоя некоторым ответственным лицам, будь то в мирное или военное время. Ночью Поль Легат, близкий соратник президента республики, передал через меня в Страсбург Андре Шандернагору, министру по делам Европы, приказ приступить к исполнению всех формальных процедур, предусмотренных Советом Европы. Я благодарю Мартена Монестье за то, что он таким образом напомнил об инициативах, предпринятых с 1981 года для того, чтобы Франция присоединилась к партнерам, уже отменившим узаконенное убийство.

Увы, перемена нравов, произошедшая на Западе, не заставила мир ценить личность, не остановила занесенный меч, карающий самых закоренелых преступников. О своевременности перечня Монестье как нельзя лучше говорит тот факт, что подавляющее большинство из ста семидесяти девяти государств, входящих в Организацию Объединенных Наций, по-прежнему прибегают к жестоким расправам, медленным или скорым. Беспристрастный взгляд на способы наказаний лучше всяких речей и обличений поспособствует излечению «поборников справедливости» и дискредитации самого убийства, каким бы оно ни было – тайным или публичным.

Первый урок, который стоит извлечь из этого атласа смерти, заключается в том, что на протяжении всей истории обвиняемые, как преступники, так и невинные люди, неизменно подвергались истязаниям. Все помнят о пытках, изобретенных китайцами, персами, ассирийцами, хеттами, римлянами, карфагенянами, византийцами и другими. А как не вспомнить о расправах без всякого суда и следствия, по законам военного времени совершаемых в ходе любых конфликтов, будь то на национальной, гражданской или религиозной почве? Смертная казнь напоминает слепую бойню, и пальма первенства здесь принадлежит нацистам, использовавшим против отдельных лиц и целых сообществ, виновных лишь в том, что они жили, полный набор методов, описанных автором. Второй урок – в тех достижениях палачей, которые стали возможны благодаря научно-техническому прогрессу, к примеру по части произвольного замедления или ускорения процесса умерщвления. Нет пределов фантазии, реализованной в застенках, камерах пыток и публичных местах. На рисунках, изображающих длительную агонию Дамьена, покусившегося на жизнь короля Людовика XV, видно, что даже зрители, обычно развлекавшиеся подобными зрелищами, чувствовали, что предел перейден. Только тем мученикам, за кого семьи платили звонкой монетой, укорачивали ужасные страдания.

В-третьих, труд показывает всю тщетность методов, которыми обрабатывают тело и дух. Хотя никакой классификации не существует, некое условное разделение на группы все же может быть предложено. Во всех уголках нашей планеты ремесло палача сродни искусству мясника. Способы варьируются. Многие подразумевают поражение мишени на расстоянии: от забивания камнями до расстрела, включая выстрел из лука или пищали. При других прибегают к огню: сжигание на костре и поджаривание, применяемое к колдуньям и безбожникам. Третьи отдают предпочтение стихии воды, применяя утопления и отравления. Кто-то лишает воздуха: удушением, удавлением, повешением, замуровыванием. Кто-то сносит головы: топором или саблей, ножом гильотины. Есть и приверженцы суперсовременных казней, с использованием последних достижений техники, таких как газовая камера, электрический стул, смертельная инъекция.

Удрученный представленным набором чудовищных рецептов человек конца XX века вправе задать себе вопрос о смысле прогресса, используемого для уничтожения личностей, отвергнутых социумом. Можно ли назвать прогрессом то, что «головорубки» предвосхитили гильотину, придуманную медиком-филантропом, или что использование газовой камеры восходит к 1924 году, а электричество Эдисона привело к появлению в США стула для поджаривания? Только один вывод вытекает из этой дискуссии – проявление доброй воли ученых, решивших уменьшить ужас и боль смертников, долгое время ожидавших своего последнего часа… Они заслуживают смягчающих обстоятельств.

В конечном итоге, хотя Мартен Монестье тут весьма сдержан, вопрос заключается в выборе между варварством и цивилизованностью. Как воплотить на практике Декларацию прав человека (всеобщую, региональную и национальную), если страны так и не могут определиться в выборе между решениями отменить, поддержать или восстановить высшую меру? Стоит надеяться, что успешный опыт европейцев распространится и на другие континенты. Тогда наконец исчезнут виселицы, костры и эшафоты, заполонившие наш мир. С надеждой глядя в будущее, воздадим же должное автору. Правдивое описание инструментов, предназначенных для легальных форм умерщвления, побуждает к размышлению о судьбе палачей. Это описание должно помочь продвижению благородного дела, за которое в свое время боролись Виктор Гюго, Альбер Камю и Артур Кеслер. Смертная казнь не имеет права на существование в мире, где наука учится не убивать, а помогать умирать. Но это уже совсем другая проблема, которая вызывает не меньше разногласий как в обществе, так и на межправительственном уровне. Совесть не знает передышек.

Го Бриссоньер 1
Адвокат суда, адвокат-советник при Министерстве иностранных дел, чиновник по особым поручениям при многочисленных министерствах в период с 1956 по 1986 год.

К читателю

В ходе написания данного труда были использованы архивы частных коллекционеров, музеев, библиотек, министерств и исправительных учреждений многих стран, в том числе Франции, Германии, Италии, Англии, Китая, Голландии, Испании и, конечно, США.

Упомянув Национальную библиотеку Франции, Медицинский факультет Парижа, Нью-Йоркскую публичную библиотеку, Нью-Йоркское историческое общество, Лондонский музей, следовало бы назвать и десятки других. Автор выражает благодарность всем хранителям архивов, ученым, юристам, правоведам, директорам тюрем, эрудитам, которые предоставили ему свидетельства и зачастую редкие, никогда не публиковавшиеся ранее документы.

Из тех, кто внес неоценимый вклад в данную работу, автор особо благодарит мадемуазель Стефании Мари-Апполин за переводы; пресс-службу «Международной амнистии» за документацию; мадам Лючию Солацци Дуглас, собравшую в США значительное число документов и выступившую посредником в налаживании чрезвычайно важных для автора отношений с юридическими властями этой страны.

Автор благодарит за поддержку и помощь всех, кто был рядом с ним, в частности, свою супругу Донию и мадам Мэгги Луис. И наконец, он хотел бы выразить глубокую признательность мэтру Жану-Иву Го Бриссоньеру, который согласился написать вступление.

Введение

В мире на всех языках опубликовано сотни трудов, посвященных смертной казни. Кому нужен еще один? Дело в том, что самыми влиятельными и авторитетными исследователями эта тема почти всегда рассматривалась под философским, моральным, религиозным и даже правовым углом, но никто не пытался подойти к вопросу беспристрастно, без умозрительных априори, с технико-методологической стороны. Безусловно, подобный подход не предполагает написания всеобъемлющей работы. Смертная казнь, мрачный ритуал, пользующийся всемирной популярностью, – тема слишком обширная и многогранная.

После многочисленных работ, отвечавших на вопрос «Почему?», нам захотелось ответить на вопрос «Как?». На десятки, сотни вопросов «Как?».

Как заостренный конец кола стал закругленным, чтобы усилить страдания? Как топор был заменен саблей? Как отказались от обычной веревки в пользу железного обруча на винтах? Как исчезла казнь на кресте? Как на смену стрелам пришли пули? Как палачи складывали костры по предписаниям суда? Как отбирали животных для предания смерти христиан в начале нашей эры или сторонников Реформации в эпоху Возрождения? Как придумали нож гильотины со скошенным краем? Какую роль сыграло электричество в изобретении электрического стула? Как… Как… Как… История смертной казни, рассмотренная под столь бесстрастным и смелым углом зрения, вне какого бы то ни было культурного контекста, – это совсем другая «история». Это история человеческого гения, вставшего на службу зла и порока.

Повинуясь политическим, религиозным, финансовым и иным соображениям, а также национальным обычаям, на протяжении веков смертная казнь претерпела немало изменений, подталкивая к постоянному поиску, можно даже сказать, искательству самых ужасных, отвратительных и жестоких способов, какие только способно породить воображение. И все это с единственной целью: подчеркнуть показательность казни, дабы запугать тех, кто бы мог покуситься на власть и установленный порядок.

Человек использовал все свои знания, всю силу своего интеллекта для совершенствования искусства умерщвления. Ведь речь идет о настоящем искусстве со своими правилами, техниками, изобретениями, инновациями, модой, оригинальными и разнообразными изысканиями.

Изобретательские способности разных народов послужили делу унижения и уничтожения личности. Смертная казнь – это наказание, но вместе с тем еще и возможность применения самых искусных пыток, одна ужасней другой. Врожденной жестокости человека не представлялось более широкого поля деятельности, чем то, которое на протяжении всей истории открывала ему «смерть по закону».

Те, кого вводят в заблуждение примеры нескольких наций (менее 40 из 174), официально отменивших смертную казнь вне зависимости от обстоятельств совершения и состава преступления, могут подумать, что наш труд, его тема и форма устарели, что речь идет о канувших в Лету временах и нравах. Ничего подобного. В наши дни в мире, как никогда прежде, популярны пытки, и смертная казнь с предварительными истязаниями отнюдь не исчезла в зыбучих песках времени. Напротив, наблюдается тенденция к увеличению числа и популяризации публичных казней, некогда редких и показательных. Число стран, которые их практикуют, в последние двадцать лет заметно возросло, в некоторых казни транслируются по телевидению. Помимо десятков казней неправового характера ежегодно в мире происходят коллективные бойни; «убийство не только сохраняет свои позиции, оно закреплено на законодательном уровне в двух третях стран, составляющих международное сообщество». В тех же самых государствах растет число преступлений, за которые полагается смертная казнь. «Род людской тогда станет человеческим, когда человек отречется от убийства», – пишет Франсуа Перру, профессор «Коллеж де Франс». Зверство еще долго будет оставаться чертой человеческой натуры. Ежегодно в мире совершается от 2 до 2,5 тысячи смертных казней, примерно от 170 до 200 в месяц. И эта цифра намного выше показателей десяти-пятнадцатилетней давности.

Наша «Антропология смертной казни» отлично вписывается в логику времени.

Знать, как убивали вчера и как убивают сегодня, значит бросить отчаянный взгляд на развитие человеческой мысли. Казни, дошедшие из глубины веков, такие как отсечение головы, повешение, забивание камнями, кнутом, применяются и поныне. «Современный расстрел» всего лишь точная копия расстрела из пищалей, вошедшего в употребление уже при Франциске I.

А разве газовая камера не представляет собой лишь более современный вариант удушения, практиковавшегося персами?

Не является ли электрический стул, «отваривающий и поджаривающий внутренности», более технологичной версией примитивного костра?

А смертельный укол, последняя новинка в ряду узаконенных убийств, которой так умилялись просвещенные умы? Разве это не отравление, внутривенным путем повторяющее «пищеварительный» метод, применявшийся еще в Древней Греции?

Истощится ли когда-нибудь людская изобретательность в искусстве убиения себе подобных?

Когда же научный, технический и медицинский прогресс прекратит подталкивать общество к варварству? Все ли уже придумано, изобретено и совершено за прошедшие века? Мы попытались ответить на эти вопросы.

Историческая справка

Страны и территории, полностью отменившие смертную казнь: 47.

Страны и территории, отменившие смертную казнь только за преступления по общеуголовному праву: 16.

Страны и территории, сохраняющие смертную казнь по уголовным делам: 126.

Некоторые страны, особо отличившиеся за последнее десятилетие по части применения высшей меры наказания. Так, в Афганистане в период с 1980 по 1988 год было приведено в исполнение более 8000 приговоров по решению чрезвычайных судов. В Иране и Ираке эта цифра превысила 10 000. В Конго за пять лет к высшей мере прибегали более 3000 раз.

Что касается внесудебных казней, во многих странах они исчисляются сотнями тысяч, в том числе в государствах с аболиционистским режимом.

«Международная организация по защите прав человека» констатирует рост числа условно легальных приговоров, то есть тех, по которым был применен минимум юридических процедур.

1985 год: 1489 приговоренных к смерти, 1125 приговоров, приведенных в исполнение.

1989 год: 2826 приговоренных к смерти, 2229 приговоров, приведенных в исполнение.

1991 год: 2960 приговоренных к смерти, 2332 приговоров, приведенных в исполнение.

1992 год: 2697 приговоренных к смерти, 1809 приговоров, приведенных в исполнение.

Реальные цифры, конечно, намного выше.

Количество людей, казненных в нескольких странах, показывает, что речь по-прежнему идет о группе государств, на долю которых приходится большинство смертных приговоров.

– Иран: 470.

– Китай: 135.

– ЮАР: 137.

– Пакистан: 57.

– Аравия: 45.

– Гвинея: 45.

– Иран: 757.

– Китай: 730.

– ЮАР: 172.

– Нигерия: 121.

– СССР: 195.

– Тайвань: 50.

– Саудовская Аравия: 29.

– Малайзия: 104.

– Иран: 775.

– Китай: 1050.

– Индия: 70.

– Саудовская Аравия: 25.

– Судан: 30.

– Иран: 330.

– Китай: 1079.

– Саудовская Аравия: 105.

– Ирак: 360.

– Россия: 70.

– Бангладеш: 67.

Количество людей, приговоренных к смертной казни в 1991 году:

– Иран: 1075.

– Китай: 1650.

– (бывший) СССР: 445.

– Ямайка: 270.

– Малайзия: 67.

– Кения: 40.

Южная Корея: 36.

– Пакистан: 200.

– Вьетнам: 75.

Количество людей, приговоренных к смертной казни в 1992 году: – Пакистан: 130.

– Китай: 1992.

– Египет: 45.

– Россия: 95.

– Ирак: +300.

– Иран: +300.

Количество людей, приговоренных к смертной казни, которые ожидают исполнения приговора по состоянию на 1991 год:

– США: 2588.

– (бывший) СССР: 248.

– ЮАР: 320.

– Алжир: 200.

– Иран: ±1100.

– Япония: 90.

– Бангладеш: 106.

– Китай: ±1600.

– Малайзия: 200.

– Кения: 350.

– Марокко: 152.

– Мьянма: 115.

– Замбия: 200.

– Албания: 100.

– Камерун: 130.

Умерщвление при помощи животных

Казнь Брунгильды. Гравюра с полотна Эмиля Байара. Частн. кол.

Этот способ казни – один из самых древних в истории цивилизации. За семь веков до Рождества Христова самый могущественный царь Ассирии Ашурбанипал славился тем, что отдавал своих пленников на растерзание огромным догам. Так же поступали египтяне, только они предпочитали крокодилов.

Ранавалона I, королева Мадагаскара, известная своей жестокостью и прозванная «Нероном в юбке», тоже питала страсть к рептилиям. До самой своей смерти в 1861 году королева казнила в среднем по десять тысяч человек ежегодно; чаще всего приговоренных бросали в реки, кишащие крокодилами. Из века в век приговоренных к смерти съедали, калечили, раздавливали, в зависимости от того, какое животное применялось для казни.


Удушение змеей. Гравюра. XIX в. Частн. кол.

В Карфагене и Индии приговоренных затаптывали слоны. В начале XIX века ученый, писатель и путешественник Дюмон д’Юрвиль рассказал в своей знаменитой книге «Путешествие вокруг света», как на Цейлоне ему довелось присутствовать на казни с участием специально обученных слонов: они подбрасывали жертв в воздух и разрывали падающее тело бивнями. Отдать на растерзание собакам всегда считалось одним из самых оскорбительных и унизительных способов казни, который широко применялся по всему миру. На Востоке, в Китае, Японии, Африке и даже в Европе.

Во время завоевательных походов испанцы «экспортировали» практику растерзания зверями, отдав на съедение сотни инков и ацтеков. У германцев один из принятых способов казни, которой подвергались в основном женщины, заключался в том, что осужденную привязывали за волосы к необъезженной лошади, которая таскала за собой жертву до наступления ее смерти. Меровинги и франки время от времени тоже прибегали к такой пытке. История Франции хранит память о королеве Австразии Брунгильде, которую казнили таким образом в 613 году по приказу Хлодвига II, сына ее злейшего врага королевы Фредегонды. Правда, некоторые историки считают, что ее разорвали на части при помощи четырех лошадей. Какая разница! Это ведь тоже «звериная» казнь. Франция и Англия широко ее использовали против отцеубийц. В Индии лошадей заменяли быки или слоны. В Азии и на Востоке, как и в Африке, нередко использовали верблюдов. Напомним, что именно к верблюду главарь банды и похититель людей Хиссен Хабре, в свое время бывший президентом Чада, привязал и обрек на гибель командующего Галопена, которого французское правительство послало заплатить выкуп за пленных. Киргизы, гунны, монголы на протяжении веков казнили приговоренных, привязывая их к хвостам лошадей. В Европе в XVII веке подобные способы казни хоть и редко, но все еще применялись. Самый известный случай связан с именем Мазепы.


Святая Бландина, терзаемая львами. Гравюра. XIX в. Частн. кол.

Христиане, отданные на растерзание львам в лионском амфитеатре. Гравюра Феликса Филиппото. Частн. кол.

Юный паж польского короля Яна-Казимира V родился в Малороссии и, по слухам, был воспитан иезуитами. Как бы то ни было, но при польском дворе жизнь он вел самую распутную. Один польский аристократ застал Мазепу со своей женой. Осужденного раздели, обмазали дегтем и привязали к спине необузданного жеребца, который вопреки ожиданиям привез Мазепу на Украину. Спасенный казаками, Мазепа пошел служить и в 1687 году был избран гетманом. Петр I поручил ему защищать границы от набегов татар, но Мазепа предан его, продавшись шведскому королю Карлу XII. После поражения шведов Мазепа покончил жизнь самоубийством. Казнь Мазепы вдохновила многих писателей – от Байрона до Виктора Гюго, – и художников – Ораса Верне, Девильи, Шассерьо. Профессор Мюллер Александр, капитан-инструктор оттоманской кавалерии, пишет, что еще в XIX веке турки засовывали кошек еврейкам в широкие панталоны.

Особым пристрастием к «звериным» казням прославились римляне. Казнь «leceus», в переводе с латинского – «утопление», заключалась в следующем: перед тем как бросить в воду приговоренного, его зашивали в кожаный мешок с обезьяной, петухом, собакой, кошкой или змеей. Выбранное в строгом соответствии с символическим значением животное терзало приговоренного, нанося ему глубокие раны.

Казнь через растерзание животными была совершенно законной и четко отлаженной.

Такие казни были частью представлений в амфитеатрах и цирках по всей империи, и, считается, что они восходят к древней карфагенской традиции.

Первоначально так казнили только чужеземцев и дезертиров из римской армии. Но вскоре этот метод был взят на вооружение для ужесточения казней рабов. Со временем растерзание зверями становится самой гнусной и позорной казнью, которая предназначалась преступникам, бандитам, провинившимся рабам, а позднее христианам. И хотя именно с последними обычно связывают данный способ умерщвления, он никогда не был исключительной привилегией христиан, ибо задолго до их появления входил в число традиционных видов высшей меры наказания.

Обычно, перед тем как на арену выпускали зверей, приговоренного прогоняли перед зрителями с табличкой на шее, где указывалось его преступление. Если осужденного привязывали к столбу, табличку с надписью прибивали сверху.


Казнь Брунгильды. По некоторым источникам, ее не разорвали на части, а привязали к верблюду, как Мазепу к его коню. Гравюра Альфонса Токсье. XIX в. Частн. кол.

В качестве импровизированных палачей на арене выступали львы, пантеры, леопарды, тигры, медведи, гиены, волки и даже собаки. Всех их предварительно морили голодом и озлобляли. Животных выводили на арену в строго установленном порядке. У публики – иногда на трибунах собиралось до ста тысяч человек – были свои предпочтения: одним нравились крупные кошачьи, обычно быстро убивавшие своих жертв, другим – медведи, убивавшие медленно.

Третьи предпочитали слонов и быков, убивавших людей, затаптывая их или подбрасывая в воздух. Обнаженную Дирку привязали к взбесившемуся быку. Героиню романа «Камо грядеши» Лигиву привязали к туру. Некоторые питали особое пристрастие к волкам, гиенам и бойцовским собакам, известным своей жестокостью: они долго и яростно терзают жертву, таскают ее по песку, нещадно калеча, но не убивая. Зачастую приговоренные, утратившие, по словам Марциала, «всякое подобие человеческой формы», до самого конца пребывали в сознании.

Случалось, что животные сжирали приговоренных наполовину и, насытившись, оставляли своих жертв живыми – в конце представления их добивали мечом.


Казнь в Турции в XVIII веке. Женщину, уличенную в прелюбодеянии, зашивали в мешок с кошками и топили. Гравюра. XVIII в. Частн. кол.

Убивали приговоренных не только крупные хищники. На арену выводили кабанов, коров и даже баранов, как в Лионе, во время погромов христиан в 77 году. В христианском мартирологе описываются самые невероятные случаи, как, например, история Андрокла: его пощадил лев, которому он когда-то вытащил из лапы занозу. Когда на Андрокла напустили гепардов, лев убил их. Друз, главный устроитель игр, подарил Андроклу льва-защитника. Знаменитую Бландину тоже пощадили львы. Тогда, подвесив в сетке, ее отдали на растерзание быку. В царствование Адриана Фаустин и Иовита познали милосердие четырех голодных львов, как и Юлиан, которому на арене амфитеатра Антиоха дикие звери лизали ноги. Епископа Игнация львы задушили, но тело его не тронули, не нанеся ему ни единой раны. На нескольких чудом уцелевших – и не важно, реальны или вымышлены их истории – сколько приходится убитых? Никто не знает точной цифры. Большинство авторов и историков древнего мира склоняются к ста тысячам. Грегуар в «Истории Римской империи» пишет о десяти тысячах, но с учетом существующих данных эта цифра кажется явно заниженной.


На живот осужденному ставили вверх дном котелок, под который запускали сурков. Гравюра. Антверпен. 1587 г. Частн. кол.

Спасенный львом

Андрокл – римский раб, чью историю в середине второго века нашей эры поведал римский грамматист Авлужелъ. Андрокла как христианина бросили на арену цирка на растерзание зверям, но, к удивлению зрителей, огромный африканский лев подошел к нему и стал ласкаться, как послушный пес.

Император приказал привести Андрокла, и тот рассказал, что когда-то был беглым рабом и скрывался в Африке, где однажды избавил царя зверей от занозы в лапе и еще три месяца после этого жил с ним в одной пещере. Друз, главный устроитель игр, попросил императора помиловать Андрокла. Император согласился и даже подарил ему льва. История стала легендой, теперь ее вспоминают, когда говорят о способности зверей к благодарности.


Появившись задолго до христианства, казнь при помощи диких зверей просуществовала вплоть до V века нашей эры.

За эти семь веков данный тип казни пользовался то большей, то меньшей популярностью, менялась и процедура. Осужденных отдавали зверям на растерзание поодиночке или целыми группами, их связывали или оставляли свободными, но никогда не давали оружия. Со временем, чтобы продлить борьбу и агонию, их стали вооружать ножами. Некоторым удавалось убить зверя, иногда даже двух, но выйти из схватки победителем было невозможно. Отсрочка лишь подогревала интерес зрителей к казни. Постепенно смерть стала частью умело поставленного театрального действа, в котором выход на сцену животных и жертвы означал развязку. К примеру, человека наряжали Гераклом, давали ему дубину в руки и оставляли наедине с быком, который неизменно добивал его в последнем акте.

Историк Юбер Монтейе пишет, что в театральных пьесах, игравшихся профессиональными актерами, нередко участвовали приговоренные к казни женщины, которые по логике пьесы в финале «отдавались» животным, в частности медведям или ослам, символизирующих похотливость. Если соитие со зверем не убивало несчастных, их незаметно душили на сцене.

Сожалея о тех, кто умер в невыразимых муках, напомним и об участи животных. Их использовали не только как палачей, но и в боях против гладиаторов, в схватках с другими хищниками и на театрализованных охотах в Колизее.

Весь мир поставлял Риму хищников. Многие историки полагают, что животных, собранных для одной такой охоты, с лихвой хватило бы на все зоопарки Европы. Ролан Оге приводит несколько установленных цифр: во время игр в честь открытия Колизея было убито девять тысяч привезенных из Африки животных, а если верить Светонию, однажды в течение дня публике были показаны и сразу убиты пять тысяч диких зверей. Историк заключает: «Рим изменил фауну целого континента, тут нечему удивляться: на протяжении семи столетий с него вывозили всех четвероногих, подходивших для представлений в амфитеатрах».

Суд тигров

Как пишет Артюр Манжен, азиатские и восточные деспоты часто делали исполнителями своей монаршей воли львов, пантер и тигров. Нередко животных, в частности тигров, возводили в ранг судей. Безоружного человека выводили к полудюжине судей-хищников. «Если он был виновен, эти честные, но голодные «судьи» приговаривали его и пожирали. Если они были сыты или обвиняемый не казался им аппетитным, они его не трогали, этот факт воспринимался как доказательство в пользу его невиновности, и обычно осужденного освобождали». Голландскому путешественнику Страворинусу в XVIII веке довелось присутствовать в Индии на одном из таких судилищ. Он рассказывает, что приговоренного бросили в яму к «судьям», ему повезло – он упал на спину самого крупного тигра. «Хищник был мощный, и человек уцепился за его загривок. Другие тигры были настроены отнюдь не дружелюбно, но не осмелились напасть на осужденного, благодаря счастливой случайности оседлавшего их собрата». Впрочем, несчастного вопреки традиции все равно убили стражники.

В той же Индии в 1812 году в провинции Бенгалия двух осужденных отдали тигру. Одного он загрыз сразу, а второму после двух часов ожесточенной борьбы удалось-таки убить «судью» тупым кинжалом. Повелитель не только помиловал храбреца, но и осыпал его почестями и подарками. Подобные «дуэли» просуществовали в некоторых частях Индии и Индокитая до середины XIX века: тигра почитали ангелом смерти, вершащим правосудие по воле богов.


Извращенные умы без устали искали все новые способы казней, не оставили они без внимания и некогда многочисленных хищных птиц. Не сам ли Зевс подал им пример, приковав титана Прометея, хранителя огня и создателя человеческой расы, к скале на Кавказе, где орел каждое утро клювом терзал его печень?

Растерзание птицами предусматривалось и в своде законов Ману, определявшем уклад первобытного индийского общества. Закопанные по плечи, а иногда по подбородок приговоренные не могли отогнать стервятников, которые нередко приступали к пиру, когда жертва была еще жива. Чаще всего такая участь ждала посаженных на кол и распятых, чьи страдания усугубляли «самые дерзкие хищники, которые вцеплялись им в головы и выклевывали глаза острыми, как кинжалы, клювами», – пишет Жанин Обуайе в книге «Повседневная жизнь Индии до VII века». На самом деле все казнимые, еще живые или уже мертвые, подвергались нападениям птиц: грифов, коршунов и прочих стервятников на Востоке, ворон и воронов в Европе. Вспомним описания тысяч ворон, кружащих в небе над Монфоконом с обагренными кровью клювами. Убивая сородичей, человек использовал все виды животных, в том числе рептилий, ящеров, грызунов и даже насекомых.

Жрецов Омона из Напаты (сегодня это территория Эфиопии) по приказу фараона Эргамена бросили крокодилам. Викинга Рагнара Лодброга замуровали заживо в бочке со змеями. Во Франции, Голландии и Англии весьма распространенная пытка состояла в том, что на голый живот приговоренного ставили перевернутый котел или клетку и запускали туда крыс, ласк или сонь. На котле или в клетке разводили огонь, животные впадали в панику и, чтобы спастись, прогрызали живот жертвы, залезая в его внутренности. Именно так были казнены десятки католиков в голландском городе Хорн.

Смертная казнь - разрешённое законом лишение человека жизни в качестве наказания (обычно за тяжкое уголовное преступление).

Согласно докладу ООН, опубликованному в ноябре 2007 года, в мире 146 государств отказались от «узаконенного убийства». В то же время в 51 стране казни продолжаются, а нередко носят публичный характер. В 2006 году в мире были казнены по меньшей мере 5 тысяч 628 человек.

Несмотря на то, что количество государств, в которых допускается смертная казнь, составляет значительно меньше половины общего числа стран мира, но лишь 30% населения планеты проживает в тех странах, в которых нет угрозы смертной казни.

Наибольшее количество - 90% всех смертных казней приходится на такие страны, как Иран, Ирак, Китай, Пакистан, США и Судан. В Китайской Народной Республике, по оценкам, среднегодовой показатель казненных составляет свыше 1000 человек (официальная статистика отсутствует). На второй позиции Иран, где этот показатель колеблется в пределах от 100 до 150. На третьем месте - Саудовская Аравия - от 80 до 100 казненных. На следующей позиции - Соединенные Штаты. Там в год подвергают казни в среднем 60 человек. В Европе единственным государством, которое применяет смертную казнь, остается Белоруссия.

Всего же в мире числится приблизительно 20 тыс. заключенных, ожидающих приведения в исполнение смертного приговора.
Правозащитные организации отмечают, что особую обеспокоенность вызывает тот факт, что смертная казнь все чаще применяется для наказания преступлений, не связанных с насилием, таких, например, как гомосексуализм в Саудовской Аравии, транспортировка наркотиков в Юго-Восточной Африке, прелюбодеяние в Нигерии и Судане, а также коррупция в Китае.

15 ноября 2007 года ООН приняла резолюцию, призывающую нации ввести мораторий на смертную казнь. Предложение о введении моратория поддержали 99 государств, "против" проголосовали 52 государства, 33 стран воздержались. Резолюция Генеральной ассамблеи не имеет обязательной силы, однако является политическим сигналом для лидеров мира.

В мире есть достаточно много современных или унаследованных из прошлого методов казни.

Один из часто применяемых в истории человечества методов казни - расстрел . Приговоренного к смерти ставят к стене или привязывают к столбу. Часто ему завязывают и глаза, хотя нередко пренебрегают этим. Как правило, расстрел осуществляют несколько человек, и чтобы они не узнали, кто именно из них привел приговор в исполнение, оружие некоторых из них тайно заряжают холостыми пулями, а на смертника надевают специальную одежду, которая затрудняет стрелкам определить результаты своего выстрела. Расстрел как метод казни применяют в Китае, Сомали, Тайване, Белоруссии, Узбекистане, Вьетнаме и ряде других стран. В США расстрел сохраняется в качестве запасного метода казни в некоторых штатах.

Пове́шение - вид механической асфиксии, который возникает при сдавливании шеи петлёй, затянувшейся под тяжестью тела погибшего. Смерть наступает через 4-5 минут после сдавливания шеи от паралича дыхательного центра, сердечная деятельность продолжается некоторое время после остановки дыхания. В список стран, которые прибегают к казни через повешение, наряду с такими странами, как Египет, Иран. Иордания, Пакистан, Сингапур, Ирак и другие, входит и высокоразвитая Япония.

Один из существующих еще в настоящее время методов казни - обезглавливание . В этом случае биологическая смерть наступает быстро. Этот вид наказания применяется в Саудовской Аравии и Ираке. Во Франции до 1977 года применялось обезглавливание через гильотину, введенное еще в 1792 году. Последняя казнь через отсечение головы гильотиной состоялась в Марселе 10 сентября 1977 года. Это была последняя казнь не только во Франции, но и во всей Западной Европе.

Электрический стул был изобретен в США в XIX веке, а первая современная модель появилась в 1960-е годы. Электричество пускают минимум двумя потоками. Первый - 2000 вольт, затем - меньше, во избежание ожогов. Смерть наступает от остановки мышц сердца и других органов. В последние десятилетия электрический стул активно вытеснялся другими формами казни (например, смертельной инъекцией) и сейчас используется достаточно редко.

Метод введения иглой специального яда (смертельная инъекция ) получил распространение в 1980-е годы. Инъекции считаются более гуманным способом умерщвления, чем повешение, помещение в газовую камеру, казнь с помощью электрического стула или огнестрельного оружия. Обычно осужденному на смерть вкалывают три препарата: первый представляет собой анестезирующее средство, второй парализует мышцы, а третий приводит к остановке сердца. Существует специальная машина для ввода препаратов, но в большинстве штатов предпочитают вводить растворы вручную, полагая это более надёжным. В США такой вид казни применяется в 37 штатах из 38, где разрешена смертная казнь. Смертельная инъекция применяется в качестве метода смертной казни также на Филиппинах.

Газовая камера , как способ казни, на сегодняшний день применяется только в США. Она представляет собой небольшую комнату, покрытую в верхней части стеклом, чтобы была возможность наблюдать за исполнением наказания. Приговоренного к смерти привязывают в камере к стулу и пускают газ по специальным трубам. С пуском газа человек теряет сознание, и через 9 минут наступает биологическая смерть. На сегодняшний день этот способ допускается в штатах Аризона, Миссури и Калифорния.

На Востоке и в Азии еще применяются средства казни, использующиеся с древних времён, такие как побивание камнями. В наше время к такой форме наказания прибегали в Иране и Афганистане, она также распространена в Судане и части Нигерии. Для вынесения подобного приговора собирается группа людей, которые затем забивают жертву камнями. В Иране, Ираке и Афганистане смертная казнь вполне обыкновенна, и в XX веке немало руководителей этих государств кончило жизнь на виселице, в том числе Наджибулла (повешен талибами в 1996 году) и Саддам Хуссейн (повешен 30 декабря 2006 года).

Смертная казнь в России

Впервые понятие "смертная казнь" появляется на Руси в 1398 году в Двинской уставной грамоте. Во времена Иоанна IV эта мера наказания использовалась без ограничений: по некоторым данным, было казнено около 4 тысяч человек.

Не любимый народом Борис Годунов при восхождении на престол поклялся соблюдать пятилетний мораторий на вынесение и исполнение смертных приговоров и клятву сдержал. Но по истечении оговоренного срока вернулся к этому способу наказания, завещав то же самое и сыну.

Петр I сделал смертную казнь наказанием за 123 состава преступления.

Дочь императора, Елизавета, первая в Европе попыталась отменить казнь.

Екатерина II, хотя и прибегала к этой мере, считала, что наказание преступника должно вести не к устрашению, а "к исправлению и возвращению на путь истинный".

В 1835 году в Своде законов смертная казнь впервые появляется де-юре: полагалась она за преступления государственные, военные и в качестве "карантинной меры". Всего в 1805-1905 годах было казнено около 300 человек (с 1891 года высшая мера не использовалась ни разу).

Все изменили революции: в 1905-1906 годах было расстреляно около 4 тысяч человек. Но первая Дума вновь упразднила смертную казнь в 1917 году. О том же заявили и большевики, придя к власти. Но скоро начался "красный террор": заложников расстреливали просто по классовому признаку.

26 мая 1947 года Сталин отменил смертную казнь, но оставались ГУЛАГ и НКВД. В начале 1950-х годов смертная казнь была Сталиным же восстановлена.

В СССР высшая мера наказания (а именно расстрел) применялась за государственные преступления (измена Родине, шпионаж), умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах, хищение государственного или общественного имущества в особо крупных размерах и некоторые особо тяжкие преступления - постоянно; и за дезертирство, уклонение от воинской службы, отказ от исполнения приказа начальника, насилие - в военное время.

С 1962 года смертная казнь стала применяться и за экономические преступления, например, "валютные махинации". С 1962 по 1990 год было расстреляно 24 тысячи человек.

В новой России применение смертной казни было резко сокращено: с 1991 по 1996 год исполнены 163 приговора. 16 мая 1996 года президентом России Борисом Ельциным был издан указ «О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы». С августа 1996 года, в соответствии с этим указом, приговоры к смертной казни в исполнение не приводятся.