Урок по обществознанию «Защита Отечества» 7 класс

Цель: Раскрыть суть священного долг гражданина - защитить Отечество

Задачи:

    Развивать умения учащихся мыслить о судьбе Родины и защите Отечества;

    Вырабатывать у учащихся осознанную необходимость подготовки к выполнению воинского долга;

    Содействовать воспитанию у учащихся военно – патриотических чувств и любви к нашей Родине – России;

    Воспитывать чувство гордости и уважения к нашим героическим предкам и сегодняшним защитникам Отечества

Основные термины и понятия: гражданин, Конституция, долг, обязанность,

План.

2.Современные российские вооружённые силы (сообщение учащегося).

3. В чем заключаются обязанности военнослужащих.

4..Российская военная техника (сообщение учащегося).

5. Готовь себя к исполнению воинского долга.

6.Подведение итогов урока.

Эпиграф: «Родина - мать, умей за неё постоять».

1.Защита Отечества – священный долг и обязанность каждого гражданина.

Наш урок начнём с просмотра небольшого видеофрагмента: «»

Вопросы учащимся

    О чем этот видеоролик?

    Почему дело защиты родины называют священным?

    Есть ли угроза вторжения вражеских воиск сегодня?

Изучая права человека, мы обращали внимание на принцип «нет прав без обязанностей». Что такое обязанность? (Установленная обществом и государством необходимость вести себя определённым образом) Как вы понимаете этот принцип? Вспомните и скажите, какие конституционные обязанности возложены на каждого из нас.

Защита Отечества - это выполнение 1-й из конституционных обязанностей гражданина РФ.

Это тема нашего урока (см.на доску). О чём сегодня мы будем вести разговор? Актуальность темы? (Ответы учащихся)

Означает ли это, что наш разговор будет касаться только мальчиков? Какова роль женщины в защите Отечества? ( Женщины наравне с мужчинами выполнили долг перед Родиной, защищая свою страну от захватчиков) В настоящее время их количество превышает 10% численности всего личного состава Вооружённых сил Р

В качестве эпиграфа я взяла примеры народной мудрости (см. на доску).

Родина - мать, умей за неё постоять (?) . Родная земля кормит нас хлебом, поит из своих родников, удивляет своей красотой. Вот только защитить сама себя она не может. Обязанность защитить родную землю всегда лежала на тех, кто ест её хлеб, пьет её воду, любуется её красотой, на тех, кто силён и отважен.

Давайте обратимся к основному закону РФ – Конституции - и найдём статью 59.

Работа с текстом Конституции, прочитать:

Ст.59 Конституции РФ.

п.1.Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ.

Защита Отечества – оборона страны, охрана её суверенитета и безопасности, обеспечение целостности и неприкосновенности её территории.

Почему защита Отечества это и долг и обязанность одновременно?

Что означает слово «долг»?

(Слова долг и обязанность близки по значению. Первое обозначает, что требования Конституции носят не только юридический, но и глубоко нравственный характер, т.е. подчёркивается моральная обязанность перед Родиной, перед народом, перед близкими людьми. Человек совершает добровольный поступок, который характеризует его как достойного гражданина. Слово «обязанность» имеет юридический смысл, оно подкрепляется правовыми средствами в виде юридической ответственности за её неисполнение или ненадлежащее исполнение – УК, стр.186, ст. 339)

Можете привести примеры из истории, с кем воевали наши предки, выполняя свой долг? От кого защищали нашу землю? (Шведы, поляки, турки, немцы, французы, всех не перечесть. Наши предки – были смелыми и бесстрашными воинами, не дававшими врагам возможности завоевать свои земли )

Чем привлекала завоевателей «светло светлая земля русская»?

(Богата наша земля, колоссальные природные богатства, протяжённые границы – более 60 тыс. км, из них более половины – морские, владеть ею почётно, но не просто)

Как по-другому называют тех, кто любит свою Родину, беззаветно предан ей, гордится её успехами? Истинный патриот любит своё отечество не за то, что оно дает ему какие - то блага и привилегии перед другими народами, а просто потому, что это его Родина. И потому он верен ей в самые тяжелые минуты.

Действительно, защита Отечества – священное дело. А откуда появилось такое убеждение? Перед битвами войска “освящались” - они прикасались к священным символам Отечества – иконам, знамёнам, молитвам. !Священная война.

Мы вспомнили, что в прежние времена часто приходилось защищать наши границы от врагов.

Для чего нужна армия в современном мире?

2. Современные российские вооружённые силы (сообщение учащегося).

Менялись исторические эпохи, менялась и армия. Вначале это были княжеские дружины, затем стрелецкие полки времён Ивана 4; первая регулярная армия появилась в России при Петре I . Что в наше время представляют вооружённые силы РФ?

Для защиты страны от проявления агрессии, для того, чтобы ни у кого в мире не возникло соблазна посягнуть на её независимость, строить отношения с нашей страной с позиции силы создана государственная военная организация – Вооруженные силы РФ.

Сообщение учащегося

Итак, для чего стране в начале XXI века нужна регулярная армия?

Вернёмся к тексту Ст.59 Конституции РФ.

п.2.Гражданин РФ несёт военную службу в соответствии с ФЗ.

Порядок военной службы регулируется ФЗ от 28 марта 1998 года «О воинской обязанности и военной службе». На военную службу призываются граждане мужского пола от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учёте и не пребывающие в запасе; граждане от 18 до 27 лет, окончившие вузы и зачисленные в запас с присвоением воинского звания. Срок службы составляет с 1 января 2008 года 12 месяцев.

    Великие защитники Родины.А.В.Суворов

Среди тех, кто защищал нашу Родину, множество имён, прославивших силу русского оружия. Русской армии. Назовите их. А.В.Суворов.

Суворовские военные училища в Советском Союзе были созданы в год коренного перелома в Великой Отечественной войне, в августе 1943 г. В постановлении указывалось, что суворовские военные училища «имеют целью подготовить мальчиков к военной службе в офицерском звании и дать им общее среднее образование».

Говорят, что в жизни всегда есть место подвигу.

Какие вы можете привести примеры проявления воинского долга в наши дни? (Сергей Солнечников – 28 марта 2012 г Прохоренко, Пешков..)

3 . в чем заключается воинская служба.(заполнить схему учащимися)

5.Российская военная техника (сообщение учащегося) .

См.иллюстрации учебника по Обществознанию, стр. 90-91.

6.Подведение итогов урока.

    Объясни смысл понятия « защита отечества –это долг и или обязанность.»

    В чем заключается воинская служба.?

    Как готовить себя к исполнению воинского долга?

Вывод : воинская служба – моральный долг или принудительная обязанность, зафиксированная в Конституции? (Обсуждение, подведение итогов урока)

Патриотизм всегда находит свое выражение в чувстве долга перед Родиной. В зависимости от конкретных условии жизни людей, характера их деятельности чувство долга принимает различные формы. Обязанности по отношению к Отечеству выражает патриотический, гражданский долг; к вооруженной защите страны - воинский, к товарищам - товарищеский долг. В каком бы виде чувство долга ни выступало, оно всегда связано с общественными интересами, с нравственными ценностями и поступками. Высокое чувство долга помогает каждому из нас устоять от соблазнов, от неверного шага, сохранить чистой совесть и достоинство.

Исполнение долга показывает истинное лицо человека, раскрывает нравственные качества личности. Недаром в народе говорят. «Попробуй исполнить свой долг, и ты узнаешь, что в тебе есть».

Из какой бы республики, края, области ни был призван на военную службу юноша, он ответствен за надежную защиту нашей общей земли, народа, культуры, родных, близких, любимых, то есть за все наше Отечество. Безопасность Отечества во многом зависит от глубины и силы патриотических чувств его защитников.

Истинный патриотизм проявляется не в словах, а в делах и, прежде всего в верности своему конституционному, воинскому долгу.

Долг - это концентрированное выражение определенных обязанностей человека. Высшим выражением долга выступает гражданский, патриотический долг перед Отечеством.

Осознание каждым человеком общественных обязанностей как своих личных, четкое их претворение в жизнь и есть выполнение общественного долга. Без этого невозможна полноценная жизнь любой организации, коллектива, семьи, да и каждого отдельного человека.

Воинский долг - это нравственно-правовая норма поведения военнослужащего. Он определяется требованиями общества, государства и назначением Вооруженных сил.

Сегодня, когда наша страна переживает кризис и в духовной и в нравственной сферах, далеко не все правильно осознают свой долг. В погоне за наживой и удовольствиями некоторые граждане думают только о себе. Человеческую порядочность и долг они понимают своеобразно - с точки зрения приоритета своих эгоистических представлений. Это ведет к росту правонарушений в нашем обществе и моральным перекосам в общественном сознании. Часть молодежи своей главной жизненной целью избирает только деньги и личное благополучие. Некоторые из них делают все, чтобы уклониться от исполнения своего воинского долга. Это пагубно для страны, да и для этих молодых людей.

Каждому важно понять, что воинский долг - не пожелание, а непременное требование российского общества. Служба в армии и на флоте не знает оговорок: «не хочу», «не желаю», «не буду». Свое «хочу» или «не хочу» должно быть подчинено общественному «надо», «должен». Только тот, кто способен переломить себя, свой эгоизм и слабость, может считаться настоящим мужчиной, воином.

Воинский долг в сравнении с другими видами общественного долга включает в себя дополнительные нравственные обязанности, свойственные предназначению Вооруженных сил. Выполнять воинский долг нелегко. Однако он должен быть добросовестно исполнен, несмотря на встречающиеся трудности.

Просто и ясно выразил свое отношение к исполнению долга трижды Герой Советского Союза летчик-ас А.И. Покрышкин: «Самым главным, самым священным для меня был всегда долг перед Родиной. Я не останавливался перед трудностями, если они вставали на моем пути. Не хитрил ни перед своей совестью, ни перед товарищами. В бою старался как можно лучше выполнить поставленную задачу… нанести врагу как можно больший урон».

Испокон веков о человеке судят по его делам. Сила долга проявляется в практических действиях. Качество практического выполнения долга является одной из нравственных характеристик личности. Недаром о воине, который умело направляет свои знания, мысли, чувства и волю на выполнение приказа, боевой задачи, требований воинских уставов, говорят, что он сознательный и нравственно зрелый военнослужащий.

Что значит для российского воина в современных условиях быть верным воинскому долгу? Ответ на этот вопрос очень четко дается в Федеральном законе «О статусе военнослужащих» (1998 г.). «Защита государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, обеспечение безопасности государства, отражение вооруженного нападения, а также выполнение задач в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации, - отмечается в Законе, - составляют существо воинского долга, который обязывает военнослужащих:

Быть верными Военной присяге, беззаветно служить своему народу, мужественно и умело защищать свое Отечество;

Строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров;

Дорожить честью и боевой славой защитников своего народа, честью воинского звания и войсковым товариществом;

Совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь военное имущество;

Быть дисциплинированными, бдительными, хранить государственную и военную тайну;

Соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации».

Тот, кто знает эти требования и повседневно, ежечасно следует им в своих делах и поступках, тот и проявляет верность воинскому долгу.

Настоящий гражданин, воин-патриот всегда помнит о своем долге перед Отечеством и сверяет по нему, как по компасу, свой жизненный путь.

История войн, которые пришлось вести народам России в защиту Родины, - это история воинской доблести и солдатской славы.

В тяжелые годы для Родины всегда ощущался подъем нравственности россиян. Высокое слово «Отечество» связывалось с такими понятиями, как «присяга», «долг» и «подвиг» во имя его защиты и независимости. В России нарушение присяги, измена Родине всегда не только осуждались, но и жестоко карались.

Одним из ярких примеров массового патриотизма народов России явилась Отечественная война 1812 г. В этот период на защиту Родины встали все - и богатые, и бедные, и пожилые, и молодые, и мужчины, и женщины, то есть все, кому дороги свобода и независимость Родины.

Традиции патриотизма и верности Родине в наибольшей мере проявились в годы Великой Отечественной войны, когда решался вопрос о судьбе страны Отечественная война изобилует тысячами примеров самопожертвования русских людей, когда солдат закрывал грудью амбразуру дзота, подрывал последней гранатой себя и врагов, летчик шел на таран вражеского самолета или направлял горящий самолет на скопление врага, партизан погибал на виселице, но не становился предателем.

За мужество и героизм, проявленные в боях против фашистов, свыше 11,6 тыс. воинов были удостоены высшей степени отличия - звания Героя Советского Союза и более 7 млн. человек награждены орденами и медалями.

В настоящее время российские воины, в значительной мере воспитанные на подвигах героев Великой Отечественной войны, чтят и приумножают их славные боевые традиции. Так было в 1969 г. на острове Даманский, в 1978-1989 гг. в Афганистане, так повторилось и в Чеченской Республике в 1995-1996 гг. и в конце 90-х.

Казалось бы, годы предательства, лжи и равнодушия должны были вытравить в людях, особенно в молодежи, историческую память самопожертвования, но такого не произошло. Подвиг псковских гвардейцев-десантников явил всему миру, что русские люди и в наше время не утратили готовность отдать свою жизнь «за други своя».

Их было 90. Девяносто десантников, преградивших путь боевикам Басаева и Хаттаба на безымянной высоте у селения Улус-Керт, в Аргунском ущелье Чечни. Девяносто героев, принявших неравный бой с двумя тысячами вооруженных до зубов бандитов. 84 гвардейца геройски погибли, но не пропустили врага Их подвиг можно сравнить с битвой в Фермопильском ущелье трехсот спартанцев против полчищ персов, шедших завоевывать Грецию. Они все погибли, но своим подвигом-примером спасли свою Родину.

Под Улус-Кертом рота псковских гвардейских десантников шагнула в бессмертие, в жизнь вечную. Много было сказано о них красивых слов политиками, маршалами, полами. Но разве могут они сравниться со словами вдовы Героя, Алексея Владимировича Воробьева, Людмилы, прозвучавшие на всю страну: «Я хочу, чтобы Алеша знал, что его сына я воспитаю таким же, как он».

А те, кто любит Россию, всегда будут помнить, что наши ребята гам, на безымянной высоте, стояли насмерть. За нас, за наших детей, за нашу Родину!

Тема­ «Защита Отечества»
7 класс
обществознание
Селезнева Инна Ильизаровна
учитель истории и обществознания
МОУ СОШ № 35 имени Героя Советского Союза В.П.Чкалова
г. Комсомольск­на­Амуре

УМК: Обществознание: человек, право, экономика: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений
(Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф. Иванова и др. (под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф. Ивановой – М., Просвещение,
2012г)
Тема: Защита Отечества
Тип урока: урок новых знаний,практикум, частично интегрированный.
Педагогические ситуации: урок идет в соответствии с тематическим планированием; это первый урок по данной теме.
На уроке продемонстрированы различные формы коммуникативного взаимодействия: фронтальная беседа, работа в
группах, парах, индивидуальная, что обеспечивает позитивные межличностные отношения. На уроке используется
слайдовая презентация, которая повышает восприятие учебного материала. На уроке развиваются навыки работы с
документами, исследовательской деятельности, решения проблемных задач.
Все это обеспечивает системно­деятельностный подход на данном уроке.
Цели урока:
1. Личностные:
 Подвести учащихся к пониманию, что обязанность защищать свою Родину связана с патриотическими чувствами
и нравственным долгом перед Отечеством
 Важности моральной и физической подготовки к службе в армии (занятия спортом, ведение здорового образа
жизни)

 Воспитывать чувство гордости и уважения к нашим героическим предкам и сегодняшним защитниками
Отечества
2. Предметные:
 Проанализировать извлечения из текстов законов
 Изучить историю создания регулярной армии
 Познакомиться с основными видами внешних и внутренних угроз, с особенностями военной службы
 На основе видеоролика познакомиться с новыми видами вооружений и сделать вывод об основных
направлениях модернизации в современной армии
3. Метапредметные:
Научиться целеполаганию, аргументировать свою точку зрения, анализировать документы, работать по тексту
учебника, делать выводы, обобщать и систематизировать учебный материал в виде таблицы, презентации;
формировать познавательные, регулятивные, коммуникативные учебные действия.
Оборудование: учебник, тетрадь, Конституция РФ, фрагменты документов по вопросам подготовки граждан РФ к
военной службе, видеоролик, проектор, компьютер.
Формы работы учащихся:

Фронтальная, индивидуальная, групповая, работа с источником.
Этапы урока
Обучающие и
развивающие
компоненты,
задания и
упражнения.
Деятельность учителя
Деятельность
обучающихся
Промежуточ
ный контроль.
УУД:
Л­Личностные
П­Познавательные
Р­Регулятивные
К­
Коммуникационные
1.Организационный Настроить
Здравствуйте кадеты,
Подготовка к
Сформировать
Устные ответы,

момент.
2 минуты
учащихся на
учебное занятие.
2.Мотивация
учебной
деятельности.
3 минуты.
Подготовка
учащихся к
усвоению нового
материала,
психологический
настрой.
Работа с
пословицами по
теме.
1.Кто Родине
верен,…
2.Русскую
заповедь знай,…
3.Тяжело в
учении,…
4.За правое дело,

5.Бой красен
мужеством,…
(стой смело.; а
садитесь. Я рада нашей
встрече на сегодняшнем
уроке. Ребята мы
продолжаем с вами
изучать большой раздел
учебника по теме «Человек
среди людей». Я думаю,
что мы сегодня сумеем
показать все, чему мы уже
успели научиться и
сделаем это творчески и
хорошо
Создает психологический
настрой урока, мотивирует
учеников на изучение
новой темы.
Выдает учащимся карточки
с запутанными
пословицами и направляет
их на определение темы.
Читает стихотворение
Е.Трутневой «Российский
воин»
«Российский воин бережет
Родной страны покой и
славу,
уроку рабочего
места.
Психологический
настрой.
адекватную
мотивацию учебной
деятельности (Л)
работа в
технологической
карте урока.
Фронтальная
работа
Работа в
группах,
аналитическая и
обобщающая
работа.
Обсуждают,
составляют
пословицы и
делают выводы
Размышляют,
определяют тему и
цели урока.
Защита Отечества,
Защита России,
Патриоты страны,
защитники страны,
вооруженные силы
страны. Цели:
 Изучить
основы
защиты
Отечества,
познакомиться с
перспективами

товарищ
дружеством.; тот
Он на посту,
и наш народ
в бою
Гордится армией по праву.
примерен.; в бою
не зевай.; легко в
бою.
военной службы,
 осознать
необходимо
сть уже в
подростково
м
возрасте
готовиться к
выполнению
воинского долга;

 показать,
что из числа
обязанносте
й
гражданина России
обязанность
защищать
свою Родину
связана с
патриотическими
чувствами
и нравственным
долгом перед
Отечеством.

Когда в истории России
появляется армия?
С появлением
государства, при
первых князьях.
2.Актуализация
знаний
7 минут
Подготовить
мышление
обучающихся к
восприятию новых
знаний и
осознанию ими
внутренних
потребностей к
построению новых
способов
действий
Фронтальная
работа.
Развитие устной речи,
ведение диалога (К)
Выделять
существенную
информацию в тексте
учебника (П).
Учебно­
познавательный
интерес к новому
знанию (Л).
Осуществлять
сотрудничество с
учителем (К)
Обобщать (П)
Целеполагание (П)
Фронтальная
работа.
Какая армия называется
регулярной; когда она
была создана? (при
затруднении обратить
внимание в учебник на
стр.89)
Зачем нужна регулярная
армия?
История знает много
примеров верного
служения Родине,
подвигов во имя Родины.
Приведите примеры.
обучающиеся дают
определение
понятий
«регулярная
армия» и говорят,
что такая армия
была создана в
начале XVIIIв
Петром 1.
Опираясь на текст
учебника на стр.89,
ученики приводят
факты и обобщают.
Защищать границу,
территорию,
население,
независимость
государства,
материальные и
духовные ценности.
Ученики называют
известных им
Осуществляют
сотрудничество с

учителем (К)
героев (Александр
Невский (Невская
битва, Ледовое
побоище)
Г.К.Жуков,
Дмитрий Донской
(Куликовская
битва), и др)

В.П.Чкалова
Рассказ Д.
Марвановой о
Чкалове. 2мин.
Наша школа носит имя
Героя Советского Союза
– кого?
В нашем школьном музее
есть экспозиция,
посвященная
В.П.Чкалову. Даша
расскажет нам о нем.
Говоря о Героях хочу
сказать, что сегодня 9
декабря отмечается в
России День Героев
Отечества, он был введен
28 февраля 2007 года.
Организует диалог с
учащимися по вопросам,
показывает слайд с
терминами.
Фронтальная
работа
Беседа о
патриотизме и
Как называют людей,
Размышляют,
Самостоятельно
излагают свое мнение

патриотичес­
ких чувствах
которые любят свою
Родину и готовы пойти
ради нее на большие
поступки?
Как мы назовем то
чувство, которое
испытывают патриоты?
о патриоте и
патриотизме.
делают
собственные
выводы, работают в
технологических
картах урока.
Патриот­любитель
Отечества,
ревнитель
о благе его,
отчизнолюб.
Патриотизм –
Любовь к своему
Отечеству,
преданность
своему народу и
ответственность
перед ним,
готовность к
любым жертвам и
подвигам во имя
интересов своей
Родины.
3.Усвоение
содержания нового
учебного
Создать условия
для
формирования у
В Конституции РФ ст.59
ч.1 написано: «Защита
Отечества является долгом
Ученики делают
вывод: долг и
обязанность, долг
Умение
систематизировать
информацию
Работа в
группах,
фронтальная

материала.
9 минут
беседа
учебника в виде
схемы. (П)
Устанавливать
причинно­
следственные связи
(П)
Принимать и
сохранять
поставленную
учителем учебную
задачу (Р)
Формирование
чувства патриотизма
и гражданственности
(Л)
учащихся знания
содержания
конституционной
обязанности
граждан по защите
Отечества,
основных
обязанностей
военнослужащего,
роли армии в
развитии
государства и
общества через
организацию
групповой работы
с правовыми
источниками.
и обязанностью
гражданина РФ». Учитель
предлагает ученикам найти
противоречие.
На материале урока
необходимо ответить на
этот вопрос.
Как вы думаете, какие
угрозы возникают для
нашей страны в 21в?
Учитель предлагает
обучающимся на основе
текста учебника стр.90­91
составить и заполнить
схему «Виды угроз для
нашей страны»
– это нравственная
категория, а
обязанность – это
то, что подлежит
безусловному
выполнению,
закреплена в
правовых нормах.
Таким образом,
формируется
проблема: почему
защита Отечества
названа и долгом, и
обязанностью?
Ученики
анализируют текст,
обобщают в виде
заполнения схемы,
делают вывод:
сталкиваясь с
нарастанием
внешних и
появлением новых
внутренних угроз,
Россия должна
иметь сильную,
хорошо
подготовленную,
профессиональную

армию,
вооруженную
самым
современным
оружием.
Ученики
анализируют
правовые
источники,
отвечают на
вопросы к ним,
заполняют
таблицы, готовят
выступления на 2­3
мин.
Установка на
здоровый образ жизни
(Л).
Осуществлять
сотрудничество,
учитывать позицию
одноклассников (К).
Практическое
использование
мышления: анализа,
сравнения,
обобщения (П)
Планировать свои
действия в
соответствии с
поставленной задачей
(Р)
Работа с
нормативными
документами
(практическая
часть урока) –
10 минут
Проанализировать
текст закона
От кого
российские
военнослужащие
должны защищать
Отечество в наши
дни?
Как готовить себя
к исполнению
воинского долга?
Что означает
обязанность
гражданина
России нести
военную службу в
вооруженных
силах России и
защищать
Отечество.
Учитель организует работу
с правовыми источниками
в малых группах (см.
приложение № 2). При
затруднении можно
пользоваться учебником
стр. 91­93
1 группа­
В чем заключается
воинская обязанность
гражданина РФ? Сравни
военную службу по
призыву и по контракту.
В чем различие? Заполни
таблицу.
2 группа­
Каковы основные
обязанности
военнослужащего?
Какие моральные и
личностные качества
составляют суть
воинского долга?
Составь перечень таких
качеств.

3 группа­
Как гражданин готовится
к исполнению воинского
долга?
Назовите особенности
обязательной и
добровольной
подготовки.
Приведите примеры,
опираясь на личный
опыт или опыт знакомых
тебе людей. Результат
внесите в таблицу.
На данном этапе урока
учитель выполняет роль
консультанта.
Учитель предлагает уч­ся
просмотреть видеоролик и
сформулировать задачу,
которую поставил В.В.
Путин, как Верховный
главнокомандующий перед
российской армией
Просмотр
видеоролика
«Современная
армия России»
4 мин
Познакомить с
новыми видами
вооружения
Развитие творческих
способностей (Л)
видеоролик
Осуществлять запись
нужной информации
с помощью ИКТ (П)
Ученики
знакомятся с
новыми видами
вооружения,
анализируют,
рассуждают,
делают вывод о
том, что в армии
необходимо
провести
модернизацию (она
проводится) ­
качественные
изменения военной

техники, средств
управления, связи,
разведки,
высокоточных
боеприпасов.
Ученики
высказывают свое
мнение по
проблеме: почему
защита Отечества
названа и долгом и
обязанностью?
30 секунд пишут
большими буквами
на листе качества и
демонстрируют
всем.
Зачитывают по
порядку.
Допускать
возможность
существования
разных точек зрения,
в т.ч. не совпадающей
с его собственной (К)
Формулировать
собственное мнение и
позицию (К)
Развитие морального
сознания (Л)
Способность к
самооценке (Л)
Адекватно
воспринимать оценку
учителя и товарищей
(Р)
Все познавательные
УУД
Рефлексия
деятельности
3­4 минуты
Учитель предлагает
обратиться к Конституции
РФ и вспомнить проблему,
поставленную в ходе
урока.
Оценить
обучающимися
собственную
учебную
деятельность,
подвести итоги,
соотнести цели и
результаты
деятельности
Какими качествами
должен обладать
современный
военнослужащий?
Предлагаю девочкам
записать на листе
качество, которым
должен обладать
современный воин­
защитник, а мальчики
запишут одно качество,
которым они сами хотели
бы обладать как
будущим защитникам
Родины.

Учащимся предлагается
вспомнить цели урока и
соотнести с результатами,
выбрать наиболее
интересное и понятное
изложение материала.
Ученики
высказывают свое
мнение о том, что
нового они узнали
на уроке и
насколько это
соотносится с
целями данного
урока. Ребята по
цепочке
высказываются
одним
предложением,
выбирая начало
фразы из
рефлексивного
экрана на доске
см. приложение №4
Мы увидели, что служба
в армии является
почетной и важной
обязанностью
гражданина. Но в то же
время это серьезная
школа жизни, испытание
на прочность духа. Не все

проходят его с честью.
Каждый год возникает
проблема с набором
юношей для
прохождения службы в
рядах вооруженных сил.
Современные молодые
люди не хотят служить в
армии. Как вы думаете,
почему? Подумать дома,
обсудим в классе на
следующем уроке.
 Кто, если не мы
сами,
граждане России,
сможем защитить свою
Родину в минуту
опасности
 Кто, если не вы,
молодое поколение,
могут решить проблемы
современной армии?
Д/з. параграф 8, читать и
пересказывать,подготовить
сообщения или
презентацию о подвигах
российских солдат и
офицеров в наши дни.

Приложение № 2
Задание 1 группе



воинский учет;

призыв на военную службу;

пребывание в запасе;













прохождения военной службы.





Вопросы и задания: В чем заключается воинская обязанность гражданина РФ?
Сравни военную службу по призыву и по контракту. В чем различие? Заполни таблицу.
служба по призыву
служба по контракту
Задание 2 группе



16. Военнослужащий в служебной деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными
законами, федеральными законами, общевоинскими уставами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.










Российскую Федерацию;



военное имущество;











Вопросы и задания:

Задание 3 группе
Извлечения из Федерального закона
"О воинской обязанности и военной службе"



комиссара.

1. Обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает:















Вопросы и задания:


Подготовка к исполнению
воинского долга
Обязательная
Добровольная
Примеры
Материалы к уроку.
Задание №1.
Пословицы.

I вариант
1.Кто Родине верен,…
2.Русскую заповедь знай,…
3.Тяжело в учении,…
4.За правое дело,…
5.Бой красен мужеством,…
(стой смело; а товарищ дружеством;
тот в бою примерен;
в бою не зевай; легко в бою).

Конституция Р.Ф. Статья № 59.
1.Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в
иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.
Задание №2.
Задание №3
Заполните схему «Внешние угрозы для нашей страны.»
и сделайте вывод, нужна ли нашей стране сильная армия?
Стр. 90­91
Задание №4.

Статья 1. Воинская обязанность
Работа в группах.
1 группа
Извлечения из Федерального закона
"О воинской обязанности и военной службе"
1. Воинская обязанность граждан Российской Федерации (далее ­ граждане) предусматривает:
воинский учет;
обязательную подготовку к военной службе;
призыв на военную службу;
прохождение военной службы по призыву;
пребывание в запасе;
призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
Статья 2. Военная служба. Военнослужащие
2. Прохождение военной службы осуществляется: гражданами ­ по призыву и в добровольном порядке (по контракту);
Статья 22. Граждане, подлежащие призыву на военную службу
1. Призыву на военную службу подлежат:
а) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на
воинском учете и не пребывающие в запасе
Статья 38. Срок военной службы для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву
1. Срок военной службы устанавливается:
д) для военнослужащих, призванных на военную службу после 1 января 2008 года, ­ 12 месяцев;
Статья 32. Контракт о прохождении военной службы
1. Контракт о прохождении военной службы заключается между гражданином (иностранным гражданином) и от имени Российской
Федерации ­ Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором настоящим
Федеральным законом предусмотрена военная служба, письменно по типовой форме в порядке, определяемом Положением о порядке
прохождения военной службы.
2. В контракте о прохождении военной службы закрепляются добровольность поступления гражданина (иностранного гражданина) на
военную службу, срок, в течение которого гражданин (иностранный гражданин) обязуется проходить военную службу, и условия контракта.
3. Условия контракта о прохождении военной службы включают в себя обязанность гражданина (иностранного гражданина) проходить
военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях или органах в течение

установленного контрактом срока, добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих,
установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
4. Первый контракт о прохождении военной службы вправе заключать: граждане в возрасте от 18 до 40 лет;
Вопросы и задания: Сравни военную службу по призыву и по контракту.
В чем различие? Заполни таблицу.
служба по призыву
служба по контракту
Задание №4.
Работа в группах
2 группа
Извлечения из Устава внутренней службы
Вооруженных Сил Российской Федерации
1. Общие обязанности военнослужащих
16. Военнослужащий в служебной деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными
конституционными законами, федеральными законами, общевоинскими уставами и иными нормативными правовыми актами
Российской
Федерации.
Защита государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, обеспечение безопасности государства,
отражение вооруженного нападения, а также выполнение задач в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации
составляют существо воинского долга, который обязывает военнослужащего:







быть верным Военной присяге (обязательству), беззаветно служить народу Российской Федерации, мужественно и умело защищать
Российскую Федерацию;
строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, требования общевоинских уставов,
беспрекословно выполнять приказы командиров (начальников);
совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь
военное имущество;
быть дисциплинированным, бдительным, хранить государственную тайну;
дорожить воинской честью и боевой славой Вооруженных Сил, своей воинской части, честью своего воинского звания и войсковым
товариществом, с достоинством нести высокое звание защитника народа Российской Федерации;
соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

17. Военнослужащий должен быть честным, храбрым, при выполнении воинского долга проявлять разумную инициативу, защищать
командиров (начальников) в бою, оберегать Боевое знамя воинской части.
18. Военнослужащий обязан проявлять патриотизм, способствовать укреплению мира и дружбы между народами, предотвращению
национальных и религиозных конфликтов.
19. Военнослужащий обязан уважать честь и достоинство других военнослужащих, выручать их из опасности, помогать им словом и делом,
удерживать от недостойных поступков, не допускать в отношении себя и других военнослужащих грубости и издевательства, содействовать
командирам (начальникам) и старшим в поддержании порядка и дисциплины. Он должен соблюдать правила воинской вежливости, поведения,
выполнения воинского приветствия, ношения военной формы одежды и знаков различия.
Вопросы и задания:
Каковы основные обязанности военнослужащего?
Какие моральные и личностные качества составляют суть воинского долга? Составь перечень таких качеств.
\
Задание №4.

Работа в группах
3 группа
Извлечения из Федерального закона
"О воинской обязанности и военной службе"
Статья 9. Первоначальная постановка граждан на воинский учет
1. Первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется в период с 1 января по 31 марта в год достижения
ими возраста 17 лет комиссиями по постановке граждан на воинский учет, создаваемыми в муниципальных районах, городских округах и на
внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации
(руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного
комиссара.
Статья 11. Обязательная подготовка гражданина к военной службе
2. Обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает:
получение начальных знаний в области обороны;
подготовку по основам военной службы в образовательных организациях в рамках освоения образовательной программы среднего
общего образования или среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций;
военно­патриотическое воспитание;
Статья 17. Добровольная подготовка гражданина к военной службе
1. Добровольная подготовка гражданина к военной службе предусматривает:
занятие военно­прикладными видами спорта;
обучение по дополнительным общеобразовательным программам, имеющим целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной
или иной государственной службе, в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях, а также в
военных оркестрах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее ­ военные оркестры);
обучение по программе военной подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при федеральных государственных
образовательных организациях высшего образования;
обучение по программе военной подготовки в учебных военных центрах при федеральных государственных образовательных
организациях высшего образования.
Вопросы и задания:
Как гражданин готовится к исполнению воинского долга?

Назовите особенности обязательной и добровольной подготовки.
Приведите примеры, опираясь на личный опыт или опыт знакомых тебе людей. Результат внесите в таблицу.
Подготовка к исполнению
воинского долга
Обязательная
Добровольная
Примеры
Приложение №3.
Технологическая карта урока.
1. Задание №1. Работа с пословицами.
1.Кто Родине верен, ______________________________________________ Стр. 90­91_________________________________________________________________
Подготовка к исполнению
воинского долга
Обязательная
Задание №4.
Группа №3.
Примеры

Добровольная
АНКЕТА
1. Сегодня я узнал_____________________________________________________________
2. Было интересно_____________________________________________________________
3. Было трудно________________________________________________________________
4. Я выполнял задание_________________________________________________________
5. Я научился_________________________________________________________________
6. Урок дал мне для жизни______________________________________________________
7. Мне захотелось_____________________________________________________________
8. Не понял__________________________________________________________________

Рассмотрение первого вопроса следует начать с разъяснения сущности и содержания понятия “долг” . В повседневной жизни мы часто говорим о требованиях долга, о чувстве долга, об исполненном долге. Что же такое долг? Что мы вкладываем в это понятие? Почему так необходимо, чтобы чувство долга, верность долгу вошли в наши сознание, плоть и кровь, не оставляли нас в любых испытаниях?
Человек живет в обществе, и он не может быть независим от него. В целях удовлетворения своих повседневных потребностей каждый человек пользуется благами, созданными до него старшими поколениями, родителями, обществом. Взамен общество (как и во все предшествующие времена) предъявляет к человеку определенные требования. В том числе, оно обязывает его поступать, жить и действовать в соответствии с устоявшимися, проверенными веками нормами и правилами. Часть из них общество силой государственной власти возводит в ранг законов . Другие остаются в памяти народа, передаются от поколения к поколению, и хотя не обличены в форму государственных правовых документов, они не менее действенные. Это – так называемые нормы морали и нравственности . Правовые и моральные нормы теснейшим образом взаимосвязаны. Это становится ясным при рассмотрении понятий “долг” и “честь”.
Итак, что же такое долг?
Долг - это концентрированное выражение определенных обязанностей человека . Человек имеет обязанности перед семьей (семейный долг), коллективом и товарищами (товарищеский долг) и т. д. Высшим выражением долга выступает гражданский, патриотический долг перед Отечеством. В каком бы виде долг не проявлялся, он всегда связан с общественными интересами и потребностями людей.
Осознание каждым членом коллектива общественных обязанностей как своих личных, четкое их претворение в жизнь и есть выполнение общественного долга. Без этого невозможна полноценная жизнь любой организации, коллектива, семьи, да и каждого отдельного человека.
Воинский долг - это нравственно-правовая норма поведения военнослужащего. Воинский долг определяется требованиями общества, государства и назначением Вооруженных Сил.
Суть воинского долга заключается в защите государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, обеспечении безопасности государства, отражении вооруженного нападения, а также выполнении задач в соответствии с международными обязательствами страны.
Поскольку воинский долг представляет собой единство правового и нравственного требований общества , то без благородной моральной основы он теряет свое значение, превращается в обязанность наемника перед работодателем. Выполнение долга дает ответ на главные вопросы нравственной характеристики личности.
Отношение к общественному долгу (а как мы установили, воинский долг - разновидность общественного) является характеристикой не только личности, но и духовных сил общества в целом.
Сегодня, когда наша страна переживает кризис и в духовной, и в нравственной сфере, далеко не все правильно осознают свой долг. В погоне за наживой и удовольствиями некоторые граждане думают только о себе. Человеческую порядочность и долг они понимают своеобразно - с точки зрения приоритета своих эгоистических представлений. Это ведет к росту правонарушений в нашем обществе и моральным перекосам в общественном сознании. Часть граждан своей главной жизненной целью избирают деньги и личное благополучие. Некоторые из них делают все, чтобы уклониться от исполнения своего воинского долга.
Это пагубно для страны, да и для этих молодых людей. Еще в начале XIX века известный военный теоретик Г. Жомини говорил: “Горе тем странам, в которых роскошь откупщика и кошелек биржевого дельца будут предпочитаться мундиру храброго воина, посвятившего обороне Родины свою жизнь, свое здоровье или свое имущество”.
Каждый гражданин должен помнить требование Конституции –Основного закона государства относительно исполнения воинской обязанности. В соответствии со ст. 59 Конституции РФ “Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации .” Вот почему сотни тысяч юношей России, принимая военную присягу, клянутся “достойно выполнять воинский долг.” А выполнив его с честью и достоинством, возмужавшими, набравшимися сил, новых знаний, умений и опыта, возвращаются в родной дом.
Воинский долг в сравнении с другими видами общественного долга включает в себя дополнительные нравственные обязанности, свойственные предназначению Вооруженных Сил.
В чем это выражается?
Во-первых, в том, что, как в прошлые времена, так и теперь, состояние армии и качество решения стоящих перед нею задач во многом определяют судьбу народа и государства. Опыт истории подтверждает справедливость истины о том, что народ, не желающий содержать свою армию, неизбежно будет кормить чужую.
Вооруженные Силы охраняют мирный, созидательный труд граждан нашего общества, их покой и национальные интересы государства.
Во-вторых, в армии особенно велика цена ошибки, нарушения или преступления. Страшными и разрушительными могут быть последствия профессиональной некомпетентности и халатности. Это вызвано тем, что выполнение служебных обязанностей военнослужащими, как правило, связано с использованием оружия и боевой техники.
В-третьих, выполнение воинского долга может потребовать от военнослужащего большого риска и даже жертвы собственной жизнью. Самопожертвование - есть отказ от себя во имя других. Это личностный выбор, высочайший нравственный подвиг. Его не способен совершить человек внутренне слабый и порочный.
Наше Отечество всегда была богато героями. Благодаря своим подвигам, они обрели бессмертие. Целесообразно предложить молодым воинам привести известные им примеры героизма защитников Родины, а при необходимости уточнить и дополнить краткие сообщения молодых солдат (матросов).
В-четвертых, воин - как никто другой нуждается в сохранении высоких нравственных идеалов и ответственности. Подрыв этих идеалов лишает воина нравственной мотивации его ратного труда, и превращает его в простого наемника. “Армия без высоких нравственных идеалов, - отмечает митрополит Смоленский и Калининский Кирилл, - не только теряет способность защищать Отечество, но становится силой, опасной для своего собственного народа”.
Каждому военнослужащему важно понять, что воинский долг - не пожелание, а непременное требование российского общества. Поэтому его веления должны быть выполнены безусловно. Служба в армии и на флоте не знает оговорок: “не хочу”, “ не желаю”, “не буду”. Распоряжения и приказы в любом случае должны быть выполнены. Свое “хочу” или “не хочу” должно быть подчинено общественному “надо”, “должен”. Только тот, кто способен переломить себя, свой эгоизм и слабости, может считаться настоящим мужчиной, воином.
Поэтому так важно добиваться, чтобы воинский долг становился личным убеждением . Только тогда он будет исполняться добросовестно и безукоризненно. Только в этом случае вчерашние школьники станут настоящими защитниками Родины.
Конечно, выполнять воинский долг нелегко . Однако он должен быть добросовестно исполнен несмотря на встречающиеся трудности. По-человечески просто и ясно выразил свое отношение к исполнению долга трижды Герой Советского Союза летчик - ас А.М. Покрышкин: “Самым главным, самым священным для меня был всегда долг перед Родиной. Я не останавливался перед трудностями, если они вставали на моем пути. Не хитрил ни перед своей совестью, ни перед товарищами. В бою старался как можно лучше выполнить поставленную задачу, ... нанести врагу как можно больший урон”. Эти слова для каждого воина должны быть руководством в службе.
Испокон веков о человеке судят не потому, что он о себе говорит, а по его делам. Сила долга проявляется в практических действиях . Качество практического выполнения долга является одной из нравственных характеристик личности. Недаром о воине, который умело направляет свои знания, мысли, чувства и волю на выполнение приказа, боевой задачи, требований воинских уставов, говорят, что он сознательный и нравственно зрелый военнослужащий.
Воинский долг - это, прежде всего, выражение внутренней, идейной убежденности в необходимости самоотверженно служить Отечеству, надежно его защищать, добросовестно изучать военное дело.
Далее целесообразно поставить перед группой вопрос: “Как вы понимаете, что значит добросовестно изучать военное дело?”
Обобщив итоги краткого опроса, руководителю занятия нужно разъяснить молодым солдатам (матросам), что добросовестное изучение военного дела, прежде всего, предполагает:
- глубокое усвоение и неукоснительное выполнение требований военной присяги и воинских уставов, поддержание крепкой воинской дисциплины и организованности;
- качественное освоение штатного оружия и техники, эффективных приемов их использования с целью успешного выполнения учебно - боевых задач своего подразделения и части;
- формирование навыков и качеств, способствующих стойкому перенесению трудностей воинской службы, способности сохранить в самых сложных условиях боевую активность, смелость и решительность;
- четкое знание и неукоснительное выполнение своих функциональных обязанностей.
Если сказать кратко, то добросовестно изучить военное дело - значит добиться высокого профессионализма в ратном труде, стать мастером в своей воинской специальности.
Недостаток знаний и навыков, профессионализма и мастерства в военном деле может привести к самым тяжелым последствиям. Вот почему в ратном труде на полигоне, танкодроме, на стрельбище, в морском походе, при несении боевого дежурства, караульной и внутренней службы, в сложном процессе овладения техникой и оружием - во всем этом выражается единство и взаимосвязь осознания воинского долга и умения применять полученные знания на практике.
Таким образом, настоящий гражданин, воин - патриот всегда помнит о своем долге перед Отечеством и сверяет по нему, как по компасу свой жизненный путь.
В знаменитом телефильме “Семнадцать мгновений весны” звучит песня на стихи Р.И. Рождественского “Мгновения”. Там есть замечательные слова: “А в общем, надо просто помнить долг от первого мгновенья до последнего”.
Далее руководителю занятия рекомендуется раскрыть сущность и значение понятия “воинская честь”, “честь российского воина”.
Кодекс чести российского воина формировался в служении Отечеству. "В службе честь" - вот наиглавнейший завет Петра I, вошедший в плоть и кровь российского офицера и солдата.
Исстари считалось, что воинская честь - это главная добродетель солдата. Она заставляет его быть требовательным к самому себе, избавляет его от трепета перед возможной смертью или увечьем, делает саму мысль о пощаде, дарованной врагами невыносимой.
Для российского солдата бесчестье всегда было страшнее смерти. Это помогало ему проявлять невиданную в мире стойкость и выносливость. Волнующие слова Суворова, сказанные во время Альпийского похода 1799 года: "Мы русские. Мы все одолеем!" служили первой заповедью воинской чести русского солдата. Военная история всех стран и народов не знает подвигов, способных сравниться с подвигами защитников Брестской крепости и Смоленска, Москвы и Ленинграда, Киева и Керчи, сотен других городов и населенных пунктов в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг.
Честь в русской и Советской Армии считалась высшей мерой нравственности военного человека, в ней заключался нравственный смысл его жизни. Она являлась путеводной звездой в сложном лабиринте служебных и житейских поступков. Отступление от правил чести по малодушию, трусости, разгильдяйству и др. причинам влекло за собой несмываемую печать позора, нравственную смерь солдата, которая была подчас страшнее смерти физической. Честь российского военнослужащего неотделима от его благородства по отношению к окружающим, в том числе и по отношению к поверженному противнику и его населению. "Солдат не разбойник" - неоднократно подчеркивал А.В.Суворов. Ни российский, ни советский солдат никогда не позволяли себе тех бесчинств, актов вандализма и зверств, которые чинили на оккупированной территории хваленые солдаты Наполеона и немецко-фашистские варвары. Жители европейских городов встречали наших воинов с цветами и радостью, что являлось признанием их высоких моральных качеств.
Обозревая героическую историю нашей армии, полную ярких проявлений воинской чести, мы всегда спрашиваем себя: "А какое содержание вкладывается в это понятие сегодня?" И это вполне объяснимо, ибо каждый человек, живущий в обществе, всегда задумывается над тем, как относятся к нему его товарищи, друзья, близкие, что они думают о нем, какие оценки выносят его поступкам и всей его деятельности. "Кем меня считают?" - произносил едва шевеля губами весь израненный российский солдат в Чечне. Именно осознание человеком своей ценности в обществе, а также признание этой ценности со стороны общества выражается в понятии чести.
Воинская честь понятие многогранное. Оно может проявляться в различных формах. Не уронить честь солдата - значит дорожить честью своего воинского коллектива, воинской части, Боевого Знамени, ибо честь каждого - это частица их чести.
Соблюдать честь - значит ценить войсковое товарищество, боевую дружбу, доверять сослуживцам, ставить интересы службы выше личных.
Честь солдата неотделима от его благородства и скромности, бескорыстного стремления нести людям добро. Она проявляется в поступках, делах, принципиальности, верности данному слову.
Армия - это слепок общества, его живой социальный организм. Поэтому все беды, в том числе и духовные, не обошли её стороной. Понятие чести стали ставить в зависимость от политических интересов.
и т.д.................

Готовить себя к исполнению воинского долга

Для того чтобы Россия могла достойно встретить любые угрозы, необходимо иметь войска, способные дать отпор любому противнику, оснащённые новыми образцами вооружения. У нас создаются мобильные войска, в которых решающая роль отводится военно-воздушным и космическим силам. Подразделения быстрого реагирования действуют в современных сухопутных войсках, авиации, военно-морском флоте, воздушно-десантных частях.

В 2010 г. была разработана Государственная программа вооружения до 2020 г. Намечено обеспечить Вооружённые силы новейшими средствами противовоздушной обороны войск, противотанковыми системами, баллистическими ракетами, новыми реактивными системами залпового огня, новейшими системами связи. В перспективе - перевооружение ядерных сил, авиации, строительство нового флота.

Воинская служба - обслуживание военной техники, походы и учения - трудная и опасная работа. Только человек физически развитый, умелый, волевой, дорожащий своей честью, верный слову, успешно выполняет в армии свои задачи, его высоко ценят.

И напротив, человек хилый, безвольный, бесчестный, не умеющий держать слово, выполняющий любое дело кое-как, не уважающий ни себя, ни других людей, на военной службе обнаруживает все эти слабости и может стать посмешищем. А в бою он подвергнет наибольшей опасности себя и своих товарищей.

Подготовка к воинской службе - это обязательная военная подготовка, хорошая учёба, занятия спортом, а также воспитание характера.

Знаешь ли ты, что герой Великой Отечественной войны лётчик Алексей Маресьев, потерявший на фронте обе ноги и вернувшийся в боевую авиацию, в детстве был болезненным мальчиком? После войны он писал: «Часто, когда я выступаю перед молодёжью, меня спрашивают: «А как вы воспитали волю, твёрдость характера, упорство в достижении цели? А может быть, это врождённые черты и бесполезно даже пытаться их выработать в себе?» Нет, конечно. Воля, твёрдость характера и другие хорошие качества могут быть выработаны с самого детства, и чем раньше, тем лучше. Каждый день, каждый час в повседневной жизни воспитываются эти качества».

Подумай, как воспитать в себе такие качества.

В КЛАССЕ И ДОМА

1. Прочитай высказывания великого русского полководца А. В. Суворова. Какие из них можно отнести к воинской службе в наши дни?

    «Всякий воин должен понимать свой манёвр».
    «Где пройдёт олень, там пройдёт и солдат».
    «Дисциплина - мать победы».
    «Солдат - не разбойник».
    «Солдату надлежит быть здорову, храбру, твёрду, решиму, правдиву, благочестиву».
    «Послушание, обучение, дисциплина, чистота, здоровье, бодрость, смелость, храбрость - победа».

2. За героизм на фронтах Великой Отечественной войны более 7 млн человек были награждены боевыми орденами и медалями. Какой вывод можно сделать из этих данных?

3*. Посмотри семейный архив. Есть ли в нём фотографии людей в военной форме, письма твоего деда или прадеда, ордена и медали? Расспроси о них своих родителей, других родственников. Подготовь сообщение об участии своих предков в защите Отечества. Если дома есть реликвии Великой Отечественной войны, других войн, это честь и гордость твоего рода. Их надо беречь и помнить о них.

4. Вместе с одноклассниками узнайте, где в вашем городе или селе похоронены участники боёв. Возложите цветы к памятникам. Если необходимо, сделайте уборку на территории захоронения.

5. Подготовь сообщение о подвигах российских солдат и офицеров в наши дни.

6. Среди защитников Отчества не только мужчины, но и женщины. Какую роль в защите Отечества они сыграли в прошлом, какова она в настоящее время?