Задачи оценки рисков

Анализ ГОСТ Р 12.0.010-2009

Экспрес-методика оценки рисков

Повышение уровня защиты работников от профессиональных рисков в процессе их трудовой деятельности — одно из главных направлений деятельности всех специалистов охраны труда, а сокращение производственных травм и профессиональных заболеваний остается важнейшей задачей всех уровней управления охраной труда с любой точки зрения — гуманитарной, социальной и экономической, личной, корпоративной и общественной.

В международных нормах (в частности, в европейском законодательстве) системы оценки рисков являются основой, краеугольным камнем бизнес-процессов. Так, оценка профессиональных рисков расценивается в качестве первоначального этапа при определении подходов к управлению безопасностью и защитой здоровья работников, а также построению системы охраны труда на предприятии.

В Европе нет единого унифицированного обязательного для исполнения руководства по оценке профессиональных рисков, но существует множество различных методических подходов к ее проведению.

В настоящее время в России также действуют несколько нормативных актов, касающихся оценки профессиональных рисков, которая выполняется при осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора, производственного контроля, социально-гигиенического мониторинга, а также в ходе решения других задач, связанных с сохранением здоровья работников и их социальной защитой. Данные нормативные документы в большей степени относятся к санитарному законодательству, которое касается здоровья и влияния на него вредных факторов. Такое понятие как «риск» в нашей стране долгие годы вообще не использовалось.

В настоящее время оценка производственных рисков осуществляется в рамках специальной оценки условий труда (СОУТ), проведение которой в соответствии со ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации является обязанностью работодателя. По результатам СОУТ разрабатываются корректирующие мероприятия, направленные на снижение производственных рисков на рабочих местах.

Обратите внимание!

Инструменты в виде СОУТ и производственного контроля не отражают фактического риска и угрозы здоровью или жизни работников при исполнении ими трудовых функций, так как ряд факторов находятся вне поля оценки условий труда. Это искажает информацию и, как следствие, работодатели не принимают необходимые меры безопасности.

Рассмотрим упрощенную, но достаточно информативную экспресс-методику оценки рисков на рабочих местах, разработанную специалистами по охране труда ЗАО «Цвет» с использованием мировых стандартов. Она применяется на металлургическом предприятии более 10 лет.

Также попытаемся показать преимущество данной методики как превентивной меры по сравнению с рекомендуемой в настоящее время для российских предприятий.

ОПАСНОСТИ В ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРЕ: ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Согласно официальному подходу, действующему в России, опасности в производственной сфере классифицируют как опасные и вредные производственные факторы. По природе воздействия на человека их подразделябт на физические, химические, биологические и психофизиологические.

Под опасностью или фактором опасности подразумевается фактор среды и трудового процесса, который может стать причиной травмы, острого заболевания или внезапного резкого ухудшения здоровья. В зависимости от количественной характеристики и продолжительности действия отдельные факторы рабочей среды могут стать опасными.

Опасной считается ситуация, при которой на работника воздействует один или более факторов опасности.

Подверженность опасности подразумевает, что работник попадает в зону действия опасности и становится подверженным ее воздействиям.

Обратите внимание!

Уровень риска на рабочем месте необходимо оценивать каждый раз, когда происходят какие-либо изменения, влияющие на факторы риска (вводится новый технологический процесс, новое оборудование, сырье или материалы, изменяется организация труда, появились новые рабочие ситуации и т. д.).

Риск в широком смысле — это возможность (опасность) появления обстоятельств, обусловливающих неуверенность или невозможность получения ожидаемых результатов, в узком — поддающаяся измерению вероятность понести убытки или упустить выгоду. Поэтому чаще всего под риском понимают вероятность того или иного неблагоприятного события в течение некоторого времени.

Согласно научному подходу понятие риска должно отражать не только вероятность наступления того или иного неблагоприятного события, но и масштаб наносимого ущерба, т. е. его тяжесть. Важно не только и не столько то, велик или мал риск, сколько то, является ли он приемлемым — допустимым или неприемлемым — недопустимым риском.

Исходя из вышесказанного безопасность — уверенность в том, что существующие опасности не причинят вреда. Рабочее место можно считать безопасным, если возникающие на нем риски заранее выявлены и оценены.

Обратите внимание!

При оценке рисков учитываются не только инциденты и несчастные случаи на производстве, происшедшие ранее, но и потенциальные опасности, пока не вызвавшие неблагоприятные последствия, однако возникновение которых в процессе работы весьма вероятно.

Оценка рисков — выявление возникающих в процессе труда опасностей, определение их величины и тяжести потенциальных последствий.

Управление рисками — комплекс взаимосвязанных мероприятий, включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков, т. е. это систематическая работа по недопущению ухудшения условий труда на рабочих местах.

Специальная оценка условий труда (СОУТ) — несмотря на отсутствие аналогов в зарубежном законодательстве, очень эффективный инструмент оценки профессиональных рисков.

Проведение СОУТ предполагает инструментальные измерения уровней производственных факторов и обязательное сопоставление результатов их оценки с гигиеническими нормативами. Это позволяет адекватно оценивать вредность условий труда и устанавливать причинно-следственные связи между возможностью повреждения здоровья работников и характером воздействия условий труда.

Е. Панина, эксперт

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале

Оценка рисков на рабочем месте. Предпосылки

Что такое оценка рисков?

Под оценкой рисков подразумевается выявление возникающих в процессе труда опасностей , определение их величины и значимости возникающих рисков. Оценка рисков является наиболее эффективным превентивным мероприятием. При оценке рисков учитываются не только неблагоприятные события и несчастные случаи, происшедшие ранее, но и опасности, пока не вызвавшие неблагоприятных последствий.


Рис. 1. Этапы оценки и управления рисками


Таким образом, оценка рисков позволяет выявить опасности, свойственные данной работе, прежде чем они вызовут несчастный случай или причинят иной вред работнику.


Оценка рисков является непрерывным и систематическим процессом. Она проводится поэтапно, с учетом ранее выявленных опасностей (рис. 1). Основой для оценки рисков служит выявление опасностей, возникших во время работы. Если эти опасности нельзя полностью устранить, следует оценить их риск для здоровья и безопасности работников. На основе оценки можно принять обоснованные решения по повышению безопасности.


Чтобы оценка рисков действительно приводила к повышению безопасности труда на практике, необходимо на основе полученных данных определить приоритеты повышения безопасности труда. Самыми эффективными мерами являются меры по полной ликвидации наиболее выраженных опасностей. Предполагаемые меры должны быть конкретными и выполнимыми. Постоянство оценки рисков предполагает также оценку эффективности внедренных мероприятий, постоянное наблюдение за рисками и взаимодействие с работниками, подверженными рискам.

Признаки хорошо проведенной оценки рисков

Хорошая оценка рисков организуется работодателем. К ней привлекаются различные подразделения организации в соответствии со своими заданиями. Хорошая оценка рисков основана на принципе Р-С-Р, иными словами, в ней участвуют работодатель, специалисты и работники. Оценка, производимая сторонними специалистами, должна осуществляться совместно с работниками работодателя. Привлечение собственного персонала должно активно сопровождаться его информированием о ходе выполнения и результатах оценки рисков.


Хорошо выполненная оценка рисков отражает действительное положение, а ее результаты отражают реальные условия труда и трудового процесса. Во время оценки рисков необходимо выполнять все ее мероприятия объективно и адекватно. Ранее внедренные мероприятия по управлению рисками учитываются в той части, в какой они соответствуют действительности. Например, оценка величины риска, причиняемого шумом, должна учитывать эффективность мероприятий по предотвращению шума лишь в той части, в какой мероприятия на самом деле выполнены.


систематической . Оценка рисков сделана хорошо, если в ней систематически распознавались опасности и оценивались риски для самых главных производственных процессов (рабочих операциях). Оценка рисков должна охватывать все значительные зоны рисков. Оценку нужно делать так, чтобы наиболее выраженные и обширные зоны рисков контролировались бы наиболее тщательно. Оценка общего характера должна дополняться возможно более подробными уточнениями и разъяснениями.


Хорошая оценка рисков отражает наиболее острые проблемы (нужды) обеспечения безопасности труда. Определение величины риска нужно выполнять так, чтобы были выделены наиболее выраженные и значимые с точки зрения обеспечения безопасности риски. С другой стороны, при оценке рисков надо выделять и те риски, по отношению к которым не требуются специальные мероприятия или дополнительные разъяснения. Результаты оценки должны быть использованы при разработке конкретных мероприятий по управлению рисками.


Хорошая оценка рисков должна носить профилактический характер. Она основывается на имеющихся данных организации о рисках и ранее происшедших опасных ситуациях, несчастных случаях, а также недавних инцидентах. Помимо архивных данных учитываются потенциальные опасности, которые пока не проявились, но возникновение которых в процессе работы вероятно. Также оценивается достаточность внедренных ранее мероприятий по безопасности труда.


Хорошая оценка рисков является практичной. Главная ее задача осуществить ясные и выполнимые мероприятия для повышения безопасности труда. К хорошему использованию результатов оценки рисков относится и то, что они внедряются в соответствии с установленными законодательством методами в виде множества форм реализации, в том числе, например, включаются в инструктажи по охране труда.


Хорошая оценка рисков должна быть документированной . Результаты оценки рисков и решения по ним представляются в письменном виде. Документы следует сопровождать информацией о выполнении мероприятий. Выполненные мероприятия свидетельствуют о результативной оценке рисков.


Хорошая оценка рисков является развивающейся и постоянно действующей функцией предприятия. К хорошей оценке рисков относится отслеживание выполнения мероприятий, повторная оценка рисков для оценки их воздействий и непрерывный контроль производственной среды для профилактики рисков. Информации, содержащейся в документах по оценке рисков, следует придерживаться при повторной оценке.

Законодательство

Обязанности работодателя


Работодатель, согласно Закону об охране труда (TTL 738/2002), обязан заботиться о здоровье своих работников и безопасности на рабочих местах. В §10 закона об охране труда оценка рисков регулируется следующим образом:


Работодатель при учете характера трудовой деятельности должен в достаточной мере систематически выявлять и идентифицировать опасности в труде, рабочем помещении, иных рабочих зонах и условиях труда. Если их нельзя устранить, необходимо оценивать их значения с точки зрения безопасности работников и их здоровья. При этом нужно учитывать следующее:


1. Опасность несчастного случая и иной потери здоровья;
2. Выявленные несчастные случаи, профессиональные заболевания и болезни, вызванные условиями труда, а также опасные ситуации;
3. Возраст, пол, профессиональный уровень и другие личные характеристики работника;
4. Уровни трудовой нагрузки;
5. Возможная опасность для репродуктивного здоровья.


Факторы опасности, возникающие на работе, необходимо выявлять и оценивать на всех рабочих местах, в том числе, в общественном и частном секторах, независимо от размера рабочего места и сферы деятельности. Способы и методы выявления и оценки можно выбирать применительно к особенностям рабочего места, при этом должны учитываться все виды работ и все факторы опасности. Если, единовременного выяснения недостаточно, выявление опасностей должно быть систематичным и непрерывным. Если у специалистов предприятия недостаточно квалификации для выявления факторов опасности и выполнения оценки рисков, необходимо привлекать сторонних специалистов.


Выявленные факторы опасности, по возможности, следует полностью устранить. Значения оставшихся опасностей необходимо определить в рамках оценки рисков. Из результатов оценки должны следовать мероприятия по приведению значений оставшихся факторов опасности до таких уровней, которые удовлетворяли бы минимальным требованиям, установленным законодательством, с тем, чтобы здоровье работников подвергалось минимальной опасности.


Согласно закону об охране труда, в распоряжении работодателя должен быть отчет с оценкой факторов опасности, имеющихся на рабочих местах. Работодатель должен быть способен показать, что оценка рисков действительно проведена. При этом требований к какой-то определенной форме отчета не существует. Из практических соображений оценка рисков должна быть оформлена письменно или в электронном виде так, чтобы можно было ее легко представить работникам. Если оценку риска проводят с помощью данного пособия, то документация оценки риска будет состоять из заполненных анкет. Отчет сотрудника службы медицины и гигиены труда по рабочему месту, результатам инструментальных замеров, произведенных на рабочих местах, и иные отчеты дополнят документацию оценки рисков.


Многие решения Государственного совета содержат конкретные требования по выявлению опасностей и оценки их значений. Они являются элементом процедуры оценки рисков рабочих мест, а их результаты следует повсеместно учитывать. Отчет о факторах опасности должен обновляться и корректироваться при изменении условий труда и должен отражать действительное их состояние.


Выявление факторов опасности не ограничивается лишь простой работой по их оценке. Работодатель обязан постоянно контролировать состояние производственной среды, состояние здоровья работников, безопасность трудового процесса и прибегать к надлежащим мерам для выявления и предотвращения несчастных случаев, неблагоприятных воздействий на здоровье и опасных ситуаций. С помощью непрерывного и систематического контроля можно обеспечить безопасность труда и выявить ранее скрытые опасности и недостатки в ее организации.


Более подробные определения и обязательства, касающиеся оценки рисков, есть , кроме Закона об охране труда, в нескольких предписаниях (VNp) и постановлениях (VNa) Государственного совета, например, по следующим вопросам:

  1. Работы с асбестом (VNp 1380/1994)
  2. О выборе и применении средств индивидуальной защиты на работе (VNp 1407/1993)
  3. О принципах применения хорошего рабочего здравоохранения (VNa 1484/2001)
  4. О химических факторах в труде (VNa 715/2001)
  5. О безопасности машин (VNp 1314/1994)
  6. О ручном труде по подъему и перемещению грузов (VNp 1409/1993)
  7. О работе со свинцом (VNp 1154/1993)
  8. О работе за монитором (VNp 1405/1993)
  9. Об охране труда в строительстве (VNp 629/1994)
  10. Об инструкциях по организации взрывных и шахтных работ (VNp 410/1986)
  11. О защите труда при работе с едкими веществами (VNa 716/2000)
  12. О применении знаков безопасности на рабочих местах (VNp 976/1994)
  13. О защите работников от опасности, вызываемой биологическими факторами (VNp 1155/1993)
  14. О защите работников от опасности серьезных несчастных случаев (VNp 922/1999)
  15. О поставке, безопасной эксплуатации и контроле машин и другого оборудования, используемого в работе (VNp 856/1998)

За соблюдение Закона об охране труда, Закона о рабочем здравоохранении и решений Государственного совета, а затем о выполнении оценки рисков на предприятии следят государственные органы системы охраны труда. При необходимости делайте запрос в свою уполномоченную организацию!


Задачи служб медицины и гигиены труда на производстве.


Работодатель обязан организовывать соответствующую систему мероприятий по вопросам медицины и гигиены труда своим работникам. Целью служб медицины и гигиены труда на производстве является создание здоровой и безопасной производственной среды, эффективно работающего рабочего коллектива, предупреждение заболеваний и несчастных случаев, связанных с работой, поддержание и укрепление здоровья и работоспособности работников. Одной из задач служб медицины и гигиены труда на производстве является выявление, оценка и контроль возникающих в труде опасностей с помощью систематических посещений рабочих мест, выяснения состояния условий труда и других мероприятий (Закон о рабочем здравоохранении 1383/2001).


Организация служб медицины и гигиены труда на производстве является частью деятельности предприятия по обеспечению охраны труда. При оценке рисков необходимо сотрудничество между ответственным за охрану труда и службой медицины и гигиены труда предприятия. Как правило, предприятие владеет информацией о возникающих рисках, однако для их более точного анализа зачастую требуется профессионализм представителей службы медицины и гигиены труда на производстве Служба медицины и гигиены труда на производстве является независимым и надежным профессиональным партнером, который способен поддержать предприятие, главным образом, при оценке влияния на здоровье опасных и вредных факторов в труде и в выборе и планировании мероприятий по его оздоровлению.


Отчеты служб медицины и гигиены труда о состоянии рабочих мест и собственные оценки рисков, выполненные предприятием, являются параллельными и дополняющими друг друга. Оценки рисков, произведенные на рабочем месте согласно закону об охране труда, выполняются под ответственность работодателя, отчеты о рабочих местах, согласно закону о гигиене труда делаются под ответственность служб медицины и гигиены труда. И у тех, и у других один объект и одна цель: поддержание и развитие безопасности труда.


Исходным пунктом в оценке рисков является ответственность работодателя в полном выявлении всех факторов опасности в труде. Служба медицины и гигиены труда на производстве поддерживает работодателя в выполнении этой задачи. Ее отчет о состоянии рабочих мест может быть более профессиональным и свободным по форме. Служба медицины и гигиены труда в состоянии более глубоко оценивать значения факторов опасности. Оценки рисков и отчеты по рабочим местам являются дополняющим друг друга материалом, который может использовать каждая из сторон, дополняя его своими данными и учитывая материал другой стороны.

Оценка рисков и план работы по охране труда

Работа по охране труда на предприятии должна основываться на выявлении имеющихся рисков и управлении ими. Оценка рисков является при этом краеугольным камнем планирования по охране труда. Эффективное управление охраной труда возможно лишь при том условии, что известно нынешнее состояние охраны труда и выявлены проблемные места.


Целью охраны труда является повышение безопасности труда и планомерное улучшение условий на рабочих местах. Работа по охране труда создает рамки, в которых можно построить всю эту деятельность (рис. 2).


Рис. 2. Результаты оценки рисков можно использовать как исходные данные при составлении плана работы по охране труда. В свою очередь,в плане по охране труда определяют общие направления оценки рисков


План работы по охране труда должен учитываться работодателем в своей деятельности. В этом плане работодатель отражает мероприятия по организации и совершенствованию. мероприятий охраны труда на рабочих местах. Подобный план может содержать лишь отражение общей политики в области охраны труда, но может быть детальным и конкретным планом работы.


С помощью оценки рисков определяются потребности развития охраны труда, включаемые в план. В план работы записывают мероприятия, уже оказавшиеся действенными на практике, включают вопросы устранения недостатков в способах работы, а также разрабатывают главные направления развития. Из плана работы по охране труда следуют конкретные цели и мероприятия для осуществления требований обеспечения безопасности и сохранения здоровья.

Профессиональный риск – вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных ТК и другими ФЗ (статья 209 ТК РФ).

Управление профессиональными рисками – комплекс взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами системы управления охраной труда (далее – СУОТ) и включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков . По сути, это механизм, позволяющий обеспечивать безопасность и улучшение условий труда на предприятии.

Уровень профессионального риска характеризует:

  • вероятность наступления страховых случаев (частота для данной профессиональной группы работающих за определенный период времени);
  • виды и продолжительность повреждения здоровья (утраты трудоспособности);
  • набор компенсационных выплат, медицинских и реабилитационных услуг, требующихся для конкретной профессиональной группы работающих.

Требования к системе управления профессиональными рисками в охране труда

Рассмотрим действующие требованиями к оценке вероятности свершения негативных событий:

1) СОУТ. Класс условий труда есть не что иное, как риск развития у работника профзаболевания . Механизм проведения спецоценки близок к классическому способу оценки рисков. Общим является следующее:

  • Идентификация опасностей;
  • Обоснование, планирование и финансирование мероприятий по улучшению условий труда;
  • Информирование работников об условиях труда;
  • Накопление статистических данных об условиях труда;
  • Включение в трудовой договор характеристики условий труда;
  • Коллективная работа (комиссия по СОУТ, оценочная команда при оценке рисков).

Основное отличие СОУТ от оценки рисков – это статичность СОУТ (периодичность её проведения – 1 раз в 5 лет). Однако при оценке рисков обязательно учитываются результаты СОУТ.

2) Чек-лист №31 проверяет наличие у работодателя системы управления охраной труда (СУОТ) . Содержит два пункта:

  • Наличие у работодателя Положения о СУОТ, утвержденного приказом;
  • Наличие у работодателя Политики в области ОТ.

Согласно Приказу Минздрава РФ от 01.03.2012 № 181н «Об утверждении Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и ОТ и снижению уровней профессиональных рисков», в данный перечень входит «Проведение СОУТ, оценки уровней профессиональных рисков».

Приказом Минтруда РФ от 19.08.2016 № 438н утверждено Типовое положение о СУОТ – нормативно-правовой акт, обязательные требования которого подлежат безусловной реализации. Согласно данному документу (далее – Положение), процедура управления профессиональными рисками является частью СУОТ организации.

При разработке положения о СУОТ работодатель должен руководствоваться Типовым положением о СУОТ, пункты которого регламентируют процедуру оценки риска:

  • Наличие у работодателя документированной процедуры управления профессиональными рисками (п.33);
  • Наличие перечня идентифицированных опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровью работников (п.34);
  • Наличие в процедуре описания метода (методов) оценки уровня профессиональных рисков, связанных с идентифицированными опасностями (п.37);
  • Наличие у работодателя перечня мер по исключению или снижению уровней профессиональных рисков (п.39).

СУОТ подразумевает наличие процедуры оценки профессионального риска и выстраивание работы по ОТ в соответствии с выявленными опасностями.

Кроме того, целый ряд национальных стандартов РФ регламентирует принципы и порядок оценки рисков:

  • ГОСТ Р 12.0.010-2009 «ССБТ. СУОТ. Определение опасностей и оценка рисков»;
  • ГОСТ Р 51897-2011/Руководство ИСО 73:2009 «Менеджмент риска. Термины и определения»;
  • ГОСТ Р ИСО 31000-2010 «Менеджмент риска. Принципы и руководство»;
  • ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010-2011 «Менеджмент риска. Методы оценки риска».

Порядок оценки рисков

Оценка риска – структурированный процесс, в рамках которого идентифицируют опасности, определяют вероятности возникновения опасных событий и проводят анализ возможных последствий для принятия решения о необходимости обработки риска.

Оценка риска позволяет ответить на следующие основные вопросы:

  1. какие события могут произойти;
  2. каковы последствия этих событий;
  3. какова вероятность их возникновения;
  4. какие факторы могут сократить неблагоприятные последствия или вероятность опасных ситуаций;
  5. является уровень риска приемлемым, или требуется его дальнейшая обработка.

Оценку профессиональных рисков можно представить в виде последовательности следующих действий:

  • Выезд эксперта на предприятие;
  • Знакомство с рабочими местами и производственными процессами;
  • Разработка индивидуальных чек-листов для подразделения (рабочего места);
  • Проведение аудита рисков;
  • Оформление карт идентификации рисков;
  • Разработка плана мероприятий по снижению рисков.

Методы оценки рисков

Методы выявления опасностей, в т.ч. в техногенных системах, можно разделить на прямые и косвенные.

Прямые методы оценки риска основаны на данных статистики . Применимы только там, где такая статистика набрана – к отрасли в целом. Но даже для крупного предприятия метод не работает – из того, что неприятность ещё не произошла, не следует, что риск минимален.
Косвенные методы оценки риска подразумевают: аудит организации рабочих мест, опрос сотрудников, аудит безопасного поведения и прочее.

Применение чек-листа при оценке рисков

Для удобства оценки риска принято применять проверочные листы (чек-листы). При этом перечень опасностей, определенный Положения, не является исчерпывающим – использовать его в качестве готового чек-листа не следует.

Неграмотно составленный чек-лист сведёт на нет всю работу по оценке риска. Зачастую на практике имеет место отправка руководителю подразделения опросника с такими пунктами: «Проведен инструктаж?», «Выданы СИЗ?», «Есть риск травмы?», «Соблюдаются правила?» и т.п. Бригадир утвердительно отвечает на все пункты и возвращает анкету назад. Получивший её специалист удовлетворенно фиксирует низкий уровень риска. Такой подход не имеет ничего общего с настоящей оценкой риска.

Даже если руководитель подразделения осознает свою роль в обеспечении безопасных условий труда и обладает достаточной квалификацией, на практике ему невозможно оценить реальный уровень рисов на своём объекте. Причина этого в целом ряду психологических и профессиональных барьеров.

Механизмы аудита

Для проведения грамотной оценки требуется человек со стороны – штатный сотрудник или специально нанятый для этого эксперт . Его первостепенные задачи:

  • осмотреть рабочее пространство, организацию рабочих мест;
  • изучить используемый инструмент;
  • ознакомиться с производственными процессами.

Важно понимать, что работая «под надзором», сотрудники будут демонстрировать идеально безопасное поведение. Здесь следует обращать внимание на детали: резкая смена или остановка работы или оперативный поиск СИЗ при появлении аудитора.

Однако даже эксперт без участия организаторов производственного процесса может упустить отдельные варианты выполнения работы в подразделении. Именно опрос работников и их руководителей способствует точной оценке рисков. Но вопросы следует формулировать правильно – вместо «Вы прошли инструктаж?» спрашивать «Когда был последний инструктаж?», «Перечислите требования охраны труда перед началом работы». Если ответы о дате инструктажа разошлись с журналом или сотрудники не помнят базовые правила – следует вывод о формальности процесса.

Анализируя совокупность полученных ответов, можно сделать вывод об уровне риска в подразделении.

Процесс визуальной оценки рисков характеризуется следующими примерами:

  • Используемые на рабочем месте инструменты (например, ножи для распаковки коробок) при их сравнительно одинаковой стоимости представляют совершенно разный уровень опасности для работника.
  • Свободно болтающиеся провода – одна из главных причин падения в офисе.
  • Захламленность рабочего места, отсутствие элементов защиты (защитных щитков) значительно увеличивают вероятность травмы.
  • Нарушения правил проведения погрузочно-разгрузочных работ подвергают риску не только допустившего нарушение работника, но и остальных участников рабочего процесса.
  • Отсутствие ограждения места проведения работ увеличивает риск наезда транспорта на работника.
  • Отсутствие регламентированных средств защиты при проведении работ – грубое нарушение требований безопасности труда.

Составление карт идентификации рисков

Форма карты рисков разрабатывается и должна включать в себя следующие основные пункты:

1) Производственный процесс

Процесс, в результате которого возможно увеличение риска – может носить название: «Передвижение в пространстве для осуществления трудовой деятельности».

2) Опасное событие

Может иметь варианты (на примере «риска падения»):

  • образование наледи, гололеда;
  • образование конденсата на кафеле за счет разницы температур;
  • скользкая поверхность полового покрытия;
  • дефекты напольного покрытия;
  • свободно лежащие провода;
  • высокий порог;
  • неприменение спецобуви.

3) Меры управления риском

Перечисляются существующие меры для снижения риска, и оценивается их эффективность.

4) Вероятность и возможная тяжесть травмы в результате наступления анализируемого события.

Для этой оценки приемлем «матричный метод».

Выявленные и описанные риски сводятся в общие карты идентификации риска по подразделениям и в целом по предприятию, представляются в виде таблицы:

Главное после оформления карт риска – разработать меры по снижению рисков. Прежде всего, для рисков высокого и среднего уровней.

Отличие от спецоценки условий труда:

  • процедура оценки риска жестко не регламентирована;
  • нет требований о проведении её специально аккредитованными компаниями, специалисты которых имеют соответствующую подготовку и аккредитацию, несут ответственность за свои экспертные заключения;
  • нагрузка на работодателя в виде оплаты услуг по оценке рисков не компенсируется снижением тарифа страхового взноса и в случае низких рисков, и при принятии работодателем достаточных мер по их снижению.

Перспективы оценки рисков

Оценка риска – один из важных элементов современной системы управления, однако до настоящего времени она не получила должного изложения в законодательстве. По этой причине в настоящее время на практике распространён формальный подход к процедуре оценки профессиональных рисков.

Следует различать оценку профессиональных рисков и риск-ориентированный подход, который применяет Роструд при проведении плановых и внеплановых проверок работодателей с 2018 года в рамках Федерального надзора в сфере труда.

Вопросы оценки рисков, в том числе профессиональных, т.е. вероятность получения работником профессионального заболевания или травмы во время выполнения служебных обязанностей, на сегодняшний день актуальные.

Профессиональные риски , как видим вокруг категорий относящихся к рискам в последнее время замечается тенденция со стороны государства на внедрение в нашу жизнь принципов, по аналогии с западными странами.

Как всегда, желание внедрить нечто новое, даже если это" новое" уже давно применяется в других странах (а местами уже изжила себя), настолько велико, что к вопросам методик и принципов проведения оценок рисков, как на рабочем месте, так и в целом по экономическим отраслям, внимание уделяется в минимальном объеме, как нибудь само собой образуется.

Но возможно это не совсем так? Может уже существуют полноценные методики оценки профессиональных рисков в открытом доступе или хотя бы зарегистрированые проекты таких методик? Не совсем так, в этой статье мы постараемся разобраться, как и для чего оценивать профессиональные риски .

Профессиональным рискам дает определение:

1 . Трудовой Кодекс Российской Федерации (ТК РФ) статья 209 гласит:

Профессиональный риск - вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Порядок оценки уровня профессионального риска устанавливается федеральным органом исполнительной власти , осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Управление профессиональными рисками - комплекс взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков.

2. Федеральный закон ФЗ 125 "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" , так в 3 статье этого закона, среди прочего указаны следующие основные понятия:

профессиональный риск - вероятность повреждения (утраты) здоровья или смерти застрахованного, связанная с исполнением им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях; (также как и ТК РФ)

класс профессионального риска - уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и расходов на обеспечение по страхованию, сложившийся по видам экономической деятельности страхователей;

Очевидно из названия закона, что оба эти понятия введены и рассматриваются, как некие коэффициенты, для расчета платы работодателем за социальное страхование работников, исходя из "степени вредности", а так же вида экономической деятельности в целом.

Министерством труда, с этой целью, утверждена классификация видов экономической деятельности по классам профессиональных рисков, всего предусмотрено 32 класса профессиональных рисков для всех видов деятельности (ОКВЕД), ознакомиться с таблицей по классам профрисков и ОКВЕД можно .

Первое применение профессиональным рискам найдено - это коэффициент для расчета отчислений в фонд социального страхования.

Для чего еще нужна оценка профессиональных рисков?

Требуется понять, какие бывают риски в целом, применительно к предприятию (организации), а также к рабочим местам, образованных в рамках условного предприятия.

1. Для промышленных производств или предприятий, относящихся к категории объектов повышенной опасности, существуют риски аварий (оборудования, трубопроводов, хранилищ, взрывы и т.д.) для оценки степени рисков возникновения аварии действует следующий документ РД 03-418-01 "Методические указания по проведению анализа риска опасных производственных объектов". Оценка масштабов возможных техногенных аварий и степени последствий для работников, населения, окружающей среды.

2. Для оценки профессионального риска в области охраны труда , связанного с профессиональной деятельностью работника и являющимся результатом действия комплекса различного рода причин: технологических, организационных, социальных и экономических, в том числе связанных с авариями, используется в качестве рекомендации «Руководство по оценке профессионального риска для здоровья работников. Организационно-методические основы, принципы и критерии оценки» Р 2.2.1766-03 . Однако возвращаясь к вопросу о полноценных и актуальных методиках оценки профессиональных рисков, данное руководство является далеко не полным, так как учитывает только профзаболевания (без учета травмоопасности и рисков с ней связанных), а также не совсем актуальным по причине того, что не зарегистрирован Минюстом РФ и, соответственно, носит исключительно рекомендательный характер. Какой можно сделать вывод из этого? Эта методика не является всеобъемлющей и подходящей для комплексного анализа рисков, включающих как профессиональные заболевания, так и вероятность травмирования работника.

Оценку уровней профессиональных рисков проводят также при внедрении в организации .

На фоне отсутствия официальной методики оценки профессиональных рисков, утвержденной федеральным органом исполнительной власти (согласно ТК РФ), для оценки профрисков используются, как собственные (внутренние) методики органа сертификации, так и комплексный подход при оценке профрисков, на основании изучения технологических процессов и рабочих операций, данных из материалов СОУТ, производственного контроля, обеспеченности СИЗ, статистикой по травматизму за разные периоды времени т.д.

Отдельная услуга по оценке профессиональных рисков, нужна руководителю предприятия , в качестве комплексного анализа производственной деятельности предприятия, существующих рисков для работников и способов решения по снижению производственных рисков, профессиональных заболеваний, несчастных случаев и т.д. Однако опять же в качестве документа для внутреннего пользования, так как оценка профессиональных рисков не относится к категории обязательных процедур, как , и т.п.

Оценка профессиональных рисков в целом по стране позволяет:

- оценить стоимость затрат на здравоохранение, связанных с ущербом от воздействия конкретного вредного фактора;

- выполнить прогноз государственных затрат на здравоохранение, связанных с воздействием одного или нескольких вредных факторов;

- обосновать иск граждан на материальную компенсацию ущерба для здоровья, связанного с воздействием факторов среды обитания;

- не изменяя существующее правовое поле, создать системы экономической защиты граждан и государства от изменяющейся среды;

-рассчитать страховой тариф при подготовке договора страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний.

Профессиональный риск (R∑, год) от всех возможных видов опасностей для каждой профессии определяется по следующей формуле:

R∑ = Rсм+ Rвр.нт + Rп.нт. =(Псм+Пвр.нт +Пп.нт.) .N.W.t

где:

Rсм - вред от несчастных случаев со смертельным исходом, включая аварии (год);

Rвр.нт. - вред от травм или профзаболеваний, вызвавших временную нетрудоспособность (год);

Rп.нт. - вред от заболеваний, вызвавших постоянную нетрудоспособность (год);

Псм - среднее время сокращения продолжительности жизни от несчастных случаев со смертельным исходом, включая аварии (год/чел.);

Пвр.нт - среднее время сокращения продолжительности жизни от травм или профзаболеваний, вызвавших временную нетрудоспособность (год/чел.);

Пп.нт . - среднее время сокращения продолжительности жизни от профзаболеваний, вызвавших постоянную нетрудоспособность (год/чел.);

N - количество рискующих (по данной профессии) в год на предприятии (или отрасли), по которым оценивались вышеприведенные показатели (чел./год);

W — доля времени, затрачиваемая среднестатистическим работником на выполнение производственной деятельности, включая затраты времени на дорогу до места работы;

t — время, в течение которого определялись показатели вреда, от года и более (год).

Единицами измерния профессионального риска является - средняя потеря ожидаемой продолжительности жизни, учитывающая общую потерю времени в годах в результате воздействия всех форм профессионального вреда.

Количественное значение профессионального риска (средняя потеря ожидаемой продолжительности жизни), год

Примечание

Пренебрежимо малый (переносимый) риск

Менее 0,01

Допустимый риск,

разработка дополнительных мероприятий по обеспечению безопасности не требуется

Малый (умеренный) риск

0,01-0,3

Допустимый риск,
может потребоваться разработка отдельных мероприятий по обеспечению безопасности

Средний (существенный) риск

0,3-0,8

Риск допустим при условии разработки дополнительных мер безопасности

Высокий (непереносимый) риск

0,8-3

Риск допустим в исключительных случаях при условии реализации специальных мер безопасности

Очень высокий (непереносимый) риск

Недопустимый риск

Сверхвысокий риск

Недопустимый риск, работа должна быть запрещена

Расчет рисков в целях снижения травматизма и обеспечения безопасности жизни и здоровью сотрудников в рамках системы управления охраной труда в организации.

Эксперты нашего центра производят расчет профессиональных рисков, в соответствии с действующим законодательством.

Расчитываем и определяем следующие категории рисков:

  • Риски причинения вреда здоровью, связанные с несоблюдением норм и правил охраны труда и техники безопасности;

  • Профессиональные риски, в том числе психологические, эргономические и другие;

  • Риски получения травмы при выполнении трудовой функции работниками организации;

  • Риски связанные с получением профзаболевания работником;

  • Санитарно-эпидемиологические риски;

  • Экологические риски;

  • Риски при ЧС природного и техносферного характера.



Управление профессиональными рисками – это комплекс взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков.

Профессиональный риск – это вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами.

Целью управления профессиональными рисками является обеспечение безопасности и сохранение здоровья работника в процессе трудовой деятельности.

Оценка и управление профессиональными рисками является составной частью системы управления охраной труда организации, направленной на формирование и поддержание профилактических мероприятий по оптимизации опасностей и рисков, в том числе по предупреждению аварий, травматизма и профессиональных заболеваний.

Элементы системы управления профессиональными рисками:

I. Политика управления профессиональными рисками, цели и программы по их достижению

II. Планирование работ по управлению профессиональными рисками

III. Процедуры системы управления профессиональными рисками

IV. Контроль функционирования системы управления профессиональными рисками

V. Анализ функционирования системы управления профессиональными рисками

Требования к элементам системы управления профессиональными рисками:

1. Требования к политике управления профессиональными рисками, целям и программам

Политика в области управления профессиональными рисками должна:

  • Соответствовать видам деятельности, характеру и масштабам рисков работодателя в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья работников.
  • Включать обязательства по предотвращению травм и ухудшения состояния здоровья работников, а также по постоянному улучшению системы управления профессиональными рисками (СУПР).
  • Включать обязательства по обеспечению соответствия применимым к работодателю законодательным и другим нормативным требованиям, относящимся к существующим опасностям, возникающим при осуществлении деятельности и влияющим на обеспечение безопасных условий труда и здоровье работников.
  • Регулярно анализироваться для обеспечения постоянного соответствия изменяющимся условиям, документироваться и поддерживаться в актуальном состоянии.
  • Быть доступной всем работникам, включая работников подрядных организаций, и находиться в легкодоступных местах для ознакомления с ней.

Политика работодателя в области управления профессиональными рисками должна быть частью политики в области охраны труда.

Работодатель должен установить цели в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья для соответствующих видов деятельности и организационной структуры, обеспечить их достижение и актуализацию. Устанавливая цели, работодатель должен учитывать свои технологические, финансовые, производственные возможности, а также оцененные риски.

Работодатель должен разработать, внедрить и поддерживать в актуальном состоянии Программы для достижения целей в области управления профессиональными рисками. им на обеспечение безопасных условий труда и здоровье работников.

Программы в области управления профессиональными рисками должны включать:

  • Установление ответственности и полномочий для достижения целей между отдельными специалистами и руководителями.
  • Технологические, финансовые и производственные средства для достижения поставленных целей и временные пределы, когда надлежит достигнуть этих целей.

Цели и программы системы управления профессиональными рисками следует разъяснять работникам на соответствующих уровнях, в том числе при проведении обучения, консультирования и т.п. Работодатель должен регулярно проводить анализ выполнения программ на соответствующих уровнях, и, при необходимости, предпринимать меры по их корректировке.

2. Требования к планированию внедрения системы управления профессиональными рисками

Работодатель должен планировать деятельность по формированию и внедрению системы управления профессиональными рисками. Планирование должно основываться на результатах анализа исходной информации, которая готовится на уровне работодателя и на уровне его подразделений.


Планирование должно включать анализ следующей основной исходной информации:

  • Данные по организационной структуре, штатной численности, видов деятельности организации, производимых работ на рабочих местах, данные о производственном процессе и оборудовании.
  • Результаты анализа производственного травматизма.
  • Результаты анализа профессиональных заболеваний.
  • Результаты предварительных и периодических медицинских осмотров.
  • Результаты проведенных ранее мероприятий по снижению рисков.

Работодатель должен назначить должностное лицо, ответственное за систему управления профессиональными рисками и наделить его обязанностями и правами, необходимыми для ее функционирования и поддержания в актуальном состоянии. Ответственный за систему управления профессиональными рисками должен представлять работодателю отчет о функционировании системы для анализа ее функционирования и использования в качестве основы для улучшения системы.


Работодатель должен назначить должностных лиц, ответственных за проведение идентификации опасностей и оценки рисков на имеющихся у работодателя рабочих местах, и обеспечить создание групп (команд) по идентификации опасностей и оценки рисков.


Работодатель должен назначить должностных лиц, ответственных за проведение в организации внутреннего аудита системы управления профессиональными рисками, и обеспечить создание группы специалистов для проведения на постоянной основе внутреннего аудита и подготовки объективной информации работодателю для проведения анализа системы управления профессиональными рисками со стороны работодателя.


Работодатель должен установить обязанности всех должностных лиц, на которых возложена ответственность по управлению рисками в структурных подразделениях, а также в зонах выполнения работ, с учетом законодательных, нормативных и других требований, применимым к организации.


Работодатель должен установить обязанности должностного лица, ответственного за организацию и проведение наблюдения за состоянием здоровья работников, как в рамках периодических медицинских осмотров (обследования), по оценке состояния здоровья работников для обнаружения и идентификации отклонений от нормы.


Работодатель при необходимости создает орган управления (координационный совет и т.п.), обеспечивающий проведение анализа функционирования системы управления профессиональными рисками и выработку взвешенных управленческих решений.

3. Требования к организации и внедрению системы управления профессиональными рисками

В рамках организации и внедрения системы управления профессиональными рисками на работодателе лежит обязанность по обеспечению функционирования всех необходимых процедур.


Работодатель должен обеспечить функционирование следующих процедур:

  • Обучения и подготовки персонала.
  • Идентификации опасностей и оценки профессиональных рисков.
  • Управления профессиональными рисками.
  • Документирования системы управления профессиональными рисками.
  • Информирования работников и их участия.
  • Подготовки к аварийным ситуациям и реагирования на них.

4. Требования к контролю функционирования системы управления профессиональными рисками

Работодатель должен обеспечить контроль функционирования системы управления профессиональными рисками посредством реализации процедур мониторинга и внутреннего аудита системы.


Мониторинг должен включать в себя следующие основные составляющие:

  • Мониторинг условий труда и оценку профессиональных рисков.
  • Мониторинг (расследование) несчастных случаев, ухудшения здоровья работников, болезней, профзаболеваний.
  • Мониторинг несоответствий в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья работников.
  • Мониторинг программ по достижению целей в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья работников.
  • Мониторинг программ реабилитации работников и финансовых затрат, связанных с ущербом для здоровья и безопасности работников.

Внутренние аудиты (проверки) системы управления профессиональными рисками направлены на оценку результативности системы управления профессиональными рисками в целом. Внутренний аудит (проверка) должен проводиться в соответствии с Программой аудита и критериями аудита.