Каждое государство заинтересовано в первую очередь отстаивать интересы собственных граждан. И Россия не исключение: власти постоянно обновляют законодательство в сфере миграции. В 2019 году в нем появились очередные нововведения, с которыми важно познакомиться.

Под понятием «миграция» скрывается глубокий смысл. Она затрагивает любые процессы перемещения лиц как внутри России, так и с пересечением ее границ. Но миграционное законодательство РФ - это в первую очередь статьи, которые касаются координации потоков приезжих. Поскольку в России есть проблема с засильем мигрантов (в основном трудовых), которые прибывают из разных государств, провоцируя социальные конфликты, экономические сложности.

Государственная миграционная политика РФ прошла несколько этапов развития. Формирование законов началось еще в бытность Российской империи. Одним из важнейших этапов можно считать отмену крепостного права, при существовании которого мигрантов не было как таковых. Ведь оно ограничивало права людей. В советскую эпоху по закону граждане были свободными в перемещении, однако были определенные сложности с выездом за границу (в отличие от современной России), как и с прибытием мигрантов.

На сегодня миграционная политика регулируется целым пакетом законов РФ. Также она предопределяется международными договоренностями. Регулярно меняются требования к мигрантам, которые прибывают в Россию. Миграционную политику РФ в этом вопросе можно считать сложной и не до конца сформированной. Поскольку она постоянно адаптируется к меняющимся реалиям, перемещениям мигрантов.

Виды миграции


Важно учитывать, что существуют разные . Люди переезжают с места на место внутри России, и такие потоки регулируются отдельными нормативными актами. Совсем другие законы посвящены проблеме приезда мигрантов из других стран. Существуют виды миграции в зависимости от целей перемещения лиц. Мигранты ищут хорошее место для трудоустройства, иногда решаются на миграцию ради обучения. Миграционные процессы в России сложные, неоднородные. Законы, их регулирующие, требуют постоянной корректировки на фоне изменения ситуации.

Что нового в 2019 году

Сравнительно давно велись разговоры о том, что необходим отдельный Миграционный кодекс РФ. Необходимость в нем усматривали по той причине, что в законодательстве России существовало множество законов, которые так или иначе касаются прав мигрантов. Однако некоторые из нормативных актов противоречили друг другу.

В 2017-м эту тему вновь подняли в МВД. В министерстве пообещали сформировать Миграционный кодекс к концу года. А также в ведомстве заговорили о том, что на 2018-2020 годы будет создана новая концепция регулирования этой сферы в России. Это объяснили тем, что в мире происходят перемены, появляется нестабильность в разных государствах. Такие процессы, в свою очередь, стимулируют активность мигрантов.

Постановление Правительства РФ о миграционной карте № 413 было принято еще 16 августа 2004 г., а последние изменения, касающиеся формы миграционной карты, внесены в него Постановлением Правительства № 271 от 6 мая 2006 г. Ее (карту) должен заполнить каждый иностранец, пребывающий в страну. Мигрант получает на ней отметку о въезде. Когда он покидает пределы России, то отдает миграционную карту сотруднику пограничной службы. может любой совершеннолетний мигрант, а на ребенка ее заполняет родитель, удостоверяя своей подписью.

Закон о мигрантах в РФ: Видео


О загранпаспорте

Федеральный закон о мигрантах N 111-ФЗ от 07.06.2018 года внес ряд изменений, касающихся порядка выезда из/и въезда в РФ и правового положения иностранных граждан в России. В подавляющем большинстве случаев для пересечения российской границы иностранец должен иметь на руках загранпаспорт. Такое требование появилось в связи с тем, что это позволяет по максимуму упростить и стандартизировать процесс въезда в Россию с соблюдением миграционного режима.

Исключение делают для гостей из Украины. Пока что такие мигранты могут посещать Россию, не имея загранпаспорта, но в определенном миграционном режиме. Послабление для них объясняется напряженной ситуацией внутри Украины.

Тестирование по русскому языку

Чтобы не столкнуться с проблемами во время пребывания в России, иностранец обязан соблюдать миграционный режим. Это выражается в первую очередь в том, что мигрант не должен нарушать сроков пребывания в стране. Как только у него закончится период, в течение которого он может находиться в России на законном основании, иностранец обязан выехать. Иначе рискует стать невъездным в РФ. А для того, чтобы продлить сроки, получить новые легальные основания на основе миграционных законов, в большинстве случаев приходится проходить тестирование по русскому языку.

По сути, это экзамен, который позволяет выяснить, сможет ли мигрант беспрепятственно интегрироваться в российское обществе и свободно общаться с носителями национального языка. Но и из этого правила делают исключения в отношении гостей России. А именно, тестирование не нужно проходить, если мигрант сможет доказать, что является носителем русского языка. Также такое требование не работает по отношению к недееспособным/несовершеннолетним приезжим. Еще исключение делают для пожилых мигрантов и высококвалифицированных специалистов, в которых нуждается Россия.

Приобретение страховки


Новый закон для иностранных граждан (№ 111-ФЗ от 07.06.2017 года) устанавливает четкое требование оформлять медицинский полис, въезжая в Россию. Хотя не всем мигрантам нравится такое правило, фактически позаботиться о страховке в их же интересах. Ведь в случае непредвиденной ситуации человек сможет получить необходимую помощь медицинского характера, пребывая в чужой стране.

Здесь важно отметить, что не один. Страховые компании в России предлагают разные пакеты услуг мигрантам. Подбирать их нужно в соответствии с ситуацией, учитывая:

  • сроки пребывания в России;
  • цель визита;
  • возраст и социальный статус мигранта;
  • требования законов РФ.

Если приехал в Россию с туристическим визитом, то нужно подбирать соответствующий полис. И совсем другой понадобится, когда мигрант прибывает с целью трудоустройства.

Ужесточение контроля

Основные положения законодательства РФ в сфере миграции следует знать каждому приезжему хотя бы для того, чтобы не попасть под санкции. Поскольку с изменением требований ужесточается и наказание для мигрантов - нарушителей миграционного режима. Причем есть разные положения: и относительно игнорирования сроков пребывания в России, и касательно медицинской страховки, и ряда других.


За нарушение миграционного законодательства РФ грозят не только штрафы. Мигранта могут выдворить из России, а потом запретить въезжать (на определенный срок, максимум - 5 лет). Что касается финансовых санкций, то не всегда за нарушение российских законов расплачивается сам гость государства. Возможна ситуация, когда деньги взимают с его родственников или начальства, если он был приглашен близкими либо работодателем.

Если у мигранта нет медицинского полиса, либо договор подписан на сумму, которая меньше 100 тысяч рублей, то грозит штраф в размере 2-7 тысяч рублей. Что касается нарушения сроков пребывания в России, то сумма взыскания бывает разной. Если человек въезжает в страну, игнорируя правила въезда, остается дольше времени, которое ему выделено законом, он заплатит штраф в размере 2-5 тысяч. Однако за такие же нарушения, но в Санкт-Петербурге, Москве или области, наказание для мигранта будет больше: от 5 и до 7 тысяч рублей.

Концепция миграционной политики РФ до 2025 года

Миграционная политика России в ближайшие годы предопределена соответствующей Концепцией, утвержденной президентом РФ. А она учитывает многие факторы. Разрабатывая новые законы для мигрантов, власти России будут принимать во внимание и то, что из страны уезжает свое население, и масштабы прибытия иностранцев.

Основной вектор развития - это привлечение тех квалифицированных специалистов, которые смогут восполнить дефицит определенных категорий профессионалов на отечественном рынке труда. Поэтому одной из важнейших задач является работа над привлекательностью России в глазах таких кадров. Ведь она пока признана незначительно высокой, что важно учитывать при создании новых миграционных законов.

В 2018 году в законодательство о мигрантах был внесен целый ряд важных изменений. Еще ряд законов вступит в силу в 2019 году. Более подробно о новеллах миграционного законодательства – в нашей статье.

Какие изменения в миграционном законодательстве произошли в 2018 году

Миграционное законодательство не статично, в 2018 в нем произошло несколько изменений, которые связаны со следующими обстоятельствами:

  • принятым Конституционным судом РФ постановлением от 19.07.2017 № 22-П (далее — постановление № 22-П);
  • курсом законодателя на расширение норм об ответственности за нарушение миграционных правил (в связи с увеличением числа нарушений).

Про изменения, обусловленные постановлением № 22-П, расскажем подробно в следующем разделе статьи. В рамках ужесточения ответственности за нарушение миграционных норм был принят закон «О внесении изменений…» от 11.10.2018 № 366-ФЗ, которым внесены 2 поправки в закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства…» от 18.07.2006 № 109-ФЗ (далее - закон № 109-ФЗ), вступившие в силу 22.10.2018:

  • фиктивной постановкой на учет иностранного гражданина признается не только регистрация в жилом помещении, но и его регистрация в нежилом помещении;
  • фиктивной также считается регистрация иностранца по адресу организации, если в последней он не трудится.

С 23.11.2018 в силу вступил закон от 12.11.2018 №420-ФЗ, которым были внесены изменения в ст. 322.3 Уголовного кодекса РФ. Внесены поправки в понятие «фиктивная постановка на учет по месту пребывания в жилом помещении», путем исключения из него из него слово «жилой». Тем самым ответственность по ст. 322.3 УК РФ сейчас будет наступать и за регистрацию в нежилых помещениях. Таким образом, законодатели продолжают борьбу с фактами регистрации десятков, а иногда и сотен иностранцев по адресам офисов.

Как изменило миграционные правила решение Конституционного суда

Конституционный суд принял постановление № 22-П, которым признал ч. 1 и п. 2 ч. 2 ст. 20 закона № 109-ФЗ не соответствующими Конституции РФ.

В постановлении № 22-П КС обосновал свою позицию тем, что нормы действующего закона определяют место пребывания иностранца или лица без гражданства в связи как с жилым помещением, так и с иным, предоставленным приглашающей стороной для ведения деятельности.

Законом «О внесении изменений…» от 27.06.2018 № 163-ФЗ определено, что:

  • местом пребывания иностранного гражданина является место его фактического проживания либо организация, по адресу которой он подлежит постановке на учет;
  • принимающая сторона - это гражданин РФ, иностранный гражданин, постоянно проживающий в РФ, организация, органы госвласти, представительства и консульства, предоставившие иностранцу место для фактического проживания или организация, в которой иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность.

Иностранец должен быть поставлен на учет по месту пребывания:

  • по адресу жилого помещения, которое не является его местом жительства, но в котором он проживает фактически,
  • по адресу санатория, гостиницы и т. п. организаций,
  • по адресу организации, в которой он осуществляет свою деятельность, если он живет на территории организации либо у помещения, где он живет, нет адреса (например, «жилой вагончик» на стройке).

Новеллы в ответственности за нарушение миграционного законодательства - 2019

Немало важных изменений в сфере ответственности за нарушение миграционного законодательства будет и в 2019.

С 16.01.2019 в силу вступают 2 закона:

  • первым на приглашающую сторону возложена обязанность следить за соблюдением приглашенными лицами порядка пребывания в РФ и выезда из нее (закон «О внесении изменений…» от 19.07.2018 № 216-ФЗ),
  • вторым установлена административная ответственность, накладываемая на приглашающую сторону при несоблюдении иностранцем цели въезда в РФ или сроков выезда из РФ (закон о внесении изменений от 19.07.2018 № 215-ФЗ).

Кроме того стоит обратить внимание на законопроект, появившийся еще в 2017. О нем мы рассказывали здесь: Предлагается ввести административную ответственность за ведение иностранцем трудовой деятельности без заключения договора (законопроект) . Проект до сих пор находится в разработке и не внесен в Госдуму.

Если он будет принят, то работодателям, уклоняющимся от заключения трудовых или гражданско-правовых договоров с иностранными работниками, которые по факту исполняют для них трудовые функции, будет грозить штраф в размере от 2 000 до 50 000 руб. или приостановление деятельности на срок от 2 недель до 90 суток

Итак, пока с уверенностью можно сказать, что на основании постановления № 22-П внесены изменения в законодательство РФ. Кроме того ведется борьба с фиктивной регистрацией иностранцев. Фиктивной может быть признана регистрация не только в жилых, но в нежилых помещениях. Например, фиктивной регистрацией в нежилом помещении будет считаться регистрация иностранца в офисе организации, в которой такой иностранец не работает.

На прошлой неделе рабочая группа Госдумы приступила к разработке Миграционного кодекса Российской Федерации. Как полагает депутат Госдумы от фракции "Единой России" Алексей Журавлев, без единого документа миграционная политика России не может быть достаточно эффективной. Представители ФМС и МВД России полностью поддержали данный проект.

В настоящее время правовое положение мигрантов в России определяют три нормативно-правовых акта:

  • Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ (далее – Федеральный закон о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации);
  • Федеральный закон от от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ ;
  • Федеральный закон от 25 июня 1993 г. № 5242-I .

Саму же сферу миграционных отношений помимо указанных законов регулирует множественное число нормативно-правовых актов, среди которых и всевозможные указы, часть из которых является недоработанной или противоречит друг другу. Так, например, нормативно-правовые акты по-разному говорят о том, в каком случае может быть аннулировано разрешение на работу, выданное иностранцу. В Федеральном законе о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации указано, что основанием для этого является "предоставление подложных документов" (п. 4 ч. 1, ст. 7), а в недействующем на сегодня Постановлении Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. №681 – "предоставление недостоверных и искаженных сведений" (п. 19). Тем не менее, юридически это совершенно разные понятия. К тому же, ни один закон не содержит определения термина "мигрант" (есть люди, совершающие миграцию) или "миграция" (есть – перемещение людей из одного региона (страны, мира) в другой, в ряде случаев большими группами и на большие расстояния), в результате эти термины различными органами власти трактуется по-разному.

Как мы уже сообщали ранее, по мнению депутатов, создание Миграционного кодекса Российской Федерации должно устранить все противоречия, поскольку целью кодификации является систематизация существующих законов и других актов в едином документе. Миграционный кодекс будет состоять из двух частей: общей и особенной. В первой определят основные понятия, а в особенной части перечень существующих миграционных режимов, порядок получения виз, особенности регистрации иностранцев в России.

Алексей Захаров, президент рекрутингового портала Superjob.ru считает, что нужен простой и понятный документ, такой же, как правила дорожного движения: "Это – можно. Это – нельзя", – заключает Алексей Захаров.

Согласно Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации до 2025 года, среди законодательных направлений в сфере миграционной реформы выделяются следующие основные критерии предложенных инициатив:

1. Облегчение получения российского гражданства и вида на жительства.
2. Более тщательная подготовка и отбор мигрантов на конкурсной основе.
3. Создание благоприятных условий для проживания самих мигрантов и их семей.
4. Ужесточение ответственности за нарушение миграционного режима.

Названные критерии направлены на реализацию принятой 13 июня 2012 года Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации до 2025 года (Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Президентом РФ от 13 июня 2012 г.), главной целью которой является обеспечение национальной безопасности, стабилизация и увеличение численности постоянного населения России, а также обеспечение потребности экономики в рабочей силе.

По данным ФМС России, за первые четыре месяца этого года на территорию РФ въехало 6,1 млн иностранных граждан, а находится на территории нашей страны около 10,6 млн. При этом оформило разрешение на работу всего 4,2 тыс. мигрантов, а гражданство получили 42 тыс. человек. Мы видим, каковы масштабы бедствия – около 3,5 млн мигрантов трудятся в нашей стране нелегально. "Работодателям, чем проще – тем лучше. Дешевая и бесправная рабочая сила – это как наркотик. С легальной и нелегальной торговлей наркотиками государство худо-бедно борется. А с нелегальной трудовой миграцией – нет", – отмечает Алексей Захаров.

По статистике рекрутингового портала Superjob.ru количество резюме киргизов, узбеков и таджиков, зарегистрированных на superjob.ru более 35 тыс. и из них 48% потенциально готовы к переезду, то есть ищут работу на территории РФ. Получат ли они все официальное разрешение на работу – вопрос риторический.

Тема нелегальной миграции является для большинства россиян остро социальной. И проблема регулирования внутренних миграционных потоков на территории России назрела уже давно. Подтверждением этого, является ряд нововведений, которые уже приняты или находятся на стадии рассмотрения в Госдуме. Некоторые из которых, не только вписываются в разработанные критерии миграционной реформы, но и расширяют саму концепцию, тем самым дополняя ее.

Последние нововведения миграционной политики, которые уже реализованы или находятся на стадии обсуждения:

1. Подтверждение владения иностранными гражданами русским языком (Федеральный закон от 12 ноября 2012 г. № 185-ФЗ ).

2. Ограничения на привлечение иностранных работников в определенных сферах деятельности (Федеральный закон Российской Федерации от 7 мая 2013 г. № 82-ФЗ ).

3. Совершенствование законодательства Российской Федерации в области адресно-справочного учета граждан Российской Федерации и миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства, осужденных к принудительным работам по месту их пребывания, а также постановку на миграционный учет и снятие с миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства, осужденных к принудительным работам по месту их пребывания, в соответствующих учреждениях уголовно-исполнительной системы. Здесь же устраняется пробел в законодательстве Российской Федерации в части, касающейся регистрации или постановки на миграционный учет по месту пребывания лиц, осужденных к лишению свободы (Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. № 313-ФЗ и Российской Федерации").

4. Различные законодательные инициативы Минтруда России и ФМС России о внесении изменений в миграционное и трудовое законодательство в части привлечения к трудовой деятельности иностранных работников:

  • изменение в процедуре квотирования (Проект приказа Минтруда России от 12 апреля 2013 г. "О внесении изменений в приложение № 1 к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 ноября 2012 г. № 567н "О распределении по субъектам Российской Федерации утвержденной Правительством Российской Федерации на 2013 год квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности");
  • изменение порядка привлечения иностранных работников к трудовой деятельности (Проект Федерального закона № 202110-6);
  • обязательность добровольного медицинского страхования иностранных работников (Проект федерального закона от 22 октября 2012 г. "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и медицинского страхования иностранных граждан");
  • обязательное дактилоскопирование и фотографирование иностранных работников (Приказ Федеральной миграционной службы от 6 ноября 2012 г. № 357 "Об организации проведения Федеральной миграционной службой обязательной государственной дактилоскопической регистрации и фотографирования иностранных граждан и лиц без гражданства, в отношении которых принято решение о выдаче разрешительных документов, предоставляющих право на осуществление трудовой деятельности в Российской Федерации").

5.Снятие обязанности иностранных граждан, временно проживающих в РФ, получать разрешение на работу. Внесенные изменения освобождают от получения разрешения на работу иностранцев, временно проживающих в России, поскольку согласно действующему законодательству данную категорию иностранных граждан нельзя отнести к понятию "иностранных работников" (Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. № 320-ФЗ ).

6. Законодательные инициативы Президента РФ по ужесточению ответственности за фиктивную регистрацию по месту жительства и постановку на миграционный учет (Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в целях устранения предпосылок для фиктивной регистрации в Российской Федерации лиц в жилых помещениях и об установлении административной ответственности за нарушение правил регистрации граждан России по месту пребывания или по месту жительства и за их проживание в жилых помещениях в РФ без регистрации, а также об установлении уголовной ответственности за фиктивную регистрацию в РФ по месту пребывания или по месту жительства граждан России и за фиктивную постановку на миграционный учет в жилых помещениях в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства № 200753-6 (далее – Законопроект).

К сожалению не все из вышеназванных нововведений соответствуют критериям миграционной политики. Некоторые действия властей противоречат единой концепции государственной миграционной политики, цель которой обеспечить трудовым потенциалом экономику России (задача – удвоения ВВП). Принятие некоторых государственных решений в области разрешения проблем миграционной политики может способствовать не только росту коррупции, но и созданию дополнительных барьеров для мигрантов к трудовой деятельности на территории РФ.

Так, Госдума рассматривает проект поправок в регистрационное законодательство, вводящих штрафы за проживание не по постоянному адресу и уголовное наказание за регистрацию "без намерения проживать (пребывать) в данном помещении" и обязывающих собственников квартир доносить на постояльцев (далее – Законопроект). А сотрудникам ЖКХ предписывается обязанность проверять квартиры, где жильцы и постояльцы потребляют слишком много воды и тепла.

Под фиктивной регистрацией понимается регистрация граждан на основании предоставления заведомо ложных сведений или документов (ст. 1 Законопроекта). За фиктивную регистрацию по месту пребывания или месту жительства гражданина России, иностранца или лица без гражданства предлагается наказывать штрафом в размере от 100 тыс. до 500 тыс. рублей, либо принудительными работами сроком до трех лет, или лишением свободы на тот же срок (ст. 1 Законопроекта). Помимо этого, планируется внести поправки в УК РФ, предусматривая в нем дополнительное наказание: лишение нарушителя права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет (ст. 1 Законопроекта).

Здесь возникает несколько проблем. Первая проблема – отсутствие легального арендного жилья в России. Данный сегмент рынка практически весь "черный". Арендодатели, сдающие квартиры, в целях избежания уплаты налогов, не регистрируют договора аренды надлежащим образом, а люди снимающие квартиры, остаются юридически незащищенными. В любой момент хозяева квартиры могут их выселить на улицу, несмотря ни на какие договоры.

Ужесточение российского миграционного законодательства является второй, не менее важной проблемой . Передача функций по контролю и надзору за нарушением правил регистрации по месту пребывания или по месту жительства в органы внутренних дел, вынуждает незаконных мигрантов скрываться, конспирироваться, что способствует росту коррупции на всех уровнях.

К вопросу о коррупции можно добавить, что обязанность иностранных работников предоставить работодателю при оформлении на работу полис медицинского страхования, также способствует ее росту. Если при трудоустройстве иностранный работник не сможет предоставить полис медицинского страхования, то такой полис за него, сможет купить сам работодатель, что подталкивает работодателя к поиску "обходных" путей для ускорения процесса оформления иностранным работникам права на труд.

Еще одним противоречием в развитии концепции миграционной политики Российской Федерации является принятый в первом чтении правительственный законопроект, предусматривающий приостановление сроком на пять лет выдачи иностранным гражданам и лицам без гражданства, не являющимися высококвалифицированными специалистами, разрешения на работу и патента. (Проект Федерального закона "О приостановлении действия статей 13.1, 13.3, 18 и 18.1 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" № 284222-6). Как сообщил депутат Государственной Думы Сергей Иванов, ведение моратория на использование неквалифицированной иностранной рабочей силы позволит мобилизовать внутренние резервы и переориентировать работодателя на внутренний рынок рабочей силы.

Тем не менее, с позиции практики, введение такого моратория приведет нас снова к коррупции, мигранты также будут нелегально приезжать, давать взятки в целях избежания ответственности.

По данным Superjob.ru уровень спроса иностранных работников на высокооплачиваемые рабочие места за последнее время не изменился. "Спрос очень узкий и таковым останется в ближайшие 10 лет", – констатирует Алексей Захаров.

Однако законопроект не учитывает существующее на сегодняшний день положение на рынке труда. Число работающего населения России с каждым годом стремительно снижается. По данным Росстата, численность пенсионеров, состоящих на учете в ПФР, на конец 1990 года составляет 32,8 тыс. человек, а на 1 января 2013 года – 40,5 тыс. человек. Это связано с тем, что на смену многочисленному поколению пенсионного возраста приходит малочисленное молодое поколение, родившееся в 90-е годы. Тем самым, убывает и сам ресурс, поддерживающий и развивающий экономику страны.

Российской экономике необходимы мигранты – это признанно на государственном уровне и закреплено в концепции развития миграционной политики страны, одобренной и подписанной Президентом РФ Владимиром Путиным. А учитывая миграционную политику, проводимую на территории российского государства, создание миграционного кодекса позволит упорядочить правоотношений в данной сфере.

Требуется не только сведение в единый документ уже имеющегося законодательства, но и заполнение пробелов по отдельным миграционным проблемам, таким как, например: отсутствие программы обустройства мигрантов (наличия жилья, системы ссуд, займов, кредитов на обзаведение хозяйством и др.) или слабо развитый сектор легального арендного жилья.

В процессе систематизации миграционного законодательства, волей неволей придется столкнуться с перечисленными выше коллизиями. А учитывая массовость миграционной политики, перед началом кодификации законодательства, необходимо довести до конца работу по разработке имеющихся на сегодняшний день законодательных инициатив и сконцентрироваться на содержании самих норм и устранении пробелов.

Миграционная политика России в последние годы претерпела ряд значительных изменений. Чего только стоит введенный в 2014 году , в который служба вносит лиц с на территорию страны.

А ввиду того что миграционные правила постоянно меняются, иностранцы и апатриды, желающие приехать или уже находящиеся в РФ должны внимательно следить за всеми нововведениями. В противном случае каждый станет потенциальным участником «черного списка» ФМС.

Представляем топ новшеств, действующих в 2019 году, которые коснутся огромного количества путешественников из Украины, Беларуси, Турции, Республики Узбекистан и прочих стран.

Для граждан Украины

На граждан Украины в полной мере начинают распространяться правила 90/180. Это означает, что срок временного проживания в России для украинцев теперь составит 90 дней на протяжении 180-дневного периода. Эта норма полностью нивелирует популярный прием въезд-выезд, которым активно пользовались мигранты ранее.

Усложняются и правила трудовой миграции. Теперь украинские граждане должны обязательно получить патент на работу в РФ (или оформить иной статус, позволяющий легально работать на территории России). Стоит ли упоминать, что сотрудники каждого УФМС отныне будут очень пристально следить за мигрантами из Украины и требовать полного соблюдения всех установленных ограничений.

На 2019 год сохраняется право въезда граждан Украины в РФ по внутригражданским паспортам. При этом стоит отметить, что для оформления документов на работу предпочтительно иметь загранпаспорт. Ряд миграционных центров уже взяли наличие заграничного паспорта за обязательное правило.

Для лиц с территорий, подконтрольных самопровозглашенным «республикам», действуют те же правила. Более того, для них с 2019 г. будет постепенно прекращаться практика предоставления и продления статуса временного убежища. Ограничиваются и сроки пребывания в пунктах временного пребывания ФМС. Разговоры о предоставлении гражданства России переселенцам с восточноукраинских территорий также более не актуальны.

Для граждан Турции

Очевидные причины повлияли и на в отношение граждан Турции. С 2019 года действуют правила о запрете принимать на работу турецких граждан. Перезаключить трудовой договор с гражданином Турции, а точнее, продлить его, можно в случае, если документ был заключен до 31 декабря 2015 года.

Для граждан Беларуси

Жителям Беларуси с 2019 года не нужно сдавать экзамены по языку, истории и правоведению для получения вида на жительство в РФ. Упрощение миграционного режима было достигнуто путем совместных переговоров представителей России и Республики Беларусь.

Для граждан Узбекистана

Для лиц из Республики Узбекистан необходимо озадачиться заменой паспортов. С 2019 года они должны иметь документы биометрического образца. Отсутствие нового паспорта может стать причиной штрафов со стороны ФМС России и даже грозить депортацией в Узбекистан.

Последняя является крайне нежелательным последствием для мигранта, так как повлечет одновременное занесение жителя Республики Узбекистан в «черный список» ФМС, препятствующий въезду в Россию на довольно продолжительный срок.

Для мигрантов из Грузии

Мигрантам из Грузии в 2019 году предлагается оформление визы по упрощенной системе. Уже с конца декабря введены новые правила получения разрешения на въезд в РФ. Визы любой кратности на пребывание в России даются в деловых, учебных целях, для трудоустройства, а также гуманитарные визы.

При наличии частного приглашения отныне отсутствует необходимость подтверждать родство с пригласившим лицом. Это значительное облегчение, так как мало того, что раньше необходимо было долго и сложно проводить процедуру доказывания родства, но и в принципе невозможно было съездить в РФ для посещения других близких людей, которые не состоят в родстве.

По сообщению ФМС и других официальных лиц, со стороны Российской Федерации и в дальнейшем будут предприниматься шаги и мероприятия для снижения миграционных ограничений для грузинских мигрантов. Обещанный и широко разрекламированный СМИ безвизовый режим для резидентов Грузии возможен, с точки зрения российских властей, со временем и на основании взаимного открытия границ.

Кроме того, в 2019 ожидается сокращение квоты на выдачу документов ФМС на право временного проживания в РФ. На всю Российскую Федерацию таких разрешений будет выдано всего 125900, что на 25000 меньше, чем в прошлом году. Каждый регион получил свое количество квот.

Все въезжающие в Россию иностранцы и апатриды начнут подвергаться снятию отпечатков пальцев сотрудниками ФМС. Необходимым оборудованием для сканирования отпечатков будет оборудован каждый пункт пропуска мигрантов. Эта мера связана с тем, что недобросовестные лица, попадая в «черный список» ФМС, прибегали к смене паспортных данных (фамилия, имя, отчество) для повторного въезда в РФ. Такие меры предосторожности позволят ФМС определять невъездных лиц вовсе без документов и независимо от их персональных данных.

Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать - напишите вопрос в форме ниже:


С разными целями в Россию приезжает большое количество иностранных граждан. Порядок работы с ними и решение различных вопросов миграции регламентируется соответствующими законами. Миграционное законодательство РФ постоянно совершенствуется для создания большего контроля за деятельностью иностранных граждан на территории России и сохранения на ней общественного порядка.

Государственная миграционная политика РФ регулируется пакетом российских законов и соглашениями с другими странами. Требования к иностранцам постоянно изменяются. Политика в области миграции еще не до конца отрегулирована и совершенствуется в соответствии с реальной обстановкой в обществе.

С 2019 года внесены дополнения и изменения в действующее законодательство. В большей степени это связано с проведением в Российской Федерации мирового чемпионата по футболу и большим количеством туристов в связи с ним. Поправки необходимо знать всем мигрантам для избежания проблем.

Нововведения 2019 года

Законодательные акты, касающиеся мигрантов, имеют несистематизированный характер и в некоторых случаях даже противоречат друг другу. Уже давно возникла необходимость в составлении единого обобщенного свода документов, касающихся приезжих из других государств.

Миграционный кодекс РФ находится в стадии разработки и должен быть закончен к концу 2019 года, в его состав войдут две части – общая и особенная. В первой будут собраны основные понятия, а во второй – правила регистрации, их нюансы, перечень режимов и т.д.

Новый закон для мигрантов внес уточнения и в учет иностранцев. Он должен теперь вестись по фактическому месту пребывания приезжего. Таким местом выступает помещение, в котором иностранец регулярно проживает. В этом качестве может выступать квартира, дом, медицинское учреждение, гостиница или место работы.

Особенно это касается мигрантов, поставленных на учет по месту нахождения нанявшей его компании. За несоответствие заявленного адреса и фактического места пребывания иностранный гражданин будет обязан выплатить штраф. Получение повторного взыскания приведет к депортации.

Изменения касаются и въездного контроля. Постановление правительства РФ о порядке оформления миграционной карты начало действовать еще в 2004 году. Последним законом эти правила были ужесточены.

Можно непосредственно в транспорте, с помощью которого иностранный гражданин въезжает в Россию. Это может быть самолет, поезд, корабль или частный автотранспорт. Она заполняется до момента прохождения границы.

В 2019 году начали действовать новые бланки, которые можно распечатать на официальном сайте ГУВМ МВД или получить у работников транспорта.

В миграционной карте не допускаются ошибки и исправления. При ее истечении требуется оформить новую или продлить временное пребывание на территории страны.

Получение загранпаспорта


Еще одним нововведением в законе о мигрантах является обязательное наличие загранпаспорта. Это касается граждан СНГ, которые раньше проходили границу по своему обычному удостоверению личности.

Такое изменение поможет привести к общему стандарту правила въезда в Россию и упростить процедуру регистрации для всех иностранцев.

Исключения касаются только стан, которые входят в Таможенный союз и ЕАЭС:

  • Армения;
  • Беларусь;
  • Казахстан;
  • Кыргызстан.

Для других мигрантов из стран СНГ, которые работают на территории России, дается время на оформление загранпаспорта.

Прохождение экзамена

Одним из важных условий того, сможет ли иностранец долгое время находиться на территории России, служит знание русского языка. При условии владения им приезжий увеличивает свой шанс на одобрение службами миграции более длительного срока проживания в РФ.

Миграционный режим предполагает обязательное получение и предоставление приезжим из других государств официального документа о сдаче экзамена и подтверждения знания русского языка. Экзамен проводится в специальных центрах и требует оплаты пошлины.

Оформление патента


С 2019 года увеличивается плата за оформление рабочего патента. Каждый регион страны устанавливает свои суммы ежемесячных взносов за такой документ.

Является главным условие легальной работы иностранца в России. Самая высокая стоимость установлена в Ямало-Ненецком АО, наиболее низкая – в Кабардино-Балкарии, Республике Марий-Эл и Саха, Ивановской и Саратовской области, Чечне и Чукотском АО.

Страхование мигрантов

С началом 2019 года истек срок всех страховок мигрантов. Это условие не зависит от даты выдачи документа. Новый закон для иностранных граждан обязывает переоформить полисы всех приезжих. Это требование является главным условием легального нахождения иностранца на территории страны. Действие полиса длится до окончания пребывания мигранта в РФ.

Страховые услуги имеют несколько пакетов, которые различаются в зависимости следующих факторов:

  • период нахождения в стране;
  • цель посещения РФ;
  • возраст и статус мигранта.

В каждом конкретном случае подбирается свой вид страхового полиса.

Особые условия

Основные положения законодательства РФ в сфере миграции относятся ко всем иностранным гражданам, которые прибывают в Россию. Но в 2019 году были прописаны особые условия для приезжих из отдельных стран:

  • белорусам не требуется сдавать экзамен при получении вида на жительство или гражданства России;
  • мигрантам из Турции запрещено вести трудовую деятельность на территории РФ;
  • гражданам из Узбекистана в обязательном порядке необходимо оформить биометрический загранпаспорт, невыполнение данного требования грозит депортацией и большим штрафом;
  • лицам, имеющим паспорт Грузии, упростили процесс получения визы и отменили обязательное доказательство родства с приглашающей стороной.

Для граждан остальных стран действуют общие правила миграционного законодательства России.

Контроль над нелегалами


Новые правила касаются не только требований к мигрантам, но и к наказаниям при их невыполнении. Нарушение миграционного законодательства РФ грозит выплатой штрафов, а иногда и выдворением из страны.

Мигрант несет ответственности за следующие свои действия:

  • незаконный въезд в РФ;
  • несоблюдение правил пребывания в стране;
  • уклонение от миграционного учета;
  • несоответствие места проживания;
  • отсутствие медицинского полиса.

В зависимости от тяжести проступка назначаются штрафы в размере от 2000 до 5000 рублей. При неоднократных нарушениях применяется депортация и запрет на въезд в страну.