Акты ревизии и документальных проверок

Ревизия и документальная проверка оформляется постановлением соответствующих контрольных органов, которые обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.

Акты ревизии или документальная проверка приобщается к делу в качестве документа доказательства. Он должен содержать

1.Меры пресечения в системе мер процессуального принуждения.

2.Основания и порядок применения мер пресечения.

3.Виды мер пресечения.

1. Меры процессуального принуждения применяются в качестве способов воздействия на поведение участвующих в уголовном деле лиц.

Основные признаки:

1. Это всегда меры государственного принуждения.

2. Принуждение всегда осуществляется в рамках возбуждённого уголовного дела.

3. Оно применяется только субъектами уголовного процесса входящими в первую группу.

4. Применяется в отношении лиц, которые могут создать препятствие для нормального хода уголовного судопроизводства.

5. Цели мер процессуального принуждение вытекает из общих задач уголовного процесса.

6. Меры процессуального принуждения применяются только на основаниях и в порядке предусмотренных законом.

7. Имеют особое содержание и характер, которые заключаются в ограничении в той или иной степени прав и свобод граждан.

Меры процессуального принуждения делятся на две большие группы:

1. Меры пресечения.

2. Иные меры процессуального принуждения.

Меры пресечения чётко сформулированы в р.4 УПКРФ, основы применения мер пресечения даны в КРФ (ст.22,25).

Признаки мер пресечения:

1. Носит превентивный характер.

2. Применяется только к обвиняемому или подозреваемому.

3. Носит длящийся характер.

4. Ограничивают права граждан на свободу и личную неприкосновенность.

5. Дают возможность производство предварительного следствия или судебного разбирательства в нормальном порядке без воздействия со стороны неуполномоченных лиц.

Мера пресечения – это установленные законом меры государственного принуждения, с помощью которых, путём ограничения личных прав и свобод обвиняемого и подозреваемого получение имущественных гарантий, личного или общественного поручительства, а так же наблюдение со стороны ответственных лиц, устраняется возможность привлекаемого лица скрыться от предварительного расследования и суда, отлучаться без разрешения с места жительства или временного нахождения пресекается, нейтрализуется и устраняется неправомерное противодействие со стороны обвиняемого установлению истины по делу, а так же создаётся возможность исполнения приговора.

Вопрос о виновности, при применении меры пресечения, не решается. Эти меры носят предварительный характер. Система мер пресечения включает и более жёсткие и менее строгие меры что даёт возможность применять их индивидуально.



2. При выборе меры пресечения учитываются следующие обстоятельства:

1. Тяжесть совершённого преступления.

2. Юридическая квалификация обвинения.

3. Род занятий обвиняемого.

4. Возраст обвиняемого.

5. Состояния здоровья обвиняемого.

6. Семейное положение обвиняемого.

7. Другие обстоятельства, имеющие отношения к преступлению и к лицу, привлекаемому в качестве обвиняемого (наличие смягчающих отягчающих обстоятельств).

Основания применения мер пресечения, предусмотрены статьями УПКРФ – это достаточные доказательства, подтверждающие вывод о том, что:

1. Имело место преступление, за которое может быть назначено наказание, предусмотренное УКРФ.

2. Установлено лицо, в отношении которого выдвинуто обвинение в совершении данного преступления.

3. Обвиняемый или подозреваемый может скрыться от следствия или суда, продолжить заниматься преступной деятельностью, может угрожать свидетелю и иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательство, либо иным путём воспрепятствовать производству по уголовному делу.

4. Применение такой меры необходимо для обеспечения исполнения приговора.

Применение мер пресечения является правом, а не обязанностью органом дознания, следователя или суда, о применении меры пресечения выноситься мотивированное постановление. При определении меры пресечения судом, выноситься определение. В случае отпадения необходимости применение меры пресечения, она может быть изменена или отменена.

Виды мер пресечения:

1.Подписка о не выезде и надлежащем поведении (ст. 102 УПК РФ) , отобрание у обвиняемого или подозреваемого письменного обязательства не отлучатся с места жительства или временного пребывания без разрешения дознания, следователя или суда в назначенный срок являться по вызовам, иным путем не препятствовать производству по уголовному делу. Оформляется мотивированным постановлением, копия вручается лицу, в отношение которого оно вынесено. Письменным обязательством в двух экземплярах. Подписка содержит указания на возможность избрания более строгой меры пресечения при нарушении данных обязательств.

2.Личное поручительство ст. 103 УПК РФ , состоит в письменном обязательстве заслуженного доверия лица о том, что оно ручается за выполнение подозреваемым или обвиняемым обязательству назначенный срок являться к следователю, и не препятствовать производству по уголовному делу. Избрание личного поручительства в качестве меры пресечения допускается по письменному ходатайству одного или нескольких поручителей с согласия лица в отношении, которого дается поручительство.

3.Наблюдение командованием воинской части за подозреваемым или обвиняемым являющемся военнослужащим или гражданином проходящим военные сборы(ст. 104 УПК РФ), состоит в принятии мер предусмотренных уставами вооруженных сил РФ для того, чтобы обеспечить выполнение этим лицом обязательств не скрываться от следствия и суда, являться по вызовам, не затягивать следствие и судебный процесс. Избрание данной меры пресечения допускается лишь с согласия подозреваемого или обвиняемого.

4.Присмотр за несовершеннолетним, подозреваемым или обвиняемым (ст. 105 УПК РФ), является специфической мерой пресечения так как применяется только к подозреваемым и обвиняемыми являющиеся несовершеннолетними. Отдача несовершеннолетнего под присмотр родителей, опекуна, попечителя или администрации закрытого детского учреждения состоит в принятии кем-либо из этих лиц письменного обязательства обеспечить явку несовершеннолетнего к дознавателю, следователю или в суд, а также его надлежащем поведении. Указанные лица предупреждаются о характере преступления, в котором обвиняется несовершеннолетний, и об их ответственности в случае нарушения принятой на себя обязанности и возможности применения меры взыскания в качестве штрафа.

5.Залог (ст. 106 УПК РФ) , залог состоит во внесении подозреваемым или обвиняемым либо другим физическим или юридическим лицом на депозитный счет органа избравшего данную меру пресечения денег, ценных бумаг или ценностей в целях обеспечения явки к следователю или в суд обвиняемого и предупреждения совершения им новых преступлений. Вид и размер залога определяется органом или лицом, избравшим данную меру пресечения с учетом характера совершенного преступления, данных о личности, имущественного положения. Залог в качестве меры пресечения может быть избран в любой момент производства по уголовному делу. О принятии залога составляется протокол, копия которого вручается залогодателю. В случае невыполнения или нарушения обязательства залог обращается в доход государства по судебному решению.

6.Домашний арест (ст. 107 УПК РФ) , заключается в ограничениях связанных со свободой передвижения подозреваемого или обвиняемого, а также в запрете:

· Общаться с определенными лицами

· Получать и отправлять корреспонденцию

· Вести переговоры с использованием любых средств связи.

Домашний арест в качестве меры пресечения избирается в отношении подозреваемого или обвиняемого по решению суда при наличии оснований и в порядке установленном УПК РФ, с учетом возраста, состояния здоровья, семейного положения, чистосердечного раскаянья, особых заслуг перед государством, ходатайства заслуживающих доверия лиц. Мера пресечения оформляется постановлением. В постановлении об избрание домашнего ареста указывается конкретные ограничения, которым подвергается обвиняемый, а также указывается орган или должностное лицо, на которое возлагается осуществление надзора за соблюдением установленных ограничений. Данная мера пресечения применяется только судом, срок исчисляется так же, как и при заключении под стражу органом осуществляющим надзор за исполнением постановления по решению суда может быть служба УФСН, так и судебные приставы. Жилище лица в отношении, которого избрана данная мера пресечения, подлежит охране.

7.Заключение под стражу (ст.148 УПК РФ). Заключение под стражу в качестве меры пресечения применяется по судебному решению в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, за которые уголовным законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 2 лет, при невозможности применения иной меры, более мягкой меры пресечения.

В исключительных случаях эта мера пресечения может быть избрана в отношении обвиняемого, подозреваемого в совершении преступления предусмотрено наказание в виде лишения свободы до 2 лет при наличии следующих обстоятельств:

1.Подозреваемый или обвиняемый не имеет постоянного места жительства на территории РФ.

2.Его личность не установлена

3.Им нарушена ранее избранная мера пресечения

4.Он скрылся от органов предварительного расследования или от суда

К несовершеннолетнему подозреваемому или обвиняемому заключение под стражу в качестве меры пресечения может быть применено в случае, если он подозревается или обвиняется в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления. В исключительных случаях эта мера пресечения может быть избрана в отношении несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений средней тяжести.

При необходимости избрании в качестве меры пресечении заключение под стражу, следователь с согласия руководителя следственного органа, а дознаватель с согласия прокурора возбуждают перед судом ходатайство. В постановление о возбуждении ходатайства излагаются мотивы и основания, в силу которых возникла необходимость в заключении подозреваемого или обвиняемого под стражу невозможность избрания иной меры пресечения. К постановлению прилагаются материалы подтверждающие обоснованность ходатайства.

Если ходатайство возбуждается в отношении подозреваемого, задержанного в порядке установленном ст.ст.91,92 УПК РФ. то постановление и указанные материалы должны быть представлены судье не позднее чем за 8 часов до истечения срока задержания (подозреваемый задерживается на 48 часов).

Постановление о возбуждении ходатайства, об избрании в качестве меры пресечения заключение под стражу подлежит рассмотрению единолично судьей районного суда или военного суда соответствующего уровня с участием подозреваемого или обвиняемого, защитника, прокурора, следователя или дознавателя.

Ходатайство рассматривается судом по месту производства предварительного расследования, либо по месту задержания подозреваемого в течении 8 часов с момента поступления материалов в суд.

Не явка без уважительных причин сторон своевременно извещенных о времени судебного заседания не является препятствием для рассмотрения ходатайства за исключением не явки подозреваемого или обвиняемого. Принятие судебного решения об избрании меры пресечения виде заключения под стражу в отношении обвиняемого допускается только в случае объявлении обвиняемого в международный розыск.

Рассмотрев ходатайство судья выносит одно из следующих постановлений:

1.Об избрании в отношении подозреваемого или подозреваемого меры пресечения виде заключения под стражу

2.Об отказе в удовлетворении ходатайства

3.Об отложении принятия решения по ходатайству стороны не более 72 часов для представления дополнительных доказательств обоснованности задержания

Постановление судьи об избрании меры пресечения – заключение под стражу или об отказе в этом может быть обжаловано в вышестоящий суд в течении 3 суток со дня его вынесения.

Суд апелляционной инстанции принимает решение по жалобе или представлению не позднее чем через 3 суток со дня их поступления.

Срок содержания под стражей ст.109 УПК РФ:

2.В случае невозможности закончить предварительное следствие в срок до 2 месяцев и при отсутствии оснований для изменения или отмены меры пресечения этот срок может быть продлен судьей до 6 месяцев

Дальнейшее продление срока содержание под стражей обвиняемого в совершении тяжких или особо тяжких преступлений только в случае особой сложности уголовного дела и при наличии оснований для избрания этой меры пресечения до 12 месяцев

4.Дальнейшее продление срока не допускается, обвиняемый по истечению данного срока подлежит немедленному освобождению.

5.Материалы оконченного уголовного дела должны быть предъявлены обвиняемому содержащемуся под стражей и его защитнику не позднее чем за 30 суток до окончания предельного срока содержания под стражей

6.В случае если окончание уголовного дела начато своевременно, но для ознакомления с материалами обвиняемому и его защитнику время не хватило следователь не позднее 5 суток до окончания предельного срока возбуждает ходатайство о продлении срока содержания под стражей

7.Судья не позднее 5 суток с момента получения ходатайства принимает решение:

1.О продлении срока содержания под стражей до момента окончания ознакомления

2.Об отказе в удовлетворении ходатайства и освобождение обвиняемого из под стражи

3. Иные меры процессуального принуждения. В целях обеспечения установленного УПК порядка, УПК судопроизводства, надлежащего исполнения договора дознаватель, следователь или суд вправе применить подозреваемому, обвиняемому следующие меры процессуального принуждения:

1.Обязательство о явке (ст. 112 УПК РФ) , при необходимости у подозреваемого, обвиняемого, а также потерпевшего или свидетеля может быть взято обязательство о явке, которое состоит в письменном обязательстве лица, своевременно явиться по вызовам дознавателя, следователя или в суд, а в случае перемены места жительства незамедлительно сообщить об этом. Лицу разъясняется последствия нарушения обязательства, о чем делается соответствующая отметка в обязательстве.

2.Привод (ст.113 УПК РФ) , в случае не явки по вызову без уважительной причины подозреваемый, обвиняемый, а также потерпевший и свидетель может быть подвергнут приводу, который состоит в принудительном доставлении лица к дознавателю, следователю или в суд. При наличии причин препятствующих явки по вызову в назначенный срок, лица немедленно уведомляют о не возможности своевременной явки. Постановление о приводе перед его исполнением объявляется лицу и удостоверяется его подписью. Привод не может производится в ночное время, не подлежат приводу несовершеннолетние в возрасте до 14 лет, беременные женщины, больные, которые по состоянию своего здоровья не могут оставлять места своего пребывания, что подлежит удостоверению врачом. Привод производится органами полиции или судебных приставов на основании постановления дознавателя, следователя, а также по поручению суда.

3.Временное отстранение от должности (ст.114 УПК РФ) , в случае привлечения должностного лица в качестве обвиняемого и при необходимости его временного отстранения от должности дознаватель, следователь возбуждает перед судом по месту производства предварительного расследования соответствующее ходатайство, в течении 48 часов с момента поступления ходатайства судья выносит постановление о временном отстранении обвиняемого от должности или об отказе в этом. Постановление направляется по месту работы временно отстраненного. Временное отстранение отменяется постановлением дознавателя, следователя, когда в применении этой меры отпадает необходимость. Временно отстраненный от должности обвиняемый имеет право на ежемесячное пособие в размере не более 5 минимальных оплат труда.

К мерам процессуального принуждения относятся:

1.Наложение ареста на имущество

2.Наложение ареста на ценные бумаги

3.Женежное взыскание

УПК, т.е. при наличии достаточных оснований полагать, что обвиняемый, подозреваемый:

  1. скроется от дознания, предварительного следствия или суда;
  2. может продолжать заниматься преступной деятельностью;
  3. может угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу.

Избрание меры пресечения означает принятие дознавателем, следователем, а также судом решения о мере пресечения в от­ношении подозреваемого, обвиняемого (п. 13 ст. 5 УПК).

Применение меры пресечения - процессуальные действия, осуществляемые с момента принятия решения об избрании ме­ры пресечения до ее отмены или изменения (п. 29 ст. 5 УПК).

Замечание

Наличие оснований для избрания мер пресечения должны подтверждаться собранными по уголовному делу доказательст­вами (ч. 1 ст. 74 УПК). Конституционный Суд РФ указал, что нормы об избрании мер пресечения не предполагают возмож­ность принятия судом решения по указанному вопросу без ис­следования представленных сторонами обвинения и защиты доказательств, подтверждающих наличие или отсутствие осно­ваний для применения данной меры пресечения (Постановление Конституционного Суда РФ от 22 марта 2005 г. № 4-П по делу о проверке конституционности ряда положений УПК, регламентирующих порядок и сроки применения в качестве меры пре­сечения заключения под стражу на стадиях уголовного судопроизвод­ства, следующих за окончанием предварительного расследования и на­правлением уголовного дела в суд, в связи с жалобами ряда граждан (ВКС РФ. 2005. № 3). Аналогичной позиции придерживается и Пле­нум Верховного Суда РФ, указывая, что к ходатайству об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу должны быть прило­жены «доказательства, подтверждающие наличие обстоятельств, свиде­тельствующих о необходимости избрания лицу меры пресечения» (п. 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 марта 2004 г. № 1).

Поэтому участники уголовного судопроизводства не вправе делать вывод о наличии либо об отсутствии оснований для избрания мер пресечения на основании иных данных (оперативно-розыскной информации или сведений, полученных непроцессуальным пу­тем и т. п.), не являющихся доказательствами в смысле ч. 1 ст. 74 УПК.

Также следует учитывать, что в качестве оснований для из­брания меры пресечения в законе установлены категории веро­ятностного характера: «достаточно полагать», что обвиняемый «может» продолжать заниматься преступной деятельностью (п. 2 ч. 1 ст. 97 УПК), «может» угрожать участникам уголовного судопроизводства или иным путем воспрепятствовать произ­водству по уголовному делу (п. 3 ч. 1 ст. 97 УПК).

Условия применения мер пресечения:

  1. наличие возбужденного уголовного дела;
  2. определение в процессуаль­ном порядке лица, в отношении которого применяется мера пресечения, статусом обвиняемого или подозреваемого.

Об избрании меры пресечения дознаватель, следователь вы­носят постановление, которое должно отвечать требованиям

  • за­конности,
  • обоснованности,
  • мотивированности (ч. 4 ст. 7 УПК).

В мотивировочной части должны быть приведены: данные, обосновывающие избрание меры пресечения, формулировка обвинения или подозрения со ссылкой на статью УК, а также основания, предусмотренные ст. 97 УПК; обстоятельства, обос­новывающие необходимость избрания конкретной меры пресе­чения.

В резолютивной части указывается: мера пресечения, кото­рая избирается обвиняемому (подозреваемому), его анкетные данные, включая наличие или отсутствие судимостей, сведения о паспорте или иных документах, удостоверяющих личность.

Факт объявления постановления об избрании меры пресече­ния обвиняемому (подозреваемому), а также разъяснения по­рядка обжалования удостоверяется его подписью и подписью его защитника. Вручение копии постановления подтверждается подписью лица, которому она вручена, в самом процессуаль­ном документе. Причины отказа обвиняемого заверить своей подписью факт объявления ему постановления, порядка его об­жалования и получения копии он вправе изложить дословно в оригинале процессуального документа. Отказ от этого не при­останавливает исполнение принятого решения.

В судебном производстве вопросы, касающиеся избрания и применения мер пресечения, решаются судом в соответствии с его полномочиями, которые определены в гл. 5 УПК.

Только суд в досудебном и судебном производстве правомо­чен принимать решения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу обвиняемого (подозреваемого), домаш­него ареста и залога. Суд правомочен решать вопрос и о про­длении срока содержания под стражей (п. 1, 2 ч. 2 ст. 29 УПК). В досудебном производстве суд принимает эти решения по хо­датайству дознавателя, следователя, заявленному соответствен­но с согласия прокурора, руководителя следственного органа. Судебное решение принимается судьей в форме постановле­ния, а судом - определения.

В ходе судебного разбирательства суд вправе избрать подсу­димому любую из мер пресечения при наличии к тому основа­ний, предусмотренных уголовно-процессуальным законом, по ходатайству стороны или по собственной инициативе.

Мера пресечения, избранная на основании судебного решения, мо­жет быть отменена или изменена только судом.

Виды мер пресечения

Перечень мер пресечения содержится в ст. 98 УПК и является исчерпывающим. Систематизация мер пресечения идет от менее строгой к бо­лее строгой.

Мерами пресечения являются:

  1. общими:
    • подписка о невыезде (не может быть применена к военно­служащим срочной службы, находящимся на казарменном по­ложении; практически неприменима к заключенному, совершившему новое преступление; к лицу, находящемуся на корабле в дальнем плавании, и т. п.);
    • личное поручительство ;
    • залог ;
    • домашний арест ;
    • заключение под стражу .
  2. специальными (применяемые только по отношению к определенным обвиняе­мым или подозреваемым):
    • наблюдение командования воинской части (применяется к военнослужащим срочной службы, к лицам, проходящим военные сборы в воинских под­разделениях и находящимся на казарменном положении);
    • присмотр за несовершеннолетним обвиняемым;
    • запрет определенных действий.

Дознаватель, следователь, а также суд вправе (но не обязаны) избрать в отношении подозреваемого или обвиняемого только одну из предусмотренных ст. 98 УПК мер пресечения.

При производстве предварительного расследования дознава­тель и следователь вправе самостоятельно избрать любую меру пресечения кроме

    1. залога,
    2. домашнего ареста и
    3. заключения под стражу.

Избрать эти меры пресечения вправе только суд в пре­делах предоставленных ему полномочий (п. 1 ч. 2 ст. 29, ст. 106-108 УПК). Мера пресечения может быть избрана и применена как в процессе досудебного, так и судебного произ­водства по уголовному делу.

Мера пресечения должна отвечать тем целям, которые доз­наватель, следователь, прокурор и суд определили при ее из­брании. Закон предоставил им возможность выбрать из пере­численных в УПК мер пресечения только ту, которая способна обеспечить предусмотренное ст. 6 УПК назначение уголовного судопроизводства.

Подробнее о мерах пресечения

Подписка о невыезде и надлежащем поведении (ст. 102 УПК) - мера пресечения, заключающаяся в отобрании у обви­няемого (подозреваемого) письменного обязательства не поки­дать постоянное или временное место жительства без разреше­ния дознавателя, следователя или суда и обеспечить надлежа­щее поведение. Под надлежащим поведением понимается обязанность являться в назначенный срок по вызовам дознава­теля, следователя, прокурора и в суд, иным путем не препятст­вовать производству по уголовному делу.

Подписка о невыезде и надлежащем поведении ограничива­ет право гражданина на свободу передвижения, выбор места жительства (пребывания). Указанная мера пресечения приме­няется к лицу, которое не вызывает особых опасений в том, что оно уклонится от предварительного расследования и суда, а также ненадлежащим поведением воспрепятствует расследова­нию и разбирательству дела в суде. Избирая данную меру пре­сечения, полномочные должностные лица должны быть макси­мально уверены в эффективности ее применения. Правильное решение вопроса об избрании подписки о невыезде основыва­ется на характере совершенного преступления (тяжести предъ­явленного обвинения), личности обвиняемого, роде его заня­тий, возрасте, состоянии здоровья, семейном положении и дру­гих обстоятельствах. С учетом перечисленных обстоятельств она может быть применена и к лицам, обвиняемым в соверше­нии тяжкого преступления.

Мотивированное постановление об избрании этой меры пресечения объявляется обвиняемому (подозреваемому), защитнику, законному представителю с разъяснением ст. 102 и УПК и порядка его обжалования. В самой подписке, кроме данных о подозреваемом или обвиняемом, адресах их постоян­ного или временного проживания, средствах связи, указывают­ся обязательства:

    • не покидать их без разрешения до окончания предварительного расследования, судебного разбирательства уголовного дела;
    • являться по вызову в указанный срок, а также иным путем не препятствовать производству по уголовному де­лу.
    • здесь же указано, что при нарушении этих обязательств может последовать применение более строгой меры пресече­ния.

Подписка о невыезде не может быть применена к военно­служащим срочной службы, находящимся на казарменном по­ложении. Они не имеют возможности оставить воинскую часть без разрешения командования, а стало быть, и самостоятельно явиться по вызову. Практически неприменима подписка о не­выезде к заключенному, совершившему новое преступление; к лицу, находящемуся на корабле в дальнем плавании, и т. п.

В ряде случаев нецелесообразно применение этой меры пре­сечения к лицам, чья трудовая деятельность связана с длитель­ными разъездами (пилот воздушного корабля, шофер на меж­дугородных рейсах, проводник поезда дальнего следования, дипкурьер и т. п.).

Личное поручительство (ст. 103 УПК) заключается в приня­тии на себя заслуживающим доверия лицом письменного обя­зательства о том, что оно ручается за выполнение обвиняемым (подозреваемым) обязательств: в назначенный срок являться по вызовам дознавателя, следователя и в суд, а также иным путем не препятствовать производству по уголовному делу. В отличие от подписки о невыезде, при избрании данной меры пресече­ния право гражданина на свободу передвижения и выбор места жительства (пребывания) не ограничивается. Данная мера пре­сечения избирается по письменному ходатайству одного или нескольких поручителей с согласия лица, в отношении которо­го дается поручительство. Число поручителей определяет пол­номочное должностное лицо, в производстве которого находит­ся дело.

Закон не содержит критерии определения «заслуживающего доверия лица». Представляется, что таковыми могут быть со­вершеннолетние граждане, пользующиеся уважением за свой труд и поведение по месту работы или жительства, которые реально могут обеспечить явку обвиняемого (подозреваемого) по вызову и его надлежащее поведение. В основе доверия поручи­теля могут быть личные отношения родства, товарищества, со­трудничества, взаимных материальных интересов и т. д.

При избрании меры пресечения должностное лицо должно убедиться в добропорядочности поручителя, доверять ему, а он в свою очередь - тому, за кого ручается. Поручители должны быть уверены, что смогут обеспечить его надлежащее поведе­ние и явку по вызовам. Поручителю сообщается о сущности де­ла, по которому избирается мера пресечения, разъясняются су­щество подозрения или обвинения, его обязанности и ответст­венность, связанные с выполнением личного поручительства. Каждый из поручителей предупреждается, что в случае невы­полнения поручителем своих обязательств на него может быть наложено денежное взыскание до 10 тыс. руб.

Решение об избрании меры пресечения в виде личного по­ручительства оформляется постановлением дознавателя, следо­вателя, определением суда.

Применение этой меры пресечения возможно при наличии письменного обязательства - личном поручительстве опреде­ленных лиц - поручителей. В нем приводятся данные о лично­сти поручителя, фиксируются: факт разъяснения ему сущности подозрения или обвинения, его обязанности и ответственность за их невыполнение. Копия постановления (определения) и письменного обязательства вручается подозреваемому, обви­няемому, защитнику и поручителю. Тут же разъясняется поря­док обжалования решения об избрании меры пресечения.

Наблюдение командования воинской части (ст. 104 УПК) - мера пресечения, которая применяется только в отношении об­виняемого (подозреваемого) военнослужащего или лица, при­званного на военные сборы. Избрание этой меры пресечения допускается лишь с согласия обвиняемого (подозреваемого). Она состоит в принятии мер, предусмотренных уставами Воо­руженных Сил, чтобы обеспечить его надлежащее поведение, явку в назначенный срок по вызовам дознавателя, следователя и суда, а также исключить возможность иным путем препятст­вовать производству по уголовному делу. Наблюдение командо­вания воинской части применяется к военнослужащим срочной службы, к лицам, проходящим военные сборы в воинских под­разделениях и находящимся на казарменном положении. В от­ношении других категорий военнослужащих эта мера пресечения не применяется, так как они не находятся на казарменном положении и связанные с ней ограничения не могут быть реа­лизованы.

На время действия меры пресечения они лишаются права ношения оружия, постоянно находятся под наблюдением своих начальников или суточного наряда, не направляются на работы вне части в одиночном порядке, не назначаются в караул и другие ответственные наряды, лишаются увольнения в город­ской отпуск.

Постановление об избрании меры пресечения направляется для исполнения командованию воинской части, которое обяза­но письменно уведомить орган, избравший эту меру пресече­ния, об установлении наблюдения за обвиняемым (подозревае­мым).

Для избрания данной меры пресечения согласия командова­ния воинской части не требуется, но в упомянутом постановле­нии разъясняются существо подозрений или обвинения и обя­занности командования по исполнению меры пресечения.

Постановление об избрании меры пресечения и рапорт об установлении наблюдения объявляются подозреваемому или обвиняемому. В случае нарушения обвиняемым (подозревае­мым) избранной меры пресечения командование воинской час­ти немедленно сообщает об этом дознавателю, следователю или в суд, которые избрали данную меру пресечения.

Данную меру пресечения вправе избрать сам командир во­инской части, если он выступает в качестве органа дознания.

Присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняе­мым (ст. 105 УПК) - мера пресечения, заключающаяся в обес­печении надлежащего поведения несовершеннолетнего обви­няемого в соответствии с требованиями ст. 102 УПК. Анализ ч. 2 ст. 423 УПК свидетельствует о том, что законодатель отдает приоритет избранию именно этой меры пресечения в отноше­нии несовершеннолетнего. Иные меры пресечения могут быть применены к несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняе­мому только при невозможности избрания данной меры пресе­чения.

Письменное обязательство обеспечить надлежащее поведе­ние несовершеннолетнего берут на себя родители, опекуны, попечители или иные лица, заслуживающие доверия, а также должностные лица специализированного детского учреждения, где находится несовершеннолетний. Они могут обратиться с ходатайством об избрании присмотра за подростком в качестве меры пресечения или дать согласие на присмотр, если инициа­тива исходит от дознавателя, следователя или судьи (суда). Ли­ца, полномочные избрать меру пресечения, должны распола­гать достоверными сведениями, что тот, кто берет на себя обя­зательство по присмотру, действует на добровольных началах и способен обеспечить условия, при которых цель меры пресече­ния будет достигнута.

При избрании меры пресечения каждому, кто дал обязатель­ство по присмотру, полномочные должностные лица разъясня­ют существо подозрения или обвинения и ответственность за невыполнение ими принятого обязательства, которая определя­ется в судебном порядке в виде денежного взыскания - до 10 тыс. руб. (ч. 4 ст. 103, ст. 118 УПК).

Письменное обязательство о присмотре удостоверяется подпиской лица, взявшего на себя это обязательство. С этого момента мера пресечения считается избранной, о чем объявля­ется несовершеннолетнему, принятому под присмотр. При этом ему разъясняются требования надлежащего поведения.

Залог (ст. 106 УПК) составляют деньги или иные ценности (ценные бумаги, изделия из драгоценных металлов и пр.), вно­симые обвиняемым (подозреваемым), его родственниками, друзьями, другими лицами, в том числе и юридическими, на депозитный счет органа, избравшего эту меру пресечения. При избрании меры пресечения в виде залога обвиняемый (подозре­ваемый) может предложить внести в качестве залога произведе­ния искусства, коллекционные монеты и иные ценности. В этом случае целесообразно проверить их подлинность, опре­делить действительную стоимость. Это можно сделать при по­мощи специалиста или даже путем проведения экспертизы, что обеспечит должную эффективность меры пресечения и предот­вратит возможные конфликтные ситуации в будущем.

Цель залога - обеспечить явку обвиняемого (подозреваемо­го) к дознавателю, следователю либо в суд и предупредить со­вершение им новых преступлений. В связи с этим недопусти­мо за счет средств, являющихся предметом залога, осуществлять выплаты в счет возмещения причиненного преступлением вреда.

Как вид самого залога, так и его размер определяются судом (п. 1 ч. 2 ст. 29 УПК). Учитываются характер совершенного преступления, данные о личности обвиняемого (подозреваемо­го), имущественное положение залогодателя.

Учитывая, что залог как мера пресечения существенно огра­ничивает конституционное право собственности, законодатель предусмотрел судебную процедуру для его избрания. Залог в качестве меры пресечения избирается в отношении подозревае­мого или обвиняемого по решению суда в порядке, установлен­ном для принятия решения об избрании меры пресечения в ви­де заключения под стражей (ст. 108 УПК). Залог может быть избран в любой момент производства по уголовному делу. Если внесение залога применяется вместо ранее избранных мер пре­сечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста, то подозреваемый или обвиняемый остается под стражей или домашним арестом до внесения на депозитный счет суда зало­га, который был определен судом, избравшим эту меру пресе­чения.

О принятии залога составляется протокол, копия которого вручается залогодателю. При этом обвиняемому (подозреваемо­му) разъясняются последствия неисполнения или нарушения залоговых обязательств. Лицам, которые вносят залог за обви­няемого (подозреваемого), разъясняется существо обвинения, подозрения, в связи с чем избирается эта мера пресечения и связанные с ней обязательства, а также последствия их неис­полнения или нарушения: залог обращается в доход государст­ва по судебному решению, выносимому в соответствии со ст. 118 УПК.

Суд при вынесении приговора, определения, постановле­ния о прекращении дела решает вопрос о возвращении залога залогодателю. Если дело прекращается в стадии предваритель­ного расследования, залог возвращается залогодателю следова­телем, дознавателем, о чем указывается в постановлении о прекращении уголовного дела и протоколе, который подписывают должностное лицо, вынесшее постановление, и залогода­тель.

Домашний арест (ст. 107 УПК) в качестве меры пресечения избирается по судебному решению в отношении обвиняемого (подозреваемого) с учетом тяжести совершенного преступле­ния, состояния здоровья обвиняемого (подозреваемого) и дру­гих обстоятельств, предусмотренных ст. 99 УПК.

Обвиняемый (подозреваемый) не вправе покидать свое жи­лище, ставшее местом домашнего ареста, а также общаться с определенными судом лицами, например соучастниками по уголовному делу, свидетелями, потерпевшими, друзьями и т. п. Обвиняемому может быть запрещено отправлять и получать посылки, бандероли, делать обращения через средства массо­вой информации; пользоваться телефоном, факсом, иными ви­дами связи (ст. 107 УПК).

Решение об избрании меры пресечения в виде домашнего ареста правомочен принять только суд (п. 1 ч. 2 ст. 29 УПК). В постановлении судьи или определении суда об избрании ме­ры пресечения в виде домашнего ареста в отношении обвиняе­мого (подозреваемого) указываются основания и мотивы при­менения именно этой меры пресечения. В этом постановлении указываются также конкретные ограничения, которым подвер­гается обвиняемый (подозреваемый), и орган или должностное лицо, на которое возлагается осуществление надзора за соблю­дением установленных ограничений.

Постановление направляется лицу, возбудившему перед су­дом соответствующее ходатайство, обвиняемому (подозреваемому), его защитнику.

В соответствии с законом время домашнего ареста засчитывается в срок содержания обвиняемого (подозреваемого) под стражей.

Меры пресечения - это процессуальные средства ограничения личной свободы обвиняемого, а в исключительных случаях подозреваемого, применяемые для предотвращения возможных процессуальных нарушений с их стороны, а также для обеспечения исполнения приговора. В общем виде меры пресечения обеспечивают надлежащее поведение обвиняемого или подозреваемого.

Закон различает избрание и применение меры пресечения. Избрание понимается как принятие решения о мере пресечения (п. 13 ст. 5 УПК РФ). Применение меры пресечения - это процессуальные действия, осуществляемые с момента принятия решения об избрании меры пресечения до ее отмены или изменения (п. 29 ст. 5). Кроме того, в УПК используется термин «исполнение меры пресечения» (ч. 3 ст. 104; ч. 8 ст. 108), означающий непроцессуальные действия (командования воинской части, должностных лиц СИЗО) по реализации ее требований.

Общими условиями избрания и применения меры пресечения являются:

1) наличие возбужденного уголовного дела;

2) надлежащий субъект применения (состоящий на соответствующей должности, принявший дело к своему производству, не подлежащий отводу)

3) отсутствие служебного иммунитета у подследственного лица (надлежащий «объект» применения меры пресечения).

Таким образом, меры принуждения не могут применяться:

а) до возбуждения уголовного дела;

б) после прекращения дела (ст. ст. 213; 239 УПК); в) после приостановления дела.

По приостановленному делу мера пресечения избирается в отношении скрывшегося обвиняемого, но не применяется. Мера пресечения может применяться до вступления приговора в законную силу. Однако реально она действует еще 3 суток до обращения приговора к исполнению (ст. 390 УПК РФ).

Специальным условием мер пресечения является наличие доказательств виновности лица в совершении преступления.

Меры пресечения имеют превентивно-обеспечительный характер. Основанием применения мер пресечения является обоснованное предположение о возможном процессуальном нарушении со стороны обвиняемого. Вероятный вывод о возможном нарушении должен быть основан на конкретных фактах, установленных путем доказывания, о том, что:

Обвиняемый может скрыться от дознания, предварительного расследования или суда (сведения о прошлых фактах аналогичного поведения: покушении на побег, оказании сопротивления при задержании, нарушении ранее избранной меры пресечения, неявках по вызову без уважительных причин, длительное нахождение в розыске по другим делам, отсутствие постоянного места жительства, неустановленность личности и т.д.).

Обвиняемый может продолжать заниматься преступной деятельностью (сведения о наличии неснятой и непогашенной судимости, обвинение в совершении нескольких преступлений или в совершении преступления группой лиц, захват его при совершении преступления).

Обвиняемый может воспрепятствовать производству по делу путем угроз участникам процесса, уничтожения следов преступления.

Такие действия обвиняемого могут быть даже преступлениями, предусмотренными ст. ст. 294, 295, 296, 304, 291, 309 УК, и повлечь дополнительное уголовное преследование. Реальная будущая возможность обвиняемого воспрепятствовать производству по делу может быть установлена с помощью сведений о служебной или личной зависимости свидетеля или потерпевшего от обвиняемого, его высоком должностном положении. Отказ обвиняемого от дачи показаний или дача ложных показаний не могут быть основанием для применения или ужесточения меры пресечения.

По виду принуждения меры пресечения делятся на физически-принудительные и психологически-принудительные. Физически-принудительные меры пресечения:

Домашний арест и заключение под стражу

Физически ограничивают личную свободу обвиняемого (подозреваемого), изолируя его от общества.

Они избираются и применяются непосредственно к обвиняемому (подозреваемому) без согласия заинтересованных лиц. Прямое ограничение личной неприкосновенности требует состязательной процедуры избрания таких мер пресечения (судебного разрешения).

Остальные меры пресечения:

Психологически-принудительные

Ограничивают личную свободу обвиняемого (подозреваемого) психическим воздействием.

Эти меры не связаны с изоляцией от общества, избираются и применяются при согласии заинтересованных лиц (а иногда только при их ходатайстве). «Добровольный» характер исполнения данных мер позволяет избирать их в розыскной процедуре (органам уголовного преследования без предварительного судебного разрешения), поскольку дача согласия (или отказ в этом) в какой-то степени уравнивает стороны трудно переоценить.

Психолого-принудительные меры пресечения регулируются Стандартными минимальными правилами ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила). Согласно п. 3.4 этих Правил не связанные с тюремным заключением меры, которые накладывают какое-либо обязательство на обвиняемого (подозреваемого) и которые применяются до формального разбирательства или суда или вместо них, требуют согласия обвиняемого (подозреваемого). Сущность психологически-принудительных мер пресечения состоит в том, что на обвиняемого (подозреваемого) возлагается моральное обязательство надлежащего поведения. Все психологически-принудительные меры пресечения обеспечиваются угрозой применения более строгой меры пресечения в случае процессуальных нарушений со стороны обвиняемого или подозреваемого (ст. 110 УПК РФ).

По характеристике правового статуса обвиняемого (подозреваемого) меры пресечения делятся на общие и специальные. Специальные меры пресечения (суть специальные виды поручительства) применяются при особых признаках обвиняемого: несовершеннолетие (присмотр за ним) и прохождение действительной военной службы (наблюдение командования).

Обстоятельства, учитываемые при избрании меры пресечения.

1. Закон предусматривает неисчерпывающий перечень обстоятельств, учитываемых при избрании меры пресечения, а именно тяжесть преступления, сведения о личности подозреваемого, его возраст, состояние здоровья, род занятий и другие обстоятельства. К другим обстоятельствам можно отнести наличие (отсутствие): обстоятельств, смягчающих или отягчающих наказание (ст. ст. 61, 62 УК); постоянного места жительства; иждивенцев; государственных наград; угрозы для обвиняемого или его близких в связи со стихийным бедствием, тяжелой болезнью или смертью единственного трудоспособного члена семьи (ст. 398 УПК); фактов отрицательного поведения в быту; фактов привлечения к административной ответственности; высокого социального и имущественного положения обвиняемого; чрезвычайного или военного положения в данной местности; стихийных бедствий, ограниченной дееспособности и т.д.

При избрании меры пресечения, следователь выносит соответствующее постановление. Постановление (определение) об избрании меры пресечения должны быть законными, обоснованными и мотивированными, в них должен содержаться анализ оснований, условий и дополнительных обстоятельств.

Действующее законодательство предусматривает две процедуры принятия решения о мере пресечения:

1) заключение под стражу, домашний арест и залог избираются в состязательном порядке (ст. 123 Конституции РФ, ст. 15 УПК), когда одна сторона (обвинитель) ходатайствует о применении меры пресечения перед независимым арбитром - судом, а другая сторона (защита) вправе возражать и оспаривать обоснованность этой меры (ст. 108 УПК);

2) все остальные меры пресечения в стадии предварительного расследования избираются органом уголовного преследования, ведущим процесс (следователем, дознавателем), по своей инициативе. Это розыскной (инквизиционный) порядок, который противоречит коренному правилу состязательного процессаконституционному принципу) - равноправию сторон. Сторона обвинения (следователь - п. 47 ст. 5) избирает в отношении стороны защиты (обвиняемого - п. 46 ст. 5) меру пресечения. Равноправные субъекты не отдают друг другу обязательные для исполнения приказы. Розыскная процедура применения процессуального принуждения может быть оправдана только в неотложных ситуациях.

Статья 98 УПК РФ. Предусматривает следующие меры пресечения:

1. Подписка о невыезде;

2. Личное поручительство;

3. Наблюдение командира воинской части;

4. Присмотр за несовершеннолетним обвиняемым;

6. Домашний арест:

7. Заключение под стражу.

Подписка о невыезде и надлежащем поведении обвиняемого (подозреваемого) - это выполнение им процессуальных обязанностей: своевременно являться по вызову и сообщать о месте своего пребывания, не продолжать преступную деятельность, не препятствовать выяснению истины по делу и исполнению приговора (такое толкование вытекает из сопоставления ст. ст. 97 и 102 УПК). Подписку о невыезде следует отличать от сходного с ней обязательства о явке, которое как разъяснение обязанности являться по вызову не относится к мерам пресечения, может применяться к свидетелю и потерпевшему, не требует наличия возбужденного дела и вынесения постановления, не запрещает покидать место пребывания.

Личное поручительство обеспечивает надлежащее поведение обвиняемого и подозреваемого, в том числе пресекает сокрытие этих лиц и продолжение ими преступной деятельности. Специальным условием избрания данной меры пресечения является наличие одного или нескольких лиц, желающих и реально способных обеспечить надлежащее поведение обвиняемого. О такой реальной способности свидетельствуют две группы обстоятельств:

1) поручитель заслуживает общественное доверие, в том числе доверие следователя (имеет стабильное социальное положение, пользуется в обществе уважением, авторитетом, известностью, ранее не допускал нарушения закона);

2) поручитель заслуживает доверие у самого обвиняемого (между ними хорошие личные отношения, обвиняемый находится под влиянием поручителя).

Наблюдение командования воинской части преследует цель обеспечения надлежащего поведения обвиняемого (подозреваемого), в том числе пресекает сокрытие этих лиц и продолжение ими преступной деятельности. Специальным условием избрания данной меры пресечения является особый статус обвиняемого (подозреваемого) - прохождение им военной службы (по призыву или контракту) или призыв на военные сборы.

Обязанности командования воинской части при наблюдении за обвиняемым (подозреваемым) устанавливаются Уставами Вооруженных Сил РФ - внутренней службы, дисциплинарным, гарнизонной и караульной службы, утвержденными Указом Президента РФ от 14 декабря 1993 г.

Присмотр за несовершеннолетним относится к психологически-принудительным мерам пресечения и, по сути, представляет собой разновидность поручительства, обладая всеми его признаками. Присмотр состоит в обеспечении по письменному обязательству надлежащего поведения несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого) тремя категориями лиц:

а) родителями, усыновителями, опекунами или попечителями. Одновременно они могут участвовать в деле в качестве законных представителей этого обвиняемого (подозреваемого);

б) другими заслуживающими доверия лицами (как при обычном личном поручительстве);

в) должностными лицами специализированного детского учреждения, в котором находится несовершеннолетний (должностное поручительство).

Таким образом, меры пресечения - это процессуальные средства ограничения личной свободы обвиняемого, а в исключительных случаях подозреваемого, применяемые для предотвращения возможных процессуальных нарушений с их стороны, а также для обеспечения исполнения приговора. Статья 98 УПК РФ, содержит в себе исчерпывающий перечень мер пресечения. Однако как уже отмечалось, одни меры пресечения назначаются органом предварительного следствия, а другие только по судебному решению. По судебному решению применяются: залог, домашний арест и заключение под стражу, о них речь пойдет в следующей главе.

Применяемые органами дознания, следователем и судом к обвиняемым, в исключительных случаях к подозреваемым при наличии предусмотренных в законе оснований с целью лишить их возможности скрыться от дознания, предварительного следствия и суда, воспрепятствовать установлению истины по делу или продолжить преступную деятельность, а также для обеспечения исполнения приговора .

К мерам пресечения относятся:

  1. наблюдение командования воинской части;
  2. присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым;

В современном периоде меры пресечения выделяются среди других мер процессуального принуждения следующими признаками: 1. Меры пресечения применяются только к обвиняемому и в исключительных случаях к подозреваемому, в то время как иные меры принуждения могут применяться к достаточно широкому кругу участников процесса (свидетелю, потерпевшему, владельцу арестовываемого имущества и т. д.). 2. Содержание мер пресечения состоит в том, что они на довольно длительный период ограничивают личную свободу обвиняемого (свободу передвижения, общения, совершения определенных действий). Иногда ограничение личной свободы доходит до изоляции от общества (домашний арест, заключение под стражу). 3. Меры пресечения применяются со строго определенными целями - пресечь возможные процессуальные нарушения со стороны обвиняемого: а) его сокрытие от органов, ведущих производство; б) продолжение им преступной деятельности; в) воспрепятствование с его стороны установлению обстоятельств дела; г) обеспечение исполнения приговора (ст. 97 УПК).

Мера пресечения должна применяться к обвиняемому, реже - подозреваемому лишь при наличии специально оговоренных в законе оснований, указанных выше, а также с учетом таких обстоятельств, как тяжесть предъявленного обвинения, данные о личности: возраст, состояние здоровья, семейное положение, род занятий и другие обстоятельства (ст.99 УПК РФ). При отсутствии необходимости применения меры пресечения у подозреваемого или обвиняемого отбирается обязательство о явке (ст. 112 УПК РФ).

По виду принуждения меры пресечения делятся:

  • 1) физически-принудительные;
  • 2) психологически-принудительные.

Источники

  • Уголовно-процессуальный кодекс РФ , ст. 97 - 110
  • Меры пресечения: Общие положения - Уголовный процесс (Vuzlib)

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Меры пресечения" в других словарях:

    Юридический словарь

    Меры пресечения - принудительные меры, применяемые органами расследования, прокурором или судом к обвиняемому (а в исключительных случаях и к подозреваемому), для того чтобы он не продолжал преступную деятельность, не скрылся от дознания предварительного… … Контрразведывательный словарь

    Меры пресечения - в уголовном процессе предусмотренные меры процессуального принуждения, применяемые к обвиняемому (а в исключительных случаях к подозреваемому) при наличии достаточных оснований, что он скроется от следствия и суда или воспрепятствует установлению … Теория государства и права в схемах и определениях

    В уголовном процессе предусмотренные законом меры процессуального принуждения. применяемые к обвиняемому при наличии достаточных оснований считать, что он может скрыться от следствия или суда. или воспрепятствовать установлению истины по… … Энциклопедия юриста

    меры пресечения - в уголовном процессе предусмотренные законом меры процессуального принуждения, применяемые к обвиняемому при наличии достаточных оснований считать, что он может скрыться от следствия или суда либо воспрепятствовать установлению истины по… … Большой юридический словарь

    См. Пресечение обвиняемым способов уклонения от следствия и суда … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    МЕРЫ ПРЕСЕЧЕНИЯ ИЗБРАНИЕ - ИЗБРАНИЕ МЕРЫ ПРЕСЕЧЕНИЯ … Юридическая энциклопедия

    МЕРЫ ПРЕСЕЧЕНИЯ ПРИМЕНЕНИЕ - ПРИМЕНЕНИЕ МЕРЫ ПРЕСЕЧЕНИЯ … Юридическая энциклопедия

    Меры пресечения по уголовному делу - мерами пресечения по уголовному делу являются: подписка о невыезде; личное поручительство; наблюдение командования воинской части; присмотр за несовершеннолетним обвиняемым; залог; домашний арест; заключение под стражу … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

    Меры пресечения. Виды - Мерами пресечения являются: 1) подписка о невыезде; 2) личное поручительство; 3) наблюдение командования воинской части; 4) присмотр за несовершеннолетним обвиняемым; (в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 58 ФЗ) 5) залог; 6) домашний арест; … Официальная терминология

Книги

  • Образцы процессуальных документов. Досудебное производство , . В книге приведены образцы наиболее часто встречающихся и наиболее сложных в составлении образцов процессуальных документов. Первый раздел посвящен документам, принимаемым в стадии возбуждения…
  • Меры административного пресечения, ограничивающие свободу личности , Д.С. Дубровский. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. В монографии рассматриваются теоретические и практические проблемы применениямер административного…

Очевидным следствием нарушения уголовного закона являются ограничения преступников в их правах. Дознаватели и иные уполномоченные лица имеют в своём арсенале набор мер пресечения, предусмотренные Уголовным кодексом. Для установления определённых запретов по отношению к нарушителю привлекается судебная инстанция.

Глава 13 УПК РФ посвящена нюансам выбора ограничительных инструментов для тех, кто признан нарушившим уголовный закон.

Оградить человека от общества необходимо, опираясь на некоторые причины, они же служат основаниями:

  1. Возможность уничтожения улик, которые способствовали бы раскрытию преступления.
  2. Продолжение криминальной деятельности во время следствия.
  3. Запугивание очевидцев и свидетелей или иные попытки искажения информации о событии противоправного действия.

Однако п. 2 ст. 97 УПК РФ говорит о требованиях в исполнении приговора или при особых обстоятельствах – необходимости выдачи нарушителя иным органам правосудия в качестве основ применения положений о мерах пресечения.

В литературе часто можно встретить ответ на вопрос «Что такое меры пресечения в уголовном процессе?» Учёные-практики дают этому термину следующее определение: «Это процедура по пресечению попыток воспрепятствованию расследования и вынесения справедливого приговора в отношении виновного».

Выбор вида мер пресечения в уголовном процессе зависит от определённых обстоятельств.

Лицо, ходатайствующее об изоляции нарушителя, должно учитывать:

  • квалифицирующие признаки, а именно тяжесть совершённого противоправного деяния;
  • наличие судимости ранее, склонность к рецидивам, и в целом сведения о личности нарушителя;
  • возрастной критерий;
  • наличие или отсутствие заболеваний;
  • положение в семье (наличие иждивенцев);
  • трудовую деятельность (работу).

Перечень обстоятельств не является закрытым, допускается его дополнять особыми характеристиками личности преступника по усмотрению лица, осуществляющего расследование.

Общая характеристика видов мер пресечений

Статья 98 Уголовно-процессуального кодекса называет 7 разновидностей ограничений для личности, находящейся под следствием. Они разнонаправленны и в целом служат общим основаниям.

Чаще остальных в рамках обычного судопроизводства применяется подписка о невыезде. Её назначают сразу после присвоения статуса причастного к совершению нарушения лица. Однако существует расхождение между наименованием меры, данной в общем перечне, и статьёй 102, где расшифровывается реализация ограничения.

Помимо подписки о невыезде, здесь ставится вопрос о принуждении к надлежащему поведению, а именно:

  1. Явке к соответствующему сотруднику правоохранительных органов (полиции).
  2. Отсутствие преград со стороны нарушителя в плане ведения следствия.

Когда уполномоченный сотрудник органов, проводящий расследование, даёт согласие на покидание места жительства, то мера не считается приостановленной, поскольку такое одобрение надлежит получать при каждой необходимости уехать.

Личное поручительство

Личное поручительство отсылает к нормам предыдущей статьи. Доверенное лицо обязуется следить за поведением нарушителя. Не расшифровывается степень участия поручителя, но в отношениях со следствием он должен обеспечивать явку своего подопечного и следить за тем, чтобы тот не препятствовал следствию. За неисполнение возложенных на него обязательств доверителю грозят штрафные санкции.

Наблюдение командования воинской части

Наблюдение командования воинской части – специфическая мера пресечения УПК РФ. Для её назначения требуется одобрение нарушителя. Решение об избрании такого ограничения направляется к начальнику в/ч и должно им соблюдаться. Нарушители закона должны находиться в этот момент на сборах или проходить службу в рамках призывной кампании. Здесь отсутствует взаимосвязь с преступлениями в области военной службы, поскольку предполагается, что начальство части должно следить за явкой нарушителя к расследующему преступления лицу.

Присмотр за несовершеннолетним

Присмотр за несовершеннолетним обвиняемым схож с личным поручительством. Отличие заключается в специальном субъекте, которому доверяется следить за исполнением обязательств нарушителя. Поскольку под обвинение подпадает лицо, которому не исполнилось восемнадцати, то следить за ним должны официальные представители (родители, опекуны, усыновители). Важный критерий отбора существует в отношении избрания доверителя – лицо должно заслуживать доверия, то есть для преступников из неблагополучных семей в качестве поручителей выбираются должностные лица. Если у ребёнка нет семьи, то выбираются сотрудники учреждения, где нарушитель воспитывается.

Запрет определённых действий – норма, введённая 18.04.2018 года. Ей посвящена статья 105.1 УПК РФ.

Суд с ходатайства следственного органа может наложить один или несколько запретов из общего перечня:

  • покидать жилище в определённые временные интервалы;
  • дистанцироваться от определённых мест, воздерживаться от их посещения, равно как и не участвовать в некоторых мероприятиях;
  • ограничивать общение с конкретными людьми;
  • не использовать почтовые отделения связи для отправки и с целью получения корреспонденции;
  • не брать в руки телефоны и прочие гаджеты, равно как и не выходить в глобальную сеть Интернет. Это ограничение не распространяется на необходимость вызова аварийных или неотложных служб;
  • садиться в роли водителя в автомобиль. Эта мера доступна для тех случаев, когда было совершено посягательство на ПДД.

Решение судебной инстанции должно содержать не только определение конкретного ограничения, но и предполагать способы её реализации. Запрет определённых действий, по сути, применяется в случае, если иные ограничения не могут быть назначены, то есть не предусмотрено конкретного временного интервала для вынесения подобного ограничения. Связать это ограничение с иными мерами недопустимо.

В апреле 2018 года был введён новый вид – запрет определённых действий. Законодатель учёл пробел в отношении должностных преступлений и мошеннических операций.

Залог представляет собой обеспечение и назначается как на этапе первоначальных следственных действий (возбуждения дела), так и в период судебного следствия. Внести денежные средства, размер которых устанавливается решением суда, может как сам нарушитель, так и иное лицо (в том числе юридическое).

Когда ведётся судебное следствие, можно привлекать в качестве обеспечения явки любое имущество, принадлежащее преступнику.

На величину суммы обеспечения влияет не только степень преступного посягательства, но и финансовое положение третьего лица, которое вносит обеспечительную сумму. Устанавливаются минимальные пороги: для мелких и средних преступлений – 50 000 р. и более, тогда как тяжкие и особо тяжкие должны быть обеспечены суммой, превышающей 500 000 р. В отношении имущества нарушителя имеются также ограничения. Так, если на долю в праве собственности может претендовать иждивенец или это является единственным жильём, то недопустимо использовать в отношении него залог.

Назначение этой меры может сочетаться с запретом определённых действий.

Возврат денежных средств или имущества возможен тогда, когда не произошло нарушений предписаний следователя или нарушителя.

Домашний арест

Домашний арест – исключительное ограничение, так как имеет свой срок действия. В течение 2 месяцев лицо, к которому предъявляются обвинения, должно находиться дома. Если состояние здоровья предполагает постоянный медицинский контроль, то местом пребывания определяется лечебное учреждение. Однако в отношении срока существует оговорка, так как арест применяют только на первоначальной стадии. Окончанием этого действия служит отмена ареста и выбор другого ограничения. Совместно с ходатайством о пролонгации срока поиска доказательственной базы необходимо поставить перед судом вопрос о выдаче властного дозволения на продолжение содержания преступного элемента в жилище.

Равно как и залог, рассматриваемая мера может сопровождаться применением статьи 105.1, когда речь идёт о деянии правонарушителя. Перемещения допускаются только на спецтранспорте, предоставляемом уполномоченным для доставки преступника органом.

Заключение под стражу – самая жёсткая мера ограничения. Она должна назначаться для всех преступников, наказание по нарушениям уголовного законодательства которых более 3 лет.

Однако существует возможность применить это ограничение для прочих подозреваемых, если:

  1. Нарушитель не обладает пропиской в границах страны.
  2. Дознаватели не могут быть уверены в личности преступника.
  3. Лицо, которое проходит по делу как субъект посягательства, пренебрегло обязательствами по иным ограничениям.
  4. Есть информация о том, что нарушитель скрывается от преследования.

Несовершеннолетним гражданам также может назначаться это ограничительное действие, но только в том случае, когда совершённые ими деяния квалифицированы как тяжкие или особо тяжкие.

Следует обратить внимание, что эта мера назначается в течение рабочего дня после поступления соответствующего прошения в суд (8 часов). Тогда как суду на согласие на удержание виновного лица предоставляется 3 суток (72 часа).

Заочно это ограничение может быть назначено для нарушителя, объявленного в международный розыск.

Ходатайствовать о повторном назначении подобного ограничения можно только после выявления ранее неизвестных обстоятельств.

  • период удержания в специальном месте в статусе подозреваемого;
  • сутки за двое в случае назначения системы мер запрета определённых действий;
  • время нахождения в жилище без права покидать его стен;
  • присутствие в медицинском учреждении после соответствующего судебного акта;
  • нахождение в местах лишения свободы в зарубежном государстве.

Повторное назначение этого ограничения предусматривается не более чем на 30 дней.

Порядок изменения и отмены меры пресечения УПК РФ обозначены в ст. 110. Классификация предусмотренных оснований для того, чтобы изменить ограничения, весьма лаконична. Здесь говорится, что в мере пресечения должна отпасть необходимость в принуждении или противодействию. Однако меняться одно ограничение на другое также должно через процедуру отмены.

Субъекты, которые могут применить свои полномочия в отношении меры пресечения, те же, которые назначали её. Если заполняет ходатайство другое лицо, то существует правило, согласно которому изменить или отменить меру можно только после согласия лица, которым она была назначена.

Сущность этого правила заключается в том, что необходимо составить схему лиц, участвующих в процессе, которые бы дополняли друг друга, а не исключали совместную деятельность в вопросе следствия.

Обособлено предусматривают процедуру отмены или изменения содержания под стражей. Перемещение лица в иное место возможно только после обнаружения у него тяжёлого заболевания, которое не совместимо с пребыванием в местах лишения свободы. В комментарии к ст.110 УПК РФ можно встретить список таких болезней, который утверждается и корректируется Правительством РФ.

Если у задержанного или его защитника появляются основания для обжалования решения об избрании меры пресечения, то они имеют право написать соответствующее недовольство.

Здесь имеет первоочередное значение затрагивание:

  1. Прав и личных интересов человека, в отношении которого ведётся следствие.
  2. Свобод личности и ущемления достоинства.

При рассмотрении обжалуемых действий судья слушает, каким именно способом применялась мера и в каком ключе было притеснение.

Проверка конституционности некоторых положений главы 13

В 2005 году Пленум Конституционного суда вынес постановление, в котором сделал вывод о надлежащем уровне правовой квалификации мер пресечения.

Так, в виде таблицы можно представить изученные статьи УПК РФ:

В 2016 и 2018 годах Верховный Суд РФ делал обзоры применения судами главы 13 УПК РФ, в рамках которых было выявлено:

  • чёткое соблюдение правил и постулатов процессуального законодательства;
  • разграничение между правоприменителями полномочий в отношении мер пресечения;
  • соблюдение сроков вынесения постановлений и решений.

Таким образом, назначение, изменение, отмена и обжалование мер пресечения возможны только при соблюдении процессуального законодательства с учётом степени и характера совершаемых противоправных деяний при условии изучения личности нарушителя. Дан ответа на вопрос: что такое меры пресечения в уголовном процессе и какое место она занимает в ходе следственных мероприятий?