Федеральные органы исполнительной власти (ФОИВ):

Министерство РФ является ФОИВ

· осуществляет функции по выработке гос. политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности;

· самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности, а также координирует и контролирует деятельность находящихся в его подчинении федеральных служб и федеральных агентств.

· В сфере своей деятельности не вправе осуществлять функции контроля, надзора, правоприменительные, а также управления имуществом, кроме случаев, установленных указами Президента.

· Министерство возглавляет входящий в состав Правительства министр (федеральный министр).

Федеральная служба (ФС) является ФОИВ

· осуществляет функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Гос. границы России, борьбы с преступностью, общественной безопасности.

· ФС возглавляет руководитель (директор), служба может иметь статус коллегиального органа.

· ФС не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, установленных указами Президента или постановлениями Правительства, осуществлять управление гос. имуществом и оказывать гос. платные услуги.

Федеральное агентство (ФА), являясь ФОИВ в сфере своей деятельности,

· осуществляет функции по оказанию гос. платных услуг, за исключением функций контроля и надзора, осуществляет управление гос. имуществом.

· ФА возглавляет руководитель (директор), агентство может иметь статус коллегиального органа.

· В пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты; ведет реестры. регистры и кадастры.

· ФА не вправе осуществлять функции нормативно-правового регулирования, контроля и надзора в сфере своей деятельности, кроме случаев, установленных указами Президента РФ.

Структура ФОИВ:

Первый блок - федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ -

· 5 федеральных министерств: МВД России; МЧС России; МИД России; Минобороны России; Минюст России;

· 12 федеральных служб: Федеральная миграционная служба; федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству; Рособоронзаказ Федеральная служба по техническому и экспертному контролю; Спецстрой России; Федеральная служба исполнения наказаний; Росрегистрация; Федеральная служба судебных приставов; Государственная фельдъегерская служба РФ; Служба внешней разведки РФ; Федеральная служба безопасности РФ; Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков; федеральная служба охраны РФ и

· 2 федеральных агентства: Главное управление специальных программ Президента РФ и Управление делами Президента РФ.

Второй блок ФОИВ находится в ведении Правительства РФ -

· 11 федеральных министерств: здравоохранения и социального развития; культуры и массовых коммуникаций; образования и науки; природных ресурсов; промышленности и энергетики; регионального развития РФ; сельского хозяйства; транспорта; информационных технологий и связи; финансов; экономического развития и торговли);

· 6 федеральных служб: антимонопольная; по тарифам; гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды; государственной статистики; по финансовым рынкам; по экологическому, технологическому и атомному надзору).

· 3 федеральных агентства: по атомной энергии; космическое агентство; по туризму.

В введении федеральных министерств находятся все остальные федеральные службы и федеральные агентства. Положения о ФОИВ, подведомственных Президенту, утверждаются указом Президента. Положения о других ФОИВ утверждаются постановлениями Правительства. Федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности указом Президента по предложению Председателя Правительства. Заместители федеральных министров назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством, если иное не установлено законом. Руководители ФОИВ, подведомственные Президенту, назначаются на должность и освобождаются от должности в особо устанавливаемом порядке.

Еще по теме 26. Правовой статус федеральных министерств, агентств, служб:

  1. § 5. Система и структура федеральных органов исполнительной власти
  2. 2.3. Федеральная налоговая служба России как специализированный орган налогового контроля
  3. Статья 349. Регулирование труда лиц, работающих в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органах исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….....3 1. Правовое положение федеральных министерств…………………….5 2. Правовое положение федеральных служб……………………………..7 3. Характеристика федеральной службы безопасности и федеральной службы охраны как разновидностей федеральных служб…………...14 4. Структура УФМС России по Омской области………………………..20 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………26 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………… .29

Введение

Административное право, как наука, как отрасль права и как учебная дисциплина постоянно находится в развитии. Изменяются как отдельные нормы, которые содержатся в Конституции РФ, так и содержание институтов, без которых не обойтись науке административного права. Понятие федеральных служб в науке конституционного права - довольно распространенное и требует детального, всестороннего рассмотрения. Вокруг этой проблемы по сей день существует множество дискуссий правового характера и расходящихся мнений ученых и практиков. В течении длительного времени и до сегодняшнего дня Конституция РФ, а вместе с ней и положения, связанные с федеральными службами и их правовым статусом постоянно развиваются и изменяются. Федеральная служба - федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет функции, связанные с контролем, надзором в конкретной сфере деятельности, специальные функции в сфере обороны, государственной безопасности, защиты, а также охраны Государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральная служба может быть подведомственна Президенту РФ или же пребывать в ведении Правительства РФ. Федеральной службе надзора в установленной сфере деятельности может отводится статус коллегиального органа. Эту службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. В пределах компетенции федеральной службой издаются индивидуальные правовые акты на базе, во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, а также федеральных законов, актов Президента РФ, Правительства РФ, нормативных правовых актов федерального министерства, которое осуществляет координацию, а также контроль деятельности службы. Но федеральная служба не имеет право осуществлять управление имуществом государства, оказание платных услуг, нормативно-правовое регулирование в определенной сфере деятельности, кроме тех случаев, которые устанавливаются указами Президента РФ или же постановлениями Правительства РФ. Федеральная служба в сфере надзора не имеет права. Актуальность работы связана с тем, что каждая из федеральных служб стоит во главе определенной сферы жизни в государстве, которая составляет нормальную жизнедеятельность общества, государства, при которой обеспечивается соблюдение прав, свобод человека, сохранение территориальной целостности, неприкосновенности государства. А поскольку на сегодняшний день часто встречаются различные военные или же вооруженные конфликты, регистрация иностранных граждан, лиц без гражданства, вопросы, связанные с экологией и т.д., то тема остается актуальной. Цель работы – изучить особенности федеральных служб. Предмет исследования – федеральные службы. Изучение и анализ учебной литературы, материалов практики, суждений теоретиков и практиков позволяет наиболее правильно оценить явление «федеральных служб» в административном праве и дать ему соответствующую оценку. Структура работы включает в себя введение, основную часть, состоящую из четырех теоретических вопросов, заключение и список использованной литературы.

Заключение

Проанализировав данные вопросы с использованием научной литературы и практических рекомендаций необходимо отметить, что институт «федеральных служб», на сегодняшний день закрепился в большинстве нормативно-правовых актов. Имеет достаточно глубокую историю, в своем развитии потерпел очень много изменений. Федеральная служба - федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет функции, связанные с контролем, надзором в конкретной сфере деятельности, специальные функции в сфере обороны, государственной безопасности, защиты, а также охраны Государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральная служба может быть подведомственна Президенту РФ или же пребывать в ведении Правительства РФ. Федеральной службе надзора в установленной сфере деятельности может отводится статус коллегиального органа. Эту службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. В пределах компетенции федеральной службой издаются индивидуальные правовые акты на базе, во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, а также федеральных законов, актов Президента РФ, Правительства РФ, нормативных правовых актов федерального министерства, которое осуществляет координацию, а также контроль деятельности службы. Но федеральная служба не имеет право осуществлять управление имуществом государства, оказание платных услуг, нормативно-правовое регулирование в определенной сфере деятельности, кроме тех случаев, которые устанавливаются указами Президента РФ или же постановлениями Правительства РФ. Федеральная служба в сфере надзора не имеет права. Федеральная служба безопасности РФ (ФСБ) - федеральный орган исполнительной власти, который в пределах своих полномочий осуществляет государственное управление в сфере обеспечения безопасности РФ, защиты, охраны государственной границы РФ, охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа РФ, других природных ресурсов, которые обеспечивают информационную безопасность РФ, непосредственно реализуют основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности, которые определяются нормами законодательства РФ, координирующим контрразведывательную деятельность федеральных органов исполнительной власти, которые имеют право на ее осуществление. Организационная структура ФМС РФ построена согласно требования Указа Президента РФ от 19.07.2004 года № 928 «Вопросы Федеральной миграционной службы». В Федеральной миграционной службе разрешено иметь шесть заместителей директора, в том числе и одного первого заместителя. Заместителей директора назначает на должность, освобождает от должности Президент РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Директором ФМС России утверждается: структура, а также штатное расписание центрального аппарата, территориальных органов ФМС России, штатное расписание других входящих в систему ФМС России организаций, подразделений в пределах установленной штатной численности, а также фонда оплаты труда сотрудников, федеральных государственных служащих, а также работников ФМС РФ. Установление необходимых признаков, связанных с конституционно-правовым статусом органов безопасности, позволяет определить порядок соблюдения законности и безопасности в государстве. В данной работе было проанализировано четыре теоретических вопроса, раскрывающих в полном объеме тему, связанную с федеральными службами. В ходе работы выполнены следующие задачи: рассмотрены вопросы, связанные с понятием федеральной службы, системой, структурой федеральных служб, а также их общей характеристикой. В данной работе проанализировано содержание нормативно-правовых актов, учебной литературы, которые закрепляют в своем содержании наиболее актуальные вопросы, связанные с понятием федеральных служб. В ходе работы неоднократно была подтверждена актуальность рассматриваемой темы. Из вышесказанного можно сделать вывод, что рассмотрение данных положений необходимо для правильной оценки и умения грамотно толковать законы и их содержание. Это очень важное умение для студента юридической специальности для дальнейшего усвоения профессии и применения полученных знаний на практике.

Список литературы

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993 года 2. Комментарий к Конституции Российской Федерации под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева. - «Эксмо», 2010 года 3. Рассолов, М. М. Теория государства и права: учебник для вузов - М.: Изд. Юрайт, 2010 - 635 с. 4. Авакьян С. А. Конституционное право России. Практикум; Городец - Москва, 2013. - 400 c. 5. Марченко, М.Н. Теория государства и права в вопросах и ответах: учеб.пособие /М.Н.Марченко. – 2-е изд.,перераб. и доп. – М.: Проспект, 2010.– 240 с. 6. Знаменщиков Р.В. Система федеральных органов исполнительной власти: понятие, особенности и проблемы // Современное состояние и проблемы развития российского законодательства: материалы межрегиональной научно-практической конференции. - Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2010. - С. 39-41 7. Международная и внутригосударственная защита прав человека: учебник / А.Х. Абашидзе, З.Г. Алиев, К.Ф. Амиров и др.; под ред. Р.М. Валеева. М.: Статут, 2011. 830 с. 8. Смоленский М. Б., Колюшкина Л. Ю. Конституционное право Российской Федерации; Дашков и Ко, Наука-Пресс - Москва, 2013. - 288 c. 9. Конституционное право и политика: Сборник материалов Международной научной конференции: Юридический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, 28 - 30 марта 2012 года / С.А. Авакьян, Д.С. Агапов, Н.И. Акуев и др.; отв. ред. С.А. Авакьян. М.: Юрист, 2012. 800 с. 10. Карташова И.И. Прямое действие Конституции Российской Федерации: понятие и структура // Вестн. Воронежского ин-та МВД России. – 2012. - № 2. - С. 154-159 11. Ряховская Т.А. Действие Конституции Российской Федерации // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота, 2011. - № 8 (14) : в 4-х ч. Ч. 6. - C. 171-173 12. Комкова Г. Н., Колесников Е. В., Афанасьева О. В. Конституционное право зарубежных стран; Юрайт - Москва, 2012. - 416 c. 13. Нудненко Л. А. Конституционное право; Юрайт - Москва, 2012. - 592 c. 14. Под редакцией Постникова А. Е. Конституционное право России; Проспект - Москва, 2013. - 504 c.

Структура федеральных органов исполнительной власти . Согласно Указу Президента РФ от 20 мая 2004 г. N 649 "О структуре федеральных органов исполнительной власти", в РФ действуют 16 федеральных министерств, 35 федеральных служб и 24 федеральных агентства. Основным различием между данными субъектами административного права является отнесение к компетенции министерств нормотворческой функции, а также административное курирование подведомственных служб и агентств. Федеральные службы осуществляют надзор за правоприменением субъектами того же административного права действующего законодательства в отдельных сферах жизнедеятельности общества и государства, а агентства, в свою очередь, выступают "финансистами" всей деятельности, подведомственной федеральным министерствам.

Федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральная служба может быть подведомственна Президенту РФ или находиться в ведении Правительства РФ. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа. Ее возглавляет руководитель (директор) федеральной службы.
В пределах своей компетенции федеральная служба издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ, нормативных правовых актов федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности службы. Однако федеральная служба не вправе осуществлять управление государственным имуществом, оказание платных услуг, а такженормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ. Федеральная служба по надзору не вправе.

Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации (ГФС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим специальные функции в сфере обеспечения федеральной фельдъегерской связи в Российской Федерации. Непосредственное руководство деятельностью ГФС России осуществляет Президент Российской Федерации

Деятельность Службы внешней разведки Российской Федерации (СВР России) в отличие от многих других государственных ведомств регулирует Федеральный закон от 10 января 1996 г. N 5-ФЗ "О внешней разведке" , ст. 6 которого к административным функциям СВР России относит: установление на конфиденциальной основе отношений сотрудничества с лицами, добровольно давшими на это согласие; осуществление мер по зашифровке кадрового состава и по организации его деятельности с использованием в этих целях иной ведомственной принадлежности; использование в целях конспирации документов, зашифровывающих личность сотрудников кадрового состава, ведомственную принадлежность подразделений, организаций, помещений и транспортных средств органов внешней разведки Российской Федерации; взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими контрразведывательную деятельность, и федеральными органами государственной охраны Российской Федерации; заключение с федеральными органами исполнительной власти, предприятиями, учреждениями и организациями Российской Федерации соглашений, необходимых для осуществления разведывательной деятельности; организация и обеспечение в пределах своей компетенции защиты государственной тайны в учреждениях Российской Федерации, находящихся за пределами территории РФ, включая определение порядка осуществления физической и инженерно-технической защиты указанных учреждений, мероприятия по предотвращению утечки по техническим каналам сведений, составляющих государственную тайну; обеспечение безопасности сотрудников учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами территории РФ, и членов их семей в государстве пребывания; обеспечение безопасности командированных за пределы территории РФ граждан Российской Федерации, имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, и находящихся с ними членов их семей; взаимодействие с разведывательными и контрразведывательными службами иностранных государств в порядке, установленном настоящим Федеральным законом; создание специальных учебных заведений, учреждений по повышению квалификации, научно-исследовательских организаций и архивов, выпуск специальных изданий; обеспечение собственной безопасности, т.е. защита своих сил, средств и информации от противоправных действий и угроз; создание организационных структур (подразделений и организаций), необходимых для функционирования органов внешней разведки Российской Федерации.

Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России) является федеральным органом исполнительной власти, в пределах своих полномочий осуществляющим государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов, обеспечивающим информационную безопасность Российской Федерации и непосредственно реализующим основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности, определенные законодательством РФ, а также координирующим контрразведывательную деятельность федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на ее осуществление.

Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России) осуществляет административные функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту. ФСКН России специально уполномочена на решение задач в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту. Руководит деятельностью данного ведомства Президент РФ

Федеральная служба охраны Российской Федерации (ФСО России) входит в состав сил обеспечения безопасности Российской Федерации и выполняет функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, президентской, правительственной и иных видов специальной связи и информации, предоставляемых федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов РФ и другим государственным органам. Административное руководство ФСО России осуществляет Президент Российской Федерации. В то же время Правительство Российской Федерации координирует деятельность ФСО России в части, касающейся взаимодействия ФСО России с федеральными органами исполнительной власти.

Федеральная таможенная служба Российской Федерации (ФТС России) осуществляет функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями. В настоящее время, как указывалось выше, ФТС России находится в ведении Правительства РФ. Она осуществляет свою деятельность непосредственно через таможенные органы и свои представительства за рубежом во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, Центральным банком Российской Федерации, общественными объединениями и иными организациями.

Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации (ФАС России).

Руководит деятельностью ФАС России Правительство РФ. Федеральная антимонопольная служба исполняет административно-распорядительные функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы.

Федеральная аэронавигационная служба Российской Федерации (Росаэронавигация) является специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по проведению государственной политики по контролю и надзору, а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации и авиационно-космического поиска и спасания. Федеральная аэронавигационная служба осуществляет полномочия органов, реализующих необходимые меры, направленные на выполнение обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации.

Руководит Росаэронавигацией Правительство РФ. Она осуществляет деятельность непосредственно, через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Федеральная служба по тарифам Российской Федерации (ФСТ России) контролирует государственное регулирование цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством РФ и контроль за их применением, за исключением регулирования цен и тарифов, относящегося к полномочиям других федеральных органов исполнительной власти, а также является федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий. Непосредственное руководство деятельностью Федеральной службы по тарифам осуществляет Правительство Российской Федерации. ФСТ России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Российской Федерации (Росгидромет). Руководит деятельностью Росгидромета Правительство РФ.

Росгидромет является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга окружающей природной среды, ее загрязнения, государственному надзору за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы. Данная федеральная служба обеспечивает в установленной сфере деятельности выполнение обязательств Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации, в том числе по Конвенции Всемирной метеорологической организации, Рамочной конвенции ООН об изменении климата и Протоколу по охране окружающей среды к Договору об Антарктике, подписанному в г. Мадриде 4 октября 1991 г.

Особенности правового статуса федеральной службы

В соответствии с Указом Президента от 9 марта 2004 ᴦ. № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"

Цитата из УП РФ федеральная служба (служба):

а) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа;

б) в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности службы. Федеральная служба должна быть подведомственна Президенту Российской Федерации или находиться в ведении Правительства Российской Федерации;

в) не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации, а федеральная служба по надзору - также управление государственным имуществом и оказание платных услуᴦ.

Федеральная служба образована и действует в качестве отраслевого органа государственного управления. Соответственно, во вновь утвержденных Правительством РФ положениях обозначается сфера или отрасль, в которой конкретная федеральная служба осуществляет возложенные на нее функции. Так, п. 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта͵ утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 398, устанавливает: федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере гражданской авиации, морского (включая морские торговые, специализированные, рыбные порты, кроме портов рыбопромысловых колхозов), внутреннего водного, желœезнодорожного, автомобильного (кроме вопросов безопасности дорожного движения), промышленного транспорта и дорожного хозяйства.

Федеральная служба несамостоятельна и подчиняется вышестоящим органам государственной власти. При этом она должна быть подчинœена как одному органу (к примеру, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе" руководство деятельностью Федеральной антимонопольной службы осуществляет Правительство РФ), так и двум одновременно (к примеру, в пп. 2 и 3 Положения о Федеральной службе по военно-техническому сотрудничеству, утвержденного Указом Президента РФ от 16.08.2004 № 1083, прямо сказано, что руководство ее деятельностью осуществляет Президент РФ, а координацию и контроль ее деятельности - Минобороны России).

В последнем случае двойственность подчинœения выражается в том, что Президент (Правительство) РФ утверждает положение о конкретной службе, назначает и освобождает от должности руководителœей службы, издает обязательные для исполнения службой нормативные правовые акты. В свою очередь, регламентирующее ее деятельность федеральное министерство, которому служба подведомственна, утверждает ежегодный план и основные показатели деятельности службы, а также отчет об исполнении плана; вносит по представлению руководителя службы проект положения, проекты других нормативных правовых актов, касающихся ее деятельности, а также предложения о предельной штатной численности и фонде оплаты труда работников; вносит в Минфин России предложения по формированию проекта федерального бюджета в части, касающейся финансирования службы; в целях реализации поручений Президента РФ и Председателя Правительства РФ дает поручения и контролирует их исполнение; вправе отменять противоречащие законодательству РФ решения службы, в случае если не установлен иной порядок их отмены.

Руководители федеральных служб не входят в Правительство РФ, их интересы в данном органе власти представляют соответствующие федеральные министры.

Специальный характер функций федеральных служб во многом вытекает из их наименования. Так, совершенно определœенно Феде­ральная авиационная служба действует в сфере гражданской авиа­ции.

По существу, федеральные службы осуществляют, как феде­ральные министерства и государственные комитеты (конечно, и федеральные комиссии), функции управления, регулирования, координации (включая и межотраслевую), контроля и надзора. Так, Федеральная дорожная служба оперативно управляет регио­нальными автомобильными дорогами, координирует деятель­ность в области дорожного хозяйства; Федеральная служба лесно­го хозяйства является субъектом государственного регулирования и контроля в области использования и защиты лесов; Федеральная служба по телœевидению и радиовещанию координирует деятель­ность общероссийских и региональных телœерадиоорганизаций и т.д.

Федеральные службы возглавляются руководителями, иногда называемыми директорами. Система действующих федеральных служб следующая: авиационная; архивная; внешней разведки; до­рожная; геодезии и картографии; желœезнодорожных войск; миг­рационная; по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды; безопасности; по валютному и экспортному контролю; лес­ного хозяйства; налоговой полиции; охраны; по делам о несостоя­тельности и финансовому оздоровлению; пограничная служба; по телœевидению и радиовещанию.

Особенности правового статуса федеральной службы - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Особенности правового статуса федеральной службы" 2017, 2018.

Характеристика и функции федеральных служб

Федеральная служба (служба) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы, борьбы с преступностью, общественной безопасности.

При этом под функциями по контролю и надзору понимаются:

Осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией РФ, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения;

Выдаче органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам;

Регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов.

Федеральные службы индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ, нормативных правовых актов федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности службы. Федеральная служба может быть подведомственна президенту РФ или находиться в ведении Правительства РФ.

Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы . Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа. Федеральная служба не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, установленных указами Президента РФ, а также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.

Характеристика и функции федеральных агентств

Федеральные агентства являются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору.

При этом под функциями по оказанию государственных услуг понимается осуществление федеральными органами исполнительной власти услуг, имеющих исключительную общественную значимость и оказываемых на установленных федеральным законодательством условиях неопределенному кругу лиц.

Под функциями по управлению государственным имуществом понимается осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества, в том числе переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и государственным учреждениям, подведомственным федеральному агентству, а также управление находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ.

Под правоприменительными функциями понимается издание индивидуальных правовых актов, a также ведение реестров, регистров, кадастров.

Федеральные агентства в пределах своей компетенции издают индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, актов и поручений Президента РФ, Председателя Правительства РФ и федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности федерального агентства.

Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) . Он может иметь статус коллегиального органа. Федеральное агентство не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ.

Территориальные органы федеральных министерств, служб и агентств также входят в систему органов исполнительной власти Российской Федерации как элемент ее структуры. Эти органы (к ним относятся, например, Управление ФСБ по Саратовской области, Управление Приволжской железной дороги и т.д.) осуществляют свою деятельность под руководством соответствующих центральных органов федеральной исполнительной власти, а по вопросам, входящим в компетенцию субъектов Федерации, - во взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти этих субъектов.

Создание, реорганизация и ликвидация территориальных органов производятся соответствующим центральным органом федеральной исполнительной власти по согласованию с органами исполнительной власти субъекта РФ. Теми же органами и в том же порядке производится назначение на должность и освобождение от должности руководителей территориальных органов управления.