Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций.

Организация жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях.

Определение уровня чрезвычайных ситуаций, регламент представления информации об их угрозе или возникновении.

План.

Угроза возникновения чрезвычайной ситуации любого класса или уровня - это реальная угроза для жизни и здоровья людей, угроза нарушения нормальных условий их жизни и деятельности или значительных материальных потерь.

Задачей безопасности жизнедеятельности как области научно-практической деятельности является: защита здоровья и жизни человека и среды его проживания от опасностей, а также разработка и реализация соответствующих средств и мероприятий в отношении создания и поддержки здоровых и безопасных условий жизни и деятельности человека. Выполнение этой задачи особенно остро стоит во время угрозы возникновения и при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Количественную характеристику всех чрезвычайных ситуаций можно получить благодаря использованию концепции приемлемого риска , заложенную в классификационных карточках чрезвычайных ситуаций, которые собрано в Классификаторе чрезвычайных ситуаций в Украине (принцип сравнения риска абсолютно разных опасностей). Для упрощения машинной обработки информации классификатор определяет оригинальный код каждой чрезвычайной ситуации, которая состоит из 5 цифр, которые указывают на класс, группу и вид чрезвычайной ситуации, и одной буквы, которая указывает уровень чрезвычайной ситуации (О - объектовый, М - местный, Р - региональный, Д - государственный).

К чрезвычайным ситуациям техногенного характера (код 10 000) относятся группы (в скобках указан код группы):

o транспортные аварии (катастрофы - 10 100);

o пожары, взрывы (10 200);

o аварии с выбросом (угрозой выброса) сильнодействующих ядовитых веществ (СДОР) на объектах экономики (10 300);

o наличие в окружающей среде вредных веществ свыше предельно - допустимых концентраций (10 400);

o аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ (10 500);

o внезапное разрушение сооружений(10 600);

o аварии на электроэнергетических системах (10 700);

o аварии на системах жизнеобеспечения (10 800);

o аварии систем связи и телекоммуникаций (10 900);

o аварии на очистных сооружениях (11 000);

o гидродинамические аварии(11 100).

Чрезвычайные ситуации природного характера (код 20 000) включают группы:

o геологические (20 100);

o метеорологические (20 200);

o гидрологические морские и гидрологические пресноводные (20 300 и 20 400);


o пожары в природных экосистемах (20 500);

o инфекционная заболеваемость людей (20 600);

o отравление людей (20 700);

o инфекционные заболевания сельскохозяйственных животных (20 800);

o массовая гибель диких животных (20 900);

o поражение сельскохозяйственных растений болезнями и вредителями (20 950).

К чрезвычайным ситуациям социально-политического характера (код 30 000) относятся:

o вооруженные нападения, захват и удержание важных объектов или реальная угроза совершения таких акций в отношении органов государственной власти, дипломатических и консульских учреждений, правоохранительных органов, телерадиоцентров и узлов связи, военных гарнизонов, государственных учреждений, атомных электростанций или других объектов атомной энергетики (30 100);

o покушение на руководителей государства и народных депутатов Украины (30 200);

o нападение или покушение на членов экипажа воздушного или скоростного морского (речного) судна, похищение или попытка похищения, уничтожение или попытка уничтожения таких судов, захват заложников из числа членов экипажа или пассажиров (30 300);

o установка взрывного устройства в общественном месте, учреждении, организации, предприятии, жилом секторе, на транспорте (30 400);

o исчезновение или похищение из объектов хранения, использования, переработки или во время транспортировки огнестрельного оружия, боеприпасов, артиллерийского вооружения, взрывчатых материалов, радиоактивных веществ, СДЯВ, наркотических веществ, препаратов и сырья (30 500);

o выявление устаревших боеприпасов (30 600);

o аварии на арсеналах, складах боеприпасов и других объектах военного назначения с выбросом обломков, реактивных и обычных снарядов (30 700).

Указанный классификатор не содержит ни конкретных, ни специальных признаков опасных ситуаций военного характера и не дает их деления на группы. Особенности оценки и реагирования на чрезвычайные ситуации военного характера определяются законодательством Украины, отдельными нормативными и соответствующими оперативными и мобилизационными планами и не изучаются в пределах учебной программы дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

Каждая квалификационная карточка чрезвычайной ситуации содержит информацию о виде, группе и классе чрезвычайной ситуации, признаки вида чрезвычайной ситуации и уровень этих признаков, когда ситуация считается чрезвычайной, когда требуется срочное оповещение о ней и когда она требует государственного реагирования. Признаки вида чрезвычайной ситуации характеризуют угрозу или возникновение чрезвычайной ситуации и делятся на конкретные (физические, химические, технические, статистические и прочие) и специальные.

В процессе определения уровня чрезвычайной ситуации (ЧС) последовательно рассматриваются три группы факторов: территориальное распространение; размер причиненного (ожидаемого) экономического ущерба и человеческих потерь; классификационные признаки чрезвычайных ситуаций.

Установление факта отнесения аварийного события к рангу ЧС, определение вида и уровня ЧС проводится в такой последовательности. При наступлении аварийного события оперативный дежурный персонал объекта оповещает о нем постоянный орган управления местного уровня ЕГСПР, а также соответствующий, по подчинению, отраслевой орган управления местного, регионального или общегосударственного уровня. Постоянные органы повседневного управления местного уровня ЕГСПР и вышеуказанные отраслевые органы осуществляют первую оценку аварийного события на его соответствие требованиям отнесения к рангу ЧС. С этой целью выполняется целевой поиск необходимой классификационной карточки, а уже в ней похожего конкретного признака. В случае совпадения или значительной схожести аварийного события хотя бы с одним из приведенных в карточке конкретным признаком ведется сопоставление числовых критериев этого признака с реальным рубежом, который достигнут аварийным событием. При превышении хотя бы одного из критериев, аварийное событие заносится в журнал ЧС и об этом немедленно извещаются орган повседневного управления регионального уровня ЕГСПР и региональная структура отраслевых министерств и других центральных органов исполнительной власти, где также она регистрируется в журнале ЧС под определенным цифровым кодом с добавлением в конце буквы «М» (местная).

Даже если параметры аварийного события достигли уровня установленного в классификационной карточке первого критерия и это относит ЧС лишь к местному уровню, контроль ее развития должны обеспечить, одновременно подготавливая дополнительные силы и средства реагирования к направлению в место события, региональные органы управления ЕГСПР. Это распространяется и на случаи, когда аварийное событие произошло за пределами конкретного объекта и потому с самого начала является местным.

При дальнейшем ухудшении ситуации и достижении критериев, которые определены в колонке срочного извещения, ЧС переходит к региональному уровню управления, который должен взять на себя ответственность за своевременное, полное и адекватное реагирование на ЧС и срочно известить о ЧС в органы повседневного управления государственного уровня ЕГСПР (оперативно-дежурные службы МЧС Украины, отраслевых министерств и других центральных органов исполнительной власти). В этот период ЧС вносится в журнал ЧС государственного уровня под определенным цифровым кодом с добавлением в конце буквы «Р» (региональная). Одновременно изменяется буква в коде во всех журналах других уровней управления. С этого момента контроль ее развития должны обеспечить, одновременно подготавливая дополнительные силы и средства реагирования к направлению в место события, органы управления государственного уровня ЕГСПР. Ответственность за своевременное, полное и объективное информирование координационных органов управления государственного уровня ЕГСПР положена Кабинетом Министров Украины на отраслевые министерства и другие центральные органы исполнительной власти, которыми разработаны и согласованы соответствующие классификационные карточки.

В случае дальнейшего ухудшения ситуации и достижения критериев, которые определены в последней колонке карточки, ЧС переходит к государственному уровню управления, органы которого с этого момента берут на себя ответственность за своевременное, полное и адекватное реагирование на ЧС. В журналах регистрации всех уровней снова и уже окончательно изменяется буква в определенном цифровом коде с «Р» на «Д» (государственная).

В случае если проявления аварии (катастрофы) могут быть отнесены к различным областям или конкретным видам ЧС, окончательное решение в отношении ее классификации принимает комиссия по вопросам техногенно-экологической безопасности и чрезвычайным ситуациям на том уровне, к которому относится ситуация.

В соответствии с Законом «О гражданской обороне Украины» «граждане Украины имеют право на защиту своей жизни и здоровья от последствий аварий, катастроф, значительных пожаров, стихийного бедствия и могут требовать от Правительства Украины, других органов государственной исполнительной власти, администрации предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и хозяйствования гарантий по его реализации. Государство как гарант этого права создает систему гражданской обороны, с целью защиты населения от опасных последствий аварий и катастроф техногенного, экологического, природного и военного характера».

Главной функцией органов государственной исполнительной власти, администрации предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и хозяйствования в случае возникновения ЧС является защита населения и организация его жизнеобеспечения.

Мероприятия по защите населения планируются и проводятся по всем районам, населенным пунктам, охватывают все население. Вместе с тем характер и содержание защитных средств устанавливается в зависимости от степени угрозы, местных условий, с учетом важности производства для безопасности населения, других экономических и социальных факторов. С этой целью города распределяются по группам важности, а объекты - по категориям в отношении средств защиты населения в случае чрезвычайной ситуации. Это распределение осуществляет Кабинет Министров Украины.

Для городов установлены следующие группы: особой важности; первой группы; второй группы; третьей группы.

Для предприятий и организаций установлены следующие категории: особой важности; первой категории; второй категории.

Основные мероприятия по защите населения планируются и осуществляются заблаговременно и имеют опережающий характер. Это касается, прежде всего, подготовки, поддержания в постоянной готовности индивидуальных и коллективных средств защиты, их накопление, а также подготовки к проведению эвакуации населения из зон повышенного риска.

Ситуациях.

Обсуждена на заседании

ПМК ГО и БЖД

Протокол №1.

Севастополь 2010 г.

Введение.

1. Основы защиты населения и территорий при угрозе или возникновении ЧС.

2. Защитные сооружения ГЗ и требования предъявляемые к ним.

3. Средства индивидуальной защиты.

Заключение

Литература:

1.Закон Украины № 1809 " О защите населения и территорий от ЧС

техногенного и природного характера". 2001 г

2.Депутат О.П. и др. Гражданская оборона. Учебник. Львов – 2001г.

3.Шоботов В.М. и др. Гражданская оборона. Учебное пособие. Издание 2-е.

Центр учебной литературы. Киев - 2006


Введение:

Обеспечение защиты населения и территорий в случае угрозы или возникновения чрезвычайных ситуаций (ЧС) является одной из важнейших задач государства.

Актуальность проблемы обеспечения природно-техногенной безопасности населения и территорий обусловлена тенденциями возрастания потерь людей и ущерба территории, которые причиняются опасными природными явлениями, промышленными авариями и катастрофами. Опасность возникновение ЧС техногенного и природного характера постоянно возрастает.

Возрастание количества ЧС техногенного и природного характера обуславливает необходимость создания надежной системы ГЗ населения.

I. Основы защиты населения и территорий в случае

Законом Украины "О правовых основах ГЗ", 2004г. определены правовые и организационные мероприятия в сфере ГЗ населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и военного характера.

Гражданская защита - это система организационных, инженерно - технических, санитарно - гигиенических, противоэпидемических и других мероприятий, которые осуществляются центральными и местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, подчиненными им силами и средствами, предприятиями, учреждениями и организациями

независимо от формы собственности, добровольными спасательными формированиями, которые обеспечивают исполнение этих мероприятий с целью предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС), угрожающих жизни и здоровью людей, наносят материальный ущерб в мирное время и в особый период.

Указанным законом Украины о правовых основах гражданской защиты (ГЗ) определены основные принципы гражданской защиты:

Гарантирование государством гражданам конституционного права на защиту жизни, здоровья и имущества, а юридическим лицам - права на безопасное функционирование;

Добровольности при привлечении людей к выполнению мероприятий в сфере гражданской защиты, связанной с риском для жизни и здоровья;



Комплексного подхода к решению задач гражданской защиты;

Создание системы рациональной превентивной безопасности с целью максимально возможного, экономически обоснованного снижения вероятности возникновения ЧС и минимизации их последствий;

Территориальности и функциональности единой системы ГЗ;

Минимизации причиненного ущерба окружающей среде;

Гласности, свободного доступа населения к информации в сфере гражданской защиты в соответствии с законодательством.

С целью эффективной реализации задач ГЗ, уменьшения материальных затрат и недопущения ущерба объектам, материальным и культурным ценностям в случае возникновения ЧС центральные и местные органы исполнительной власти, органы местного - самоуправления и подчиненные им силы и средства, предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности, добровольные спасательные формирования осуществляют: оповещение и информирование, наблюдение и лабораторный контроль, укрытие в защитных сооружениях, эвакуацию, инженерный, медицинский, психологический, биологический, экологический контроль, радиационную и химическую защиту.

Оповещение и информирование:

1. Оповещение и информирование в сфере ГЗ включают:

Оперативное доведение до сведения населения информации о возникновении или возможной угрозе возникновения ЧС, через общегосударственные, территориальные и локальные автоматизированные системы централизованного оповещения;

Заблаговременное создание организационно - технически объединенной постоянно действующей локальной системы оповещения и информирования населения со специальными системами наблюдения и контроля в зонах возможного заражения.

Наблюдение и лабораторный контроль включают:

Создание и поддержание в постоянной готовности общегосударственной и
территориальных сетей наблюдения и лабораторного контроля;

Организацию сбора обработки и передачи информации о состоянии окружающей среды, загрязнении продуктов питания, продовольственного сырья, фуражу, воды радиоактивными, химическими веществами и инфекционными микроорганизмами.

Человек называет себя «царем природы», и надо признать, что в этом присутствует значительная доля истины. За каких-то пятьдесят тысяч лет мы прошли впечатляющий путь от звериных шкур и каменного топора до атомного реактора и полетов в космос. Несмотря на несомненные достижения, современный человек так же беспомощен перед мощью стихии, как и его далекий предок кроманьонец. Силы природы настолько велики, что перед ними бессильно все могущество наших технологий.

На Земле ежегодно происходят сотни и тысячи различных природных катастроф, опасных и чрезвычайных ситуаций: ураганы, смерчи, пожары, наводнения, землетрясения и др. Их жертвами становится большое количество людей. Более того, сама хозяйственная деятельность человека является источником серьезной потенциальной опасности. Ее результатом часто бывают чрезвычайные ситуации техногенного характера, которые могут по своим последствиям превзойти любые ураганы или землетрясения. В качестве примера можно привести Фукусиму или Чернобыль.

Еще больше опасностей и разрушений несут войны, являющиеся сами по себе страшным бедствием. Кроме опасностей, возникающих при ведении военных действий, они приводят к потокам беженцев и настоящим гуманитарным катастрофам, в основном от которых страдает гражданское население. Только с начала 90-х годов в мире произошло 38 локальных военных конфликтов и 41 небольшая война.

Далеко не всегда можно понять причины чрезвычайных ситуаций или предотвратить их, но вот бороться с последствиями разгула стихии и помогать пострадавшим от нее мы не только способны, но и обязаны. В каждой стране существует специальная структура (или несколько), в задачи которой входит ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, а также помощь в чрезвычайных ситуациях гражданскому населению.

В нашей стране подобные обязанности выполняет Министерство чрезвычайных ситуаций (МЧС) Российской Федерации. Решение ввести или нет режим чрезвычайной ситуации на определенной территории принимает Правительство РФ, МЧС или специальные комиссии. Работа специальных служб, государственных структур, органов местного самоуправления, а также других учреждений и организаций в условиях ЧС регулируется федеральным законом (ФЗ) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций».

Что такое чрезвычайная ситуация?

Чрезвычайная ситуация (ЧС) – это обстановка, которая сложилась на определенной территории в результате техногенной аварии, природного явления или стихийного бедствия. Как правило, она несет угрозу жизни и здоровью людей, уничтожает материальные ценности, наносит ущерб природной среде и народному хозяйству.

В СМИ часто используется термин «экстремальная ситуация» (ЭС), которым обозначают различные происшествия: ДТП, пожары, нештатные ситуации на производстве и др. В этих ситуациях (ЭС и ЧС) много общего, однако ЧС по своему масштабу куда значительней и несет более серьезные последствия.

В описаниях чрезвычайных ситуаций встречаются слова «авария», «катастрофа», причем используются они в качестве синонимов. Это не совсем корректно. Авария – нештатная ситуация, связанная с техникой или механизмами. Например, поломка производственной линии, крушение транспортного средства, утечка химических веществ. Масштабы подобных происшествий очень сильно варьируются. Катастрофа – более широкий термин, он обозначает трагическое происшествие со значительным ущербом и, как правило, с массовым поражением и гибелью людей.

Существующие классификации чрезвычайных ситуаций

В настоящее время существует несколько классификаций чрезвычайных ситуаций. Исходя из характера причин ЧС, их можно разделить на две большие группы:

  • конфликтные;
  • бесконфликтные.

К первой группе относятся все виды ЧС, вызванные военными действиями, конфликты на религиозной и национальной почве, террористические акты, разгул преступности, революции, беспорядки и др. Это чрезвычайные ситуации, причиной которых являются деструктивные действия человека или конфликты между группами людей. К ЧС второго вида относятся аварии и катастрофы в промышленности и чрезвычайные ситуации природного характера, а также экологические бедствия.

Чрезвычайные ситуации бывают ненамеренными и намеренными. В последнем случае обычно идет речь о терактах.

Важнейшим фактором, по которому классифицируется и оценивается чрезвычайная ситуация, является ее масштаб и размер ущерба, нанесенного ЧС. Здесь оцениваются последствия чрезвычайных ситуаций: величина очага поражения, потери среди населения, ущерб, нанесенный инфраструктуре и окружающей среде. Данный аспект очень важен для планирования и проведения аварийно-спасательных и других работ.

Ущерб от чрезвычайных ситуаций может быть прямым и непрямым (косвенным). К первому виду относится стоимость разрушений и повреждений, ущерб от выхода из строя объектов хозяйственной деятельности, нанесение вреда природным ресурсам, потеря трудоспособности работников из-за увечий. Косвенный ущерб: экономические потери из-за остановки хозяйственной деятельности, затраты на ликвидацию последствий ЧС, социальное обеспечение населения, пострадавшего при введении чрезвычайного положения и др. Нередко косвенный ущерб куда больше прямого и может оказывать негативное влияние на экономику страны в течение десятилетий.

Исходя из классификации по степени ущерба, ЧС бывают:

  • Локального характера. В этом случае зона ЧС не выходит за территорию объекта, где случилось происшествие. Число погибших не превышает десяти человек, а ущерб – 100 тыс. рублей;
  • Муниципального характера. Зона ЧС не выходит за границы населенного пункта или же города федерального значения. Число пострадавших не превышает 50 человек, а размер ущерба – 5 млн рублей;
  • Межмуниципального характера. При такой чрезвычайной ситуации зона поражения распространяется на несколько населённых пунктов, количество пострадавших превышает 50 человек, а материальный ущерб составляет свыше 5 млн рублей;
  • Регионального характера. Число пострадавших свыше 50, но не более 500 человек, а размер ущерба – больше 5 млн рублей, но не превышает 500 млн рублей. При этом чрезвычайная ситуация не выходит за границы одного субъекта РФ;
  • Межрегионального характера. В этом случае зона ЧС затрагивает сразу несколько федеральных субъектов, количество пострадавших не более 500 человек, а размер ущерба не превышает 500 млн рублей;
  • Федерального характера. К этой группе относится чрезвычайная ситуация, в результате которой количество пострадавших превышает 500 человек либо размер материального ущерба составляет более 500 млн рублей.

Существуют и трансграничные чрезвычайные ситуации, когда, например, авария или катастрофа происходит за пределами российских границ, но поражающие факторы оказывают пагубное влияние и на нашу территорию. Несколько лет назад на китайском предприятии произошла утечка ядовитых веществ, которые затем попали в российскую часть Амура.

Также чрезвычайные ситуации мирного времени классифицируются по характеру поражающего действия (фактор ЧС). Это момент очень важен, ибо именно природа источника ЧС определяет характер проведения аварийно-спасательных и других неотложных мероприятий в зоне бедствия. Источник бедствия может быть:

  • тепловой;
  • механический;
  • биологический;
  • радиационный;
  • химический.

По природе возникновения чрезвычайные ситуации подразделяются на:

  • природные;
  • техногенные;
  • экологические;
  • социальные;
  • комбинированные.

По скорости развития событий чрезвычайные ситуации бывают:

  • внезапные – землетрясения, взрывы, транспортные аварии;
  • стремительные – пожары, выбросы радиоактивных или отравляющих веществ;
  • умеренные – наводнения, извержения вулканов.

Природные чрезвычайные ситуации: общее описание и особенности

Самый обширный класс ЧС, в который входят бедствия, вызванные стихийными силами природы. К данной группе относятся землетрясения, засухи, смерчи, сели, пыльные бури, ураганы, снежные лавины в горах, извержение вулканов и много другое. Она настолько многочисленна, что для удобства была разбита на несколько подгрупп.

Например, есть чрезвычайные ситуации, вызванные гидрометеорологическими явлениями, такими как сильный ветер, слишком обильные осадки, снегопады, засухи и др. Предупреждением ЧС этого типа в нашей стране занимается Росгидрометцентр.

Климатические природные явления – самый частый виновник возникновения ЧС на планете. Более того, именно они ответственны за большинство жертв, которые приходятся на природные ЧС. По данным ООН, эта цифра достигает 90%.

Второй тип природных чрезвычайных ситуаций – это опасные геофизические явления, такие как землетрясения и извержения вулканов. Им нет равных по разрушительной способности. Сильное землетрясение вполне может уничтожить большой город, став причиной гибели сотен тысяч человек. Не меньшей разрушительной мощью обладают и вулканы – судьба римского города Помпеи является наглядным тому доказательством.

К сожалению, мы пока не можем уверенно предсказывать такие губительные природные явления, поэтому защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций данного типа очень сложна. Остается только бороться с их последствиями. Почти 40% территории России относится к зоне повышенной сейсмической опасности, причем на 9% могут случаться землетрясения магнитудой до 7-8 баллов.

Еще одной опасной подгруппой природных ЧС являются геологические чрезвычайные ситуации. К ним относятся оползни, сели, просадки почвы, лавины, пыльные бури.

В отдельную подгруппу природных ЧС относятся различные морские стихийные явления: тайфуны, цунами, сильные штормы, интенсивный дрейф льдов. Понятно, что подобные чрезвычайные ситуации опасны для прибрежных районов, кроме того, они наносят значительный ущерб судоходству и морским промыслам.

Также к природным чрезвычайным ситуациям относится массовое поражение сельскохозяйственных животных и растений различными заболеваниями или вредителями. Данные ЧС хоть и не приводят к гибели людей и разрушению материальных объектов, но они чреваты значительными экономическими потерями. Профилактикой подобных чрезвычайных ситуаций этого типа и борьбой с ними занимаются ветеринарные службы.

Традиционной для России чрезвычайной ситуацией природного характера являются лесные пожары. Этому способствуют огромные площади лесных массивов на территории нашей страны. Ежегодно фиксируется от 10 до 30 тыс. пожаров различной площади и сложности. Они наносят огромный ущерб экономике страны.

Техногенные чрезвычайные ситуации, их описание и особенности

К техногенным относятся чрезвычайные ситуации, связанные с нештатными ситуациями на различных технических объектах: заводах, электростанциях, трубопроводах, хранилищах, транспорте и др. Эта группа также довольна многочисленна и неоднородна. В нее входят различные виды ЧС, отличающиеся как своим характером (поражающими факторами), так и масштабами.

Наиболее сложными и опасными считаются аварии, которые могут привести к выбросу ядовитых химических или радиоактивных веществ. Подобные инциденты несут значительную угрозу здоровью людей и окружающей природной среде. Не менее опасны утечки биологически опасных веществ.

К техногенным ЧС относятся аварии на транспорте, пожары на промышленных объектах, обрушения зданий и сооружений.

Особо опасны чрезвычайные ситуации, связанные с критической инфраструктурой населенных пунктов: аварии электросетей, городских очистных сооружений, тепловых сетей и др. Современный человек очень зависит от всего этого, отключение в большом городе электричества хотя бы на сутки полностью нарушает нормальный ритм его жизни. Такие ЧС отнюдь не являются редкостью.

Еще один вид опасных техногенных ЧС — это аварии на гидротехнических сооружениях: плотинах, дамбах. Они могут привести к многочисленным жертвам и затоплению значительных территорий.

Экологические ЧС и их влияние на флору и фауну

Экологические чрезвычайные ситуации – создание обстановки на определенной территории, которая пагубным образом действует на растительный и животный мир, а также общее состояние водной, воздушной среды. Причиной этого вида ЧС может быть серьезная техногенная авария или же стихийное бедствие, неэффективная (а то и попросту варварская) хозяйственная деятельность человека.

Примером техногенной аварии, которая привела к возникновению экологического ЧС, могут служить трагические события на Чернобыльской АЭС, их результатом стало отчуждение огромных территорий. Однако бездумное отношение человека к природе приводит к бедствиям и чрезвычайным ситуациям гораздо чаще, чем аварии. Например, выработка недр является причиной проседания почвы, оползней и обвалов, а вырубка лесов уменьшает биоразнообразие, вызывает сели и наводнения. Масштабные выбросы парниковых газов в атмосферу могут серьезно повысить уровень Мирового океана и затопить прибрежные территории.

Чрезвычайные ситуации социального характера

Подобный тип ЧС возникает в результате острого конфликта между социальными группами. Причины такого бедствия абсолютно разные: политические или религиозные противоречия, тяжелое экономическое положение в стране, социальная несправедливость. К чрезвычайным ситуациям социального характера относят революции, уличные беспорядки, вооруженные конфликты.

Часто к социальным ЧС также относят и терроризм, считающийся своеобразной формой политической борьбы. Следствия террористических атак весьма серьезны, причем они не только несут материальный ущерб и убивают неповинных людей, но и создают в обществе атмосферу страха и недоверия. В настоящее время проблема глобального терроризма стоит очень остро, ее можно назвать одним из главных вызовов современной цивилизации.

Для предотвращения террористических атак или ликвидации их последствий могут привлекаться внутренние войска и другие воинские формирования.

Предотвращать чрезвычайные происшествия социального характера довольно сложно, ибо причины их возникновения очень субъективны и не всегда понятны. Для устранения и предупреждения социальных потрясений, необходима серьезная комплексная работа специальных служб, политиков, медиков, психологов, средств массовой информации. Бедность, безработица, отсутствие перспектив, неравенство и беззаконие – это питательная среда различных социальных взрывов и междоусобиц.

Чрезвычайные ситуации комбинированного характера

ЧС данного вида – это совокупность чрезвычайных ситуаций сразу нескольких вышеописанных типов, которые наблюдаются на определенной территории. Причем комбинации различны. Очень часто техногенные или природные ЧС приводят к массовым беспорядкам или даже вооруженным конфликтам. Например, одной из предпосылок начала беспорядков в Сирии, переросших затем в гражданскую войну, стала значительная засуха, приведшая к нехватке и удорожанию продуктов питания. Подобные истории нередко происходили и в прошлом: непосредственной причиной революции 1917 года в России были перебои подвоза хлеба в Петербург.

Техногенные аварии часто приводят к экологическим катастрофам, протесты и беспорядки нередко наблюдаются в районах пострадавших при ведении боевых действий.

Комбинированный характер ЧС значительно затрудняет защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и ликвидацию ее последствий.

Принципы защиты населения в чрезвычайных ситуациях

Как же защитить граждан и минимизировать ущерб от ЧС? Есть ли единый универсальный рецепт защиты населения от столь различных по своей природе катастроф и бедствий? И на кого возложены функции борьбы с чрезвычайными ситуациями?

В нашей стране государственную политику в сфере защиты населения от чрезвычайных ситуаций осуществляет специальная структура – МЧС. Данное министерство проводит нормативно-правовое регулирование в этой области, а также осуществляет надзор и контроль в сфере гражданской обороны. Это военизированная организация, которой позволено приобретать и использовать оружие.

В 1995 году для противодействия стихийным бедствиям и чрезвычайным ситуациям была создана РСЧС - единая система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В ее состав входят ресурсы и силы центральных органов власти, субъектов РФ и органов местного самоуправления, организаций, которые занимаются вопросом защиты территорий и населения от ЧС.

РСЧС нацелена на выполнение двух функций:

  • предупреждение бедствий и снижение возможного ущерба от ЧС;
  • ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и проведение аварийно-спасательных и других необходимых работ в зоне ЧС.

Система предупреждения и ликвидации ЧС имеет иерархическую структуру, она разделена на несколько уровней. На каждом из них созданы органы управления, силы и средства для решения необходимых задач и проведения мероприятий по защите населения и территорий.

Важнейшим элементом предупреждения чрезвычайных ситуаций и борьбы с их последствиями является гражданская оборона (ГО). Это целый комплекс мероприятий по защите населения и материальных ценностей от опасностей, возникающих в результате военных действий или же техногенных аварий и природных ЧС. Гражданскую оборону можно назвать одной из важнейших функций любого государства, которое по своему значению не уступает поддержке адекватной обороноспособности страны.

В задачи гражданской обороны входит:

  • оповещение населения о возможной угрозе нападения противника, применения им ОМП, техногенных авариях, стихийных бедствий и порядке действий в подобных ситуациях;
  • подготовка укрытий и защитных сооружений;
  • обеспечение населения средствами индивидуальной защиты;
  • при необходимости служба гражданской обороны организует эвакуацию населения в безопасные районы;
  • обеспечение защиты запасов продовольствия, систем водоснабжения, сельскохозяйственных животных от заражения ядовитыми и радиоактивными веществами, а также биологическими средствами;
  • обучение населения способам защиты в чрезвычайных ситуациях;
  • силы ГО обязаны иметь заблаговременный план защиты той или иной территории.

Структура ГО построена по производственному и территориальному принципу. Руководитель любого предприятия является и начальником его гражданской обороны. Аналогичное правило действует и для административно-территориальных образований. Руководитель ГО несет ответственность за готовность территории или объекта противостоять чрезвычайным ситуациям, авариям и стихийным бедствиям.

Наш мир — очень опасное и непредсказуемое место. Человек обязан помнить об этом и быть готовым в любой момент противостоять грозным силам природы или машинам, вышедшим из-под его подчинения. В этом вопросе работа государственных экстренных служб, безусловно, очень важна, но куда большее значение имеет наша способность встретиться лицом к лицу с разыгравшейся стихией.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Стихийные бедствия угрожают обитателям нашей планеты с начала цивилизации. Где-то в большей мере, в другом месте менее. Стопроцентной безопасности не существует нигде. Природные катастрофы могут приносить колоссальный ущерб, размер которого зависит не только от интенсивности самих катастроф, но и от уровня развития общества и его политического устройства.

К стихийным бедствиям обычно относятся землетрясения, наводнения, селевые потоки, оползни, снежные заносы, извержения вулканов, обвалы, засухи, ураганы и бури. К таким бедствиям в ряде случаев могут быть отнесены так же пожары, особенно массовые, лесные и торфяные.

Опасными являются, кроме того, производственные аварии. Особую опасность представляют аварии на предприятиях, нефтяной, газовой и химической промышленности.

Стихийные бедствия, пожары, аварии… По-разному можно встретить их. Растерянно, даже обреченно, как веками встречали люди различные бедствия, или спокойно, с несгибаемой веры в собственные силы, с надеждой на их укрощения. Но уверенно принять вызов бедствий могут только те, кто, зная, как действовать в той или иной обстановке, примет единственно правильное решение: спасет себя, окажет помощь другим, предотвратит, насколько сможет, разрушающие бедствия стихийных сил. Природные катастрофы происходят внезапно, совершенно опустошают территорию, уничтожают жилища, имущество, коммуникации, источники питания. За одной сильной катастрофы, словно лавина, следуют другие: голод, инфекции.

Под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка на определенной территорией, сложившаяся в результате аварии опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой, человеческие действия, нанесли ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Каждая чрезвычайная ситуация имеет свою физическую сущность, причины возникновения и их характер развития, а так же свои особенности развития на человека и окружающую его среду обитания.

Чрезвычайные ситуации природного характера угрожают обитателям нашей планеты с начала цивилизации. Размер ущерба зависит от интенсивности природных катастроф, уровня развития общества и условий жизнедеятельности.

ЧС природного происхождения в последние годы имеют тенденцию к росту. Активизируются действия вулканов (Камчатка), учащаются случаи землетрясений (Камчатка, Сахалин, Курилы, Забайкалье, Северный Кавказ), возрастает их разрушительная сила. Регулярными становятся наводнения, нередки оползни вдоль рек и в горных районах. Гололед, снежные заносы, бури, ураганы и смерчи стали почти привычным явлением.

Следует заметить, что человечество уже не так беспомощно; ряд катастроф можно предсказать, а некоторым успешно противостоять. Однако любые действия против природных процессов требуют глубоких знаний причин их возникновения и характера проявления.

Воздействию природной катастрофы может быть подвергнута любая часть земной поверхности. Между всеми ЧС природного характера существует взаимная связь. Наиболее тесная зависимость между землетрясениями и цунами. Тропические циклоны почти всегда вызывают наводнения. Кроме того, к природным катастрофам добавляются и другие воздействия, связанные с деятельностью человека. Землетрясения вызывают пожары, взрывы, прорывы плотин. Вулканические извержения - отравления пастбищ, гибель скота, голод. Паводок приводит к загрязнению почвенных вод, отравлению колодцев, инфекциям, массовым заболеваниям.

Планируя защитные меры против природных катастроф, необходимо максимально ограничить вторичные последствия и путем соответствующей подготовки постараться их полностью исключить. Предпосылкой успешной защиты от природных ЧС является изучение их причин и механизмов. Зная физическую сущность процесса, можно его предсказать. А своевременный и точный прогноз опасных явлений - важнейшее условие эффективной защиты.

В любой момент могут произойти нежелательные события, реальные события с обычными людьми. Пожары, транспортные происшествия, коммунальные аварии, промышленные катастрофы, криминальные происшествия, гражданские волнения, террористические акты, войны, лесные пожары, наводнения, землетрясения, извержения вулканов, бури, ураганы, сели, оползни, эпидемии и т.п.

Многие из них могут заставить человека и всю семью спешно покинуть жилище, унося только то, что успели схватить и унести на себе.

Существует укомплектованный рюкзак (или сумка), другими словами тревожный чемоданчик, предназначенный для эвакуации в случае ч резвычайной с итуации.

Содержимое тревожного чемоданчика призвано обеспечить владельца вещами, необходимыми для минимально комфортного существования в обществе, в дикой природе и т.д.

Собирая одежду для «тревожного чемоданчика», необходимо отдать предпочтение вещам, способным обеспечить максимальный комфорт, созданным из дышащих, непромокаемых и износоустойчивых тканей. Позаботиться нужно и о дождевике, который защитит от дождя и влаги.

Одежду хранить необходимо рядом с «тревожным чемоданчиком» - так, в случае чрезвычайной ситуации, будет удобно быстро переодеться, взять рюкзак и покинуть помещение.

Тема 5
Действия работников организаций при угрозе и возникновении на территории региона (муниципального образования) чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого – социального характера

Учебные цели:
1. Довести до работников порядок действий при возникновении ЧС природного, техногенного и биолого – социального характера.

Продолжительность занятия: 3 часа.
Учебно-материальное обеспечение:
1. План – конспект проведения занятия.
2. Презентация в « Power point».
3. Компьютер и мультимедийный проектор.

Используемые нормативные правовые акты и методическая литература:
1. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
3. Перевощиков В.Я. и др. Обучение работников организаций и других групп населения в области ГО и защиты от ЧС. - М.: НРБ, 2011. - 471 с.
4. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера: Учебное пособие/В.А. Акимов, Ю.Л. Воробьев, М.И. Фалеев и др. Издание 2-е, переработанное. - М.: Высшая школа, 2007.
5. Крючек Н.А., Латчук В.Н. Безопасность и защита населения; в чрезвычайных ситуациях: Учебно-методическое пособие для проведения занятий с населением / Под общ. ред. Г.Н. Кирйлова. - М.: НЦ ЭНАС, 20051 - 152 с.
6. Петров М.А. Защита от чрезвычайных ситуаций (Темы 1-7). Библиотечка «Военные знания».- М.: Военные знания, 2005. - 160 с.
7. Защита от чрезвычайных ситуаций. - М.: Военные знания.
8. Чрезвычайные ситуации. Краткая характеристика и классификация. - М.: Военные знания.
9. Учебно-методическое пособие для проведения занятий работающим населением в области ГО, защиты от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности на водных объектах /МЧС России, 2006 г.
10. Эвакуационные мероприятия на объекте. - М.: Военные знания.
11. Эвакуация населения. Планирование, организация и проведение / С.В. Кульпинов. - М.: Институт риска и безопасности, 2012. - 144 с.

Учебные вопросы и расчет времени:
I Вводная часть 5
II Основная часть 115
1. Мероприятия, которые необходимо выполнить при угрозе возникновения ЧС. Действия по сигналу «Внимание всем» и информационным сообщениям. Что необходимо иметь с собой при объявлении эвакуации. 15
2. Действия работников при оповещении о стихийных бедствиях геофизического и геологического характера (землетрясения, извержение вулканов, оползни, сели, обвалы, лавины и др.), во время и после их возникновения. 15
3. Действия работников при оповещении о стихийных бедствиях метеорологического характера (ураганы, бури, смерчи, метели, мороз и пр.), во время их возникновения и после окончания. 10
4. Действия работников при оповещении о стихийных бедствиях гидрологического характера (наводнения, паводки, цунами и др.), во время их возникновения и после окончания. 15
5. Действия работников по предупреждению и при возникновении лесных и торфяных пожаров. Меры безопасности при привлечении работников к борьбе с лесными пожарами. 15
6. Повышение защитных свойств помещений от проникновения радиоактивных, отравляющих и химически опасных веществ при ЧС техногенного характера. 15
7. Эвакуация и рассредоточение. Защита населения путем эвакуации. Принципы и способы эвакуации. Порядок проведения эвакуации. 15
8. Действия работников, оказавшихся в местах ЧС биолого-социального характера, связанных с физическим насилием (разбой, погромы, бандитизм, драки) и большим скоплением людей (массовые беспорядки и др.). 15
III Заключительная часть (контрольные вопросы) 15

1-й учебный вопрос
Мероприятия, которые необходимо выполнить при угрозе возникновения ЧС. Действия по сигналу «Внимание всем» и информационным сообщениям. Что необходимо иметь с собой при объявлении эвакуации.

Основные мероприятия при угрозе ЧС

К основным мероприятиям, проводимых органами управления ГО и РСЧС в случае угрозы или возникновении ЧС мирного и военного времени относятся:
оповещение населения об опасности, его информировании о порядке действий в сложившихся чрезвычайных условиях;
эвакуация и рассредоточение;
прогнозирование обстановки;
инженерная защита населения и территорий;
радиационная и химическая защита;
медицинская защита;
обеспечение пожарной безопасности.
Для непосредственной защиты пострадавших от поражающих факторов аварий, катастроф и стихийных бедствий проводятся аварийно-спасательные и другие неотложные работы в зоне ЧС.
Мероприятия по подготовке к защите проводятся заблаговременно с учетом возможных опасностей и угроз. Они планируются и осуществляются дифференцированно, с учетом особенностей расселения людей, природно-климатических и других местных условий. Объемы, содержание и сроки проведения мероприятий по защите населения определяются на основании прогнозов природной и техногенной опасности на соответствующих территориях, исходя из принципа разумной достаточности, с учетом экономических возможностей по их подготовке и реализации. Меры по защите населения от чрезвычайных ситуаций осуществляются силами и средствами предприятий, учреждений, организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых возможна или сложилась чрезвычайная ситуация.
Одним из главных мероприятий по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является его своевременное оповещение и информирование о возникновении или угрозе возникновения какой-либо опасности. Процесс оповещения включает доведение в сжатые сроки до органов управления, должностных лиц и сил РСЧС, а также населения на соответствующей территории (субъект Российской Федерации, город, населенный пункт, район) заранее установленных сигналов, распоряжений и информации органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления относительно возникающих угроз и порядка поведения в создавшихся условиях.

Действия по сигналу «Внимание всем».
Что необходимо иметь с собой при объявлении эвакуации.

При возникновении ЧС важное место среди комплекса мероприятий по защите занимает оповещение населения, производимое, главным образом, передачей сообщений через местные радиовещательные станции и по телевидению. Для привлечения внимания людей перед передачей речевой информации включают: электросирены, производственные гудки и другие сигнальные средства. Это так называемый предупредительный сигнал «Внимание всем!». Услышав его, необходимо включить радио, телевизоры, громкоговорители и прослушать сообщение.
Прежде чем покинуть помещение:
выключить все осветительные и нагревательные приборы
закрыть краны водопроводной и газовой сетей, окна и форточки
включить охранную сигнализацию
закрыть квартиру на все замки
Что взять с собой:
личные документы (паспорт, военный билет, свидетельство о браке, о рождении детей, пенсионное удостоверение, деньги)
продукты питания на 2-3 суток и питьевую воду
одежду и обувь (в том числе – теплую), туалетные принадлежности
смену белья и постельные принадлежности
кружку, миску, ложку, нож, спички, фонарик, свечи

2-й учебный вопрос
Действия работников при оповещении о землетрясении

Как подготовиться к землетрясению
Заранее продумайте план действий во время землетрясения при нахождении дома, на работе, в кино, театре, в транспорте и на улице.
Разъясните членам своей семьи, что они должны делать во время землетрясения и обучите их правилам оказания первой помощи.
Держите в удобном месте документы, деньги, карманный фонарик и запасные батарейки. Имейте дома запас питьевой воды и продуктов на несколько дней.
Закрепите шкафы, полки и стеллажи в квартирах, а с верхних полок и антресолей снимите тяжелые предметы.
Опасные вещества (ядохимикаты, легковоспламеняющиеся жидкости) храните в надежном, хорошо изолированном месте.
Все жильцы должны знать магистральные газовые и водопроводные краны, чтобы в случае необходимости перекрыть их.
При первых слабых толчках, продолжительностью 5-20 секунд:
находящиеся на 1 этаже, быстро покидают здание, взяв верхнюю одежду, на улице выходят на открытое пространство;
находящимся на втором и последующих этажах, необходимо встать в углу, образованном капитальными стенами, в проеме входной двери, возле опорных колонн, в узких коридорах внутри здания; можно спрятаться под стол, чтобы не пораниться кусками штукатурки, стекла.
не поддаваться панике, не прыгать из окон и с балконов, не пользоваться лифтом.
после прекращения толчков выйти на улицу на открытое пространство.
Надо заранее продумать и знать свои правила поведения и поступки. Сохранять порядок, дисциплину и самообладание. Не загромождать корридоры, проходы, лестничные клетки. В спальне над кроватями не должно быть тяжелых полок. Каждый обязан незамедлительно принять участие в спасательных работах, но при этом помнить о мерах предосторожности.
Как действовать при внезапном обрушении здания
Услышав взрыв или обнаружив, что здание теряет свою устойчивость, постарайтесь как можно быстрее покинуть его, взяв документы, деньги и предметы первой необходимости.
Покидая помещение, спускайтесь по лестнице, а не на лифте, так как он в любой момент может выйти из строя.
Пресекайте панику, давку в дверях при эвакуации, останавливайте тех, кто собирается прыгать с балконов и окон из этажей выше первого, а также через застекленные окна.
Оказавшись на улице, не стойте вблизи зданий, а перейдите на открытое пространство.
Если Вы находитесь в здании, и при этом отсутствует возможность покинуть его, то займите самое безопасное место: проемы капитальных внутренних стен, углы, образованные капитальными внутренними стенами, под балками каркаса. Если возможно, спрячьтесь под стол – он защитит Вас от падающих предметов и обломков.
Если с Вами дети, укройте их собой. Откройте дверь из квартиры, чтобы обеспечить себе выход в случае необходимости. Не поддавайтесь панике и сохраняйте спокойствие, ободряйте присутствующих.
Держитесь подальше от окон, электроприборов, немедленно отключите воду, электричество и газ.
Если возник пожар, сразу же попытайтесь потушить его. Используйте телефон только для вызова представителей органов правопорядка, пожарных, врачей, спасателей. Не выходите на балкон. Не пользуйтесь спичками, потому что может существовать опасность утечки газа.
Как действовать в завале
Дышите глубоко, не поддавайтесь панике и не падайте духом, сосредоточьтесь на самом важном, пытайтесь выжить любой ценой, верьте, что помощь придет обязательно.
По возможности окажите себе первую помощь.
Попытайтесь приспособиться к обстановке и осмотреться, поискать возможный выход.
Постарайтесь определить, где Вы находитесь, нет ли рядом других людей: прислушайтесь, подайте голос. Помните, что человек способен выдержать жажду и особенно голод в течение длительного времени, если не будет бесполезно расходовать энергию.
Поищите в карманах или поблизости предметы, которые могли бы помочь подать световые или звуковые сигналы (например, фонарик, зеркальце, а также металлические предметы, которыми можно постучать по трубе или стене и тем самым привлечь внимание). Если единственным путем выхода является узкий лаз – протиснитесь через него. Для этого необходимо расслабить мышцы и двигаться, прижав локти к телу.
Как действовать после землетрясения
Окажите первую помощь пострадавшим.
Обеспечьте безопасность детей, больных, стариков.
Без крайней нужды не занимайте телефон. Включите радиоприемник.
Проверьте, нет ли повреждений электропроводки.
Устраните неисправность или отключите электричество в квартире или доме.
Помните, что при сильном землетрясении электричество в городе отключается автоматически.
Проверьте, нет ли повреждений газо- и водопроводных сетей.
Не пользуйтесь открытым огнем.
Помните, в это время нельзя пользоваться лифтом;
 Спускаясь по лестнице, будьте осторожны, убедитесь в ее прочности. Не подходите к явно поврежденным зданиям, не входите в них.
 Будьте готовы к сильным повторным толчкам, так как они наиболее опасны в первые 2 – 3 часа после землетрясения. Не входите в здания без крайней нужды.

3-й учебный вопрос
Действия работников при оповещении о стихийных бедствиях метеорологического характера (ураганы, бури, смерчи, метели, мороз и пр.), во время их возникновения и после окончания.

Получив штормовое предупреждение:
- закрепить технику, укрепить отдельные строения;
- перевести людей из легких построек в прочные здания;
- закрыть окна, двери, вентиляционные отверстия;
- защитить окна, витрины ставнями и щитами, стекла заклеить полосками бумаги или тканью;
- убрать вещи с балконов, лоджий, подоконников;
- при сильных порывах ветра занять места в нишах стен, дверных проемах, у стен.
- на открытой местности укрыться в канаве, яме, овраге;
- во время грозы не укрываться под отдельно стоящими деревьями, не подходить к опорам линий электропередач, зданиям подстанций.
Меры предупреждения и снижения ущерба при метелях и снежных заносах
На железных и автомобильных дорогах необходимо заблаговременно создавать различные снегозащитные ограждения (лесопосадки, щиты и др.), организовывать патрульную службу снегоочистки.
С объявлением штормового предупреждения:
ограничивают передвижение, особенно в сельской местности;
создают запас продуктов, топлива, воды и кормов для животных;
доставляют персонал к месту работы преимущественно на гусеничной технике;
передвигаться только по основным дорогам;
не находиться в ветхих строениях, под линиями электропередач и связи и вблизи их опор.

4-й учебный вопрос
Действия работников при оповещении о наводнении, паводке, во время
их возникновения и после окончания.

Превентивные меры для снижения ущерба от наводнений
- строительство насыпей, дамб, водоотводных каналов;
- проверка состояния гидротехнических сооружений и своевременное устранение выявленных недостатков;
- развитие системы оповещения населения;
- мониторинг уровня воды в водоемах;
- поддержание в готовности спасательных сил и средств;
- обучение населения правилам поведения при наводнении;
- заблаговременное планирование эвакуационных мероприятий.
Действия при угрозе наводнения
В первую очередь осуществляется информация населения об угрозе наводнения, усиливается контроль за уровнем воды, приводятся в готовность спасательные средства. Из мест, которым угрожает наводнение, население эвакуируется заблаговременно.
Перед тем, как покинуть дома, на верхние этажи переносится все, что может испортить вода, выключаются газ и свет. Надо убрать в безопасные места хозяйственный инвентарь, закрыть окна и двери первых этажей домов досками и фанерой.
Взять с собой документы (уложив в непромокаемый пакет), деньги и ценности, медицинскую аптечку, комплект верхней одежды и обуви по сезону, теплое бельё, туалетные принадлежности, запас продуктов питания на несколько дней (вещи и продукты следует уложить в чемоданы, рюкзаки, сумки).
Эвакуируемые прибывают в места сбора указанными маршрутами к установленному времени для регистрации и отправки в безопасные районы. По прибытии в конечный пункт эвакуации организуется размещение в местах временного проживания.
При внезапном наводнении необходимо
как можно быстрее занять ближайшее безопасное возвышенное место и быть готовым к организованной эвакуации по воде с помощью различных плавсредств или пешим порядком по бродам.
Переправа людей разрешается только по обозначенному броду глубиной не более 1 метра. В необходимых случаях эвакуацию продолжают на ботах, баржах, катерах, лодках и других плавающих средствах.
Первая помощь людям, подобранным на поверхности воды, заключается в том, что их надо переодеть в сухое белье, тепло укутать и дать успокаивающие средства. А извлеченные из воды люди нуждаются в искусственном дыхании.
После спада воды следует остерегаться порванных и провисших электрических проводов, категорически запрещается использовать продукты питания, попавшие в воду, и употреблять воду без соответствующей санитарной проверки.

5-й учебный вопрос
Действия работников по предупреждению и при возникновении лесных
и торфяных пожаров. Меры безопасности при привлечении
работников к борьбе с лесными пожарами.

В основе работы по предупреждению природных пожаров лежит усиление мер противопожарной охраны.
Запрещается разводить костры в лесах, особенно хвойных, на торфяниках, в зарослях камыша и тростника, вблизи посевов хлебов.
Запрещается оставлять осколки стекла, бутылки на солнечной лесной поляне, курить в лесу, у валков скошенного хлеба, а также во время работы на спецтехнике.
Все машины должны быть оборудованы искрогасителями.
Необходимо своевременное оборудование минерализованных полос и устройство заградительных канав.
В пожароопасный сезон может быть установлено временное прекращение доступа в лес населения и транспорта.

6-й учебный вопрос
Повышение защитных свойств помещений

Для подготовки помещений к защите от поражающих факторов ядерного и химического оружия, а также от попадания радиоактивной пыли и АХОВ, следует:
хорошо заделать (проклеить, замазать) все щели и неплотности в дверях и окон¬
ных рамах, закрыть дымоходы и вытяжки;
провести противопожарные мероприятия: снять с окон и дверей шторы (зана¬
вески), оконные стекла покрыть раствором извести (мела или белой краски), все легковоспламеняющиеся предметы убрать в шкафы, чемоданы, ящики, горючие материалы (бензин, керосин) вынести из дома, подготовить средства пожаротушения, убрать из коридоров, с лестничных клеток громоздкие вещи, стены и другие части деревянного дома обмазать глиняным раствором;
подготовить окна к светомаскировке;
защитить продукты питания и воду от радиоактивного и химического заражения, а также от бактериальных средств;
подвал, погреб, подполье подготовить и оборудовать для укрытия, занести туда продукты, воду, приборы освещения, аптечку, теплые вещи и радиоприемник;
оборудовать места для сидения и лежания.
необходимо постоянно держать включенным радиоприемник, чтобы в любое время услышать распоряжения, сигналы и указания.
нужно подготовить домашнюю аптечку, в которой должны быть градусник, нашатырный спирт, йод, питьевая сода, вата, перевязочные бинты, индивидуальные противохимические пакеты, индивидуальная аптечка АИ-2 и другие лекарства, которыми граждане пользуются в повседневной жизни.
получить и привести в готовность средства индивидуальной защиты. При отсутствии средств защиты органов дыхания и кожи приспособить для этой цели повседневную одежду, изготовить ватно-марлевую повязку или противопыльную тканевую маску.

Действия населения при угрозе радиоактивного заражения

Немедленно надеть противогаз или респиратор, противопыльную тканевую маску, ватно-марлевую повязку и следовать в защитное сооружение (убежище, ПРУ, подвал).
если защитное сооружение далеко и у вас нет средств защиты органов дыхания, оставайтесь дома.
включите радио, телевизор и слушайте сообщения и распоряжения МЧС России или местных органов власти.
закройте окна, двери, зашторьте их плотной тканью или одеялом. Закройте вентиляционные люки, отдушины, заклейте щели в оконных рамах. Уберите продукты в холодильник, создайте запас воды.
принять специальные химические вещества (радиопротекторы), которые повышают защитные свойства организма, делают его более устойчивым к ионизирующим излучениям.
чтобы избежать поражения кожных покровов, надо использовать плащи с капюшонами, накидки, комбинезоны, резиновую обувь, перчатки.
необходимо как можно меньше находиться на открытой местности. Выходить на улицу только в средствах индивидуальной защиты.
во всех помещениях ежедневно проводить влажную уборку с применением моющих средств.
пищу принимать только в закрытых помещениях, воду употреблять только из проверенных источников.
продукцию из индивидуальных хозяйств, особенно молоко, зелень, овощи и фрукты, можно употреблять только с разрешения органов здравоохранения, её лабораторий и СЭС.
принять препарат стабильного йода (йодная профилактика). Небольшая доза (100 мг) при однократном приёме обеспечит защиту в течение 24 часов.

Защита от АХОВ

Защитой от АХОВ служат фильтрующие промышленные и гражданские противогазы, промышленные респираторы, изолирующие противогазы, убежища ГО.


Коробки промышленных противогазов строго специализированы по назначению (по составу поглотителей) и отличаются окраской и маркировкой. Некоторые из них изготавливаются с аэрозольными фильтрами. Белая вертикальная полоса на коробке означает,
что она оснащена фильтром.
Для защиты от хлора можно использовать промышленные противогазы марок А (коричневого цвета), БКФ (защитного), В (жёлтого), Г (половина чёрная, половина жёлтая), а также гражданские противогазы ГП-5, ГП-7 и детские. Из простейших средств защиты можно использовать ватно-марлевую повязку, смоченную водой, а лучше 2% раствором питьевой соды.
Защитой от АХОВ служат фильтрующие промышленные и гражданские противо- газы, промышленные респираторы, изолирующие противогазы, убежища ГО.
Промышленные противогазы надёжно предохраняют органы дыхания, глаза и лицо от поражения. Однако их используют только там, где в воздухе содержится не менее 18% кислорода, а суммарная объёмная доля паро- и газообразных вредных примесей не превышает 0,5%. Недопустимо применять промышленные противогазы для защиты от низкокипящих, плохо сорбирующихся органических веществ (метан, ацетилен, этилен и др.).
Если состав газов и паров неизвестен или их концентрация выше максимально до -пустимой, применяются только изолирующие противогазы (ИП-4, ИП-5).
Коробки промышленных противогазов строго специализированы по назначению (по составу поглотителей) и отличаются окраской и маркировкой. Некоторые из них изготав- ливаются с аэрозольными фильтрами. Белая вертикальная полоса на коробке означает,
что она оснащена фильтром.

7-й учебный вопрос
Эвакуация и рассредоточение

Эвакуация - это комплекс мероприятий по организованному вывозу всеми видами имеющегося транспорта и выводу пешим порядком населения из категорированных городов и других населенных пунктов и размещение его в загородной зоне.
Рассредоточение – это комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) из городов, отнесенных к группам по ГО и размещение его в загородной зоне для проживания и отдыха рабочих и служащих объектов экономики, производственная деятельность которых в военное время будет продолжаться в этих городах.
Цели проведения эвакомероприятий
снизить вероятные потери населения;
сохранить квалифицированные кадры специалистов;
обеспечить устойчивое функционирование объектов экономики;
обеспечить условия для создания группировок сил и средств в загородной зоне в целях проведения АСНДР в особый период.
Решение на проведение эвакуации имеют право принять:
Президент Российской Федерации;
Председатель Правительства Российской Федерации;
Руководители субъектов Российской Федерации.

Подготовка к эвакуации
1. Необходимо знать номер СЭП, его адрес, номер телефона, способ эвакуации.
2. Получив извещение об эвакуации необходимо:
- закрыть окна, форточки, газовые и водопроводные краны, отключить электроэнергию;
- собрать документы: паспорт, военный билет, свидетельство о рождении, пенсионное удостоверение и другие необходимые документы, деньги;
- взять с собой: белье, одежду по сезону, обувь предпочтительно должна быть резиновая или на резиновой основе, продукты питания и питьевую воду на 2-3 суток (консервы, концентраты, сухари, галеты), необходимые медикаменты;
- детям дошкольного возраста подшить бирочки из белой материи (с внутренней стороны одежды ребенка под воротником) с указанием фамилии, имени и отчества ребенка, года его рождения, места жительства и места работы отца или матери;
- желательно с собой иметь противогаз или ватно-марлевую повязку, индивидуальный перевязочный пакет.
3. Вес багажа, берущегося с собой, должен быть не более 50 кг на взрослого члена семьи. К каждому месту багажа прикрепить бирку с указанием фамилии и адреса.
4. Следовать на сборный эвакуационный пункт транспортом или пешим порядком.
Эвакуационное удостоверение
Население, подлежащее рассредоточению и эвакуации, должно иметь эвакуационное удостоверениеустановленного образца. Этот документ определяет для гражданина порядок и сроки вывода (вывоза), новое место жительства, а также дает право на обеспечение жилой площадью и всеми видами обслуживания в загородной зоне.
Эвакуационное удостоверение выдается главе семьи по месту его работы, а неработающие члены семьи в него вписываются. Для людей, не связанных с производством и не являющихся членами семьи рабочих и служащих выдача удостоверений возлагается на жилищно-эксплуатационные участки.
По прибытии на сборный эвакуационный пункт НЕОБХОДИМО:
пройти регистрацию, записать номер эшелона, номер вагона (при эвакуации железнодорожным транспортом) или номер колонны (при эвакуации автомобильным транспортом или пешим порядком), время отправления в конечный пункт назначения;
лично познакомиться со старшим вагона или колонны;
узнать место посадки на транспорт, построение колонны и маршрут движения;
на посадку следовать организованно под руководством старших.
Продолжительность пребывания на СЭП ограничивается временем, необходимым для регистрации и инструктирования о порядке дальнейшего следования в загородную зону.
В пути следования:
выполнять правила поведения и следовать указаниям старших колонн;
при следовании пешим порядком соблюдать дисциплину марша во время движения (скорость не менее 3-4 км/час, суточный переход за 10-12 часов движения составляет 30-40 км);
при следовании транспортом, соблюдать меры безопасности.
По прибытии в пункт эвакуации:
пройти регистрацию на приемном эвакуационном пункте (ПЭП) и в сопровождении старшего убыть в места постоянного размещения в безопасном районе пешим порядком или транспортом.
эвакуируемые не имеют права самостоятельно, без разрешения местных эвакуационных органов, выбирать места для проживания и перемещаться из одного населенного пункта в другой.

Экстренная эвакуация при чрезвычайных ситуациях мирного времени
Экстренная эвакуация (отселение) населения из опасных районов проводится по решению администрации города в случае возникновения чрезвычайной ситуации, при которой возникает угроза здоровью людей. Время - вот важнейший фактор в данной ситуации.
Необходимо взять с собой документы, деньги, немного продуктов питания и немедленно уходить в том направлении, которое будет указано в информации о чрезвычайной ситуации.
Во всех случаях при самом скоротечном событии эвакуация (отселение) должна быть организованной. Не допускать паники.

8-й учебный вопрос
Действия работников в условиях ЧС биолого - социального характера

Действия работников в условиях большого скопления людей
Толпа – это особый биологический организм. Он действует по своим законам и не всегда учитывает интересы отдельных составляющих – в том числе и их сохранность.
Это становится понятным во время любой паники. Очень часто толпа становится опаснее стихийного бедствия или аварии, которые ее вызвали.
Бойтесь толпы в любом месте: в транспорте, на митинге, в очереди, в кинотеатре.
Стаpайтесь не мешаться с человеческой массой. Толпа лишает Вас маневpа в случае опасности, она может pаздавить Вас в веpтикальном положении, или при падении пройтись по Вашим pебpам. Толпу образуют следующие эмоции: ажиотаж, ненависть, поклонение, стpах.