Федеративное государство (фр. federation от позднелат. foederatio — объединение, союз) — форма государственного устройства, представляющая собой союзное государство, состоящее из государственных образований, обладающих определенной юридической самостоятельностью, формально ограниченной правами самого союза. Составляющие федеративное государство образования (штаты, провинции, земли, кантоны) являются субъектами федерации и имеют свое собственное административно-территориальное деление. В современном мире существует значительное число государств с федеративной формой государственного устройства (США, Канада, Мексика, Аргентина, Швейцария, ФРГ, Бельгия, РФ, Индия, Пакистан, ОАЭ, Нигерия и ряд др.).

Договорная федерация — это федерация, образованная путем заключения договора между независимыми государствами, существовавшими самостоятельно, но осознавшими необходимость государственного объединения для совместного регулирования общих интересов. Примером договорной федерации являются Швейцария, США, Австралия.

Недоговорные федерации:

1. Федерации, образованные вследствие присоединения к государству территорий с сохранением их определенной государственной обособленности (ФРГ - Бранденбург, Нижняя Саксония);

2. Предоставление административным единицам более высокого статуса — субъектов федерации. Цель данной акции — сохранение территориальной целостности государства. К таким федерациям относятся Пакистан, Индия, Нигерия;

3. Этнический фактор был использован при создании федерации в Бельгии, в Эфиопии на основе принятия Конституции 1994 г., в Боснии и Герцеговине в 1995 г.

В литературе различают наряду с договорной федерацией (Швейцария, Объединенная Республика Танзания, Объединенные Арабские Эмираты) конституционную (созданную «сверху» в результате принятия конституции, например, Пакистан в 1973 г. в его современной государственной форме) и конституционно — договорную (Российская Федерация).

Различают симметричную и асимметричную федерацию. Федерация, состоящая из однопорядковых субъектов, равноправных и обладающих одинаковым правовым статусом, называется симметричной (ФРГ — 16 земель, Австрия — 9 земель, Малайзия — 13 штатов, Нигерия — 21 штат).

Асимметричная федерация — модель федеративного устройства, при которой субъекты федерации имеют неравный конституционно-правовой статус и, соответственно, объем полномочий, а также наличие в составе федерации иных территориальных образований (Индия- 25 штатов и 7 союзных территорий; Канада — 10 провинций и три территории; США — 50 штатов и федеральный округ Колумбия).

Признаки федеративной формы государственного устройства:

1. Федерация — это целостное суверенное государство с общей конституцией, системой федеральных органов и учреждений, общей территорией субъектов федерации, общим гражданством. Субъекты федерации имеют свои собственные территории, собственные конституции, часто гражданство, собственные органы власти, административно-территориальное деление.

2. Обязательным элементом федеративного устройства является двухпалатная структура федерального парламента (наличие особой палаты субъектов федерации).

3. Не признается за субъектами федерации право сецессии (лат. secessio) — право одностороннего выхода из состава союза. Единственное исключение составляет Конституция Эфиопии 1994 г., допускающая сецессию, но с некоторыми особенностями.

4. Единство федерации невозможно обеспечить без единства гражданства. Юрисдикция федеративного государства распространяется на лиц, проживающих на его территории, посредством института гражданства. Федеративный характер государства допускает наличие гражданства субъектов федерации.

5. В настоящее время субъекты федерации, как правило, не являются субъектами международного публичного права, участниками межгосударственных политических отношений, поскольку не обладают государственным суверенитетом.

Предметы ведения федерации и ее субъектов — это круг конституционно зафиксированных вопросов, по которым соответствующие государственные органы федерации и ее субъектов компетентны принимать решения.

В конституциях и законодательстве зарубежных стран можно обнаружить следующие разграничения предметов ведения между федерацией и ее субъектами:

1. Предметы ведения, находящиеся в исключительной компетенции федерации. Согласно большинству конституций федеративных государств к исключительному ведению федерации относятся внешние сношения; оборона и руководство вооруженными силами; установление границ и таможенное дело; федеральные финансы и налоги; установление единой системы мер и весов; денежное и валютное обращение и монетная монополия; организация федеральной системы высших органов власти; разрешение конфликтов между субъектами федерации; принятие законов, необходимых для осуществления вышеперечисленных прав, и другие вопросы.

2. Второй вариант распределения предметов ведения федерации и ее субъектов заключается в том, что устанавливается исключительная компетенция субъектов федерации, в которую федеральные органы не могут вмешиваться. Обычно это вопросы общественного порядка, культуры, санитарии, здравоохранения, местных коммуникаций, коммунального обслуживания, организации местной полиции, городского устройства и другие.

3. В таких странах, как Аргентина, Канада, Эфиопия, конституции устанавливают две сферы: сферу исключительной компетенции федерации и сферу исключительной компетенции субъектов федерации.

4. Конституция может устанавливать три сферы компетенции. Такой подход закреплен в Конституции Швейцарии, принятой в апреле 1999 г. и вступившей в силу в 2000 году. Конституция закрепляет сферу исключительной компетенции Союза (ведение международных дел, оборона, денежная эмиссия, железные дороги, таможенное дело, режим иностранцев, уголовное право, гражданское право, законодательство о спиртных напитках, об азартных играх и лотереях и др.); совместной компетенции (охрана природы и планирование территории, содержание национальных дорог, трудовое право, образование и др.); исключительной компетенции кантонов (регулирование отношений между церковью и государством, коммунальное хозяйство, уголовное и гражданское судопроизводство, право законодательной инициативы в федеральном парламенте и т.д.).

Предложенные модели распределения предметов ведения между федерацией и ее субъектами не исчерпывают всего многообразия подходов к решению этого вопроса в практике современных федеративных государств.


Федеративное устройство является разновидностью государственного устройства, являющегося необходимым институтом конституционного права каждой страны. Государства по-разному определяют свое внутреннее устройство (в зависимости от исторических традиций, национального состава населения и других факторов). Территориально крупные государства (Россия, США, Канада, ФРГ, Австралия, Бразилия, Аргентина, Мексика, Нигерия, Индия, ЮАР) принимают федеративную форму государственного устройства: одни – с учетом специфики решения национального вопроса, другие – в силу невозможности эффективного демократического управления из одного центра. Устанавливая ту или иную форму государственного устройства, конституция любого государства распределяет или, наоборот, концентрирует властные полномочия, тем самым предопределяя правовую базу решения проблем общественного развития.

Под государственным устройством понимается политико-территориальная организация власти, определяющая правовое положение региональных частей государства и их взаимоотношения с центральной властью. Следовательно, государственное устройство определяет меру централизации и децентрализации власти (соотношение между частями и между частями и целым). Эта проблема сравнительно легко решается в территориально небольших государствах, но становится сложной и приобретает политическую окраску в более крупных.

Различаются две основные формы государственного устройства – унитарная и федеративная.

Унитарное государство – это единое государство, внутри которого нет государственных образований, а административно-территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью. Большинство государств мира приняли именно эту форму государственного устройства.

Федеративное государство – это союз государственных образований, каждое из которых обладает определенной самостоятельностью. Субъекты такого союзного государства имеют одинаковый статус и равные права.

Теоретически можно себе представить еще одну форму государственного устройства – конфедерацию, которая предполагает объединение нескольких суверенных государств. Но такое объединение носит уже не государственно-правовой, а международно-правовой характер. В прошлом конфедерациями были США, Швейцария, Германский Союз, ныне такое устройство формально сохраняют Канада, Швейцария, хотя, по сути, они давно превратились в федерации. Идея создания конфедерации иногда выдвигалась как способ преодоления раскола в прошлом единых государств (например, Кореи, СССР), но эта идея нигде не была реализована.

Определение оптимальной формы государственного устройства особенно важно для многонационального государства. Чтобы называться многонациональным, государству недостаточно иметь среди своих граждан лиц различной национальности (такими являются большинство развитых стран мира). Речь идет об исторически сложившихся национальных группах населения, компактно проживающих на различных частях территории государства. Такие национальные группы обычно характеризуются как коренные народы, т.е. проживают на данной территории с далеких времен.

Очень важно установить правовые гарантии сохранения и свободного развития языка, культуры, обычаев этих национальных групп. Каждая нация обладает своеобразным суверенитетом, который предполагают и решение вопроса о национальной государственности. Исторические особенности и культурный уровень одних наций определяет их желание жить в многонациональном сообществе, а других – создавать свое национальное государство. Но в любом случае нации стремятся не допустить дискриминации и обеспечить себе свободное развитие, а объединяющее их государство – исключить основу для межнациональных конфликтов.

Другая функция государственного устройства состоит в создании необходимых политико-правовых условий для эффективного экономического и социального развития всех частей государства. Этому может мешать как чрезмерная централизация власти, так и ее чрезмерная децентрализация. Цивилизованное государство заинтересовано в максимально возможной интеграции своего хозяйства при обеспечении экономической свободы для всех граждан независимо от национальности. Важным является и равномерное экономическое и социальное развитие, а также отсутствие отсталых в этом отношении регионов. В наше время в «спокойных» странах этническое содержание государственного устройства все чаще уступает место территориально-экономическому, и там, где преодолены узко национальные подходы к организации социально-экономической жизни, достигнуты наибольшие социальные и экономические успехи.

Унитарное государство – централизованное государство, в котором законодательная, исполнительная и судебная власть имеют единые высшие органы, функции которых без всякого дробления распространяются на все части территории. Это не исключает существования в административно-территориальных единицах местного самоуправления, которое в пределах своей компетенции действует самостоятельно. В унитарном государстве иногда создаются автономные образования, также обладающие определенной степенью самостоятельности.

Унитарное государство имеет одну конституцию; его суверенитет признается единым и неделимым, всеми частями этого государства; не возникает вопроса о внутренних границах и территориальной целостности. В таком государстве гражданство бесспорно признается единственным. Унитарное государство может быть многонациональным, например: Великобритания, в которой компактно проживают англичане, шотландцы, ирландцы (Северная Ирландия) и валлийцы (Уэльс). В таких случаях унитарное государство приобретает децентрализованный характер, поскольку некоторые народы имеют автономные органы управления. Но подавляющая часть унитарных государств не знает каких-либо национальных административных образований. Группы граждан отдельных национальностей, организуя свои общины, не претендуют на автономию или собственную государственность.

Федеративное государство – это только общая форма государственного устройства, а ее конкретное содержание – политическое и правовое – весьма неоднородно. Сами федерации, правовой статус и объем полномочий их субъектов формировались в разных условиях и с разными целями, а потому во многом неодинаковы. Исторически идея федерализма была выдвинута в XVIII веке как средство децентрализации управления («горизонтальное разделение власти»), а следовательно, для демократизации государственного строя. Ни в одной западной стране, где утвердился федерализм, он не рассматривался и сейчас не рассматривается как форма решения так называемого национального вопроса (США, ФРГ, Бразилия, Австралия и др.). И дело здесь не в том, что некие круги преследуют цель угнетать другие народы, а в том, что демократическое правовое государство перекрывает цели национальной государственности. Хотя некоторые государства (Франция, ФРГ, Италия и др.) остаются национальными по названию, их правовая система исключает какие-либо привилегии граждан по национально-титульному признаку.

Государства же, избравшие федерацию как способ решения национального вопроса, распались (СССР, Югославия, Чехословакия). Межэтнические противоречия разрушили федерации в Индонезии, Южной Аравии, Йемене, Объединенной Арабской Республике и др. В тех государствах, в которых федерация сохраняет национальную основу (Канада, Индия), развивается кризис федерализма и сильны сепаратистские тенденции.

Федеративные государства юридически закрепляют добровольность объединения народов, но, как правило, не предусматривают права выхода того или иного субъекта федерации из союза. Распад федераций обычно происходил в ходе революционных восстаний, т.е. в не правовых формах. Но в спокойной обстановке субъекты федерации добровольно ограничивают свою компетенцию в пользу федерации и признают высшую юридическую силу федеральной конституции и законов. Сами эти субъекты являются унитарными государствами, хотя внутри них могут создаваться автономные образования.

Труднейшей проблемой федеративного устройства является разделение компетенции между федеральной властью и властью в субъектах Федерации. Трудности связаны с тем, что субъекты Федерации порой претендуют на чрезмерную самостоятельность или даже на статус государственных образований с суверенитетом. В любом случае они обычно обладают своей конституцией, органами государственной власти, гражданством. Федеральная власть совместно с властями субъектов Федерации определяет (часто в обстановке острых разногласий) федеральную компетенцию, компетенцию субъектов Федерации и совместную компетенцию. Осуществление последней носит спокойный характер, нередко порождая противоречия между властями Федерации и ее субъектов.

Мировой опыт показывает, что федеративное государственное устройство более прочно в тех странах, где ликвидирована дискриминация по национальному признаку, укоренилась политическая культура. Мощным фактором достижения единообразного правового регулирования и равенства граждан является успешное экономическое развитие; общий рынок Федерации не может исключить всех кризисов, разногласий и различий в способах решения общегосударственных проблем, но она, и особенно в крупных государствах, создает единственно возможную демократическую основу этих решений, способных удовлетворить интересы всех политических, экономических и национальных сил.

Конституция РФ 1993 г. продолжила процесс совершенствования федеративных отношений. Она закрепляет положение, которое позволяет преодолеть крайние подходы к государственному устройству, которые культивируются определенными политическими силами, – сепаратизм республик, т.е. их выход из состава РФ, с одной стороны, и возврат к унитарной структуре регионов – с другой. Таким образом, только демократический федерализм способен внести политическую стабильность в межнациональные отношения. Поэтому в новой Конституции РФ закреплено равенство всех субъектов Федерации, проведено более четкое разделение предметов ведения и полномочий федеральной власти и власти субъектов Федерации.

Российская Федерация возникла в силу определенных исторических причин. И хотя эти причины в наше время потеряли смысл, федерализм выступает как единственно возможная форма демократического управления столь обширным государством. Вхождение в состав Федерации 83 субъектов (самая большая по числу субъектов Федерация в мире) явилось результатом включения всех автономий и административно-территориальных единиц, далеко не равных в экономическом отношении. Отсюда – выдвижение определенными кругами различных проектов по сокращению числа субъектов Федерации, часто обоснованных необходимостью создания крупных экономических комплексов.

Нельзя считать бесспорным и закрепление национально-государственных основ российского федерализма, особенно в отношении прав и обязанностей национальных и территориальных субъектов Федерации. Сегодняшняя Российская Федерация включает 26 весьма неоднородных национальных государств или образований, а 57 субъектов имеют только территориальную основу. В результате можно сделать три важных правовых вывода:

1. Россия не является национальным государством, это многонациональное государство.

2. Республики – субъекты Федерации признаются национальными государствами несмотря на многонациональный состав их населения.

3. Русская нация не имеет в составе Российской Федерации полноценной национальной государственности, из чего следует, что русская нация видит воплощение своих национальных интересов в создании многонационального демократического правового государства – Российской Федерации.

(c) Aбракадабра.py:: При поддержке InvestOpen

Федеративное – это сложное комплексное государство, состоящее из двух и более государственных образований или полноценных государств, которые называются субъектами . Они не имеют единого названия и в каждой отдельной федерации могут именоваться по-разному. Например, земли, области, штаты, кантоны и т.д.

При объединении все члены федерации формируют совершенно новое государство, и некоторые собственные властные полномочия передают общим федеральным органам власти. При этом ограничивается суверенитет самих элементов федерации.

Разделение полномочий между органами власти самой федерации и ее субъектами фиксируется в специальном договоре (федеративном договоре) или в конституции. Получается, что в федерации имеется две системы органов государственной власти: , которые имеют права самостоятельно решать и разбирать оставшиеся в их ведении вопросы, а также федеральные, чьи решения распространяются на всех членов федерации.

Законы в федеративном государстве также делятся на два вида. Первый – федеральные, обязательные для выполнения всеми субъектами. Второй – законы членов федерации, функционирующие лишь на территории того субъекта, органами которого они были приняты. При этом крайне важно, чтобы законы субъектов полностью соответствовали законам федерации и не входили с ними в конфликт и никоим образом не противоречили. Высшим законом в конституция, и все остальные законы формируются на ее основе.

Для федерации характерно наличие единой валюты, но двойного гражданства, поскольку гражданин субъекта федерации также является и гражданином всей федерации в целом.

В стандартной и типичной федерации все ее субъекты имеют одинаковые права, а также лишены возможности самостоятельно принимать решение о выходе из союза.

Современные федеративные государства

На сегодняшний день имеется 25 федеративных государств, которые располагаются в различных частях земного шара.

Федеративные государства Азии: Пакистан, Малайзия, Объединённые Арабские Эмираты, Мьянма, Индия, Ирак.

Федеративные государства Европы: Австрия, Босния и Герцеговина, Бельгия, Россия, Германия, Швейцария.

Федеративные государства Африки: Судан, Союз Коморы, Эфиопия, Нигерия.

Федеративные государства Австралии и Океании: Австралия, Микронезия.

Федеративные государства Америки: Аргентина, Венесуэла, Канада, Мексика, США, Бразилия, Федерация Сент-Кристофер и Невис.

Российская Федерация как государство складывалось на рубеже XX и XXI веков, обретая характерные для него признаки. Современное российское государство еще не достигло пика своего развития, поскольку вынуждено преодолевать трудности в различных направлениях своей деятельности.

Инструкция

В соответствии с Конституцией РФ, современное российское демократическим, социальным, правовым и федеративным. Фактически же оно не в полной мере соответствует некоторым из этих характеристик, поскольку политический режим, состав субъектов и правовая система подверглись множеству изменений и продолжают совершенствоваться по сей день.

Эксперты считают, что Российская Федерация «не дотягивает» до высоких мировых стандартов по причине того, что в стране наблюдается доминирование исполнительной власти, а ее деятельность недостаточно контролируется. Для государства характерны силовые методы наведения конституционного порядка, принижение роли законодательных органов и парламента, слабость судебной системы, отсутствие твердых общественных убеждений и т.д.

Россия не является высокоразвитым социальным государством. Около 1/3 населения находится за чертой бедности, а доходы «верхних» 10% населения превышают доход 10% «нижних» в 14 раз, что является одним из худших показателей среди цивилизованных стран.

Современное российское государство по структуре представляет собой федерацию, однако существующая организация имеет недостатки. Субъекты ее не являются равноправными, так как имеют различную по структуре правовую систему и подвластны соседним республикам и в различных аспектах.

Для российской формы правления характеры черты парламентарной (население вправе влиять на структуру Правительства РФ и его действия, а Государственная Дума – утверждать на должность Председателя Правительства) и президентской республики (по воле Президента РФ назначается кабинет министров, производится снятие с должности Председателя Правительства и т.д.). Юридически данная форма правления называется смешанной, полупарламентарной или полупрезидентской республикой.

По общественным устоям Российская Федерация - светское государство. Граждане имеют религиозную свободу и право . Религиозные устои не являются строгими, но при этом часто соблюдаются в различных сферах общественной жизни (например, обряды освящения военных и государственных объектов). В последнее время в стране все чаще затрагивается проблема гласности. Сложившаяся в период становления современной российской государственности свобода слова постепенно умаляется и все больше регулируется органами общественного контроля.

Видео по теме

Государство является властно-политической организацией, обладающей суверенитетом и аппаратом управления на вверенной территории. Российская государственность развивалась на протяжении веков, начиная с IX века. Сегодня Россия - это федеративная республика президентского (или президентско-парламентского) типа.

Инструкция

Исполнительную власть осуществляет президент и Правительство РФ, законодательную - Федеральное Собрание (Государственная Дума и Совет Федерации), судебную - суды Российской Федерации. Основами конституционного строя в Российско Федерации являются народовластие, социальность, светскость, идеологическое многообразие.

Российская Федерация сегодня находится в окружении бывших национальных окраин. Значительная часть из которых заплатила за отделение от России снижением уровня жизни и попаданием в сферу влияния западных стран. В России в 1990-х гг. также упал уровень жизни из-за разрыва внутригосударственных связей и попытки резко изменить уклад экономики. В результате кризиса 90-х Россия, как государство, перестала иметь какое-либо значимое влияние в вопросах международной политики.

В 2000-е гг. России удалось преодолеть политический, экономический и . Сегодня в Российской Федерации наблюдается естественный прирост населения, слово государства на международной арене часто является определяющим, а экономика России является крупнейшей в Европе и 5-й в мире. В России построена капиталистическая экономика, при этом социальное обеспечение сохраняется в значительной степени за счет государства. Экономика Российского государства развивается в значительной степени за счет реализации крупных инвестиционных проектов. В качестве примеров можно представить Международную космическую станцию, Бурейскую ГЭС, трассу «Амур», Зимние Олимпийские игры в Сочи, Порт Сабетта, Космодром Восточный.

Нельзя сказать, что в экономики России все так замечательно. Государство в экономическом плане одно из самых мощных в мире, но далеко не все слои населения чувствуют это на своем кошельке. Уровень жизни по сравнению с 1990-ми гг. изменился в лучшую сторону, снизилась безработица и поднялись заработные платы во многих бюджетных сферах, но в удаленных уголках России ситуация временами выглядит катастрофической. Дело в коррумпированных чиновниках? Разумеется, коррупция на разном уровне государственного аппарата присутствует, но значительная доля проблем заключается в том, что Россия сверхприбыли от продажи углеводородов вынуждена вкладывать в облигации США, которые на деле являются обыкновенной бумагой без обеспечения золотом или другими реальными продуктами. Разрешение данного вопроса является отдельной темой для разговора. Освещение этой проблемы лишь показывает экономическую зависимость в настоящее время Российской Федерации от стран запада.

Видео по теме

Европа - западная часть Евразийского материка, от Уральских гор и Кавказа, до Атлантического океана, с населением не менее 750 млн человек, живущих примерно в 50-ти государствах. Чтобы из них выделить с республиканским строем правления, нужно дать правильную, количественную оценку, сколько сейчас действительно стран в Европе. Для этого нужно учитывать несколько критериев.

Федеративным государством признается такое сложное государство, в составе которого имеются другие государства или государственные образования - субъекты федерации, обладающие определенным государственным , своим законодательством и высшими органами власти.

По способу образования различают федерации:

  • договорные;
  • конституционные.

Договорная федерация создается путем соглашения несоюзных государств между собой об образовании нового федеративного государства, при этом государства - участники федеративного договора перестают быть самостоятельными государствами. Таким путем в 1922 г. был создан СССР.

Конституционная федерация создается путем образования федеративного государства на основе принятия конституции, которая закрепляет федеративное устройство государства. Именно конституционной федерацией и была РСФСР, созданная в 1918 г., и остается современная Россия. При этом следует иметь в виду, что в конституционных федерациях возможно существование федеративного договора, однако это не делает их договорными.

Основным разграничивающим эти два вида федерации признаком является то, каким статусом обладали субъекты федерации до образования нового федеративного государства:

  • если они были самостоятельными, суверенными государствами - это договорная федерация;
  • если нет - конституционная.

Государственное устройство России основывается на принци­пе федерализма. Это означает, что государство состоит из не­скольких равноправных субъектов, некоторые из которых (рес­публики) называются в Конституции РФ государствами. Однако субъекты Федерации, в том числе и республики, не являются не­зависимыми государствами - в таком случае их союз был бы не федерацией, а конфедерацией, а сами они считались бы субъек­тами международного .

Понятию «федерация» противостоит понятие «унитарное го­сударство», т. е. такое государство, которое управляется центра­лизованно, а его территориальные единицы не имеют никакой государственности, а включают только местное самоуправление. Эта форма государственного устройства тоже имеется в РФ - унитарными (по своему внутреннему устрой­ству) являются республики - субъекты РФ.

Основы конституционного строя в области государственного устройства, сформулированные в ст. 5 Конституции, следующие:

  1. РФ состоит из республик, краев, облас­тей, городов федерального значения, автономной области, авто­номных округов - равноправных субъектов Федерации;
  2. республики имеют свою конституцию и законодательство, а другие субъекты - устав и законодательство;
  3. федеративное устройство основано на государственной цело­стности, единстве системы государственной власти, разграниче­нии предметов ведения и полномочий между органами государ­ственной власти Федерации и ее субъектов, равноправии и само­определении народов в РФ;
  4. во взаимоотношениях с федеральными органами государ­ственной власти все субъекты Федерации между собой равно­правны.

Содержащиеся в ст. 5 формулировки носят компромиссный ха­рактер, отражающий политическую нестабильность в 1990-х гг. Отсюда их некоторая неопределенность. Так, республика характе­ризуется через скобки как государство, что может быть понято как признание суверенитета и международно-правовой правосубъект­ности. Но такое понимание противоречило бы ст. 4 , в которой установлено, что суверенитет РФ неделим («распространяется на всю ее территорию»), а значит, субъекты Федерации не вправе выступать как субъекты международного права. Кроме того, весьма трудно совместить принцип равнопра­вия субъектов Федерации с тем, что одни из них являются госу­дарствами, а другие в лучшем случае только некими государствен­ными образованиями. Возникает также ряд вопросов. Является ли устав субъекта Федерации по своей юридической силе равноцен­ным конституции, и если да, то почему они по-разному называют­ся, если же нет, то можно ли говорить о равноправии? Какой смысл вкладывается в термин «самоопределение народов»? Озна­чает ли это, что более 100 народов, населяющих Россию и не имеющих национальной государственности, вправе теперь ее за­конно обрести? Или следует считать, что, приняв данную Консти­туцию, они уже самоопределились? Не совсем ясно также, что оз­начает равноправие субъектов «между собой» во взаимоотношени­ях с федеральными органами государственной власти (ч. 4), если до этого в ч. 1 уже было закреплено равноправие субъектов Феде­рации?

Принципы федерального устройства РФ

В основе федеративного устройства РФ лежат принципы:

  1. государственная целостность;
  2. единство системы государственной власти;
  3. разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
  4. равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти;
  5. равноправие и самоопределение народов в РФ (ч. 3 ст. 5 Конституции).

Государственная целостность РФ

Территориальная организация государственной власти в нашей стране - одна из острейших проблем государственного строительства. Она состоит в том, чтобы найти оптимальное соотношение между деятельностью федеральной власти по обеспечению единства государства и стремлением субъектов Федерации к большей самостоятельности.

При этом следует учесть, что РФ по количеству субъектов занимает первое место в мире. А большое число субъектов создает определенные сложности в управлении и при определенных внутренних и внешних обстоятельствах может привести к неуправляемости. Всякие перекосы здесь весьма опасны. Безмерное, неоправданное усиление централизации и концентрации федеральной власти, неправомерность и невзвешенность ее действий в данной сфере - путь к унитаризму. Результатом же чрезмерной самостоятельности, суверенизации субъектов Федерации могут стать сепаратизм, ослабление, разрушение государственности, распад Федерации.

Государственная целостность РФ обеспечивается:

  • целостностью и неприкосновенностью ее территории;
  • единством экономического пространства, исключающего установление таможенных границ, сборов и каких-либо других препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств;
  • верховенством Конституции РФ, федеральных законов на всей территории РФ, единым РФ;
  • отсутствием у субъектов РФ права выхода из состава РФ, ибо одностороннее решение такого вопроса представляет угрозу государственной целостности России.

Единство системы государственной власти

Единство системы государственной власти проявляется в конституционном закреплении определенной структуры органов государственной власти как по вертикали (от федерального центра к субъектам Федерации), так и по горизонтали - на федеральном уровне и на уровне субъектов Федерации при непременном разграничении их предметов ведения и полномочий. Без такой четкой системы государственной власти не могут быть обеспечены государственная целостность и эффективная управляемость страной.

Разграничение предметов ведения и полномочий

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ регламентируются ст. 71, 72 Конституции РФ. Статья 71 Конституции РФ определила те вопросы, которые находятся в исключительном ведении РФ, а ст. 72 - вопросы совместного ведения РФ и ее субъектов. Вне пределов ведения РФ и субъектов РФ последним гарантируется вся полнота государственной власти (ст. 73).

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и ее субъектов осуществляется согласно Конституции (ч. 3. ст. 11) не только конституционными нормами, но и Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между соответствующими органами государственной власти и только по вопросам разграничения полномочий по предметам совместного ведения. Такие договоры заключены между РФ и Татарстаном, Башкортостаном, Свердловской областью и рядом других субъектов РФ.

Равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти

Равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти означает, что все без исключения субъекты Федерации, независимо от вида (республика, автономная область, автономный округ, край, область, город федерального значения) обладают одинаковыми правами в своих взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

Никто из субъектов Федерации в этих взаимоотношениях не может иметь каких-либо преимуществ по сравнению с другими субъектами Федерации. Равноправие субъектов РФ проявляется и в одинаковом для всех субъектов РФ разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации.

Но равноправие субъектов РФ вовсе не означает, что нет никаких различий между ними. Они есть и легко просматриваются в самом тексте Конституции РФ. Так, республики, в отличие от других субъектов Федерации, признаются государствами и имеют свою конституцию, а другие субъекты - устав (ч. 1 и 2 ст. 66 Конституции). Другое различие - право республик устанавливать свой государственный язык наряду с русским (ч. 1 и 2 ст. 68 Конституции).

Особенности правового статуса имеют автономная область и автономные округа: согласно ч. 3 ст. 66 Конституции РФ по представлению законодательных и Исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе. В отношении других субъектов Федерации такой нормы в Конституции нет.

Равноправие и самоопределение народов РФ

Принцип равноправия и самоопределения народов РФочень важен для нашего многонационального государства. Равноправие народов означает равенство их прав во всех вопросах государственного строительства, в развитии культуры и в других сферах жизни.

Введение

Формы государственного устройства: понятия, виды и значения для формы государства.

Федеративная форма государства.

Признаки федерации.

Принципы объединения.

Классификация федераций.

Осуществление государственной власти в федерациях.

История развития федерализма в России.

Юридическая природа российского федеративного государства.

Принципы федеративного устройства современной России.

Государственный суверенитет РФ

Конституционный статус РФ и её субъектов

Изменения в федеративном устройстве России после рекращения существования СССР

Объединение регионов России

Районирование Российской Федерации

Конституционное регулирование компетенции в РФ

Современные проблемы российского федерализма

Список использованных источников


Введение

Государство – это сложная политическая организация, с различными функциями, формами, принципами образования и т.д. Как не существует двух совершенно одинаковых людей, так не существует двух совершенно одинаковых государств. И в определении типа государства нам помогает такое понятие как форма государства. Понятие формы позволяет узнать, как устроено управление, кто правит, какова взаимосвязь между частями государства и целым государством, какие методы используются для осуществления власти. Более полное представление о форме конкретного государства дает анализ трех его составных частей – формы правления, государственного устройства и государственно-правового режима. На мой взгляд, наиболее важными являются первые две составляющие, а третья носит очень субъективный характер, так как очень трудно объективно оценить, демократический режим в государстве или нет. Особенно это трудно сделать по отношению к другому государству, т.е. к тому, в котором ты не проживаешь, т.к. не знаешь исторических, культурных, религиозных и других особенностей народов, проживающих в этом государстве.

Вопрос о федеративном устройстве России является актуальным уже на протяжении десятка лет и в настоящее время. Он не теряет интерес к себе не только среди исследователей правоведов и историков, но и простых людей, наблюдавших сначала за распадом союзного государства СССР в суверенные государства и последующие проблемы в этих государствах, затем за распадом и гражданской войной в Югославии и нерешенными до сих пор вопросами деления государства по национальным или какими-то иным признакам и так далее.

В настоящее время федеративная система существует в более чем двух десятках стран мира - это десятая часть всех стран мира, треть населения и больше половины территории всех стран мира. Также это самая сложная организация территориального устройства, требующая пристального внимания для решения существующих в таких государствах проблем.


Форма государственного устройства - национальное и администpативно-теppитоpиальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами и государственной власти. Организация государства рассматривается с точки зрения распределения государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделения между составными частями государства. Форма государственного устройства показывает:

· - из каких частей состоит внутренняя структура государства;

· - каково правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения их органов;

· - как строятся отношения между центральными и местными государственными органами;

· - в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на территории данного государства.

Категория "формы государственного устройства" трактует вопросы кто и как правит в обществе, как устроены и действуют в нем государственно-властные структуры, как объединено население на данной территории, каким образом оно связано через различные территориальные и политические образования с государством в целом, как осуществляется политическая власть, с помощью каких методов, приемов.

От формы государственного устройства в значительной степени зависит политическая жизнь в обществе, устойчивость государственных институтов.

Форма государственного устройства – это строение государства, на которое влияют как социально- экономические факторы, так и природные, национально-исторические и религиозные особенности культурные и т.п.

Необходимость определенным образом построить территориальную организацию государства вытекает из того обстоятельства, что любое государство расположено на ограниченной территории, там же проживают граждане (подданные) этого государства. Для выполнения своего социального назначения - организации экономической жизни, защиты граждан, создания страховых запасов и т.п. - государство ведет разнообразную деятельность. Например, финансовую (взимает и распределяет налоги, сборы, пошлины и т.п.), экономическую (регулирует в той или иной степени распределительные, рыночные, производственные отношения), военную) осуществляет организацию военной службы) и т.д. Но вести всю эту деятельность из одного центра при значительной численности населения и больших размерах государства становится объективно невозможным.

После определенного порога численности граждан и размеров территории возникает необходимость разделить территорию на округа, штаты, земли, области, края, кантоны, районы, губернии, уезды и т.д., а также создать на этих территориальных образованиях местные (территориальные) органы власти. Возникает потребность распределить полномочия между центральными и местными органами власти и управления.

По форме государственного устройства все государства можно подразделить на три основные группы: федеративные, конфедеративные и унитарные.

На сегодняшний день выработаны лишь две формы организации многонациональных государств - унитарная и федеративная. При унитаризме все решения, как внутригосударственной, так и во внешней сфере являются прерогатива одной единой, центральной власти.

Федерализм предполагает ту или иную степень самостоятельности национальных образований, входящих в состав единого государства.

Что же касается конфедерации, то речь в этом случае идет лишь о межгосударственных образованиях. Иными словами, это союз государств, объединившихся с определенными целями и для решения определенных задач, но сохранившие полную независимость. Нельзя отрицать, что участники конфедерации делегировали часть своих прав конфедеративной власти, но решения этой власти могут вступить в силу лишь с одобрения всех членов конфедерации.

Федеративная форма государства

Федерация представляет собой добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных обpазований в одно союзное государство. Федеративное государственное устройство неоднородно. В различных странах оно имеет свои особенности, которые определяются историческими условиями образования конкретной федерации и прежде всего национальным составом населения страны, своеобразием культуры и быта народов, входящим в союзное государство.

Признаки федерации

В федеративном государстве, в отличие от унитарного, имеются две системы высших органов власти (федеральные и субъектов федерации); наряду с федеральной конституцией субъекты федерации имеют право принимать свои нормативные правовые акты учредительного характера (например, конституции, уставы, основные законы); они наделены правом принимать региональные законы; у субъектов федерации, как правило, есть собственное гражданство, столица, герб и иные элементы конституционно-правового статуса государства, за исключением государственного суверенитета.

При этом субъект федерации не имеет права выхода из состава федерации (сецессии) и, как правило, не может быть субъектом международных отношений. Субъекты федерации могут иметь различные наименования, которые, как правило, определяются историческими или правовыми факторами: штаты, провинции, республики, земли или федеральные земли (как в Германии и Австрии) и иное. Федерацию следует отличать от конфедерации, которая является международно-правовым союзом суверенных государств. Однако на практике различить правовую природу тех или иных образований бывает весьма затруднительно.

Можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств:

· Территория федерации состоит из территорий её отдельных субъектов: штатов, кантонов, республик.

· В союзном государстве верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и её субъектами разграничивается федеральной конституцией.

· В некоторых федерациях субъекты обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.

· В большинстве федераций существует единое общефедеральное гражданство и гражданство федеральных единиц.

· Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют федеральные государственные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США, ФРГ, Бразилия, Индия и др.).

· Обязательным признаком федеративной формы считается двухпалатная структура федерального парламента. Одна палата рассматривается как орган общефедерального представительства, депутаты в неё избираются со всей страны. Вторая палата призвана представлять интересы членов федерации.

· Субъекты федерации имеют право принятия своей конституции.

Принципы объединения

Добровольное объединение государств или государственных образований в федерацию;