Правоохранительная деятельность государства и система правоохранительных органов (2 часа)

План лекции:

1. Сущность правоохранительной деятельности государства.

2. Принципы функционирования правоохранительного механизма.

3. Отличие правоохранительных органов от спецслужб и контролирующих органов.

4. Правоохранительные функции государственных органов.

1. Правоохранительная деятельность в государстве обусловлена, прежде всего, характером самого государства. Именно государство устанав­ливает систему юридических норм, регулирующих наиболее значимые отношения между людьми, и создает систему органов, призванных охранять эти нормы от нарушений.

Правоохранительная функция – отражает деятельность всего государственного аппарата и его органов. Эта функция является основным направлением деятельности и правоохрани­тельных органов. Именно на основе соблюдения провозглашенных юридических норм у долж­ностных лиц возникают соответствующие юридические обязан­ности.

Сущность государства и сущность права - взаимосвязанные категории. Поэтому от сущности государства во многом зависят сущность тех норм, которые устанавливаются государством, ме­тоды и способы правовой охраны общественных отношений и тот уровень свобод, который становится реальностью в конкретном государстве.

2. В демократическом государстве принципиаль­ное значение с точки зрения расширения прав и свобод личности приобретает проблема оптимального соотношения дозволений и запретов. Неверно было бы сказать, что дозволение – это всегда хорошо, а запрет – плохо. Дозволение тоже может быть использовано не только для добрых дел. Так правовая и моральная вседозволенность, бес­контрольное использование природных и материальных ресурсов, загрязнение окружающей среды – не есть благо. И назначение запретов также может быть различно, их можно адресовать чиновникам, но можно и гражданам. Они могут быть направлены на защиту общественных и личных интересов, прав и свобод граждан, а могут, наоборот, создавать ненужные ограничения.

Запрет – это грань, отделяющая свободу от произвола, от вме­шательства в личную жизнь. И для того чтобы эффективно охра­нять человека, его достоинство, права и свободы, нужно четко определить эту грань. Это непременное условие нормальной ор­ганизации и нормального функционирования правоохранитель­ной системы в демократическом правовом государстве.

Соотношение дозволения и запрета может выражаться в двух противоположных принципах правового регулирования: «Все, что не запрещено - дозволено» и «Дозволено только то, что прямо разрешено законом».

Использование первого принципа гражданами не должно допускать какой бы то ни было правовой неопределенности. Человек всегда должен знать, что дозволено, а что запрещено.



Правоохранительные органы, будь то следственные органы, суд или прокуратура, должны действовать не иначе, как в соответ­ствии с предписанием закона, т.е. неукоснительно придерживать­ся второго принципа. При этом речь идет именно о законе, ведь они выполняют определенные государственные функции. Поэто­му отступление от принципа: «Дозволено только то, что прямо разрешено законом» чревато вторжением в сферу охраняемых законом интересов, прав и свобод граждан.

Таким образом, признание и защита прав и свобод граждан является конституционной обязанностью государства, всех его органов, учреждений и организаций. Без такого всестороннего подхода невозможна их реализация. В то же время, когда наруше­ние прав и свобод граждан другими лицами или государственны­ми органами, учреждениями и организациями связано с наруше­нием конкретных правовых норм об ответственности за преступ­ления или иные правонарушения, когда возникает необходимость пресечения таких действий или восстановление нарушенных прав, эта обязанность возлагается на правоохранительные органы.

3. В настоящее время среди правоведов нет единого мнения о том, какие органы относятся к правоохранительным. Чтобы понять суть критериев, которыми следовало бы руководствоваться при отнесении тех или иных органов к числу правоохранительных, важно дать определение правоохранительной деятельности.

Необходимо уяснить, что правоохранительная деятельность обладает рядом существенных признаков, отличающих ее от сход­ных видов деятельности:

Она осуществляется только с помощью юридических мер воздействия, к которым относятся меры правового принуждения и взыскания, регламентированные законом;

Реализуется в установленном законом порядке, с соблюдени­ем определенных процедур;

Ее реализация возлагается на специально создаваемые госу­дарственные органы.

С учетом всего вышесказанного, правоохранительная дея­тельность - это регламентированная правовыми актами госу­дарственная деятельность, осуществляемая с целью охраны прав, свобод и законных интересов личности, общества и государства от противоправных посягательств специально уполномоченными органами путем применения регламентированных законом мер юридического воздействия.

В законодательстве нет специально сформулированного поня­тия «правоохранительные органы», хотя оно употребляется в Конституции РФ, законах и других нормативных и ненормативных документах. Можно сделать вывод, что оно оформилось в процессе практической деятельности различных правовых структур.

Правоохранительные органы составляют определенным обра­зом обособленную по признаку профессиональной деятельности самостоятельную группу органов государства, имеющих свои чет­ко определенные задачи, которые состоят либо в восстановлении нарушенного права, либо в наказании правонарушителя, когда восстановить нарушенные права невозможно, либо в восстанов­лении нарушенного права и наказании одновременно, когда воз­можность восстановить нарушенное право имеется, но правона­рушитель заслуживает еще и наказания.

Таким образом, правоохранительный орган – это государст­венный орган, осуществляющий специализированную правоохра­нительную деятельность в целях защиты прав и свобод граждан, общественных и государственных институтов от противоправных посягательств. Как и все органы государства, правоохранительный орган наделен государственно-властными полномочиями, компе­тенцией, обладает организационной самостоятельностью. Однако его характерной особенностью является то, что правоохранитель­ная деятельность для него является доминирующей.

Особенность деятельности правоохранительного органа про­является также во взаимодействии с другими правоохранитель­ными органами и отдельными их подразделениями.

Например, такая закономерность просматривается во взаимо­действии судебных и следственных органов. Суд является само­стоятельным органом судебной власти, в то время как следст­венный орган – лишь часть другого правоохранительного органа (внутренних дел, прокуратуры и др.). Правосудие и предваритель­ное следствие по всем основаниям могут рассматриваться как две взаимодействующие системы. Более того, предварительное след­ствие – это подсистема в системе правосудия.

Из всего этого можно сделать вывод , что взаимодействие пра­воохранительных органов, согласованность их действий как друг с другом в целом, так и с отдельными их подразделениями, невоз­можно без системы правоохранительных органов, представля­ющей собой совокупность взаимосвязанных государственных органов, создаваемых для охраны прав и свобод граждан от про­тивоправных посягательств путем применения соответствующих мер юридического воздействия.

При этом необходимо помнить, что в этой системе каждый правоохранительный орган наделен специальной, предоставлен­ной только ему компетенцией, хотя на первоначальном этапе деятельности по выявлению (проведение розыскных или опера­тивно-розыскных мероприятий) и предварительному следствию (производство неотложных следственных действий) противоправ­ных деяний отдельным органом (например, милиции как поли­функциональному органу) предоставлено право широкой компе­тенции.

Борьба с преступностью - задача всего общества, всех его институтов. Ее успешный исход во многом зависит от эффектив­ной правоохранительной системы, включающей в себя совокуп­ность государственно-правовых средств, методов и гарантий, обеспечивающих защиту общественных отношений от противо­правных посягательств.

Правоохранительная система - понятие более широкое, нежели понятие системы правоохранительных органов. Право­охранительная система включает как правовые, так и государст­венные структуры. Это, прежде всего, механизм обеспечения, он состоит, во-первых, из системы органов законодательной (пред­ставительной) государственной власти и органов муниципально­го самоуправления, обеспечивающих принятие правовых актов, необходимых для осуществления правоохранительной деятель­ности; во-вторых, из системы юридических норм, в которых правоохранительная ориентация является доминирующей. И толь­ко тогда, когда нарушаются правовые запреты и возникает необ­ходимость в применении соответствующих мер юридического воздействия, подключаются правоохранительные органы.

Таким образом, к правоохранительным органам следует от­нести: судебные органы, органы прокуратуры, органы МВД РФ, ФСБ РФ, таможенные органы, органы МЮ РФ. В правоохрани­тельной деятельности существенную роль играют и правоохрани­тельные организации: адвокатура, нотариусы, занимающиеся частной практикой, Частные охранные и детективные структуры и т.д. Являясь негосударственными учреждениями, они непо­средственно не входят в систему правоохранительных органов, но своей деятельностью призваны обеспечивать законность их дея­тельности.

При этом необходимо подчеркнуть, что собственно правоохра­нительными среди вышеперечисленных органов являются судеб­ные органы, органы прокуратуры, внутренних дел (милиция и органы предварительного следствия), министерства юстиции (служба судебных приставов и органы уголовно-исполнительной системы).

Некоторые из них являются, как уже отмечалось ранее, спец­службами, т.е. правоохранительными органами узкой (специаль­ной) компетенции, призванными защищать непосредственно государственные интересы (политические, экономические и др.). Правоохранительная функция в их деятельности является второ­степенной. К числу таких органов можно отнести органы ФСБ.

В системе правоохранительных органов можно выделить и контролирующие органы с элементами правоохранительной дея­тельности, например таможенные органы. Их деятельность явля­ется фискальной и связана с обеспечением экономической без­опасности государства (взимание таможенных платежей и пресе­чение контрабанды). Правоохранительная функция в таможенных органах выполняется специальными подразделениями, входящи­ми в так называемый правоохранительный блок.

Отличие правоохранительных органов от спецслужб и контро­лирующих органов в целях их деятельности. Если для первых за­дача защиты прав и свобод граждан от противоправных посяга­тельств является основным, непосредственным видом деятельно­сти, то для органов второй и третьей групп носит опосредованный (производный) характер, так как они являются органами предва­рительного расследования, которое обеспечивают оперативные подразделения. Выявление противоправных деяний осуществля­ется ими с помощью производства оперативно-розыскных меро­приятий и процессуальных (следственных) действий.

4. По своему содержанию правоохранительная деятельность не является одноплановой. Ее многоплановость проявляется в отно­сительном разнообразии выполняемых социальных функций, содержание которых определяется основными направлениями данного вида государственной деятельности. Каждая из этих функций направлена на достижение конкрет­ных результатов. Для их выполнения сущест­вуют конкретные государственные правоохранительные органы и негосударственные правоохранительные организации. Т.о., под правоохранительными функциями пони­маются основные направления деятельности правоохранительных органов.

Функции – цели – органы:

1) конституционный контроль - устранение нарушений конституционных предписаний - Конституционный суд РФ, конституционные (уставные) суды субъектов РФ;

2) осуществление правосудия и судебный контроль - справедливое рассмотрение и разрешение гражданских, ад­министративных, арбитражных и уголовных дел, а также устране­ние нарушений закона, связанных с деятельностью государствен­ных и административных органов и должностных лиц – суды, входящие в судебную систему РФ;

3) прокурорский надзор – выявление и устранение нарушений закона с помощью средств прокурорского реагирования – органы прокуратуры РФ;

4) выявление и расследование преступлений и правонарушений – выявление и установление обстоятельств преступлений, пра­вонарушений и лиц, причастных к их совершению – оперативные подразделения МВД РФ, ФСБ РФ, таможен­ных и других органов, органы предварительного следствия и дознания;

5) охрана общественного порядка – охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности – милиция общественной безопасности;

6) организационное обеспечение деятельности судов и испол­нение судебных решений – создание условий для независимого осуществления правосу­дия и исполнения судебных решений по уголовным, гражданским и арбитражным деламсудебные приставы и органы уголовно-исполнительной системы МЮ РФ;

7) оказание юридической помощи и защита по уголовным делам – предоставление квалифицированной юридической помощи – адвокатура.

Правоохранительная деятельность - это регулируемая законом деятельность компетентных государственных органов и должностных лиц по восстановлению нарушенного права и справедливости, обеспечению исполнения юридических обязанностей, применению в необходимых случаях мер государственного принуждения (юридических санкций) к лицам, посягающим на охраняемые законом интересы, в целях охраны прав и свобод граждан, конституционного строя, предупреждения правонарушений и нравственно-правового воспитания населения .

В деятельности правоохранительных органов закрепились определенные идеи правовой политики, концептуальные подходы, которые с определенными различиями присущи практически каждому субъекту (органу), осуществляющему правовую охрану личности, общества и государства. Принципы правоохранительной деятельности должны воплощать в себе принципы права, правовой культуры с учетом целей, задач, средств, форм и методов правовой охраны соответствующих общественных отношений. Внутренние идеи, духовные начала, а не только правовые нормы и своды законов воплощают принципы правоохранительной деятельности. Чем меньше нарушений в деятельности правоохранительных органов, чем честнее его сотрудники и работники, тем больше доверия и помощи им со стороны населения, и наоборот. Корысть, коррумпированность, личная выгода, духовная нечистоплотность и т. п. в работе отдаляют население от правоохранительных органов и исполнительной власти.

Основными принципами, наиболее типичными для деятельности всех или большинства правоохранительных органов, являются:

То, что не запрещено явно, дозволено -- означает дозволенность любых незапрещенных действий и решений, которые следует рассматривать как правомерное поведение. С позиции государства в лице его правоохранительных органов, реализующих общественные интересы действие данного принципа несколько сужено, когда утверждается, что в правоохранительной деятельности «дозволено то, что разрешено».: Естественно, что правоохранительная деятельность осуществляется строго во исполнение правовых норм, и потому некоторое сужение свободы действий имеет место.

Согласованность личных, общественных и государственных интересов прослеживается прежде всего при снятии необоснованных ограничений, при приоритете защиты интересов личности, общества и затем государства.

Соблюдение человеческого достоинства, прав, свобод и законных интересов личности, общества и государства- признается в качестве принципа общечеловеческих ценностей. Чем мягче санкции и меры ответственности в отрасли права, тем полнее раскрывается рассматриваемый принцип, и наоборот. Самые тяжкие нарушения конституционных прав имеют место в сфере уголовно-правовой борьбы с правонарушениями и преступностью.

Правоохранительная деятельность имеет свои характерные черты, свою специфику, отличающую ее от других видов государственной деятельности:

  • 1. Правоохранительная деятельность осуществляется не любыми, а лишь юридическими способами воздействия. К ним относятся меры государственного принуждения.
  • 2. Применяемые в правоохранительной деятельности меры должны строго соответствовать требованиям законодательства.
  • 3. Правоохранительная деятельность реализуется не в произвольной форме, а в установленном законом порядке и с соблюдением определенных процедур .
  • 4. Осуществление правоохранительной деятельности возлагается на специально созданные государственные органы (и должностные лица), суд и правоохранительные органы. Они комплектуются соответствующими специалистами. Организация и деятельность правоохранительных органов регламентируется законодательными актами .
  • 5. Правоохранительной деятельности свойственна воспитательно-предупредительная направленность. Согласно Закону РБ от 10.11.2008г. № 453-3 «Об основах деятельности по профилактике правонарушений», эта деятельность включает профилактику, использование превентивных мер в целях предупреждения правонарушений .

К основным направлениям правоохранительной деятельности относятся: конституционный контроль; правосудие; прокурорский надзор; расследование преступлений; защита прав и законных интересов граждан и организаций и оказание им юридической помощи; охрана общественного порядка и другие .

Основные направления деятельности правоохранительных органов определяют, прежде всего, те функции, которые на них возложены. Среди них:

  • - Конституционный контроль - это деятельность по выявлению правовых актов и действий государственных органов или должностных лиц, противоречащих конституционным предписаниям, а также принятие мер по устранению выявленных отклонений. Конституционный контроль осуществляется Конституционным Судом РБ - это судебный орган самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
  • - Осуществление правосудия - это форма государственной деятельности, которая заключается в рассмотрении и разрешении судом отнесенных к его компетенции дел - об уголовных преступлениях, о гражданских спорах и т.д.
  • - Прокурорский надзор - это действия прокуроров по наблюдению за законностью решений органов власти и управления, хозяйствующих субъектов и объединений, затрагивающих права и законные интересы граждан, общества и государства, а также направленные на устранение нарушений законов и способствовавших им обстоятельств, на восстановление нарушенных прав и привлечение виновных к ответственности.
  • - Расследование преступлений - это расследование, проводимое специально уполномоченными лицами - следователями и дознавателями, с целью решения слоящих перед ними задач по быстрому и полному раскрытию преступлений, изобличению виновных, установлению других обстоятельств дела и привлечению виновных к уголовной ответственности.
  • - Обеспечение безопасности - это обеспечение состояния защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
  • - Исполнение судебных решений - принудительное исполнение наступает после вступления решения в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, предусмотренных законом. Принудительному исполнению подлежат решения суда, вынесенные по искам о присуждении, что означает право истца требовать принудительного исполнения судебного решения в случае удовлетворении иска о присуждении.
  • - Оперативно-розыскная деятельность - это вид деятельности, осуществляемый гласно и негласно уполномоченными на то подразделениями государственных органов в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий:
  • - охрана общественного порядка;
  • - оказание юридической помощи;
  • - профилактическая деятельность по предупреждению правонарушений.

Правоохранительные органы могут осуществлять одну или сразу несколько функций. Так, функцией осуществления правосудия наделены исключительно судебные органы, функцией конституционного контроля - Конституционный Суд РБ, функцией прокурорского надзора - органы прокуратуры. В то же время оперативно-розыскная деятельность осуществляется как органами внутренних дел, так и органами обеспечения безопасности, органами налоговой полиции и некоторыми другими организациями. Органы внутренних дел наделены одновременно функциями расследования преступлений, оперативно-розыскной, предупреждения правонарушений и другими.

Все функции правоохранительных органов непосредственно связаны между собой. Они могут следовать одна за другой или peaлизовываться одновременно. Так, последовательное осуществление характерно для расследования и правосудия, а одновременное - для обвинения, защиты и правосудия.

В уголовном судопроизводстве некоторые функции могут осуществляться не правоохранительными органами, а иными участниками судопроизводства. Например, функцию защиты может исполнять сам подсудимый, а функцию обвинения - потерпевший.

Функция отправления правосудия является важнейшей для деятельности правоохранительных органов. Поэтому суд в системе правоохранительных органов занимает центральное положение. Именно суду принадлежит право осуществлять функцию правосудия и принимать окончательные решения по уголовным и гражданским делам.

Деятельность правоохранительных органов характеризуется рядом отличительных черт.

  • 1. Правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, который в ряде случаев предусматривает для этого определенную процессуальную форму.
  • 2. Правоохранительная деятельность может осуществляться только лицами, состоящими на службе в правоохранительных органах.
  • 3. Результаты правоохранительной деятельности достигаются реализацией следующих функций: конституционного контроля, отправления правосудия, прокурорского надзора, расследования преступлений, оперативно-розыскной деятельности, исполнения судебных решений, оказания юридической помощи и защиты по уголовным делам, предупреждения преступлений и иных правонарушений. Перечисленные функции выполняются правоохранительными органами в соответствии с основополагающими принципами разделения властей. При этом одноименные функции выполняются различными правоохранительными органами при разграничении их подведомственности, подследственности или подсудности.
  • 4. Решения правоохранительных органов представляют собой меры юридического воздействия, принимаемые на основе закона и с учетом конкретных обстоятельств, в связи с которыми было осуществлено вмешательство правоохранительных органов.
  • 5. Правоохранительные органы действуют только при наличии конкретного повода - факта правонарушения или необходимости предупреждения его совершения.
  • 6. Законные решения и обоснованные требования правоохранительных органов подлежат обязательному выполнению всеми гражданами и должностными лицами.
  • 7. Решения правоохранительных органов, затрагивающие права и интересы граждан, а также интересы государства, различных организаций (государственных, частных, общественных), могут быть обжалованы в установленном порядке.

По своей сути вся деятельность правоохранительных органов направлена на защиту прав и свобод человека и гражданина, поддержание законности и правопорядка в государстве. Этим предназначением определяется и основное отличие правоохранительных органов от иных государственных структур: правоохранительные институты наделены государством специальной функцией и соответствующими полномочиями осуществлять деятельность по охране права от нарушений в соответствии с установленным законом порядком.

Каталог заданий.
Задание на анализ двух суждений

Сортировка Основная Сначала простые Сначала сложные По популярности
Пройти тестирование по этим заданиям
Вернуться к каталогу заданий
Версия для печати и копирования в MS Word

Верны ли следующие суждения о государственной власти?

А. Государственная власть является разновидностью политической власти.

Б. Любое проявление властных отношений в обществе связано с деятельностью государства.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Пояснение.

Политическая власть - способность одного человека или группы лиц контролировать поведение граждан и общества, исходя из общенациональных или общегосударственных задач. Следовательно, А - верно.

Б - неверно: в семейных отношениях, в неформальных группах проявление властных отношений не связано с деятельностью государства и, более того, может пресекаться государством (например, дедовщина в армии).

Ответ: 1

Верны ли следующие суждения о правомочиях Федерального Собрания РФ?

А. Федеральное Собрание РФ обладает правом законотворчества.

Б. Федеральное Собрание РФ является институтом исполнительной власти.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Пояснение.

Федеральное собрание, и создано для издания новых законов.

Власть законодательная.

Правильный ответ указан под номером 1.

Ответ: 1

Олеся Барилко 31.01.2013 18:15

ФС обладает правом законодательной инициативы,а не законотворчества. Все законы ведь принимает ГД,а ФС их только одобряет или не одобряет

Не путайте Федеральное Собрание с Советом Федерации.

Алина Волкова 08.04.2015 19:57

так Гос. Дума это и есть Федеральное Собрание

Валентин Иванович Кириченко

Нет, это нижняя палата Федерального Собрания.

Верны ли следующие суждения о полномочиях Президента РФ?

А. Президент РФ является главой государства.

Б. Президент РФ единолично назначает Председателя Правительства РФ.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Пояснение.

Председатель Правительства назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы. А значит, не единолично президентом.

Правильный ответ указан под номером 1.

Ответ: 1

Предметная область: Политика. Органы государственной власти Российской Федерации

Гость 09.06.2012 18:20

в полномочия Президента РФ входит право назначать и освобождать от должности Председателей Правительства РФ,разве нет???

Валентин Иванович Кириченко

Да, но назначение производится по согласованию с Государственной Думой.

Верны ли следующие суждения об избирательной системе РФ?

А. В России регулярно проводятся демократические выборы.

Б. В России выборы Президента РФ происходят по пропорциональной системе, а выборы депутатов Государственной Думы РФ - по мажоритарной.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Пояснение.

А - в России превосходит демократический режим.

Б - выборы в парламент в России происходят по пропорциональной системе. В президенты - наоборот.

Правильный ответ указан под номером 1.

Ответ: 1

Предметная область: Политика. Избирательная кампания в Российской Федерации

А. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.

Б. Границы между субъектами РФ могут быть изменены с их взаимного согласия.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Пояснение.

83 субъекта федерации.

Равных между собой, поэтому границы распределяются так.

Ответ: 3

Гость 12.06.2012 19:49

Границы между субъектами РФ могут быть изменены с их взаимного согласия. Без согласия СФ границы между субъектами не могут быть изменены. Разве не так?

Анастасия Смирнова (Санкт-Петербург)

Порядок объединения регионов России установлен Федеральным конституционным законом от 17 декабря 2001 № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в её составе нового субъекта Российской Федерации».

Инициатива образования нового субъекта Российской Федерации (в том числе при объединении регионов) принадлежит заинтересованным субъектам Российской Федерации, на территории которых предполагается образовать новый субъект. Вопрос об образовании нового субъекта Российской Федерации подлежит вынесению на референдумы заинтересованных субъектов Российской Федерации. В случае, если вопрос получил одобрение на референдумах всех заинтересованных субъектов Российской Федерации, Президент России вправе внести в Государственную Думу проект федерального конституционного закона об образовании нового субъекта Российской Федерации.

А. Одна из функций политической культуры - воспитание человека в соответствии с политической системой, существующей в стране.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Пояснение.

Б - неверно, мобилизация - это процесс, в ходе которого посредством образования новых партий и других политических институтов на политическую арену выводятся широкие слои населения.

А - верно, политика действует на общество, которое действует на человека.

Правильный ответ указан под номером 1.

Ответ: 1

Верны ли следующие суждения о функциях политической культуры?

А. Одна из функций политической культуры - воспитание человека в соответствии со сложившимися в государстве политическими ценностями.

Б. Мобилизационная функция политической культуры действует только в военное время.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Пояснение.

Политическая культура - часть общей культуры, включающая исторический опыт, память о социальных и политических событиях, политические ценности, ориентации и навыки, непосредственно влияющие на политическое поведение.

Политическая культура выполняет следующие функции.

Нормативную - задает индивидам, группам, обществу в целом опреде­ленные нормы, стандарты политического мышления и поведения, реакции на окружающую политическую среду, обозначает границы, которые политиче­скому субъекту не следует преступать;

Воспитательную - формирует определенный тип «человека политиче­ского», адекватного данной политической системе;

Мобилизационную - организует граждан на решение определенных социальных и политических задач;

Интеграционную - обеспечивает усвоение гражданами политических норм и ценностей, присущих данной общности, и тем самым сплачивает их;

Репродуктивную - способствует воспроизводству данной системы об­щественно-политических отношений со всеми присущими ей противоре­чиями и особенностями и тем самым связывает друг с другом уходящие и приходящие поколения, обеспечивая в итоге историческую преемственность и непрерывность политического процесса.

Правильный ответ указан под номером 1.

Ответ: 1

Предметная область: Политика. Политическая система, Политика. Политическое участие

Верны ли сле­ду­ю­щие суждения о политике?

А. Политики не­ред­ко оказываются перед дилеммой: либо при­ни­мать непопулярные меры, либо, от­ка­зав­шись от этого, еще более ухуд­шить ситуацию в стране.

Б. Го­су­дар­ство является одним из ос­нов­ных субъектов политики.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны

Пояснение.

Политика- сфера деятельности связанная с процессами управления обществом. А верно, так как меры которые принимаются политиками могут носить непопулярный характер, но они направлены на улучшение положения в стране. Например повышение налогов, с одной стороны ухудшает положение налогоплательщиков, но с другой стороны увеличивает доходную часть бюджета и позволяет финансировать социальные проекты.

Б - верно, государство как инструмент политической власти - один из главных субъектов политики.

Ответ: 3

Предметная область: Политика. Понятие власти

Верны ли следующие суждения о партийной системе?

А. Наличие той или иной партийной системы обусловлено множеством факторов - историческими традициями, уровнем политической культуры, расстановкой политических сил.

Б. При двухпартийной системе запрещается деятельность оппозиционных политических партий.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Пояснение.

Правильный ответ указан под номером 1.

Ответ: 1

А. Общественные организации не являются элементами политической системы.

Б. Ядром политической системы является государство.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Пояснение.

Ответ: 2

А. Правящими политическими партиями являются все партии, получившие места в парламенте.

Б. Одной из функций политической партии является идеологическая.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Пояснение.

А. Неверно. Правящая партия - так принято в условиях демократии называть партию, которая получила большинство депутатских мандатов в парламенте государства - его нижней палате - и благодаря этому может влиять на формирование правительства.

Внутренние функции касаются набора новых членов, обеспечения финансирования партии, налаживания эффективного взаимодействия между руководством и местными отделениями и т.д.

Внешние функции являются определяющими для партийной деятельности:

выражение, отстаивание и защита интересов больших социальных групп и слоев; о интеграция людей внутри социальных групп на основе общих целей, мобилизация масс для решения важных социальных задач;

разработка идеологии, формирование общественного мнения,распространение политической культуры;

создание возможностей для политической социализации личности;

подготовка кадров для политических институтов, участие в формировании политической элиты;

организация избирательных кампаний и участие в них;

борьба за государственную власть и участие в политическом управлении.

Правильный ответ указан под номером 2.

Ответ: 2

Предметная область: Политика. Политические партии и движения

Верны ли следующие суждения о тоталитаризме?

А. Тоталитаризм - это результат развития постиндустриального общества.

Б. Идеология правящей партии становится в тоталитарном обществе официальной идеологией государства.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Пояснение.

Тоталитаризм - это политический режим, стремящийся к полному (тотальному) контролю государства над всеми аспектами жизни общества.

Правильный ответ указан под номером 2.

Ответ: 2

А. Выборы являются одним из способов формирования руководящих органов власти разных уровней.

Б. Свободные выборы проходят на альтернативной основе, при создании условий для свободного волеизъявления граждан.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Пояснение.

Правильный ответ указан под номером 3.

Ответ: 3

Верны ли следующие суждения о государственном аппарате?

А. Для выполнения каждой из функций государства требуется профессиональный аппарат, действующий с учетом специфики выполняемой работы.

Б. В РФ в структуру государственного аппарата входят только чиновники федерального уровня.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Пояснение.

В РФ в структуру государственного аппарата входят чиновники не только федерального, но и регионального, и муниципального уровней.

Правильный ответ указан под номером 1.

Ответ: 1

Предметная область: Политика. Органы государственной власти Российской Федерации

Верны ли следующие суждения о федеративном устройстве Российской Федерации?

А. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.

Б. В Российской Федерации каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Пояснение.

см. Конституция РФ глава 3 статья 68.

Правильный ответ указан под номером 3.

Ответ: 3

Предметная область: Политика. Федеративное устройство Российской Федерации

Верны ли следующие суждения о федеративном устройстве РФ?

А. Статус республики, являющейся субъектом РФ, определяется Конституцией РФ и Конституцией Республики.

Б. В состав Российской Федерации в качестве самостоятельных субъектов входят города федерального значения.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Пояснение.

А: Конституция РФ, глава 3

Б: Конституция РФ, глава 3

Правильный ответ указан под номером 3.

Ответ: 3

Предметная область: Политика. Федеративное устройство Российской Федерации

Верны ли следующие суждения о выборах?

А. Точная и четкая процедура проведения выборов - условие развития демократии.

Б. При выборах по мажоритарной избирательной системе существует тесная связь между избирателями и депутатами.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Пояснение.

Для того, чтобы государство считалось демократическим, процедура проведения выборов должна быть точна, так как одна из основных характеристик демократического государства - свобода выбора правления.

Правильный ответ указан под номером 3.

Ответ: 3

Предметная область: Политика. Политический процесс, избирательный процесс

Валентин Иванович Кириченко

Здесь не идет речь о выборах депутатов Государственной Думы РФ по нынешнему избирательному закону, а вообще о выборах депутатов. А выборы депутатов могут осуществляться как по пропорциональной, так и по мажоритарной системе. Кстати, депутов ГД в РФ также избирали по смешанной избирательной системе с 1993года до 2006 года, 225 по партийным спискам (пропорциональная система) и 225 по избирательным округам (мажоритарная система)

Верны ли следующие суждения о государстве с республиканской формой правления?

А. Государство с республиканской формой правления может быть президентской республикой, парламентской республикой или республикой смешанного типа.

Б. В государстве с республиканкой формой правления власть передается по наследству или договоренности.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Пояснение.

Правильный ответ указан под номером 1.

Ответ: 1

Верны ли сле­ду­ю­щие суждения о по­ли­ти­че­ской власти?

А. Власть появилась с воз­ник­но­ве­ни­ем человеческого об­ще­ства и будет в той или иной форме все­гда сопутствовать его развитию.

Б. Власть есть при­су­щее обществу во­ле­вое отношение между людьми.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны

Пояснение.

Правильный ответ ука­зан под но­ме­ром 3.

Ответ: 3

Предметная область: Политика. Понятие власти

Верны ли сле­ду­ю­щие суждения о фор­мах демократии в России?

А. Ре­фе­рен­дум является фор­мой представительной демократии.

Б. В Рос­сий­ской Федерации к уча­стию в ре­фе­рен­ду­ме допускаются все дее­спо­соб­ные граждане стра­ны по до­сти­же­нии 35 лет.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны

Пояснение.

Суждение А неверно. Ре­фе­рен­дум - про­яв­ле­ние прямой демократии. Опра­ши­ва­ют­ся все граж­да­не го­су­дар­ства, ре­ги­о­на, му­ни­ци­паль­но­го об­ра­зо­ва­ния по ка­ко­му-либо во­про­су.

Суждение Б неверно. Так как граж­да­нин РФ, по достижении 18 лет, а не 35 впра­ве голосовать на референдуме, участ­во­вать в преду­смот­рен­ных законом и про­во­ди­мых законными ме­то­да­ми действиях по под­го­тов­ке референдума. Не имеют права участ­во­вать в ре­фе­рен­ду­ме только граждане, при­знан­ные судом не­дее­спо­соб­ны­ми или со­дер­жа­щи­е­ся в ме­стах лишения сво­бо­ды по при­го­во­ру суда.

Правильный ответ указан под номером: 4.

Ответ: 4

Предметная область: Политика. Демократия, ее основные ценности и признаки

Валентин Иванович Кириченко

Граждане во время референдума напрямую высказывают свое мнение, то есть без посредников, решают важный государственный вопрос, значит - это проявление прямой демократии.

Петр Дмитриевич Садовский

Референдум - форма прямой демократии. Опрашиваются все граждане государства, региона, муниципального образования по какому-либо вопросу.

Гость 09.06.2014 21:10

вы сами себе противоречите.

верно ли суждение % В Российской федерации к участию в референдуме допускаються все дееспособные граждане страны по достижении 35 лет.

а в пояснении вы пишите что с 18

Петр Дмитриевич Садовский

Противоречия нет. Просто суждение Б неверно, т.к. к участию в референдуме допускаются граждане с 18 лет.

А. Оп­по­зи­ци­он­ные партии в то­та­ли­тар­ном обществе вы­сту­па­ют в ка­че­стве конструктивного кри­ти­ка правительства и пред­ла­га­ют свои ва­ри­ан­ты политики.

Б. По от­но­ше­нию к вла­сти партии де­лят­ся на пар­ла­мент­ские и непарламентские.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны

Пояснение.

А - неверно, так как в тоталитарном государстве не может существовать оппозиционных партий. Оппозиция уничтожается и существует только одна правящая партия.

Б - неверно, так как по отношении к власти партии делятся на два типа: правящие и оппозиционные.

Правильный ответ ука­зан под но­ме­ром 4.

Ответ: 4

Предметная область: Политика. Политические партии и движения

А. При пропорциональной системе от каждого избирательного округа избирается только один кандидат.

Б. При мажоритарной системе абсолютное большинство голосов набирает тот кандидат, за которого проголосовали не менее 50% + 1 избиратель.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Пояснение.

По определению, оба суждения относятся относятся к мажоритарной системе.

При пропорциональной избирательной системе составляются списки партий или кандидатов и голосуют по спискам. Побеждают те партии, которые перешли порог, например 7%, то есть эти партии проходят в парламент, так как именно для выборов в парламент применяется пропорциональная система.

Правильный ответ указан под номером 2.

Ответ: 2

Предметная область: Политика. Политический процесс, избирательный процесс

Верны ли следующие суждения о политических партиях?

А. В современном мире существуют различные типы партийных систем: однопартийная, двухпартийная, многопартийная.

Б. Политическая партия участвует во власти или в борьбе за власть; это один из ее отличительных признаков.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Пояснение.

Примером однопартийной системы являются Куба, Китай.

Двухпартийная система -  США, Великобритания.

Многопартийная система -  Россия.

Целью политической партии является завладеть властью, либо влиять на нее.

Правильный ответ указан под номером 3.

Ответ: 3

Предметная область: Политика. Политические партии и движения

Верны ли следующие суждения о политическом режиме?

А. Тип политического режима определяет и тип политической

системы в целом.

Б. При демократическом режиме реализуется принцип разделения властей.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Пояснение.

Политический режим прямо влияет на политическую систему и политику государства, так как методы и способы осуществления власти будут основаны на ценностях того или иного режима.

Правильный ответ указан под номером 3.

Ответ: 3

Предметная область: Политика. Типология политических режимов

Верны ли следующие суждения о формах государственного правления?

А. В монархических государствах невозможны парламентаризм и демократия.

Б. При республиканской форме правления источником власти признается народ.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Пояснение.

Существуют так же ограниченные монархии: конституционная и парламентская.

Республика -  форма государственного правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (например парламентами), а граждане обладают личными и политическими правами. Главное отличие в управлении республиканского государства от других типов государств - наличие закона (кодекс, конституция и т. п.), которому обязаны подчиняться все жители страны, невзирая на социальное положение.

Правильный ответ указан под номером 2.

Ответ: 2

Предметная область: Политика. Государство и его функции

Валентин Иванович Кириченко

При тоталитаризме власть находится в руках государства, а не народа.

Верны ли сле­ду­ю­щие суждения о по­ли­ти­че­ской системе?

А. Ор­га­ни­за­ци­он­ный компонент по­ли­ти­че­ской системы пред­став­лен государством, по­ли­ти­че­ски­ми партиями, общественно-политическими движениями.

Б. По­ли­ти­че­ская культура и по­ли­ти­че­ская идеология ха­рак­те­ри­зу­ют в первую очередь куль­тур­ный компонент по­ли­ти­че­ской системы.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны

Пояснение.

Организационный (институциональный) компонент -  политическая ор­га­ни­за­ция общества, вклю­ча­ю­щая в себя государство, по­ли­ти­че­ские партии и движения, об­ще­ствен­ные организации и объединения, тру­до­вые коллективы, груп­пы давления, профсоюзы, церковь, сред­ства массовой информации.

Культурный компонент -  политическое сознание, ха­рак­те­ри­зу­ю­щее психологические и идео­ло­ги­че­ские стороны по­ли­ти­че­ской власти и по­ли­ти­че­ской системы (политическая культура, по­ли­ти­че­ские идеи/идеологии).

Правильный ответ ука­зан под но­ме­ром 3.

Ответ: 3

Предметная область: Политика. Политическая система

Верны ли следующие суждения о политических идеологиях?

А. Характерная черта демократического режима - конституционное закрепление какой-либо идеологии в качестве государственной.

Б. Современная либеральная идеология не отрицает важной роли государства в экономике.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Пояснение.

Демократия предполагает политический и идеологический плюрализм.

Государство в современном мире решает те проблемы в экономике, которые рынок не в силах, например безработица, борьбы с монополиями и охрана конкуренции.

Правильный ответ указан под номером 2.

Ответ: 2

Предметная область: Политика. Политические партии и движения

Верны ли следующие суждения о политике?

А. По направлениям деятельности политика подразделяется на внутреннюю и внешнюю.

Б. По сферам охвата политика может быть экономической, социальной, национальной, культурной.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ: 3

Предметная область: Политика. Понятие власти

Верны ли следующие суждения о формах государства?

А. Термины «унитарное государство» и «федерация» относятся к формам правления и характеризуют структуру и полномочия высших органов государственной власти,

Б. Термины «конституционная монархия» и «парламентская республика» относятся к формам территориального устройства государства и характеризуют отношения регионов с центральной властью.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Пояснение.

Федерация и унитарное государство - это форма территориально-государственного устройства.

Монархия и республика - это формы правления.

Ответ: 4

Предметная область: Политика. Государство и его функции

Верны ли сле­ду­ю­щие суждения о по­ли­ти­че­ских партиях?

А. По­ли­ти­че­ской партией на­зы­ва­ют любое за­ре­ги­стри­ро­ван­ное объединение граждан.

Б. По от­но­ше­нию к за­ко­ну различают ле­галь­ные и не­ле­галь­ные политические партии.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны

Пояснение.

Политическая пар­тия должна иметь ре­ги­о­наль­ные отделения более чем в по­ло­ви­не субъектов Рос­сий­ской Федерации, иметь не менее 500 членов, её ру­ко­во­дя­щие и иные ор­га­ны должны на­хо­дить­ся на тер­ри­то­рии Российской Федерации.

Классификация пар­тий по от­но­ше­нию к вла­сти имеет имен­но такое деление, на ле­галь­ные и нелегальные.

Правильный ответ ука­зан под но­ме­ром 2.

Ответ: 2

Предметная область: Политика. Политические партии и движения

Верны ли следующие суждения о государстве?

А. Только государство может использовать силу для принуждения граждан к исполнению закона.

Б. Государство является единственным институтом политической системы.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Пояснение.

Только государство имеет право на принуждение и применение силы.

К институтам политической системы относятся так же: партии, общественные организации.

Правильный ответ указан под номером 1

Ответ: 1

Предметная область: Политика. Государство и его функции

Верны ли следующие суждения о правовом государстве?

А. Только правовое государство провозглашает высшей ценностью права и свободы человека.

Б. Только в правовом государстве осуществляется правоохранительная деятельность.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Пояснение.

Первый принцип правового государства и любого демократического государства - это провозглашение высшей ценностью прав и свобод человека.

Правоохранительная деятельность осуществляется в любом государстве.

Правильный ответ указан под номером 1.

Ответ: 1

Валентин Иванович Кириченко

Высшей ценностью - только в правовом государстве.

Верны ли следующие суждения об организациях, представляющих гражданское общество?

А. Гражданское общество представляют неправительственные правозащитные организации.

Б. Гражданское общество представляют Федеральное Собрание РФ и Общественная Палата РФ.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Пояснение.

Гражданское общество - это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, независимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти. Согласно классической схеме Д. Истона, гражданское общество выступает как фильтр требований и поддержки общества к политической системе. Развитое гражданское общество является важнейшей предпосылкой построения правового государства и его равноправным партнером.

Правильный ответ указан под номером 1.

Ответ: 1

Предметная область: Политика. Гражданское общество и государство

Верны ли следующие суждения о гражданском обществе?

А. Гражданское общество невозможно без самостоятельной деятельности и инициативы граждан и их объединений.

Б. Для гражданского общества необходим высокий уровень правовой и политической культуры.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Пояснение.

Гражданское общество - это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, независимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти. Согласно классической схеме Д. Истона, гражданское общество выступает как фильтр требований и поддержки общества к политической системе. Гражданское общество - один из феноменов современного общества, совокупность неполитических отношений и социальных образований, объединенных специфическими интересами, реализуемыми вне сферы деятельности властно-государственных структур и позволяющими контролировать действия государственной машины.А верно,т.к граждане-главные составляющие гражданского общества. Б так же верно, т. к. основная сфера деятельности — сферы деятельности властно-государственных структур.

Правильный ответ указан под номером 3.

Ответ: 3

Предметная область: Политика. Гражданское общество и государство

Верны ли следующие суждения о тоталитарном режиме?

А. Тоталитарный режим предполагает контроль государства над частной жизнью граждан.

Б. Тоталитарный режим исключает возможность граждан изменить своё социальное положение.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Пояснение.

Тоталитаризм - политический режим, который стремится к полному (тотальному) контролю государства над всеми сторонами жизни общества

Тоталитаризм с точки зрения политологии - форма отношения общества и власти, при которой политическая власть берёт под полный (тотальный) контроль общество, образуя с ним единое целое, полностью контролируя все аспекты жизни человека. Проявления оппозиции в любой форме подавляются государством. Тем самым создается иллюзия одобрения обществом действий тоталитарной власти.

Правильный ответ указан под номером 1.

Ответ: 1

Предметная область: Политика. Типология политических режимов

Петр Дмитриевич Садовский

Даже в тоталитарном обществе человек может выбрать профессию, сделать карьеру, изменить свой социальный статус и социальное положение.

Валентин Иванович Кириченко

Вы, абсолютно, не правы. Тоталитарный режим не запрещает менять гражданам свое социальное положение. Пример: в Советском Союзе многие выходцы из числа рабочих и крестьян вошли в правящую элиту. Г. Жуков и И. Сталин были сыновьями сапожников.

Верны ли следующие суждения о Президенте РФ?

А. Президент РФ является Верховным Главнокомандующим Вооруженными силами РФ.

Б. Президент РФ является главой Правительства.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Пояснение.

Президент - де-юре выборная должность главы государства или территориально-административного образования либо председателя коллегиального органа, общественного объединения или коммерческой организации, а в некоторых странах (например, в США и в Турции) - также пожизненный титул лица, занимавшего такую должность в прошлом. В государствах с президентской формой правления президент является также главой исполнительной власти, с парламентской - лишь главой государства.

Главой правительства являестя Председатель Правительства.

Правильный ответ указан под номером 1.

Ответ: 1

Предметная область: Политика. Органы государственной власти Российской Федерации

Валентин Иванович Кириченко

Главою правительства является Председатель правительства, но не Президент.

Верны ли следующие суждения о политических режимах?

А. В демократическом государстве периодически проходят свободные выборы в органы государственной власти.

Б. Выборы в органы государственной власти могут проводиться и в недемократических государствах.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Пояснение.

Демократическое государство - государство, организация и деятельность которого направлена на признание и обеспечение суверенитета (полновластия) народа, прав и свобод человека и гражданина. Конституция РФ не ограничивается объявлением (в ст. 1) РФ демократическим государством. Демократический характер государства закреплен в целом ряде конституционных положений. Это, например: возложение на государство, его органы и должностных лиц обязанности признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ст. 2); признание многонационального народа носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ (ч. 1 ст. 3); закрепление за народом права осуществлять свою власть (реализовывать суверенитет) как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ч. 2 ст. 3); признание референдума и свободных выборов высшим непосредственным выражением власти народа (ч. 3 ст. 3); конституционный запрет на присвоение власти кем бы то ни было (ч. 4 ст. 3); закрепление принципа разделения властей (ст. 10); идеологическое и политическое многообразие (ст. 13); конституционная возможность граждан участвовать в управлении делами государства (ч. 1 ст. 32) и др

Правильный ответ указан под номером 3.

Ответ: 3

Предметная область: Политика. Типология политических режимов

Гость 05.06.2013 22:45

Вам не кажется, что ваше пояснение противоречит 3 ответу? Ведь в недемократическом гос-ве нет суверенитета народа, а значит нельзя говорить о том, что там сам народ выбирает гос.власть

Валентин Иванович Кириченко

Как правило, выборы в недемократических государствах имеют чисто формальный характер, пример выборы в СССР, осуществлялись безальтернативно.

Гость 06.09.2013 16:05

приведите хоть 1 страну где проходят выборы в органы государственной власти могут проводиться и в недемократических государствах.

Валентин Иванович Кириченко

Выборы на Кубе, государстве, которое нельзя считать демократическим проводятся регулярно.

На 29 тысячах 957 избирательных участках проголосовали почти 7,9 миллиона человек, что составляет почти 90% от всех граждан старше 16 лет, которые имеют права голоса.

Евгения Гречко 31.03.2014 17:22

Во втором вопроса говорится о том, что не только в демократических государствах существуют выборы, а в каких еще?

Петр Дмитриевич Садовский

СССР 1930-х гг. не является демократическим государством. При этом по Конституции СССР 1936 г. выборы в Верховный Совет были всеобщими, прямыми, равными и тайными. Но попытки выдвигать альтернативных кандидатов пресекались органами НКВД, а Советы всех уровней одобряли заранее выработанные решения партийных органов.

Верны ли следующие суждения о политических партиях?

А. Политические партии имеют определённую организационную структуру, закреплённую партийным уставом.

Б. Политические партии осуществляют связь общества с государством.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Пояснение.

Политическая па́ртия - особая общественная организация (объединение), непосредственно ставящая перед собой задачи овладеть политической властью в государстве или принять в ней участие через своих представителей в органах государственной власти и местного самоуправления. Большинство партий имеют программу: выразитель идеологии партии, перечень её целей и способов их достижения.

В Российской Федерации, согласно пункту 4 статьи 3 Федерального закона «О политических партиях», основными целями партий являются:

−формирование общественного мнения;

−политическое воспитание и образование граждан;

−выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти;

−выдвижение кандидатов (списков кандидатов) на выборах различного уровня.

Правильный ответ указан под номером 3.

Ответ: 3

Предметная область: Политика. Понятие власти

Верны ли следующие суждения о политической системе?

А. В политической системе не менее чем институты, значима политическая коммуникация, обеспечивающая взаимосвязи

и отношения между составляющими систему подсистемами и элементами.

Б. Институциональная подсистема политической системы включает в себя нормы и ценности, посредством которых общество регулирует возникающие конфликты.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Пояснение.

Политическая система общества или политическая организация общества - организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействий (отношений) политических субъектов, связанных с осуществлением власти (правительством) и управлением обществом.

Данное понятие объединяет разнообразные действия и взаимоотношения властвующих групп и подвластных, управляющих и управляемых, господствующих и подчинённых, теоретически обобщает деятельность и взаимосвязи организованных форм властеотношений - государственных и иных институтов и учреждений, а также идеологических и политических ценностей и норм, регулирующих политическую жизнь членов данного общества. Понятие «политическая система» обозначает характерные для определённого общества структуры политической деятельности и отношений и типы политического процесса.

Правильный ответ указан под номером 1.

Ответ: 1

Предметная область: Политика. Политическая система

Верны ли следующие суждения об избирательных системах?

А. Пропорциональная избирательная система предполагает проведение второго тура голосования для определения победителя.

Б. Мажоритарная избирательная система предполагает установление законом избирательного порога, который необходимо преодолеть партиям для прохождения в парламент.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Пояснение.

Мажоритарная избирательная система - система выборов в коллегиальный орган (парламент) или должностного лица, при которой избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов избирателей по избирательному округу, где они баллотируются.

Пропорциональная избирательная система - одна из разновидностей избирательных систем, применяемых на выборах в представительные органы. При проведении выборов по пропорциональной системе депутатские мандаты распределяются между списками кандидатов пропорционально голосам, поданным за списки кандидатов, если эти кандидаты преодолели процентный барьер.

Правильный ответ указан под номером 4.

Ответ: 4

Предметная область: Политика. Политический процесс, избирательный процесс

Верны ли следующие суждения о политическом лидерстве?

А. Харизматический тип политического лидерства основан на приоритете личностных качеств вождя и вере народа в их исключительность.

Б. Рационально-легальное лидерство делает вторичной саму личность лидера, важнее становится сама система власти, ее стабильность, устойчивый порядок смены элит.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Пояснение.

Харизматическое лидерство - является формой влияния на других посредством личностной привлекательности, вызывающей поддержку и признание лидерства, что обеспечивает обладателю харизмы власть над последователями. Как источник лидерской власти харизма связана со способностью руководителя влиять на подчиненных в силу своих личных качеств и стиля руководства.

Рационально-легальное лидерство – опирается на законы, правила, нормы.

Правильный ответ указан под номером 3.

Ответ: 3

Верны ли следующие суждения о типах политического лидерства?

А. Для большинства современных государств характерно рационально-легальное политическое лидерство.

Б. Харизматический тип лидерства опирается, прежде всего, на традиции, устои, законы династического наследования.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Пояснение.

Полити́ческое ли́дерство - процесс взаимодействия между людьми, в котором наделённые реальной властью авторитетные люди осуществляют легитимное влияние на общество (или его часть), которое отдаёт им часть своих политико-влаственных полномочий и прав.

Традиционное (основано на традиции, которое предполагает веру подчинённых в то, что власть законная, поскольку существовала всегда),

Рационально-легальное (Лидерство на основе закона во многих странах пришло на смену традиционному. Лидером становится политик, избранный на основе определённых законных процедур.),

Харизматическое (Харизматический лидер наделён экстраординарными качествами, которые отсутствуют или слабо выражены у других людей. Как правило, лидеры харизматического типа появляются в кризисные периоды.).

Правильный ответ указан под номером 1.

Ответ: 1

Предметная область: Политика. Политическое лидерство

Верны ли следующие суждения о средствах массовой информации?

А. Независимость позиции средств массовой информации - одна из гарантий необратимости демократических преобразований в обществе.

Б. Средства массовой информации в демократическом обществе должны действовать в рамках закона, запрещающего публикацию материалов, разжигающих межнациональную рознь.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Пояснение.

Правильный ответ указан под номером 3.

Исходя из результатов проведенного выше анализа условий, мы полагаем достаточно обоснованной мысль, что при формировании российского правового государства объективно приоритетное значение приобретает охранительная функция.

Указанная функция государственной деятельности проявляется в обеспечении государством общественного и правового порядка, защите и охране прав и интересов граждан и организаций, защите конституционного строя и государства от противоправных посягательств. Обеспечение внутреннего мира и согласия в обществе, урегулирование общественных отношений, снятие социальных противоречий, неизбежных в обществе. Она также направлена на охрану жизни, здоровья, чести и достоинства граждан, охрану всех видов собственности. Таким образом, данная функция в правовом государстве приобретает иное звучание, трансформируется в правоохранительную, основная форма реализации которой - правоохранительная деятельность.

Правоохранительная функция состоит в охране действующего права (законодательства) и правового порядка. Право (законодательство) есть проводник воли государства, средство проведения государственной политики. Нарушение законов и правопорядка ведет к подрыву авторитета государственной власти и, в конечном счете, к ее полной парализации. Главный стимул, заставляющий государство защищать право и правопорядок, состоит в стремлении обеспечить свой суверенитет на территории всей страны. Исходя из этого, правоохранительная функция предполагает: защиту права и правопорядка, борьбу с преступностью и ее профилактику; строительство правоохранительных органов; осуществление правосудия; защиту прав и свобод граждан в той мере, в какой это понимается применительно к конкретному политическому режиму. Поскольку каждое из означенных направлений обладает присущей ему спецификой, целесообразно вести речь о подфункциях в рамках правоохранительной функции.

Функция охраны правопорядка - это деятельность, направленная на обеспечение точного и полного осуществления его законодательных предписаний всеми участниками общественных отношений. В правовом государстве, где общественная и государственная жизнь строится на основе справедливых законов, интересы общества, государства, личности охраняются от любых незаконных посягательств. Эта функция также направлена на охрану жизни, здоровья, чести и достоинства граждан, а также на охрану государственного и общественного имущества, на охрану частной собственности.

Под общественным порядком понимается система общественных отношений, регулируемых нормами правового и неправового характера (нормами морали, нравственности, обычаями, традициями и т.п.) Общественный порядок в более узком, специальном смысле представляет собой систему общественных отношений, которые складываются главным образом в общественных местах и по-своему обеспечивают свободу и неприкосновенность личности, общественное спокойствие, нормальные условия для труда и отдыха граждан, функционирования и деятельности органов, предприятий, учреждений, организаций. Общественный порядок охраняется государственными органами, общественными организациями и гражданами. За все виды правонарушений, посягающих на общественный порядок, установлены различные виды наказаний.


Охрана прав и свобод граждан гарантируется Конституцией Российской Федерации и другими нормативно-правовыми актами. Так, в частности, в пункте 1 статьи 17 Конституции Российской Федерации сказано, что в « Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, а основные принципы прав и свобод человека и гражданина изложены в статьях 17 - 64. В соответствии с пунктом 2 статьи 35 Конституции Российской Федерации «каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Право частной собственности охраняется законом». Таким образом, любое посягательство на частную собственность граждан, их имущество, а также и на государственное имущество влечет за собой административные и уголовные наказания. Поддержание стабильного порядка в стране - задача всего государства, всей системы его органов. Принудительная сторона государственной деятельности постепенно утрачивает свою силу при гармоничных, объективно обусловленных экономических, политических, социальных и нравственных отношениях граждан и государства. Она преобразуется в правовой порядок цивилизованного общества. Государство посредством правоохранительной функции не только обеспечивает охрану и восстановление нарушенного права, но и создает гарантии для осуществления гражданами своих прав и свобод.

Согласно ч. 1 ст. 1 Конституции РФ Российская Федерация провозглашается демократическим правовым государством с республиканской формой правления, смысл которого раскрывается в ст. 2 Конституции: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».

Таким образом, правоохранительную функцию (она включает подфункцию охраны прав и свобод личности) современного Российского государства можно отнести с полным основанием к главным, основным его функциям.

Такое мнение разделяют и видные российские ученые. Так, например, профессор Н.Л. Гранат считает, что «главным направлением деятельности или функции постепенно становится или должна стать правоохранительная, то есть все более на первое место выходит социальное назначение государства, заключающееся в создании в рамках правового закона разнообразных социальных благ для всех членов общества с учетом возможностей каждого»1.

Е.А. Лукашева утверждает, что «права человека должны обрести ведущее место и в современной России... каждому поколению нужно защищать права личности, человечеству еще неизвестна ситуация, при которой не тре-бовались бы усилия для поддержания и защиты прав и свобод индивида» .

Правоохранительная деятельность — это вид государственной деятельности. С ее помощью специально уполномоченные органы охраняют право, применяя юридические меры воздействия соответственно закону и неуклонно соблюдая установленный им порядок.

К сожалению, понятие правоохранительной деятельности и в нашей конституции, указанно нечетко, даже размыто. Это усложняет работу регулирующих ее органов.

Правоохранительная деятельность или лица, ее проводящие, выполняют следующие функции:

2. Оказывают юридическую помощь.

3. Выявляют, пресекают и предупреждают правовые нарушения.

4. Восстанавливают нарушенные права.

5. Наказывают правонарушителя, в случаях, когда невозможно восстановить нарушение права и т. д.

Зачем она нужна?

Правоохранительная деятельность осуществляется с целью:

- охраны индивида, его свобод и прав;

- охраны общества, его духовных и материальных ценностей;

- защиты страны, ее суверенитета, конституционного строя и государственной целостности.

Ее основания:

Правоохранительная деятельность всегда основывается на законах - принципах, заложенных в конституции государства, среди них следующие:

1) законность;

3) равенство перед законом граждан страны и юридических лиц.

Какая она?

Правоохранительная деятельность обладает следующими чертами:

Может быть возложена только на специально для этого уполномоченные. В отношении их законодательство устанавливает жесткий порядок организации, состава и функционирования.

Комплектуют эти органы соответствующие специалисты, как правило - юристы. Присвоение себе другими лицами прав на осуществление правоохранительной деятельности недопустимо, и при определенных условиях может расцениваться как преступление.

Она служит для защиты прав личности и общества, а также государства от нечестивых, преступных и любых других посягательств.

Она может осуществляться только юридическими методами воздействия. В зависимости от характера вопросов, у правоохранительных органов есть право применять в отношении нарушителей соответствующие меры общественного и государственного влияния. Это делается с целью восстановления и укрепления правопорядка и законности. Сюда относят государственное взыскание, принуждение и восстановление. Могут приниматься меры вплоть до уголовного наказания, которое применяет исключительно суд.

Наказания должны применяться в соответствии с требованиями законодательства, которым устанавливаются их основания и конкретность. Нарушения требований закона, допущенные в ходе правоохранительной деятельности, могут сами по себе оказаться правонарушениями, влекущим дисциплинарную и уголовную ответственность.

В каждом отдельном случае начало деятельности правоохранительными органами должно иметь веский повод - сообщение о наличии преступления или другого правонарушения или необходимость предупреждения таковых. Во всех остальных ситуациях у правоохранительных органов нет права вмешиваться в жизнь граждан, в деятельность частных и государственных органов.

Ее осуществляют в установленном законом строгом порядке. Любые отступления от этого порядка сами по себе могут являться правонарушением той или иной степени серьезности.

Обоснованные, законные решения, которые принимают подлежат к обязательному исполнению любыми гражданами и должностными лицами. Их неисполнение влечет санкции для правонарушителей. Они устанавливаются местным и государственным законодательством.