Ожогина, деревня Шатровской волости Ялуторовского уезда.5

Озерная, деревня Брылинской волости Курганского уезда.6

Часовня в честь Святого Великомученика Георгия Победоносца.6

Орловское, село Каменской волости Ишимского уезда.6

Осиновское, село Чернавской волости Курганского уезда.7

Молитвенный дом в честь Святого Апостола Иоанна Богослова.7

Островная, деревня Кривинской волости Курганского уезда.8

Часовня в честь иконы Божией Матери «Троеручицы».8

Ошурковское, село Верх-Суерской волости Ялуторовского уезда.9


Обменова, деревня Марайской волости Курганского уезда.

Деревня Обменова (Обменная) при одноименном озере была основана, скорее всего, в конце 1750-х гг. Во всяком случае, она была учтена уже в ревизских сказках 1763 г. Первооснователем-заводчиком поселения является крестьянин Софон Андреевич Высоких, выехавший из д. Окатьевой Белозерской слободы. По всей видимости, вслед за основателем на новое место жительства двинулись и некоторые его земляки, а по указу Ялуторовской канцелярии от 1770 г. к д. Обменовой были приписаны крестьяне из слобод Белозерской, Иковской и Курганской. Первоначально селение относилось к Марайской слободе, а с установлением уездного и волостного деления вошла в состав Марайской волости Курганского уезда.

С образованием в начале 1760-х гг. прихода при Богоявленской церкви слободы Марайской в него вошла и новозаведенная д. Обменова, расположенная в расстоянии 10 верст. С устройством в 1868 г. самостоятельного прихода при Михайло-Архангельской церкви с. Заложного, отстоящего в 5 верстах, деревня была перечислена в состав Заложинского прихода, в котором и состояла до его ликвидации в начале 1930-х гг.

Часовня в честь Святого Великомученика Пантелеимона.

К 1893 г. в д. Обменовой с разрешения Преосвященного Авраамия по указу Тобольской духовной консистории от 13 августа 1887 г. была выстроена деревянная часовня во имя Святого Великомученика Целителя Пантелеимона. Службы в ней отправлялись приходским причтом ежегодно 27 июля и в Великий пост для говеющих жителей деревни. Уже к началу XX в. часовня эта для прихожан стала тесна, а в 1906 г.,согласно распоряжению Епархиального начальства по указу Тобольской духовной консистории от 6 сентября 1905 г., она была разобрана и ее материалы и иконостас употреблены на строительство церкви-школы.

В 1901 г. жители д. Обменовой ходатайствовали об устройстве часовни-школы путем пристройки классной комнаты к имеющейся в их селении старой часовне. Постройка эта была разрешена в июне 1902 г. на средства местных жителей по проекту архитектора Юшкова. Проектом предполагалось расширить старую часовню прирубом помещения школы с комнатой для учителя, сторожкой, раздевалкой и двумя сенями, отделив часовню от школы аркой с подвижной створчатой переборкой. К 1905 г. для этой части часовни-школы уже был приготовлен сруб, но прихожане решили, что место, где стоит часовня, по размерам и положению недостаточно для пристройки к ней школы. По этой причине, а также находя невозможным по неимению достаточных средств выстроить по утвержденному плану часовню-школу, они пожелали часовню оставить без изменений, а школу выстроить отдельно по тому же плану, только с пристройкой алтаря и устройством иконостаса, надеясь освятить это здание как церковь. С учетом этих изменений тем же архитектором Юшковым прежний проект был пересоставлен. Для возведения здания было решено использовать приготовленный сруб и старую часовню, из которой предположено было устроить учительскую, сторожку и ход на колокольню, а саму колокольню над учительской комнатой надстроить из нового материала. В апреле того же 1905 г. постройка церкви-школы в д. Обменовой была разрешена Епархиальным начальством с тем, чтобы эта церковь была приписной к приходскому Заложинскому храму.

Церковь-школа во имя Святого Великомученика Пантелеимона.

В 1906 г. в центре деревни началось сооружение церкви-школы на месте бывшей часовни, которая была использована для строительства. Храм возводился на средства прихожан и добровольные пожертвования. К июлю 1907 г. подрядчиком Михаилом Нестеровым здание было в основном достроено, крыша покрыта железом и окрашена, установлены кресты и железные оконные решетки. Каменного фундамента под постройкой устроено не было, но предполагалось подвести под него каменные столбы. В том же году был установлен прежний подновленный иконостас, заведена церковная утварь и богослужебные книги. В начале 1908 г. на собранные пожертвования с колокольно-литейного завода Усачевых в г. Валдае были выписаны пять новых колоколов общим весом 35 пудов. 19 апреля 1908 г. причтом Михайло-Архангельской церкви с. Заложинского было совершено малое освящение церкви-школы во имя Святого Великомученика Целителя Пантелеимона в д. Обменовой. С этого времени в храме было разрешено проводить все богослужения, кроме литургии. Службы в нем совершались Заложинским причтом в дни Великого поста и в день престольного праздника. Обменовская церковь-школа сгорела в пожаре 29 ноября 1916 г., во время которого прихожанами была спасена часть здания и церковное имущество. К началу 1920-х гг. уцелевшая часть храма была занята обществом под школу, а в 1926 г. Курганский окрисполком дал согласие на предоставление его остатков Обменовскому сельсовету для сооружения нового школьного здания и продажу с торгов оставшегося от пожара имущества, с тем, чтобы вырученные средства употребить на строительство.

Обутковское, село Моршихинской/Обутковской/Макушинской волости Курганского уезда.

Деревня Обуткова на берегу одноименного озера была основана крестьянином Иваном Мурашевым в 1760 г. Считается, что поселение получило свое название от того, что прямо по нему проходил Сибирский тракт и здесь шили обувь для ссыльных – обутки. С построением в 1863 г. церкви деревня стала именоваться селом Обутковским. В административном отношении оно входило до 1891 г. в состав Моршихинской волости, с этого времени была образована Обутковская волость, а с 1897 г.село числится в составе Макушинской волости Курганского уезда.

Со времени своего основания д. Обуткова, вероятно, входила в приход Марии-Магдалинской церкви с. Кривинского, а в 1787 г. вошла в основанный в это время Сретенский приход с. Моршихинского, расположенного в расстоянии 22 верст. В этом приходе селение состояло до 1863 г., когда был образован самостоятельный Обутковский приход, в который вошли, кроме самого села, деревни: Куликова и Макушина. С 1880 г. к ним присоединилась д. Коровья (Больше-Коровья), а в 1898 г. в д. Макушиной был основан отдельный приход, к которому к началу 1920-х гг. была перечислена д. Больше-Коровья. Кроме того, с 1909 по 1913 г. при Обутковской церкви числилась д. Быкова прихода Казаркинской Петро-Павловской церкви. Таким образом, к 1922 г. Обутковский приход состоял из самого села и смежной с ним д. Куликовой. В таком составе он существовал до своего закрытия в начале 1930-х гг.

Церковь во имя Рождества Христова.

Церковь в с. Обутковском была построена на средства прихожан в 1863 г. по плану и фасаду, выданному в 1862 г. Престол в ней был устроен один, освящен во имя Рождества Христова. Храм был выстроен деревянный одноэтажный, крытый железом, на каменном фундаменте, в одной связи с такою же трехъярусной колокольней и папертью на деревянных столбах. В 12 окон были вставлены металлические решетки, на трех покрытых жестью главах установлены железные под золотом кресты. Ограда вокруг церкви была устроена деревянная. Весною 1898 г. с дозволения Епархиального начальства здание было внутри и снаружи отремонтировано. Одновременно со строительством храма в нем был установлен деревянный не золоченый иконостас в четыре яруса с 22 иконами, а также два золоченых заклиросных киота. В начале 1920-х гг. этот иконостас еще находился в церкви, на колокольне имелись 6 колоколов. В последний раз Христо-Рождественская церковь в с. Обутковском упоминается как действующая в 1931 г., о дальнейшей ее судьбе сведений не обнаружено.

Обуховское, село Чернавской волости Курганского уезда.

Время основания д. Обуховой на берегу речки Нижней Черной с точностью не установлено, но известно, что в 1780-е гг.она уже существовала. В середине XIX в. к старожилам были подселены переселенцы из центральных губерний России, обосновавшиеся поселком на участке Обуховском. По этой причине селение впоследствии делилось на две части:д. Обухова-Старожильчкская (Сибирская) и д. Обухова-Российская. Значительная часть жителей деревни являлась старообрядцами поморского толка. В административном отношении д. Обухова с 1790-х гг. относилась к Чернавской волости Курганского уезда.

Очевидно, со времени своего возникновения селение относилось к приходу Успенской церкви с. Барабинского, расположенного в расстоянии 20 верст, а с 1857 г. была перечислена во вновь образованный приход Покровской церкви с. Ярославского, находящегося в 6 верстах. Около 1920 г. был образован самостоятельный Обуховский приход, состоявший из одного села, к которому к 1927 г. присоединился хутор Саламатный. Приход этот существовал до начала 1930-х гг.

Часовня в честь Преподобного Савватия Соловецкого.

В 1882 г. в д. Обуховой (Российской) с разрешения Епархиального начальства была построена деревянная соснового леса часовня во имя Преподобного Савватия Соловецкого Чудотворца. Часовню эту устроил на собственные средства церковный староста Покровской церкви с. Ярославского крестьянин Семен Терентьевич Евдокимов в молитвенную память о Государе Императоре Александре II. В 1894 г. Обуховской часовне был передан небольшой колокол, бывший до этого при Ярославской церкви. К 1905 г. здание начало приходить в ветхость, поэтому в 1907 г. усердием местных жителей оно было заново перестроено.

Церковь во имя Преподобного Савватия Соловецкого.

К 1920 г. Обуховская часовня была иждивением прихожан переоборудована под церковь. Часть церковной утвари во вновь строящийся храм была пожертвована в 1919 г. из Покровской церкви с. Шкодского. Престол был устроен один и освящен в 1920 г. во имя Преподобного Савватия Соловецкого Чудотворца. Внутри храма был установлен двухъярусный иконостас. При церкви имелась колокольня высотою в пять аршин с шестью колоколами, из которых к 1926 г. осталось только два. В последний раз Савватиевская церковь с. Обуховского упоминается как действующая в 1931 г., о дальнейшей судьбе здания, которое еще в 1927 г. значится как ветхое, сведений не обнаружено.

Вероятно, после 1905 г. в д. Обуховой было образовано общество старообрядцев-поморцев, которое по сведениям начала 1920-х гг. именуется Савватиевским. Обуховская община входила в состав организованного в 1926 г. Курганского окружного духовного совета старообрядцев поморского согласия, находившегося в д. Сосновке, и официально существовала до конца 1920-х гг.

Очевидно, одновременно с образованием самостоятельной поморской общины, в д. Обуховой был устроен и свой молитвенный дом (часовня). Во всяком случае, по сведениям 1912 г. в д. Обуховой-Старожильческой часовня уже существовала. Видимо, этот молитвенный дом был устроен в честь Преподобного Савватия Соловецкого, что можно предположить из наименования Обуховской старообрядческой общины. Известно, что в часовне в 1920-е гг. имелись иконы и старопечатные книги. В последний раз поморский молитвенный дом в с. Обуховском упоминается в 1928 г., после чего он, вероятно, был закрыт. С этого времени сведений о здании не имеется.

Ожогина, деревня Шатровской волости Ялуторовского уезда.

Точная дата основания д. Ожогиной (Ожегиной) при озере Большом Тукмыше (Ожогинском) не установлена, но известно, что во время переписи 1698-1700 гг. она уже существовала. Первоначально селение относилось к Терсюкской слободе Исетского дистрикта, а с 1782 г. было перечислено в Ялуторовский уезд и в XIX в. входило в Шатровскую волость.

По сведениям 1913 г. д. Ожогина входила в приход Покровской церкви с. Камышевского, расположенного в 15 верстах. Кроме того, часть жителей деревни в это время принадлежала к приходу Николаевской церкви с. Шуравинского, находящейся на расстоянии 4 верст. Проживали в селении и единоверцы прихода Богородице-Казанской единоверческой церкви с. Кодского.

Часовня во имя Святого Духа.

В 1875 г. в д. Ожогиной была построена часовня во имя Святого Духа. Часовня эта была, вероятно, деревянной. Она еще существовала в 1913 г., о дальнейшей ее судьбе сведений не имеется. Указом Святейшего Синода от 1904 г. было разрешено ежегодно приносить в деревню находившуюся при Богородице-Смоленской церкви слободы Суерской икону Богоматери «Одигитрии» для служения перед ней молебнов. Вероятно, эти молебны и проходили в Свято-Духовской часовне.

Церковь.

В 1910 г. Тобольской духовной консисторией была разрешена постройка в д. Ожогиной деревянного храма на правах приписного к Покровской церкви с. Камышевского. Никаких сведений о строительстве и освящении этого храма не обнаружено. Не имеется сведений и об открытии при нем самостоятельного прихода. Во имя какого святого или праздника он был освящен также достоверно неизвестно, но в документах 1940-х гг. церковь именуется Иннокентиевской. Ожогинский храм был закрыт в 1930 г. решением районного Совета, а к 1947 г. переоборудован и занят под склад «Заготзерно». К началу 1960-х гг. не имеющее куполов здание утратило всякий церковный вид и использовалось под склад запчастей.

Озерная, деревня Брылинской волости Курганского уезда.

Точное время основания д. Озерной неизвестно. В 1780-х гг. она уже существовала и располагалась в стороне от больших дорог вблизи озера Мохового, от которого получила свое второе наименование – Моховая. По сведениям конца XIX в. в селении проживало только коренное население. В административном отношении д. Озерная относилась к Брылинской волости Курганского уезда.

По крайней мере, с 1780-х гг. д. Озерная (Моховая) принадлежала к приходу Богородице-Казанской церкви с. Чимеевского, расположенного в расстоянии 8 верст. Жители деревни считали себя прихожанами Чимеевской церкви и в тот период, когда храм не функционировал с 1937 по 1947 г., и в последующее время.

Часовня в честь Святого Великомученика Георгия Победоносца.

В 1892 г. в д. Озерной была построена деревянная часовня в честь Святого великомученика Георгия Победоносца, в день памяти которого Чимеевским причтом в ней совершалось богослужение. В последний раз часовня упоминается как действующая в 1922 г., о ее судьбе в дальнейшем сведений не обнаружено.

Орловское, село Каменской волости Ишимского уезда.

Переселенческий поселок Орловский возник на территории Каменской волости Ишимского уезда, вероятно, в конце XIX в. Поселок расположился в степи, рядом с озерами Орловым и Зудихой. До постройки собственного храма жители селения относились к приходу Вознесенской церкви с. Каменского, а с 1903 г. был открыт самостоятельный Орловский приход, состоявший из одного села. Приход этот существовал да начала 1930-х гг.

Церковь во имя Святого Симеона Богоприимца.

В 1898 г. крестьяне пос. Орловского возбудили перед Преосвященнейшим Агафангелом Епископом Тобольским и Сибирским ходатайство об оказании им содействия для возведения деревянной на каменном фундаменте одноэтажной церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы и при ней школы. Ввиду этого из фонда имени Императора Александра III были отпущены средства, пожертвованные разными лицами. Весной 1899 г. начались работы по кладке фундамента и постройке самого здания. Строительство велось при содействии прихожан, и было в основном закончено в 1901 г. В церкви был устроен один престол, по каким-то причинам вопреки первоначальному желанию прихожан освященный во имя Святого Симеона Богоприимца. В последующие годы на пожертвования разных лиц продолжалась достройка и украшение храма.

Симеоновская церковь в с. Орловском была закрыта по одним сведениям в 1931 г. постановлением Уралоблисполкома, по другим – в 1933 г. по решению общего собрания граждан села. К 1945 г. здание было переоборудовано и использовалось под клуб, а в 1948 г. занято под глубинный пункт «Заготзерно». О его судьбе в последующие годы сведений не обнаружено.

Осиновское, село Чернавской волости Курганского уезда.

В 1844 г. доверенные от крестьян-переселенцев из Орловской, Пензенской и Рязанской губерний произвели осмотр свободных земельных участков в Чернавской волости Курганского уезда, в результате которого ими был выбран для поселения участок № 2 под названием Осиновский. В начале зимы 1845 г. прибыла первая партия крестьян из Орловской губернии, а в конце 1845 г. к ним присоединились псковские переселенцы. Так во 2-й половине 1840-х гг. переселенцами из центральных губерний России была основа д. Осиновская, расположившаяся на речке Черной. Жители селения со времени своего переселения в Курганский уезд ежегодно 26 сентября праздновали день преставления Апостола Иоанна Богослова, праздник этот являлся для деревни съезжим.

Первоначально жители д. Осиновки были приписаны к Прокопиевской церкви с. Чернавского, а с 1853 г. были перечислены в новообразованный приход Богородице-Казанской церкви с. Давыдовского, расположенной в расстоянии 6 верст. Вероятно, в начале 1920-х гг. был образован самостоятельный приход, состоявший из одного с. Осиновского. Приход этот существовал, по крайней мере, до конца 1920-х гг.

Молитвенный дом в честь Святого Апостола Иоанна Богослова.

В 1916 г. крестьянин д. Осиновки Иван Трофимович Яковлев изъявил желание построить в селении на свои собственные средства молитвенную часовню, на что местные жители согласились и отвели место для постройки. Постройка молитвенного дома на средства крестьянина Яковлева была разрешена Епархиальным Начальством в марте 1917 г. по уже утвержденному к этому времени проекту. К августу 1918 г. деревянное здание было выстроено, в нем был установлен иконостас. Строение было увенчано одной покрытой железом главой с крестом, колокольни при нем не имелось. В силу предложения Тобольского Епархиального Совета 9 (22) ноября 1918 г. благочинным 3-го округа Курганского уезда священником Виктором Трехсвятским в сослужении трех священников вновь построенный в д. Осиновке Давыдовского прихода молитвенный дом был освящен в честь Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. В последний раз Иоанно-Богословский православный молитвенный дом (часовня) упоминается как действующий в 1929 г. Окончательно он был закрыт решением Челябинского облисполкома в 1937 г. по требованию граждан с. Осиновки. К середине 1940-х гг. здание обветшало и не использовалось, так как требовало капитального ремонта. В этом состоянии оно находилось до 1948 г., когда упоминается в последний раз. О дальнейшей его судьбе сведений не обнаружено.

Молитвенный дом старообрядческий.

Кроме православных в д. Осиновке проживали старообрядцы, которые к 1920-м гг. образовали свое общество. В 1927 г. упоминается Осиновский Иоанно-Богословский старообрядческий молитвенный дом. Вероятно, он был деревянным и имел небольшие размеры, в нем имелись 5 икон, 4 аналоя, лампада, 2 книги. В последний раз старообрядческий молитвенный дом в д. Осиновке упоминается как действующий в 1928 г., в дальнейшем сведений о нем не имеется.

Островная, деревня Кривинской волости Курганского уезда.

Считается, что д. Островная была основана в 1773 г. поселенцем из 11-й партии Терентием Семеновичем Беляевым. По другим сведениям она появилась еще в 1760 г., когда между озерами Островным и Кислым поселились первые крестьяне. Весной и в дождливое лето озеро Островное разливалось, образуя вместе с соседними озерами несколько островов. Один из островов расположен на возвышенности, на нем и поселились крестьяне. Отсюда деревня и получила свое название – Островная. Позднее часть жителей деревни переселилась ближе к скотопрогонному тракту в местность, расположенную рядом с небольшим озером Пруд. Так образовался выселок, который в начале XX в. получил наименование д. Мало-Островной.В 1852 г. на берегу озера Пруд возникла новая д. Прудо-Островная, основанная переселенцами из Смоленской губернии. До 1910 г. существовала единая Островинская сельская община, а с этого времени она разделилась на три, образуя деревни Больше-Островная (Островная), Мало-Островная и Прудо-Островная. Первоначально селение относилось к Лебяжьевской слободе Ялуторовского дистрикта, а с образованием в 1782 г. Курганского уезда вошло в состав Кривинской волости.

Со времени своего основания д. Островная входила в состав прихода Марии-Магдалинской церкви с. Кривинского, в котором и оставалась до его ликвидации в начале 1930-х гг. В 1-й половине 1920-х гг. упоминается Николаевское православное общество, объединявшее жителей деревень: Больше-Островной, Мало-Островной и Прудо-Островной. Однако уже в 1924 г. оно прекратило свое существование по решению общего собрание верующих.

Часовня в честь иконы Божией Матери «Троеручицы».

С дозволения Курганского Духовного Правления от 1 июля 1822 г. в д. Островной усердием жителей селения была выстроена деревянная часовня (молитвенный дом) в виде небольшой горенки для установки в ней икон во время крестных ходов в бездождие. Вероятно, впоследствии часовня ремонтировалась и перестраивалась. Богослужения в часовне отправлялись Кривинским причтом в воскресные и праздничные дни, а также ежегодно 6 декабря, 9 мая и 28 июня, а позднее и в Девятую пятницу по Пасхе. В этот день совершались молебны иконе Божией Матери, именуемой «Троеручицей», во время которых приносились пожертвования на нужды часовни. В честь какого святого или праздника первоначально освящена была часовня точно неизвестно. Возможно, когда-то она была устроена в честь Святого Николая Чудотворца, дни памяти которого празднуются 6 декабря и 9 мая, но в начале XX в. она значится как освященная во имя Божией Матери – иконы Ее, именуемой «Троеручицей».

К началу XX в. Островинская часовня стала малопоместительной, обветшала и требовала неотложного ремонта. Имея благое намерение привести здание в благолепный вид, крестьяне начали собирать для этой цели деньги. В декабре 1915 г. жители д. Больше-Островной ходатайствовали перед Епархиальным Начальством о разрешении постройки новой более обширной часовни, для которой отвели удобное возвышенное место в западной части селения. Был составлен и проект деревянного молитвенного дома на деревянных стойках вместительностью до 150 человек. Разрешение на строительство последовало в сентябре 1916 г. на средства местных жителей и церковную сумму Кривинской Марии-Магдалинской церкви. Однако проекту этому не суждено было осуществиться, строительство нового здания, видимо, так и не было начато.

К началу 1920-х гг. часовня в д. Больше-Островной пришла в совершенную ветхость и начала разрушаться, совершать в ней обряды стало уже невозможно, а для проведения ремонта средств у жителей не было. По этой причине в 1924 г. общим собранием верующих граждан Прудо-Островинского сельсовета было решено от содержания часовни отказаться. В это время она представляла собой деревянное здание с крыльцом, в котором имелись: один колокол, богослужебные книги, иконы и утварь. В последний раз Островинская часовня упоминается в документах 1926 г., в дальнейшем сведений о ней не обнаружено.

Ошурковское, село Верх-Суерской волости Ялуторовского уезда.

Точная дата основания д. Ошурковой при речке Крутихе не установлена, но известно, что в 1749 г. она уже существовала и относилась к Верх-Суерской слободе Ялуторовского дистрикта. С установление волостного и уездного деления селение вошло в состав Верх-Суерской волости Ялуторовского уезда.

Вероятно, со времени своего основания д. Ошуркова принадлежала к приходу Георгиевской (позднее Иоанно-Богословской) церкви слободы Верх-Суерской. Позднее селение было перечислено в приход вновь построенной в 1867 г. Ризоположенской церкви с. Щукинского, расположенного в расстоянии 5 верст. К началу 1920-х гг. был образован самостоятельный Ошурковский приход, который состоял, вероятно, из одного с. Ошурковского. Приход этот упоминается в последний раз как действующий в конце 1920-х гг. Кроме православных в селении проживали единоверцы, принадлежавшие к открытому в 1840-е гг. приходу при Николаевской единоверческой церкви с. Крутихинского, находящейся в 3 верстах.

Часовня.

Время появления в д. Ошурковой деревянной часовни не установлено, вероятно она была построена уже после 1870 г. С точностью неизвестно и то, в честь какого святого или праздника она была устроена. Предположительно часовня была освящена в честь Святой Троицы. Богослужения в ней совершались Щукинским причтом ежегодно во время Великого поста и в нарочитые местные праздники. К началу XX в. часовня пришла в ветхость и требовала перестройки, однако она продолжала существовать еще, по крайней мере, до 1928 г., когда упоминается в последний раз.

Церковь во имя Святой Живоначальной Троицы.

Помимо того, что Ошурковская часовня к началу XX в. обветшала, она стала и малопоместительной для выросшего числа жителей селения, так что во время богослужений более половины молящихся стояло на улице. По этой причине жители д. Ошурковой в 1903 г. подали Епархиальному Начальству прошение о разрешении им построить вместо часовни церковь во имя Святой Живоначальной Троицы на правах приписной к Щучинскому приходу. Постройка деревянного на каменном фундаменте с колокольней храма была разрешена резолюцией Преосвященнейшего Антония, епископа Тобольского и Сибирского в мае 1903 г. на собственные средства жителей деревни с привлечением добровольных пожертвований. Закладка церкви была разрешена в 1907 г., а 15 июля того же года благочинным 4-го благочиния Ялуторовского уезда священником Павлом Виноградовым в сослужении священников Верх-Суерской и Щукинской церквей храм в честь и славу Святой Живоначальной Троицы в д. Ошурковой был заложен. Отведенное под постройку место было освидетельствовано Тобольским епархиальным архитектором Бортковским, а для устройства кирпичного фундамента под здание в том же 1907 г. был нанят подрядчик – крестьянин Кизакской волости Ялуторовского уезда Алексей Григорьевич Матвеев. Строительство началось в 1908 г., уже к сентябрю 1909 г. фундамент, колокольня, стены здания и крыша были готовы, а в 1910 г. храм был вчерне постройкой окончен. К 1911 г. в окна были вставлены железные решетки, заведена необходимая утварь и колокола. Еще в 1908 г. из Щучинской Ризоположенской церкви был перевезен для нового храма старый иконостас с иконами, который нуждался в подновлении. В 1913 г. для этой работы был нанят подрядчик – крестьянин с. Ингалинского Николай Васильевич Васильев, который взялся перекрасить и позолотить старый иконостас с добавлением икон во втором ярусе. Он же составил и рисунок двухъярусного резного с позолотой иконостаса с иконами на дереве. Работы эти были начаты подрядчиком в том же 1913 г. и окончены к июлю 1914 г. К февралю следующего 1915 г. храм был изнутри оштукатурен, а 21 сентября того же года благочинным 4-го благочиния Ялуторовского уезда священником Николаем Глазковым в сослужении трех священников было совершено полное освящение храма во имя Святой Живоначальной Троицы в д. Ошурковой. Церковь эта была закрыта решением общих собраний граждан (по другим сведениям – постановлением облисполкома) в 1938 г. Вскоре здание было переоборудовано и использовалось под клуб, по крайней мере, до 1947 г, когда Ошурковская церковь упоминается в последний раз. О дальнейшей ее судьбе сведений не обнаружено.

Андрей Первозванный, один из апостолов Иисуса Христа, брат апостола Симона-Петра, по преданию проповедовал Евангелие в Скифии, Малой Азии и Греции и распят в городе Патрасе, на косом (Андреевском) кресте.

Святой апостол Андрей Первозванный был родом из Вифсаиды Галилейской. Жил он впоследствии в Капернауме, на берегу Геннисаретского озера вместе с братом Симоном, занимаясь рыбной ловлей.


Андрей со своим братом Симоном-Петром ловят рыбу

С юных лет апостол Андрей отличался молитвенной устремленностью к Богу. Он не вступил в брак, а стал учеником святого пророка Иоанна Крестителя, возвестившего о Боговоплощении. Когда святой Иоанн Креститель указал на Иордане святым апостолам Андрею и Иоанну Богослову на Иисуса Христа, называя Его Агнцем Божиим, они незамедлительно последовали за Господом.


Призвание апостолов Андрея Первозванного и Иоанна Богослова

Святой апостол Андрей стал первым учеником Христа и первым исповедал Его Спасителем (Мессией), приведя ко Христу своего старшего брата Симона, будущего апостола Петра.

Рисунок. Апостол Андрей Первозванный

После Воскресения и Вознесения Христова, свидетелем которого также был святой апостол Андрей, он возвратился в Иерусалим. Здесь в День Пятидесятницы вместе с другими апостолами и Пресвятой Богородицей, апостол Андрей исполнился Духа Святого, как предсказал Сам Господь.

С проповедью Слова Божия святой апостол Андрей совершил несколько путешествий, во время которых трижды возвращался в Иерусалим. Он прошел Малую Азию, Фракию, Македонию, Скифию (земля, на которой позднее образовалась Русь), Причерноморье (по преданию Грузинской Церкви, апостол Андрей проповедовал вместе с апостолом Симоном Канаитом в Абхазии, где апостол Симон принял мученическую кончину). Вверх по Днепру апостол Андрей поднялся до местоположения будущего Киева, где, как повествует преподобный Нестор Летописец, водрузил крест на киевских горах, обратившись к ученикам своим со словами: «Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет великий город, и Бог воздвигнет много церквей».


Н.Ломтев. Апостол Андрей Первозванный водружает крест на горах Киевских

Продвигаясь далее на север, апостол Андрей дошел до поселений славян на месте будущего Новгорода и у нынешнего села Грузино водрузил свой жезл. Отсюда апостол Андрей через земли варягов (финский Валаам)прошел в Рим и вновь вернулся во Фракию. Далее святой Апостол пошел в греческий город Византий (будущий Константинополь), где основал христианскую Церковь, посвятив во епископа одного из семидесяти учеников Господа – Стахия.

У апостола Андрея была привычка ставить везде большие каменные и железные кресты. Ходил с огромным посохом, увенчанным крестом. Был скромен, учеников имел мало. Он не проповедовал толпам народа, как Петр или Павел, а собирал обычно небольшую компанию, как делают старцы.


Проповедь Андрея Первозванного

Он был человеком, много повидавшим на своем веку. Путешествовал с северными оленеводами, гуннами, беседовал с греческими философами и русскими торговцами, был знаком с китайскими чиновниками, посещал первобытные племена на севере Пакистана и берберов в пустыне Сахара.

На своем пути апостол Андрей претерпевал многие скорби от язычников. Его избивали, изгоняли из городов. Но Господь хранил своего избранника и по его молитвам совершал дивные чудеса.

Последним городом, куда пришел святой апостол Андрей Первозванный и где принял он мученическую кончину, был город Патры (Патрас). Здесь по молитве апостола выздоровел тяжело больной Сосий, знатный горожанин. Наложением апостольских рук исцелилась Максимилла, жена правителя Патрского и его брат философ Стратокл. Это побуждало жителей города принимать от апостола Андрея святое Крещение, однако правитель города консул Эгеат оставался закоренелым язычником. Святой апостол с любовью и смирением взывал к его душе, стремясь открыть ему христианскую тайну вечной жизни, чудотворную силу Святого Креста Господня.


Апостол Андрей перед правителем города Патры консулом Эгеатом

Разгневанный Эгеат приказал распять апостола. С радостью принял святой Андрей Первозванный решение правителя и взошел на место казни. Чтобы продлить мучения апостола, Эгеат приказал не прибивать рук и ног его к кресту, а привязать их. По преданию, крест, на котором был распять святой апостол Андрей Первозванный, имел форму буквы «Х» и получил название «Андреевский крест» .


Распятие апостола Андрея на кресте

Два дня апостол с креста учил собравшихся вокруг горожан. Люди, слушавшие его, всей душей сострадали ему и требовали снять святого апостола с креста. Испугавшись народного возмущения, Эгеат приказал прекратить казнь. Но святой апостол стал молиться, чтобы Господь удостоил его крестной смерти. Как ни пытались воины снять апостола Андрея, руки им не повиновались. Распятый апостол, воздав Богу хвалу произнес: «Господи, Иисусе Христе, прими дух мой ». Тогда яркое сияние Божественного света освятило крест и распятого на нем мученика. Когда сияние исчезло, святой апостол Андрей Первозванный уже предал свою душу Господу. Максимилла, жена правителя, сняла с креста тело апостола и с честью погребла его. Случилось это около 62 г. н.э. .

Мощи святого апостола Андрея Первозванного

Мощи святого апостола Андрея Первозванного первоначально находились на месте его мученической кончины — в Патрах (Греция) .

В 357 году по поручению императора Констанция II мощи святого апостола Андрея Первозванного (кроме честной главы) были торжественно перенесены в Константинополь и положены в храме Святых Апостолов рядом с мощами святого апостола и евангелиста Луки и ученика апостола Павла – апостола Тимофея.

После взятия Константинополя крестоносцами, в 1208 году кардинал Петр Капуанский, духовник четвертого крестового похода, увез мощи Андрея Первозванного в Италию и поместил их в кафедральном храме города Амальфи , где они находятся в настоящее время. Мощи пребывают под престолом, а в отдельном реликварии хранится часть главы святого апостола.


Собор святого апостола Андрея Первозванного в Амальфи

Внутренне убранство собора

В крипте (подземном храме собора) хранятся мощи св. Апостола Андрея Первозванного
Останки св. Апостола Андрея хранятся под мраморным саркофагом, который используется в качестве престола

Останки св. Апостола Андрея хранятся под мраморным саркофагом, который используется в качестве престола. На этом престоле еженедельно служится месса (католическая литургия) и раз в неделю служится православная служба.

Честная глава и крест Андрея Первозванног о на протяжении многих веков оставались в Патрах. В 1462 году морейский деспот Фома Палеолог увез главу и крест апостола из Патр, спасая их от турок, и передал на хранение Папе Римскому Пию II, который поместил их в соборе святого апостола Петра. Часть главы была положена вместе с мощами Андрея Первозванного в Амальфи.

Реликварий с частью главы святого апостола Андрея Первозванного (г.Амальфи, Италия)

В 1964 году папа Павел VI принял решение о передаче главы Андрея Первозванного и частиц андреевского креста Элладской Православной Церкви, и эти реликвии были торжественно перенесены в Патры.


Кафедральный собор святого Апостола Андрея Первозванного в Патрах
Ковчег с Честной главой и крест апостола Андрея Первозванного в кафедральном соборе г.Патры — крупнейшем храме Греции

Во время наполеоновских войн французские солдаты пытались уничтожить Андреевский крест, находившийся тогда в одном из монастырей около Неаполя, предав ее огню. Но один из монахов закрыл крест своим телом и ценой своей жизни спас святыню.

Часть главы есть также и в Андреевском скиту на Афоне .

Мощевик с лобной частью главы св. Апостола Андрея Первозванного (Афон)

В Великой лавре Афанасия хранится рука апостола, а в Пантелеимоновом монастыре — стопа.

Стопа святого апостола Андрея

Мало кто знает, что мощи апостола Андрея - мироточивые, причём где бы они не находились (в Патрах или в Амальфи) они мироточат очень обильно. Священнослужители-католики открывают мощи и берут миро 6 раз в год, в дни памяти святого.

В Амальфи, также как и в Бари, благодаря благосклонности католических властей Неаполя, православный священник имеет возможность служить Божественную литургию и молебны для православных паломников, ведь они особо почитают апостола Андрея, который первым принес слово Божие на скифские земли, на территорию будущей Святой Руси.

Святой апостол Андрей Первозванный

Тропарь, глас 4:
Яко Апостолов первозванный, и верховнаго сущий брат, Владыце всех, Андрее, молися, мир вселенней даровати, и душам нашым велию милость.

Кондак, глас 2:
Мужества тезоименитаго боголагольника, и церкве возследователя верховнаго, Петрова сродника восхвалим, зане якоже древле сему, и ныне нам воззва: приидите обретохом желаемаго.

В гробнице в Римской базилике обнаружены мощи св. Апостола Павла. Верующие давно были убеждены, что под алтарем базилики Святого Павла, "что вне стен", хранятся его мощи.

Согласно преданию, тело Апостола после его мученической кончины в 65 г. было погребено в катакомбах при Аппиевой дороге, а затем перенесено в церковь, освященную в его честь. В 2006 году Ватиканские археологи обнаружили каменный саркофаг, после исследования которого удалось подтвердить принадлежность мощей Апостолу.

Рим, 29 июня 2009 г. Мощи первоверховного апостола Павла обнаружены в Риме, сообщил в воскресенье вечером Папа Римский Бенедикт XVI. Понтифик сообщил, что впервые в истории недавно было проведено научное исследование саркофага, находящегося под алтарем римского храма, полное название которого - собор Святого Павла за городскими стенами.

В саркофаге, никогда ранее не открывавшемся на протяжении веков, было проделано малейшее отверстие для введения зонда, посредством которого были обнаружены следы драгоценной льняной ткани, окрашенной в пурпурный цвет, пластина из чистого золота и ткань голубого цвета с волокнами льна. Было также обнаружено присутствие красного ладана, а также белковых и известковых соединений. Кроме того, были найдены мельчайшие фрагменты костей, который были подвергнуты исследованию с использованием углерода-14 экспертами, не знавшими об их происхождении. Согласно результатам, они принадлежат человеку, жившему между I и II веком. "Все это наполняет нашу душу глубокими чувствами", - подчеркнул глава Римско-католической Церкви.

Мраморный саркофаг с надписью «Павел Апостол, мученик» был обнаружен археологами в результате длительных раскопок в римской базилике св. Павла «Вне стен». Ученые попытались сделать рентгеновский снимок гроба, «чтобы увидеть, что там внутри», однако каменные стенки саркофага оказались слишком толстыми. Кроме того, чтобы вскрыть предполагаемый гроб св. Павла, ученым понадобилось дозволение от Папы Бенедикта XVI.

По преданию, апостол Павел был казнен в Риме и погребен на улице Виа Остиенсе за городскими стенами. На месте захоронения в начале IV века была возведена небольшая церковь, а в конце столетия — базилика внушительных размеров. За прошедшие века базилика св. Павла — крупнейший храм Рима после базилики св. Петра — много раз перестраивалась. С каждой такой перестройкой саркофаг с останками Апостола опускался все ниже по сравнению с уровнем пола, а в результате последней реконструкции 1823 года он оказался на 1,3 метра ниже. В настоящее время большая часть саркофага по-прежнему покрыта слоем известняка, но в полу базилики было сделано окно, через которые верующие могут увидеть гроб Апостола.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА. Изначально святой Павел носил еврейское имя Савл. Был римским гражданином и гонителем христианской веры. Однажды его осветил ярчайший свет, от которого тот слепым упал на землю. Из света раздался голос: "Савл, Савл, почему ты гонишь Меня?" На вопрос "Кто Ты?" Господь ответил: "Я Иисус, Которого ты гонишь". И повелел идти в Дамаск. Спутники Савла слышали голос Христа, но света не видели.В Дамаске ослепший Савл был научен вере и на третий день крещен Ананией. В момент погружения в воду Савл прозрел. С этого времени он сделался ревностным проповедником прежде гонимого учения. И принял имя Павел. Впоследствии проповедовал при дворе императора Нерона и даже обратил к вере во Христа его любимую наложницу. За это он был предан суду и после девятимесячного заключения усечен мечом - как римский гражданин.

ФОТОРОБОТ. Немецкие криминалисты приняли участие в необычном расследовании: они составили фоторобот человека, жившего 2000 лет назад и хорошо известного в христианской религии под именем апостола Павла. Необычный эксперимент был приурочен к году Павла, объявленному Папой Римским Бенедиктом XVI. Специалисты справились с головоломкой при помощи документов, предоставленных теологом из Дюссельдорфа Михаэлем Хеземанном, который занимается биографией апостола. Хеземанн собрал многочисленные материалы: исторические зарисовки, данные о возрасте Павла, семейном положении, а также описание примет, сделанное во II веке. История Павла, включая и его путешествия в области восточного Средиземноморья, документирована почти без пробелов.
Переданные экспертам документы помогли воссоздать реальный облик апостола. Полученный результат специалисты выложили в свободный доступ в интернет. По результатам расследования, Павел оказался кривоногим человеком маленького роста, светлокожим, с выраженными залысинами на лбу. У него была борода, чёрная с заметной проседью, крючковатый нос и почти сросшиеся брови. В глаза бросаются резкие точёные черты лица и, в первую очередь, крупные карие глаза. Подобного мужчину средних лет можно было встретить на улицах любого города южной Европы.

Cвятые места Рима, связанные с жизнью апостола Петра

Церковь святого апостола Петра на Яникульском холме.

Стоит на том месте, где был распят апостол Петр.

Считая себя недостойным даже в смерти быть подобным своему Божественному Учителю, апостол Петр просил, чтобы его распяли вниз головой. Просьба была исполнена: 29 июня 67 г. апостол Петр умер страшной, мучительной смертью. Пред своей кончиной св. Петр вместе со св. апостолом Павлом содержался в Мамертинской темнице, откуда оба апостола одновременно были выведены на казнь по приказу императора Нерона. Большая церковь (первое упоминание - в VIII в.) носит название «на Золотой Горе», - пригорок Яникульского холма, на котором она стоит, называется "Золотой Горой" по золотистому цвету песка. Обратите Ваше внимание на малую церковь, которая стоит на самом месте распятия св. Петра, она является подлинным шедевром архитектуры Возрождения.

Собор св. апостола Павла на Остийской дороге.

«Остийский» собор («за городскими стенами») стоит на месте погребения святого апостола Павла.

В настоящем виде базилика была отстроена зодчим Полетти при папе Пии IX и освящена в 1854 г. После Ватиканского собора св. Петра этот храм является самой большей по размерам церковью Рима. В гробнице под главным престолом собора, находятся мощи св. апостола Павла. Здесь же, в нижнем приделе, хранятся мощи св. апостола Тимофея. Апостол Тимофей был учеником апостола Павла, который написал к нему два послания в Ефес, где он был епископом и где мученически скончался около 97 г. В храме св. апостола Павла великий ученик и после смерти пребывает у ног великого учителя, - пример не единственный: в Свято - Троицкой Сергивой Лавре к древнему Троицкому собору, усыпальнице св. Сергия Радонежского, с юга примыкает Никоновский придел, усыпальница его любимого ученикам, св. Никона Радонежского.
Церковь во имя св. апостола Павла "на Трех Фонтанах".

На месте казни св. Павел недолгое время содержался в подземелье, после чего сам склонил голову под меч; отрубленная глава трижды ударилась о землю и в трех местах соприкосновения с землей забили три источника, или три фонтана. От этих трех фонтанов, которые не иссякли и сегодня, получила свое название церковь. Также здесь хранится столб, на котором апостол Павел был усечен мечом.

Латеранский собор и крещальня св. Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Это одна из самых древних церквей христианства.

Сегодня Латеранская базилика св. Иоанна Крестителя является кафедральным собором Рима. Собор получил свое наименование от Латеранского дворца, а дворец в свою очередь — по имени консула Плавтия Латерана, которому он первоначально принадлежал. Латеранский дворец, с воздвигнутой рядом базиликой, был первой официальной резиденцией пап. После пожаров, опустошивших его в XIV в., Латеранский собор был отстроен заново. Силуэт храма виден с любой возвышенной точки Рима. Главный фасад базилики пристроенный в 1755 г., считается самым красивым в Риме. Главный престол покрывает сень (киворий), в ее верхней части хранятся главы святых апостолов Петра и Павла. В соборе хранится одна из величайших святынь христианства, - священная трапеза, или столешница, на которой Спаситель совершил Тайную Вечерю со Своими учениками. Тогда Господь установил таинство Евхаристии (греч.- «благодарение»), которое совершается сегодня в каждом православном храме мира во время божественной Литургии. По предсказаниям святых, пока оно совершается, мир будет стоять, его прекращение будет знаменовать собой его конец, - настанет время Страшного суда. В Латеранском соборе хранится также доска, на которой совершал божественную Литургию апостол Петр и первые римские епископы.

Церковь "Святая Святых" со Святой Лестницей.

Здесь находится Святая Лестница, привезенная из Иерусалима, из дома Понтия Пилата.

Пока резиденцией римских пап был дворец при Латеранскнм соборе, этот храм был их домовой церковью. В церковь "Святая Святых» со стороны главного входа ведет Святая Лестница. По этой лестнице Спаситель поднимался и спускался четыре раза: по прибытии к Пилату; когда Его вели от Пилата к Ироду; по возвращении oт Ирода к Пилату и когда из Претории Он шел на распятие. По Святой Лестнице паломники поднимаются только на коленях. В досках, покрывающих ступени, сделаны крестообразные отверстия в местах, где на ступени упали капли крови Спасителя. Здесь находятся многочисленные реликвии и древний иерусалимский образ Спасителя, в период иконоборчества (8-й век) тайно отправленный из Константинополя в Рим.

Церковь во имя Честного и Животворящего Креста Господня.

Эта церковь была построена для хранения иерусалимских святынь.

Благодаря св. равноапостольной Елене Рим стал богатейшим в мире хранилищем евангельских святынь. Для них была построена эта церковь, которую еще называют церковью Святого Креста Иерусалимского. Собор Честного Креста с приделами Страстей Господних и равноапостольной Елены называют «римским Иерусалимом». Рекомендуем Вам посетить ее, она входит в число наиболее чтимых и посещаемых паломниками. Базилика была сооружена св. Константином в 330 г., в современном виде отстроена в середине XV столетия. Св. Елена привезла сюда из Иерусалима часть Животворящего Древа с бывшим на нем титлом (надписью), землю с Голгофы и другими святынями. В 326 г. Животворящее Древо Креста Господня было обретено св. Еленой, ездившей для этого в Иерусалим. На Голгофе были найдены три одинаковых креста, - определить, на котором из них был распят Иисус Христос, не представлялось возможным. Мимо места раскопок проходила погребальная процессия и было решено поочередно возложить на мертвеца поочередно все три. Усопший воскрес, когда был возложен Крест, на котором был распят Спаситель. Тогда же было найдено титло или надпись на Кресте, сделанная Понтием Пилатом: «Иисус Назарянин Царь Иудейский». В храме находится также большая часть креста благоразумного разбойника. Он исповедал Господа на кресте и первым из людей вошел вслед за Ним в рай; его молитва к Распятому, «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Своем», стала любимой молитвой христиан и одним из красивейших песнопений православного Великого поста. В храме находятся многие святыни, в т.ч. перст св. апостола Фомы - перст, вложенный им в раны Господни. Св. Фома - один из апостолов от 12-ти, который своим «неверием» предвозвестил явление воскресшего Христа Его двенадцати ученикам и своим прикосновением к ранам Спасителя засвидетельствовал действительность воскресения. Апостол Фома проповедовал в Парфии, Мидии и Индии, где мученически скончался. Здесь же хранятся: один из гвоздей Креста Господня, два шипа от Тернового Венца, священные камни из Вифлеемской пещеры, из Святого Гроба и от Колонны Бичевания.

Церковь св. апостола Петра «в Веригах».

В ней хранятся вериги святого апостола Петра.

Находится на Эксвилинском холме недалеко от церкви Божией Матери «Маджиоре». Вериги св. Петра - это цепи, в которые был закован апостол за проповедь Христа, - первый раз в Иерусалиме по приказу Ирода, второй раз - в Риме, в Мамертинской темнице, по приказу Нерона.

Церковь "Куда идешь, Господи?"

На месте, где стоит храм, апостолу Петру явился Господь Иисус Христос.

Когда св. Петра искали для казни слуги разгневанного Нерона, христиане умолили апостола покинуть Рим ради пользы многих. Апостол не соглашался, желая умереть за Христа. Склонившись, однако, на мольбы всей общины, св. Петр ночью, после соборной молитвы, ушел из города. Когда он был у городских ворот, то увидел идущего ему навстречу Иисуса Христа с крестом на плечах. Поклонившись Ему, св. Петр спросил: "Куда идешь, Господи?" (Domine, quo vadis?) — "Иду в Рим, чтобы снова распяться", - ответил ему Господь и стал невидим. Апостол понял, что Иисусу угодно вновь пострадать, на сей раз вместе с ним, в его теле. Апостол возвратился в Рим, был арестован, заключен в Мамертинскую темницу и затем распят. На стенах храма лики Спасителя и апостола Петра изображены с противоположных сторон. Между ними на полу лежит камень, на котором высечены следы двух человеческих стоп. Это — копия подлинного камня, на котором, по преданию, Господь стоял во время беседы с апостолом Петром.

Церковь во имя священномученика Климента, папы римского.

Осматривая этот храм, Вы сможете проследить на его примере не только особенности планировки древнехристианских церквей, но будете в известной мере посвящены и в особенности жизни современных им христианских общин.

Церковь построена на месте дома, принадлежавшего св. Клименту. Атриум (внутренний двор), - в древней Церкви здесь стояли во время богослужения кающихся первого разряда, «плачущие» или «зимующие», т.к. стояли под открытым небом. Притвор (паперть), где стояли оглашенные "второго разряда", "слушающие". Оглашенный - член общины, неофит, еще не принявший св. крещения, не могущий приступать к Таинствам Церкви. В современной православной Литургии (в конце ее 1-й части, т.н. Литургии оглашенных) сохранился диаконский возглас «Изыдите, оглашенные!», т.е. «Некрещеные и кающиеся второго разряда, покиньте храм!». Церковь представляет собой базилику, т.е. прямоугольник, колоннадами разделенный на три нефа (корабля). Правый неф предназначался для мужчин, левый — для женщин. В современной греческой православной Церкви этот обычай строго соблюдается по сей день. В среднем (главном) корабле находился «хор», место для диаконов, иподиаконов, чтецов и певцов. Алтарь отделен от остальной церкви мраморной перегородкой. За престолом стоит епископская кафедра, по обеим ее сторонам, вдоль стены алтаря, - скамьи для священников. В храме находятся мощи священномученика Климента, папы римского и священномученика Игнатия Богоносца. По преданию, св. Игнатий был тем ребенком, на которого Господь указал Своим ученикам со словами: «Если не обратитесь и не будете, как дети, не войдете в Царствие Небесное». Позднее он был учеником святого Иоанна Богослова, затем был епископом Антиохийским. Св. Игнатий стал первым христианским мучеником, которого умертвили в Колизее. Священномученик Климент происходил из рода древних римских царей и был учеником апостола Петра, который крестил его. Впоследствии св. Климент становится епископом римским (91-100 г.г.) Вместе с другими христианами он похоронил в 67 г. апостола Петра в Ватиканских катакомбах. Во время гонений при императоре Домициане был сослан в самую отдаленную часть империи, в каменоломни Крыма. Находясь в заточении в Херсонесе Таврическом, он обращал ко Христу проповедью и чудесами язычников, за что был утоплен, по повелению Траяна, в Черном море (101г.). Херсонес находится недалеко теперешнего Севастополя, здесь в 988 г. был крещен св. равноапостольный Великий князь российский Владимир. В крипте под храмом находится первоначальная базилика св. Климента, некогда она была местом упокоения св. равноапостольного Кирилла, учителя славянского. Святые братья Кирилл и Мефодий, просветители славян, были детьми знатного и богатого греческого вельможи, из византийского города Фессалоники (по слав. Солуни). Они создали славянскую азбуку, перевели с греческого на славянский язык Св. Писание и богослужебные книги и ввели у славян богослужение на их родном языке, за что претерпели немало неприятностей от латинского духовенства. Св. Кирилл умер в Риме 14 февраля 869 г.

Церковь во имя Божией Матери "на Широкой дороге"

На этом месте стоял дом, в котором, по преданию, жил апостол Павел.

Свое название, "на Широкой дороге", церковь получила от местности: в древности в Риме был целый квартал, который носил название "Широкая дорога". Над главным престолом стоит древняя чудотворная икона Божией Матери, по преданию - одна из написанных апостолом и евангелистом Лукой. Спуститесь в нижнюю церковь; по преданию, она сооружена на месте, где находился дом, в котором апостол Павел жил под стражей во время первого римского двухлетнего заключения. Мощная проповедь умудренного божественной благодатью апостола и одного из самых образованных людей своего времени достигла даже царского дворца, даже некоторые царедворцы и родственники Нерона обратились ко Христу. Здесь вместе со св. Павлом провел некоторое время св. апостол и евангелист Лука, апостол от 70-ти; апостол Павел называет его в одном из посланий «врачом возлюбленным». Здесь вокруг св. Павла собирались его ученики, здесь он писал свои послания в другие общины. В нижней церкви Вы увидите также источник чудесно изведенной апостолом Павлом воды, в котором он крестил новообращенных и колонну, к которой был прикован св. апостол Павел.

Церковь во имя Божией Матери «Жертвенник Небесный»

Здесь, по преданию, имперетор Август беседовал с пророчицей-сивиллой, предвозвестившей ему Рождество Богочеловека в пределах его империи.

Он увидел в небе образ Пречистой Девы с Богомладенцем, преклонил перед ним колени и отказался от титула “божественный”, присвоенного ему римским Сенатом. Август создал на этом месте алтарь Неведомому Богу, который был назван Жертвенником Небесным. Храм Мария ин Арачели стоит на вершине Капитолийского холма. Уже в 6 веке церковь эта была известна как церковь Санта Мария де Капитоло, т.е. Божией Матери Капитолийской. В этом храме находятся придел св. равноапостольной царицы Елены, матери св. равноапостольного Константина, в котором покоятся ее мощи. Св. Елена воспитала в своем сыне любовь ко Христу и была ревностной помощницей в его делах на пользу Церкви. Она лично трудилась на местах, освященных стопами Богочеловека, обрела Животворящий Гроб Господень и Честной Крест Христов и построила много храмов в Святой Земле, особенно в тех местах, которые связаны с событиями земной жизни Иисуса Христа. Скончалась она в 335 г. в глубокой старости, 80-ти лет, вскоре по возвращении из Иерусалима. Над главным престолом находится древняя чудотворная икона Божией Матери, по преданию - одна из написанных св. апостолом Лукой.

Церковь во имя Божией Матери «Новая».

Здесь хранится реликвия, которая поведает Вам завершение драматической истории, о начале которой повествуется в Евангеллии, в “Деяниях апостолов”.

Храм находится на римском форуме со стороны Колизея (10 в., перестроена в 13 в.). Называлась «Новой» до 15 в. (сегодня более известна как церковь Франциски Римлянки). Над главным престолом храма находится древняя византийская икона Божией Матери (5-й век). В Новом Завете, в Деяниях апостолов, рассказывается о Симоне-волхве, который лицемерно принял крещение и хотел за деньги купить дар Св. Духа, т.е. способность исцелять и творить чудеса, но был обличен апостолом Петром. Он раскаялся, как повествуется далее, но покаяние его, очевидно, снова было лицемерным. О финале этой истории расскажет Вам камень со следами человеческих ступней, вмурованный в стену справа от входа в храм. Над ним — надпись по латыни: «На этом камне преклонял колени св. апостол Петр в то время, когда демоны возносили Симона-волхва на воздух». Раздосадованный экстрасенс отправился в Рим и собирался изумить народ, вознесясь на небо, но, по молитве апостола Петра, рухнул на землю. Наш современник, иеромонах Серафим (Роуз) рассказывает аналогичный случай: индийского факира, творившего «чудеса» посрамил некий монах, который был их свидетелем. Когда он стал читать про себя Иисусову молитву, чудеса прекратились и факир упал в обморок. Христиане - византийцы вместо вопроса «как твои дела» задавали друг другу вопрос «как твоя Иисусова молитва?» - Интересно, сколько современных любителей «таинственно» лечить и изумлять за деньги лишилось бы дохода, если бы христиане возобновили этот обычай? Иисусова молитва: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного (грешную)!»

Часовня св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова "в Елее"

Построена на месте пыток и казни св. Иоанна, после которых он остался невредим.

Здесь, по преданию, св. Иоанн Богослов, любимый ученик Христа, приведенный в цепях из Ефеса, претерпел пытки, выпил без всякого вреда для себя чашу с ядом и был брошен по приказу императора Домициана в котел с кипящим маслом (елеем). Он вышел оттуда совершенно невредимым, после чего был сослан на остров Патмос. Там, на острове, им были написаны Четвертое Евангелие и Апокалипсис (греч. - «Откровение»)

Православный храм
55°12′00″ с. ш. 59°42′36″ в. д. H G Я O
Страна Россия Россия
Город Златоуст
Конфессия Православие
Епархия Челябинская и Саткинская
Благочиние Златоустовское
Тип здания кирпичное с развитым цокольным этажем
Архитектурный стиль Псковско - Новгородский
Архитектор Жернаков М.М.
Дата основания 16/29 декабря 1901 г.
Строительство - годы
Статус действующий
Состояние действующий

Храм во имя Святого Праведного Симеона Верхотурского Чудотворца (Свято-Симеоновский храм, Симеоновская церковь на станции Златоуст, станционная Симеоновская церковь) - храм Челябинской митрополии Златоустовской и Саткинской епархии Русской православной церкви . Расположен по адресу: Челябинская область, г. Златоуст, ул. им П. А. Румянцева, дом 1.

История

Возведение храма было связано с развитием железнодорожного узла на станции Златоуст Самаро - Златоустовской железной дороги.

В 1901 г. для строительства храма был создан строительный комитет. Средствами для выполнения работ выступали добровольные вычеты из заработной платы рабочих и служащих станции и частные пожертвования. Первый камень в основание храма был заложен 16 декабря 1901 г. епископом Уфимским и Мензелинским Антонием (Храповицким). 31 марта 1902 г. он же совершил великое освящение храма.

Деревянное здание Симеоновской церкви было возведено в привокзальном посёлке на южном склоне Верхневокзальной горы. В 1902-1915 годах проводилась неоднократная реконструкция здания. Храм был расширен, выстроен восьмигранный купол, построена колокольня. Иконостас храма - резной двухъярусный оценивался в 1 500 рублей.

В ведении прихода находились:

  • Часовня в честь Успения Божией Матери на Железнодорожном кладбище (1913)
  • Храм св. благоверного великого князя Александра Невского при Златоустовской тюрьме (1914).
  • Двухклассное железнодорожное училище
  • Полдневищенская школа.

15 мая 2002 г. - инициативная группа представителей администрации г. Златоуста, городского фонда реконструкции и развития представила правящему архиерею Челябинской и Златоустовской епархии эскизный проект и план по возведению здания нового храма на историческом месте, около кинотеатра «Комсомолец».

26 мая 2002 г. - единодушным решением собрания духовенства города, прихожан храма и жителей района железнодорожного вокзала было поддержана инициатива городской администрации по возведению храма на историческом месте, как восстановление исторической справедливости.

24 июня 2002 г. - митрополит Челябинский и Златоустовский Иов (Тывонюк) возглавил богослужение по закладке камня в основании нового храма.

Осень 2002 г. - при главе г. Златоуста Мигашкине П. С. образован попечительский совет по строительству храма (председатель Феофанов Б. В.)

11 сентября 2004 г. - В день 250 - летия со дня основания города освящена глава и крест. Богослужение совершил митрополит Челябинский и Златоустовский Иов (Тывонюк) .

9 февраля 2007 г. - храм освящен малым чином. Богослужение совершил епископ Магнитогорский Феофилакт (Курьянов) , викарий Челябинской епархии. В храме начались регулярные богослужения.

15 сентября 2007 г.- храм освящен великим чином. Богослужение совершил митрополит Челябинский и Златоустовский Иов (Тывонюк) в сослужении духовенства города.

11 сентября 2014 г. - на территории храма по благословению митрополита Челябинского и Златоустовского Никодима заложен камень в основании памятного храма - часовни в честь иконы «Торжество Пресвятой Богородицы» (Порт-Артурская) в память воинов - златоустовцев, участниках Русско - японской и Первой мировой войн.

18 декабря 2016 г. - по благословению митрополита Челябинского и Златоустовского Никодима тщаним Попечительского совета на строящийся памятный храм - часовню в честь иконы «Торжество Пресвятой Богородицы» (Порт-Артурская) были установлены главка и крест.

Реликвии

  • Икона Божией Матери «Скоропослушница»
  • Икона Троица Ветхозаветная с частицей Мамврийского дуба
  • Икона св. великомученицы Варвары
  • Икона св. преподобного Серафима Саровского
  • Икона свт. Луки, архиепископа Симферопольского
  • Иконы с частицами мощей: Св. праведного Симеона Верхотурского Чудотворца Св. священномученика Константина Богоявленского Свв. Дивеевских подвижниц

Священнослужители

  • священник Лавр Иродионович Фенелонов (1901-1914)
  • священник Иустин Архипович Илларионов(1906-1919, 1923-1925)
  • диакон Михаил Сергеевич Минервин (1902-1916)
  • диакон Пахомий Егорович Перетурин (1915-1917)
  • священник Михаил Севастьянов (1918-1919)
  • диакон Феодор Галкин (1919)
  • священник Кронид Перлов (1920)
  • протоиерей Никанор Михайлович Юновидов (1920-1921)
  • протоиерей Аркадий Васильевич Петров (1920-1921) - http://uralgenealogy.ru/content/view/494/287/ .
  • диакон Александр Филиппович Белюций (1920-1928)
  • священник Симеон Петрович Векшин (1922)
  • священник Иаков Лазаревич Патрушев (1926-1928)
  • диакон Илия Назарович Чепуров (1928)
  • священник Флорентий Николаевич Попов (1947-1948)
  • священник Игнатий Бриль (1948)
  • протоиерей Михаил Николаевич Рождественский (1948-1951)
  • священник Николай Плечев - (1950-1952)
  • протоиерей Иоанн Степанович Шапигузов (1950-1954)
  • протоиерей Евгений Островидов - (1952-1955)
  • протоиерей Александр Андриевский - (1955-1956)
  • диакон Иоанн Якушев - (1955-1956)
  • протоиерей Сергий Сакович - (1957-1960)
  • священник Владимир Зуев - (1957-1960)
  • диакон Лазарь Васильевич Новокрещенных (1957-1960)
  • протоиерей Виктор Борисович Фролов (c 1999 по настоящее время)
  • священник Сергий Александрович Сергеев (c 2001 по настоящее время)