Поощрения и награждения за гражданскую службу.

Поощрение – деятельность гос органов и должн лиц, выражающаяся в применении к гос служащему мер материального и морального стимулирования, основаниями чего является признание заслуг служашего, успешное и добросовестное в течение продолжительного времени исполнение им обязанностей, а также выполнение заданий особой важности и сложности.

Поощрение может быть индивидуальным или коллективным, материальным, моральным, смешанным. Стадии поощрительного производства – возбуждение ходатайства о поощрении, направление представления о поощрении в соответствующий госорган, рассмотрение представления о поощрении и принятие решения, практическое осуществление поощрения. Виды поощрения и награждения:объявление благодарности с выплатой;награждение грамотой с выплатой или с вручением ценного подарка;выплата в связи с выходом на пенсию за выслугу лет;поощрение Правительства, Президента;присвоение почетных званий,награждение знаками отличия,орденами и медалями. Соответствующая запись о поощрении или награждении вносится в трудовую книжку и личное дело гражданского служащего.

51. Дисциплинарная ответственность гражданских служащих: понятие, основание, дисциплинарные взыскания. Порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий.

Дисципл отв-ть-вид отв-ти, который наступает за совершение должностного или дисциплинарного проступка и выражается в неисполнении или ненадлежащем исполнении служащим возложенных на него обязанностей. Дисциплинарное взыскание может налагаться руководителем или органом, который имеет право назначать служащего на гос должность.

Дисциплинарные взыскания: замечание;выговор;предупреждение о неполном должностном соответствии;освобождение от замещаемой должности;увольнение – за неоднократное неисполнении обязанностей без уваж причин, если он имеет взыскание, за прогул, проявление на службе в состоянии опьянения, за разглашение тайны, совершение хищения по месту службы, растраты, умышленного уничтожения и повреждения имущества и т.д.

До применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от служащего объяснение в письм форме. В случае отказа дать такое объяснение составляется акт. Перед применением дисцип взыскания проводится служ проверка. При применении дисцип взыскания учитываются тяжесть совершенного проступка, степень вины, обстоятельства, при которых совершен проступок.Дисцип взыскание применяется не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, др случаев отсутствия на службе по уваж причинам.Дисцип взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка.Копия акта вручается служащему в течение пяти дней со дня издания.Служащий вправе обжаловать взысканиев комиссию гос органа по служебным спорам или в суд. Если в течение одного года со дня применения взыскания служащий не подвергнут новому, он считается не имеющим дисцип взыскания.Представитель нанимателя вправе снять с гражданского служащего взыскание досрочно.

Поощрение, награждение и ответственность государственных служащих

Поощрение является важным средством воспитания государственных служащих и укрепления служебной (воинской) дисциплины. Оно применяется к государственным служащим за безупречную и эффективную службу, добросовестное исполнение должностных обязанностей, успешное выполнение заданий особой важности и сложности. Поощрения и награждения различаются по видам государственной службы.

Согласно Федеральному закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» за безупречную и эффективную гражданскую службу применяются следующие виды поощрения и награждения:

1. объявление благодарности с выплатой единовременного по- ощрения;

2. награждение почетной грамотой государственного органа с выплатой единовременного поощрения или с вручением ценного подарка;

3. иные виды поощрения и награждения государственного органа;

4. выплата единовременного поощрения в связи с выходом на юсударственную пенсию за выслугу лет;

5. поощрение Правительства РФ;

6. поощрение Президента РФ;

7. присвоение почетных званий Российской Федерации;

8. награждение знаками отличия Российской Федерации;

9. награждение орденами и медалями Российской Федерации.

Решение оформляется соответствующим актом государ­ственного органа (указом, постановлением, распоряжением, другим актом). Запись о поощрении или награждении вносится в трудовую книжку и личное дело гражданского служащего.

За заслуги перед государством государственный служащий может быть представлен к награждению государственными наградами РФ. Указом Президента от 7 сентября 2010 г. № 1099 утверждено Положение о государственных наградах Российской Федерации. В нем содержатся правила, касающиеся всех граждан: основания награждения, его виды, порядок возбуждения ходатайства о награждении, вручения наград, их ношения, статуты орденов, по­ложения о медалях, знаке отличия.

Законодательство РФ предусматривает, когда это необходимо, юридическую ответственность: дисциплинарную, материальную, административную, уголовную и гражданско-правовую.

Дисциплинарная ответственность – это применение мер дисциплинарного воздействия в порядке служебного подчинения за совершение дисциплинарного проступка или за другие неправомерные действия, не преследуемые в уголовном порядке.

Виды дисциплинарных взысканий на государственной гражданской службе: замечание; вы­говор; предупреждение о неполном должностном соответствии; осво­бождение от замещаемой должности гражданской службы; увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным законодательством.

За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. До приме­нения взыскания представитель нанимателя должен потребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа служащего дать объяснение составляется соответствующий акт. Отказ служащего не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

Перед применением дисциплинарного взыскания обязательно проводится служебная проверка для установления всех обстоятельств проступка . Объективно и всесторонне должны быть уста­новлены: 1) факт совершения дисциплинарного проступка; 2) вина служащего; 3) причины и условия, способствовавшие совершению проступка, мотивы совершения; 4) характер и размер вреда, причи­не иного в результате дисциплинарного проступка; 5) обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданским служащим о проведении служебной проверки в случае, когда она проводилась в связи с таким заявлением.

  • Государственная служба в системе власти и государственного управления
  • Теоретико-методологические основы государственной службы
    • Общенаучные подходы к теории государственной службы
      • Структура теории и методологии государственной службы
    • Понятие «государственная служба»
    • Характер государственной службы
      • Цели, задачи, функции государственной гражданской службы
  • Государственная служба как социально- правовой институт и профессиональная служебная деятельность
  • Система государственной службы Российской Федерации
    • Сущность и структура системы государственной службы современной России
    • Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы Российской Федерации
  • Федеральная государственная гражданская служба: сущность, структура, особенности
  • Государственная служба субъектов Российской Федерации
  • Государственный служащий: понятие, классификация
    • Государственный служащий: понятие, признаки
    • Классификация государственных служащих Российской Федерации
  • Должности государственной гражданской службы Российской Федерации
  • Прохождение государственной гражданской службы
    • Теоретические основы прохождения государственной службы
    • Основные типы процесса прохождения государственной службы
    • Правовые и организационные основы прохождения государственной службы Российской Федерации
      • Организация прохождения государственной службы
  • Социальный и правовой статус государственного служащего России
    • Статус государственного служащего: понятие и классификация
    • Сущность и признаки социального статуса государственного служащего
    • Правовой статус государственного гражданского служащего Российской Федерации
      • Основные обязанности гражданского служащего
      • Ограничения, связанные с гражданской службой
      • Запреты, связанные с гражданской службой
  • Государственные гарантии и ответственность на гражданской службе Российской Федерации
    • Основные и дополнительные государственные гарантии гражданских служащих
    • Поощрения и дисциплинарные взыскания на гражданской службе
  • Управление государственной службой
    • Концептуальные основы управления государственной службой
      • Субъекты и объекты управления
    • Система управления государственной службой Российской Федерации
    • Повышение эффективности системы управления государственной службой России
  • Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации
    • Теоретические основы реформирования государственной службы
    • Правовые основы реформирования системы государственной службы современной России. Федеральная программа реформирования
    • Основные направления реформирования и развития системы государственной службы Российской Федерации
    • Проблемы и перспективы развития государственной гражданской службы Российской Федерации
  • Государственная кадровая политика и кадровая доктрина
    • Теоретические основы государственной кадровой политики
    • Приоритетные направления государственной кадровой политики Российской Федерации
    • Кадровая доктрина. Проблемы государственной кадровой политики в современной России
  • Правовые основы и субъектно-объектная база государственной кадровой политики
    • Правовые основы государственной кадровой политики и кадровой деятельности современной России
    • Субъекты и объекты государственной кадровой политики
      • Объекты государственной кадровой политики
  • Основные принципы и механизмы реализации государственной кадровой политики
    • Основные принципы реализации государственной кадровой политики
    • Механизмы реализации государственной кадровой политики в системе государственного управления
      • Механизм нормативно-правового обеспечения кадровой политики
      • Механизм организационного обеспечения кадровой политики
      • Научно-исследовательский механизм кадровой политики
  • Государственная кадровая политика в системе государственной гражданской службы
    • Сущность, задачи и принципы кадровой политики
    • Приоритетные направления кадровой политики и кадровой работы
    • Развитие кадрового состава гражданской службы Российской Федерации
  • Кадровая работа и кадровая служба государственного органа
    • Кадровая работа в государственном органе: сущность и содержание
    • Кадровая служба государственного органа
  • Формирование кадрового состава гражданской службы
    • Квалификационные требования к должностям государственной гражданской службы
    • Теоретические и организационные основы отбора персонала
    • Способы замещения государственных должностей
  • Кадровые технологии оценки персонала государственной гражданской службы
    • Теоретические основы оценки персонала государственной службы
      • Методика оценки персонала государственной службы
    • Конкурс и испытание при поступлении на гражданскую службу
    • Аттестация на гражданской службе
  • Формирование и подготовка кадрового резерва на государственной службе
    • Концептуальные, правовые и организационные основы формирования кадрового резерва
    • Порядок формирования и подготовки кадрового резерва
    • Особенности формирования резерва управленческих кадров
      • Программа формирования резерва управленческих кадров города Москвы
  • Управление служебно-деловой карьерой
    • Служебно-деловая карьера: сущность, классификация, этапы
      • Продвижение по службе
    • Стратегия, тактика и технологии управления служебно-деловой карьерой
      • Кадровые технологии
    • Факторы служебного роста
  • Профессиональное развитие. Дополнительное профессиональное образование кадров гражданской службы
  • Коррупция в органах государственной власти
    • Сущность коррупции как социального явления
      • Аспекты коррупции
    • Причины и формы распространения коррупции в органах государственной власти
      • Формы проявления коррупции
    • Правые основы и меры противодействия коррупции в системе государственной службы
    • Организационные меры противодействия коррупции на государственной службе
  • Нравственные основы государственной службы и кадровой политики
    • Нравственные принципы кадровой политики и служебной деятельности государственных служащих
    • Требования к служебному поведению гражданских служащих. Урегулирование конфликта интересов
    • Принцип служения государству и обществу
    • Нравственные проблемы государственных служащих
  • Зарубежный опыт государственной службы и кадровой политики
    • Современный европейский опыт организации государственной гражданской службы
      • Государственная гражданская служба в Великобритании
      • Государственная гражданская служба во Франции
      • Государственная гражданская служба в ФРГ
    • Управление государственной службой в зарубежных странах
    • Кадровый менеджмент на государственной службе в странах Запада
      • Кадровая политика на государственной службе во Франции
      • Кадровая политика на государственной службе в Великобритании
      • Кадровая политика в сфере государственной службы в США
    • Современный зарубежный опыт формирования кадрового резерва на государственной службе
  • Опыт государственной службы и кадровой политики России
    • Государственная служба в царской России
    • Карьерная политика и прохождение государственной службы в царской России
    • Государственная служба в партийно-советский период

Поощрения и дисциплинарные взыскания на гражданской службе

Значение служебной дисциплины в процессе прохождения государственной службы трудно переоценить. Это основа профессиональной служебной деятельности и служебного поведения государственных служащих, необходимое условие эффективного функционирования государственной службы в целом.

Действующее законодательство определяет служебную дисциплину на гражданской службе как обязательное для гражданских служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, нормативными актами государственного органа и со служебным контрактом. Для военной и правоохранительной видов государственной службы понятия служебной дисциплины зафиксированы в других нормативных правовых актах, например для военной службы - в Дисциплинарном уставе.

В обязанность представителя нанимателя входит создание условий, необходимых для соблюдения государственными служащими служебной дисциплины. Руководитель государственного органа или его структурного подразделения обязан следить за состоянием служебной дисциплины среди своих подчиненных и осуществлять дисциплинарную практику.

Дисциплинарная практика складывается из двух составляющих:

  • поощрений и награждений государственных служащих;
  • дисциплинарных взысканий.

Поощрения и награждения. Это форма государственного и общественного признания заедут гражданского служащего, оказания ему почета и уважения. Поощрения - это, как правило, денежные выплаты гражданскому служащему. Награждения имеют в большей степени моральный характер (орден, медаль, грамота). Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» определяет главное условие и перечень поощрений и награждений за гражданскую службу. На вопрос, за что должны поощряться и награждаться гражданские служащие, закон отвечает: за безупречную и эффективную гражданскую службу. Понятие довольно абстрактное, поэтому оценка труда гражданского служащего в большей степени зависит от мнения его руководителя. Безупречная служба означает неукоснительное исполнение гражданским служащим возложенных на него обязанностей и должностного регламента.

Поощрения и награждения за гражданскую службу по федеральному закону могут быть следующие:

  1. объявление благодарности с выплатой единовременного поощрения;
  2. награждение почетной грамотой государственного органа с выплатой единовременного поощрения или с вручением ценного подарка;
  3. иные виды поощрения и награждения государственного органа;
  4. выплата единовременного поощрения в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет;
  5. поощрение Правительства РФ;
  6. поощрение Президента РФ;
  7. присвоение почетных званий Российской Федерации;
  8. награждение знаками отличия Российской Федерации;
  9. награждение орденами и медалями Российской Федерации.

Решение о поощрении или награждении служащего в соответствии сп. 1-4 принимается представителем нанимателя и оформляется правовым актом (приказом) государственного органа. Решение о поощрении или награждении служащего в соответствии с п. 5-9 принимается по представлению представителя нанимателя и оформляется нормативным правовым актом Российской Федерации (постановлением Правительства РФ, указом Президента РФ). Поощрения и награждения служащего со стороны Президента и Правительства Российской Федерации применяются за особые заслуги гражданского служащего перед государством.

Виды государственных наград и порядок награждения установлены специальным Положением о государственных наградах Российской Федерации. К государственным наградам отнесены: звание Героя России, почетные звания Российской Федерации, ордена, медали, знаки отличия РФ (например, «За безупречную службу»).

Почетные звания Российской Федерации присваиваются гражданским служащим на основании указа Президента РФ за высокое профессиональное мастерство и многолетнюю добросовестную службу (15 лет и более). Существуют такие почетные звания, как «заслуженный юрист Российской Федерации», «заслуженный экономист Российской Федерации» и другие. Правительство РФ поощряет гражданских служащих Почетной грамотой Правительства РФ за заслуги перед государством и личный вклад в осуществление его социально-экономической политики. Федеральные министерства и ведомства награждают своих работников нагрудными знаками. Например, Министерство юстиции награждает отличившихся служащих нагрудным знаком «Почетный работник юстиции России». Вместе с нагрудным знаком вручается удостоверение и единовременное вознаграждение в размере 1,5 должностного оклада.

Правовой акт о поощрении и награждении гражданского служащего доводится до сведения всего трудового коллектива. В обязательном порядке в личное дело и трудовую книжку гражданского служащего вносится соответствующая запись о поощрении или награждении. Порядок и условия единовременного денежного поощрения служащего устанавливаются законодательством. Гражданские служащие, в отношении которых действует дисциплинарное взыскание, поощрению не подлежат.

Заметно стремление законодателя к совмещению моральных и материальных стимулов к службе. Как правило, объявление благодарности или награждение почетной грамотой применяются одновременно с выплатой денежного поощрения или вручением ценного подарка. Руководитель государственного органа не свободен в определении размера денежного поощрения. При выплате единовременных поощрений он ограничен средствами фонда оплаты труда гражданских служащих. Исключение составляет единовременное денежное поощрение в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет.

На государственной гражданской службе субъектов РФ могут быть и другие виды поощрений и награждений, принципиально не отличающиеся от федеральных. Так, на гражданской службе города Москвы, в связи с ее спецификой, в перечне видов поощрений и награждений отсутствуют два федеральных вида: «выплата единовременного поощрения в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет» и «поощрение Правительства РФ». Первое поощрение отсутствует потому, что в московском законе о гражданской службе это обязательная дополнительная государственная гарантия.

Второго поощрения нет потому, что вместо него введен новый вид поощрения: награждение наградами и присвоение почетных званий города Москвы 1 Закон города Москвы № 3 от 26 января 2005 г. «О государственной гражданской службе города Москвы». Ст. 44. . В отличие от дисциплинарных взысканий закон не ограничивает право руководителя в выборе мер поощрения и награждения гражданского служащего. В служебном распорядке государственного органа могут быть предусмотрены такие меры, как присвоение почетного звания государственного органа, награждение нагрудными знаками, помещение фотографии на доску почета и т.п.

Дисциплинарные взыскания. За совершение дисциплинарного проступка гражданские служащие несут дисциплинарную (служебную) ответственность. Дисциплинарный проступок проявляется в виновном противоправном действии или бездействии служащего. Виновное действие означает то, что служащий действовал виновно, т.е. умышленно или по неосторожности. Противоправным называется действие, которое совершается вопреки требованиям законов и иных правовых актов.

Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» № 79-ФЗ определяет понятие «дисциплинарный проступок» гражданского служащего и перечисляет конкретный перечень дисциплинарных взысканий. Дисциплинарное взыскание налагается за совершение дисциплинарного проступка. В законе дается точное толкование дисциплинарного проступка «неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей». Дисциплинарный проступок может проявляться в неисполнении или ненадлежащем по мнению руководителя исполнении служащим должностных обязанностей, нарушении установленного служебного распорядка (режима труда и отдыха), опоздании, прогуле, нарушении требований о соблюдении государственной и служебной тайны, отказе от прохождения аттестации, несоблюдении ограничений и запретов и т.п.

Перечень взысканий, установленных в федеральном законе 2 Федеральный икон № 79-ФЗ от 27 июля 2004 г. Ст. 57. , является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Видами дисциплинарных взысканий на гражданской службе являются:

  • замечание;
  • выговор;
  • предупреждение о неполном должностном несоответствии;
  • освобождение от замещаемой должности гражданской службы;
  • увольнение с гражданской службы в соответствии с действующим законодательством.

Иные нормативные акты не могут предусматривать дисциплинарные взыскания, применяемые к гражданским служащим. В законодательстве о гражданской службе субъектов РФ устанавливаются аналогичные федеральным виды дисциплинарных взысканий 3 Закон города Москвы № 3 от 26 января 2005 г. Ст. 46. .

В законе особо оговаривается то, что за каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание по выбору руководителя. Заметим, что согласно закону нет такого дисциплинарного взыскания, как понижение в должности или классном чине.

Порядок применения дисциплинарного взыскания. Право выбора конкретного дисциплинарного взыскания из числа предусмотренных законом принадлежит руководителю государственного органа. Руководитель вправе, но не обязан привлекать гражданского служащего к дисциплинарной ответственности. Он может ограничиться устным замечанием, беседой.

До применения взыскания руководитель должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. Объяснительная записка позволяет служащему изложить свое видение ситуации, привести уважительные причины неисполнения или ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей. Это дополнительная гарантия для служащего. В случае его отказа дать такое объяснение составляется акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

Факты и обстоятельства, которые необходимо учитывать руководителю при наложении дисциплинарного взыскания, выясняются в ходе служебной проверки, которая проводится по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего. Последнее возможно в случае заинтересованности служащего в объективном расследовании случившегося факта.

При проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены:

  • факт совершения служащим дисциплинарного проступка;
  • вина гражданского служащего;
  • причины и условия, способствовавшие совершению служащим дисциплинарного проступка;
  • характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка;
  • обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления служащего о проведении служебной проверки.

Проведение служебной проверки поручается подразделению государственного органа по вопросам государственной службы и кадров с участием правового подразделения и выборного профсоюзного органа данного государственного органа. В проведении этой проверки не может участвовать гражданский служащий, прямо или косвенно заинтересованный в ее результатах.

Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через месяц со дня принятия решения о ее проведении. Результаты служебной проверки сообщаются представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, в форме письменного заключения.

В письменном заключении по результатам служебной проверки указываются:

  • факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки;
  • предложение о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания.

Письменное заключение по результатам служебной проверки подписывается руководителем подразделения государственного органа по вопросам государственной службы и кадров и другими участниками служебной проверки и приобщаются к личному делу служащего, в отношении которого проводилась служебная проверка.

Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, может быть представителем нанимателя временно отстранен от занимаемой должности гражданской службы на время проведения проверки с сохранением на этот период денежного содержания по замещаемой должности.

Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, имеет право:

  • давать устные или письменные объяснения, представлять заявления, ходатайства и иные документы;
  • обжаловать решения и действия (бездействие) гражданских служащих, проводящих служебную проверку, представителю нанимателя, назначившему эту проверку;
  • ознакомиться по окончании служебной проверки с письменным заключением и другими материалами по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну.

После проведения служебной проверки руководитель по результатам представленного заключения налагает на виновного гражданского служащего дисциплинарное взыскание.

При применении взыскания руководителем должны учитываться:

  • тяжесть совершенного служащим дисциплинарного проступка;
  • степень его вины, обстоятельства при которых совершен проступок;
  • предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.

Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки.

Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу. Если неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей со стороны служащего продолжается, руководитель вправе наложить на него новое дисциплинарное взыскание, несмотря на то, что еще не снято старое.

Копия акта (приказа) о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания с указанием оснований его применения вручается служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта. Если работник отказался от подписи, то этот факт удостоверяется специальным актом. Гражданский служащий вправе обжаловать дисциплинарное взыскание в письменной форме в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд.

Порядок снятия дисциплинарного взыскания заключается в следующем. Дисциплинарное взыскание действует в течение одного года со дня его применения. Если в течение одного года со дня применения дисциплинарного взыскания гражданский служащий не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не имеющим дисциплинарного взыскания. Представитель нанимателя вправе снять с гражданского служащего дисциплинарное взыскание до истечения одного года со дня применения взыскания по собственной инициативе, по письменному заявлению гражданского служащего или по ходатайству его непосредственного руководителя. Снятие взыскания оформляется актом и является своеобразным поощрением служащего.

При применении такой меры, как освобождение гражданского служащего от занимаемой должности гражданской службы, он не увольняется с гражданской службы, а включается в кадровый резерв для замещения иной, как правило, нижестоящей и менее ответственной должности гражданской службы на конкурсной основе.

Увольнение с гражданской службы предусматривается лишь в случаях, прямо предусмотренных законом. При увольнении гражданского служащего с гражданской службы в связи с дисциплинарным (служебным) проступком руководитель государственного органа, руководствуясь ст. 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», расторгает служебный контракт гражданского служащего по инициативе представителя нанимателя.

Служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с нее в следующих случаях:

  1. вследствие неоднократного неисполнения служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание;
  2. при однократном грубом нарушении гражданским служащим должностных обязанностей (прогуле; появлении на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения; разглашении сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, и служебной информации, ставших известными гражданскому служащему в связи с исполнением им должностных обязанностей; совершении по месту службы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты и тп.; нарушении гражданским служащим требований охраны труда, если это повлекло за собой тяжкие последствия, либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий);
  3. при совершении виновных действий гражданским служащим, непосредственно обслуживающим денежные и товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему представителя нанимателя;
  4. в случае принятия гражданским служащим, замещающим должность категории «руководители», необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иное нанесение ущерба имуществу государственного органа;
  5. при однократном грубом нарушении гражданским служащим, замещающим должность категории «руководители», своих должностных обязанностей, повлекшем за собой причинение вреда государственному органу и (или) нарушение законодательства Российской Федерации;
  6. в случае представления гражданским служащим представителю нанимателя подложных документов или заведомо ложных сведений при заключении служебного контракта;
  7. прекращения допуска гражданского служащего к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей требует допуска к таким сведениям.

Важно, что перечисленные дисциплинарные и иные проступки не влекут за собой автоматического увольнения служащего с гражданской службы. Увольнение гражданского служащего по перечисленным основаниям допускается, если невозможно перевести служащего с его согласия на иную должность гражданской службы. Руководитель должен предложить проштрафившемуся гражданскому служащему иную должность государственной службы (ясно, что с понижением). Только в случае отказа гражданского служащего от перевода на другую должность гражданской службы представитель нанимателя вправе освободить его от занимаемой должности гражданской службы и увалить с гражданской службы.

Гражданский служащий не может быть освобожден от занимаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы по инициативе руководителя в период временной нетрудоспособности гражданского служащего и в период его пребывания в должности. В день увольнения с гражданской службы служащий обязан сдать в кадровую службу своего органа служебное удостоверение. Служащий имеет право обжаловать свое увольнение в суде.

Ответственность государственных служащих за свою служебную деятельность и служебное поведение бывает не только дисциплинарной. Нарушение гражданским служащим своих служебных обязанностей может повлечь за собой различные правовые последствия. В зависимости от вида и серьезности правонарушения, степени вины и обстоятельств, при которых должностные обязанности были нарушены, к служащим могут помимо дисциплинарной применяться уголовная, административная, гражданско-правовая виды ответственности.

Уголовная ответственность. Как граждане Российской Федерации, государственные служащие, виновные в совершении преступления, могут быть подвергнуты уголовному наказанию по приговору суда. При этом не имеют значения их государственно-служебные отношения. Они могут быть подвергнуты уголовному преследованию за деяния, совершенные ими как должностными лицами. Это могут быть, например, преступления против свободы, чести и достоинства личности на службе (ст. 126-130 УК РФ).

В Уголовном кодексе РФ имеется ряд составов преступлений, субъектами которых являются только государственные служащие. Это гл. 30 «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления», статьи которой представлены ниже.

Статья 285. Злоупотребление должностными полномочиями. Это использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. Наказывается штрафом в размере от 100 до 200 МРОТ или в размере заработной платы осужденного за период от одного до двух месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

Статья 286. Превышение должностных полномочий. Это совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекшее существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. Максимальное наказание - лишение свободы на срок до четырех лет.

Статья 287. Отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации. Это неправомерный отказ в предоставлении или уклонение от предоставления информации (документов, материалов), а также предоставление заведомо неполной либо ложной информации Совету Федерации. Государственной Думе Российской Федерации или Счетной палате, если это деяние совершено должностным лицом, обязанным предоставлять такую информацию. Максимальное наказание - лишение свободы на срок до трех лет.

Статья 288. Присвоение полномочий должностного лица. Это присвоение государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, полномочий должностного лица и совершение им в связи с этим действий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций. Максимальное наказание - лишение свободы на срок до двух лет.

Статья 289. Незаконное участие в предпринимательской деятельности. Это учреждение должностным лицом организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, либо участие в управлении такой организацией лично или через доверенное лицо вопреки запрету, установленному законом, если эти деяния связаны с предоставлением такой организации льгот и преимуществ или с покровительством в иной форме. Максимальное наказание - лишение свободы на срок до двух лет.

Статья 290. Получение взятки. Получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица, либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе. Подобное деяние, совершенное группой лиц, неоднократно, в крупном размере, с вымогательством, наказывается лишением свободы на срок 7-12 лет.

Статья 291. Дача взятки. Дача взятки должностному лицу лично или через посредника максимально наказывается лишением свободы сроком до трех лет.

Статья 292. Служебный подлог. Это означает внесение должностным лицом, а также государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности. Максимальное наказание - лишение свободы на срок до двух лет.

Статья 293. Халатность. Неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло существенные нарушения прав и законных интересов граждан или организаций, либо охраняемых законом интересов общества или государства Максимальное наказание - арест до трех месяцев. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.

Поощрения и награждения за гражданскую службу

1. За безупречную и эффективную гражданскую службу применяются следующие виды поощрения и награждения:

объявление благодарности с выплатой единовременного поощрения;

награждение почетной грамотой государственного органа с выплатой единовременного поощрения или с вручением ценного подарка;

иные виды поощрения и награждения государственного органа;

выплата единовременного поощрения в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет;

поощрение Правительства Российской Федерации;

поощрение Президента Российской Федерации;

присвоение почетных званий Российской Федерации;

награждение знаками отличия Российской Федерации;

награждение орденами и медалями Российской Федерации.

Дисциплинарные взыскания, налагаемые на гражданского служащего

Дисциплинарная ответственность - это применение мер дисциплинарного воздействия в порядке служебного подчинения за совершение дисциплинарного проступка или за другие неправомерные действия, не преследуемые в уголовном порядке.

Основания ответственности, виды дисциплинарных взысканий, права органов исполнительной власти и руководителей по их наложению, а также порядок применения и обжалования с учетом конкретных условий и вида государственной службы устанавливаются федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине. Правом регулировать вопросы дисциплинарной ответственности субъекты Федерации не обладают.

Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусмотрено, что за совершение дисциплинарного проступка, т.е. за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; предупреждение о неполном должностном соответствии; освобождение от замещаемой должности гражданской службы; увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным названным Федеральным законом. Например, ответственность наступает за нарушение требований ст. 15 этого Закона, предусматривающей обязанность государственного служащего соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций (п. 4); сохранять государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей конфиденциальные сведения, в том числе сведения, затрагивающие частную жизнь, честь, достоинство и здоровье граждан (п. 7). Наиболее серьезными являются должностные проступки, которые приводят к нарушению или неисполнению федеральных законов, указов Президента и решений судов.

Законом определен порядок применения и снятия дисциплинарного взыскания. Так, за каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. До применения взыскания представитель нанимателя должен потребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа служащего дать объяснение составляется соответствующий акт. Отказ служащего не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

Перед применением дисциплинарного взыскания обязательно проводится служебная проверка для установления всех обстоятельств проступка, что является важным условием принятия объективного решения представителем нанимателя и в то же время гарантией защиты прав служащего. Объективно и всесторонне должны быть установлены: 1) факт совершения дисциплинарного проступка; 2) вина служащего; 3) причины и условия, способствовавшие совершению проступка, мотивы совершения; 4) характер и размер вреда, причиненного в результате дисциплинарного проступка; 5) обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданским служащим о проведении служебной проверки в случае, когда она проводилась в связи с таким заявлением.