Допущено

Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов

высших учебных заведений, обучающихся по специальности 032700 «Юриспруденция»


ББК 74.266.7я73

Певцова Е.А.

П23 Теория и методика обучения праву: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,

ISBN 5-691-01011-5.

Учебник посвящен теоретическим и прикладным аспектам методики обучения праву. В нем систематизирован опыт правового образования, накопленный педагогами-практиками различных регионов России. Авторы раскрывают методы, знакомят с приемами и средствами обучения праву. Особое внимание уделено роли преподавателя в повышении правовой культуры учащихся и педагогов, знакомству с традиционными и инновационными технологиями при изучении предмета.

Учебник адресован студентам педагогических вузов, будет полезен учителям школ и преподавателям средних специальных учебных заведений.

ББК 74.266.7я73

© Певцова Е.А., 2003

© «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2003

© Серийное оформление обложки.

«Гуманитарный издательский

ISBN 5-691-01011-5 центр ВЛАДОС», 2003


Введение

Раздел 1. Методика обучения праву как педагогическая наука

1.1. Предмет, задачи, основные функции методики обучения праву

1.2. Роль методики обучения праву в системе школьного образования страны

1.3. Из истории становления права как учебной дисциплины

1.4. Развитие современной системы обучения праву

1.5 Основные концепции правового образования

1.6. Учебная литература по праву и планирование правового обучения в школе

Раздел 2. Методы, приемы и средства обучения праву

2.1. Основные методы обучения праву

2.2. О методических приемах правового обучения

2.3. Наглядность в обучении праву

2.4. Методика работы с юридическими документами

Раздел 3. Современный урок по праву

3.1. Учебное занятие по праву и основные требования к нему

3.2. Основные типы, виды и формы учебных занятий по праву

3.3. Межпредметные и внутрикурсовые связи в правовом обучении

3.4. Самостоятельная работа обучаемых по праву

3.5. Диагностика результативного компонента правовой обученности

Раздел 4. Роль учителя в правовом обучении

4.1. Учитель права современной школы

4.2. Методические основы подготовки учителя к уроку права

4.3. Научная организация труда учителя права

Раздел 5. Традиционные и инновационные технологии правового обучения

5.1. Инновации в обучении праву. О сочетании традиционных и инновационных технологий в правовом обучении

5.2. Игры в обучении праву

5.3. Методики правового обучения в практике работы школ

Раздел 6. Методика преподавания отдельных правовых тем

6.1. Особенности учебных занятий по теории права и конституционному праву

6.2. Проблемы методики преподавания отдельных отраслей частного права

6.3. Методика преподавания тем по вопросам правового регулирования экологии и образования

6.4. Преподавание уголовного права в школе

Среди множества наук, существующих в нашем обществе, особую роль играют науки педагогические, определяющие гуманную миссию человечества - передать своим потомкам весь тот багаж знаний, который позволит им творить, изменять окружающий мир, жить в мире и согласии. Воспитывая и обучая тех, кому принадлежит будущее, наши предки пыталась отыскать многочисленные закономерности того, как это сделать лучше. Увы, не сразу удалось понять: чему нужно учить своих детей? Зачем следует учить вообще? Как учить их? Ответы на все сложности поставленных вопросов и пыталась дать методика. Главной задачей которой, по мнению специалистов, и было найти, описать и оценить способы обучения, которые бы оказались очень успешными и достигли хороших результатов. Предметом любой методики всегда выступал педагогический процесс обучения, который, как мы знаем, включает в себя и деятельность учителя, и работу учеников по освоению новых знаний.

Формирование на протяжении многих лет определенных концепций в области правового обучения и воспитания подрастающего поколения, а также системы методических приемов, с помощью которых достигались те или иные цели правового образования, позволили констатировать факт рождения на свет относительно молодой области знаний - методики обучения праву. Так назвали педагогическую науку о задачах, методах обучения праву. Общеизвестно, что система наук может быть условно разделена на естественные, общественные и технические науки. Поскольку юриспруденция относится именно к категории общественных наук, то и знания о том, как лучше изучить правовую действительность и передать своим потомкам навыки правового регулирования общественных отношений с целью достижения счастливого и организованного общества, могут быть отнесены к таким наукам.

Методика обучения праву имеет своим предметом совокупность методических приемов, средств обучения праву, формирования умений и навыков поведения в правовой сфере. Это научная дисциплина, осуществляющая отбор юридического материала в школьный учебный предмет «Право» и разрабатывающая на основе общедидактической теории методические средства для формирования правовой культуры в обществе. Методика обучения праву позволяет совершенствовать образовательный процесс. Используя ее достижения, профессиональный педагог может подготовить действительно грамотных, воспитанных людей, которые займут достойное место в общественной жизни. Не секрет, что сегодня именно правовые знания позволяют успешно вести бизнес, активно участвовать в политической жизни страны или просто иметь хороший доход.

Основными задачами указанной выше науки являются:

  • 1) отбор учебного правового материала и формирование специальных правовых курсов для системы обучения,
  • 2) создание специальных правовых обучающих программ, учебников и методических пособий,
  • 3) отбор средств обучения, определение системы методических приемов и организационных форм обучения праву, а также преподавания правового курса,
  • 4) постоянное совершенствование методов обучения праву с учетом результативности применения уже существующих Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. М., 2003. С. 11..

Методика обучения праву - весьма динамичная наука, что обусловлено не только тем, что меняется законодательство, которое нужно рассматривать по-другому, появляются новые нормы права и модели поведения людей, но и тем, что изменяются подходы ученых к вопросам организации правового образования, предусматривающего формирование правовой культуры общества.

Обозначим основные функции такой науки:

  • 1. Практико-организационная. Она позволяет дать конкретные рекомендации педагогам по выстраиванию грамотной системы правового обучения и воспитания в государстве. С этой целью обобщается и систематизируется опыт правового обучения за рубежом и в нашей стране, выявляются определенные закономерности, которые оказались весьма результативными в образовании и формировании правовой грамотности человека.
  • 2. Мировоззренческая. Такая функция обеспечивает формирование определенных устойчивых взглядов обучаемых на вопросы правовой действительности, понимание ценности права и его установок, а, следовательно, необходимости уважения и соблюдения законов государства, прав личности.
  • 3. Эвристическая. Она позволяет выявлять некоторые пробелы в изучении правовых вопросов и по необходимости восполнять их новыми идеями по передаче и осмыслению правовой жизни.
  • 4. Прогностическая. В рамках решения задач правового обучения, формирования правовой культуры личности такая функция позволяет предвидеть заранее возможный результат процесса обучения в виде моделей обучения и корректировать пути их достижения.

В рамках методики обучения праву рассматриваются вопросы организации конкретных учебных занятий по праву, диагностики знаний и умений обучаемых, а также научной организации труда учителя и ученика. Любой профессионал в этой области должен научиться создавать свою методику правового обучения (даже если она не будет носить авторский характер и будет сформирована на базе существующих подходов обучения праву, с особыми отличиями, применительно к конкретной аудитории учеников). Общеизвестно, что нельзя повторить ничто уникальное, а это значит, что нет смысла слепо заимствовать чужой опыт, накопленный годами и обобщенный наукой. В этой связи преподаватель права должен научиться творческому осмыслению предлагаемых вариантов правового обучения Кропанева Е.М. Теория и методика обучения праву: Учеб. пособие. Екатеринбург, 2010. С. 9..

Любое обучение напрямую зависит от целеполагания, т. е. определения целей, которые, как правило, исходят от государства (или закреплены его силой) и формируются потребностями общественного развития. Цель - это мысленное представление конечного результата педагогической деятельности, а потому она определяет необходимые действия учителя для ее достижения. Педагог, организующий познавательную деятельность учеников, формирует конкретную цель в единстве трех ее компонентов:

  • 1. обучения (речь идет об усвоении знаний, умений, навыков);
  • 2. воспитания (формирования личностных качеств, мировоззрения);
  • 3. развития (совершенствования способностей, умственных сил и т. д.). Выделяют общие цели и конкретные (оперативные). Последние связаны с организацией отдельных мероприятий, уроков. В 2001-02 гг. проводилась работа по уточнению общих целей правового обучения в нашей стране. В новых государственных нормативных документах (Концепции граждановедческого, обществоведческого и правового образования, базисном учебном плане, инструктивных письмах Министерства образования РФ) определена важность воспитания человека с высоким уровнем правовой культуры, хорошо знающего свои права, обязанности и уважающего права других людей, толерантного в общении, демократически и гуманно настроенного в решении правовых конфликтов. К целям правового обучения можно также отнести:
    • - повышение уровня правовой культуры общества;
    • - воспитание гражданина, способного отстаивать и защищать свои и чужие законные интересы, формирование его активной гражданской позиции;
    • - формирование навыков правомерного поведения, уважения законов страны и международного права;
    • - формирование нетерпимости к насилию, войнам, преступлениям;
    • - изучение национальных и демократических традиций и ценностей, на базе которых происходит совершенствование права или формирование его новых установок и проч.

Методика обучения праву изучает способы деятельности в области правового обучения - методы, которые могут быть самыми разнообразными, однако все они позволяют понять, как учить современного школьника праву, как развивать его способности, формировать общеучебные умения и навыки.

Специалисты выделяют формы обучения праву: групповая, индивидуальная и проч. Методика обучения праву создала и свои подходы к пониманию типов уроков (например, вводный или повторительно - обобщающий), средств учебной работы (рабочие тетради, хрестоматии, видеофильмы и проч. - т. е. того, что помогает учебному процессу и обеспечивает его).

Методика обучения праву опирается на познавательные возможности детей, особенности их возрастных, физиологических характеристик организма. В этой связи обучение праву в начальной школе будет заметно отличаться от такого же процесса в старшей школе.

Об эффективности правового обучения судят и по достигнутому уровню знаний и умений учеников, а потому в области методики обучения, праву выработан целый механизм диагностирования качества обучения.

Методика обучения праву как наука постоянно совершенствуется. Появляются новые подходы ученых к процессу обучения, уходит в прошлое то, что является не эффективным в практике работы.

В основе любой науки, как правило, находится целая система принципов - исходных начал, от которых зависит то, как будет развиваться эта наука дальше, что может дать она нам уже сегодня.

Современная методика обучения праву базируется на следующих принципах:

  • - вариативности и альтернативности моделей правового обучения - это значит, что существует много разнообразных подходов в области обучения праву и они реально существуют в практике (это связано с отсутствием единой, строго обязательной системы правового образования: в различных регионах сложились свои традиции и особенности правового обучения, которые, безусловно, основаны на требованиях Госстандарта знаний);
  • - личностно-ориентированного подхода, обеспечивающего индивидуализацию и дифференциацию обучения праву (работа с каждым обучаемым, с опорой на его уровень способностей, возможностей восприятия правового материала, которая позволяет обеспечить развитие, обучение каждого, кто оказался включенным в образовательный процесс);
  • - максимальной системы активизации познавательной деятельностиучеников с опорой на их социальный опыт (школьники должны научиться самостоятельно добывать знания, активно участвовать в учебной деятельности, а не быть пассивными созерцателями происходящего, принудительно выполняя «наставления» взрослых, педагогов. Для того чтобы правовые понятия лучше запоминались и были ясны, рекомендуется разнообразить теоретические положения науки примерами реальной жизни, в которой школьник является участником, - так учитывается его социальный опыт);
  • - образовании на основе положительных эмоциональных переживаний субъектов процесса обучения в режиме диалогового сотрудничества «учитель-ученик» (правовое обучение может быть успешным только на уровне взаимосогласованного, доброго, уважительного отношения учителя и учеников друг к другу);
  • - выстраивании профессионально грамотной и апробированной вертикали правового образования, которая носит многоступенчатый характер (обучение праву в детском саду, школе, вузе). Это значит, что правовое обучение должно быть поэтапным: начинаясь в раннем детском возрасте, оно продолжается до старшей ступени в школе, естественно, этим не ограничиваясь;
  • - внедрении исследовательского компонента в систему взаимосогласованных действий учителя и ученика (в процессе обучения праву педагог вместе со своим воспитанником познает право, «открывая» новые механизмы его действия, систематизируя, обобщая правовые явления);
  • - использовании современных методов правового обучения, в том числе телекоммуникационных технологий, дистанционного правового обучения и работы в системе Интернет. Новые электронные учебники по праву, мультимедийные программы требуют иной методики обучения. Возрастает значимость самостоятельной работы учеников. Учитываются традиционные принципы обучения: доступности и посильности; научности и учета возрастных, индивидуальных возможностей учеников; систематичности и последовательности; прочности; связи теории с практикой; воспитания в обучении Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. М., 2003. С. 12-13..

Стоит согласиться с тем, что методика обучения праву - это не только наука, но и целое искусство, так как никакие теоретические исследования или практические рекомендации никогда не заменят того многообразия методических приемов, которое рождается стихийно-эмпирическим путем у учителей. Тем не менее, доказано, что максимально результативный опыт создается именно на основе знаний науки, а не вопреки им.

Теория и методика обучения праву. Певцова Е.А.

М.: Владос, 2003 . - 4 00 с.

Учебник посвящен теоретическим и прикладным аспектам методики обучения праву. В нем систематизирован опыт правового образования, накопленный педагогами-практиками различных регионов России. Авторы раскрывают методы, знакомят с приемами и средствами обучения праву. Особое внимание уделено роли преподавателя в повышении правовой культуры учащихся и педагогов, знакомству с традиционными и инновационными технологиями при изучении предмета.

Учебник адресован студентам педагогических вузов, будет полезен учителям школ и преподавателям средних специальных учебных заведений.

Формат: pdf / zip

Размер: 1 ,79 Мб

/ Download файл

Содержание
Введение 5
Раздел 1. Методика обучения праву как педагогическая наука... 7
1.1. Предмет, задачи, основные функции методики обучения праву 7
1.2. Роль методики обучения праву в системе школьного образования страны 14
1.3. Из истории становления права как учебной дисциплины 31
1.4. Развитие современной системы обучения праву 40
1.5 Основные концепции правового образования 44
1.6. Учебная литература по праву и планирование правового обучения в школе 56
Раздел 2. Методы, приемы и средства обучения праву 77
2.1. Основные методы обучения праву 77
2.2. О методических приемах правового обучения 85
2.3. Наглядность в обучении праву 100
2.4. Методика работы с юридическими документами 113
Раздел 3. Современный урок по праву 121
3.1. Учебное занятие по праву и основные требования к нему 121
3.2. Основные типы, виды и формы учебных занятий по праву 126
3.3. Межпредметные и внутрикурсовые связи в правовом обучении 137
3.4. Самостоятельная работа обучаемых по праву 142
3.5. Диагностика результативного компонента правовой обученности 150
Раздел 4. Роль учителя в правовом обучении 164
4.1. Учитель права современной школы 164
4.2. Методические основы подготовки учителя к уроку права 169
4.3. Научная организация труда учителя права 178
Раздел 5. Традиционные и инновационные технологии правового обучения 183
5.1. Инновации в обучении праву. О сочетании традиционных и инновационных технологий в правовом обучении... 183
5.2. Игры в обучении праву 192
5.3. Методики правового обучения в практике работы школ 213
Раздел 6. Методика преподавания отдельных правовых тем 239
6.1. Особенности учебных занятий по теории права и конституционному праву 239
6.2. Проблемы методики преподавания отдельных отраслей частного права 270
6.3. Методика преподавания тем по вопросам правового регулирования экологии и образования 284
6.4. Преподавание уголовного права в школе 295
Приложения 305
Литература: 393

/ Юридические дисциплины / Другие материалы по праву / Учебник - Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву

Учебник - Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву

(1 vote)Теория и методика обучения праву. Певцова Е.А.

Содержание
Введение 5
Раздел 1. Методика обучения праву как педагогическая наука... 7
1.1. Предмет, задачи, основные функции методики обучения праву 7
1.2. Роль методики обучения праву в системе школьного образования страны 14
1.3. Из истории становления права как учебной дисциплины 31
1.4. Развитие современной системы обучения праву 40
1.5 Основные концепции правового образования 44
1.6. Учебная литература по праву и планирование правового обучения в школе 56
Раздел 2. Методы, приемы и средства обучения праву 77
2.1. Основные методы обучения праву 77
2.2. О методических приемах правового обучения 85
2.3. Наглядность в обучении праву 100
2.4. Методика работы с юридическими документами 113
Раздел 3. Современный урок по праву 121
3.1. Учебное занятие по праву и основные требования к нему 121
3.2. Основные типы, виды и формы учебных занятий по праву 126
3.3. Межпредметные и внутрикурсовые связи в правовом обучении 137
3.4. Самостоятельная работа обучаемых по праву 142
3.5. Диагностика результативного компонента правовой обученности 150
Раздел 4. Роль учителя в правовом обучении 164
4.1. Учитель права современной школы 164
4.2. Методические основы подготовки учителя к уроку права 169
4.3. Научная организация труда учителя права 178
Раздел 5. Традиционные и инновационные технологии правового обучения 183
5.1. Инновации в обучении праву. О сочетании традиционных и инновационных технологий в правовом обучении... 183
5.2. Игры в обучении праву 192
5.3. Методики правового обучения в практике работы школ 213
Раздел 6. Методика преподавания отдельных правовых тем 239
6.1. Особенности учебных занятий по теории права и конституционному праву 239
6.2. Проблемы методики преподавания отдельных отраслей частного права 270
6.3. Методика преподавания тем по вопросам правового регулирования экологии и образования 284
6.4. Преподавание уголовного права в школе 295
Приложения 305
Литература: 393
Скачать

Другие материалы по праву

Самые популярные материалы

  • Сюжетно-ролевые игры в детском саду. Конспекты занятий, обучающих игр.
  • Учебник - Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. Развернутое перспективное планирование для всех возрастных групп

Методики обучения праву это педагогическая наука о задачах, содер-жании, методах обучения праву.

Предмет Методики обучения праву представляет собой совокуп-ность методических приемов, средств обучения праву, формирования умений и навыков поведения в правовой сфере. Это научная дисциплина, осуществляющая отбор юридического мате-риала в школьный учебный предмет «Право» и разрабатывающая на основе общедидактической теории методические средства для формирования правовой культуры в обществе.

Основными задачами науки являются:

1. Отбор учебного правового материала и формирование спе-циальных правовых курсов для системы обучения,

2. Создание специальных правовых обучающих программ, учебников и методических пособий,

3. Отбор средств обучения, определение системы методичес-ких приемов и организационных форм обучения праву, а также преподавания правового курса,

4. Постоянное совершенствование методов обучения праву с учетом результативности применения уже существующих.

Основные функции науки:

1. Практико-организационная - позволяет дать конкрет-ные рекомендации педагогам по выстраиванию грамотной сис-темы правового обучения и воспитания в государстве.

2. Мировоззренческая - обеспечивает форми-рование определенных устойчивых взглядов обучаемых на воп-росы правовой действительности, понимание ценности права и его установок, а следовательно, необходимости уважения и со-блюдения законов государства, прав личности.

3. Эвристическая - позволяет выявлять некоторые про-белы в изучении правовых вопросов и по необходимости воспол-нять их новыми идеями по передаче и осмыслению правовой жизни.

4. Прогностическая - позволяет предвидеть заранее возможный результат процес-са обучения в виде моделей обученности и корректировать пути их достижения.

Обучение напрямую зависит от целеполагания, т. е. определения целей, которые, как правило, исходят от государ-ства (или закреплены его силой) и формируются потребностя-ми общественного развития. Цель — это мысленное представ-ление конечного результата педагогической деятельности, а потому она определяет необходимые действия учителя для ее достижения. Педагог, организующий познавательную деятель-ность учеников, формирует конкретную цель в единстве трех ее компонентов: обучения (усвоение знаний, умений, навы-ков); воспитания (формирования личностных качеств, мировоз-зрения); развития (совершенствования способностей, умственных сил и т. д.).

В науке выделяют общие цели и конкретные. Так, общие цели - определяются государственной политикой в государ-ственных нормативных документах (Концепции граждановедческого, обществоведческого и правового образования, базисном учебном плане, инструктивных письмах Министерства) определена важность воспитания человека с высоким уровнем правовой культуры, хорошо знающего свои права, обязанности и уважающего права других людей, толерант-ного в общении, демократически и гуманно настроенного в ре-шении правовых конфликтов.


К целям правового обучения мож-но также отнести:

Повышение уровня правовой культуры общества;

Воспитание гражданина, способного отстаивать и защи-щать свои и чужие законные интересы, формирование его активной гражданской позиции;

Формирование навыков правомерного поведения, уваже-ния законов страны и международного права;

Формирование нетерпимости к насилию, войнам, преступ-лениям;

Изучение национальных и демократических традиций и ценностей, на базе которых происходит совершенствова-ние права или формирование его новых установок и проч.

Конкретные цели они связаны с организацией отдельных мероприятий, уро-ков.

Содержание обучения праву в школе определяется Государственным стандартом в виде знаний, умений и навыков . Знания образова-тельной области «Обществознание» (в этом документе указыва-ется, что обязательно должен знать, уметь тот, кто обучается праву в школе или иным образом получает среднее образова-ние, как необходимо проверять, диагностировать процесс обу-чения, чтобы подготовка школьников осуществлялась каче-ственно), а также выражено в программах, учебниках.

Методика обучения праву базируется на следующих принципах:

1. Вариативности и альтернативности моделей правового обу-чения — это значит, что существует много разнообразных подходов в области обучения праву и они реально суще-ствуют в практике (это связано с отсутствием единой, стро-го обязательной системы правового образования: в различ-ных регионах сложились свои традиции и особенности правового обучения, которые, безусловно, основаны на требованиях Госстандарта знаний);

2. Личностно-ориентированного подхода, обеспечивающего индивидуализацию и дифференциацию обучения праву (ра-бота с каждым обучаемым, с опорой на его уровень способ-ностей, возможностей восприятия правового материала, которая позволяет обеспечить развитие, обучение каждого, кто оказался включенным в образовательный процесс);

3. Максимальной системы активизации познавательной дея-тельности учеников с опорой на их социальный опыт (школьники должны научиться самостоятельно добывать знания, активно участвовать в учебной деятельности, а не быть пассивными созерцателями происходящего, прину-дительно выполняя «наставления» взрослых, педагогов.);

4. Образовании на основе положительных эмоциональных пе-реживаний субъектов процесса обучения в режиме диалогового сотрудничества «учитель — ученик» (правовое обуче-ние может быть успешным только на уровне взаимосогла-сованного, доброго, уважительного отношения учителя и учеников друг к другу);

5. Выстраивании профессионально грамотной и апробиро-ванной вертикали правового образования, которая носит многоступенчатый характер (обучение праву в детском сапу, школе, вузе). Это значит, что правовое обучение должно быть поэтапным: начинаясь в раннем детском возрасте, оно продолжается до старшей ступени в школе, естествен-но, этим не ограничиваясь;

6. Внедрении исследовательского компонента в систему взаимосогласованных действий учителя и ученика (в про-цессе обучения праву педагог вместе со своим воспитанни-ком познает право, «открывая» новые механизмы его дей-ствия, систематизируя, обобщая правовые явления);

7. Использовании современных методов правового обучения , в том числе телекоммуникационных технологий, дистан-ционного правового обучения и работы в системе Интер-нет. Новые электронные учебники по праву, мультимедий-ные программы требуют иной методики обучения.

Роль и значение методики обучения праву заключается в том , что методика обучения праву призвана вооружить педагога целым арсеналом профессиональных средств, приемов, методов обучения праву. Она позволяет четко сформулировать задачи обучения, обеспечивает учебный про-цесс современными методами обучения, связана с обществознанием, правом и исто-рией, в рамках которых разрабатывается содержание обучения. Методика права связана с психологией, педагогикой, отдельными юридически-ми отраслевыми и прикладными науками.

Отечественная методика обучения праву развивалась бла-годаря профессиональной деятельности многих специалистов, посвятивших свои труды различным аспектам данной науки. Активизация научных изысканий в этой области начинается лишь с середины XX в. В трудах С.С. Алексеева, B.C. Афанасьева, Г.П. Давыдова, А.В, Дружковой, Л.К. Ермолаевой, В.В. Лазарева, Я.С. Щатило и многих других авторов подни-мались вопросы совершенствования познавательной деятель-ности в процессе правового обучения.

Контрольные вопросы

1) Что представляет собой Теория иметодика преподавания права как педагогическая наука?

2) Охарактеризуйте предмет, цели, задачи и принципы методики обучения праву.

3) Назовите основные функции курса?

4) Какова роль методики обучения праву в системе социально-гуманитарных наук?

5) В чем заключается актуальность изучения правовых дисциплин в современной школе?

ФОРМЫ И ВИДЫ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ

Форма обучения праву - это устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов. В юридической педагогике формы обучения по степени сложности подразделяются на: простые; составные; комплексные. Простые формы обучения построены на минимальном количестве методов и средств, посвящены, как правило, одной теме (содержанию). К ним относятся: беседа; экскурсия; викторина; зачет; экзамен; лекция; консультация; диспут; "бой эрудитов и т.п.

Составные формы обучения строятся на развитии простых форм обучения или на их разнообразных сочетаниях, это: урок; конкурс профессионального мастерства; конференция. Например, урок может содержать в себе беседу, викторину, инструктаж, опрос, доклады и пр.

Комплексные формы обучения создаются как целенаправленная подборка (комплекс) простых и составных форм, к ним относятся: дни открытых дверей; дни, посвященные выбранной профессии; недели гражданского, уголовного права и т.д.

Организационных форм обучения множество, но, говоря о них, выделяют следующие группы: формы организации всей системы обучения (их еще называют системами обучения); формами организации обучения являются: урок, лекция, семинар, зачет, консультация, практика и пр.; формы учебной деятельности учащегося (виды); формы организации текущей учебной работы класса, группы. Каждая из этих групп является, по сути, самостоятельным и отличным от других явлением. Однако педагогика пока не нашла для них отдельных названий и не определила их точный состав.

На сегодняшний день основными формами педагогического общения в континууме "педагог-ученик" являются: монолог; диалог; дискуссия; полилог . Так, монолог - форма высказывания без ориентации на собеседника. Сумма потерь информации при монологическом сообщении может достигать 50%, а в некоторых случаях и 80% от объема исходной информации. Монологичность в общении воспитывает людей с малоподвижной психикой, низким творческим потенциалом. Исследования же показывают, что наиболее эффективной формой общения является диалог.

Диалог предполагает свободное владение речью, чуткость к невербальным сигналам, способность отличать искренние ответы от уклончивых. В основе диалога - умение задавать вопрос себе и другим. Вместо того чтобы произносить безапелляционные монологи, гораздо эффективнее преобразовать свои идеи в форму вопросов, апробировать их в беседе с коллегами, посмотреть, поддерживаются они или нет. Уже сам факт вопроса демонстрирует желание участвовать в общении, обеспечивает его дальнейшее течение и углубление. В диалогических отношениях существуют две формы диалога: внутренний и внешний.

Для возникновения внутренней и внешней форм диалога необходимо создание педагогом специальных условий. При создании условий для внутреннего диалога можно проектировать ситуационные задачи следующего характера к которым относятся выбор решения из альтернатив; разрешение проблемных ситуаций; поиск суждений относительно определенного факта или явления; решение задач неопределенного характера (не имеющих однозначного решения); выдвижение гипотез и предположений.

Для создания условий внешнего диалога проектируются: вопросительный образ общения; обмен мнениями, идеями, позициями; дискуссии; коллективная генерация идей; оппонирование идей, предложений, доказательств; полифункциональный анализ идей и гипотез; творческие мастерские. Для стимулирования внешнего диалога заранее предполагается для каждого из участников: противоречивость; возможность оценки; вопросительность; возможность выразить свою точку зрения. Проектирование диалогического общения предполагает установку на открытость позиций его участников. Если педагог не занимает открытой позиции, диалог нарушается и носит искусственный характер, возникает несогласование формы и внутреннего содержания общения.

Дискуссией (лат. discusso - исследование, рассмотрение, разбор) называется такой публичный спор, целью которого являются выяснение и сопоставления разных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса. Дискуссия считается эффективным способом убеждения, так как ее участники сами приходят к тому или иному выводу.

Дискуссия в педагогическом процессе - это обмен мнениями по вопросам в соответствии с более или менее определенными правилами проведения и с участием всех или только некоторых присутствующих на занятии. При массовой дискуссии все члены, за исключением преподавателя, находятся в равном положении. Здесь не выделяют особых докладчиков и все присутствуют не только в качестве слушателей. Специальный вопрос обсуждается в определенном порядке, обычно в соответствии со строгим или несколько видоизмененным регламентом занятия, который определяется преподавателем.

Групповая дискуссия заключается в обсуждении вопросов специальной выделенной группой перед аудиторией. Как и любая форма обсуждения перед слушателями, она представляет диспут. Цель групповой дискуссии - представить возможное решение проблемы или обсудить противоположные точки зрения по спорным вопросам . Но обычно она не разрешает спора и не склоняет аудиторию к какому-либо единообразию действий. В групповой дискуссии принимает участие от 3 до 8 членов, не считая председателя. Её вариант - диалог - включает только двух участников. Участники должны быть хорошо подготовлены, иметь при себе заметки со статистическими и другими необходимыми данными. Они должны обсуждать вопросы непринужденно, в оживленной манере, задавая вопросы и делая краткие замечания.

Полилог представляет собой обмен мнениями по какой-либо определенной теме, где каждый участник высказывает свою точку зрения. Участники разговора задают друг другу вопросы, чтобы узнать точку зрения собеседника или прояснить непонятные моменты обсуждения. Эта форма общения особенно эффективна в том случае, если возникает необходимость разъяснить какой-либо вопрос, осветить проблему.

В практике работы образовательных учреждений сложились относи-тельно обособленные, отличающиеся рядом признаков виды обучения. Вид обучения — это обобщенная характеристика обучающих систем, устанавливающая особенности обучающей и учебной деятельности; характер взаимодействия учителя и учащихся в процессе обучения; функции используе-мых средств, методов и форм обучения.

К видам обучения относятся : объяснительно-иллюстративное, догма-тическое, проблемное, программированное, развивающее, эвристическое, личностно ориентированное, компьютерное, модульные, дистанционное, межпредметное и др.

1. Объяснительно-иллюстративное (традиционное, сообщающее, обычное) обучение — вид обучения, при котором обучающий, как правило, передает информацию в готовом виде посредством словесного объяснения с привле-чением наглядности; обучаемые воспринимают и воспроизводят ее.

2. Догматическое обучение — вид обучения, построенный на принятии ин-формации без доказательств на веру.

3. Проблемное обучение — вид обучения, при котором под руководством обучающего организуется самостоятельная поисковая деятельность обучае-мых по решению учебных проблем, в ходе которых у них формируются но-вые знания, умения и навыки, развиваются способности, активность, лю-бознательность, эрудиция, творческое мышление и другие личностно зна-чимые качества.

4. Развивающее обучение — вид обучения, обеспечивающий оптимальное развитие учащихся. Ведущая роль принадлежит теоретическим знаниям, обучение строится быстрым темпом и на высоком уровне, процесс учения протекает осознанно, целенаправленно и систематично, успешность обуче-ния достигается всеми обучающимися.

5. Эвристическое обучение — вид обучения, базирующийся на основных принципах проблемного и развивающего обучения и предполагающий успешность развития ученика за счет построения и самореализации лич-ностной образовательной траектории в заданном образовательном про-странстве.

6. Личностно ориентированное обучение — вид обучения, в котором образо-вательные программы и учебный процесс направлены на каждого ученика с присущими ему познавательными особенностями. Компьютерное обучение — вид обучения, основывающийся на програм-мировании обучающей и учебной деятельности, воплощенной в конт-рольно-обучающей программе для ЭВМ, позволяющей обеспечить усиле-ние индивидуализации, персонификации процесса, обучения за счет опти-мальной обратной связи о качестве усвоения содержания образования.

7. Модульное обучение — вид обучения, придающий полифункциональность минимальной дидактической единице учебной информации — моду-лю, который обеспечивает целостное усвоение содержания образования.

8. Дистанционное обучение — вид обучения, позволяющий достигнуть це-лей обучения при минимальных затратах времени на усвоение содержания образования и максимальном объеме индивидуальной, самостоятельной работы в условиях информатизации образовательного процесса.

9. Межпредметное обучение — вид обучения, основывающийся на изуче-нии интегрированных учебных предметов, построенных на реализации межпредметных и внутрипредметных связей в смежных областях познания.

Контрольные вопросы

1) Чем отличаются комплексные формы обучения от составных?

2) В чем заключается сущность формы обучения?

3) Назовите виды обучения.

4) Какова цель групповой дискуссии?