Непосредственной сдаче экзамена или зачета по любой учебной дисциплине всегда предшествует достаточно краткий период, когда студент должен сосредоточиться, систематизировать свои знания. Выражаясь компьютерным языком, он должен «вывести информацию из долговременной памяти в оперативную», сделать ее готовой к немедленному и эффективному использованию. Специфика периода подготовки к экзамену или зачету заключается в том, что студент уже ничего не изучает (для этого просто нет времени): он лишь вспоминает и систематизирует изученное. Предлагаемый курс лекций поможет студентам в решении именно этой задачи применительно к курсу «Криминология».

Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;

Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;

Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;

Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».

На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.

Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.

Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:

  1. Безналичный способ:
    • Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
    • Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения. Просим корректно ввести данные во все поля.
      Например, для " class="text-primary">Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для " class="text-primary">Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта.
    • Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.
  2. Основной формой изучения криминологии студентами юридических факультетов является их самостоятельная учебная деятельность. Направить ее, сделать более эффективной могут предлагаемые тезисы лекций по курсу «Криминология». В них изложены ключевые научные положения современной криминологии. Основными источниками по всем темам являются следующие учебники и учебные пособия:
    1. Ахраменко Н. В., Кашевский В. А. Криминология. Общая часть: Учебное пособие. Мн.: ЗАО «Веды», 1998. – 124 с.
    2. Криминология: Учебник /Под ред. акад. В. Н. Кудрявцева, проф. В. Е. Эминова. – М.: Юристъ, 1997. – 512 с.
    3. Криминология. Учебник для юридических вузов. Под общей редакцией доктора юридических наук, профессора А. И. Долговой. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА. – М. , 1999. – 784 с.
    4. Пак П. А., Лихолат И. Г., Сущенко С. А. Криминология в вопросах и ответах. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс», 2000. – 224 с.
    5. Криминология. Учебное пособие. Под общей редакцией доктора юридических наук, про-фессора, Заслуженного юриста Российской Федерации В. Е. Эминова. – М.: Издательская группа ИНФРА М-НОРМА, 1997. – 160 с.
    6. Криминология. Учебное пособие /Под ред. Н. Ф. Кузнецовой. – М.: Зерцало, ТЕИС, 1996. – 160 с.
    7. Шиханцов Г. Г. Криминология. Учебник для вузов. – М.: ИКД «Зерцало-М», 2001. – 368 с.
    8. Криминология (конспект-лекции). Анатолий Желудков. Издательство «Приор». Пособие для подготовки к экзаменам. – М. , 2001.
    Тезисы лекций не повторяют порядка расположения тем, принятого в каком-либо одном из названных выше учебников и учебных пособий. Внутренняя логика изложения материала соответствует образовательной программе по учебной дисциплине «Криминология», предусмотренной «Руководящим документом Республики Беларусь. Образовательный стандарт. Высшее образование. Специальность Г
    .09.01.00. Правоведение». – Минск, 1999. – 35 с.
    В Общую часть сверх минимума, установленного Образовательным стандартом, введена тема «Основы криминологического прогнозирования и планирования борьбы с преступностью», а в Особенную – темы, посвященные налоговой преступности и преступному наркотизму.
    Несмотря на то, что в тезисах лекций сделана попытка суммировать ключевые научные поло-жения, содержащиеся в учебных источниках, они не являются альтернативой этим учебникам и учебным пособиям. Студенты должны помнить, что предлагаемые тезисы лекций – это лишь ключ к знанию, а сами учебники и учебные пособие – те двери, которые при помощи этого ключа можно открыть для получения фундаментальных знаний.

    СОДЕРЖАНИЕ
    Предисловие
    Общая часть
    Криминология как наука
    История развития криминологии
    Методика криминологических исследований
    Преступность
    Личность преступника
    Механизм индивидуального преступного поведения
    Причины и условия преступности
    Основные концепции причин преступности
    Основы криминологического прогнозирования и планирования борьбы с преступностью
    Предупреждение преступности
    Между народное сотрудничество в борьбе с преступностью
    Особенная часть
    Экономическая преступность
    Организованная преступность
    Профессиональная преступность
    Преступность несовершеннолетних
    Насильственная преступность
    Преступления, совершенные по неосторожности, и их предупреждение
    Налоговая преступность
    Криминальный наркотизм

    1.Антропологические исследования преступности.

    Криминология как самостоятельная наука сложилась в XIX в. Становлению криминологии как науки способствовали проведенные в начале XIX в. антропологические, статистические, социально-экономические и социально-правовые исследования преступности.

    В основу антропологического исследования Ф. Галля (1758-1828) в 1825 г. был положен его тезис о том, что преступления являются продуктом индивидов, их совершающих, а следовательно, их характер зависит от природы этих индивидов и от тех условий, в которых эти индивиды находятся; лишь принимая во внимание эту природу и эти условия можно правильно оценивать преступления. По мнению Ф.Галля, есть люди, чьи врожденные качества позволяют противостоять соблазнам, соотносить свое поведение с законом и более высокими нравственными идеалами. Есть люди, как он считал, обездоленные от природы, которые в силу своих врожденных качеств легко становятся на путь преступления. И, наконец, есть люди, которые занимают между этими двумя полярными группами промежуточное положение.

    Эта идея Галля в дальнейшем получила развитие в теории врожденного преступника, предложенной профессором судебной медицины Чезаре Ломброзо (1835-1909) в 1871 г. По мнению Ч.Ломброзо, преступление такое же естественное явление, как рождение или смерть. Ломброзо принадлежит теория, согласно которой преступниками рождаются, а не становятся. Им была разработана система признаков "прирожденного преступника", включающая аномалии черепа, атавистические признаки (чрезмерная волосистость головы и тела, либо, напротив, раннее облысение), косоглазие, асимметрия лица и т.п. Ломброзо дал описание характерных внешних черт убийц, воров, мошенников и т.д. Следует отметить, что в основу своих выводов Ломброзо положил серьезное эмпирическое исследование. Им были обследованы более 26 тысяч преступников и около 26 тысяч, как мы теперь говорим, законопослушных граждан.

    По мере накопления эмпирических данных, а также критики, обрушившейся на идею "врожденного преступника", Ломброзо частично пересмотрел взгляды, признав влияние социальных факторов на генезис преступного поведения и вероятностную связь между совершением преступления и выявленными им типами преступников. Но все это было значительно позже, а в истории криминологии он остался автором антропологической теории врожденного преступника.

    Следует отметить, что антропологическое направление получило широкое распространение.

    2.Статистические методы исследования преступности.

    История статистических методов изучения преступности тесно связана с именем А. Кетле (1796-1874), опубликовавшим в 1836 г. работу под названием "Человек и развитие его способностей или опыт общественной физики". Статистические исследования Кетле показали, что число совершенных преступлений, их структура из года в год остаются почти неизменными. Кетле писал: "Существует бюджет, который выплачивается поистине с ужасающей аккуратностью и правильностью. Это бюджет тюрем, рудников и эшафотов". Ученый установил, что при стабильности социальных вопросов в государстве Стабильно и число преступлений: "Мы можем с полной достоверностью предвидеть, сколько человек запачкают свои руки кровью ближнего, сколько будет подлогов, отравлений...". На основе теории вероятностей Кетле даже пытался вывести формулу для математически точного расчета склонности человека к преступлению. Значение научных исследований Кетле в том, что он впервые взглянул на преступность как совокупность произвольных деяний, подчиненную действию определенных закономерностей. Он первым указал на то, что необходимо выявлять законы развития преступности, определяющие ее рост или уменьшение. По его мнению, попытка избавиться от преступности, строго карая нарушителей закона, заведомо обречена на провал.

    Социально-экономические исследования показали статистическую (вероятностную) связь преступности с различными социальными факторами. Если Кетле только констатировал связь преступности с социальными условиями жизни, то Э.Ферри (1856-1929), Р.Гарофало, Марро и др. показали конкретную связь указанных феноменов. Так, Ферри уже в 1908 г. писал о том, что рост и уменьшение преступности зависят главным образом от социальных факторов. Он сформулировал закон насыщения общества преступностью, суть которого выражается в определенной пропорциональной зависимости между численностью населения, находящегося в конкретной социальной среде, и числом преступлений.

    Гарофало пытался сформулировать социологическое понятие преступности, а Марро показал связь преступности и бедности, объяснил более высокий уровень преступности в неимущих слоях населения, социальными условиями.

    В 1884 г. в Турине Гарофало издал монографию под названием "Криминология" с подзаголовком "Природа преступности и теория наказания". Она состояла из трех глав: "Преступление", "Преступник", "Репрессия". В этой работе Гарофало развивал юридические аспекты проблемы, он разработал карательную систему применительно к двум группам преступников тем, кого угроза наказанием может удерживать от совершения преступления и тем, на кого такая угроза не оказывает сдерживающего воздействия.

    В дальнейшем (во втором издании "Криминологии") он классифицировал преступников на четыре группы (убийцы, насильники, или импульсивные преступники, преступники, лишенные честности, преступники, виновные в мятеже, восстании, неповиновении властям). Применительно к каждой из них им была предложена система наказаний, в которой достаточно часто фигурировало тюремное заключение, ссылка на неопределенный срок (преступники четвертой, некоторые представители третьей группы), смертная казнь (первая группа) и др.

    Связь преступности с социальными условиями прослежена в исследовании Ф.Энгельса, изучавшего положение рабочего класса в Англии. В одноименной работе он показал механизм влияния общественных условий на преступность, вскрыл сущность преступности.

    Социально-правовые исследования, предшествующие становлению криминологии как самостоятельной науки, связаны также с именами Листа и Тарда.

    Сущность концепции Ф.Листа (1851-1919) состояла в расширении классических рамок науки уголовного права, в сферу интересов которогоон включал криминологию и уголовную политику. Он полагал, что изучением преступности и преступника должна заниматься криминология, а проблемой уголовно-правовых мер борьбы с преступностью - уголовная политика. Под уголовной политикой Лист понимал положения и принципы, руководствуясь которыми государство ведет борьбу с преступностью, сочетая наказания и иные меры воздействия. Следует отметить, что важным средством исправления преступников Лист считал воспитательные меры. Однако при этом Лист признавал, что далеко не всех преступников можно исправить.

    Название науки "криминология" происходит от латинского "krimen" (преступление) и греческого "logos" (наука). То есть, дословно криминология - это наука о преступлении. В данном случае термин "преступление" употребляется в собирательном значении. Им обозначается не какое-то отдельное преступление, а преступление - как явление. Сегодня мы употребляем вместо него более соответствующий по смыслу термин - "преступность". Таким образом, более точный перевод термина "криминология" - это "наука о преступности".

    Впервые термин "криминология" был применен антропологом Топинардом в 1879г., а уже в 1890г. в Риме прокурор кассационного суда барон Р.Гарофало опубликовал имевшую успех книгу под названием "Криминология".

    Вопрос о понятии и природе криминологии (что отражается и на ее предмете) как общественной, юридической или естественной науки продолжает оставаться дискуссионным в зарубежной криминологии. Англосаксонская система криминологии считает ее отраслью социологии, поэтому она преподается в социологических, а не юридических колледжах. Континентальная доктрина рассматривает криминологию как междисциплинарную -между общественными и естественными науками. При этом в Италии акцепт делается на биологическую сторону криминологии, во Франции - на клиническую, связанную с психологическими и психиатрическими аномалиями, а в Германии конкурируют два направления - биологическое и социологическое с преобладанием последнего.

    Оглавление
    Лекция № 1. Понятие, предмет, метод и система криминологи 3
    Лекция № 2.История криминологии и ее современное состояние 9
    Лекция № 3. Преступность и ее основные характеристики 19
    Лекция № 4. Причины и условия преступности 24
    Лекция № 5. Личность преступника 32
    Лекция № 6. Причины и условия совершения конкретных преступлений 41
    Лекция № 7. Методика криминологических исследований 47
    Лекция № 8. Предупреждение преступности 53
    ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ 60
    Лекция № 9. Криминологическая характеристика и профилактика преступлений против личности 60
    Лекция № 10. Криминологическая характеристика и профилактика преступлений против собственности 69
    Лекция №11. Криминологическая характеристика и профилактика профессиональной, рецидивной и организованной преступности 80
    Лекция № 14. Криминологическая характеристика преступлений против общественной безопасности и их предупреждение 98
    Лекция № 15. Криминологическая характеристика и предупреждение женской преступности 107

    Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
    Скачать книгу Криминология, Курс лекций, Михайлова А.В., 2008 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

    Скачать pdf
    Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

    В конспекте лекций рассматривается комплекс теоретических проблем изучения преступности – этого наиболее опасного явления на современном этапе человеческой истории. Особое внимание уделяется становлению криминологии как самостоятельной науки, пониманию природы преступности. Подробно анализируются причинный комплекс преступности в современной России, особенности личности преступника, проблема психических аномалий, а также главное направление в борьбе с преступностью – ее предупреждение. Пособие рекомендовано методической комиссией юридического факультета ТвГУ 14.03.2014 для студентов III курса дневного отделения юридического факультета Тверского государственного университета.

    * * *

    Приведённый ознакомительный фрагмент книги Криминология. Общая часть: Конспект лекций (М. Н. Хурчак) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

    Лекция 1

    Понятие криминологии, ее предмет и метод, связь криминологии с другими науками

    Специфика любой науки определяется, прежде всего, ее предметом . Предмет определяет и метод исследования. История научной мысли свидетельствует, что развитие наук шло по пути их обособления, что непременно было связано с выделением предмета исследования, определением тех явлений, разработка которых характеризует прогресс научного познания мира. Сказанное в полной мере относится и к развитию правовых наук, в том числе и криминологии.

    Криминология – наука социально-правовая. Она выступает как составная часть научной системы изучения общественных явлений, образующей в своей совокупности социальные знания.

    Знания, составляющие в настоящее время содержание криминологии как самостоятельной науки, долгое время развивались и разрабатывались в рамках наук, изучающих общественные явления: философии, социологии, психологии, статистики и других, в особенности в рамках правовых наук криминального цикла и, в первую очередь, науки уголовного права.

    Попытки разрешить те или иные проблемы преступности и ее причин предпринимались в различные периоды существования человеческого общества, и на этот счет в науке было высказано немало интересных суждений и взглядов. Долгое время в истории человеческой цивилизации действовал принцип талиона.

    Но уже в те далекие времена выдвигались и рассматривались идеи о необходимости предупреждения преступности и отдельных преступлений.

    Так, Платон призывал законодателя создавать законы, отвращающие от преступления тех, кто может сделаться преступником. Аристотель полагал, что предупреждение преступлений – это, прежде всего, борьба с испорченными, противоречащими разуму привычками и вкусами. И эта тенденция получила подтверждение в Средние века, когда Вольтер сформулировал известный тезис, что предупреждение преступлений и есть истинная юриспруденция.

    Свой вклад в понимание индивидуального поведения и в определение преступного, а также в формирование социального порядка внесли и деятели церкви, считавшие, что измена и ересь должны караться высшей мерой наказания, т.е. преступлением объявлялись все действия, неугодные богу и светской власти. Хотя, наряду с этой основной тенденцией, Томас Мор поставил на обсуждение проблему «происхождения воров»: почему эти люди воруют?

    Дальнейшие импульсы к развитию криминологии дали уголовно-политические исследования Монтескье и Беккариа, которые, наряду с критикой феодального уголовного права, указывали, что причины преступности коренятся в жизни людей. И необходимо поэтому на первое место в политике государства поставить не наказание, а предупреждение преступлений.

    Стоит привести интересный исторический факт. В русском уголовном праве был устав о предупреждении и пресечении преступлений, где не содержалось санкций, а имелись указания на то, что не должны все делать, чтобы не было преступлений. Там, в частности, было сказано, что всем и каждому вменяется в обязанность жить в незазорной любви и согласии друг другу, по достоинству воздавать почтение, послушным быть, кому надлежит по установленному порядку, и стараться предупреждать недоразумения, ссоры, споры и прения, которые могут довести до огорчения и обид.

    В 1836 г. бельгийским статистом Кетле была издана книга «Социальная физика». Краткий вывод о преступности сводился к тому, что общество заключает в себе зародыши всех могущих совершиться преступлений, потому что в нем заключаются все условия, способствующие их развитию. Общество подготавливает преступление, а преступник есть только орудие. Всякое общество предполагает известное число и известный порядок преступлений, которые являются необходимым следствием его организации. По мнению Кетле, преступность есть категория вечная, присущая любому обществу, которая повторяется из года в год с «железной необходимостью» .

    Маркс, положительно оценив труд Кетле, одновременно обратил внимание на необходимость серьезно подумать об изменении системы, которая порождает эти преступления, вместо того, чтобы прославлять палача, который устраняет известное число преступников лишь для того, чтобы дать место новым .

    Начало социалистической криминологии положила работа Энгельса «Положение рабочего класса в Англии» (1845 г.), в которой он проанализировал закономерности возникновения и развития преступности в буржуазном обществе и сформулировал выводы, определившие в дальнейшем развитие советской криминологии: главной причиной преступности в буржуазном обществе является частная собственность, утверждающая борьбу каждого против всех и обуславливающая прогрессирующую деморализацию человеческого общества. Единственным выводом из этих положений является требование ликвидации буржуазного общества, неизбежным продуктом которого является всевозрастающая преступность, успех борьбы с которой зависит от пролетарской революции.

    Таким образом, уже к середине XIX в. были разработаны все исходные идеи, которые определили дальнейшее развитие криминологической мысли. Считается, что термин «криминология» ввел в 1879 г. французский антрополог Топинар, который и был признан всеми.

    Как известно, ни одна идея в обществе не получит должного развития, если нет общественных потребностей. Криминология как самостоятельная социолого-правовая наука возникает в конце XIX столетия. Ее возникновение было связано с усложнением развития человеческого общества, усилением его противоречий. Обострение этих противоречий привело к резкому возрастанию преступности. В этих условиях криминологические идеи, которые рассматривались в рамках антропологической, социологической теорий и в поле зрения которых были преступления, преступник, причины противоправного поведения, стали приобретать все большую общественную значимость, что и обусловило зарождение криминологии.

    Криминология (от латинского – crimen (crimenis) и греческого – 1оgоs) – наука, изучающая преступность как социально-правовое явление, причины и закономерности ее развития, личность преступника и меры по предупреждению преступности.

    Исходя из вышеуказанного определения можно сделать вывод, что предметом криминологии являются следующие элементы: преступность, ее причины, личность преступника и меры предупреждения преступности.

    Предметом криминологии является, прежде всего, преступность как социально-правовое и массовое явление. Криминология, несомненно, изучает и отдельное преступление как реальное явление социальной жизни.

    Иначе говоря, криминология изучает преступность не только на уровне общего (в масштабе всей страны), но и на уровне особенного (отдельные виды преступности: общеуголовная, корыстная, экономическая, женская, рецидивная, организованная, профессиональная, насильственная, несовершеннолетних и т.д.) и отдельного. Закономерности развития преступности как социально-правового явления так же, как и причины конкретного общественно опасного поведения, могут быть выражены лишь закономерностями целого, т.е. статистическими закономерностями, характеризующими поведение значительного количества лиц, совершивших аналогичные преступления. Особенностью статистических закономерностей является то, что, суммируя случайности в большой массе событий, они дают возможность выявить с той или иной степенью вероятности скрытую за ними необходимость, определить конкретные формы ее проявления. Говоря о преступлениях, К. Маркс указывал, что они, «взятые в большом масштабе, обнаруживают по своему числу и своей классификации такую же закономерность, как и явления природы».

    Только массовые наблюдения дают возможность выявить закономерные связи и определить тенденции, характеризующие диалектику развития тех или иных криминологических явлений. Например, социально-демографические различия лиц, совершивших должностные преступления, в сочетании с другими личностными особенностями, несомненно, накладывают свой отпечаток на мотивы этих деяний. Установить определенную зависимость между особенностями личности и характером совершенного преступления на основе лишь отдельных случаев, разумеется, нельзя. Это можно сделать лишь с помощью массовых наблюдений, путем изучения сравнительно большого числа лиц, совершивших названные преступления. Этим, в частности, можно объяснить тот большой интерес, который проявляют криминологи к конкретно-социологическому методу при изучении преступности и личности преступника.

    Статистические закономерности по-своему выражают диалектику соотношения необходимости и случайности в человеческом поведении. Как известно, случайность не только противостоит необходимости, но и выступает как обязательное условие ее проявления, как форма выражения объективных связей, без которой необходимость теряет всякий смысл. Случайность – важнейшая сторона в процессе развития, и ее нельзя игнорировать в объяснении сущности того или иного явления, в том числе и антиобщественного поведения. Нужно иметь в виду, что применительно к отдельным фактам, событиям и особенно к поведению людей, рассматриваемым на уровне общего, особенного и единичного, случайное и необходимое могут меняться местами. То, что являлось случайным в общем, может быть необходимым в особенном и единичном, и наоборот. Границы этих отношений в поведении людей не могут быть одинаковыми. Данное обстоятельство имеет важное значение в понимании природы преступного поведения, закономерностей развития преступности.

    Вместе с тем, как ни важен метод статистических закономерностей в объяснении детерминистической природы преступного поведения, он недостаточен для познания сущности антиобщественного поведения, развития преступности. Указанные закономерности подчеркивают лишь повторяемость факторов, количественную сторону изучаемых явлений. «Статистика, – отмечал В. И. Ленин, – должна иллюстрировать установленные всесторонним анализом общественно-экономические отношения, а не превращаться в самоцель…».

    В правовой литературе спорным является вопрос о том, следует ли включать в предмет криминологии различные формы непреступного отклоняющегося поведения (пьянство, наркоманию, административные проступки и т. д.).

    В западной криминологии существует узкое понятие криминологии, включающее изучение лишь преступления и личности преступника, и широкое, подразумевающее анализ любого отклоняющегося поведения. Так, по замечанию немецкого криминолога Кайзера, предмет криминологии включает в себя изучение и явлений алкоголизма, проституции, самоубийств и других форм антиобщественного поведения.

    Несомненно, криминология не может оставлять без внимания различные аморальные явления и антиобщественные проступки, на почве которых появляются антиобщественные взгляды и привычки и которые весьма часто предшествуют совершению преступления. Например, нельзя понять природу и источники уголовно наказуемого хулиганства, не исследуя различные аспекты, связанные с мелким хулиганством и другими нарушениями общественного порядка. Однако это не означает, что отдельные виды отклоняющегося непреступного поведения должны быть включены в предмет криминологии. Как справедливо отмечалось в правовой литературе, при таком подходе криминология превратилась бы в неопределенную науку. Нельзя растворять предмет криминологии бесчисленным множеством проблем, связанных с преступностью. Любая наука в ходе исследования неизбежно затрагивает и изучает те или иные смежные проблемы. Но пределы этого изучения определяются спецификой предмета исследования. Для криминологии – это преступность.

    Криминология не ограничивается изучением количественной и качественной сторон преступности. Ее основное назначение – исследовать закономерности развития преступности, что непосредственно связано с изучением причин и условий появления преступности в обществе и ее развития. Поэтому в содержание предмета криминологии входит исследование причин и условий совершения преступлений.

    Исследование причин совершения преступлений – важнейшая задача криминологии. Собственно, само возникновение этой науки, как уже отмечалось, было связано с необходимостью изучения причин и условий совершения преступлений, закономерностей развития преступности. Криминология не может рассматривать преступление как голый факт, не изучая источники, вызвавшие его к жизни. Она должна исследовать все социальные явления и процессы, которые оказывают решающее влияние на появление преступности в обществе, детерминируют ее развитие.

    Задача изучения причин совершения преступлений весьма сложная и трудная. Социальные явления и процессы, воздействующие на преступность, весьма многочисленны и разноаспектные. Они могут быть базисного и надстроечного характера, находиться в постоянном изменении и развитии и т. д. и, главное, – действуют не в чистом виде, а чаще всего взаимосвязаны с другими социальными явлениями и процессами.

    Преступность и причины, ее обуславливающие, должны исследоваться как в общетерриториальном масштабе, так и в масштабе отдельных регионов, как на уровне общего, так и на уровне особенного, отдельного. Установление причины конкретного преступления дает возможность проводить профилактическую работу по конкретному делу.

    Важным элементом предмета криминологии является личность преступника.

    Преступление выступает не только как внешний акт, но и как акт волевой, сознательный, свободно избираемый. Оно – результат весьма сложного процесса, в котором внешние обстоятельства действуют не непосредственно, а преломляясь через внутренние условия.

    Действие человека не является результатом только каких-то одних факторов. Внутренние условия, как бы они ни были значительны сами по себе, без конкретных обстоятельств не могут вызвать мотив и породить общественно опасное намерение. Точно так же внешние обстоятельства не вызывают фатально общественно опасного поведения, если нет соответствующих внутренних условий. Для того чтобы внешние обстоятельства приобрели характер мотива, они должны пройти через сознание и волю лица, через внутренний строй его психики, составляющие основу личности, и найти свое выражение в волевом акте, посредством которого совершается преступление.

    Следовательно, чтобы познать причины преступности, необходимо раскрыть механизм преступного поведения. Но нельзя его раскрыть, не исследовав личность преступника, влияние ее свойств и особенностей на противоправное поведение.

    Криминология не может удовлетвориться уголовно-правовыми признаками, которые характеризуют виновное лицо как субъекта преступления. В совершенном преступлении выражается не какая-нибудь черта личности, а, в определенном смысле, весь человек. Чтобы определить влияние тех или иных социальных явлений и процессов на преступность, надлежит принять во внимание не только социально-демографические признаки, но и психологические свойства и особенности личности, ее мотивационную направленность и т.д.

    Проблема личности преступника, поскольку она непосредственно связана с детерминацией преступного поведения, имеет большое методологическое значение. Она накладывает отпечаток на все проблемы криминологии, следовательно, на содержание этой науки. Необходимо также отметить связь данной проблемы с воспитанием законопослушного гражданина общества. Трактовка личности, особенно в аспекте соотношения социального и биологического в ее структуре, – тот главный пункт, по которому и по настоящее время продолжают высказываться прямо противоположные взгляды.

    Криминология не ограничивается изучением общего понятия личности преступника. В настоящее время криминологи большое значение придают изучению личности преступника с учетом характера совершенного преступления, отдельного региона, а также личности преступника, принадлежащего к определенным социальным группам (рецидивисты, «беловоротничковые» преступники и т.д.), личности несовершеннолетнего преступника, личности преступника с аномалиями психики. В условиях современных социальных, экономических и политических преобразований особую актуальность приобретают такие проблемы, как преступник в свете социальной адаптации, характеристика лиц, совершивших неосторожные преступления, и другие.

    Важной частью предмета криминологии является предупреждение преступности. Предупреждение преступности и профилактика преступлений рассматриваются большинством стран как важная практическая и социально-политическая задача, как главное направление в борьбе с преступностью.

    Меры предупреждения преступлений, их содержание и характер всецело зависят от того, как определяются причины преступности. Большинство криминологов, рассматривая преступность как социальное явление, подчеркивало и подчеркивает, что главным в её предупреждении является проведение социально-ориентированной политики государства. Предупреждение преступности должно выступать как разновидность социального управления, включающее в себя научное прогнозирование изменения преступности и тех явлений, которые выступают в качестве причины, а также планирование и координирование профилактической работы.

    В условиях современной российской действительности первостепенное значение имеют ликвидация бедственного положения значительной части российских граждан, укрепление роли государства как политической организации всех российских граждан, идеологическое обоснование проводимых преобразований в стране и др. Наряду с этим немаловажное значение имеют и специальные криминологические мероприятия, связанные с изучением причин и условий совершения преступлений и разработкой превентивных мер, в особенности, возврат к ранее существовавшим наработкам в профилактической деятельности правоохранительных и других государственных органов и общественных организаций. Как было указано выше, криминология – наука, занимающаяся изучением преступности, причин и закономерностей ее развития, личности преступника и разработкой мер по предупреждению преступности. Успешное решение названных проблем в определяющей степени зависит от методологии исследования.

    Общепризнанным является положение, что метод определяется предметом и задачами исследования. Вместе с тем к исследованию того или иного явления может быть неодинаковый подход, и, следовательно, неодинаковыми могут быть методы.

    Многое зависит не только от предмета, но и от его понимания, вернее, от теории предмета. Поэтому не случайно говорят, что каждой теории присущ свой метод, что метод – это не только способ исследования, но и теория. Это можно проиллюстрировать на личности преступника. Ее можно изучать с разных позиций. И, как свидетельствует история криминологии, способы такого изучения были самыми различными. Представители антропологического направления, родоначальником которого был итальянский врач Ломброзо, рассматривая личность как чисто биологическое явление, главным образом применяли физиологический метод при изучении личности преступника. Социологи использовали в этих целях как биологический, так и социологический методы. Эти методы широко применяются в западной криминологии и в настоящее время.

    Следовательно, метод исследования в решающей степени определяется теорией личности преступника, иначе говоря, зависит от того, как понимается ее сущность, структура, детерминистическая природа преступного поведения. Данное замечание полностью относится и ко всем другим проблемам криминологии.

    Для того чтобы обеспечить эффективность их разработки, необходимо сначала наметить общий методологический подход, определяющий направление и содержание научных исследований. В соответствии с общим методологическим подходом должны разрабатываться конкретно-научные методы исследования.

    Под методологией понимается совокупность принципов, идей, с помощью которых раскрывается закономерность изучаемого явления.

    Методологической основой отечественной криминологии является диалектический и исторический материализм. Именно восстановление в правах подлинного диалектического метода помогает отечественной криминологии познавать действительные закономерности развития преступности, ее причин и условий, а также ее предупреждения.

    Диалектический и исторический материализм позволяет ответить на ряд вопросов, имеющих для криминологии основополагающее значение: о происхождении, социальной природе преступности, ее причинах, о сущности человеческой личности и др. Признание того факта, что материальные условия лежат в основе человеческого общества, является исходным пунктом криминологии. В целях научного анализа криминология использует законы и категории диалектического материализма. Так, закон единства и борьбы противоположностей служит методологической базой для изучения личности преступника, в которой сочетаются и позитивные, и негативные качества. Закон перехода количественных изменений в качественные объясняет новые качественные характеристики преступности (появление в 1990 гг. организованной преступности), являющиеся результатом роста некоторых видов преступлений и существенных изменений в структуре преступности.

    Такие категории диалектического материализма, как необходимость и случайность, причина и условие, общее, особенное и единичное, сущность и явление, способствуют раскрытию содержания одноименных понятий в криминологии. На их основе становятся возможными классификация причин преступности, преступников, мотивов преступлений, прогнозирование преступности и индивидуального преступного поведения.

    Диалектико-материалистический метод ориентирует исследователя на необходимость рассматривать преступность и другие криминологические явления в сравнительно-историческом аспекте: в развитии и изменении, в социальных связях и обусловленностях, предостерегает от субъективизма и одностороннего подхода к изучению социальных явлений, обеспечивает всесторонность изучения.

    Однако неправильно было бы полагать, что только на основе общих философских положений можно объяснить все те явления и противоречия в жизни, с которыми сталкивается криминология. Задача любого криминологического исследования заключается в том, чтобы с помощью общих положений материалистической диалектики избрать такой метод исследования, который бы давал возможность раскрыть социальную сущность явления, установить закономерности его развития, формы выражения вовне и т. д.

    Диалектико-материалистический метод не исключает, а предполагает разработку других общих и частнонаучных методов, в частности, таких, как конкретно-социологический, историко-сравнительный, психологический, статистический, системный, математический и другие, которые в настоящее время широко используются во многих странах. Они не являются чисто криминологическими, но свою специфику приобретают в криминологии в силу особенностей предмета и задач исследования.

    Термин «методика» чаще всего употребляется для характеристики разнообразных технических приемов, применяемых в криминологических исследованиях, различных по своей направленности и целям. Методика – это средство и способ познания конкретного участка действительности, необходимые для решения задач исследования.

    Особенно широко применяется конкретно-социологический метод, наиболее распространенными приемами которого являются анкетирование, интервьюирование и другие. Он дает возможность более глубоко познать социологический аспект изучаемых явлений, их детерминистическую природу. С помощью этого метода криминологами накоплен большой фактический материал, характеризующий как состояние и динамику преступности в целом, так и отдельные преступления, и позволяющий более предметно решать проблемы изучения причин преступности и совершенствовать меры по ее предупреждению.

    Часто используется и историко-сравнительный метод, дающий возможность определить преобладающие тенденции развития преступности, ее динамику, изменение состояния и структуры за тот или иной период времени, без чего невозможно разработать профилактические меры.

    Преступление, как отмечалось, выступает в качестве волевого целенаправленного акта. Для понимания его природы весьма важное значение приобретает проблема соотношения объективного и субъективного в конкретном человеческом поведении. Решается она с помощью психологических методов, применяемых в общей психологии при изучении различных аспектов человеческого поведения. Это позволяет определить диалектику соотношения объективных условий среды и субъективных свойств при формировании личности, возникновении преступного намерения, его реализации, мотивации преступлений.

    Криминология, как было указано выше, имеет дело, как правило, с массовыми явлениями. Это и определяет значение уголовно-статистического метода в изучении количественной стороны криминологических явлений с целью познания их закономерности развития. Его особенностью является то, что он описывает изучаемое явление с помощью цифр, что позволяет получить важную информацию о состоянии, структуре, динамике, причинах преступности, личности преступника, мотивах совершения преступления и других явлениях.

    В настоящее время в исследовании социологических проблем все чаще стал применяться системный подход. Перспективен он и в криминологии. Преступность как система характеризуется определенными связями и отношениями между составляющими ее элементами. Вместе с тем она выступает как определенная целостность в неразрывной связи с теми социальными явлениями и процессами, которые оказывают на нее непосредственное воздействие. Рассмотрение преступности с позиций системного подхода позволяет более глубоко понять ее детерминистическую природу, закономерности развития как в целом, так и отдельных ее видов.

    В криминологии также применяются и иные методы, например: документальный, обобщение судебной практики, метод экспертных оценок, эксперимент и другие.

    Каждый из перечисленных методов предполагает определенные приемы (процедуру, технику) исследования, выбор которых зависит от программы, определяющей цели и задачи научного исследования.

    Для того чтобы определить специфику и содержание любой науки, необходимо установить ее место в системе других наук . Криминология отличается от всех иных правовых дисциплин тем, что большинство разрабатываемых ею проблем носит комплексный характер, находится на стыке ряда наук: права, социологии, философии, психологии и других. Исследование этих проблем в той или иной мере должно опираться на достижения и выводы смежных наук. Это обстоятельство не лишает ведущей роли криминологии в решении теоретических проблем, возникающих при изучении преступности, и только на основе такой связи возможно успешное решение всего комплекса криминологических проблем. Причем криминология не только использует данные других наук, но и сама вооружает последние своими выводами и предложениями.

    криминологией и социологией. Преступность как социально-правовое явление может быть понята, а закономерности ее раскрыты лишь в аспекте тех социальных явлений и процессов, которые действуют в обществе и которые связаны с ней причинно. К примеру, чтобы раскрыть причины преступности, недостаточно знать состояние, динамику и структуру последней, а необходимо тщательно исследовать те многочисленные явления и процессы, которые имеют решающее значение в ее детерминации. Это в полной мере относится и к другим проблемам криминологии: личности преступника, мотивам совершения преступления, мерам предупреждения преступности, роли противоправных действий потерпевшего в детерминации антиобщественного поведения и другим. Криминология не только использует достижения социологии, но и сама оказывает ей большую помощь, снабжая соответствующей информацией.

    Много общего и в применяемых методах исследования в этих науках. Методологической базой как криминологии, так и социологии является исторический материализм, раскрывающий закономерности развития общества. Именно с этих позиций должны рассматриваться проблемы, исследуемые обеими науками. Общность в методологических основах определяет, в свою очередь, и используемые ими частнонаучные методы, и конкретную методику. Поэтому не случайно криминологию иногда именуют социологией уголовного права, социологией преступности. Некоторые авторы рассматривают ее как составную часть социологии; они считают, что основные элементы предмета криминологии: преступность как социальное явление, ее причины, личность людей, совершающих преступления, и предупреждение преступности – это одновременно и социологическая проблематика. По нашему мнению, подобный взгляд на криминологию не выражает всей той специфики, которая служит основанием для выделения ее в самостоятельную отрасль человеческих знаний и, по существу, лишает эту науку самостоятельного значения.

    Криминология – прежде всего наука правовая. Это подчеркивается ее предметом, методом и задачами исследования. То, что преступность как предмет криминологии имеет социальное содержание, не меняет характера этой науки. Криминология изучает ее не только как социальное, но как социально-правовое явление, видит в нем, прежде всего, правовой аспект. Причем последний является главным, определяющим признаком этой науки в характеристике ее категорий и понятий.

    Основное значение криминологии состоит в изучении закономерностей развития преступности и разработке мер по ее предупреждению. Эти меры в своем большинстве связаны с охраной прав и интересов граждан и во многих случаях носят правовой характер, что наиболее наглядно проявляется в индивидуальной профилактике преступлений. Правовой аспект можно обнаружить и в других мерах, разрабатываемых криминологией. Для социологии правовой аспект преступности, как, впрочем, и других явлений, которые ей приходится исследовать, не имеет решающего значения, для нее главное – их социальная характеристика. Учение же о преступном поведении должно включать в себя философский и, значительно шире, чем пока это сделано, психологический аспекты.

    Проблемы, изучаемые как криминологией, так и другими правовыми науками, тесно связаны не только с социологией, но во многих случаях находятся на стыке философии, психологии, статистики и других наук.

    Следует отметить тесную связь криминологии с философией. Философские категории и понятия играют важную роль в исследовании закономерностей развития преступности, причин и условий ее совершения, личности виновного и т. д.

    Среди других наук, связь криминологии с которыми является значительной, нужно назвать психологию. Психологический аспект в той или иной мере наличествует во всех криминологических проблемах. Но особенно ярко он проявляется при исследовании механизма преступного поведения, личности преступника, мотивации преступления.

    Социальная психология помогает криминологии раскрыть закономерности поведения человека под воздействием социальной среды; выявить роль семьи, бытового окружения, неформальных групп; определить влияние на индивида групповых норм, ценностей. Данные социальной психологии особенно важны для исследования групповой преступности, механизма образования групп.

    Криминология связана и с другими общественными, а также естественными науками. Существенное значение имеет установление ее соотношения с иными правовыми науками.

    Особенно тесная связь существует между криминологией и уголовным правом. В криминологии широко используются многие категории и понятия уголовного права: преступления, преступности, рецидива и другие. Однако по своему предмету, методу, задачам она не укладывается в рамки уголовного права.

    Уголовное право изучает основания и пределы уголовной ответственности, применение наказания за совершенное преступление, а также возникающие в связи с этим отношения. Уголовное право, несомненно, изучает социальные и криминологические аспекты преступления и наказания, с чем связано возникновение социологии уголовного права. Однако эти аспекты имеют подчиненное значение. Они интересуют науку уголовного права постольку, поскольку связаны с исследованием основных элементов ее предмета.

    Следует отметить также связь криминологии с уголовно-исполнительным правом. С одной стороны, исполнение наказания, сочетающегося с исправительно-трудовым воздействием, имеет большое профилактическое значение, особенно в предупреждении рецидива преступлений. С другой – криминология, исследуя причины рецидива и меры по его предупреждению, оказывает существенную помощь методике воздействия на осужденных.

    Криминология связана и с другими дисциплинами криминалистического цикла, в частности, с криминалистикой и уголовным процессом.

    Криминалистика, разрабатывая тактические приемы, методику и технические средства раскрытия и расследования преступлений, установления истины по делу и разоблачения виновных, играет немаловажную роль в предупреждении преступлений. В то же время криминология, исследуя причины и условия совершения преступлений, меры их предупреждения, личность преступника, оказывает криминалистике большую помощь в выработке соответствующих тактических приемов и методических рекомендаций по раскрытию и расследованию преступлений, собиранию доказательств и установлению истины по делу.

    Для криминологии имеет значение связь с уголовным процессом. Уголовно-процессуальная деятельность облекается в законе в такие формы, что сама по себе имеет большое превентивное значение. Но ее предупредительное значение этим не ограничивается. Уголовно-процессуальный закон возлагает на судебно-следственные органы обязанность выяснять по каждому уголовному делу причины и условия, способствовавшие совершению преступления, и вносить представления об их устранении в соответствующие государственные органы и общественные организации. В свою очередь, криминология должна оказывать судебно-следственным и прокурорским работникам помощь в решении указанных проблем криминологическим путем.

    Криминология имеет связь и с другими правовыми дисциплинами, а также дисциплинами, изучающими проблемы управления.

    Задачи криминологии определяются ее предметом и природой. Криминология призвана глубоко изучать состояние, закономерности развития преступности и на этой основе разрабатывать меры по ее контролю и ограничению ее воздействия на жизнь общества. Иначе говоря, она должна содействовать осуществлению социально-экономических задач, которые решает российское государство на современном этапе, что требует внедрения криминологической экспертизы проектов нормативных актов на предмет их обоснованности и последствий в изменении преступности. Криминология больше, чем какая-либо иная правовая наука, использует достижения других наук, в особенности, философии, политэкономии, социологии, психологии и т.д.

    Борьба с преступностью – сложная и многоплановая задача, выполнение которой связано с восстановлением элементарной законности, существовавшей в советский период, неотвратимостью ответственности за совершенные правонарушения, выявлением и наказанием виновных, последовательным осуществлением судебной политики и созданием системы предупредительной работы. Причем главные усилия должны быть направлены на профилактику.

    Применительно к предупреждению конкретных категорий преступлений первоочередными задачами являются интенсификация предупреждения насильственной и вооруженной преступности, сокращение организованной преступности, стабилизация экономической преступности, резкое сокращение темпов роста преступности несовершеннолетних.

    Криминология на основе глубокого изучения причин и условий совершения преступлений должна способствовать разработке таких мер предупреждения преступности, которые с учетом проводимых социально-экономических мероприятий были бы наиболее эффективными в современных условиях развития российского общества.