1 Предмет теории государства и права: место теории государства и права в системе юридических и общественных наук

1 Предмет теории государства и права: место теории государства и права в системе юридических и общественных наук.

Понятие «ТГП» рассм. в 2 знач.: широком и узком. В шир. - это все учение о гос-ве и праве в целом, В узком - как один из видов юр- науки, представ. совок. знаний о наиболее общих закономерностях возникн., развития и функцион. гос-тва и права. ТГП важное место в системе правоведения. Как юрид. наука она предст. собой систему объективных, обобщенных знаний о госуд.-полит. и правовой деятельности. ТГП как наука имеет фундаментальный характер и образует научно-теорет. базу всего правоведения. ТГП изучает общие закономер. возник., развития и функцион. госуд.и права. Эти законом. составляют ее предмет. Она изучает гос-во и право в целом, а не отдельные их части. Связана с общеисторическими наук. о гос. и праве (ист. госуд. и права, ист. полит. и прав. учений); - отраслевыми юридич. наук (констит. права, админист. права, граждан. права, угол. права и других); - спец. юрид. наук (криминалистики, судебной медицины, судебной психиатрии и других). В системе юр наук ТГП - общетеоретическая, методол. наука. Она обобщает данные и выводы юридич. наук, исследует основ. закон. развития гос-ва и права в целом. Выраб. общ. понятия, на которые опираются другие теорет. науки.

2 Методология теории государства и права

Методология - это учение о методах. Метод - совокуп. принципов, правил, приемов науч. деятельности, применяемых для получения знаний. Методологической основой ТГП, служат общие, частные и специальные методы. К общенаучным -материалистический, познавательный, диалектический, фор­мально-логический и понятийный. 2 группу методов образуют сравнительного изучения, конкретно-социологический, статистический и другие. Материал-кий метод - это метод, при котором признается ре­альное существ. гос-ва и права в обществе Познават-ый метод означает, что гос-во и право, как социал. явления, познаваемы наукой. Познание этих явлений происходит путем исследования их такими, какие они есть в действит-ти, осмысления их. Диалектич-ий метод означает формы и методы изучения наукой гос. и права (объективность исследования, всесто­ронность и полнота изучения). Формально-логический метод выражается в анализе и изучении от­дельных норм права, их взаимной связи, возможных противоречий в нормах права. Понятийный метод исслед. заключается в использ. наукой ТГП различных определений, понятий, научных категорий при изучении госуд. и права. Частнонаучный метод сравнительного изучения применяется в виде сопоставления различных государ. и правовых систем. Конкретно-социологический и статистический методы позволяю по­лучить характер-ки и количеств. оценки реального действия того или иного конкретного государ.-правового явления. Метод объективности научных исследований права и государства за­ключается в непредвзятости оценки выявленных обстоятельств.Эвристический метод познания это творческое исследование государственно-правовых явлений путем мыслительного процесса, Синергетическнй метод выражается в исследов-ии вопросов госуд. и права, анализе отдельных юридич. дисциплини отраслей права, вычленении их общих проблем и их совместного ис­следования. Логические приемы: анализ и синтез, индукция и дедукция, метод аналогии, гипотезы и другие. Это рабочие механизмы, которые доказывают и проверяют истинность и объективность теории.

3 Функции теории государства и права. Ее значение для профессиональной подготовки юристов.

Функ. ТГП связаны в основном с проблемами юр науки, решением главных стратегич. задач в сфере государственно-правовой политики. К функциям ТГП относятся: 1. Познавательная- в познании и объяснении явлений и процессов государст. правовой жизни общества. ТГП не только изучает еще она объясняет объективные процессы развития, выявляет, какие закономерности лежат в основе этих процессов, определяет их сущность и содержание. 2. Эвристическая - она открывает новые закономерности государственно-правовой жизни общества. 3. Прогностическая- не только устанавливает реальность новых закономерностей, но и определяет устойчивые тенденции в развитии изучаемых ею явлений, конструирует научные гипотезы дальнейшего развития гос-ва и права. Особенность функций ТГП состоит в том, что они осуществляются в форме общетеоретического мышления, при помощи которого логическим путем выявляет причинные и функц. связи государ.-правовых явлений, и общие законом. их развития.

4 Общие закономерности и формы возникновения государства

Одним из основных моментов возник. гос. и права является развитии производства Появление ранних земледельческих общин в регионах, а также резкое увеличение численности населения в этих регионах. Земледельческие общины постоянно разрастались, что приводило к отделению новых семейно-клановых групп. Этот процесс сопровождался укрупнением поселений. Постепенно начинается разделение труда. Внутри рода появились группы, которые занимались только или земледелием, или скотоводством, или необходимым для данного региона видом ремесел. Начался этап становления товарн. производства, который привел к выделению еще группы населения, торговцы или купцы. Происходят изменения и в межобщинных отношениях. Образуются надобщинных структуры, племя, которое имело свою территорию, имя, язык, свои религиозные и бытовые обряды. Создание племенного строя привело к отказу от внутриродовых браков. На раннем этапе племенной совет решал только вопросы, выходящие за пределы интересов рода. Со временем в его ведение перешли все обществ. вопросы. Важным этапом стало формирование новых основ управления обществом. Одним из важн. факторов создания государства являлись войны(вооруженные силы). Первопричиной создания госуд. явилось возник. производящей экономики, которая создала предпосылки классового деления общества. На первоначальном этапе это были клановые сегменты: класс производ. (охотники, скотоводы, ремесленники, земледельцы); класс торгового люда (купцы, менялы); класс управленцев (вожди, советы старейшин, племенные советы); класс воинов (княжеская дружина, наемники, мореплаватели).

5. Государство как особая разновидность социальной власти. Множественность подходов к понятию государства.

Соц вл в об-ве в широком смысле-способность, возможность осущ. свою волю, навязывать ее в случае необх-ти другим. Разновидности соц вл: Патриархальная (семейная, самый др вид, с первобытного об-ва) Экономическа я (господство эконом развит класса, эксплуататорские типы обществ: рабовладельч, феодальн, буржуазное), Религиозная власть (инквизиция, мусульм мир, религия выше гос. вл ИРАН) Партийная вл (коммунистич партия в СССР), Корпоративная вл.(значим негос организац, профсоюзы) Гос власть (осущ-ся гос органами_) Гос вл-особти в способах осуществления власти: 1)экономич ср-ва (налог политика, устан нал льгот, финансирование меропр из гос бюджета).

2) организационные (мероп по учрежд органов, структур гос власти; 3)правовые средства (правотв. власть, законы, подзак акты, прокурорск надзор, контроль, конституц суды РФ и субъектов); 4) идеологические ср-ва воздействие на сознание народных масс с помощью СМИ; 5) Авторитет гос власти в данное время уделяется оч большое значение

Подходы к понятию гос-ва: 1) классический: гос-во содержит 3 элемента: территорию, власть и насление; территория (суверенитет, на полит карте мира), власть (возможность издавать и принимать НПА общие и для конкретных адресатов) население (власть обращена к населению на конкр тер-и); 2) этно-юридич подход: гос-во- юридич персонификация нации, этнической группы (любой этнос стремится к политич самовыражению, через сосздание гос-ва или гос структур (народ Палестины); 3) Социологический акцент на социал. роли гос. и на его назначение в обществе-организация управления обществом (всеми процессами, демографическими, экономическими); -разрешением соц споров, конфликтов, выступает как социальный арбитр.; -легализованное принуждение; Вывод: соврем ученые пытаются интегрировать подходы (объединить самое лучшее из3х). Гос-во политико-территориальная, суверенная организация публичной власти, экономически господствующего класса, или всего народа, делающая свои веления обязательными для всех.

6 Множественность теорий происхождения государства (характеристика наиболее распространенных из них)

Сущест. множество учений. Теологическая теория- объясняла возникн. государ. и права в результате божествен. воли. Ф. Аквинский, Ф. Лебюфф. Учение о божеств. сотворении мира получило название креационизм. Ее представ. утвержд., что Земля и все сущее на ней было создано Богом 10000 лет назад. Эта теория полностью отрицает процесс эволюции и естественного отбора (теория Дарвина). Теологическую теорию, как и любую догму, нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть. Вопрос о ее истинности решается с вопросом о существ. Бога, т.е. это, в конечном счете, вопрос веры. Патриархальная теория . Возникла в древности. Аристотель, Смысл закл. в том, что государ. возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи. Глава семьи с- глава государства - монархом. Его власть, таким образом, - это продолжение власти отца. Органическая теория. Теория возн. в древн. и оконч. сформиров. в XIX в. Ее представ. были Г. Спенсер, Вормс, Прейс. Платон сравнивал структуру и функции госуд. со сторонами человеческой души. Аристотель считал, что государ. во многих отношениях напоминает живой человеч. организм. Общество и государ. представляют собой единый организм. Г. Спенсер рассматр. государ. в сравнении с живым организмом, т.е. как обществ. организм, состоящий из отдельных людей (частей). Он считал, что гос. образуется одноврем. со своими составными частями (людьми). Поэтому оно будет существовать до тех пор, пока существ. человеч. общество. Теория насилия. Принадлежит к числу новых теорий. Как самостоят. учение она возникла в XIX в. Ее представит. были Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг. Насилие рассматр. не как некое ограниченное и локальное, а как глобал. и естествен. явление. Оно влечет за собой не только противост. сторон, но и порождает определен. социально-экономич. последствия (порождение рабства, возникновение част. собств., изменение государ. строя). Психологическая теория. Представ. этой теории, возник. в середине XIX в., были Г. Тард, Л.И. Петражицкий. Они объясняли появл. госуд. и права через свойства человеч. психики, т.е. потребностью подчиняться и быть зависимыми от элиты. Народ рассматрив. как пассивная инертная масса, ищущая подчинения. Общество и государ. они рассматривали как сумму психических взаимодейс. людей и их различных объединений. Теория общественного договора (Договорная теория). Эта теория объясняет происхожд. государ. посредством заключения обществен. договора, Основой теории обществ. договора является положение о том, что этапу возникн. государ. предшествовал период естеств. состояния человека. Сторонники теории естеств. права считают возникн. государ. как результат принятия юридич. акта - обществен. договора. Власть в госуд. должна разделяться на: законодательную - она должна быть «верховной» по отношению к другим; исполнительную - носит постоянный характер с целью обеспечения непрерывного исполнения законов а также обесп. вопросов безоп. внутри гос.; федеративную - определяет хар-тер внешних сношений от имени гос. с учетом внешнеполит. интересов общества. Ирригационная теория. Ее представ. является соврем. немец. ученый К. Виттфогель. Возникн. госуд. он связывает с необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений в восточных аграрных областях. Материалистическая (классовая) теория. Осн. Пол. этой теории изложены в работах Ф. Энгельса и К. Маркса. Она характер. двумя аспектами. 1 - государ. возникает как продукт непримиримости, классов. борьбы, как орудие подавления господств. классом других классов. 2 - в резул. эконом. развития усложняется само общество, его производит. и распределител. сфера. Мат. теория выделяет 3 осн. формы возникн. госуд.: - афинская - государ. возникает непосредст. и преимущественно из классовых противоречий, формирующихся внутри общества; - римская - родовое общество постепенно превращается в замкнутую аристократию, изолиров. от многочис. и бесправной плебейской массы; германская - государ. возникает как результат завоевания обширных территорий, господство над которыми при существ. догосударственном строе не представлялось возможным.

7 Власть и социальные нормы в первобытном обществе

Власть и производство были общественными, коллективн., орудия труда-примитивными, собственность-общей.

Осн институт -общее собрание взрослых членов рода, (взрослый когда прошел инициацию, экзамен в кот проверялся уровень интеллекта(через знание обычаев, правил, мифов преданий,) уровень силы (перенос тяжестей, ловкость, в стрельбе из лука) Производный институт - старейшина (в мирное время) и вождь (в военное) они избирались и переизбирались, власть демократическая (нет расслоения общества на классы) Наказание следовало за соверш. проступки, и оно могло быть достаточно жестким - смертная казнь, изгнание из рода и племени. В большинстве же случаев было достаточно простого укора, замечания, порицания. Никто не имел привилегий, и поэтому никому не удавалось избежать наказания. Зато род как один человек вставал на защиту сородича, и никто не мог уклониться от кровной мести - ни обидчик, ни его родичи. На ран. стадиях развития общества приобретают значение обычаев навыки коллективной трудовой деятельности, охоты и пр. Социальные нормы (3 вида) обычаи -правила поведения вошедшие в привычку людей в результате постоянного повторения, мораль- нормы на основе представления людей о нравственных ценностях (что такое хорошо, справедливо, правда) религиозные нормы- языческие религии, тотемные нормы, жертвоприношения. Два пути формирования права: 1. санкционирование гос. обычаев и др норм социальн норм первобыт общества, офиц. признание, узаконивание, придание им общеобязательной силы (в индии корова- священное животное); 2. Разработка гос. Принцип. новых норм- правил поведения (раньше не было аналогов, нормы по защите права собственности).

8 Типология государства. Формационный, цивилизационный и другие подходы

Тип-гия - осущест. посредством аналит. процедур расчленение целостных объектов (систем) на конкр. типы (классы). Тип госуд. и права - это целостная совокуп. наиболее сущест. признаков, свойств конкретному этапу в развитии определенного общества. Существ. признаками правовой и полит. системы являются: - принадлежность государ. власти; - целенаправленность гос. власти; - порядок осуществ. (режим) гос. власти; - государственно-правовые и бытовые традиции. Выделяют 2 основ. подхода к типологии : формационный и цивилизационный . 1 подход выражает марксистское отношение к вопросу о типе государства. С точки зрения марксизма, под историч. типом государ. и права понимаются взятые в единстве наиболее типичные их черты и признаки, относящиеся к одной и той же общественно-экон. формации. Согласно марксис. типол. государства делятся на рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое. Рабовладельческие, феодальные, буржуазные типы государства охватываются един. понятием эксплуататорского государства. Другим совр. подходом является цивилизационный. В н. время в нем преобладает так называемое технолог-кое направление. Оно связывает тип государ. со стадией научно-техническ. прогресса и жизненного уровня населения. Одной из наиболее распростран. и характ-ных для этого направления цивил. подхода является теория стадий экономич. роста, автор которой - известный амер. социолог и политич. деятель Уолт Ростоу. Согл. этой теории, все общества по экономич. развитию можно отнести к одной из 5 стадий: традиционное общество; переходное общество, в котором заклад-тся основы преобразований; общество, переживающее процесс сдвига; созревающее общество и общество, достигшее выс. уровня народного потребления. Представ. другого направления цивилизационного подхода является англ. историк А. Тойнби. Он сформулир. концепцию цивилизации, под которой понимает замкнутое и лок-ное состояние общ-ва, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и других признаков. Различаются 5 общественно-эконом. формаций, но 4 типа политико-правовых систем; рабовладельческая, феодальная, буржуазная и социалистическая. Примеры: рабовладельческая формация в Древности, феодальная - в Средневековье, капиталистическая и социалистическая - в Новое время.

9 Типология права. Основные правовые системы мира.

Типол. права соответ. Типол. государства. Однако можно выделить и иные варианты его классификации. Так, используя формационный критерий, различают 4 типа права: рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое. Рабовл. право. Считается, что римляне трижды покоряли мир - легионами, христианством и правом. Поэтому рабовлад. тип права целесообразно рассм. на примере этого права: - разделение вещей на две категории. К первой принадлежали главным образом земля, рабы, рабочий скот. Ко второй - все остал. вещи; - жена, как и все домочадцы, была во власти своего мужа, - строго карались посягател. на чужую собственность; - имущественные споры (виндикация - истребование вещи из чужого владения); Феодальное право. было правом правителей. Оно закреп. классовое и сословное неравенство людей. Предст. госп. класса не считали себя связанными нормами права, так как всегда могли опереться на силу. Капиталистическое право. С совершенств. обществ. отнош. и государств. институтов продолжился процесс совершен. права. Стали обособляться отрасли права. Получило свое развитие социальное законодат-во. Конституционное право. Конституции стали появляться только в XIX в. - Тенденция системы буржуазного права заключалась в том, что оно шло по пути приспособления старого феодального права к новым буржуазным отношениям. - Во Франции был принят гражданский кодекс, - свое большое развитие получ. право собств. (владеть, пользоваться и распоряжаться). Основные правовые семьи: Романо-германская; англо-саксонская; религиозная; социалистическая. Правовая семья - совокупность неск. национ. правовых систем выделенная на основе общностей. Романо-германская особ.: 1.осн. источник права-закон; 2.имеются специализированные органы констит. контроля (конст.суды); 3)суд присяжных встреч. очень редко.Англосаксонкая особен.: 1. Основ. Источником является судебный прецедент; 2.постепенно возрастает роль законов; 3. Отсутствие конституционных судов; 4. Полная состязательность уголовного процесса. 4. Адвокат имеет шир. права.

10 Функции государства: понятие, классификация. Изменение функциональной роли государств в ХХ-ХХ I веке.

Функции государства - это основные направ. его деят-ти по управлению обществом, отражающие его цели и социал. назначение. В юр. науке сущ. следующие критерии классификации функций государства, а именно: 1. В зависимости от направлен-ти решаемых гос. целей и задач (внутренние и внешние); 2. По продолжит. их существ. и деятел. (постоянные и временные); 3. По важности и соц. значимости тех или иных направл. государств. Деятельн. (основные и не основные); 4. По принципу разделения властей (законодательные, управленческие, правоохранительные, информационные); 5. В завис. от соц. значимости (выражающие интересы правящих классов, слоев или групп); 6. От сфер их приложения и осуществ. (политические, идеологические, социальные, экономические); 7. От форм их реализации (правотворческие, правоохранительные, правоприменительные); 8. На основании террит-ого масштаба, в пределах которого они реализуются (федерации и субъектов федерации); Изменение функцион роли: происходило после 2ой мир войны. 2 системы гос-в капитал. буржуазные (англия германия франция США) и социалист. (китай, вьетнам, сев корея, куба) Конкуренция мд двумя системами по экономич. политич. и соц вопросам, в конце 20века социалистич система начинается рушиться. В бурж-ных госх-х функции ориентируются на 1) оказание соц-ных услуг населению (здравоохр, досуг, образование, пенсии, пособия 20-25% бюджета в сша) 2)борьба за колонии, раньше шла с оружием теперь эконом-кими методами, переросло в неоколонизм. В социалистич гос-х изменение функции обороноспособности страны, экономич функция помощи братским государствам, ранее оч развитая сейчас уменьшение.

11 Внутренние и внешние функции современного Российского государства

Внут. функции госуд. предст. собой осн. Напр. внут-ней деят-ти гос-ва, обусл-ные необх-тью решения стоящих перед ним внутр. задач. Они разнообразны и охват. практ-ски все сферы общества и государства. Экономическая функция - обеспеч. норм. функционир. и разв-тия экономики. Они регулируются гос. именно эконом-кими методами, прежде всего посредством выработки долгосрочной гос. программы по развитию экономики. Гл. в этой прогр. являются финансовая, инвестиционная, налоговая, валютно-денежная политика. Социальная функция - это охрана прав и свобод всего населения или его части, осуществ. мер по удовлетвор. социал. потребностей людей, поддержанию необх. уровня жизни населения, обесп. необх. условий труда, его оплаты, быта и т.д. Гл. назначение этой функции - обесп. общест. благополучие. Под норм-ми усл-ями жизни людей подраз-тся: возм-сть трудоустройства; без-ный для здоровья труд и адекватная его оплата; соц. страх-ние и помощь. Правоохранительная функция , - это деятельн. гос. по обеспечению точного и полного выпол. своих предписаний всеми гражданами, организациями, государств. органами. Она включает в себя обеспечение общ-ного и правового порядка, защиту и охрану прав и интер. граж. и орган-ций, защиту конст. строя и государства от противоправных посягательств. Внешние функции предст. собой осн. направл. деятельн. гос-ва, непосредственно связанные с решением стоящих перед ним на межд. арене целей и задач. Они зависят от ряда факторов: харак-ра сущ. в стране пол. режима и типов государств; этапов разв. одного и того же гос.; Одновр-но внешние функции гос. являются логич-ким продолжением его внутренней деятельн-ти, Оборонная функция - одно из напр-ний деят-ти гос., имеющее выпол-ние комплекса мероприятий (военных, эконом., правовых, идеологич., организац. и иных) по защите его суверенитета, мирного труда и территориальной целостности. Обор. функция любого государства составляет важное направление его деятельности. В соответствии с зак-вом РФ она базируется на военной доктрине и осущ. по след. напр.: - укрепл. оборон. мощи страны; - пост. совершенств. воор-ных сил и повыш. их боеготовности. Функция сотр-ва с другими государствами. З аложены интересы каждого государства. Функция содруж. с другими странами развивается по следующим напр-ям: 1. Сотруд-во с членами мирового сообщества по поддержанию мира и мирового правопорядка. Эта функция предп. деят-ть по сох. мира, предотв. войны, разоружению, ликвидации ядерного оружия. 2. Эконом., торгово-финансовое сотруд-во. Совр. уровень развития общ-ва требует более шир-го участия гос. в межд-но-эконом-комсотрудничестве. 3. Культурное и научно-техн. Сотр… 4. Межд. охрана окр. среды.

12 Формы и методы осуществления функций государства

Функции госуд. осущ-ся в опред-ных формах и опред-ми методами. Формы осущ. функций хар-ют связь гос. с правом как одним из осн-ных средств властвования. Через право гос. проводит в жизнь свои функции, решает свои экон., полит., идеологич. задачи. В одних случаях гос. издает юридич. нормы, в других - орган-ет их исполнение, в третьих - обеспеч-ет, охраняет их. В завис-ти от этого и различают 3 осн. формы осущ. функций: 1. Правотворческая - гос. Деят-сть, выраж-ся в разработке и принятии юридич. норм, в которых закреп-ся программы деят-ти людей. Она закл-тся в издании нормат. актов, т.е. актов, которые устанав. новые нормы, изменяют или отменяют старые.

2. Правоохранительная - гос. деят-сть, выражающаяся гл. образом в контроле и надзоре за соблюд. и исполн. норм, а также в применении принуд. мер к их нарушителям. В процессе осущ. данной функции решаются юридич. дела, связанные с применением юридич. санкций, спорами между отдел-ми лицами и т.д. 3. Правообеспечительная - гос. деят-ность, выраж. в принятии мер по исполн. норм права. Она состоит гл. образом в издании властных индивид-ных актов, т.е. актов, рассчитанных только на данный, инд-ный случай (напр., издание разового планового акта по строительству, назн. гражданина на должность).

13 Форма государства. Факторы, влияющие на выбор формы государства.

3 элемента: форма правления (республика власть осущ. выборными органами, избираемые на опред-ный срок. В республике главой гос. является президент: президентская США, парламентская Германия, Австрия, смешанная Франция Украина, монархия: абсолютная Кувейт, конституционная Япония, дуалистическая россия с 1906 по1917, парламентская Великобритания. Политический режим (демократический- высокой степенью политической свободы человека, реальным осуществл. его прав, позволяющим ему оказывать влияние на гос., либеральный, авторитарный- не огранич. законами характер власти, с демократией - наличие автономных, не регул-мых гос. общ-ных сфер, тоталитарный полный контроль). Форма государственного устройства(унитарное Япония, федеративное РФ)

Факторы влияющие на выбор формы гос-ва: 1)расстановка клас-вых сил в обществе на переходном периоде (где какой класс сильнее то и получилось, в Англии монарх уступил часть полномочий, в России уступили и учереждена манифестом гос дума) Во Франции революции и провозглашена Республика; 2) обычаи, традиции (в Англии жизнь немыслима без монархии); 3) экономически политич зависимые гос-ва от бывших метрополий (колонии Великобритании: Австралия Индия, Канада) в Африке и Азии учреждены правит-ва и опред гос органы с назнач ставленниками) 4) Острота межнациональных противоречий (её степень, по мнению Маркса федерацию с небольшими автономиями там где национальная непримиримость Балканы, Россия

14 Романо-германская правовая семья (континентальное право): общая характеристика

Романо-герм. пр. семья, являясь самой древней зап-ной пр-вой системой, имеет ряд отлич-ных родовых особенностей: - содержит многие атрибуты римского частного права (институты, концепции, приемы, лексика, структура материального права...); - кодифицированность осн-ных отраслей мат-ного и проц-ного права; - разделяет мат. право на частное и публичное, - осн. источ. права признается нормотворчество гос., а судебный прецедент рассматр. лишь как вспомогат. источник; - наряду с соблюд. принципа верховенства закона действует и принцип этатизма - признание и усиление ведущей роли госв обществе; - в государствах, относящихся к этой правовой системе, имеется несколько видов судов высшего звена - действует система административного контроля министерства юстиции над судами (аттестация судей, контроль за кадровой политикой судов, осуществление программ по повышению квалификации судей...); - структура юридич. профессии предполагает деление на 8 горизонтальных ветвей: судья, адвокат, юрисконсульт, частнопрактикующий юридич. советник, прокурор и подчиненные ему следователи, ученые и преподаватели. Начало романо-германской пр. семьи юристы-исследователи и историки ведут с XIII в. Согласно романо-германской доктрине обычные законы подразд-тся на кодексы, специальные законы (текущее законодательство) и сводные тексты норм. Во всех странах системы закреплены принципы приоритета конституционных законов над обычными. Кроме законов в странах романо-германской системы прин-тся множество подзаконных актов: декреты, регламенты, инструкции, циркуляры, другие документы, издаваемые исполнительной властью. Своеобразно положение обычая в системе источников романо-германского права, который выступает в качестве дополнения к закону. Кроме того, обычай выполняет функцию сглаживания противоречий, несправедливости законодат. решений. Сегодня за редким исключением обычай потерял характер самостоятельного источника права. Страны, относящиеся к этой правовой семье, объединены единой концепцией, согласно которой первостепенная роль принадлежит закону. Тем не менее между правовыми системами этих стран наблюдаются и сущ. различия, которые касаются таких аспектов, как конституционный контроль, кодификация, различная роль регламента и толкования закона.

15 Семья общего права (англо-американское право)

В англосаксонской пр. семье различ. группу англ-ого и амер-ого права. В группу англ. права входят Англия, Северная Ирландия, Канада, Австралия, Новая Зеландия и др. Англ. право, в отличие от континентального, развивалось не в унив-тах, не учеными-юристами, а юристами-практиками. Это «право судебной практики», когда в решениях судов не только применяются, но и создаются нормы права. Структура права в англ. пр. семье (деление на отрасли и институты права), сама концепция права, система источников права, юр. язык совершенно иные, чем в романо-германской пр. семье. В англ. праве отсутствует деление на публичное и частное, безусловный приоритет отводится процедур-му праву, а не материальному. Англия не имеет писаной конституции, ее заменяют акты парламента. Парламент делегирует исполнит. органу власти подзаконное нормотворчество. Законод-во как источник права находится в менее выгодном положении, так как акт парламента требует суд. толкований, которые сами становятся суд-ми прецедентами. Что касается делегир-го закон-ва, то суд офиц-но имеет право его отмены. Другим источником англ. права является закон. Он появился позднее прецедента, но постепенно приобрел одн


Предмет очень важный, на самом деле. Конечно, зачастую его преподают те, которым не нашлось места в жизни, несостоявшиеся юристы-неудачники. Это очень плохо! Но ценности самого предмета это обстоятельство не снижает. Конечно, теория государства - вещь довольно скучная, с практикой связана мало, но вот теория права!.. Хороший юрист просто обязан знать, что такое правовая норма, нормативный акт, правоотношение и т.д. Без знания этих категорий (которые и изучаются в курсе ТГП) вряд ли можно успешно работать на практике. Мой совет всем, кто сталкивается с этим предметом, - на теорию государства можете смело "забивать", но вот теорию права - учите, учите и еще раз учите!!!

13/11/07, Agent
Данную учебную дисциплину я начал изучать с сентября этого года, и очень рад, что начал изучать данный предмет, несомненно данный предмет расширить мой кругозор предоставить более глубокую картину устройства, сущности права и гос-ва в целом, а не отдельной страны.Так, что у меня все впереди - политология, социология, философия, философия права и т.д. и т.п.Как говорил товарищ Ленин: "Учиться и еще раз учиться", но от себя добавлю, главное не лениться:). Учеба - это жизнь и это главное!

23/02/09, Адвокатъ
Это базовая профессиональная дисциплина, закладывающая фундамент общей юридической культуры юриста. Она предназначена не только для приобретения общих научных знаний о государстве и праве, но и для формировния понятийного аппарата, который используется всеми юридическими науками, а также в практической работе юриста. Знания, полученные при изучении этой дисциплины, упрощают изучение других, в первую очередь отраслевых, юридических дисциплин, и активно применяются в практической работе юриста.

11/01/11, Ева Антикоммунизм
Это один из моих любимых предметов, и он дается мне легко. На самом деле, это базовый предмет, которые должны знать все будущие юристы, дипломаты, политики, а также иные менши, собирающиеся заниматься государственными и правовыми вопросами. Короче, мне нравится.

24/07/11, Sulfur Mustard
Всем, поступающим на юрфак: учите, учите все, кратко и сжато, это и правда фундамент... Как без него овладевать отраслевыми науками? Все равно что строить дом на песке... Как, к примеру, понять главу 2 Конституции, не зная ТГПшную тему о правовом статусе? Как учить уголовный процесс, не зная самого понятия процесса? Как изучать законы и Конституцию, не зная, что есть НПА? И так далее... Нам, желторотым первакам, дают самое основательное, а мы не ценим %(

05/02/12, Карамелька с Ванилью
Основа основ всей юриспруденции, пусть она и не развивается со временем, но зная ТГиП, ты всегда будешь хорошим юристом, т.к. все изменения в законодательной системе любого более-менее развитого государства, обязательно в той или иной мере подчинены данной науке. У нас был замечательный преп на 1 курсе, фанатик своего дела, благодаря ему я увидела в "сухой", в чём-то скучной науке, целый мир, настоящую строгую систему современной государственнности и развития человечества в целом.

Экзамен - проверочное испытание по какому-нибудь учеб­ному предмету (см.: Ожегов С. И. Словарь русского языка. М, 1991. С. 903) Это ϲʙᴏеобразный "венец", конечная форма изуче­ния определенного предмета, механизм выявления и оценки результатов учебного процесса.

Цель экзамена - завершить курс обучения конкретной дисциплине, проверить сложившуюся у студента систему по­нятий и отметить степень полученных знаний. Отметим, что тем самым экза­мены содействуют решению главной задачи высшего образова­ния - подготовке квалифицированных специалистов.

Основные функции экзаменов: обучающая, оценивающая и воспитательная.

Обучающее значение экзаменов состоит по сути в том, что студент в период сессии вновь обращается к пройденному материалу, перечитывает конспект лекций, учебник, иные источники ин­формации. Стоит заметить, что он не только повторяет и закрепляет полученные знания, но и получает новые. В первую очередь, именно во время экза­менов "старые" знания обобщаются и переводятся тем самым на качественно новый уровень - на уровень системы как упо­рядоченной совокупности данных, что позволяет студенту по­нять логику всего предмета в целом. Во-вторых, новые знания студент получает в процессе изучения того, чего не было на лекциях и семинарских занятиях: отдельных тем, предложен­ных для самостоятельного изучения, новейшей научной лите­ратуры (монографий, статей и т. п.} и нормативной базы (зако­нов и т. п.)

Оценивающая функция экзаменов состоит по сути в том, что они не только обучают, но и подводят итоги как знаниям сту­дентов (что выражается в конкретной оценке), гак и в опреде­ленной степени всей работе по данному предмету.

В случае если экзамены принимаются объективно и доброжелатель­но, то они, бесспорно, играют и большую воспитательную роль: стимулируют у студентов трудолюбие, принципиальность, от­ветственное отношение к делу, развивают чувство справедли­вости, уважения к науке и преподавателям.

Экзамен, как и всякая иная форма учебного процесса, име­ет ϲʙᴏи нюансы, тонкости, аспекты, кᴏᴛᴏᴩые студенту необхо­димо знать и учитывать. Речь идет о таких вопросах, кᴏᴛᴏᴩых нет в экзаменационных билетах, но на кᴏᴛᴏᴩые студенту тоже нужно найти ответ: что и как запоминать при подготовке к эк­замену; по каким источникам готовиться и на что направлять основные усилия; каким образом в максимальной степени ис­пользовать программу курса и т. п. Попытаемся дать ответ на данные и некᴏᴛᴏᴩые другие вопросы.

Перед экзаменом на консультациитрадиционно спраши­вают: нужно ли заучивать учебный материал? И да, и нет. Все зависит от того, что именно заучивать. Прежде всего необходи­мо запоминать определение понятий, так как именно в нем фикси­руются признаки, показывающие их сущность и позволяющие отличить данное понятие от других.

Исключая выше сказанное, студент-юрист в процессе заучивания опреде­лений конкретных понятий "наращивает" ϲʙᴏю правовую куль­туру, формирует профессиональное правосознание, связанное со специфической юридической терминологией и ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙую­щей юридической деятельностью. Всякая наука, в т.ч. теория государства и права, имеет ϲʙᴏю систему понятий, и студент-юрист через усилия, запоминание конкретной учебной информации приобщается к данной системе, "поднимается" до ее уровня, говорит на ее языке, а не пытается объяснить суть той или иной категории с помощью обыденных слов. Это может исказить содержание рассматриваемых проблем, что недопус­тимо.

При этом преподаватель на экзамене проверяет не столько уровень запоминания учебного материала, сколько то, как сту­дент понимает те или иные правовые категории и реальные юридические проблемы, как умеет мыслить, аргументировать, отстаивать определенную позицию, объяснять, передавать за­ученную дефиницию ϲʙᴏими словами. Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что для экза­менов крайне важно разумное сочетание запоминания и понима­ния, простого воспроизводства учебной информации и работы мысли.

Следует иметь в виду, что некᴏᴛᴏᴩая учебная информация поддается так называемому "условно-гарантированному" запо­минанию, т. е. запоминанию в расчете на помощь определенных подсобных учебно-методических средств и приемов. Речь, на­пример, идет о той информации, кᴏᴛᴏᴩая содержится в про­грамме курса (в ней зачастую перечисляются признаки отдель­ных наиболее сложных понятий, показывается их структура, приводятся виды и т. п.) Учитывая, что программа курса долж­на обязательно лежать на столе экзаменующегося, ему необхо­димо научиться максимально использовать сведения, содержа­щиеся в ней. Это обеспечивает студенту информационный ми­нимум.

Следует распространить ϶ᴛᴏт метод запоминания и на не­кᴏᴛᴏᴩые классификационные критерии: предмет и метод пра­вового регулирования, время и сфера действия, содержание и форма, характер и последствия, функциональная роль и струк­тура и т. п. Помня о том, что они повторяются, классифицируя юридические понятия, их можно использовать в виде ϲʙᴏеоб­разной схемы, специфического универсального набора.

Нужно помнить, такие "палочки-выручалочки" не только позволяют облег­чить, упростить, разгрузить сам процесс запоминания, не те­ряя при ϶ᴛᴏм той информации, кᴏᴛᴏᴩую крайне важно запомнить, но и содействуют развитию гибкости мышления, сообразитель­ности, ассоциативности, творческого отношения к анализу кон­кретного учебного материала.

Психологи для улучшения запоминания предлагают опре­деленные способы. Важно заметить, что один из них - использование ассоциаций. Ассоциация в психологии - ϶ᴛᴏ связь, образующаяся при оп­ределенных условиях между двумя или более понятиями, пред­ставлениями и т. д. Иначе говоря, ϶ᴛᴏ такой психический процесс, в результате кᴏᴛᴏᴩого одни понятия или представле­ния вызывают появление в уме других. "С чем большим коли­чеством фактов мы ассоциировали данный факт, - повествовал из­вестный психолог У. Джеймс, - тем более прочно он задержан нашей памятью. Отметим, что каждый из элементов ассоциации есть крю­чок, на кᴏᴛᴏᴩом факт висит и с помощью кᴏᴛᴏᴩого его можно выудить, когда он, так сказать, опустился на дно... Тайна хоро­шей памяти есть, таким образом, искусство образовывать мно­гочисленные и разнородные ассоциации со всяким фактом, ко­торый мы желаем удержать в памяти" (Джеймс У. Психология. М., 1091. С. 194)

Для того, ɥᴛᴏбы быть уверенным на экзамене, необходимо подготовить и тезисно записать ответы на наиболее трудные, с точки зрения студента, вопросы. Запись включает дополнитель­ные (моторные) ресурсы памяти.

В идеале, к экзаменам крайне важно начинать готовиться с начала учебного процесса по данному курсу (с первой лекции, семинара и т. п.) По большому счету возможности для ϶ᴛᴏго преподавателями создаются. При этом далеко не все студенты сразу хотят "включаться" в такую долгосрочную подготовку.

Зачастую студенты выбирают "штурмовой метод", когда факты закрепляются в памяти в продолжение немногих часов или дней и исключительно для того, ɥᴛᴏбы "свалить" экзамен. При этом они не могут образовать в уме прочных ассоциаций с другими поня­тиями. По϶ᴛᴏму знания, приобретенные с помощью подобного методатрадиционно менее прочны и надежны.

Материал же, набираемый памятью постепенно, день за днем, в различных контекстах, освещенный с разных точек зре­ния, связанный ассоциациями с другими событиями и неодно­кратно подвергавшийся обсуждению, образует качественные системные знания.

Не стоит забывать, что важно иметь в виду высказывание Л. Н. Толстого о том, что знание только тогда знание, когда оно приобретено усилия­ми ϲʙᴏей мысли, а не памятью.

При подготовке к экзамену следует особое внимание уде­лить конспектам "живых" лекций, а уж затем учебникам, кур­сам лекций и т. п. печатной продукции. Дело в том, что "живые" лекции обладают рядом преимуществ: они более детальны, ил­люстрированны и оперативны, позволяют оценить современную ситуацию, отразить самую "свежую" научную и нормативную информацию, ответить непосредственно на интересующие ау­диторию в данный момент вопросы. Стоит сказать, для написания же и опуб­ликования печатной продукции нужно время. Отсюда изложе­ние некᴏᴛᴏᴩого учебного материала (особенно в эпоху перемен) быстро устаревает. К тому же объем печатной продукции прак­тически всегда ограничен.

На консультациях подчас задают вопросы: каким пользо­ваться учебником при подготовке к экзамену? Важно заметить, что однозначно от­ветить на данный вопрос нельзя. Дело в том, что не бывает идеальных учебников: они пишутся представителями различ­ных школ, научных направлений, по-разному интерпретирую­щих философские проблемы государства и права и т. п., и по­϶ᴛᴏму в каждом из них есть ϲʙᴏи достоинства и недостатки, чему-то отдается предпочтение, что-то недооценивается либо вообще не раскрывается. Отсюда для сравнения учебной ин­формации и полноты картины желательно использовать два или более учебных пособий.

Отвечая на конкретный вопрос, крайне важно исходить из принципа плюрализма, согласно кᴏᴛᴏᴩому допускается много­образие мнений. Это означает, что студент вправе выбирать по дискуссионной проблеме любую точку зрения (не обязательно, кстати, совпадающую с позицией преподавателя), но с услови­ем ее достаточной аргументации.

При подготовке к экзамену важно наряду с "живыми" лек­циями, учебниками и т.п. максимально использовать и про­грамму курса. Ведь она содержит в себе разделы, темы и основ­ные проблемы предмета, в рамках кᴏᴛᴏᴩых и формируются во­просы для экзамена. По϶ᴛᴏму студент, заранее посмотрев про­грамму курса, сможет лучше сориентироваться: чем ему помо­жет программа и в какой последовательности (ɥᴛᴏбы структу­рировать знания, построить их в определенную систему) учить ответы на вопросы.

Программа окажет содействие, напомним, и на самом экза­мене. Не стоит забывать, что важно понять, что она составляется по определенным правилам: имеет ϲʙᴏю логику изложения основного учебного материала, обладает структурой, в кᴏᴛᴏᴩой каждый элемент (раздел, тема, проблема) занимает строго отведенное ему место и играет конкретную роль, ранжируется по значимости, смы­словой соподчиненности. Студент же, учитывая то, где распо­ложен экзаменационный вопрос (в каком разделе, теме, абза­це), как он связан и соотносится с другими вопросами и приме­няя приемы, так сказать, "систематического и логического тол­кования", сможет гораздо увереннее и грамотнее построить ϲʙᴏй ответ.

На экзамене преподаватель может задать студенту допол­нительные и уточняющие вопросы. В случае если первые задаются по­мимо вопросов экзаменационного билета и связаны, как прави­ло, с плохим ответом, то вторые - в рамках билета и направле­ны на уточнение мысли студента.

Иногда студент сознательно пытается "вырыть яму" для преподавателя. Так называют ситуацию, когда студент заведо­мо в ϲʙᴏем ответе опускает какую-либо деталь, ɥᴛᴏбы препода­ватель задал ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующий вопрос. Блестящий ответ на уточ­няющий вопрос исключительно усиливает эффект общего ответа студен­та. Но здесь есть и негативные стороны, в результате действия кᴏᴛᴏᴩых студент сам может попасть в "вырытую им яму". Речь, например, идет о какой-либо неоднозначной проблеме, дискус­сионном аспекте, слаборазработанном понятии и т. п.

Можно выделить следующие критерии, кᴏᴛᴏᴩыми обычно руководствуются преподаватели на экзамене:

правильность ответов на вопросы (верное, четкое и дос­таточно глубокое изложение идей, понятий, фактов и т. д.);

полнота и одновременно лаконичность ответа;

3) новизна учебной информации, степень использования научных и нормативных источников;

умение связывать теорию с практикой, творчески при­менять знания к неординарным ситуациям;

логика и аргументированность изложения;

грамотное комментирование, приведение примеров, ана­логий;

культура речи.

Это значит, что преподаватель оценивает как знания дан­ного предмета (содержания), так и форму изложения их сту­дентом (об экзаменах подробнее см.: Фарбер И. Е. Очерки ву­зовской педагогики. Саратов, 1984. С. 230-249)

21 июня 2013

Поступив в вуз, на первых порах новоиспеченный студент может несколько растеряться от того, сколько совершенно новых и неизвестных учебных предметов придется изучать. Представители технических специальностей сконцентрируются на математике, физике и химии, гуманитарии - на социологии, языках и обществоведении, а юристы - на политологии, теории государства и права и изучении законодательства.

Почему вместе?

Многих может интересовать вопрос, почему же государство и право нужно изучать вместе, ведь по отдельности их можно рассмотреть лучше и детальнее? Дело в том, что закономерности касательно возникновения и развития права и государства практически одинаковы. Они изменяются в зависимости друг от друга, а также от преобразований той социально-экономической формации, которой они принадлежат. Можно сказать, что совмещенное понятие теории государства и права органично, т.к. связывает два элемента, трудно отделимых друг от друга.

Общая информация

В основе предмета «Теория государства и права» лежит обобщенная система знаний о принципах возникновения и развития государств на различных этапах истории, а также о их правовых особенностях в разный исторический период. Студенту необходимо знать, что теория государства и права - это вводная дисциплина, которая призвана всего лишь ознакомить с основами юриспруденции. Однако качественно освоив вступительную часть юридических наук, с легкостью можно будет разобраться и в более сложных предметах юридической отрасли.

Основное о предмете

Чтобы понять, что же представляет собой теория государства и права, нужно выделить объект и предмет данной науки. Объектом, как и во всех общественных науках, тут является само общество со всеми его изменениями и закономерностями развития. Предмет же должен рассказывать, что на самом деле изучает данная наука. Исходя из названия, легко можно сделать вывод, что предметом ТГП являются различные государственно-правовые явления на разных уровнях их возникновения и трансформации.

Что изучает ТГП

Из всего курса можно выделить особо важные пункты, на изучение которых будет уходить львиная доля времени студента. В первую очередь, это функциональная составляющая государства и права как раздельно, так и в тандеме. Также теория государства и права направлена на изучение социальных закономерностей, благодаря которым и происходят изменения в самом государстве, а также в его правовой составляющей. Очень важным пунктом при изучении предмета будет ознакомление с различными, довольно-таки сложными правовыми категориями, с которыми и далее будет работать будущий юрист. Важно разобраться и во всех классических примерах возникновения и развития государств и их правовой базы. Это может очень помочь студенту, т.к. зная, что история имеет свои циклы, которые со временем повторяются, можно определить закономерности возникновения и даже этапы развития различных государств. И при этом можно научиться немного прогнозировать, с юридической точки зрения, ситуацию даже в своей стране.

Источник: fb.ru

Актуально

Теория государства и права - это система специальных знаний об основных закономерностях возникновения, развития, функционирования государства и права, их сущности и назначения в обществе.

Теория государства и права - наука общественная. Объектом изучения теории права (как и всех общественных наук) является общество в целом.

Предмет науки изучает закономерности объекта. Предмет науки - это то, что она изучает. Когда мы говорим о предмете науки, мы ставим вопрос что изучает данная наука. Когда мы говорим о методе, мы ставим вопрос как, при помощи каких приемов и способов постигаются в рамках данной науки знания ее предмета.

Предметом общей теории государства и права являются основные закономерности возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений. Именно этим отличается теория государства и права от иных юридических наук. Любая юридическая наука изучает право и связанные с ним явления. А теория государства и права, в отличие от всех иных юридических наук, изучает именно основные закономерности возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений.

Общие закономерности - это такие необходимые, причинно обусловленные связи и отношения, которые определяют развитие государства и права, одинаково свойственные всем типам государства и права.

Теория государства и права изучает:

· объективные социальные закономерности, определяющие особые свойства, черты и признаки государства и права, их взаимосвязь и взаимодействие между собой и с другими явлениями общественной жизни;

· правовые и государственно-властные отношения, государственные и правовые явления, понятия, категории, с помощью которых познается сущность, содержание и формы государства и права;

· функции государства и права;

Теория государства и права как фундаментальная наука выполняет ряд важных функций .

Онтологическая функция - первая и отправная. Онтология - учение о бытии, в котором исследуются основы, принципы бытия, его структура, закономерности.

Выполняя онтологическую функцию, теория государства и права отвечает на вопросы, что есть государство и право, как и почему они возникли, что они представляют собой в настоящее время, какова их судьба и т.д.

Гносеологическая функция. Гносеология , или теория познания, нацелена на изучение природы познания, его отношения к реальности и т.д. Теория государства и права, вырабатывая теоретические конструкции и приемы, тем самым способствует развитию правового познания.


Эвристическая функция. Эвристика - это искусство нахождения истины, новых открытий. Теория государства и права не ограничивается познанием и объяснением государственно-правовых явлений, а открывает новые закономерности в их развитии, в наше время, в частности, в условиях рыночной экономики.

Методологическая функция. Будучи фундаментальной наукой, теория государства и права выполняет по отношению к отраслевым юридическим наукам методологическую функцию, задавая им определенный уровень, теоретическую и логическую целостность. Обобщая государственно-правовую практику, теория государства и права формулирует идеи и выводы, имеющие принципиальное значение для юриспруденции в целом. Ее категории, принципы, идеи и выводы служат своеобразными «опорными пунктами», «несущими конструкциями» отраслевых и специальных юридических наук.

Политико-управленческая функция. Государство и право всегда были и будут фокусом политической борьбы, острых политических дискуссий. Термин «политика» в переводе с греческого - «искусство управления государством». Венцом политики выступает государственная власть. Вот почему партии и политические движения ведут столь активную борьбу за политическую власть. Кому принадлежит государственная власть, тот решает, по сути, все дела. Реализуется эта функция через государственное управление.

Теория государства и права призвана формировать научные основы как внутренней, так и внешней государственной политики, обеспечивать научность государственного управления.

Идеологическая функция. Идеология - система основополагающих (базовых) идей, понятий, взглядов, в соответствии с которыми формируется мировоззрение и жизненная позиция личности, социальных групп, общества в целом. Без базовых интегрирующих идеологических установок и мотивов ни личность, ни государство, ни общество обойтись не могут. Не случайно кризисные периоды в жизни общества обычно сопровождаются потерей идеологических ориентиров, бездуховностью и смутами. Теория государства и права аккумулирует и приводит в систему идеи о государстве и праве, создает научную основу для формирования общественной и индивидуальной политической и правовой культуры. Таким образом, она воздействует на общественную жизнь, поведение людей не только через государство и право, но и непосредственно, как важный идеологический фактор, оказывающий влияние на правосознание субъектов права и тем самым на регулирование общественной жизни в целом.

Практически-организаторская функция. Теория государства и права служит научной основой функционирования государства и права, вырабатывает рекомендации для решения многочисленных проблем государственно-правового строительства, особенно в современный сложный переходный период. Правда, в этом отношении наука в большом долгу перед обществом.

Прогностическая функция. На основе признания закономерностей развития государства и права анализируемая наука выдвигает гипотезы о их будущем, истинность которых затем проверяется практикой.

Научное прогнозирование имеет большое значение для предвидения в государственно-правовой сфере, оно позволяет «заглянуть» в будущее государственности. Научно обоснованные прогнозы будят мысль, придают уверенность в действиях и тогда, когда не полностью осуществляются.

Функции теории государства и права взаимосвязаны, дополняют друг друга. Лишь взятые в единстве, в системе они дают полное представление о назначении теории государства и права.