"Налоговый вестник", 2012, N 6

В прошлых номерах журнала автор подробно рассмотрел правовые вопросы, связанные с доступом к налоговой, коммерческой, адвокатской тайне. В этом номере речь пойдет о нотариальной и журналистской тайне. Какие существуют правила защиты нотариальной тайны? Какая ответственность предусмотрена для нотариусов в случае разглашения тайны? Что следует понимать под журналистской тайной и на кого возлагается обязанность по сохранению информации в этой деятельности? Ответы на эти и другие вопросы читатели смогут найти в данной статье.

Нотариальная тайна

Как и всякий вид деятельности, в т.ч. юридической, деятельность нотариата основывается на определенных принципах. Их количество и виды определяются по-разному, например:

  • принцип объективной истины - нотариус совершает действия на основе объективно существующих обстоятельств, с которыми связано возникновение, изменение или прекращение правоотношения;
  • принцип законности - в своей деятельности нотариус руководствуется только законом;
  • принцип бесспорности прав и юридических фактов - нотариальные действия совершаются только в отношении бесспорных фактов, подтвержденных непосредственно или документально;
  • принцип тайны нотариальных действий - запрещается разглашение их сущности, в т.ч. сведений о документах, которые представлялись нотариусу, и т.д.; данное правило сохраняет свое действие и в отношении лиц, сложивших полномочия нотариуса или уволенных с работы <1>.
<1> Филиппова О.В. Нотариат России в механизме защиты прав граждан // Административное и муниципальное право. 2010. N 10.

В соответствии со ст. 16 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. Верховным Советом РФ 11.02.1993 N 4462-1, в ред. от 03.12.2011, далее - Основы) нотариус обязан хранить в тайне сведения, которые стали ему известны в связи с осуществлением его профессиональной деятельности. Суд может освободить нотариуса от обязанности сохранения тайны, если против нотариуса возбуждено уголовное дело в связи с совершением нотариального действия.

Однако следует сразу оговориться, что в соответствии с Налоговым кодексом РФ нотариусы обязаны сообщать в налоговые органы о выдаче свидетельств о праве на наследство и о нотариальном удостоверении договоров дарения.

Действительно, одной из главных обязанностей нотариуса является сохранение в тайне сведений, которые стали ему известны в связи с осуществлением его профессиональной деятельности. Иными словами, нотариальная тайна возникает в силу закона, вне зависимости от волеизъявления конкретных субъектов по поводу ее охраны и распространяется на любые сведения, ставшие известными нотариусу, например о личной жизни обратившегося гражданина и членах его семьи, о составе его имущества, предполагаемых действиях и т.д., представленные нотариусу в устной или письменной форме. Примерный перечень указанных сведений позволяет сформулировать определение нотариальной тайны. Это информация, зарегистрированная в реестре для совершения нотариальных действий и (или) содержащаяся в нотариально оформленных документах, а также иная информация, полученная нотариусом в процессе оказания юридической помощи по вопросам совершения нотариальных действий.

Необходимо отметить, что нормы о защите нотариальной тайны не имеют признака временности и случайности; вследствие их значимости не могут рассматриваться должностными лицами органов власти, иными лицами как некая формальность. Указанные нормы выполняют публично-правовые функции государства, обеспечивая стабильность гражданского оборота.

Немаловажная роль отводится и защите частной жизни, определяемой Вебстеровским словарем английского языка как право человека на автономию и свободу жизни, право на защиту от вторжения в нее других людей, органов власти или каких-либо общественных и государственных организаций.

В связи с этим расширительное толкование своих полномочий различными органами власти вряд ли можно считать приемлемым в условиях правового государства. Следует отметить и необходимость изменений, касающихся конкретизации механизма правовой защиты вверенной нотариусу информации и снятия с нотариуса ответственности за предоставление информации лицам, имеющим право на ее получение <2>.

<2> Сычев О.М. Комментарий законодательства и судебной практики о деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, и его статусе // Информационная система "КонсультантПлюс". 2010.

Требование неразглашения тайны нотариальных действий означает, что их надлежит выполнять в присутствии только непосредственно заинтересованных лиц и тех, кто оказывает им помощь: представителей, переводчиков. Кроме того, последующее предоставление такой информации также недопустимо.

Исходя из смысла данной нормы обязанность сохранения тайны распространяется не только на содержание нотариального действия и соответствующие последствия, но и на сам факт обращения конкретного лица с просьбой о его совершении.

Исключения из данного правила исчерпывающе приведены в Основах законодательства Российской Федерации о нотариате.

  1. Сведения и документы о совершенных нотариальных действиях могут выдаваться только лицам, от имени и по поручению которых совершены эти действия, причем справки о завещании выдаются только после смерти завещателя.
  2. Справки о совершенных нотариальных действиях выдаются по требованию суда, прокуратуры, органов следствия в связи с находящимися в их производстве уголовными или гражданскими делами, а также по требованию арбитражного суда в связи с находящимися в его разрешении спорами. Как видно, в приведенном перечне отсутствуют органы дознания, хотя у них в производстве также могут находиться уголовные дела, а также органы, осуществляющие оперативно-разыскную деятельность.
  3. Частью 4 ст. 16 предусмотрено, что нотариус в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, обязан представить в налоговый орган справку о стоимости имущества, переходящего в собственность граждан, необходимую для исчисления налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения.
  4. В соответствии с ч. 3 ст. 34 Основ нотариусы обязаны представлять должностным лицам, уполномоченным на проведение проверок, сведения и документы, касающиеся расчетов с физическими и юридическими лицами. Как видно, круг информации, которую обязаны предоставлять нотариусы, в данном случае четко очерчен.

Рассмотренные положения нашли свое развитие и в ведомственных нормативных правовых актах.

Так, согласно п. 4 Инструкции о порядке совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и муниципальных районов и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений и муниципальных районов, утв. Приказом Минюста России от 27.12.2007 N 256, при совершении нотариальных действий должностные лица местного самоуправления обязаны соблюдать тайну совершаемых нотариальных действий, в связи с чем им запрещается разглашать сведения, оглашать документы, которые стали им известны в связи с совершением нотариальных действий, в т.ч. после прекращения полномочий или увольнения с муниципальной службы, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Обратите внимание! Согласно ч. 2 ст. 34 Основ проверка организации работы нотариуса проводится один раз в четыре года, причем первая проверка организации работы нотариуса, впервые приступившего к осуществлению нотариальной деятельности, проводится не раньше чем через год после наделения его полномочиями нотариуса. Однако законодательством субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены иные сроки проведения проверок организации работы нотариуса. Данные проверки проводятся органами юстиции и нотариальными палатами.

Сведения (документы) о совершенных нотариальных действиях могут выдаваться только лицам, от имени или по поручению которых совершены эти действия.

Справки о совершенных нотариальных действиях выдаются по требованию суда, прокуратуры, органов следствия в связи с находящимися в их производстве уголовными, гражданскими или административными делами, а также по требованию судебных приставов-исполнителей в связи с находящимися в их производстве материалами по исполнению исполнительных документов.

Справки о завещании выдаются только после смерти завещателя при представлении свидетельства о смерти.

Обратите внимание! Наиболее интенсивно взаимоотношения с органами исполнительной власти, касающиеся предоставления нотариусами различного рода информации, развиваются с судебными приставами, налоговыми органами, органами внутренних дел, прокуратурой. Относительно судебных приставов судебная практика идет по пути признания законными отказов нотариусов в предоставлении сведений, составляющих нотариальную тайну. Так, Зеленоградским районным судом г. Москвы рассматривалась жалоба нотариуса на привлечение ее к административной ответственности ввиду отказа представить сведения службе судебных приставов. Судом указано на ошибочность вывода мирового судьи о том, что при решении указанного вопроса необходимо руководствоваться Федеральным законом "Об исполнительном производстве" как законом, принятым позднее Основ. Указанные нормативные правовые акты действуют с изменениями, принятыми в 2000 и 2003 гг. Изменяя их, законодатель мог бы внести соответствующие изменения в Основы, однако не счел это необходимым. Суд сделал вывод о правомерности отказа нотариуса в представлении запрашиваемых документов <1>.

<1> Решение Зеленоградского районного суда г. Москвы от 07.07.2004 // Архив Зеленоградского районного суда г. Москвы. 2004. Цит. по Сычев О.М. Институт нотариальной тайны не отменен! // Законы России: опыт, анализ, практика. 2007. N 7.

Правила о соблюдении тайны нотариальных действий распространяются также на лиц, которым о совершении нотариальных действий стало известно в связи с выполнением ими служебных обязанностей. Суд может освободить должностное лицо местного самоуправления от обязанности сохранения тайны, если против него возбуждено уголовное дело в связи с совершением нотариального действия.

Проблемы взаимоотношений нотариусов с должностными лицами органов государственной власти и организациями не ограничиваются требованиями судебных приставов-исполнителей. Так, встречаются случаи, когда должностные лица налоговых органов, ссылаясь на ч. 1 ст. 31 НК РФ, предусматривающую право налоговых органов требовать от налогоплательщика документы, подтверждающие правильность исчисления налогов, истребуют у частного нотариуса кроме реестра для регистрации нотариальных действий еще и наряды нотариальных действий. Между тем частные нотариусы взимают нотариальный тариф, проверка правильности исчисления которого осуществляется нотариальными палатами в рамках контроля за профессиональной деятельностью нотариуса (ст. 34 Основ).

В то же время контроль за соблюдением налогового законодательства осуществляют налоговые органы в порядке и сроки, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Порядок получения информации налоговыми органами в данном случае определен нормами Налогового кодекса РФ, как и ответственность за непредставление такой информации.

Согласно ст. 82 НК РФ налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, а также в других формах, предусмотренных НК РФ.

В соответствии со ст. 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы. Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок. Документы представляются в виде заверенных должным образом копий.

В данном случае имеет место трансформация одного вида тайны (нотариальной) в другую (налоговую) вследствие того, что в соответствии со ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны соблюдать налоговую тайну.

Важное замечание - периоды проведения проверок нотариусов, установленные Основами (один раз в четыре года), на порядок проведения налоговыми органами не распространяются; сроки определяются опять же Налоговым кодексом РФ.

Как уже отмечалось, нормы о защите нотариальной тайны выполняют публично-правовые функции государства. "В связи с изложенным расширительное толкование своих полномочий различными органами власти вряд ли можно считать приемлемым в условиях правового государства. Вместе с тем частично можно согласиться с мнением практиков о том, что положения ст. 5 Основ в части указания лиц, по запросам которых нотариус представляет сведения о совершенных нотариальных действиях, устарели. Расширение данного перечня возможно только в законодательном порядке.

При этом решение вопроса не должно быть односторонним. Необходимы изменения, касающиеся конкретизации механизма правовой защиты вверенной нотариусу информации и снятия с нотариуса ответственности за представление информации лицам, имеющим право на ее получение" <1>.

<1> Сычев О.М. Институт нотариальной тайны не отменен! // Законы России: опыт, анализ, практика. 2007. N 7.

Говоря о проблемных вопросах в данной области, отметим следующее. У специалистов возникают вопросы относительно правомерности рассмотрения в открытых судебных заседаниях обжалования тех или иных профессиональных действий нотариусов, а также создания различных баз данных совершенных нотариальных действий (например, завещаний). Соблюдение нотариусом требований защиты нотариальной тайны часто приводит к возникновению конфликтов между частноправовыми интересами и интересами публичными, разрешение которых продолжается в суде.

Такое противостояние интересов спровоцировано неясностью законодательных положений, регулирующих, с одной стороны, случаи и порядок предоставления нотариусом сведений, составляющих нотариальную тайну, а с другой стороны, полномочия должностных лиц органов власти и организаций. "К примеру, не совсем понятно, почему совершение нотариальных действий подчиняется требованиям ч. 2 ст. 5, ч. 2 ст. 16 Основ законодательства о нотариате, а обжалование таких действий должно проходить в открытом судебном разбирательстве?

Нотариальная тайна возникает в силу закона, вне зависимости от волеизъявления конкретных субъектов по поводу ее охраны и распространяется на любые сведения, ставшие известными нотариусу в связи с совершаемым нотариальным действием" <2>.

<2> Статья: Аргунов В.В. Общие положения особого производства // Арбитражный и гражданский процесс. 2011, N N 7, 8.

Нет также сомнения в том, что "право на доступ к информации - это всеобщее конституционное право, однако не имеющее ничего общего с субъективным правом гражданина на конфиденциальность созданного по его воле носителя информации, которая никак не затрагивает безопасность общества и государства, права конкретных лиц.

У лица имеется право завещать свое имущество, у другого лица корреспондирующего права или обязанности по отношению к завещанию при жизни завещателя не возникает. Таким образом, право завещать имущество является правом абсолютным, которое реализуется без дополнительных условий. Создание базы завещаний не соответствует принципу действий субъекта в гражданском обороте по его усмотрению и создается без согласия завещателей. А ведь действие субъекта по своему усмотрению, если только он не нарушает права иных лиц, является одним из основополагающих принципов гражданского права" <1>.

<1> Сычев О.М. Правовых и нравственных оснований для создания единой базы завещаний в настоящее время в России нет // Нотариус. 2010. N 5.

Что касается ответственности нотариуса, то применительно к рассматриваемым вопросам можно отметить следующее.

  1. Частью 1 ст. 17 Основ установлено, что нотариус, занимающийся частной практикой, умышленно разгласивший сведения о совершенном нотариальном действии или совершивший нотариальное действие, противоречащее законодательству Российской Федерации, обязан по решению суда возместить причиненный вследствие своих неправомерных действий ущерб.
  2. Нотариус может быть привлечен в судебном порядке к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации в случае непредставления или несвоевременного представления в налоговые органы сведений о стоимости имущества, переходящего в собственность граждан в порядке наследования или дарения.
  3. Статьей 202 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена ответственность за злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами.
  4. Деятельность нотариуса, занимающегося частной практикой, может быть прекращена по представлению органа юстиции, нотариальной палаты, налогового органа или их должностных лиц только судом, в случае совершения нотариусом действий, противоречащих законодательству Российской Федерации.

Правовой режим доступа к журналистской тайне

Журналистская деятельность по некоторым параметрам оказывается весьма схожей с оперативно-разыскной. Не случайно появился термин "журналистское расследование".

Во всяком случае, многие люди рассказывают журналисту то, что никогда бы не рассказали оперативному сотруднику, т.к. первый может придать гласности, выставить на всеобщее обозрение какие-либо факты, что приведет к их общественной оценке, формированию определенного мнения у большой группы людей. Не последнюю роль играет журналистская деятельность и в выявлении правонарушений и преступлений.

Причем самых различных категорий и видов. Здесь стоит отметить, что даже в обзоре "Россия. Всемирный обзор экономических преступлений", подготовленном одной из аудиторских компаний, отмечается, что в 9% случаев преступления, совершенные внутри корпораций и крупных компаний, были раскрыты по результатам журналистских расследований <2>.

<2> Евстигнеева А. Доносить и защищать: об экономических преступлениях в РФ чаще молчат // http://top.rbc.ru/economics/01/12/2011/627737.shtml.

Охрана источников информации журналистов (журналистской тайны) является важной гарантией свободы массовой информации и предусмотренного ст. 29 Конституции РФ права каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Понятие журналистской тайны мы находим в Декларации, принятой Международной федерацией журналистов, содержащей основные принципы профессиональной этики журналистов.

В п. 6 данной Декларации предусмотрено, что журналист сохраняет профессиональную тайну: источник информации, не желающий обнародовать себя, должен оставаться нерассекреченным. Следовательно, под журналистской тайной мы понимаем данные о лице - источнике информации, не желающем раскрывать себя в качестве такого источника <1>.

<1> Григорьев Ф.Г. Журналистская тайна и проблемы ее обеспечения при производстве по уголовным делам // Адвокатская практика. 2007. N 3.

Обязанность сохранения информации, ставшей известной в связи с осуществлением журналистской деятельности, существует в двух разновидностях.

Такая обязанность возлагается на редакции средств массовой информации ст. 41 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации". Например , редакция не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, предоставленные гражданином с условием сохранения их в тайне. Редакция обязана сохранять в тайне источник информации и не вправе называть лицо, предоставившее сведения с условием неразглашения его имени.

Редакция не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, прямо или косвенно указывающие на личность несовершеннолетнего, совершившего преступление либо подозреваемого в его совершении, а равно совершившего административное правонарушение или антиобщественное действие, без согласия самого несовершеннолетнего и его законного представителя.

Редакция не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, прямо или косвенно указывающие на личность несовершеннолетнего, признанного потерпевшим, без согласия самого несовершеннолетнего и (или) его законного представителя.

Принимая во внимание, что в ч. 3 и 4 комментируемой нормы речь идет о распространяемых сообщениях и материалах, в контексте данной работы нас интересует первая категория сведений, которые не вправе разглашать редакция, - информация, предоставленная гражданином с условием сохранения ее в тайне.

Таким образом, для отказа в предоставлении информации необходимо наличие оговорки лица, предоставившего информацию.

Однако форма такой оговорки в данном случае не определена. Полагаем, что определить, была ли такая оговорка, допустимо путем проведения опроса данных граждан.

Объектами защиты в данном случае являются "источник информации" и "имя лица", предоставившего сведения с условием неразглашения его имени.

Законодатель использует термин "имя" только по отношению к гражданину, поэтому "лицо", чье имя не вправе разглашать редакция в рамках ч. 2 ст. 41 Закона о СМИ, должно пониматься узко, как "физическое лицо", "гражданин" (лицо без гражданства). Под именем Гражданский кодекс РФ в ч. 1 ст. 19 понимает "имя, включающее фамилию и собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая", под которым гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности.

Фраза относительно сохранности "в тайне источника информации" относится к самому широкому кругу субъектов - как юридическим, так и физическим лицам, объединениям граждан. В совокупности "источник информации" и "лицо", чье имя не разглашается редакцией, охватывают весь возможный круг источников информации, носителей информации, которые могут представлять профессиональный интерес редакции СМИ.

В случае поступления информации от представителя юридического лица это лицо, по мнению автора, подпадает под понятие "источник информации".

Единственным исключением из комментируемой нормы является ситуация, когда соответствующее требование поступило от суда в связи с находящимся в его производстве делом.

Следует обратить внимание на то, что вид судопроизводства не указан, из чего следует, что это может быть как гражданское или арбитражное, так и уголовное судопроизводство или производство по делам об административных правонарушениях.

Обратите внимание! Все ограничения, связанные с предоставлением информации, относятся к редакции, под которой в силу понятия, данного в ст. 2 Закона о СМИ, понимается "организация, учреждение, предприятие либо гражданин, объединение граждан, осуществляющие производство и выпуск средства массовой информации". При этом в ст. 41 ничего не говорится об отдельных журналистах.

Что касается ответственности за разглашение таких сведений, то для примера можно привести нормы ст. 13.14 КоАП РФ, которыми предусмотрена административная ответственность за разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей.

Вторая разновидность обязанности сохранения информации, ставшей известной в связи с осуществлением журналистской деятельности, заключается в том, что она лежит непосредственно на журналистах.

В соответствии с п. п. 4 и 5 ст. 49 Закона о СМИ журналист обязан:

а) сохранять конфиденциальность информации и (или) ее источника;

б) получать согласие на распространение в средстве массовой информации сведений о личной жизни гражданина от самого гражданина или его законных представителей.

Конфиденциальность информации, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", - это обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя.

При раскрытии данного понятия необходимо остановиться на двух моментах.

Во-первых, какие сведения отнесены законодательством Российской Федерации к конфиденциальным? Здесь необходимо учитывать положения Указа Президента РФ от 06.03.1997 N 188 "Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера" (в ред. Указа Президента РФ от 23.09.2005 N 1111), которым к таким сведениям отнесены:

  • сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях;
  • сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства, а также сведения о защищаемых лицах и мерах государственной защиты, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом от 20.08.2004 N 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами (служебная тайна);
  • сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и т.д.);
  • сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами (коммерческая тайна);
  • сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.

Обратите внимание! Что касается получения согласия на распространение в средстве массовой информации сведений о личной жизни гражданина от самого гражданина или его законных представителей, то необходимо отметить, что форма такого согласия законодательством опять же не установлена.

Во-вторых, какие сведения не могут быть отнесены к конфиденциальным? В частности, сведения о подготавливаемом, совершаемом, совершенном правонарушении и тем более преступлении, по мнению автора, ни при каких условиях не могут относиться к данной категории и, несомненно, подлежат преданию гласности лицом, которому они стали известны, в особенности по мотивированному запросу правоохранительных органов. Однако данное утверждение верно лишь до того момента, когда такие сведения не известны правоохранительным органам и не являются тайной судопроизводства.

Однако в случае, когда это необходимо для защиты общественных интересов, журналист не обязан получать согласие на распространение таких сведений.

В данном случае четкого толкования требуют понятия "личная жизнь гражданина" и "общественные интересы". Здесь необходимо отметить следующее:

  • законодательного определения понятия "личная жизнь гражданина" не существует;
  • наиболее близким к данному определению, по мнению автора, является понятие частной жизни, в отношении которой в ст. 23 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Это определение дублируется в ряде федеральных законов, например в ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" говорится о том, что целью этого Федерального закона является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в т.ч. защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, а также в ст. 9 Федерального закона от 10.01.1996 N 5-ФЗ "О внешней разведке", в соответствии с которой не подлежит разглашению информация, затрагивающая личную жизнь, честь и достоинство граждан, ставшая известной органам внешней разведки Российской Федерации в процессе осуществления их деятельности, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Предметом частной жизни являются биографические сведения, сведения о состоянии здоровья, о философских, религиозных, политических взглядах и убеждениях, имущественном положении, профессиональных занятиях, об отношениях в семье и некоторые другие;
  • пределы неприкосновенности частной жизни лежат в плоскости, относящейся исключительно к конкретному индивидууму, и не переходят в плоскости интересов других лиц, иное нарушало бы принцип равенства прав и свобод человека и гражданина, установленный ст. 19 Конституции Российской Федерации;
  • несомненно, что частный и общественный сегмент в жизни каждой личности переплетены весьма тесно, и четкую границу между ними провести весьма сложно. Однако, опираясь на ст. 55 Конституции РФ, согласно которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, можно утверждать, что к таким законам относятся "правоохранительные" законы, устанавливающие ответственность за нарушение прав и законных интересов других лиц и общества в целом, а также законы, регламентирующие как порядок сбора соответствующей информации, так и устанавливающие порядок привлечения к такой ответственности;
  • не может быть отнесено к обстоятельствам личной жизни гражданина совершение им каких-либо неправомерных или аморальных действий (тем более совершение правонарушений или преступлений), поскольку последствия совершения таких деяний выходят за пределы частной жизни данного лица, правовые нормы и нормы моральные представляют собой разновидность социальных регуляторов, несоблюдение которых пагубно сказывается на общественной жизни в целом;
  • несмотря на то, что понятия общественных интересов действующее законодательство также не дает, принятая в 1999 г. Хартия телерадиовещателей определяет общественные интересы следующим образом: "Под общественным интересом понимается: необходимость защиты основ конституционного строя; предотвращение угрозы безопасности государства; обнаружение преступления; защита общественного здоровья и безопасности населения; предупреждение общества от введения в заблуждение какими-либо действиями или сообщениями лица или организации".

В заключение необходимо отметить, что если журналист при наличии оговоренных условий вправе распространить определенные сведения в средстве массовой информации (т.е. допустить тем самым к информации неопределенный круг лиц), то по мотивированному запросу правоохранительных органов (здесь круг лиц сильно ограничен) он вполне это также может сделать.

За нарушение неприкосновенности частной жизни из корыстной или иной личной заинтересованности установлена уголовная ответственность по ст. 137 УК РФ. Возможно также присуждение правонарушителя к выплате пострадавшему денежной компенсации морального вреда.

Кроме того, журналисту в ходе его профессиональной деятельности могут стать известными персональные данные физических лиц. Согласно пп. 8 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" обработка персональных данных необходима для осуществления профессиональной деятельности журналиста и (или) законной деятельности средства массовой информации либо научной, литературной или иной творческой деятельности при условии, что при этом не нарушаются права и законные интересы субъекта персональных данных.

И.Соловьев

профессор

кафедры уголовной политики

и организации предупреждения

преступлений

Академии управления

МВД России,

заслуженный юрист Российской Федерации

Благодаря стараниям Минюста РФ объем информации, который каждый нотариус обязан хранить в секрете, сокращается. Так, можно ожидать, что вскоре информация обо всех выданных в России доверенностях на операции с недвижимостью станет открытой.

На общем собрании представителей нотариальных палат субъектов РФ утвержден «Кодекс профессиональной этики нотариуса». Ряд положений кодекса касается нотариальной тайны.

Новый кодекс

Действующее законодательство возлагает на нотариуса обязанность соблюдения тайны нотариального действия. «Тайна нотариальных действий – это разновидность профессиональной тайны. Разглашение конфиденциальных сведений является одним из перечисленных в новом кодексе возможных дисциплинарных проступков», – уточняет президент Нотариальной палаты Санкт-Петербурга Петр Герасименко.

«В новом кодексе прописаны процедуры, каким образом рассматривается дисциплинарное дело, а также права и обязанности участников дисциплинарного производства», – констатирует член Комиссии ФНП по законодательной и методической работе Александра Игнатенко.

Уточним, Профессиональный кодекс нотариусов РФ действует с 2001 года, во многих региональных нотариальных палатах есть свои подобные документы, но все они носят рекомендательный характер. Согласно же положениям ФЗ № 457 новый «Кодекс профессиональной этики нотариуса» получит статус нормативного акта.

При этом требование по сохранению нотариусом конфиденциальности присутствовало в российском законодательстве и ранее. Нотариусы обязаны хранить в тайне (в том числе после сложения полномочий или увольнения) ставшие им известными в ходе осуществления профессиональной деятельности сведения. Об этом говорится в ч. 2 ст. 5 и ч. 2 ст.16 «Основ законодательства РФ о нотариате».

Иначе говоря, новый кодекс лишний раз законодательно закрепит устоявшиеся условия сохранения нотариусами в секрете информации о клиентах и формализует систему наказаний.

Справка БН

Основания для подачи исков о нарушении нотариальной тайны

Лицо, считающее, что его секреты разгласил нотариус, может обратиться с жалобой в нотариальную палату.

Параллельно возможна подача иска в суд. Кроме «Основ законодательства о нотариате» истец может опираться и на другие нормативные правовые акты. Это, например, ФЗ № 149 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (обычно его называют «Закон об информации») и Перечень сведений конфиденциального характера, утвержденный Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188.

При этом, как отмечает доктор юридических наук Артемий Рожнов, ответственность нотариусов может носить даже уголовный характер – по ст. 285 УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями» и ст. 202 УК РФ «Злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами»

Раскрытие нотариальной тайны

В то же время ряд существующих юридических норм дают нотариусу право на разглашение тайны.

Как перечисляет Артемий Рожнов, во-первых, информация о совершенных нотариальных действиях остается доступна лицам, от имени или по поручению которых они совершены. Ну и, конечно, сведения и документы могут быть предоставлены и действующему на основании доверенности лицу.

Во-вторых, после смерти завещателя разрешается выдача по просьбе заинтересованных лиц справки о завещании (ч. 4 ст. 5 Основ).

В-третьих, нотариусы обязаны предоставлять сведения по требованию суда, прокуратуры, органов следствия в связи с находящимися в их производстве уголовными или гражданскими делами. А также по требованию арбитражного суда в связи с находящимися в его разрешении спорами. Правда, нотариусы обязаны удостовериться, что запросы поступают на законных основаниях. То есть, по собственному желанию никакой прокурор подобные запросы рассылать прав не имеет.

В-четвертых, при дарении квартиры нотариусы обязаны направлять налоговикам справку о стоимости имущества, переходящего в собственность граждан.

В-пятых, правом требования рабочих отчетов и даже личных объяснений наделена нотариальная палата. Внеплановая проверка деятельности нотариуса может быть назначена по сигналам правоохранительных органов, заявлениям региональных управлений Минюста или жалобам граждан.

В-шестых, документы по расчетам с гражданами могут у нотариуса требовать проводящие финансовую проверку должностные лица. При этом проверяется какое-то конкретное действие, либо проводится выборочная проверка деятельности за определенный срок.

«Наконец, согласно ч. 2 ст. 16 «Основ законодательства о нотариате», суд может освободить нотариуса от обязанности соблюдения профессиональной тайны, если против нотариуса возбуждено уголовное дело в связи с совершением нотариального действия», – подытоживает Артем Рожнов.

Подвижки в вопросе

По словам президента Нотариальной палаты Санкт-Петербурга Петра Герасименко, на его памяти нет ни одного скандала, связанного с нарушением петербургскими нотариусами профессиональной тайны. И угроза утечки информации близка к нулю. «Реестры нотариальных действий, в каком бы они виде не были – электронном или бумажном – на сегодня закрыты для третьих лиц», – поясняет он.

Справка БН

Нотариальные реестры

С 1 июля 2014 года в России официально заработала единая информационная система нотариата (ЕИС «еНот»). Система включает в себя следующие публичные реестры: удостоверенных завещаний и уведомлений об отмене завещаний; удостоверенных доверенностей и распоряжений об отмене доверенностей; открытых наследственных дел; удостоверенных брачных договоров.

Однако сегодня прорабатывается вопрос открытия реестров для ряда госслужб, например, Росреестра, или ЗАКСов. Риски утечек возрастают.

Кроме того, сохранение в секрете определенной нотариальной информации нецелесообразно. Поэтому периодически по отдельным видам нотариальных услуг гриф секретности снимается. Так, по решению ФНП создан портал «Реестр отмененных доверенностей». Любое лицо может воспользоваться этим ресурсом, открыть страницу, ввести дату выдачи, реестровый номер доверенности, и хранилище предоставит информацию, аннулирована ли данная доверенность.

Впрочем, если доверенности в данном списке нет, на запрос будет дан отрицательный ответ без пояснений. Таким образом, проверить, выдавалась ли в принципе конкретная доверенность, не получится. Иначе говоря, сегодня проверить подлинность документа можно, только став клиентом нотариальной конторы.

Но в развитие идеи Минюст разработал законопроект «О внесении изменений в Основы законодательства РФ о нотариате». Этот закон предусматривает предоставление в интернете без взимания платы круглосуточного доступа к сведениям обо всех действующих доверенностях.

В открытом доступе будут содержаться сведения о лице, удостоверившим доверенность, дата оказания услуги, ее регистрационный номер, дата и временя внесения в реестр сведений об отмене доверенности в случае, если она отменена.

Таким образом, еще одним профессиональным секретом нотариусов станет меньше. И риэлторы на специализированных форумах уж начали говорить о том, что фальшивые доверенности в принципе исчезнут из арсеналов мошенников.

НОТАРИАЛЬНАЯ ТАЙНА

Каждое юридическое лицо часто доверяет свою конфиденциальную информацию нотариусам, и важно знать, насколько надежно она будет сохранена.

Нотариальная тайна является видом тайн профессиональных. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (СМ. Сноску 28) определяют нотариальную тайну как сведения, которые стали известны нотариусу в связи с осуществлением его профессиональной деятельности. Нотариус обязан хранить в тайне эти сведения. Нет смысла перечислять здесь такие сведения, их содержание следует из перечня совершаемых нотариальных действий. Рассмотрим подробнее режим и условия правовой охраны нотариальной тайны.

Нотариальная тайна, хоть и не выделена никаким образом из ряда других видов профессиональных тайн, занимает особое место в системе охраны важнейших прав и интересов юридических лиц. Нотариус, впервые назначенный на должность, приносит присягу, в которой обязуется «хранить профессиональную тайну».

Кроме нотариуса, такая обязанность лежит и на секретарях, машинистках, помощниках нотариусов и других лицах, которым о совершенных нотариальных действиях стало известно в связи с выполнением ими служебных обязанностей (СМ. Сноску 29).

Справки о нотариальных действиях и документы выдаются только организациям, по поручению или в отношении которых они совершались.

Санкционированное разглашение нотариальной тайны нотариусом, а также лицами, которым в силу закона предоставлено право совершать определенные нотариальные действия, возможно в очень ограниченных случаях.

Из текста ст. 16 Основ законодательства РФ о нотариате - «суд может освободить нотариуса от обязанности сохранения тайны, если против нотариуса возбуждено уголовное дело в связи с совершением нотариального действия» - следует, что суд при рассмотрении уголовного дела, возбужденного непосредственно против нотариуса, должен вынести формальное определение об освобождении его от обязанности разглашения нотариальной тайны. То же касается и должностных лиц органов исполнительной власти. Только после этого информация предприятия, бывшая ранее нотариальной тайной, может стать известной многим.

Кроме этого, в обязанности нотариусов входит представление сведений нотариальной палате, которая может истребовать от них

данные о совершаемых нотариальных действиях. В каком виде нотариус может предоставить такие сведения? Если в виде нотариальных документов, а не справок о нотариальных действиях, это будет, на наш взгляд, прямым нарушением нотариальной тайны. Здесь, впрочем, законодатель предусмотрел обязанность должностных лиц нотариальной палаты сохранять тайну совершения нотариальных действий. Однако непонятно установленное в законе право нотариальной палаты «передать полученную информацию учреждениям, осуществляющим страхование деятельности нотариуса». Это - явное расширение перечня субъектов, которым предприятие самостоятельно не передавало бы никакой конфиденциальной информации.

Из этого можно сделать неутешительный вывод, что даже в случае сохранения тайны предприятия нотариусом некоторые подзаконные акты расширяют доступ других лиц к такой информации на формально законных основаниях, неся при этом потенциальный риск нанесения ущерба интересам предприятия.

При совершении юридических действий нотариусу непосредственно становятся известны многие факты частной жизни человека, без знания которых невозможно осуществление полномочий. Гражданин вынужден предоставитьдокументы, в которых могут содержаться сведения составляющие врачебную или банковскую тайну, либо сведения, которые нежелательнопредаватьогласке.

Поэтому тайна нотариального действия призвана обеспечивать неприкосновенностьчастной жизни индивидуума Рассматриватьее можно двояко - как обязанностьнотариусаи как элемент информаци онных ресурсов, относящихсяк категориис ограниченнымдоступом.

Данное правило предусматривается законодательством многих стран мира. В частности, согласно ст. 23 Временного положения Китайской Народной Республики о нотариате нотариусы, совершающие нотариальные действия в нотариальных конторах, обязаны соблюдать тайну совершаемых нотариальных действий1.

В Российской Федерации нотариус, впервые назначаемый на должность, приносит присягу: "Торжественно присягаю, что обязанности нотариуса буду исполнять в соответствии с законом и совестью, хранить профессиональную тайну, в своем поведении руководствоваться принципами гуманности и уважения к человеку" (ст.14 Основ о нотариате).

Тайна нотариального действия - профессиональная тайна. В отличие, например, от банковской и врачебной тайн, она не способствует установлению доверительных отношений, а является только гарантом неприкосновенности частной жизни, поскольку лицо, обратившееся к нотариусу, должно предоставить те или иные факты, касающиеся его личной жизни (в противном случае нотариальное действие не будет произведено).

Субъектами тайны нотариального действия являются:

нотариусы;

лица, работающие в нотариальной конторе (ст. 5 Основ законодательства РФ о нотариате).

Последняя формулировка предполагает, что обязанность соблюдения тайны не связывается должностной принадлежностью или наличием юридического образования. То есть к субъектам относятся и лица, проходящие стажировку, и помощники нотариуса, и консультанты, и технические исполнители, в том числе и после сложения полномочий или увольнения (ст. 5 Основ о нотариате). Следовательно, даже после прекращения трудовых отношений лицо, работавшее в нотариальной конторе, не перестает быть субъектом тайны нотариального действия.

К субъектам тайны нотариального действия можно отнести и должностных лиц нотариальной палаты (ст. 28 Основ о нотариате), которым она может стать известна в результате проверки деятельности нотариуса. Органы, которым могут быть известны сведения о нотариальных действиях, не всегда являются субъектами тайны. Например, Закон РФ "О федеральных органах налоговой полиции" относит к субъек-

КНР. Конституция и законодательные акты. - М., 1984, с.138.

там тайны сотрудников налоговой полиции Согласно ст. 10 данного закона "сотрудники налоговой полиции обязаны сохранять... и другую информацию, полученную ими при исполнении служебных обязанностей". В то же время Законы РСФСР "О государственнойналоговой службе РСФСР", "О милиции" не содержат таких положений. В Основах законодательстваРФ о нотариате также нет корреспондирующей обязанности блюсти тайну нотариального действия к лицам, которым она была передана в установленномзаконом порядке.

Не относятся к субъектам тайны и студенты, проходящие практику во время обучения в органах нотариата, поскольку в Основах указываются только работающие в органах нотариата лица.

На наш взгляд, вышеперечисленные изъятия являются одним из недостатков в регулировании сохранения тайны нотариального действия.

Содержание нотариальной тайны составляет любая информация, связанная с осуществлением нотариусом своих профессиональных функций, а также информация о частной и семейной жизни доверителя. Нотариусу запрещается разглашать сведения, оглашать документы, которые стали ему известны в связи с совершением нотариальных действий (ст. 5 Основ о нотариате). Таким образом, в понятие нотариальной тайны включается:

информация о лицах, в отношении которых совершено нотариальное действие;

сам факт обращения к нотариусу или отсутствие его;

документы, истребованные нотариусом;

иные сведения.

Гарантом соблюдения этого правила является установленная Законом процедура предоставления сведений, согласно которой сведения (документы) о совершении нотариального действия могут выдаваться только лицам, от имени или по поручению которых совершены эти действия (ст. 5 Основ о нотариате).

Следует отметить, что сохранение нотариальной тайны является не только гарантом деятельности нотариуса, но и его обязанностью (ст. 16 Основ о нотариате).

Справки о совершении нотариальных действий выдаются органам суда, прокуратуры, органам следствия "в связи с находящимися в их производстве уголовными или гражданскими делами, а также по требованию арбитражного суда в связи с находящимися в его разрешении спорами" (ст. 5 Основ о нотариате).

Уголовно-процессуальныйзакон РФ не содержит запрета на соблюдение нотариальной тайны. Наоборот, согласно статье 70 УПК РСФСР она должна быть раскрыта следователю, прокуратору, лицу, производящемудознание. Она также будет являться доказательствомпо уголовномуделу, если устанавливает" наличие или отсутствиеоб-щественно опасного деяния, виновность лица, совершившегоэто деяние, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела" (ст. 69 УПК

Процессуальными формами установления сведений, содержащих тайну нотариального действия, могут быть:

Допрос работников органов нотариата в качестве свидетелей В статье 72 УПК РСФСР нотариус не указан как лицо, которое не может быть допрошено в качестве свидетеля Наоборот, за отказ или уклонение от дачи показаний он несет уголовную ответственность В качестве свидетеля нотариус может быть допрошен "о любых обстоятельствах подлежащих установлению по уголовному делу, и в том числе о личностиобвиняемого, потерпевшегои о своих взаимоотношенияхс ними" (ст. 74 УПК РСФСР). Ответственностьза соблюдение относимостидоказательств лежит на органах, осуществляющихуголовноепреследование;

допрос нотариуса в качестве обвиняемого. Согласно статье 16 Основ законодательства РФ о нотариате суд может освободить нотариуса от обязанности сохранения тайны, если против нотариуса возбуждено уголовное дело в связи с совершением нотариального действия;

осмотр и выемка нотариальных документов, обыск в помещении нотариальной конторы.

Нотариус может обжаловать действия органа дознания, прокуратуры прокурору, но жалоба не является основанием для приостановления обжалуемого действия, " если этого не найдут нужным сделать соответственно лицо, производящее дознание, следователь или прокурор" (ст.218 УПК РСФСР). Жалобы на действия и решения прокурора приносятся вышестоящему прокурору.

Выдача справок органам, осуществляющим уголовное преследование, должна быть обосновананаличиемвозбужденногоуголовногодела в их производстве Отсутствие указанияна данный факт в запросе может служить основаниемдля отказа нотариусом в выдаче соответствующейинформации

Согласно статьям 63 - 65 ГПК РСФСР нотариус обязан представить суду требуемые им письменные доказательства. Нотариус может быть также стороной по делу или свидетелем.

Как уже отмечалось, в соответствиисо ст. 16 Основ о нотариатенотариус, в случаях, предусмотренныхзаконодательнымиактами РоссийскойФедерации, обязан представить в налоговойорган справку о стоимостиимущества переходящегов собственность граждан, необходимуюдля исчисленияналога с имущества, переходящегов порядке наследованияили дарения.

Закон РФ " О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения"1 в ст. 5 разъясняет, что нотариусы в 15-дневный срок с момента выдачи свидетельства или удостоверения договора обязаны " направить в налоговый орган по месту их нахождения справку о стоимости имущества, переходящего в собственность граждан, необходимую для исчисления налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения".

Причем это не просто право нотариуса, а его обязанность, за нарушение которой нотариус может быть привлечен к административной ответственности. Следует добавить, что из этических соображений нотариусам следовало бы уведомлять собственника имущества.

При проведении контрольных проверок за соблюдением правильности взимания государственной пошлины налоговые органы вправе знакомиться с записями в реестре и документами, находящимися в делах нотариальной конторы.

В соответствии со ст. 28 Основ законодательства РФ о нотариате нотариус обязан представить сведения о совершенных нотариальных действиях нотариальной палате, должностные лица которой, в свою очередь, обязаны сохранять тайну со-

Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1992, №

вершения нотариальных действий. В отношении государственных нотариусов таким правом обладают также органы юстиции, но последние не несут обязанности сохранения нотариальной тайны.

Выдача дубликатов нотариально удостоверенных документов производится только лицам, " от имени или по поручению которых совершались нотариальные действия", по их письменному заявлению (ст.52 Основ о нотариате).

Справки о завещании выдаются только после смерти завещателя. Причем данное правило носит абсолютный характер и не предусматривает из него исключения. После получения сведений об открывшемся наследстве нотариус обязан известить наследников, место жительства или работы которых ему известно. Если такая информация отсутствует, то вызов наследников может быть произведен " путем помещения публичного извещения или сообщения об этом в средствах массовой информации" (ст. 61 Основ о нотариате).

В случае выдачи свидетельства о праве на наследство на имя несовершеннолетнего или недееспособного наследника нотариус сообщает о совершенном им действии органам опеки и попечительства по месту жительства наследника для охраны его имущественных интересов (ч. 4 ст. 71 Основ о нотариате).

В общем можно согласиться с мнением, что к данным, не подлежащим разглашению, относится информация " о самом обратившемся гражданине (например, при удостоверении факта нахождения гражданина в живых или удостоверении тождественности гражданина с лицом, изображенным на фотографической карточке), о виде и характере поручения, услуг (при совершении морских протестов, векселей), о содержании письменных документов (при свидетельствовании копий документов, выписок из них и подлинности подписи на документах, передаче заявлений граждан и организаций другим физическим и юридическим лицам, хранении документов), о третьих лицах, упомянутых при обращении в нотариальную контору (при удостоверении завещания, причем в депозит денежных сумм и ценных бумаг и

Вопрос об ответственности за несоблюдение тайны совершения нотариального действия до конца не урегулирован российским законодательством.

Согласно ст. 17 Основ законодательства РФ о нотариате " нотариус, занимающийся частной практикой, умышленно разгласивший сведения о совершенном нотариальном действии... обязан по решению суда возместить причиненный вследствие этого ущерб". Причем возмещению подлежит и материальный, и моральный вред. Налицо коллизия норм. Статьей 1064 ГК РФ предусмотрено, что лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. То есть наличие вины является основанием для возмещения ущерба, а вышеупомянутая ст. 17 Основ о нотариате указывает, что основанием для возмещения ущерба частным нотариусом является наличие только умышленной формы вины.

Нотариус, занимающийся частной практикой, также несет ответственность за ущерб, " причиненный действиями лица, заменяющего временно отсутствующего нотариуса". Но к тому лицу он имеет право предъявить регрессный иск в размере причиненного ущерба (ст.21 Основ о нотариате). Такой иск может быть предъявлен

Малеина М.Н. Защита личных неимущественных прав советских граждан. - М., 1991.

частным нотариусом и к должностным лицам нотариальной палаты за нарушение тайны совершения нотариального действия.

Но никакой ответственности в принципе не несут за разглашение нотариальной тайны должностные лица органов исполнительной власти и консульских учреждений Российской Федерации, поскольку в соответствии со ст. 1069 ГК РФ основанием для возмещения вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу должностными лицами государственных органов, являются незаконные действия. Между тем Законом не предусмотрена для этих органов обязанность блюсти тайну совершения нотариального действия. То же самое можно сказать и в отношении органов юстиции, которые осуществляют контрольные функции за исполнением профессиональных обязанностей нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, и практически имеют возможность ознакомиться со всей документацией. Но и у них нет обязанности блюсти нотариальную тайну и, соответственно, нести ответственность за ее разглашение.

Государственный нотариус согласно ст. 17 Основ о нотариате в случае совершения действий, противоречащих законодательству РФ, несет ответственность в установленном законом порядке. Значит, за разглашение сведений, составляющих нотариальную тайну, государственный нотариус в соответствии с общими основаниями ответственности за причинение вреда, установленными ГК РФ, возмещает причиненный вред при наличии вины. Причем в законе не оговаривается, что вина должна быть только в форме умысла (в отличие от частного нотариуса).

Нотариус может быть привлечен к дисциплинарной ответственности. К государственному нотариусу может быть применен весь комплекс взысканий, установленных Кодексомзаконов о труде - от замечаниядо увольнения (ст. 135 КЗоТ). Наложить эти взыскания вправе органы юстиции.

К частномунотариусутакие меры не могут быть применены, но по ходатайствуно-тариальнойпалаты за неоднократноенарушениезаконодательства, в частностиза разглашение нотариальнойтайны, нотариус, занимающийся частной практикой, может быть освобожден от полномочий на основании решения суда о лишении его права нотариальной деятельности (ст. 12 Основ о нотариате).

Иные работники нотариальной конторы также несут как дисциплинарную, так и гражданско-правовую ответственность за разглашение нотариальной тайны. Причем иск может быть предъявлен к государственной конторе или частному нотариусу. Согласно ст. 1068 ГК РФ юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.

Тайна нотариального действия – профессиональная тайна , поскольку связана с неразглашением сведений, полученных нотариусом в процессе осуществления своих профессиональных функций. Она является гарантом неприкосновенности частной жизни, поскольку лицо, обратившееся к нотариусу должно предоставить те или иные факты, касающиеся его личной жизни (в противном случае нотариальное действие не будет произведено).

Субъекты тайны нотариального действия:

  • нотариусы;
  • лица, работающие в нотариальной конторе: лица, проходящие стажировку, помощники нотариуса, консультанты и технические исполнители, в том числе и после сложения полномочий или увольнения;
  • должностные лица нотариальной палаты, которым могут стать известны сведения в результате проверки деятельности нотариуса.

Содержание нотариальной тайны составляет любая информация, связанная с осуществлением нотариусом своих профессиональных функций, а также информация о частной и семейной жизни доверителя. Нотариусу запрещается разглашать сведения, оглашать документы, которые стали ему известны в связи с совершением нотариальных действий. Таким образом, в понятие нотариальной тайны включается:

  • содержание нотариального действия;
  • информация о лицах, в отношении которых совершено нотариальное действие;
  • сам факт обращения к нотариусу или отсутствие его;
  • документы, истребованные нотариусом;
  • любые иные сведения, почерпнутые нотариусом.

Гарантом соблюдения этого правила является установленная Основами о нотариате процедура предоставления сведений, согласно которой сведения (документы) о совершении нотариального действия могут выдаваться только лицам, от имени или по поручению которых совершены эти действия.

Нотариальная тайна выполняет две функции:

  1. гарант деятельности нотариуса, поскольку обеспечивает невмешательство других лиц в его профессиональную деятельность;
  2. непричинение вреда лицам, к нему обратившимся.

Справки о совершении нотариальных действий выдаются органам суда , прокуратуры , следствия «в связи с находящимися в их производстве уголовными или гражданскими делами, а также по требованию арбитражного суда в связи с находящимися в его разрешении спорами». Выдача справок органам, осуществляющим уголовное преследование, должна быть обоснована наличием возбужденного уголовного дела в их производстве. Отсутствие указания на данный факт в запросе может служить основанием для отказа нотариусом в выдаче соответствующей информации.

Согласно ГПК РФ нотариус обязан представить суду требуемые им письменные доказательства . Нотариус может быть также стороной по делу (истцом или ответчиком) или свидетелем .

Выдача дубликатов нотариально удостоверенных документов производится только лицам, «от имени или по поручению которых совершались нотариальные действия», по их письменному заявлению. Справки о завещании выдаются только после смерти завещателя. Данное правило носит абсолютный характер и не предусматривает из него исключения.