Подготовка и принятие методики проведения специальной оценки условий труда (СОУТ) требуется для своевременного выявления опасных/вредных факторов на рабочих местах сотрудников, которые влияют на их здоровье. Это необходимо для разработки мер по их защите, подготовки спецодежды и обуви, а также иных средств, нейтрализующих негативное воздействие на производственных площадях предприятия.

СОУТ является комплексов специальных действий, направленных на выявление опасных факторов в техпроцессе или окружающей среде и определения степени их опасности для здоровья трудящихся. Исходя из установленных законодательством правил, такая проверка производится раз в пять лет, за исключением случаев возникновения на предприятии несчастного случая или профзаболевания. Тогда проверка производится внепланово.

Для организации спецоценки работодателю необходимо привлечь стороннюю организацию, имеющую необходимые разрешительные документы для проведения такого рода работ. При этом на проверяемом предприятии создается комиссия, несущая ответственность за достоверность собранных данных и утвержденных результатов.

В п.2. ст.8 Закона №426-ФЗ за работодателем закрепляется обязанность своевременного проведения СОУТ. При этом не имеет значения форма собственности или вид деятельности. Исключением являются только лица, не использующие наемных работников в процессе реализации своей хозяйственной деятельности. Кроме того, в данном Законе утвержден закрытый перечень лиц, которые также не обязаны проводить проверку. К ним относятся:

  • Лица, работающие на дому или дистанционно;
  • Работники, заключившие трудовой договор не с юр. лицом.

Методика СОУТ №33н с изменениями

Процедура и правила проведения СОУТ закреплены в специально разработанной методике, утвержденной приказом Минтруда №33н от 24.01.2014г. В ней закреплен порядок проведения необходимых действий для выявления и определения степени опасности производственных факторов. Данная процедура включает в себя 4 основные этапа:

  1. Идентификация;
  2. Исследование выявленных негативных условий;
  3. Классификация степени их опасности, исходя из утвержденного законодательством перечня;
  4. Оформление заключения по итогам проведенной проверки.

На данный момент 33н методика проведения специальной оценки условий труда существенно отличается от своей первоначальной редакции. Многие её положения были дополнены или изменены, исходя из практики применения конкретных норм. К примеру, п.29 данной Методики был переработан, вследствие чего расширились принципы определения степени воздействия биологических факторов на условия работы сотрудников. Также были добавлены новые патогенные биологические группы, а для граждан, трудящихся под землей к вредному производственному воздействию было приравнено длительное нахождение под искусственным освещением.

Подготовка к проведению спецоценки

Подготовительный этап СОУТ начинается с донесения информации о нем до трудового коллектива предприятия. Сотрудники предупреждаются о том, что будет проведена проверка, и они могут внести свои предложения относительно оценки условий работы. Их следует оформить в письменном виде и передать руководству. Также на данном этапе работодатель выбирает несколько служащих, которые войдут в специальную комиссию, и назначает председателя этой группы.

После проведения разъяснительной работы работодатель утверждает порядок проведения СОУТ и состав комиссии, о чем издает соответствующий приказ или распоряжение.

Проверка начинается с составления списка всех рабочих мест, которые будут проходить оценку. Необходимо учитывать, что согласно Закону №426-ФЗ производственные места, не имеющие негативных факторов воздействия или имеющие допустимые условия, подтвержденные СОУТ ранее, не требуют проведения повторных проверок, кроме исключительных ситуаций.

В готовом перечне производственных площадок, которые будут проходить оценку включается такая информация:

  • Данные о сотрудниках, работающих на этих местах;
  • Наименование должности;
  • Обозначение проверяемой площадки;
  • Используемая техника, оборудование;
  • Информация о проведенных медосмотрах, выплаченных компенсациях;
  • Предполагаемые виды негативных факторов воздействия на служащих.

Процесс организации СОУТ закреплен ст.9 Закона №426-ФЗ. Согласно нему подготовительный процесс может начинаться как с формирования спец. комиссии, так и с выбора сторонней организации, которая будет проводить проверку. В данном случае поочередность данных действий значения не имеет.

Этап. 1. Оформление и подписание договора

Если работодатель уже выбрал организацию, которая имеет разрешительные документы на проведение СОУТ и будет выполнять проверку на этом предприятии, ему необходимо подготовить гражданско-правовой договор на выполнение данных работ. При этом необходимо учитывать, что исполнитель должен соответствовать требованиям, выдвигаемым к нему ст.19 Закона №426-ФЗ.

Договор оформляется в двух экземплярах и после его подписания один из них остается у работодателя, а второй передается организации-исполнителю.

Этап 2. Создание комиссии

В состав комиссии зачастую входит 5-7 человек, так как согласно требованиям Закона, их число должно быть нечетным. Среди них:

  • Председатель – в качестве него может выступать как представитель работодателя, так и он рам (в случае с ИП – он лично);
  • Специалист по ОТ – таковым может быть как сотрудник предприятия – если таковой есть в штате, так и сторонний специалист – если у работодателя его нет.
  • Представители профсоюзного органа – если такового в организации нет, то можно не включать их в комиссию.
  • Иные работники, на усмотрение руководства фирмы.

Представители организации, проводящей проверку, в состав оценочной комиссии не включаются. Они работают отдельно и проводят необходимые действия для изучения условий труда.

Этап 3. Утверждение графика

Заказчик самостоятельно определяет график проведения необходимых мероприятий и сроки их выполнения для своевременной сдачи декларации соответствия, закрепляемые приказом по предприятию. Работодатель несет полную ответственность за организацию и проведение СОУТ.

График должен содержать список всех трудовых площадок, на которых будут осуществляться замеры и исследования с целью выявления негативных факторов воздействия. На его основании далее будет проходить сама процедура проверки.

Порядок осуществления СОУТ

В соответствии с методикой №33н все мероприятия, необходимые для исследования условий труда на местах производятся организацией-исполнителем, с которой у работодателя заключен соответствующий договор. Руководитель фирмы-заказчика в процессе их выполнения имеет право:

  • Присутствовать при проведении замеров и исследований;
  • Требовать предоставления обоснования сделанных выводов;
  • Обжаловать итоги оценки в Федеральную ИТ.

С другой стороны работодатель обязан не препятствовать проведению необходимых действий специалистами приглашенной организации, а также предоставить все данные, которые нужны им для их осуществления.

Эти правила касаются и приглашенных специалистов, которые включены в состав комиссии, но производят необходимые действия самостоятельно.

Первый шаг. Проведение идентификации рабочих мест

Согласно положениям методики, утвержденной приказом Минтруда №33н, при осуществлении идентификации в расчет берутся:

  • Характеристики материалов и оборудования, применяемого в процессе выполнения сотрудниками их должностных обязанностей;
  • Итоги сделанных ранее исследований и замеров;
  • Возникновение несчастных случаев и проф. заболеваний на предприятии;
  • Письменные предложения трудящихся фирмы.

Идентификация осуществляется экспертом организации-исполнителя, с которой у работодателя заключен договор на выполнения СОУТ. Она производится путем выявления негативных факторов и их сопоставления с тем, которые закреплены в классификаторе к Приказу№33н.

Если на рабочих местах специалистом не было выявлено вредных или/и опасных условий, то данный факт фиксируется в итоговом отчете и должен быть внесен в декларацию соответствия.

Идентификации не подлежат площадки:

  • Включенные в перечень дающих право на досрочное получение пенсии по возрасту;
  • В отношении которых, при послаблении трудящегося на работу, устанавливаются доп. льготы и компенсации;
  • Во время предыдущей СОУТ идентифицированные как имеющие опасные/вредные условия труда.

По итогам проведенных мероприятий специалист составляет отчет и передает его комиссии, принимающей решение о необходимости осуществления замеров и исследований на местах, имеющих угрозу здоровью сотрудников предприятия. Если в процессе идентификации условиям на одном или нескольких рабочих местах будет присвоен 4-й класс опасности, то работодатель обязан в десятидневный срок сообщить об этом в Федеральную ИТ, направив копию протокола в отдел, работающий по региону, где расположено предприятие.

Второй шаг. Исследования и замеры

Если в процессе идентификации рабочих площадок эксперт приглашенной организации обнаружит совпадение по наименованию вредных факторов, с теми, что указаны в классификаторе, то по ним должно быть назначено проведение замеров. Это необходимо для определения их фактической величины и степени воздействия.

При проведении исследований специалистами организации-исполнителя, рекомендуется присутствовать и членам комиссии по СОУТ для того, чтобы на всех этапах контролировать:

  • Исправность приборов;
  • Соблюдение режима эксплуатации оборудования и техники;
  • Правильность проведения замеров и соответствие их технологий, установленным законодательствам требованиям;
  • Внесение в отчет корректных данных и результатов исследований.

При необходимости проведения исследований в лабораторных условиях, образцы должны быть направлены в специальные учреждения, получившие аккредитацию для проведения такого рода действий в установленном законом порядке. Результаты таких анализов оформляются в отдельный протокол, передаются работодателю и прикладываются к итоговому отчету.

Третий шаг. Классификация негативных факторов

Классификация факторов воздействия производится также приглашенным экспертом и осуществляется в отношении:

  • Внутреннего микроклимата на рабочем месте;
  • Световой среды;
  • Содержание в воздухе аэрозолей;
  • Биологических, химических и виброакустических факторов;
  • Ионизирующих и неионизирующих излучений;
  • Степени напряженности рабочего процесса;
  • Различных комплексов воздействующих факторов.

Полная классификация содержится в 4-м разделе методики 33н и включает в себя 4 основные группы по степени их опасности: оптимальный, допустимый, вредный (содержит 4 дополнительные подкласса) и опасный.

Работодатель со своей стороны имеет право требовать понижения уровня опасности условий при использовании его сотрудниками эффективных средств индивидуально защиты, прошедшими соответствующую сертификацию.

Четвертый шаг. Подведение итогов

По результатам произведенных действий, а также на основании замеров и исследований, в соответствии с приложением №3 к методике 33н, должен быть подготовлен специальный отчет. Он оформляется организацией, проводившей проверку, согласно правилам, закрепленным в ст.15 Закона №426-ФЗ.

После его заполнения данный документ должен быть подписан всеми членами комиссии и утвержден её председателем. В случае несогласия со сделанными выводами, члены комиссии имеют право изложить своё мнение в письменной форме и приложить его к отчету.

С момента утверждения отчета работодатель обязан в течение 3-х суток уведомить об этом организацию-исполнителя. Кроме того, в течение 30-ти суток он должен ознакомить с ним сотрудников предприятия под роспись, а также при наличии официально сайта, разместить на нем результаты СОУТ и перечень мероприятий, направленных на улучшение условий ОТ. На основании отчёта, подготавливается на направляется в Госинспекцию по труду декларация соответствия.

Периодичность осуществления СОУТ

Исходя из установленных современным законодательством правил, СОУТ может производиться планово и внепланово. В первом случае она осуществляется раз в пять лет в отношении уже прошедших оценку рабочих мест.

Внеплановая в свою очередь организовывается при:

  • Введении новых трудовых мест;
  • Внесении изменений в техпроцесс, которые могут оказать воздействие на уровень негативных факторов;
  • Получении соответствующего предписания от ГИТ;
  • Изменении используемых СИЗ;
  • Возникновении несчастного случая на фирме или профзаболевания у сотрудника;
  • Иные причины, предусмотренные действующим законодательством.

Штраф за не проведение СОУТ

При отсутствии СОУТ на предприятии или его несвоевременном проведение, в отношении нарушителя могут быть применены меры админ. Взыскания по ст. 5.27 и ст.5.27.1 КоАП. При этом вторая норма является специальной, регулирует нарушения связанные именно с порядком проведения СОУТ и предусматривает наложение штрафных санкций на работодателя в размере 60-80 тыс. руб. за каждое рабочее место не прошедшее оценку.

При повторном выявлении нарушений эта сумма увеличивается до 100-200 тыс. руб. Кроме того, в данном случае к фирме или ИП может быть применена такая мера воздействия как приостановление деятельности сроком до 90 дней.

Приказ Минтруда России от 24.01.2014 N 33н "Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению" http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_158398/ © КонсультантПлюс, 1992-2014

Приложение № 1

к приказу Минтруда России

от ___________ г. № _____

Методика проведения специальной оценки условий труда

  1. Общие положения

1. Настоящая Методика устанавливает обязательные требования к следующим процедурам, последовательно реализуемым в рамках проведения специальной оценки условий труда:

1) идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов;

2) исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов;

3) отнесение условий труда на рабочих местах к классам (подклассам) условий труда по степени вредности или опасности по результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов;

4) оформление результатов проведения специальной оценки условий труда.

2. Требования настоящей Методики распространяются на работодателей - юридических и физических лиц (за исключением работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) независимо от их организационно-правовых форм, а также на организации, проводящие специальную оценку условий труда, и их экспертов.

  1. Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов

3. Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (далее соответственно – вредные и (или) опасные факторы, идентификация) включает в себя следующие этапы:

1) выявление и описание имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса, источников вредных и (или) опасных факторов;

2) сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, указанными в классификаторе вредных и (или) опасных производственных факторов (далее – классификатор), предусмотренном приложением № 2;

3) принятие решения о проведении исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов;

4) оформление результатов идентификации.

4. Идентификация осуществляется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда (далее – эксперт). Результаты идентификации утверждаются комиссией по проведению специальной оценки условий труда (далее – комиссия), создаваемой работодателем.

5. Выявление на рабочем месте вредных и (или) опасных факторов, источников вредных и (или) опасных факторов осуществляется путем изучения представляемых работодателем:

технической (эксплуатационной) документации на производственное оборудование (машины, механизмы, инструменты и приспособления), используемое работником на рабочем месте;

технологической документации, характеристик технологического процесса;

должностной инструкции и иных документов, регламентирующих обязанности работника;

проектов строительства и (или) реконструкции производственных объектов (зданий, сооружений, производственных помещений);

характеристик применяемых в производстве материалов и сырья (в том числе установленных по результатам токсикологической, санитарно-гигиенической и медико-биологической оценок);

деклараций о соответствии и (или) сертификатов соответствия производственного оборудования, машин, механизмов, инструментов и приспособлений, технологических процессов, веществ, материалов, сырья установленным требованиям;

результатов ранее проводившихся на данном рабочем месте исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов.

Указанные в настоящем пункте документация и материалы предоставляются работодателем при их наличии.

Выявление на рабочем месте вредных и (или) опасных факторов, источников вредных и (или) опасных факторов может также проводиться путем обследования рабочего места путем осмотра и ознакомления с работами, фактически выполняемыми работником в режиме штатной работы, а также путем опроса работника и (или) его непосредственных руководителей.

6. Сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса с вредными и (или) опасными факторами, предусмотренными классификатором, производится путем сравнения их наименований.

Сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочем месте химических факторов с химическими факторами, предусмотренными классификатором, производится путем сопоставления их химических названий по международным классификациям, синонимов, торговых названий, идентификационных номеров и других характеристик, идентифицирующих химическое вещество.

7. Имеющиеся на рабочем месте факторы производственной среды и трудового процесса признаются идентифицированными вредными и (или) опасными факторами в случае совпадения их наименований с наименованиями вредных и (или) опасных факторов, предусмотренных классификатором.

Все вредные и (или) опасные факторы, которые идентифицированы на рабочем месте, подлежат исследованиям (испытаниям) и измерениям в порядке, установленном разделом III настоящей Методики.

8. В случае если вредные и (или) опасные факторы по результатам идентификации не выявлены или наименования имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса не совпадают с наименованиями вредных и (или) опасных факторов, предусмотренных классификатором, экспертом фиксируется отсутствие на рабочем месте вредных и (или) опасных факторов.

Условия труда на рабочем месте, на котором отсутствуют вредные и (или) опасные факторы, признаются комиссией допустимыми условиями труда. Работодателем в установленном порядке обеспечивается подача в отношении такого рабочего места декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

9. Результаты идентификации заносятся в раздел «Перечень рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка условий труда» отчета о проведении специальной оценки условий труда (далее – отчет), форма которого предусмотрена приложением № 3.

10. Идентификация не осуществляется в отношении:

1) рабочих мест работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости;

2) рабочих мест, в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

3) рабочих мест, на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия труда.

11. Перечень подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям вредных и (или) опасных факторов на рабочих местах, указанных в пункте 10 настоящей Методики, определяется экспертом в соответствии с классификатором.

Методика специальной оценки условий труда №33н устанавливает порядок идентификации вредных и опасных производственных факторов, а также определения класса и подкласса УТ на рабочем месте. Узнайте, как её применять на практике и не платить штрафы.

Читайте в статье:

33н: методика проведения специальной оценки условий труда

Приказ Минтруда России от 24.01.2014 № 33н утвердил инструмент для реализации Закона РФ "О специальной оценке условий труда" в приложении 1 – методику проведения СОУТ. Последние изменения в нее были внесены , зарегистрированном в Минюсте 6 февраля 2017 года.

В приложениях к документу приведены таблицы для оценки условий труда по вредным и опасным факторам различного характера: химическим, биологическим, виброакустическим, климатическим, световым и т.п.

Другие обязательные документы

Порядок проведения специальной оценки условий труда

Установлены следующие этапы проведения спецоценки:

  1. (далее – ВОПФ).
  2. Лабораторно-инструментальный контроль ВОПФ.
  3. Отнесение класса (подкласса) УТ по степени воздействия вредных и опасных производственных факторов.
  4. Подготовка отчета.

Как вы видите, методика устанавливает функции организации, проводящей специальную оценку условий труда . В ней дан общий для всех отраслей и производств технический алгоритм работы экспертов и аккредитованной испытательной лаборатории. Методика не регламентирует подготовительные мероприятия – формирование комиссии, составление перечня рабочих мест, подлежащих спецоценке, выбора организации, проводящей эту процедуру, и заключение договора с ней, составление календарного графика, а также порядок передачи декларации и размещения информации о результатах на официальном портале предприятия.

Как успеть провести спецоценку в срок и не переплатить

В январе ГИТ начнет штрафовать за непроведение СОУТ. Редакция журнала "Справочник специалиста по охране труда" подготовила 8 рекомендаций, выполнив которые, вы сэкономите на процедуре, сможете выбрать надежного исполнителя и избежать штрафов. Если вы уже провели спецоценку, проверьте с помощью электронного сервиса, не допустили ли вы нарушений.

При проведении специальной оценки условий труда экспертная организация применяет совокупность аналитического и инструментального исследования. Все умозаключения эксперта должны исходить из теории наибольшего риска воздействия ВОПФ.

Эксперт должен провести большую самостоятельную работу по сопоставлению перечня рабочих мест с указанием вредных факторов, составленных работодателем, и классификацией их согласно приложению 2 к Приказу Минтруда № 33н. В отличие от работодателя и от членов , эксперты обладают для этого всей необходимой компетенцией. При этом их обязанностью является разъяснение своих выводов.

Специальную оценку условий труда нельзя проводить в отношении государственных гражданских служащих, муниципальных служащих, дистанционных работников, надомников и лиц, заключивших трудовые договора с физическими лицами, не имеющими статус индивидуального предпринимателя.

Все замеры и исследования осуществляет организация, с которой у работодателя заключен договор. Сам работодатель только присутствует при замерах и может требовать обоснования тех или иных результатов или обжалования результатов в ГИТ. Для эффективной работы экспертов следует предоставить им всю необходимую информацию, без которой невозможно правильно оценить рабочие условия. При этом работодателю запрещается вмешиваться в проведение лабораторно-измерительного контроля – замеры и исследования, т.е. мешать экспертам делать свою работу. В акте выполненных работ экспертная организация указывает суммарное количество измеряемых факторов при проведении специальной оценки условий труда.

Методика проведения СОУТ

В соответствии с Методикой № 33н, при проведении идентификации экспертом учитываются технические характеристики оборудования, результаты ранее проведенных исследований в рамках производственного санитарно-гигиенического контроля, предыдущей аттестации рабочих мест , профзаболеваний или НС, предложения работников или их представительных органов.

Перечень факторов, подлежащих идентификации, составляет комиссия работодателя. Источником информации служат нормативы по ОТ при воздействии на протяжении 8-часового рабочего дня при 40-часовой рабочей неделе. Негативное воздействие ВОПФ не должно в течение всей трудовой биографии работника.

Идентификация осуществляется экспертом и проводится так: эксперт выявляет и сравнивает на предмет соответствия наименования выявленных факторов и факторов, перечисленных в приложении 2 к Методике № 33н – в классификаторе.

Если эксперт не идентифицирует ВОПФ, он вносит эти сведения в Заключение, при этом класс УТ относит к оптимальным или допустимым, подлежащим к декларированию соответствия государственным нормативным требованиям. Но сделать это можно только в отношении тех рабочих мест, по которым работникам установлено досрочное назначение пенсии, на тех РМ, где ранее в результате АРМ были установлены ВОПФ.

Если же эксперт обнаруживает, что факторы в Перечне совпадают по наименованиям, он признает их вредными или опасными, и даст задание испытательной лаборатории на проведение на определение уровня фактического воздействия на каждом рабочем месте. Тут важно помнить, что организация, проводящая спецоценку, обязана иметь штатную аккредитованную лабораторию. Но это не запрещает экспертной организации заключать договор и с подрядными лабораториями.

Результаты исследований уровней ВОПФ должны быть оформлены протоколом с указанием индивидуального номера РМ, должности или профессии, наименования согласно классификаторум и пункту 16 Методики № 33н. Работодатель должен разъяснить заранее права сотрудников во время процедуры оценки УТ на их рабочих местах.

Для работников необъективность результатов СОУТ может привести к приостановке права досрочного выхода на пенсию, снижению или отмене предоставляемых гарантий и компенсаций за работу с вредными условиями труда (повышенная оплата труда, сокращенная продолжительность рабочего дня, дополнительный отпуск), а также лишения права на получение молока или других заменяющих его продуктов.

По данному протоколу эксперт должен и отнести их к вредному или опасному производственному фактору.

Классификация производится на основании специальных формул, изложенных в разделе IV Методики, и подразделяется на четыре класса условий труда:

  • оптимальный и допустимый – 1 и 2 класс;
  • вредный – 3.1-3.4;
  • опасный – 4 класс.

Работодатель может потребовать на рабочем месте, например, если его работники используют СИЗ. В этом случае эксперты сравнивают соответствие выдаваемых средств защиты типовым нормам, проверяют сертификаты и испытательные протоколы, комплектность, дают экспертную оценку эффективности выбора и эффективности применения. Но не ко всем рабочим местам можно применить методику снижения класса.

Она не применяется в отношении СИЗ, подлежащих декларированию (следовательно, применяется только в отношении сертифицированных), средств защиты от общих производственных загрязнений (халаты, нарукавники, фартуки и костюмы хлопчатобумажные и т.д.), а также предназначенных на РМ 1, 2 или 4 класса (ведь снижение возможно только по степеням вредных условий труда – 3.1, 3.2, 3.3, 3.4 подкласса).

Методика оценки УТ постоянно совершенствуется. Например, определил, что в отношении рабочих мест медиков отнесение к вредным УТ при воздействии биологического фактора осуществляется без измерений и исследований концентрации патогенных микроорганизмов. Спустя 3 года – 30 июня 2017 г. Приказом Минтруда России были утверждены изменения в особенности проведения специальной оценки УТ для медицинских организаций:

1. Экспертная организация не может заниматься проведением спецоценки в присутствии больного.

2. Лабораторно-инструментальный контроль проводится только в присутствии обслуживающего аппаратуру персонала. Это связано с тем, что диагностическое оборудование медицинских кабинетов может влиять на работу контрольных и измерительных приборов.

3. При оценке травмоопасности производственного процесса экспертом учитываются такие особенности, как особо опасные и опасные процедуры.

4. При исследовании рабочих мест эксперт должен учитывать наличие в истории болезни инфекционных заболеваний.

16.05.2016 10:52:00

Для любой организации специальная оценка условий труда — обязательное мероприятие, которое проводится совместно работодателем и специализированной уполномоченной государством организацией, привлекаемой работодателем на основании гражданско-правового договора. Специальной оценке условий труда подлежат все рабочие места работодателя, кроме мест надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

Специальная оценка условий труда (далее - СОУТ) является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ч. 1 ст. 3 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ; далее - Закон № 426-ФЗ).

Согласно части 3 статьи 8 Закона № 426-ФЗ специальную оценку условий труда проводят в соответствии с методикой ее проведения , которую утверждает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации приказом от 24 января 2014 года № 33н (далее - Приказ № 33н) утвердило Методику проведения специальной оценки условий труда (далее - Методика проведения СОУТ).

Специальная оценка условий труда проводится не реже чем один раз в пять лет , если иное не установлено Законом № 426. Указанный срок исчисляют со дня утверждения отчета о проведении СОУТ. Статьей 17 Закона № 426 предусмотрены случаи проведение внеплановой СОУТ , в частности:

  • ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
  • изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов.


Внеплановая СОУТ проводится на соответствующих рабочих местах в течение шести месяцев со дня наступления указанных случаев. Регулирование СОУТ осуществляется Трудовым кодексом Российской Федерации (далее - ТК РФ), Законом № 426-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативны ми правовыми актами Российской Федерации (ст. 2 Закона № 426-ФЗ). В законодательных актах Российской Федерации содержатся требования к рабочим местам и показатели вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее - вредные и (или) опасные производственные факторы),
измеряемые при проведении СОУТ, а также гарантии и компенсации работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (таблица) .

  • организация проведения СОУТ;

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА


, оказывающей услуги в данной области и соответствующей требованиям статьи 19 Закона № 426-ФЗ.


В уставных документах организации, проводящей СОУТ, должно быть указано, что не менее пяти экспертов , работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по СОУТ. Кроме того, организация, проводящая СОУТ, в качестве структурного подразделения должна иметь

Порядок проведения СОУТ установлен Законом № 426-ФЗ и включает несколько этапов:

  • организация проведения СОУТ;
  • подготовка к проведению СОУТ;
  • идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • исследования и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • исследование (испытание) и измерение вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса при проведении СОУТ;
  • оформление результатов проведения СОУТ;
  • декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Обязанности по организации и финансированию проведения СОУТ возлагаются на работодателя. СОУТ проводится совместно работодателем и специализированной организацией , оказывающей услуги в данной области и соответствующей требованиям статьи 19 Закона № 426-ФЗ. В уставных документах организации, проводящей СОУТ, должно быть указано, что основным видом ее деятельности (один из видов ее деятельности) является проведение СОУТ . В штате этой организации должно быть не менее пяти экспертов , работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ
по СОУТ.


Кроме того, организация, проводящая СОУТ, в качестве структурного подразделения должна иметь испытательную лабораторию (центр) , которая аккредитована национальным органом по аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

СОСТАВ И ПОРЯДОК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМИССИИ (ПЕРЕЧЕНЬ ПРОВЕДЕНИЯ
НЕОБХОДИМЫХ МЕРОПРИЯТИЙ) УТВЕРЖДАЮТСЯ ПРИКАЗОМ (РАСПОРЯЖЕНИЕМ) РАБОТОДАТЕЛЯ. ЭТИМ ЖЕ ПРИКАЗОМ УТВЕРЖДАЕТСЯ ГРАФИК ПРОВЕДЕНИЯ СОУТ.


Работодатель заключает с такой организацией, проводящая СОУТ, гражданско-правовой договор .

ПОДГОТОВКА К ПРОВЕДЕНИЮ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА. ФОРМИРОВАНИЕ КОМИССИИ

Работодатель приказом (распоряжением) образует комиссию по проведению специальной оценки условий труда (далее - комиссия). Число членов комиссии должно быть нечетным. В состав комиссии включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии). Комиссию возглавляет работодатель (его представитель).

При проведении СОУТ у работодателя, отнесенного в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого предпринимательства , в состав комиссии включаются работодатель - индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другие полномочные представители работодателя, в том числе специалист по охране труда либо представитель организации или специалист, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору для осуществления функций службы охраны труда (специалиста по охране труда), представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии).

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРЕЧНЯ РАБОЧИХ МЕСТ, НА КОТОРЫХ БУДЕТ ПРОВОДИТЬСЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА


До начала выполнения работ по проведению СОУТ комиссия утверждает перечень рабочих мест , на которых будет проводиться СОУТ (с указанием аналогичных рабочих мест), а также опасные и (или) вредные условия труда.

Аналогичными рабочими местами признаются рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах), оборудованных одинаковыми (однотипными) системами кондиционирования воздуха, вентиляции, освещения и отопления, на которых работники работают по одной и той же специальности, профессии, должности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.

Проведение СОУТ на аналогичных рабочих местах имеет свои особенности. При выявлении аналогичных мест СОУТ проводится в отношении только 20 % рабочих мест от общего числа таких рабочих мест (но не менее двух рабочих мест) и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ ПОТЕНЦИАЛЬНО ВРЕДНЫХ И (ИЛИ) ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ


Под идентификацией потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов понимаются сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными Классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов, утвержденным Приказом Минтруда № 33н.


Процедура осуществления идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов устанавливается Методикой проведения СОУТ. Согласно разделу II Методики проведения СОУТ идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (далее - идентификация) включает в себя следующие этапы:

  • выявление и описание имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса, источников вредных и (или) опасных факторов;
  • сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными Классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • принятие решения о проведении исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов;
  • оформление результатов идентификации.


Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах осуществляется экспертом организации, проводящей СОУТ . Результаты идентификации утверждаются комиссией.

И CC ЛЕДОВАНИЯ И ИЗМЕРЕНИЯ ВРЕДНЫХ И (ИЛИ) ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ


В рамках проведения СОУТ все идентифицированные вредные и (или) опасные факторы производственной среды подлежат исследованиям (испытаниям) и измерениям. Перечень обнаруженных вредных и (или) опасных производственных факторов, которые подлежат исследованиям (испытаниям), формируется комиссией исходя из:

  • государственных нормативных требований охраны труда;
  • характеристик технологического процесса и производственного оборудования;
  • характеристик применяемых сырья и материалов;
  • результатов ранее проводившихся исследований и измерений
  • вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • предложений работников.


Исследования (испытания) и измерения фактических значений вредных и (или) опасных производственных фактора осуществляются испытательной лабораторией (центром), экспертами и иными работниками организации, проводящей СОУТ. Методы и методики исследований и методы измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, состав экспертов определяются организацией, проводящей СОУТ, самостоятельно. Эксперт организации, проводящей СОУТ, на основании результатов проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов определяет классы (подклассы) условий труда на рабочих местах по степени вредности и (или)опасности .

ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ИССЛЕДОВАНИЙ (ИСПЫТАНИЙ) И ИЗМЕРЕНИЙ ВРЕДНЫХ И (ИЛИ) ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ ДОЛЖНЫ ПРИМЕНЯТЬСЯ УТВЕРЖДЕННЫЕ И АТТЕСТОВАННЫЕ В ПОРЯДКЕ, УСТАНОВЛЕННОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ, МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ (ИСПЫТАНИЙ) И МЕТОДИКИ (МЕТОДЫ) ИЗМЕРЕНИЙ И СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ИМ СРЕДСТВА ИЗМЕРЕНИЙ, ПРОШЕДШИЕ ПОВЕРКУ И ВНЕСЕННЫЕ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ФОНД ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ (Ч. 4 СТ. 12 ЗАКОНА № 426).



Статья 14 Закона № 426-ФЗ:

«2. Оптимальными условиями труда (1 класс) являются условия труда, при которых воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов отсутствует или уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда и принятые в качестве безопасных для человека, и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности работника.

3. Допустимыми условиями труда (2 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены).

4. Вредными условиями труда (3 класс) являются условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, в том числе:

1) подкласс 3.1 (вредные условия труда 1 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, после воздействия которых измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается, как правило, при более длительном, чем до начала следующего рабочего дня (смены), прекращении воздействия данных факторов, и увеличивается риск повреждения здоровья;

2) подкласс 3.2 (вредные условия труда 2 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию начальных форм профессиональных заболеваний или профессиональных заболеваний легкой степени тяжести (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (пятнадцать и более лет);

3) подкласс 3.3 (вредные условия труда 3 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию профессиональных заболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности;

4) подкласс 3.4 (вредные условия труда 4 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны привести к появлению и развитию тяжелых форм профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности) в период трудовой деятельности.

5. Опасными условиями труда (4 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профессионального заболевания в период трудовой деятельности».

ПРОТОКОЛ, СОДЕРЖАЩИЙ ОБОСНОВАНИЕ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ О НЕВОЗМОЖНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ (ИСПЫТАНИЙ) И ИЗМЕРЕНИЙ ВРЕДНЫХ И (ИЛИ) ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ, ЯВЛЯЕТСЯ НЕОТЪЕМЛЕМОЙ ЧАСТЬЮ ОТЧЕТА О ПРОВЕДЕНИИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ
УСЛОВИЙ ТРУДА.

Комиссия вправе принять решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов в случае, если проведение указанных исследований (испытаний) и измерений на рабочих местах может угрожать жизни или здоровью работников, экспертов или иных лиц, проводящих СОУТ . В таком случае условия труда на рабочих местах относятся к опасному классу условий труда без проведения соответствующих исследований и измерений. Комиссия оформляет решение о невозможности проведения исследований и измерений протоколом , содержащим обоснование принятия такого решения.

Работодатель обязан направить копию протокола в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по месту своего нахождения в течение 10 рабочих дней со дня принятия решения.

ИССЛЕДОВАНИЕ (ИСПЫТАНИЕ) И ИЗМЕРЕНИЕ ВРЕДНЫХ И (ИЛИ) ОПАСНЫХ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СРЕДЫ И ТРУДОВОГО ПРОЦЕССА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА


В рамках проведения СОУТ исследованию (испытанию) и измерению подлежат следующие вредные и (или) опасные факторы производственной среды:


Кроме того, при проведении СОУТ измерению подлежат следующие вредные и (или) опасные факторы трудового процесса:

  • тяжесть трудового процесса (показатели физической нагрузки на опорно-двигательный аппарат и на функциональные системы организма работника);
  • напряженность труда (показатели сенсорной нагрузки на центральную нервную систему и органы чувств работника).


По отдельным видам работ, профессий, должностей и специальностей Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации совместно с другими исполнительными органами власти и организациями может устанавливаться дополнительный перечень вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, которые подлежат исследованию и измерению при проведении СОУТ . По результатам испытаний условия труда на рабочих местах по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные.

ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕДЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА


Организация, проводящая СОУТ, составляет отчет о ее проведении по итогам проделанной работы. Форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и Инструкция по заполнению формы отчета о проведении специальной оценки условий труда утверждены Приказом № 33н.

В отчет включаются следующие результаты проведения СОУТ:

  • сведения об организации, проводящей специальную оценку условий труда, с приложением копий документов, подтверждающих ее соответствие требованиям, установленным статьей 19 Закона № 426-ФЗ;
  • перечень рабочих мест, на которых проводилась СОУТ, с указанием вредных и (или) опасных производственных факторов, которые идентифицированы на данных рабочих местах;
  • карты СОУТ, содержащие сведения об установленном экспертом организации, проводящей СОУТ, классе (подклассе) условий труда на конкретных рабочих местах;
  • протоколы проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • протоколы оценки эффективности средств индивидуальной защиты;
  • протокол комиссии, содержащий решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений (при наличии такого решения);
  • сводная ведомость результатов проведения СОУТ;
  • перечень рекомендуемых мероприятий по улучшению условий труда;
  • заключение эксперта организации, проводящей СОУТ.


Протокол проведения исследований и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов оформляется в отношении каждого исследованного и идентифицированного вредного и (или) опасного фактора. Отчет подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии. Если член комиссии не согласен с результатами проведения СОУТ, он вправе изложить свое мотивированное особое мнение в письменной форме, приложив его к отчету.

ОБЯЗАННОСТЬ ПО ПЕРЕДАЧЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕДЕНИЯ СОУТ ВОЗЛАГАЕТСЯ НА ОРГАНИЗАЦИЮ, ПРОВОДЯЩУЮ СПЕЦИАЛЬНУЮ ОЦЕНКУ УСЛОВИЙ ТРУДА (Ч. 1 СТ. 18 ЗАКОНА № 426-ФЗ).


Работодатель организует ознакомление работников с результатами проведения СОУТ на их рабочих местах под роспись в срок не позднее чем 30 календарных дней со дня утверждения отчета о ее проведении. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха. Результаты проведения СОУТ, в том числе в отношении рабочих мест, условия труда на которых признаны допустимыми и декларируются как соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, подлежат передаче в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда (ч. 1 ст. 18 Закона № 426-ФЗ). Организация, проводящая СОУТ, в течение десяти рабочих дней со дня утверждения отчета о ее проведении передает соответствующие сведения в отношении работодателя, рабочего места и организации, проводившей СОУТ, в указанную информационную систему учета. Сведения передаются в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью.

ДЕКЛАРИРОВАНИЕ СООТВЕТСТВИЯ УСЛОВИЙ ТРУДА ГОСУДАРСТВЕННЫМ НОРМАТИВНЫМ ТРЕБОВАНИЯМ ОХРАНЫ ТРУДА


В отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам идентификации не выявлены , работодатель подает в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по месту своего нахождения декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (ст. 11 Закона № 426-ФЗ). Декларация и информация о ней вносятся в реестр деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям по охране труда. Форма декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и Порядок подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда утверждены приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 7 февраля 2014 года № 80н. Декларация действительна в течение пяти лет со дня утверждения отчета о проведении СОУТ.

Материал для публикации любезно предоставлен редакцией журнала «Охрана труда и пожарная безопасность».